Информационные материалы по направлениям и уровням подготовки основных образовательных программ, реализуемых кафедрой анализа систем и принятия решений вшэм
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ И УРОВНЯМ ПОДГОТОВКИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ КАФЕДРОЙ АНАЛИЗА СИСТЕМ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ВШЭМ
Таблица 1
Институт
Высшая школа экономики и менеджмента
Направление
080500.68 Бизнес-информатика
Профиль/программа
Информационная бизнес-аналитика
Описание образовательной программы
Выпускник магистратуры по программе подготовки «Информационная бизнес-аналитика» является специалистом с углубленными знаниями в области экономики и информационных технологий, а также опытом решения практических проблем бизнеса и сформированными практическими навыками аналитической, консультативной и научно-исследовательской деятельности. Учебный процесс в магистратуре основан на практической работе студентов в штате ИТ-компаний, подкрепленной очной углублённой теоретической подготовкой в университете.
У магистров расширяется (в отличие от подготовки на первой ступени - бакалавриата) круг экономических, управленческих дисциплин, углубляются знания в соответствии с выбранным направлением специализации ИТ-компании в области:
• моделирования и оптимизации бизнес-процессов;
• ИТ-консалтинга;
• проектирования и внедрения информационных систем;
• управления информационными ресурсами предприятия;
• бизнес-аналитики информационных процессов;
• инноваций и бизнеса в сфере ИТ.
Выпускник магистратуры может руководить группой исполнителей, отделом ИТ, а также выполнять функции топ-менеджера по организации и управлению бизнесом в сфере ИТ.
Таблица 2
№ п/п
Индекс по УП
Наименование дисциплин
Аннотации к рабочим программам
М.1
Общенаучный цикл
Базовая часть
1
1.1.
Теория систем и системный анализ
В рамках дисциплины изучают теорию систем, связанную с разработкой совокупности философских, методологических, конкретно-научных и прикладных проблем анализа и синтеза сложных объектов произвольной структуры.
1.2.
Теория принятия решений
В результате изучения дисциплины студент научится использовать методологию исследования операций; выполнять все этапы операционного исследования; внедрять результаты операционного исследования; классифицировать задачу оптимизации; выбирать метод решения задач оптимизации; проверять выполнение условий сходимости методов; использовать компьютерные технологии реализации методов исследования операций и методов оптимизации.
Большая роль отводится в дисциплине лабораторным занятиям в компьютерном классе, где студенты знакомятся с современными программными продуктами, позволяющими реализовать излагаемые в теоретической части курса подходы.
Вариативная часть
1.3.
Иностранный язык
Программа отражает современные тенденции и требования к обучению практическому владению иностранными языками в повседневном общении, деловой, академической и профессиональной сфере. Данная программа носит коммуникативно-ориентированный характер. Формы и технологии, используемые для обучения иностранному языку, реализуют компетентностный и личностно-деятельностный подходы.
По завершении курса выпускник должен использовать навыки владения иностранным языком как инструмент в своей учебной, профессиональной деятельности и научно-исследовательской работе.
Специфика дисциплины «Иностранный язык» определяет необходимость более широкого использования новых образовательных технологий, хотя традиционные (репродуктивные) методы, направленные на передачу определённой суммы знаний и формирование базовых навыков практической деятельности с использованием преимущественно фронтальных форм работы, также помогают реализовывать ряд задач.
Обучение иноязычной речи (устной и письменной) осуществляется на аутентичном материале и аутентичными способами речевого взаимодействия. Занятия строятся в интерактивной форме на основе использования наиболее эффективных коммуникативных технологий (проблемные ситуации, ролевые игры, драматизация, сочинения, дискуссия, круглый стол) а также контекстных методов обучения, взятых из практики бизнес-образования (деловая игра, обучение на основе реального конкретного случая из практики – кейсовая методика, «мозговой штурм» и др.). Реализация компетентностного и личностно-деятельностного подхода предусматривает активные и интерактивные формы и методы обучения, такие как деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций (case study), коллективная мыслительная деятельность, дискуссии, работа над проектами научно-исследовательского характера и т.д. При этом занятия с использованием интерактивных форм составляют не менее 70% всех аудиторных занятий.
Программой предусмотрено использование различных технических средств обучения и аутентичных учебно-методических комплексов и материалов. Кроме того, курс предполагает интенсивную самостоятельную работу с материалами по аудированию, а также самостоятельное чтение литературы и других источников на иностранном языке.
Дисциплины по выбору студента
1.4.
Дисциплина 1
1.4.1.
Математическое моделирование
Дисциплина охватывает основные приложения математики к исследованию экономических процессов и систем. Изучение дисциплины должно вооружить будущих выпускников представлением о современном математическом аппарате для анализа и моделирования в соответствующей профилю области экономики: экономической теории, финансового анализа, экономического прогнозирования, анализа международной экономики.
Большая роль отводится в дисциплине практическим занятиям в компьютерном классе, где студенты знакомятся с современными программными продуктами, позволяющими реализовать излагаемые в теоретической части курса подходы и методы.
