И методика занятий оздоровительной направленности в водной среде в вузовском курсе физического воспитания 13. 00. 04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры



Дата04.10.2017
Размер201 Kb.
ТипАвтореферат

На правах рукописи

Третьяков Александр Сергеевич


СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ВОДНОЙ СРЕДЕ В ВУЗОВСКОМ КУРСЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

13.00.04. – Теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной

физической культуры

Автореферат


диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Красноярск - 2008

Работа выполнена на кафедре физической культуры и здоровья



гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет

им. В. П. Астафьева»



Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Усаков Валерий Иосифович




Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Сидоров Леонид Константинович

кандидат педагогических наук, доцент

Казак Оксана Валерьевна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Южно-Уральский


государственный университет»
Защита состоится « » октября 2008 г. в час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д. 212.097.02 при гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» по адресу: 660049, г. Красноярск, ул. Лебедевой, 89.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» по адресу: 660049, г. Красноярск, ул. Лебедевой, 89.


Автореферат разослан « » сентября 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Кандидат педагогических наук, доцент ____________ Саволайнен Г. С.

Общая характеристика диссертации
Актуальность исследования. На современном этапе реформирования системы высшего образования, наблюдается стремительный рост объема научных знаний, что приводит к уплотнению и усложнению учебных программ. На фоне этого возникает общественная необходимость не только в высококвалифицированных, но физически подготовленных и здоровых специалистах.

В этих условиях одной из главных задач становится формирование гармонично развитой и конкурентоспособной личности, где немаловажную роль играет процесс физического воспитания студенческой молодежи.

Проблеме повышение качества физического воспитания молодежи посвящены Национальная доктрина образования в Российской Федерации, закон «О физической культуре и спорте», Федеральная целевая программа «Развития физической культуры и спорта в России на 2006-2015 гг.» и др.

Проблема совершенствования вузовского физического воспитания уже многие годы является предметом внимания специалистов (В.К. Бальсевич, 1996; Л.И. Лубышева 1993, 1997; М.Л. Виленский, 1996 и др.).

Обучение в ВУЗе характеризуется значительным эмоциональным и интеллектуальным напряжением основных психических функций, гипокинезией, наличием стрессовых ситуаций. На протяжении всего периода обучения в ВУЗе у студентов отмечается низкий уровень физического развития, двигательной и функциональной подготовленности.

Дефицит двигательной активности особенно отрицательно сказывается на состоянии здоровья студентов (В.И. Козлов, 1995).

В последние годы улучшилось содержание и качество научных работ, посвященных исследованию эффективного внедрения нетрадиционных форм, средств и методов физической деятельности студенческой молодежи (А.В. Лотоненко, Е.А. Стеблецов, 1997).

Систематические занятия физической культурой с оптимальной для биологии человека нагрузкой помогают поддерживать нормальную умственную деятельность и работоспособность, а также способствуют сохранению и укреплению здоровья студентов и повышают уровень их физической подготовленности.

Одним из разделов программы по физическому воспитанию в ВУЗе является плавание, которое является одним из наиболее популярных видов спорта среди студенческой молодежи, оно же считается наиболее эффективным средством оздоровления. Общеизвестно его обширное влияние на функциональные системы организма. Систематические занятия плаванием способствуют сохранению и укреплению здоровья студентов, содействуют правильному формированию и всестороннему развитию организма, повышают работоспособность студентов. Занятия плаванием являются отличным средством борьбы с простудными заболеваниями (К.А. Инясевский, 1978). Даже само пребывание в воде, а тем более выполнение в ней хотя бы самых простых упражнений является раздражителем, стимулирующим активизацию физиологических процессов всего организма, развитие его приспособительных реакций.

Тем не менее здоровье студентов вузов вызывают определенные опасения. Методика занятий в вузе, связанная с классическим плаванием, предполагает обучение плаванию, а затем регулярное проплывание одних и тех же тренировочных дистанций. Все это связанно с высокими нагрузками. Плавание становится тяжелым и неинтересным, следовательно у студентов снижается мотивация и интерес к занятиям по физическому воспитанию. Это в свою очередь не приводит к повышению показателей физической и функциональной подготовленности студентов, укреплению их здоровья.

Возникающее противоречие между требованиями программы, отсутствием достаточной мотивации в преодолении трудностей физического воспитания приводят к снижению качества физической подготовки будущих специалистов.

Повысить мотивацию к занятиям в водной среде можно путем дополнения занятий комплексом физических упражнений, выполняемых в водной среде под музыку. Оптимальное повышение двигательной активности за счет использования аэробных упражнений, выполняемых в водной среде, позволит эффективно воздействовать на организм занимающихся. Комплекс физических упражнений в водной среде будет способствовать совершенствованию физических качеств и повышению функционального состояния студентов. Кроме того, высокий эмоциональный фон проведения занятий делает оздоровительную тренировку в водной среде более привлекательной, способствуя нормализации психического состояния и повышению работоспособности занимающихся. К тому же занятия физическими упражнениями в водной среде имеют ряд преимуществ перед классическим плаванием:



  • отсутствует монотонность движений;

  • многие студенты не умеют плавать, что ограничивает их возможности укреплять свое здоровье посредством упражнений, выполняемых в водной среде;

- есть возможность “проработки” различных групп мышц.

