Фамилия, имя: Денисенко Владислав
Курс: 4 курс, специальность «Сестринское дело»
Название ОУ: Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Каменский медицинский колледж»
Фамилия, имя, отчество руководителей: Макаревич Елена Евгеньевна преподаватель
Тема работы: Влияние синдрома эмоционального выгорания на личностные особенности медицинских сестер
e-mail: olya.komisarchuk@mail.ru
Проблема синдрома эмоционального выгорания человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек», – эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена – синдрома эмоционального выгорания [5].
Медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, становиться менее эмпатичными, иначе им грозит эмоциональное выгорание.
В природе медицинского труда, заложена эмоциогенность, причём спектр эмоций весьма разнообразен. Специалист вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций, служить то утешителем, а то, напротив, – мишенью для раздражения и агрессии. А ведь психика наша от природы устроена так, что мы не можем оставаться равнодушными к проявлениям эмоций со стороны окружающих, мы как бы «заражаемся» ими. К этому добавляются ещё и вторичные переживания по поводу чужих проблем, вызванные незримым, но ощутимо давящим на плечи грузом ответственности. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья человека ещё и стойкое снижение результативности его работы[2].
Проблема «эмоционального выгорания» представляет для нас не только научный интерес, она имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе психогигиенических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья медицинского персонала.
Медицинские работники обеспечивают результативность производственной деятельности лечебно-профилактического учреждения, что возможно лишь при высоком потенциале их здоровья[6].
С целью изучения влияния эмоционального выгорания, в процессе выполнения профессиональной деятельности, на личностные особенности медицинских сестер мы провели исследование, с использованием опросника "Эмоциональное выгорание" В.В. Бойко. В исследовании приняли участие 40 штатных сотрудников КГБУЗ "Каменская ЦРБ".
По В.В. Бойко синдром " эмоционального выгорания" включает в себя три стадии, каждая из которых состоит из пяти симптомов:
1-я стадия "Тревожное напряжение" - симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, ощущение "загнанности в клетку", тревога и депрессия.
2-я стадия "Резистенция" - симптомы: неадекватное (избирательное) эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, экономия эмоций, редукция профессиональных обязанностей.
3-я стадия "Истощение" - симптомы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, деперсонализация, психосоматические и психофизиологические нарушения.
Симптом "Неудовлетворенность собой" относится к первой стадии эмоционального выгорания - Тревожное напряжение. Данный симптом уже сложился у 25% медицинских сестер. А у 30% этот симптом складывается . Это говорит о том, что в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями.
Симптом "Загнанность в клетку" является продолжением развивающегося стресса. Характеризуется чувством безысходности, состоянием интелектуально-эмоционального тупика. Так же есть медсестры, у которых сложился данный симптом - 30%, а складывается у 40% .
Симптом "Редукция профессиональных обязанностей" относится к стадии резистенции эмоционального выгорания. Этот симптом проявляется в попытках облегчить, упростить и сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Большинство медицинских работников находятся на второй стадии эмоционального выгорания. Сложился у 45%, складывается 40%.
Симптом "Эмоциональная отстраненность" относится к последней стадии эмоционального выгорания - истощение. Характеризуется тем, что личность полностью исключает эмоции в профессиональной деятельности. Когда ни положительные, не отрицательные события не вызывают эмоционального отклика. Причем это не дефект эмоциональной сферы, а приобретенная профессиональная защита. В профессиональной сфере человек работает как робот, без души, а в других сферах он живет полнокровными эмоциями. Этот симптом свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит вред субъекту общения( коллеги, пациенты). Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован. Этот симптом сложился у 40%, а у 35% медсестер складывается .
Симптом "Личностная отстраненность" характеризуется полной или частичной утратой интереса к партнеру(чаще это пациенты). Он воспринимается, как неодушевленный предмет, как объект для манипуляции. Сам факт существования этого объекта для медицинской сестры неприятен. Могут возникать неврозоподобные состояния. Сложился 55%, складывается 15% .
У 35% медсестер уже развился синдром эмоционального выгорания, что говорит об опасности тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, что может отрицательно сказаться на профессиональном развитии личности. В дальнейшем есть вероятность того, что медработник будет испытывать глубокое негативное чувство к своей профессиональной деятельности и профессиональному общению. Это может проводить к неврозам, нарушению психического, физического здоровья человека и, как следствие, снижению качества трудовой деятельности.
Под синдромом эмоционального выгорания в данной работе понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Эмоциональное выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные последствия, когда эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами[8].
Деятельность медицинской сестры отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективных и субъективных переменных, требований к технологической и коммуникативной компетентности. Коммуникативная деятельность медсестры характеризуется высокой интенсивностью и напряжённостью общения, широкой сетью контактов разного уровня[1].
Последствия эмоционального выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях.
Постоянное профессиональное совершенствование может служить одним из важных аспектов стратегии борьбы против эмоционального выгорания, возникающего в процессе выполнения профессиональной деятельности. Позитивное отношение к симптомам эмоционального выгорания поможет специалисту осознать и принять важную информацию о самом себе, которая остается во время работы за кадром[4].
Истоки профилактики синдрома эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе и собственной жизни.
Список литературы:
1. Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/ Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 2010. – С. 443–463.
2. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – М.: Наука, 2012. – № 3. – С. 85–95.
3. Лешукова, Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики / https://home.perm.ru 12.03.2010
4. Хетагурова, А.К. Этико-деонтологические аспекты в работе сестринского персонала / А.К. Хетагурова // Сестринское дело. – М.: Медицинский вестник, 2013. – № 6. – С. 34–35.
5. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/ Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2012. – 552 с.
6. Никифоров, Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. – 370 с.
7. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 278 с.
8. Трунов, Д.В. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8.- С.84-89.
9. Конечный, Р. Психология в медицине / Р. Конечный, М. Боухал. – Прага: Авиценум, 2008.- 455с.
Поделитесь с Вашими друзьями: |