1.4.2.
Управление знаниями
Цель изучения дисциплины – ознакомить студентов с теоретическими разработками в области управления знаниями, базирующимися на достижениях в сфере информационных технологий, менеджмента, психологии, социологии, культурологии, то есть интеграции различных управленческих концепций; ознакомить с практическими методами управления знаниями, с вопросами организации обучения и повышения квалификации сотрудников на предприятии, а также построения внутриорганизационной системы накопления и обмена знаниями.
Содержание дисциплины - новые закономерности и тенденции современной экономики, инновационное развитие экономики России, «знаниевая» экономика, роль знаний в развитии организаций, задачи управления знаниями. «Экономика знаний», подходы к рассмотрению знаний. Социальная составляющая бизнеса. Интеллектуальный ресурс - фактор конкурентоспособности их компаний. Контроль бизнес-процессов в группе на основе процессного и системно-аналитического подхода. Объем, структуризация, накопление, способы получения, распространение, пути передачи знаний. Построение системы управления знаниями. Программы управления знаниями. Внутрифирменное обучение: задачи, основные направления работы, постановка целей, методы определения потребности в обучении; определение содержания, форм и методов обучения. Задачи преподавателя. Методы обучения: традиционные, активные, профессиональные. Оценка эффективности обучения: критерии и методы, процедура, статистический анализ. Пути повышения отдачи от обучения. Обучение руководителей. Кадровый резерв. Технологический подход к вопросам управления знаниями. Классификация знаний на предприятии. Жизненный цикл знаний. Методы извлечения знаний: коммутативные, текстологические. Коммутативные методы: пассивные, активные, индивидуальные. Методология структурирования знаний: структурный и объектный подходы. Модели представления знаний: продукционные модели, семантические сети, фреймы, формальные логические модели, онтологии. Классификация экспертных систем. ЭС: определение и структура, этапы разработки. Системы управления знаниями: этапы процесса управления, характеристики, эволюция. Информационно-технологическое обеспечение управления знаниями. Внедрение систем управления знаниями: особенности процессов, типовые риски проектов. Современные концепции корпоративного развития в области управления знаниями. ИТ-составляющие перехода к экономике знаний.
М.2
Профессиональный цикл
Базовая часть
2.1.
Архитектура предприятия (продвинутый уровень)
В результате освоения дисциплины студент должен
Знать:
концептуальные основы архитектуры предприятия;
основные принципы и методики описания и разработки архитектуры предприятия.
Уметь:разрабатывать и анализировать архитектуру предприятия.
Владеть: методами разработки и совершенствования архитектуры предприятия.
2.2.
Управление жизненным циклом (продвинутый уровень)
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: процессы управления жизненным циклом информационной системы, цифрового контента
Уметь: управлять процессами жизненного цикла контента предприятия и Интернет-ресурсов
Владеть: методами управления процессами жизненного цикла контента предприятия и Интернет-ресурсов
Вариативная часть
2.3.
Теоретические основы бизнес-аналитики
Дисциплина посвящена изучению теоретических основ бизнес-аналитики.
Система сбалансированных показателей
Задачи информационного обеспечения стратегического менеджмента и методология сбалансированных систем показателей (Balanced Scorecard) Р.Каплана и Д.Нортона. Основные элементы BSC-модели: стратегические измерения (перспективы), причинно-следственные связи между показателями, карты стратегий, стратегические инициативы. Взаимосвязь основных элементов BSC-модели.
2.4
Информационное обеспечение управления проектами
Программные приложения Project Expert, Prime Expert.
2.5.
Информационная логистика
В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление о:
методах компьютерного сопровождения движения информационных потоков;
методах управления знаниями.
2.6.
Системы статистического анализа данных
В рамках дисциплины рассматриваются современные системы статистического анализа данных. Основные методы статистического анализа данных. Сравнительная характеристика инструментальных средств для проведения статистических исследований. Особенности подготовки данных для статистического анализа. Шкалы измерения. Описательная статистика для номинальных, порядковых и количественных шкал. Корреляционный анализ. Исследование линейных корреляций по Пирсону, Спирману и Кендалу. Частные корреляции. Простая и множественная линейная регрессия. Логистическая регрессия и дискриминантный анализ. Кластерный анализ: основные принципы и методы. Факторный анализ и метод главных компонент. Метод Дерево решений. Проведение статистического анализа данных средствами системы SPSS и программного приложения Answer Tree.
2.7
Управление бизнес-процессами
Понятие процесса. Процессный подход и процессно-ориентированная организация. Отражение процессного подхода в международных стандартах. Системы менеджмента. Определения процесса различных школ. Задание процесса как объекта управления. Основные элементы процесса и его окружение. Документирование процесса.
Определение ключевых показателей результативности процесса. Свойства бизнес-процесса. Моделирование деятельности и моделирование процессов. Методология SADT. Стандарты IDEF. Методология DFD. Методология ARIS. Методология UML. Инструментальные системы для моделирования бизнеса: ARIS, BPWin, Rational Rose, Visio.
