КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Материаловедение»
по теме «Стали»
выполнил:
студент 1ого курса Б.КТМ.ТМС.20.01
Яковлев М. А.
Проверила:
Афанасьева Л. Е.
г. Тверь
2020
Описание стали Ст6
Марка стали
|
Массовая доля химических элементов
|
|
углерода
|
марганца
|
кремния
|
Ст6пс
|
0,38-0,49
|
0,50-0,80
|
0,05-0,15
|
Ст6сп
|
0,38-0,49
|
0,50-0,80
|
0,15-0,30
| Массовая доля азота в стали должна быть не более:
- выплавленной в электропечах - 0,012%;
- мартеновской и конвертерной - 0,010%.
Допускается повышение массовой доли азота в стали до 0,013%, при условии снижения нормы массовой доли фосфора по 4.5 не менее чем на 0,005% при каждом повышении массовой доли азота на 0,001%.
Элемент
|
Предельное отклонение по химическому составу
|
Углерод
|
+0,03
|
Марганец
|
+0,10
|
Кремний
|
+0,05
|
Фосфор
|
+0,010
|
Сера
|
+0,010
|
Характеристики
Марка стали Ст6. Сталь обыкновенного качества, особенно кипящие, наиболее дешевые. Из сталей обыкновенного качества изготовляют горячекатаный рядовой прокат: балки, прутки, листы, трубы. Стали применяют в строительстве для сварных и болтовых конструкций. С повышением содержания в стали углерода свариваемость ухудшается. Сталь Ст6, имеющая более высокое содержание углерода, применяют для элементов строительных конструкций, не подвергаемых сварке.
Сталь Ст6 применяется: для изготовления баб молотов, шпинделей, клиньев, строительных ломов и других деталей, подвергающихся воздействию ударных нагрузок, деталей повышенной прочности (осей, валов, пальцев, поршней и т.д.), рельсов двухголовых, тавровых и типа Р5, предназначенных для наземных и подвесных путей.
Механические свойства при Т=20oС
Сортамент
|
Размер
|
Напр.
|
sв
|
sT
|
d5
|
y
|
KCU
|
Термообр.
|
-
|
мм
|
-
|
МПа
|
МПа
|
%
|
%
|
кДж / м2
|
-
|
Сталь горячекатан.
|
20-40
|
|
600
|
|
14
|
|
|
|
Технологические свойства
|
Ковка
|
Температура ковки, °С: начала 1250, конца 780. Сечения до 400 мм охлаждаются на воздухе.
|
Свариваемость
|
Ограниченно свариваемая.
Способы сварки: ручная дуговая сварка, автоматическая дуговая сварка, электрошлаковая сварка. Рекомендуется подогрев и последующая термообработка.
|
Обрабатываемость резанием
|
В горячекатаном состоянии при HB 158 и σв = 640 МПа::
Kv твердый сплав = 1,2
Kv быстрорежущая сталь = 1,2
|
Флокеночувствительность
|
Не чувствительна
|
Склонность к отпускной хрупкости
|
Не склонна
|
Температура критических точек, °С
|
Ac1
|
Ac3
|
Ar1
|
Ar3
|
725
|
790
|
690
|
780
|
Технология производства поршней
1. Требования, предъявляемые к поршням двигателя
На сегодняшний день существует 4 основных требования, которые предъявляются к поршням двигателя транспортного средства и все они так или иначе сводятся к единственному, а также самому ключевому параметру - сроку службы детали. Справочно заметим, что требования, которые мы сейчас перечислим, предъявляются современными условиями эксплуатации автомобилей.
Требования, предъявляемые к поршням силовой установки:
- Первое требование относится к сопротивляемости поршня высокой температуре, давлению газов и надежной герметизации канала цилиндра. Происходит это благодаря перемещению поршня в цилиндре, что позволяет расширять сжатые газы и продукты горения топлива, что обеспечивает высвобождение механической энергии.
- Второе требование заключается в том, что цилиндр с поршнем и кольцами (поршневыми) обеспечивает оптимальное скольжение линейного подшипника, который минимизирует механические потери во время трения деталей в цилиндре, что как следствие выливается в более долгий срок службы узлов.
- Третье требование заключается в том, что поршень двигателя постоянно испытывает высокие нагрузки со стороны камеры сгорания топливно-воздушной смеси и удары от шатуна, поэтому деталь должна выдерживать любые механические воздействия на нее.
- Четвертое требование заключается в том, что поршень двигателя совершая возвратно-поступательные движения на высокой скорости, не должен создавать нагрузку на кривошипно-шатунный узел своими инерционными воздействиями.
