Исследование факторов попадания детей с особыми потребностями в государственные воспитательные учреждения и 2 модели инновационных социальных услуг для детей с ограниченными возможностями и их семей Санкт-Петербург 2010
ББК 74.200.44 Ис 85 Научный редактор — Джоанна Роджерс и Кожевникова Е В Авторы — Балашова Л М ., Долинина К В ., Емец М М ., Зинченко И М ., Лиманская К А ., Самарина Л В ., Тросман Е В Джоанна Роджерс и др Исследование факторов попадания детей с особыми потребностями в государственные воспитательные учреждения и 2 модели инновационных социальных услуг для детей с ограниченными возможностями и их семей : методическое пособие / Джоанна Роджерс и др . — Санкт - Петербург , 2010. — 102 с ISBN 978-5-904778-04-0 ББК 74.200.44 Методическое пособие Исследование факторов попадания детей с особыми потребностями в государственные воспитательные учреждения и 2 модели инновационных социальных услуг для детей с ограниченными возможностями и их семей Подписано в печать 28.05.10. Формат 210 х 297. Печ л . 13. Тираж 500. Заказ 271. ISBN 978-5-904778-04-0 © Филиал благотворительной компании « Эвричайлд » ( Великобритания ) в Российской Федерации , 2010
3 Введение По данным Комитета по здравоохранению, в Санкт-Петербурге проживают 14316 детей-инвалидов, из которых 1080 детей-инвалидов находятся в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания. Из числа этих детей за период с 2003 по 2008 год ни один ребенок не был усыновлен, передан под опеку или в приемную семью 1 Очевидно, что за последние 20 лет изменились взгляды и подходы профессионального и родительского сообщества на оказание помощи детям с нарушениями в развитии. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка 2 , «Государства- участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества» (Статья 23). Это значит, что любой ребенок имеет право на нормальное качество жизни вне зависимости от того, в какой стране он родился, кто его родители и насколько он здоров. Система социальной помощи в Санкт-Петербурге развивается в соответствии с «Концепцией развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.06 №559 3 С 2006 года в городе активно формируются и развиваются учреждения социального обслуживания специального типа — центры социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, согласно постановлению Правительства Санкт- Петербурга от 03.07.07 №732 о развитии сети учреждений социального обслуживания населения Санкт-Петербурга до 2010 года. В настоящее время такие центры уже созданы в тринадцати из восемнадцати районов города и работают как самостоятельные юридические лица 4 . В пяти других районах центры социальной реабилитации детей-инвалидов юридически функционируют в составе комплексных центров социального обслуживания населения и станут самостоятельными в 2010 году 5 . В настоящее время завершается разработка и внедрение стандартов, норм и нормативов социального обслуживания, в том числе социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями — инвалидов и детей-инвалидов. Центры социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов работают по заявительному принципу, а существующие в них услуги помогают в решении различных проблем детям и семьям, которые могут посещать данные центры. Семьи, воспитывающие детей с тяжелыми и множественными нарушениями, часто не имеют возможности приехать в центр для получения услуг. Причин этому может быть несколько: степень тяжести нарушений у ребенка, крайне низкий иммунитет, большой вес и рост ребенка, отсутствие транспорта и т.д. В этом случае ребенок остается без помощи специалистов 1 Аналитические материалы о положении детей Санкт-Петербурга. Положение детей-инвалидов. Центр «Семья», 2008 год. Источник данных: https://www.homekid.ru/kidscience/kid2008part10.htm. Проверен: 22.03.2010 г. 2 Конвенция ООН о правах ребенка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 года, ратифицирована СССР 13.06. 1990г., вступила в силу для Российской Федерации 15.09.1990г. 3 Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.06 №559 «О Концепции развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы». Источник данных: https://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/trud/czn/2006_2010. Проверен: 22.03.2010г. 4 По данным центра Семья за 2008 год. Аналитические материалы о положении детей Санкт- Петербурга. 10. Положение детей-инвалидов. 5 Аналитические материалы о положении детей Санкт-Петербурга. Положение детей-инвалидов. Центр «Семья», 2008 год. Источник данных: https://www.homekid.ru/kidscience/kid2008part10.htm. Проверен: 22.03.2010г.
