Использование игровых технологий в работе с детьми с онр



Pdf просмотр
страница1/6
Дата24.10.2018
Размер0.5 Mb.
  1   2   3   4   5   6


Использование игровых технологий в работе с детьми с ОНР
Широкое использование игровых технологий в коррекционной работе говорит об их эффективности в решении разных задач. Так, в работе с детьми, имеющими ОНР, игры являются эффективным средством развития самостоятельной связной речи, навыков общения и личности ребенка в целом. Грамотное их использование, расширение, дополнение, различная интерпретация с учетом особенностей дошкольников с данным речевым нарушением позволит педагогам и специалистам ДОО добиться положительной динамики уровня речевого развития детей.
Упражнение в составлении рассказа по разрезным картинкам с видами г. Кушва на основе личного опыта и знаний
Известно, что коррекция такого сложного речевого нарушения как общее недоразвитие речи (далее — ОНР) требует комплексного воздействия на все стороны речевого развития ребенка. При этом формирование самостоятельной связной речи у детей с ОНР относится к одной из важнейших задач коррекционно-логопедической работы.
В процессе работы с дошкольниками с ОНР специалисты часто сталкиваются с рядом проблем, связанных не только с дефицитом у них языковых и речевых средств, но и с недостатками в речевой мотивации и коммуникации.
Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является наиболее эффективным методом обучения и воспитания. В игре решаются задачи нравственного, умственного, речевого развития, создаются условия для формирования личности ребенка, навыков общения.


Как показывает опыт, именно игра создает оптимальные условия и для решения задачи формирования самостоятельной связной речи у дошкольников с ОНР. Поэтому она широко используется в логопедической практике.
Дошкольные годы — особый период, имеющий непреходящее значение для развития коммуникативного и языкового творчества детей, и наиболее продуктивный путь лежит через диалог умного понимающего взрослого с ребенком и детей друг с другом.
А. Г. Арушанова
Так, с целью внедрения игровых технологий в коррекционно-образовательный процесс в МАДОУ «Детский сад № 9» была разработана комплексная модель игрового обучения детей с ОНР, предусматривающая тесное взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей воспитанников. Важным показателем этой совместной работы стало создание коррекционно-развивающей среды в ДОО, активизация взаимодействия с семьей, профессиональный и творческий рост педагогов.
Сравнение предметов посуды, изображенных на собранных пазлах
Основными задачами реализации данной модели являются:

формирование у детей мотивации речевой активности;

обогащение словарного запаса;

преодоление нарушений грамматического строя речи;

формирование связных высказываний;

овладение сложными формами монологической и диалогической речи;

воспитание социально-полезных форм поведения и качеств личности
(общительности, самостоятельности, доброжелательности, активности).


Для реализации комплексной модели игрового обучения предметно-развивающая среда
ДОО была обогащена дидактическими играми и пособиями. При планировании игр в коррекционной работе использовались методические разработки З.Е. Агранович, А.Г.
Арушановой, В.В. Коноваленко, Н.В. Нищевой, а также разрабатывались новые игры и игровые пособия, была создана игротека по лексическим темам.
Игра сама по себе оказывает благоприятное воздействие на общее психическое состояние ребенка, актуализирует его компетентность, активизирует фантазию, воображение. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной однообразной деятельности и помогают чередовать виды речевой деятельности.
Учитывая это, в ходе работы с воспитанниками педагоги ДОО создают эмоционально насыщенную атмосферу, игровые ситуации, которые побуждают их к речевому общению, обеспечивают максимальную речевую активность.
Для формирования мотивации речевой деятельности детей используются такие приемы, как:

поощрения;

беседы;

рассказы;

эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;

создание проблемной ситуации;

демонстрация интересных иллюстраций, фотографий;

встречи со сказочными героями;

использование кукол, атрибутов и элементов костюмов разных персонажей.
Среди игр, которые педагоги и специалисты ДОО включают в работу с дошкольниками, можно выделить словесные дидактические и сюжетно-ролевые игры в таких формах, как:

занятие-путешествие;

занятие-соревнование;

занятие-диспут;

занятие-игра;

театрализованное выступление.
Наиболее эффективными можно считать словесные дидактические игры, направленные на обогащение лексического запаса посредством актуализации пассивного словаря, объяснения новых понятий и развития словообразования. Это первая группа используемых в работе с детьми с ОНР игр, среди которых «Большой — маленький», «Один — много»,
«Чей дом?». На основе популярных игровых сценариев в детском саду также разработаны словесные развивающие игры «Чей хвост?», «Четвертый лишний», «Мой родной город».