В связи с этим, задачей данного исследования является разработка нового содержания физического воспитания студентов и наиболее эффективной методики его реализации в курсе вузовского образования.



Объект исследования: физическое воспитание студентов в вузе.

Предмет исследования: содержание, организация и методика применения физических упражнений в водной среде на занятиях по физическому воспитанию студентов.

Цель исследования: экспериментальная разработка нового содержания, обоснование методики применения физических упражнений в водной среде на занятиях по физическому воспитанию студентов и условий её эффективного применения.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы и практику применения оздоровительных упражнений в водной среде в процессе физического воспитания студентов.

2. Изучить мотивационные установки студентов в отношении оздоровительных занятий в водной среде.

3. Разработать содержание комплексов физических упражнений в водной среде и методику организации занятий со студентами.

4. Обосновать методику занятий физическими упражнениями в водной среде.

5. Оценить степень эффективности методики занятий физическими упражнениями в водной среде.



Гипотезой данного исследования послужило предположение о том, что разработанная нами методика занятий физическими упражнениями в водной среде позволит обеспечить более выраженный прирост показателей физического развития, физической подготовленности и функционального состояния студентов, а также повысить мотивацию к занятиям физической культурой, в сравнении с занимающимися по программе физического воспитания в том случае, если:

  • будет разработан комплекс физических упражнений в водной среде, доступный каждому студенту;

  • занятия по физическому воспитанию будут сопровождаться подобранной по желанию студентов музыкой;

  • подобранные упражнения будут носить системный комплексный характер.

Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие научные теории и концепции: теория физического воспитания и оздоровительной тренировки (Б. А. Ашмарин, Л. П. Матвеев, Ж. К. Холодов и др.), общенаучные положения и принципы теории и методики физического воспитания в вузе (В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, А. И. Завьялов, В. И. Ильинич, А. В. Лотоненко, Л. И. Лубышева, И. В. Муравов и др.), концепции занятий физическими упражнениями в водной среде (В. А. Аикин, Н. Ж. Булгакова, А. Д. Викулов, О. Б. Галеева, И. Л. Ганчар, Л. М. Дикаревич, О. А. Иванова, К. А. Инясевский, Дж. Е. Каунсилмен, Л. П. Макаренко, О. Матюшок, Т. Г. Меньшуткина, Б. Н. Никитский, В. А. Парфенов, В. Н. Платонов, О. В. Рохмистрова, В. И. Терещенко и др.).

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Общенаучные положения системы физического воспитания студентов дополнены новыми научными данными о структуре, содержании и методике применения физических упражнений комплексного характера в учебном курсе высших учебных заведений.

2. Изучены и теоретически обоснованы, технологически разработаны основные компоненты учебного процесса в вузе с использованием нетрадиционных средств физического воспитания студентов, повышающих уровень их физических кондиций и успешно формирующих мотивированную потребность к занятиям.

3. Предложены новые подходы к организации занятий по физическому воспитанию студентов, направленные на повышение уровня их функциональной подготовленности с учетом индивидуальных особенностей их физического развития, подготовленности и психологической устойчивости.



Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении положений теории и методики вузовского физического воспитания новыми сведениями о содержании и методике оздоровительной тренировки в водной среде. Теоретически разработана и научно обоснована программа занятий физическими упражнениями в водной среде в процессе физического воспитания студентов, включающая комплексы физических упражнений специального воздействия. Разработаны методика их применения, а также рекомендации к музыкальному сопровождению занятий.

Практическая значимость исследования. Разработанная программа занятий физическими упражнениями в водной среде позволяет повысить мотивацию студентов к занятиям по физическому воспитанию. Разработанные комплексы физических упражнений в водной среде доступны в использовании, их легко освоить в результате внутривузовского курса, курсов повышения квалификации и т.д.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных параметров исследования; использованием объективных методов исследования, в том числе методов математической статистики; проверкой теоретических выводов; реальными положительными изменениями всех измеряемых показателей физического развития, физической подготовленности и функционального состояния студентов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Организация учебно-тренировочных занятий в вузе на основе применения физических упражнений в водной среде, позволяющая обеспечить эффективность процесса физического воспитания в вузе, сделать его более содержательным, интересным и современным.

2. Программа физического воспитания студентов на основе применения физических упражнений в водной среде, рассчитанная на период учебного года с 2-х разовым посещением в неделю и включающая два комплекса упражнений: комплекс №1 (первое занятие на неделе) проводится преимущественно без передвижений в водной среде, с применением различного оборудования; комплекс №2 (второе занятие на наделе) решает задачи обучения пла­ванию и спортивным способам плавания. В комплексы входят упражнения для глубокой и мелкой части бассейна.

3. Методика занятий оздоровительной направленности со студентами вузов в водной среде, включающая физические упражнения в водной среде с различными видами музыкального сопровождения.

4. Достигнутый уровень результатов физического развития, подготовленности и функционального состояния студентов на основе экспериментальной методики занятий физическими упражнениями в водной среде.

Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка из 139 источников, из них 2 на иностранных языках, приложений, содержит 10 таблиц, 10 рисунков.

Основное содержание диссертации

Во введении обоснована актуальность проблемы исследования; дана характеристика объекта и предмета исследования, поставлена цель работы, сформулирована гипотеза, теоретико-методологическая база: раскрыта научная новизна исследования, теоретическая и практическая значимость; сформулированы положения, выносимые на защиту; отражены достоверность и обоснованность результатов, полученных в ходе исследования.