4 реабилитационного центра. Из-за недостатка социальной поддержки перед многими такими семьями встает вопрос о передаче ребенка в интернатное учреждение. Большой вклад в программы помощи семьям и детям вносят некоммерческие организации, такие, как городская Ассоциация общественных организаций родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ), негосударственное образовательное учреждение повышения квалификации «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства», филиал благотворительной компании «Эвричайлд» (Великобритания) в Российской Федерации, региональная общественная организация инвалидов «Перспектива», общество инвалидов в защиту семьи «Аревик» и многие другие. Эти организации создают новые методы и технологии, апробируют и объединяют передовой опыт зарубежных стран и применяют его на практике, предоставляют семьям и детям перспективные и востребованные услуги. Примером положительного опыта и одним из направлений профилактических программ являются программы раннего вмешательства. Они направлены на поддержку семей с маленькими детьми, имеющими нарушения или отставания в развитии, либо риск возникновения таковых. Риск может быть связан как с биологическими факторами, так и с социальными, когда неадекватная среда и окружение ребенка могут привести к проблемам в развитии. Идея раннего вмешательства проста: чем раньше приходит помощь, тем она эффективнее. Современные научные исследования показывают критическое значение первых двух-трех лет жизни в развитии ребенка, роль семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального окружения в формировании личности ребенка и развитии его мозга. Начало программам раннего вмешательства в России в 1992 году положил Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства. Эта программа нашла и государственную поддержку: в 1998 году в рамках городской приоритетной медико- социальной программы «Абилитация младенцев» была создана система служб раннего вмешательства на базе районных детских поликлиник, а с 2008 года в центрах социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями создаются отделения абилитации. Программы ранней помощи также получили признание и широкое распространение во многих городах и регионах России. Благотворительная организация «Эвричайлд» (Великобритания) помогает детям в тринадцати странах мира. Ее деятельность в России началась в 1994 году. «Эвричайлд» работает с детьми и для детей. Мы убеждены — важно знать и учитывать потребности развития детей при любой форме профессиональной помощи и обеспечивать участие детей и их родителей в планировании и создании услуг. Все проекты организации объединяет общая цель: снижение численности детей, попадающих в интернатные учреждения, и повышение численности детей, возвращенных в семьи. «Эвричайлд» оказывает профессиональную, методическую и финансовую поддержку службам, осуществляющим защиту прав детей и предоставляющим социальные услуги семьям и детям. Организация создает и развивает инновационные услуги самостоятельно или в партнерстве с государственными организациями, некоммерческими российскими и международными организациями, внедряет новые методы и технологии социальной работы, повышает квалификацию специалистов на основе передового российского и международного опыта социальной работы. В Санкт-Петербурге «Эвричайлд» в партнерстве с СПб ГУ «Центром социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Выборгского района» и СПб ГУ «Центром реабилитации инвалидов и детей с ограниченными возможностями Невского района» (в составе ГУ КЦСОН Невского района) инициировал создание таких новых видов социальных услуг, как: «Социальный патронаж на дому детей с ограниченными умственными и физическими возможностями», «Персональный ассистент», «Социальная няня» и «Раннее вмешательство для детей в возрасте до 3-х лет (абилитация младенцев)».
5 В 2007 году «Эвричайлд» разработал собственную программу помощи семьям с особыми детьми — «Кратковременное размещение детей с особыми потребностями в профессиональных принимающих (гостевых) семьях» 6 , которую лаконично можно назвать «Передышка». «Передышка» — это возможность оставить ребенка на время в профессиональной гостевой семье. Такой несложный вид помощи позволяет изменить ситуацию в семье к лучшему: родители получают возможность заняться неотложными делами или отдохнуть, ребенок учится общаться с новыми людьми, родители получают доступ к новым методам ухода и общения с ребенком. «Передышка» — это еще и информационная кампания в прессе и на телевидении, а значит, и вклад в движение общества к нормальному восприятию людей с особыми потребностями. При создании новых форм и видов помощи «Эвричайлд» изучает потребности непосредственных получателей услуг, проводя консультации, опросы и фокус-группы, анкетирования детей, родителей и специалистов. Эта совместная работа позволяет глубже понимать, в каких услугах нуждаются семьи, какую роль должна играть организация в оказании услуги и при каких условиях может гарантироваться качественная и эффективная работа. Представляем вашему вниманию исследование факторов попадания детей с особыми потребностями в государственные воспитательные учреждения и две модели инновационных услуг для детей с ограниченными возможностями и их семей, разработанные, апробированные и внедренные в практику в Санкт-Петербурге в 2004- 2010 гг. Начав с деятельности по преодолению социальной исключенности детей с двигательными нарушениями, мы перешли к созданию инновационных социальных услуг для семей, воспитывающих детей с множественными нарушениями: «Социальный патронаж на дому детей с ограниченными умственными и физическими возможностями» и «Кратковременное размещение детей с особыми потребностями в профессиональные принимающие семьи» («Передышка»). 6 В период создания модели семьи, которые временно брали на себя уход за ребенком с особыми потребностями, назывались принимающими, что сохранилось в названии услуги. Теперь принимающие семьи носят название гостевых. Именно этот вариант используется в данной публикации.
6
Поделитесь с Вашими друзьями: |