Требования к механической обработке заготовок поршней следующие:
1) ось отверстия под поршневой палец должна быть перпендикулярна к образующей поршня (во избежание перекоси поршня в цилиндре). Допуск перпендикулярности 0,1...0,15 мм на 1 м длины контрольного валика;
2) ось отверстия под палец должна лежать и папой плоскости с осью поршня. Допуск пересечения осей 0.2...0,3 мм для чугунных поршней и 0,1...0,2 мм для алюминиевых;
3) боковые плоскости канавок для колец должны быть перпендикулярны к образующей поршня. Допуск перпендикулярности 0,02...0,03 мм;
4) контур днища поршня должен быть выдержан с точностью 0,2...0,5 мм.
5) должна быть обеспечена герметичность полости охлаждения;
6) обработка по размерам (рис. 1) ведется с точностью, указанной в табл. 1;
7) отклонение массы поршня от указанной в чертеже не должно превышать 0,8...1,2 % для алюминиевых и 1...2 % для чугунных поршней;
8) шероховатость обработанных поверхностей обычно аналогична приведенной на рис. 1.
В качестве примера рассмотрим типовой технологический процесс обработки чугунного поршня для среднеоборотного двигателя в условиях серийного производства. Такой выбор поршня и типа производства обусловлен тем, что в дизелестроении мелкосерийное производство является наиболее распространенным, а при обработке поршня такого размера и материала применяются наиболее характерные способы и приемы. При этом необходимо учесть следующее:
1) основными обрабатываемыми поверхностями поршней являются поверхности тел вращения; их обработка производится, главным образом, на токарных и расточных станках;
2) поршни являются тонкостенными деталями и поэтому легко деформируются, что затрудняет обеспечение высокой точности обработки. Для ее повышения пользуются вспомогательными, точно обработанными базирующими поверхностями, установка на которые позволяет зажимать поршень без значительных деформаций. Чаще всего за такие базы принимают точно обработанный поясок юбки поршня и ее торец.
Рис. 1. Поршни:
а) чугунный литой; б) алюминиевый штампованный
Таблица 1
Точность обработки поршня
Размер
|
Поле допуска
|
Примечание
|
D1
|
h6
|
D1 = D – (0,0010…0,0013)D – для чугунных поршней; D1 = D – (0,0018…0,0025)D – для алюминиевых поршней, где D – диаметр цилиндра
|
D2
|
h9
|
При цилиндрической форме верхней части поршня
|
D3
|
H9…H7
|
|
D4
|
H11
|
На соответствующем размере буртика крышки с11
|
d
|
H7
|
Для тихоходных двигателей
|
d
|
H6
|
Для быстроходных двигателей
|
h
|
3-й класс
|
0,020…0,035 мм в зависимости от размера
|
k
|
± 0,1…0,05 мм
|
Для двигателей без регулирующих e0 прокладок
|
При изготовлении поршня применяется следующий технологический процесс:
операция 05- проверка отливки; разметка под токарную обработку. Для обеспечения равномерной толщины стенок и днища поршня за базовые берутся внутренние необрабатываемые поверхности. Первоначальную разметку выполняют с укладкой поршня сначала на призмы (в двух положениях, через 90 °), а затем с установкой его на днище. Наносятся продольные и поперечные центровые линии, и риски, определяющие припуски по торцам. На зачищенной технологической центровой бобышке на головке поршня намечается центровое отверстие;
операция 10- обдирка наружной поверхности и днища (желательно как можно раньше выявить пригодность материала ответственных наружных поверхностей - отсутствие раковин, трещин и т. п.).
Поршень устанавливают прибылью в кулачки планшайбы с выверкой по рискам на верхнем торце и поддерживают задним центром (рис. 2, а). Такое крепление позволяет вести обработку на производительных режимах без опасения деформировать поршень. Начерно прорезают канавки для колец (это дает возможность удостовериться в хорошем качестве отливки), а также отрезают прибыль и пробное кольцо для проведения испытаний (механических испытаний, структурного и химического анализа; для средних и мелких алюминиевых поршней одну заготовку от каждой плавки разрезают на части и подвергают механическим испытаниям, макроструктурному и химическому анализу).
На чистовую обточку оставляется припуск 2...2,5 мм на сторону;
операция 15- черновая расточка внутренних поясков, подрезка нижнего торца и фланца полости охлаждения - производится на токарном или расточном станке. Поршень устанавливается головкой в четырехкулачковый патрон, а юбкой - в люнет 1. За базу принимается вчерне обработанная наружная поверхность (рис. 2, б);
операция 20- черновая расточка и подрезка отверстия для пальца - выполняется на карусельном или расточном станке;
операция 25- термообработка для снятия напряжений. Нагрев до температуры приблизительно 500 °С в течение 4 ч, выдержка 6 ч, остывание вместе с печью в течение 10 ч до t = 150 °С (для алюминиевых поршней остывание не с печью, а на воздухе - нормализация);
Рис. 2. Черновая обработка поршня:
а) обточка; б) расточка.