В первой главе «Особенности влияния оздоровительной физической культуры на организм человека и методика ее применения» представлено теоретическое обобщение состояния проблемы исследования в теории и методике высшей школы.

В первом параграфе «Физическое воспитание в вузе: организация и проблемы» рассматриваются проблемы физического воспитания стоящие перед высшими учебными заведениями. В условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают требования к физической подготовленности молодежи, необходимой для успешной трудовой деятельности. Физическая культура и спорт в учебно-воспитательном процессе вуза выступают как фактор социального становления будущих специалистов, активного развития их индивидуальных и профессионально значимых качеств, достижения ими физического совершенства. Однако несмотря на мощный теоретический аппарат, большой практический опыт, множество научных работ, посвященных физическому воспитанию студентов, существует ряд проблем в этой области.

В результате проведенного анализа научно-методической литературы было выявлено, что основным противоречием процесса физического воспитания студентов является недостаточность теоретической подготовленности студентов, слабая спортивная материальная база вузов, низкий уровень мотивации студентов. Все это снижает возможности системы физического воспитания влиять на укрепление здоровья студенческой молодежи.



Во втором параграфе «Теоретические основы оздоровительного воздействия физической культуры на организм человека» показано, что физическая культура благоприятно влияет на все системы организма, содействует поддержанию и укреплению здоровья, высокой работоспособности, что несомненно важно для формирования личности студента, как будущего высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста. Интенсификация учебного процесса в вузах сопряжена с увеличением умственного напряжения студентов, которое превалирует в значительной степени над физическим. Такое несоответствие нередко приводит к ухудшению состояния здоровья и снижению работоспособности студентов.

Недостаток двигательной активности у работников умственного труда становится одной из основных причин многочисленных заболеваний. В борьбе с разрушающим действием физической пассивности важнейшая роль принадлежит физической культуре.

Систематические занятия физической культурой укрепляют здоровье и повышают работоспособность человека вне зависимости от возраста.

В третьем параграфе «Теоретические основы оздоровительного воздействия занятий физическими упражнениями в водной среде на организм человека» раскрыто их влияние на органы и системы человека. Показано что, занятия физическими упражнениями в водной среде оказывают мощное воздействие на организм занимающихся. По многим показателям такие занятия обладают большей эффективностью, чем занятия на суше, что делает их применение в физическом воспитании студентов более результативным.

В четвертом параграфе «Теоретические основы музыкального сопровождения занятий физическими упражнениями в оздоровительных целях» в результате анализа выявлено, что важным фактором, влияющим на эффективность оздоровительных занятий физическими упражнениями, является музыкальное сопровождение. Музыка - один из факто­ров эмоционального воздейст­вия на организм человека, на его нервную, сердечно-сосу­дистую, дыхательную и другие системы и способствует повышению продуктивности занятия. В параграфе раскрывается влияние оказываемое музыкой на организм человека, а также особенности ее применения при занятиях физическими упражнениями.

В пятом параграфе «Характеристика и отличительные особенности оздоровительной физической культуры в водной среде» уточняются показатели, принципы и понятия оздоровительной физической культуры, рассматриваются особенности оздоровительной физической культуры в водной среде.

Оздоровительная физическая культура предусматривает использование физических упражнений в целях повышения или поддержания уровня физической дееспособности и здоровья. Необходимы такие упражнения, которые сопровождались бы значительным расходом энергии и давали бы длительную равномерную нагрузку системам дыхания и кровообращения, обеспечивающим доставку кислорода тканям.

Особенности оздоровительной тренировки в водной среде в основном обусловлены рядом ее свойств, таких как плотность воды, вес, гидростатическое давление, теплопроводность и др. Вследствие этого происходит следующее: время занятия уменьшается до 30-45 мин (на начальных этапах 10-15 мин); оптимальные границы ЧСС 120 – 160 ударов в мин; увеличение энергетических затрат при занятиях (уже простое нахождение в воде усиливает энергообмен вследствие повышенной теплоотдачи в воде). Оздоровительные занятия в водной среде строятся по основным принципам теории физической культуры, но обладает рядом особенностей. Тем не менее это не снижает, а наоборот увеличивает ее эффективность.

В шестом параграфе «Анализ существующих методик оздоровительных занятий в водной среде» рассматриваются методика обучения плаванию (Н. Ж. Булгакова); методика спортивной тренировки (Д.Е. Каунсилмен, К.А. Инясевский, Б.Н. Никитский, Л.П. Макаренко В.Н. Платонов, В.А. Парфенов, 1978); методика преподавания плавания в вузе (И. С. Барчуков, А. Д. Викулов, Ф. А. Киселев); методика занятий гидроаэробикой (. А. Аикин, О. Б. Галеева, И. А. Васильева, В. И. Терещенко, О. А. Иванова, Л. М. Дикаревич, О. В. Рохмистрова, О. Матюшонок, С. Хожемпо, Т. Г. Меньшуткина, А. А. Литвинова, О. В. Новосельцев, М. Г. Непочатых, И. Тихомирова, Т. А. Кохан, Ю. А. Федорова и др.). Проведен анализ каждой методики, выделены их цели и основные задачи, положительные стороны и недостатки.

