Из опыта работы победителя районного конкурса программ школьной службы здоровья. (слайд 1)
Учебный процесс современной школы требует от его участников значительных сил. Педагоги и учащиеся обладают разной степенью здоровья, и далеко не все могут выдерживать увеличивающиеся физические и психические нагрузки.
По мнению большинства педагогов, школьные факторы, негативно воздействующие на состояние здоровья учащихся, можно ранжировать следующим образом:
-
несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
-
перегруженные учебные программы, несовершенство учебных программ и образовательных технологий, а также интенсивность учебного процесса;
-
недостаток двигательной активности;
-
недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
-
неправильное (нерациональное) питание учащихся;
-
авторитарный стиль преподавания;
-
низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
-
неблагополучное состояние здоровья педагогов и детей.
По данным официальной статистики заболеваемость детей до 14 лет за последние 10 лет увеличилась на 50%, среди подростков уровень заболеваемости возрос на 64%. Среди школьников старшего возраста наметилось заметное увеличение распространённости хронических болезней.
В связи с этим сегодня приоритетом является создание в петербургской школе условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся (воспитанников) и педагогов, формирование здорового образа жизни.
Для этого необходимо: (слайд 2)
-
создание внутренней среды школы, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность учащихся (воспитанников) и педагогов;
-
повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей;
-
создание условий для оздоровления учащихся (воспитанников), ослабленных наиболее распространенными, в том числе социально обусловленными болезнями детей и подростков.
В своем докладе я представлю Вам, как решаются задачи по сохранению и укреплению здоровья детей в нашей школе через службу здоровья.
1. В ГБСКОУ школе № 656 разработана система деятельности по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни обучающихся, воспитанников. (слайд 3)
Реализация интегративного подхода в учебной деятельности:
В начальной школе –это природоведение (интегрированный курс с ОБЖ), окружающий мир (человек, природа, общество). Во внеурочной деятельности: программа формирования здорового образа жизни.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников, результаты практической реализации программы или ее этапа
В соответствии с законом «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлением государственной политики в области образования, поэтому в ОУ разработана и реализуется программа «Школьная Служба здоровья».
Для реализации программы в школе созданы нормативные документы-положение, локальные акты, приказы о назначении ответственных за различные направления; создана комиссия.
Мониторинг здоровья обучающихся, воспитанников, его комплексность, основные индикаторы и методики их измерения
Для мониторинга здоровья используется современное оборудование: УПМД – устройство компьютеризированной экспресс - оценки психомоторной активности человека по двигательным тестам, САКР – спиро-артерио-кардио-ритмограф, БОС – аппарат биологической обратной связи. А также анализ медицинских документов.
Организационное, методическое, педагогическое сопровождение работы образовательного учреждения
Разработаны и успешно реализуются планы совместной работы с ИМЦ, ЦПМСС, ПДН ОМВД
Реализация принципа общественного самоуправления:
В работу по реализации программы здоровьесбережения активно вовлекаются родители, которые принимают участие в классных и общешкольных мероприятиях
Уровень межведомственного сотрудничества:
АППО, ИНТОКС, Институт БОС
Здоровьесозидающий характер образовательного учреждения.
Для успешной реализации программы регулярно проводится профессиональная подготовка педагогического коллектива в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников:
Используются:
Биотехнические и медицинские аппараты и системы с использованием биологической обратной связи, 144 часа,
Адаптивная физическая культура, 114 часов,
Системы здоровьесберегающих технологий на основе метода биологической обратной связи в образовательных учреждениях, 72 часа,
Для исключения психологических перегрузок, проводится обеспечение психологической безопасности обучающихся, воспитанников: в каждом классе проводятся: физминутки, релаксационные мероприятия, динамичные перемены
Использование здоровьесберегающих и здоровьесозидающих педагогических технологий в образовательном процессе: учащиеся школы принимают участие в конкурсах, посвященных формированию и пропаганде ЗОЖ; большинство учащихся принимает участие в спортивных мероприятиях районного, городского и всероссийского уровня, организованных СОК СПб – специальный олимпийский комитет Санкт-Петербурга.
Применение психолого-педагогических приемов для снятия эмоционального напряжения на уроке, при проведении опросов и экзаменов, проблема оценок: во всех видах деятельности (учебной и внеурочной) используется щадящий режим; на уроках используются тренажеры ТИСА; применяется индивидуальный подход к каждому ребенку
Педагогами реализуется индивидуальный подход к обучающимся, воспитанникам: на каждого учащегося заведена корректирующая карта, учитываются рекомендации медицинских работников (первая – последняя парта, физические и психофизиологические нагрузки, группы здоровья). Так-же на уроках физической культуры учитываются группы здоровья каждого учащегося.
2. В школе формируется здоровьесозидающее образовательное пространство. (слайд4)
Это оформление классных комнат в соответствии с требованиями здоровьесбережения:
в каждом классе начальной школы имеется уголок отдыха, все кабинеты проветриваются, освещение соответствует современным нормам СанПиН
Использование растений
в оформлении классных помещений, рекреаций для оптимизации визуальной и воздушной среды (зимние сады, фитомодули).
Вариативные формы использования школьной мебели.
Используется нетрадиционная расстановка мебели в соответствии с требованиями педагогического процесса: каждый учащийся сидит за индивидуальной партой. Также в каждом классе начальной школы установлены тренажеры ТИСА.