операция 30- чистовая расточка внутренних поясков и подрезка нижнего торца и фланца полости охлаждения — выполняется аналогично 3-й операции. Эти поверхности используются в дальнейшем как установочная база для последующих операций;
операция 35- чистовая обточка (с припуском на диаметр 0,5...0,35 мм под шлифование), проточка канавок для колец, проточка камеры сгорания (профиля верхнего днища). Операция выполняется на обычных или многорезцовых токарных станках. Подготовленная в 6-й операции установочная база (внутренний поясок и нижний торец) очень удобна для выполнения всей наружной обработки при одной установке.
Поршень ориентируется на центрирующем диске 1через отверстие в бобышках пальцем 2и тягой 3и закрепляется с помощью пневматического цилиндра 4(рис. 3).
Рис. 3. Чистовая обточка поршня
Фасонное днище поршня обтачивают посредством поперечного копира 5, закрепляемого на станине станка.
Верхний суппорт 6отключается от самохода и роликом 7 связывается с копиром; при включении самохода поперечного суппорта 8верхний суппорт 6описывает кривую в соответствии с профилем копира.
Для данных поршней с целью устранения вибраций и усиления устойчивости головку поршня упирают в задний центр с помощью технологической бобышки 9.
Чистовую проточку канавок для колец выполняют набором калибрующих резцов с малой поперечной подачей (около 0,05 мм/об), обеспечивая этим высокую степень точности и шероховатости поверхности;
операция 40- расточка (с припуском 0,4…0,5 мм) отверстия для пальца и чистовая подрезка торцов бобышек - производится на карусельном или расточном станке;
операция 45 - сверление отверстии на фланце полости охлаждения для крепления крышки производится на радиально сверлильном станке с помощью кондуктора. Поршень устанавливается головкой в приспособление;
операция 50 - гидравлическое испытание полости охлаждения давлением приблизительно 0,6 МПа. Поршни для быстроходных двигателей также подвергаются гидравлическому испытанию, но при этом испытываются только днища поршней. Отверстия в бобышках в этом случае заглушаются;
операция 55 - сверление наклонных отверстий в канавках под маслосъемные кольца производится на радиально-сверлильном станке с помощью кондуктора. Поршень устанавливается под наклоном на специальном угольнике так, чтобы оси отверстий были перпендикулярными к столу станка. Часто угольники снабжаются целительным приспособлением;
операция 60 - шлифование наружной поверхности поршня - производится на круглошлифовальном станке (рис. 4, а). Поршень устанавливается в центры, причем в нижнем торце устанавливается специальный центровой диск 1. Если центровая бобышка на верхнем (днище поршня не срезана, то передний центр упирается в нее, а для привода от поводка 2на днище устанавливается специальный магнитный упор 3.
В этой же операции зачищают торцом абразивного круга кольцевую плоскость на верхнем торце поршня (она служит установочной базой для расточки отверстия под палец);
операция 65 - срезка центровой бобышки на верхнем днище поршня (если она не была срезана раньше) —выполняется на токарном станке;
операция 70 - тонкая расточка отверстия под палец – выполняется на тонкорасточном или планетарно-шлифовальном станке. Установочной базой служит шлифованная кольцевая плоскость на верхнем торце поршня. Правильное положение поршня по отношению к шпинделю станка достигается конусным установочным пальцем 1, вводимым в отверстие под палец со стороны бобышки, противоположной обрабатываемой (рис. 4, б).
Соблюдение размера к обеспечивается точной установкой шпинделя по высоте.
Рис. 4. Завершающая обработка поршня:
а) шлифование наружной поверхности; б) тонкая расточка
отверстий в бобышках
Контроль обработки поршней.
Поршень — одна из наиболее ответственных деталей двигателя, поэтому он подвергается тщательному контролю как в процессе обработки, так и после нее.
Окончательный контроль состоит из следующих операций:
1) наружный осмотр с целью проверки шероховатости обработки (по образцу) и выявление дефектов материала и обработки;
2) проверка геометрических размеров отдельных поверхностей с помощью универсального и специального измерительного инструмента;
3) проверка расположения наиболее ответственных поверхностей (например, отверстия в бобышках, образующей поршня и т. н.);
4) проверка массы поршня.
Обработка поршней небольшого размера из алюминиевого сплава при серийном производстве проводится по аналогичной технологической схеме, однако характеризуется применением большого количества приспособлений и полным отсутствием разметки.
Ссылки на материалы и таблицы:
https://www.str-invest.ru/pom-snab/sprav-met/marochnik/stal-st6/
https://tekhnar.ru/materialy/st6sp.html
https://studopedia.ru/3_175654_tehnologiya-proizvodstva-porshney.html
Поделитесь с Вашими друзьями: |