Во второй главе «Методы и организация исследования» описываются методы исследования и его этапы.

В первом параграфе “Методы исследования” расскрываются следующие методы: теоретический анализ и обобщение научной и методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, анкетирование, математико-статистическая обработка результатов.


Во втором параграфе «Организация исследования» приведены этапы исследования и методика контроля при занятиях физическими упражнениями в водной среде. Исследование проводилось на базе Сибирского института бизнеса, управления и психологии. В нем приняли участие студенты, в количестве 40 человек обоего пола. Исследование выполнялось в несколько взаимосвязанных этапов.

Первый этап (2003 - 2005 гг.) - подготовительный, связан с теоретическим анализом научно-методической литературы по исследуемой проблеме, изучением программно-методического поля оздо­ровительной физической культуры, в результате которого был выявлен предмет актуальности настоящего исследования. На этом этапе разрабатывались исходные положения исследования, бы­ли определены предмет, цель, основные задачи исследования, формулировалась научная гипотеза.

Второй этап (2005 - 2006 гг.) - основной. Планировался и осуществлялся педагогический эксперимент, задачей которого на начальном этапе исследования (первая декада сентября 2005 г.) было определение исходного уровня физического развития, функционального состояния и физической подготовленности студентов по данным педагогических контрольных испытаний. Ре­зультатом этих исследований стало формирование двух групп студентов, равных по уровню фи­зического развития, функционального состояния и физической под­готовленности и не имеющих медицинских и педагогических проти­вопоказаний и ограничений для занятий физической культурой в полном объеме по предложенным программам. Были созданы груп­пы: контрольная в количестве двадцати человек (десять юношей и десять девушек), которые занимались по государственной программе физического воспитания в вузе; экспериментальная – двадцать человек (десять юношей и десять девушек), принявшая участие в основном опытно-экспериментальном исследовании, занимавшаяся по разработанной нами программе занятий физическими упражнениями в водной среде.

Третий этап (2006 - 2007 гг.) - заключительный. Осуществлялась оценка эффективности предложенной программы. Были систематизированы, описаны и обобщены, подвергнуты количественному и качественному анализу результаты педагогического эксперимента, проведена работа по оформлению диссертации.



В третьей главе «Организационно-методические основы занятий физическими упражнениями в водной среде» описывается опытно-экспериментальная работа по внедрению занятий физическими упражнениями в водной среде в практический курс по физическому воспитанию в вузе.

В первом параграфе «Исследование отношения студентов к проблеме занятий оздоровительной физической культурой и их мотивационные установки в отношении оздоровительных занятий в водной среде» приведены результаты анкетирования, целью которого было выявления отношение студентов к занятиям по физическому воспитанию в вузе, их интересы в этой области.

Отношение студентов к занятиям по физической культуре является одной из проблем процесса физического воспитания в высшем учебном заведении. Ведь мотивации студентов к физкультурно-оздоровительной деятельности является важным критерием эффективности той или иной программы физического воспитания.

Анализируя данные анкетирования были сделаны выводы, что понимая необходимость занятий физической культурой, студенты тем не менее неохотно и нерегулярно посещают практические занятия по физическому воспитанию, имеют низкую двигательную активность и не имеют достаточных знаний о физической культуре в целом, а также об оздоровительных занятиях в водной среде.

Результаты проведенного опроса подтвердили целесообразность разработки и внедрения в практику физического воспитания в вузе программы физических упражнений в водной среде.



Во втором параграфе «Содержание экспериментальной программы» представлено содержание, организация и методика применения физических упражнений в водной среде на занятиях по физическому воспитанию студентов.

При разработке программы мы опирались на требования Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в учебных планах вузов, где предусмотрено выделение четырех часов в неделю на дисциплину "Физическая культура".

Программа характеризуется следующими основными положениями: занятия физическими упражнениями в водной среде проводятся два раза в неделю и строятся следующим образом: 30-35 мин - методико-практическая часть; 45-50 учебно-тренировочная. Необходимость реструктуировать занятие и объединить методико-практические занятия с учебно-тренировочными возникла в связи с особенностью занятий в водной среде. Благодаря физическим свойствам водной среды таким как: теплопроводность, гидростатическое давление, сила выталкивания, сопротивление, плотность и др., оптимальная продолжительность тренировки для достижения оздоровительного эффекта на занятии состав­ляет 45 минут.

При разработке программы мы опирались на научно-методические разработки В. А. Аикина, О. Б. Галеевой (1997); И. А. Васильевой (1997); В. И. Терещенко, О. А. Ивановой (1990); О. А. Ивановой, Л. М. Дикаревича, О. В. Рохмистровой (1989); О. Матюшонок, С. Хожемпо (1999); Т. Г. Меньшуткиной, А. А. Литвинова, О. В. Новосельцева, М. Г. Непочатых (2002), Т. А. Кохан (2001), И. Тихомировой (2005) Ю. А. Федорова (2003) и др. Программа включает два комплекса упражнений:

- комплекс №1 (первое занятие на неделе) проводится преимущественно без передвижений, с применением различного оборудования;

- комплекс №2 (второе занятие на наделе) решает задачи обучения плаванию и совершенствования техники спортивных способов плавания.