2.8
Стратегический менеджмент и инновации
Сущность стратегического управления, основные модели стратегического менеджмента: рациональная модель, модель ограниченной рациональности, инкрементализм, стратегический оппортунизм. Этапы процесса стратегического управления: стратегический анализ, формулирование, оценка и выбор альтернатив, внедрение стратегии и контроль ее реализации. Основы выработки решений разного уровня для ограниченных и неограниченных проблем. Элементы системного анализа. Индивидуальные и групповые методы решения проблем. Основы менеджмента знаний и когнитивной психологии.
Дисциплины по выбору студента
2.9
Дисциплина 1
2.9.1
Специализированные аналитические системы
Анализ подходов к оценке эффективности инвестиционных проектов: на основе прямых, общих и косвенных издержек, результатов деятельности. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов: фундаментальный метод, сбалансированная система показателей, ABC метод, метод ABPA и структурно-функциональный анализ. Проблемы выбора инструментальных средств реализации методов оценки эффективности инвестиционных проектов. Сравнительные характеристики программных приложений, предназначенных для анализа инвестиционных проектов. Программные приложения Project Expert, Prime Expert.
2.9.2
Информационное обеспечение рынка ценных бумаг
Дисциплина позволяет дать студентам знания не только об информационных системах, применяемых на рынке ценных бумаг, но и о предметной области, в том числе об основных биржевых операциях, характеристиках и особенностях современных фондовых бирж. Изучаются системы получения данных с использованием торговых систем (Netinvestor, Quik) и их экспорт в программы технического анализа (Omega Research ProSuite, MetaStock, MetaTrader).
2.10
Дисциплина 2
2.10.1
Системы управления эффективностью бизнеса
Сущность и история развития концепции управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, BPM).
Проблемы информационного обеспечения корпоративного управления. Факторы усложнения задач информационной поддержки корпоративного управления. Критерии качества информационной поддержки корпоративного управления. Наиболее важные проблемные области: недостаточная сбалансированность системы стратегий компании, локальный характер планирования развития; недостаточная целевая ориентация текущей деятельности, рассогласованность стратегий и планов текущего и оперативного уровней; недостаточная гибкость и адаптивность стратегий и планов, низкая оперативность реагирования на изменения; недостаточная целостность и эффективность системы учета, отчетности и мониторинга; недостаточная информационная поддержка внутренних и внешних стейкхолдеров, ведущая к принятию решений на основе ненадежной или устаревшей информации. Роль BPM-систем в решении перечисленных проблем.
Основные элементы BPM-системы как системы управления: участники процесса управления, интерактивные бизнес-процессы управления, методы управления, информационные системы.
Функциональность информационной системы класса BPM: функции целевого управления, моделирование бизнеса, планирование, бюджетирование и прогнозирование, мониторинг, отчетность. Типовая архитектура BPM-системы. Платформа бизнес-интеллекта и BPM-приложения.
Источники эффективности BPM-систем.
Основные компании – разработчики BPM-систем, тенденции развития рынка BPM-систем.
2.10.2
Системы бизнес-интеллекта
Задачи интеллектуального анализа данных (Data Mining, DM). Интеллектуальный анализ данных и извлечение знаний из данных (Knowledge Discovery in Databases, KDD). Место и роль DM в процессе принятия решений. Реализация DM на основе хранилищ данных и OLAP-технологий. Особенности подготовки данных для интеллектуального анализа. Характеристика методов интеллектуального анализа данных. Регрессионные методы интеллектуального анализа данных и их отличия от статистических. Эволюционное программирование. Временные последовательности и особенности их обработки. Нейронные сети. Метод ближайших соседей. Генетические алгоритмы. Классификация на основе нечеткой логики. Характеристика подходов, основанных на теории нечетких множеств. Дерево решений, леса решений. Критерии эффективности применения методов интеллектуального анализа данных. Практическая реализация методов интеллектуального анализа данных с применением программного пакета Megaputer Intelligense.
М.3
Практика и научно-исследовательская работа
Производственная практика
Основная цель производственной практики заключается в изучении внутренних экономических и финансовых механизмов функционирования производственных и финансовых структур, основ анализа деятельности предприятия. В процессе прохождения практики студент должен научиться собирать, систематизировать и анализировать качественные и количественные характеристики внутренних и внешних экономических процессов, влияющих на финансовую состоятельность предприятия в условиях современной рыночной экономики, изучить информационные системы и технологии на предприятии.
Научно-исследовательская работа
Цели и задачи: вооружить будущих выпускников представлением о современном математическом аппарате для анализа и моделирования в соответствующей профилю области экономики: экономической теории, финансового анализа, экономического прогнозирования, анализа международной экономики. Большая роль отводится лабораторным занятия в компьютерном классе, где студенты получать навыки работы с современными программными продуктами и информационными системами.
М.4
Итоговая государственная аттестация
Итоговый междисциплинарный экзамен и защита магистерской диссертации.