Вторую группу составляют словесные дидактические игры, способствующие преодолению нарушений грамматического строя речи. Они направлены на развитие словоизменения и согласования. Это такие игры, как «Что где растет?», «Кто чем питается?», «Подбери действие», «Подбери признак». Удачным продолжением этого блока могут служить разработанные педагогами ДОО игры «Найди пару», «Подбери и назови».
Придумывание загадки о самолете с помощью составленного ранее плана-схемы
В третью группу входят словесные дидактические игры и игровые приемы, направленные на формирование связных высказываний. Например: «Кто где живет?», «Назови детенышей, маму, папу», «Кто как передвигается?», «Кто чем управляет?», которые упражняют в составлении простых и сложных синтаксических конструкций с соединительными и противительными союзами.
В игре дети овладевают такой сложной формой монологической речи, как доказательство, которое включает в себя принцип научности. Разработанные педагогами ДОО словесные дидактические игры «Отгадай транспорт», «Мой родной город», «Птичья столовая» и «Защити зиму» успешно используются для формирования у дошкольников аргументированной речи.
Особенно сложным является становление диалогического общения детей с ОНР, т. к. диалог — это не просто композиционная форма речи, но способ осуществления личностных отношений между собеседниками.
Также в коррекционной работе активно используютсясюжетно-ролевые игры с правилами.
Они наиболее эффективно содействуют развитию умения грамотно строить диалог. К ним можно отнести такие разработанные педагогами ДОО игры, как «Поговорим, друг»,
«Давай познакомимся», «Угадай, кто я», «Как ты жил, поживал?».


В качестве примера в приложении представлены игры, разработанные и используемые педагогами ДОО в работе с детьми с ОНР.
Своеобразной игрой «в литераторов» можно считать приемы, направленные на развитие творческого рассказывания. Так, педагоги ДОО успешно проводят работу по формированию у дошкольников навыков сочинения сказок, загадок, составления мини- сочинений.
Созданию таких детских творческих проектов предшествует большая индивидуальная работа с воспитанниками, предусматриваются задания для совместной с родителями деятельности, проводятся экскурсии по городу, в краеведческий музей, детскую библиотеку.
Полученные знания дошкольники закрепляют в ходе непосредственно образовательной деятельности по ИЗО, на занятиях в кружке «Оригами». Творческие проекты, иллюстрированные детскими рисунками, аппликациями, фотографиями, объединяются в альбомы, журналы и сборники.
Изучением данной проблемы педагогический коллектив ДОО занимается несколько лет.
Накопленный за это время опыт позволяет сделать вывод о том, что использование игровых технологий способствует формированию у детей с ОНР положительной речевой мотивации, активизации самостоятельной связной речи, обогащению ее лексического содержания и совершенствованию грамматического оформления, а также развитию коммуникативных способностей. Подтверждением тому является положительная динамика уровня развития самостоятельной связной речи детей с ОНР.
Кроме того, создание благоприятных условий, учитывающих особенности психоречевого развития детей с ОНР, стало основным показателем качества коррекционно-развивающей среды ДОО, которая обеспечивает достижение каждым ребенком оптимального уровня развития речи, психических процессов, мышления и коммуникативных навыков.



Каталог: files -> file -> metod-razrabotki
file -> Казьменко Артем Анатольевич
file -> Закон санкт-петербурга о льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий жителей Санкт-Петербурга
file -> Галины Чулуевны Махаковой. Приветственное слово директора фгу нии урологии, профессора Олега Ивановича Аполихина. 10. 20 12. 00 Пленарное заседание
file -> Фамилия, имя: Денисенко Владислав Курс: 4 курс, специальность «Сестринское дело»
file -> Реферат по биологии Решение проблемы защиты комнатных растений от вредителей и возбудителей инфекционных заболеваний
file -> Реферат по биологии на тему:
file -> Показания к проведению коронарной ангиографии (каг)
metod-razrabotki -> Рассказ для родителей об этих растениях. Описание продукта, полученного в результате проекта


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




©zodomed.ru 2024


    Главная страница