В комплексы входят упражнения, выполняемые на глубокой и мелкой частях бассейна.

Для ускорения адаптации к водной среде студентов, не умеющих плавать, на первых занятиях в подготовительную часть комплексов включаются упражнения подводящего характера.

На первоначальном этапе (во втягивающем мезоцикле) применяются упражнения низкой интенсивности и координационной сложности. В программе предусмотрено обучение базовым движениям комплекса, правильному дыханию во время выполнения упражнений (вдох носом на расслаблении, выдох ртом на усилие). Во время занятия не следует переходить к следующему упражнению до тех пор, пока 70% занимающихся не усвоят материал (5 – 6 занятий).

В базовом мезоцикле первого семестра используются упражнения средней интенсивности, повышается координационная сложность движений, занимающиеся закрепляют полученные знания, обучаются контролю за своими движениями в условиях водной среды (7 – 8 занятий). Затем происходит увеличение двигательной активности за счет повышения моторной плотности занятия и координационной сложности упражнений, преимущественно применяются упражнения высокой интенсивности. Увеличивается время плавательных упражнений и проплываемая дистанция.

По мере освоения студентами программы для увеличения нагрузки возможно проведение занятий на глубокой части бассейна.

В целях увеличения нагрузки на занятии упражнения комплексов в основной части можно выполнять с различным инвентарем (лопатки или плавательные перчатки, водные гантели, пенопластовые досточки).

По мере освоения программы студентами, в конце основной части занятия мы рекомендуем применение игры по типу волейбола и водного пола (студенты стоят по кругу и передают мяч волейбольными передачами друг другу); эстафет как с элементами плавания, так и с передвижением по дну; прыжки и соскоки в воду на глубокой части бассейна (можно использовать и на ранних этапах, чтобы уменьшить боязнь воды), это позволяет поднять эмоциональный фон занятия и повысить мотивацию студентов к посещениям занятий.

При выполнении комплексов используется музыкальное сопровождение, в котором музыка подбирается в зависимости от интересов занимающихся. Для комплекса №1 подбирались мелодии в соответствии с темпом и ритмом выполнения физических упражнений, для комплекса №2 темп музыки не играет важной роли, т. к. большую часть занятия студенты выполняют плавательные упражнения.



В третьем параграфе «Методика проведения занятий физическими упражнениями в водной среде» приведена схема построения учебно-тренировочного занятия физическими упражнениями в водной среде.

Продолжительность занятия физическими упражнениями в водной среде было определено в 45-50 минут. Количество упражнений в одном занятии 40 - 50. Занятие состоит из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной и заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок.

Продолжительность подготовительной части составляет 5-10% всего занятия. Темп музыкального сопровождения используемый на занятии комплекса №1 – от 100 до 120 уд./мин;

Продолжительность основной части составляет 80-85% всего занятия. Темп музыкального сопровождения используемый на занятии комплекса №1– от 120 до 180 уд./мин.

Продолжительность заключительной части занятия 5-15% времени. Используется медленная релаксирующая музыка, звуки природных шумов, ритм произвольный.

В четвертой главе «Оценка эффективности применения занятий физическими упражнениями в водной среде» проводится сравнительный анализ уровня показателей физической и функциональной подготовленности контрольной и экспериментальной группы студентов.

В первом параграфе «Динамика темпов физического развития студентов» показано, что реализация методики занятий физическими упражнениями в водной среде в процессе физического воспитания студентов, обеспечила прирост ряда показателей физического развития и физической подготовленности студентов. Так, увеличились показатели физического развития (роста, окружности и экскурсии грудной клетки) у мужчин; увеличились показателей роста и экскурсии грудной клетки и уменьшились показатели массы тела и окружности грудной клетки у женщин (табл. 1).

Таблица 1.

Темпы прироста показателей физического развития студентов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп в педагогическом эксперименте.

Показатели

Мужчины

Р

Женщины

Р

КГ

(n=10)

ЭГ

(n=10)

КГ

(n=10)

ЭГ

(n=10)

X±m

X±m

X±m

X±m

Рост, см.

До эксп.

После эксп.

179,9±2,02

181,15±1,87



181,1±1,71

183,3±1,61



Р>0,05

Р>0,05

166,1±1,8

167,3±1,79



167,1±1,23

169,1±1,14



Р>0,05

Р>0,05

Прирост %

0,69

1,21




0,72

1,19




Р

Р>0,05

Р>0,05

Р>0,05

Р>0,05

Вес, кг.

До эксп.

После эксп.

76,5±1,99

77,04±1,9



81±3,7

81,56±3,54



Р>0,05

Р>0,05

61,1±1,38

60,2±1,3


62±1,39

57,8±1,07



Р>0,05

Р>0,05

Прирост %

0,7

0,69




1,48

7,01




Р

Р>0,05

Р>0,05

Р>0,05

Р<0,05

ОГК, см

До эксп.

После эксп.

94,2±0,6

94,65±0,47



94,1±0,71

96,45±0,67



Р>0,05

Р<0,05

89,7±0,65

88,6±0,57



89,05±0,55

85,5±0,6


Р>0,05

Р<0,01

Прирост %

0,48

2,47




1,23

4,07




Р

Р>0,05

Р<0,05

Р>0,05

Р<0,01

Экскурсия груд. клетки, см

До эксп.

После эксп.