В течение учебного года мониторинг температуры , влажности воздуха и освещенности на рабочих местах
в классах имеются термометры, ежегодно, согласно плану, проводятся необходимые замеры
Контроль за весом ежедневных учебных комплектов в течение учебной недели:
расписание формируется с учетом веса учебных комплектов. А также практически 100% учащихся нашей школы посещают ГПД и выполняют домашние задания в школе, что позволяет им хранить учебники в школе и по возможности не носить их каждый день.
3. Деятельность по повышению уровня культуры здоровья как компонента общей культуры участников образовательного процесса. (слайд 5)
Формирование культуры здоровья обучающихся, воспитанников происходит на всех этапах их обучения (уроки здоровья, проектная и исследовательская деятельность, внеклассная работа и т.п.). Это фестиваль «РазБег», совместно с ИНТОКС, конкурсы и олимпиады: «Здоровье в твоих руках», «Спорт вместо наркотиков», Кубок РФС по футболу, Соревнования по мини-футболу на Кубок Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, Спартакиада коррекционных школ Санкт-Петербурга.
У наших воспитанников есть значительные достижения: в прошедшем учебном году это победа в соревновании с московской командой на «Кубок двух столиц»; II-III место во Всероссийских играх по футболу «Юнифайт Спорт» по программе СОК – Санкт-Петербург.
Участие в массовых мероприятиях (конкурсы, конференции, праздники и т.п.). (текст сопровождается фото).
Оформление образовательного пространства наглядной агитацией по вопросам формирования здорового образа жизни детей и подростков:
уголки здоровья имеются в каждом классе, а во время проведений мероприятий – оформляются рекреации плакатами.
Проведение совместных детско-родительских мероприятий (спортивных и творческих): лекции, семинары, консультации, общешкольные и классные родительские собрания с включением вопросов о здоровом образе жизни;
мероприятий для педагогического коллектива (диспансеризация, педсоветы, МО, круглые столы), направленных на оздоровление, повышение культуры здоровья, повышение квалификации педагогов в области здоровья и здорового образа жизни.
4. Особое внимание уделяется деятельности по сопровождению обучающихся, воспитанников, ослабленных наиболее распространенными, в том числе социально обусловленными болезнями детей и подростков (слайд 6)
Выявляется группа обучающихся, воспитанников соматического и социального риска.
Классными руководителями, социальным педагогом и медицинским работником проводится анкетирование родителей, составляются акты ЖБУ, изучаются медицинские карты, проводится мониторинг не реже чем 1раз в четверть.
Разработка и реализация для обучающихся, воспитанников соматического и социального риска индивидуальных образовательных маршрутов:
Рекомендации по обучению, индивидуальные маршруты разрабатываются и утверждаются специалистами на заседаниях школьной психолого-медико-педагогическом консилиуме.
Разработка и реализация индивидуальных и групповых профилактических и коррекционных оздоровительных программ, в т.ч. профилактика зависимого поведения и социально обусловленных болезней
Успешно реализуются в школе индивидуальные и групповые профилактические, коррекционные занятия со специалистами службы сопровождения и учителями, индивидуальные занятия с учителем-логопедом, ЛФК.
Индивидуальное и групповое психологическое сопровождение реализует педагог-психолог.
В деятельность по сопровождению обучающихся входит социальная защита и помощь семье, укрепление семейных отношений через сетевое взаимодействие с КЦСОН—это консультации с родителями и учащимися, совместные выходы в адрес, родительские собрания.
5. Здоровьесберегающее пространство ОУ - это деятельность по совершенствованию медицинского обслуживания. (слайд 7)
Кадровое обеспечение медицинского обслуживания в образовательном учреждении:
в соответствии со штатным расписанием в школе работает медсестра
Организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов: два раза в день - влажная уборка и проветривание помещений, использование ультрафиолетовых ламп ОУФд-01 «Солнышко».
В целях профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся
регулярно проводятся вакцинации, беседы с привлечением специалистов районных поликлиник и специалистов ЦПМСС.
Гигиеническое обучение и воспитание школьников
через внеклассную деятельность, пропаганду ЗОЖ на уроках ОБЖ, ежегодное участие в программе «Colgate – ослепительная улыбка на всю жизнь»
6. Организация рационального питания. (слайд 8)
Кадровое обеспечение и материально-техническое оснащение пищеблока:
в соответствии с требованиями СанПиН
Количество обучающихся, воспитанников, получающих горячее питание: 100% учащихся
Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания
Адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей
Обеспечение выбора рациона в соответствии с потребностями детей, в т.ч. в диетическом питании:
Организован питьевой режим: кулеры
7. Результативность деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья, повышению культуры здоровья обучающихся, воспитанников.
Сформированность культуры здоровья у педагогического коллектива соответствует свременным требованиям .
(слайд 9)
Динамика состояния здоровья обучающихся, воспитанников: (представлена на слайде)
СЛАЙД…
Психоэмоциональное состояние обучающихся, воспитанников в образовательном процессе
Удовлетворенность педагогов, родителей и обучающихся, воспитанников деятельностью образовательного учреждения измеряется ежегодно с помощью анкетирования – жалоб и отрицательных отзывов не поступало.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения и равнодушных здесь быть не может.
Поделитесь с Вашими друзьями: |