ГЛУХОНЕМОТА.
Под глухонемотой понимают врождённое отсутствие слуховой функции или потерю её в раннем детстве. Почти до 16 века среди врачей и педагогов существовало превратное представление, что у глухонемых наряду с глухонемотой наблюдаются дефекты в строении органа речи. В настоящее время доказано, что артикуляционный аппарат глухонемых не изменён и что немота является следствием отсутствия слуха, в результате чего ребёнок не может самостоятельно научиться разговорной речи.
От глухонемоты следует отличать так называемую слухонемоту, сущность которой состоит в недоразвитии коры головного мозга при наличии нормально функционирующего органа слуха. При этом заболевании больной слышит звуки, но не воспринимает их и произносит слова, но не понимает их значения. Наблюдаются разновидности слухонемоты, которые зависят от степени и характера поражения коры головного мозга. В таких случаях различают сенсорную глухонемоту, при которой больной слышит речь, не понимая её значения, моторную, когда больной, понимая речь, не может ответить и прибегает к мимике, и смешанную моторно-сенсорную слухонемоту.
Наблюдаются случаи, когда аномальное развитие центральной нервной системы является причиной отсутствия слуха и речи. Это явление подтверждается невозможностью обучения таких больных разговорной речи и наличием добавочных признаков поражения коры головного мозга.
Глухонемота бывает врожденной и приобретённой. Причиной врождённой глухоты и неизбежно связанной с ней последующей немоты является недоразвитие звуковоспринимающего аппарата внутреннего уха, возникшее в эмбриональном периоде, чему способствуют неблагоприятные условия жизни и интоксикации (алкоголизм, сифилис и др.). Определённое значение в этиологии врождённой глухоты имеют травмы, возникшие в родах (например, сдавление головки при узком тазе, наложение щипцов при патологических родах и т.д.).
Патологоанатомическая сущность этой формы глухоты заключается в недоразвитии или отсутствии нервного аппарата внутреннего уха.
В этиологии приобретённой глухонемоты играют роль инфекционные заболевания, прежде всего эпидемический цереброспинальный менингит, при котором в большинстве случаев поражается внутренне ухо. Значительно реже причиной глухоты являются токсические воспаления слухового нерва, лабиринтиты, в ряде случаев возникающие при гриппе, коклюше, кори, паротите и ряде других инфекционных заболеваний.
При приобретённой глухоте патологоанатомически обнаруживаются дегенеративные изменения кортиева органа и замещение специфических нервных клеток внутреннего уха вновь образованной соединительной тканью. Характерная особенность врожденной глухоты – сохранение остатков слуха и функции вестибулярного аппарата. Эта особенность имеет большое практическое значение, так как даёт возможность путём систематических специальных упражнений значительно улучшать слуховую функцию. Необходимо отметить, что приобретённая глухота встречается значительно чаще, чем врожденная. В тех случаях, когда она возникает в раннем детском возрасте, даже при наличии определённого запаса слов и речевых навыков следствием её бывает немота (чтобы предупредить это, нужно специальное обучение.) Необходимо раннее выявление такой глухоты и последующее обучение ребёнка в слухоречевой школе, чему способствует уже имеющийся запас слов.
Надо сказать, что диагностика глухоты в раннем возрасте трудна; большим подспорьем здесь являются наблюдения родителей и воспитателей, указывающие на отсутствие у ребёнка реакции на звук. При наличии глухоты ребёнок не реагирует на перемену положения, на укачивание, что связывается с понижением функции вестибулярного аппарата. Наличие слуха подтверждается пробой на положительный рефлекс Бехтерева: незаметно для ребёнка к его уху подносят сильный источник звука, например колокольчик, будильник, трещотку. Если слух есть, ребёнок мигает и поворачивает голову в сторону источника звука.
Рекомендуется также проба на рефлекс Шурыгина: к уху ребёнка незаметно подносится звучащий камертон. При наличии слуха наблюдается быстрое сужение зрачков с последующим более медленным их расширением. При глухоте реакция зрачков на звук отсутствует.
Известное значение в выявлении глухоты имеют методы условных рефлексов: в возрасте до 3-4 месяцев у ребёнка вырабатывают условный рефлекс на звуковое раздражение, где в качестве подкрепления используют сосательный рефлекс на кормление. С этой целью в начале каждого кормления в течение 30 секунд приводят в действие будильник или звонок. У слышащего ребёнка в ответ на звуковое раздражение появляется сосательный рефлекс. Как показывает опыт, повседневное наблюдение за слуховой функцией в быту в огромной части случаев вполне достаточно для выявления глухоты. В дальнейшем с ростом ребёнка прибегают к аудиометрии, позволяющей выявить даже незначительные остатки слуха.
Восстановить недоразвитую или погибшую специфическую ткань кохлеарного аппарата невозможно, как нельзя восстановить и слуховую функцию у глухих.
Для обучения их устной речи и письму используют имеющиеся остатки слуха, а также заменяют слуховое восприятие зрительным (чтение с губ).
В результате этого устанавливается речевой контакт с окружающими; систематическими упражнениями сурдопедагоги добиваются того, что речь глухого человека очень мало отличается от речи людей с нормальным слухом; она лишь несколько монотонна, что объясняется отсутствием слухового контроля над ней.
Развитие остатков слуха у глухонемых людей является неотъемлемой частью учебного процесса; он проводится в специально оборудованных акустической аппаратурой слуховых кабинетов. Если же этим не заниматься, слуховая функция постепенно угаснет. Благодаря правильной постановке педагогического процесса в настоящее время многие глухонемые имеют среднее специальное и высшее образование.
Поделитесь с Вашими друзьями: |