6,9±0,43

7,8±0,29


7,2±0,47

9,67±0,41



Р>0,05

Р<0,01

5,9±0,43

7±0,3


5,4±0,48

7,9±0,31


Р>0,05

Р>0,05

Прирост %

12,24

29,28




17,05

37,15




Р

Р>0,05

Р<0,01

Р>0,05

Р<0,01

Во втором параграфе «Динамика темпов физической подготовленности студентов» отражены изменения показателей физической подготовленности мужчин (бег на 100 м, подтягивание на перекладине, поднимание ног в висе до касания перекладины, прыжок в длину с места и индекс Гарвардского степ-теста) в экспериментальной группе на 5,84% (Р<0,001), 42,42% (Р<0,01), 38,51% (Р<0,01), 4,4% (Р<0,05) и 10,32% (Р<0,05) соответственно, в контрольной на 1,48%, 17,82%, 17,65%, 2,02% и 2,5% соответственно, изменились показатели физической подготовленности женщин (бег на 100 м, сгибание и разгибание рук в упоре на скамье, поднимание и опускание туловища из положения лежа, прыжок в длину с места и индекс Гарвардского степ-теста) в экспериментальной группе на 5,76% (Р<0,01), 42,79% (Р<0,01), 33,88% (Р<0,001), 5,03% (Р<0,05), 7,9% (Р<0,05) соответственно, в контрольной 1,55%, 21,43%, 22,53%, 1,51%, 3,94 соответственно (диаграммы 1 и 2).

Диаграмма 1. Темпы прироста показателей физической подготовленности (бег (100 м), подтягивание на перекладине, в висе поднимание ног до касания перекладины) студентов (мужчин) контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп в педагогическом эксперименте (%)

Диаграмма 2. Темпы прироста показателей физической подготовленности (прыжок в длину с места, индекс Гарвардского степ-теста) студентов (мужчин) контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп в педагогическом эксперименте (%)



В третьем параграфе «Изменение показателей функционального состояния студентов в педагогическом эксперименте» показаны достоверные изменения в состоянии сердечно-сосудистой системы, в связи с уменьшением показателей ЧСС и артериального давления (исключение: показатели систолического артериального давления у женщин), а также в увеличении показателей ЖЕЛ у мужчин и женщин (табл. 2).
Таблица 2

Темпы прироста показателей функционального состояния студентов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп в педагогическом эксперименте.

Показатели

Мужчины

Р

Женщины

Р

КГ

(n=10)

ЭГ

(n=10)

КГ

(n=10)

ЭГ

(n=10)

X±m

X±m

X±m

X±m

ЖЕЛ, л.

До эксп.

После эксп.

4,11±0,1

4,36±0,08



4,27±0,18

4,89±0,19



Р>0,05

Р<0,05

2,96±0,06

3,12±0,06



3,12±0,09

3,5+-0,08



Р>0,05

Р<0,01

Прирост %

5,9

13,54




5,26

11,48




Р

Р>0,05

Р<0,05

Р<0,1

Р<0,01

ЧСС, уд

/ мин

До эксп.

После эксп.

75±4,01

73,9±3,13



74,8±2,14

67,8±1,32



Р>0,05

Р>0,05

70,5±3,03

70,01±2,75



72,4±2,05

66,3±1,22



Р>0,05

Р>0,05

Прирост %

1,48

9,82




0,57

8,8




Р

Р>0,05

Р<0,05

Р>0,05

Р<0,05

АДс,

До эксп.

После эксп.

130,3±2,15

129+-1,55



133,2±2,42

128,3±1,36



Р>0,05

Р>0,05

112±2,75

113,9±2,4



120,5±2,46

120,6±0,93



Р>0,05

Р<0,05

Прирост %

1,0

3,75




1,68

0,08




Р

Р>0,05

Р<0,1

Р>0,05

Р<0,1

АДд,

До эксп.

После эксп.

78,5±1,0

77,6±1,26



83,7±3,19

77,8±1,5



Р>0,05

Р>0,05

74,5±2,02

74,7±1,93



77,6±1,95

74,2±1,23



Р>0,05

Р>0,05

Прирост %

1,15

7,39




0,27

4,48




Р

Р>0,05

Р>0,05

Р>0,05

Р>0,05

Сравнительный анализ показателей в экспериментальной и контрольной группах показал более высокий прирост у студентов первой группы на достоверном уровне значимости.

В четвертом параграфе «Изменение показателей самоконтроля студентов» анализировались регистрировавшиеся на протяжении всего эксперимента данные дневника самоконтроля.

Согласно данным таблицы 3, такие показатели самоконтроля как: хорошее самочувствие (Р<0,01), хорошее настроение после занятий (Р<0,01), желание заниматься физическими упражнениями (Р<0,01), отсутствие болевых ощущений (Р<0,01), хорошая нагрузка на занятии (Р<0,05) в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.

Регистрация болевых ощущений после занятий осуществлялась нами в течение втягивающего периода. Данные таблицы 3 показывают, что наличие болевых ощущений в контрольной группе было у большего количества студентов, чем в экспериментальной с достоверностью Р<0,01. Это, на наш взгляд свидетельствует об эффективности применяемой нами системы физических упражнений, т. к. позволяет организму быстрее и более эффективно адаптироваться к физическим нагрузкам.

Желание заниматься физическими упражнениями в экспериментальной группе было в большем количестве случаев, чем в контрольной – 47,1 и 40,15 соответственно, что в свою очередь свидетельствует о повышенном интересе студентов к данному виду физических упражнений.

Показатели сна, аппетита работоспособности в контрольной и экспериментальной группе отличаются не значительно. Возможно, в силу того, что студенты имели различные режимы дня, используемая нами система упражнений не могла существенно повлиять на эти показатели.

Таким образом, сравнительный анализ показателей самоконтроля студентов контрольной и экспериментальной группы показал, что несмотря на то, что выявленные различия между группами в ряде показателей статистически не достоверны, позволяет утверждать, что в целом общее физическое состояние студентов экспериментальной группы является лучше состояния контрольной группы. На наш взгляд, это свидетельствует об эффективности реализации студентами экспериментальной группы вынесенных на защиту организационно-методических условий, применяемых систематически, и подтверждаются динамикой полученных результатов.

Таблица 3

Показатели самоконтроля студентов контрольной и экспериментальной группы в педагогическом эксперименте




Показатели

КГ

ЭГ

Р

Самочувствие



Хорошее

133,25 ± 7,67

167,65 ± 7,96

Р<0,01

Удовлетворительное

74,2 ± 4,57

51,5 ± 4,6

Р<0,01

Плохое

30,55 ± 4,55

18,85 ± 4,52

Р>0,05

Сон


Хороший

147,55 ± 8,69

164,25 ± 8, 57

Р>0,05

Удовлетворительный

59,4 ± 5,21

49,4 ± 5,64

Р>0,05

Плохой

31 ± 4,26

25,05 ± 4,45

Р>0,05

Настроение



Хорошее

46,85 ± 2,07

57,4 ± 1,56

Р<0,01

Удовлетворительное

19,4 ± 1,99

9,45 ± 6,24

Р<0,01

Плохое

1,85 ± 0,33

1,55 ± 0,32

Р>0,05

Аппетит


Хороший

193,65 ± 5,05

196,7 ± 4,0

Р>0,05

Повышенный

21,9 ± 2,63

24,65 ± 2,86

Р>0,05

Пониженный

20,6 ± 3,4

14,3 ± 2,88

Р>0,05

Отсутствует

2,4 ± 0,62

1,85 ± 0,67

Р>0,05

Продолжение табл. 3

Нагрузка


Хорошая

52,3 ± 0,89

55,7 ± 0,96

Р<0,05

Удовлетворительная

6,65 ± 0,72

4,25 ± 0,96

Р>0,05

Плохая

1,05 ± 0,42

-

-

Работоспособность

Хорошая

183,75 ± 3,21

188, 95 ± 2,99

Р>0,05

Удовлетворительная

48,7 ± 2,44

43,65 ± 2,20

Р>0,05

Пониженная

6,05 ± 1,28

5,3 ± 1,19

Р>0,05

Желание заниматься

Имеется

40,15 ± 1,48

47,1 ± 1,21

Р<0,01

Болевые ощущения после занятий

Имеются

13,3 ± 1,27

3,4 ± 0,58

Р<0,01

Выводы исследования

1. Изучена проблема применения оздоровительной тренировки в водной среде в курсе физического воспитания студентов вузов. Ее основным противоречием является недостаточность теоретической разработанности, слабая спортивная материальная база вузов, низкий уровень мотивации студентов, что снижает возможности системы физического воспитания влиять на укрепление здоровья студенческой молодежи.

2. Результаты проведенного исследования позволили установить, что студенты понимают важность занятий физическими упражнениями, но мотивация к занятиям по физическому воспитанию у них слабая. Опрос студентов позволил определить, что наибольший интерес они проявили к занятиям физическими упражнениями в водной среде. Реализация методики применения физических упражнений в водной среде на занятиях по физическому воспитанию позволила усилить мотивационные потребности студентов в двигательной активности.

3. В результате проведенного исследования разработана и теоретически обоснована организационно-методическая структура оздоровительной физической культуры в водной среде в курсе физического воспитания студентов. Содержательная часть этой структуры представлена программой оздоровления, комплексом физических упражнений специального воздействия и методикой их применения, что дополняет теоретико-методическую базу практического физического воспитания в вузе.

4. Установлено, что важным фактором, влияющим на эффективность оздоровительных занятий в водной среде, является музыкальное сопровождение. Музыка - один из факто­ров эмоционального воздейст­вия на организм человека, на его нервную, сердечно-сосу­дистую, дыхательную и другие системы. Кроме того, она способствует повышению продуктивности занятий. Разработаны рекомендации по применению различных вариантов музыкального сопровождения для частей занятия, комплексов упражнений и контингента занимающихся.

5. Разработана программа физического воспитания студентов на основе применения физических упражнений в водной среде, включающая два комплекса упражнений: комплекс №1 (первое занятие на неделе) проводится преимущественно без передвижений в водной среде, с применением различного оборудования; комплекс №2 (второе занятие на наделе) решает задачи обучения пла­ванию и спортивным способам плавания. В комплексы входят упражнения для глубокой и мелкой части бассейна.

6. Разработанная методика занятий физическими упражнениями в водной среде рассчитана на период учебного года с 2-х разовым посещением в неделю, занятие состоит из методико-практической части (30-35 мин) и учебно-тренировочной (45-50 мин).

7. Реализация в процессе физического воспитания студентов методики занятий физическими упражнениями в водной среде обеспечила прирост ряда показателей физического развития и физической подготовленности студентов:

- увеличение показателей физического развития (роста, окружности и экскурсии грудной клетки) у мужчин экспериментальной группы составило соответственно 1,21 % (Р<0,05), 2,47% (Р<0,05) и 29,28% (Р<0,01), в контрольной 0,69% (Р>0,05), 0,48% (Р>0,05), 12,24% (Р>0,05). Увеличение показателей роста и экскурсии грудной клетки у женщин в экспериментальной группе составило 1,19% (Р<0,05) и 37,15 (Р<0,01), соответственно, в контрольной 0,72% (Р>0,05) и 17,05 (Р>0,05), произошло уменьшение показателей массы тела и окружности грудной клетки в экспериментальной группе на 7,01 (Р<0,05) и 4,07 (Р<0,01), соответственно, в контрольной на 1,48 (Р>0,05) и 1,23 (Р>0,05);

- произошло изменение показателей физической подготовленности в беге на 100м, подтягивании на перекладине, поднимании ног в висе до касания перекладины, прыжке в длину с места и индекса Гарвардского степ-теста у мужчин в экспериментальной группе на 5,84% (Р<0,01), 42,42% (Р<0,01), 38,51% (Р<0,01), 4,4% (Р<0,05) и 10,32% (Р<0,05) соответственно, в контрольной 1,48% (Р>0,05), 17,82% (Р>0,05), 17,65% (Р<0,05), 2,02% (Р>0,05) и 2,5% (Р>0,05), соответственно.

Изменение показателей в беге на 100м, сгибании и разгибании рук в упоре на скамье, поднимании и опускании туловища из положения лежа, прыжке в длину с места и индекса Гарвардского степ-теста у женщин в экспериментальной группе на 5,76% (Р<0,01), 42,79% (Р<0,01), 33,88% (Р<0,001), 5,03% (Р<0,05), 7,9% (Р<0,05) соответственно, в контрольной 1,55% (Р>0,05), 21,43% (Р<0,01), 22,53% (Р<0,01), 1,51% (Р>0,05), 3,94 (Р>0,05).

8. Исследование функционального состояния студентов выявило изменения в состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной системах:

- уменьшились показатели ЧСС, артериального давления (систолического и диастолического) у мужчин экспериментальной группы на 9,82% (Р<0,05), 3,75% (Р<0,1), 7,39% (Р>0,05), контрольной на 1,48% (Р>0,05), 1,0% (Р>0,05), 1,15% (Р>0,05), соответственно; снизилась ЧСС и диастолическое артериальное давление у женщин экспериментальной группы на 8,8% (Р<0,05) и 4,48% (Р>0,05). Изменились показатели ЧСС и артериального давления у женщин контрольной группы, однако достоверных отличий они не имели;

- увеличении показателей ЖЕЛ у мужчин и женщин в экспериментальной группе на 13,54% (Р<0,05) и 11,48% (Р<0,01), соответственно, в контрольной на 5,9% (Р>0,05) и 5,26% (Р<0,1).

Сравнительный анализ показателей в экспериментальной и контрольной группах показал более высокий прирост у студентов первой группы на достоверном уровне значимости.

Список основных работ, опубликованных по теме диссертации

1. Третьяков, А.С. Содержание и методика занятий оздоровительной направленности в водной среде со студентами вузов / А. С. Третьяков // Сибирский педагогический журнал. – 2008. - № 7. – С. 385 – 391. (из списка рекомендованных ВАК) (0,3 печ. л.)

2. Третьяков, А.С. Построение и организация занятий физическими упражнениями в водной среде / А. С. Третьяков // Экономика и управление в современных условиях: материалы всеросс. научн.-практич. конф. – 22 – 23 декабря 2004, Красноярск; СИБУП. – Красноярск, 2004. – С. 177 – 180. (0,2 печ. л.)

3. Третьяков, А.С. Методика проведения занятий физическими упражнениями в водной среде со студентами / А. С. Третьяков // Наука на рубеже тысячелетий. Сборник материалов IV международ. научн.–практич. конф. – 30 – 31 октября 2007, Тамбов; ТГТУ. – Тамбов, 2007. – С. 149 – 150. (0,07 печ. л.)



4. Третьяков, А.С. Методика преподавания плавания в ВУЗе / А. С. Третьяков, Н.М. Подоляк // Физическая культура и спорт в системе образования: сборник материалов X всеросс. научн-практич. конф. – 14 – 16 декабря 2007, Красноярск; СФУ. – Красноярск, 2007. – С. 222 – 225. (0,2 печ. л.)

5. Третьяков, А.С. Влияние оздоровительной физической культуры на организм человека / А. С. Третьяков // Экономика и управление в современных условиях: материалы научн.-практич. конф. – Красноярск, 2007. Часть 3. – С. 160 – 163. (0,2 печ. л.)



6. Третьяков, А.С. Влияние музыки на организм занимающихся физическими упражнениями / А. С. Третьяков // Молодежь Сибири – науке России: материалы научн.-практич. конф. – Красноярск, 2008. – С. 404 – 408. (0,2 печ. л.)




Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница