Кафедра глазных болезней ЮУГМУ1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Практическое занятия №1 (клиническое практическое занятие) Тема: Функции зрительного анализатора. Анатомия глаза и орбиты. Особенности и методы обследования глазного больного. Цель занятия: Составить общую схему и установить порядок обследования глазного больного. Задачи: 1. Изучение студентами анатомического строения орбиты, глазного яблока и его придатков. 2. Овладение студентами методами исследования функций зрительного анализатора. 3. Научиться объективным методам исследования придатков глаза, переднего отрезка глаза, оптических сред. 4. Овладеть рядом практических навыков по наиболее распространенным в глазной практике манипуляциям. Базисные знания: 1. Строение орбиты, стенки орбиты, ее отверстия и содержимое 2. Строение, функции и клиническое значение защитного аппарата глаза (веки, конъюнктива) 3. Строение, функции и клиническое значение слезопродуцирующего аппарата, слезоотводящих путей 4. Строение, функции и клиническое значение глазодвигательного аппарата 5. Строение и функции глазного яблока и его оболочек 6. Строение и морфофункциональная характеристика зрительного пути и его отделов. Учебная карта занятия По таблицам, муляжам и на черепе разбирается строение орбиты, стенки орбиты, ее отверстия и содержимое. Обращается внимание на соседство орбиты с придаточными пазухами носа и зубами, на связь орбиты с полостью черепа, что может обусловить патологию орбиты и глазного яблока. По таблицам и муляжам изучается строение, функции и клиническое значение двигательного аппарата глаза, защитного аппарата (веки, конъюнктива), слезопродуцирующего аппарата, слезоотводящих путей. Изучается строение глазного яблока, 3 его оболочек: наружной - фиброзной капсулы (роговица и склера), сосудистого тракта (три его отдела), ядра глаза, дается клиническая и функциональная оценка каждой оболочки. Оценивается кровоснабжение органа зрения, венозный и лимфатический отток. По таблицам подробно разбирается строение и функции сетчатки: ее слои, рецепторы, нейроны, желтое пятно, кровоснабжение, картина нормального глазного дна, места фиксации. По схеме разбирается анатомия зрительного нерва ход проводящих зрительных путей и центральные отделы зрительного анализатора. Разбившись попарно, на своих товарищах необходимо освоить методы наружного и бокового осмотра и выполнение выворота верхнего века, обследовать этими методами больных с наружной патологией, обсудить отклонения от нормы. Для исследования состояния слизистой оболочки век и переднего отдела глазного яблока, а также хрусталика используют метод фокального или бокового освещения. Исследование проводят в затемненном помещении, настольную лампу устанавливают на уровне глаз сидящего пациента на расстоянии 40-50 см, слева и немного спереди от него. Голову пациента Кафедра глазных болезней ЮУГМУ2 поворачивают в сторону источника света. Взяв линзу для непрямой офтальмоскопии 13 D в правую руку и держа ее на расстоянии 7-8 см от глаза пациента перпендикулярно лучам, идущим от источника света, необходимо фокусировать свет на том участке глаза, который подлежит осмотру. Для того, чтобы рука не дрожала при осмотре левого глаза ее фиксируют, упираясь мизинцем правой руки на скуловую кость пациента, при осмотре правого глаза – на спинку носа или лоб пациента. Следует отметить форму и величину глазной щели, расположение слезных точек, наличие выделений из слезных точек при пальпации области слезного мешка. Затем отмечается положение глазного яблока в орбите (правильное или имеется патологическое смещение), положение глазного яблока в пределах глазной щели (правильное или имеется отклонение зрительной оси), активная и пассивная подвижность глаз. При наличии экзофтальма необходимо оценить репозицию выстоящего глаза. Для этого нужно надавить большими пальцами через веки на глазные яблоки пациента и оценить степень их смещения внутрь глазницы. При экзофтальме, вызванном новообразованием, определяется затруднение при репозиции глазного яблока в полость орбиты, при тиреотоксикозе репозиция не затруднена. При осмотре век следует обращать внимание на их положение, подвижность, состояние кожного покрова, переднего и заднего ребра, интермаргинального пространства, выводных протоков мейбомиевых желез, рост ресниц, наличие новообразований, травматических повреждений. Конъюнктиву нижнего века исследуют при оттянутом вниз крае века, при взгляде пациента вверх. При осмотре конъюнктивы следует обращать внимание на все ее части (хрящевую область переходной складки и нижнего сегмента глазного яблока). При осмотре оценивают цвет, поверхность (фолликулы, сосочки, полипозные разрастания), подвижность, просвечивание протоков мейбомиевых желез, наличие отечности, инфильтрации, рубцовых изменений, инородных тел, отделяемого и т.д. В норме конъюнктива бледно-розовая, тонкая, гладкая, блестящая, отделяемого нет. Если имеются изменения конъюнктивы, лимба и склеры, необходимо описать их. Для осмотра конъюнктивы верхнего века необходимо вывернуть его. Для этого нужно попросить пациента смотреть вниз и большим пальцем левой руки оттянуть веко кверху таким образом, чтобы ресничный край века отошел от глазного яблока. Большим и указательным пальцами правой руки необходимо захватить его ближе к основанию ресниц и стараться поднять край века кверху, в то время как большим или указательным пальцем левой руки отдавливать верхний край хряща книзу. Вывернутое верхнее веко удерживают большим пальцем левой руки в этом положении до тех пор, пока не будет завершен осмотр. Для исследования конъюнктивы верхнего свода, которая остается невидимой при обычном вывороте верхнего века, необходимо при вывернутом веке слегка надавить через нижнее веко на глазное яблоко. При этом рыхло связанная с подлежащими тканями верхняя переходная складка выступает в области глазной щели. Также методом бокового освещения исследуют конъюнктиву глазного яблока. Оценивают состояние ее сосудов, прозрачность, наличие измененных участков (воспаление, новообразование, рубцы, пигментация и т.д.). В норме конъюнктива бледно-розовая, тонкая, гладкая, блестящая, отделяемого нет. Сквозь конъюнктиву обычно просвечивает белая или слегка голубоватая склера. Также обращают внимание на состояние лимба, он может быть расширен, утолщен, инфильтрирован, на него могут заходить сосуды конъюнктивы глазного яблока. Если имеются изменения конъюнктивы, лимба и склеры, необходимо описать их. Особенно внимательно необходимо рассмотреть роговицу. При осмотре отмечают ее величину, форму, прозрачность, зеркальность, чувствительность, наличие или отсутствие сосудов. При наличии помутнений нужно отметить свежие они или старые, их локализацию, глубину. В норме роговица средней величины, прозрачна, сферична, зеркальна, имеет высокую чувствительность, сосуды отсутствуют. Чувствительность роговицы оценивают определяется с помощью кусочка ваты с истонченным концом. Пальцами левой руки разводят веки больного, осторожно касаются концом ватного фитилька центра роговицы. При нормальной Кафедра глазных болезней ЮУГМУ3 чувствительности больной отмечает касание и пытается закрыть глаз. Если этого не происходит, то на роговицу начинают укладывать все более толстые части фитилька. В случае, если роговичный рефлекс появляется при укладывании более толстой части фитилька, то можно думать о существенном снижении чувствительности роговицы у пациента. Если корнеальный рефлекс у пациента таким образом вызвать не удается, то чувствительность роговицы отсутствует. Затем исследуют переднюю камеру глаза. Следует отметить ее глубину, равномерность, прозрачность влаги, наличие во влаги экссудата, крови и т.д. В норме передняя камера средней глубины, равномерная, влага ее прозрачная. При осмотре радужной оболочки оценивают ее цвет (наличие гетерохромии, участков избыточной пигментации), радиарный рисунок, состояние пигментной каймы, наличие передних или задних синехий (сращения радужки с роговицей – передние синехии, или передней капсулой хрусталика – задние синехии), неоваскуляризации, иридоденез (дрожание радужки). В норме радужная оболочка физиологической окраски, структурна. Осмотр зрачка начинают с определения его формы, ширины, расположения, реакции на свет, также оценивают симметричность. В норме зрачок расположен в центре радужной оболочки, круглый, на свет реагирует, зрачки одинаковой ширины на правом и левом глазу. Для более детального осмотра органа зрения и его придаточного аппарата используют комбинированный метод осмотра. Он заключается в осмотре освещенного места через сильную лупу, выполняющую роль увеличительного стекла, при боковом освещении глаза. При этом лупой в правой руке освещают участок глаза, подлежащий осмотру, а лупой в левой руке увеличивают изображение. Левую руку, чтобы она не дрожала, фиксируют на лбу пациента. Глубокие среды глаза (хрусталик и стекловидное тело) осматривают в проходящем свете с помощью офтальмоскопа. Источник света располагают слева и позади пациента, врач сидит напротив. С помощью непрямого зеркального офтальмоскопа, помещенного перед правым глазом исследователя плоским зеркалом «к себе», с расстояния 20-30 см в зрачок обследуемого глаза направляют пучок света, при этом пациента просят смотреть в различных направлениях, оценивая равномерность окраски рефлекса. В случае, если преломляющие среды прозрачны, рефлекс с глазного дна равномерный ярко-розовый (красный). При наличии помутнений в хрусталике или стекловидном теле они выявляются в виде участков помутнения на фоне яркого рефлекса. Сравнительную глубину залеганий помутнений можно определить, предлагая пациенту смотреть в разные стороны. Темные пятна на фоне красного рефлекса, связанные с помутнением хрусталика, перемещаются по отношению к центру зрачка только при движении глазного яблока. Те из них, которые расположены в передних слоях хрусталика, смещаются в направлении движения глаза, расположенные в задних отделах – в обратном направлении. Изменения в стекловидном теле обычно выглядят в виде темных тяжей, хлопьев, которые продолжают перемещаться и после остановки взора. При значительном изменении хрусталика или стекловидного тела рефлекс с глазного дна становится тусклым или отсутствует. Для детального осмотра прозрачных структур глаза и его оболочек применяют биомикроскопию с помощью щелевой лампы. Закапывание (инстилляцию) глазных капель выполняют при помощи пипетки или непосредственно из пластикового флакона со специальным наконечником, в котором выпускается большинство современных глазных капель. Перед закапыванием необходимо убедиться в отсутствии аллергической реакции у пациента на препарат. Капли закапывают не касаясь кончиком флакона (или пипетки) ресниц, века и т.д. в нижний конъюнктивальный свод при оттянутом ватным шариком нижнем веке и отклонении глазного яблока кверху и кнутри. Предпочтительнее закапывать капли в наружный угол глазной щели, следя за тем, чтобы они не попадали на роговицу. При инстилляции сильнодействующих лекарственных средств целесообразно указательным пальцем зажать на 1 минуту область слезных канальцев. Избыток лекарства необходимо промокнуть ватным шариком, не давая ему стекать по лицу пациента. Следует учитывать, что в конъюнктивальном мешке помещается не более 1 капли и при нормальном слезоотведении лекарственное средство задерживается в нем около 5 минут. Кафедра глазных болезней ЮУГМУ4 Закладывание глазной мази за веки проводят с помощью стерильной стеклянной палочки или непосредственно из тюбика, снабженного специальным наконечником. При проведении процедуры пациент сидит, слегка запрокинув голову назад, и смотрит вверх. Ватным шариком нижнее веко оттягивают вниз. Стеклянную палочку с небольшим количеством мази заводят плашмя за нижнее веко. Отпускают нижнее веко и просят больного без усилия сомкнуть веки. Из под закрытых век, прижимая к маргинальному краю, вынимают палочку движением по направлению к виску, мазь должна остаться в конъюнктивальном мешке. Ватным шариком убирают избыток мази. При закладывании мази непосредственно из тюбика пациент должен сомкнуть веки только после того, как наконечник тюбика будет вне конъюнктивальной полости. Наложение повязок. На глаз накладывают стерильную ватно-марлевую подушечку, затем проводят 2-3 фиксирующих круговых тура бинта вокруг головы, оставляя свободным 15-20 см бинта для завязывания. Далее фиксирующие круговые туры чередуют с турами, идущими через больной глаз, от затылка вниз под мочку уха ,вверх через больной глаз на противоположную сторону лба и затылок. Бинт завязывают на лбу. При наложении бинокулярной повязки бинтуют и второй глаз пациента, на который также накладывается стерильная ватно-марлевая повязка, но в обратном направлении – от лба через глаз и далее под мочку уха и на затылок. В конце занятия необходимо внести результаты исследования состояния своего органа зрения в офтальмопаспорт. Вопросы для подготовки к занятию: 1. Содержимое орбиты. 2. Общая симптоматика объемного процесса в орбите (новообразование, флегмона, ретробульбарная гематома и прочее). 3. Двигательный аппарат глаза, его иннервация. 4. Строение слезопродуцирующего аппарата. 5. Строение слезоотводящего аппарата. 6. Механизм слезоотведения и функции слезы. 7. Защитный аппарат глаза. 8. Три оболочки глазного яблока. 9. Строение и функции фиброзной капсулы глаза. 10. Сосудистый тракт, его три отдела. Функции. 11. Строение и инверсия сетчатки. 12. Фиксация сетчатки. 13. Оптический аппарат глаза. 14. Камеры глаза. 15. Кровоснабжение органа зрения, венозный и лимфатический отток. 16. Анатомическое соседство органа зрения и значение его в глазной патологии. Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия: 1. Способ осмотра глаза с помощью бокового освещения. 2. Способ осмотра глаза с помощью комбинированного освещения 3. Исследование прозрачных сред глаза методом офтальмоскопического просвечивания. 4. Техника закапывания глазных капель. 5. Техника закладывания глазной мази в конъюнктивальный мешок. 6. Техника выворота верхнего века для осмотра конъюнктивы. 7. Исследование чувствительности роговицы. 8. Наложение моно- и бинокулярной повязки. Кафедра глазных болезней ЮУГМУ 5 Темы для реферативных сообщений 1. Анатомия придаточного аппарата глаза. 2. Анатомия слезных органов. 3. Оболочки глазного яблока, их функциональная значимость. 4. Анатомия орбиты. 5. Строения сосудистой оболочки глазного яблока. 6. Кровоснабжение глазного яблока и придаточного аппарата. 7. Отверстия орбиты. Синдром верхней глазничной щели, клиническая значимость. 8. Строение сетчатой оболочки глазного яблока. 9. Строение роговицы, особенности иннервации и кровоснабжения. 10. Хрусталик глаза: строение, особенности эмбрионального развития. Схема офтальмопаспорта см. приложение Список основной и дополнительной литературы по теме Основная литература 1. Глазные болезни: учебник / А.А. Бочкарева, Т.И. Ерошевский, А.П. Нестеров и др.; под ред. А.А. Бочкаревой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1989. – 413 с. 2. Глазные болезни: учеб. / под ред. В. Г. Копаевой. - изд., доп. - М. : Медицина, 2008. - 560 с. 3. Офтальмология: учебник для вузов / Под ред. проф. Е.И.Сидоренко,. - М. ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 408 с. 4. Павлова-Каминская, З.А. Руководство к практическим занятиям по глазным болезням /З.А.Павлова-Каминская, Л.А.Кацнельсон. - М .:Медицина,1966. - 219 с. 5. Рыкун, В.С. Избранные лекции по офтальмологии: Учебное пособие / В.С.Рыкун, О.В. Солянникова О.В. - г. Челябинск., 2009. - 136 с. Дополнительная литература 1. Кански, Джек Дж.. Клиническая офтальмология. Систематизированный подход: научное издание / Дж. Дж. Кански; пер. с англ. под ред. В.П.Еричева. - Wroclaw: Elsevier, 2009. - 944 с. 2. Клинические лекции по глазным болезням: учеб. пособие / под ред. С.Э. Аветисова. - М. : Медицина , 2010. - 144 с. 3. Рабкин, Е. Б. Полихроматические таблицы для исследования цветоощущения: учеб. пособие / Е. Б. Рабкин. - 9-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 1971. - 73 с. : ил. 4. Шамшинова, А. М. Функциональные методы исследования в офтальмология: монография / А.М. Шамшинова, В.В. Волков . - М. : Медицина, 1999. - 415 с. : ил. 5. Шульпина, Н. Б. Биомикроскопия глаза: монография / Н. Б. Шульпина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Медицина, 1974. - 263 с. : ил.
Кафедра глазных болезней ЮУГМУ6 Практическое занятия №2 (клиническое практическое занятие) Тема: Острота зрения, поле зрения, зрачковые реакции Цель занятия: выработать практические навыки по методам исследования центрального, периферического, цветового зрения Задачи: 1. Изучить зрительные пути, центральные отделы зрительного анализатора и физиологию зрительного акта. 2. Ознакомиться с основными принципами исследования и диагностическим значением нарушения зрительных функций. 3. Обучиться методикам исследование остроты зрения, поля зрения, цветового зрения. 4. Изучить дугу фотозрачкового рефлекса. 5. Изучить типы нарушения зрачковых реакций и их диагностическое значение. Базисные знания: 1. Строение и морфофункциональная характеристика зрительного пути и его отделов. 2. Строение глаза. Характеристики зрительных функций: острота зрения, контрастная и спектральная чувствительность глаза. Модель оптической системы глаза. 3. Умение исследовать остроту зрения, пространственное зрение, цветовосприятие. Учебная карта занятия Необходимо друг на друге исследовать поле зрения контрольным способом и на периметре на объекты разного цвета, нанести его границы на схемы, проверить цветоощущение по таблицам Рабкина. На кампиметре определить слепое пятно. Определить зрачковые реакции: прямую, содружественную, реакцию на конвергенцию и аккомодацию. С помощью аппарата Рота исследовать остроту зрения у одногруппников. Обследовать больных с нарушением зрительных, функций. Полученные на студентах и больных данные протоколируются и обсуждаются. Для определения остроты зрения пациента усаживают на расстоянии 5 м от включенного аппарата Рота, в котором находится таблица Сивцева-Головина. Исследование проводят попеременно: сначала правого глаза, затем левого. Второй глаз прикрывают непрозрачным щитком (ладонью). Оптотипы на таблице предъявляют, начиная с верхней строки и перемещаясь вниз, указывая все оптотипы в строке, в течение 2-3 с, следя за тем, чтобы указка не закрывала оптотип и не мешала пациенту читать его. Остроту зрения характеризуют знаки наименьшего размера, которые различает исследуемый. При прочтении первых 7 строк ошибок быть не должно. Начиная с 8-й строки возможно пренебречь 1 ошибкой в строке (острота зрения указана в каждом ряду справа от оптотипов). Полученную остроту зрения записывают, например: Vis OD = 0,6 Vis OS = 1,0 При остроте зрения менее 0,1, когда пациент не видит оптопиты первой строки с 5 м следует подвести его на то расстояние, с которого он различит оптотипы 1-й строки. Либо можно показывать пальцы руки, начиная движение с расстояния 5 м, приближаясь к пациенту с шагом в 0,5 м до тех пор, пока он не начнет правильно называть количество предъявленных пальцев руки. Пальцы следует показывать на контрастном фоне (например, на фоне черного футляра от офтальмоскопа), меняя количество пальцев за своей спиной, а затем показывая пациенту другое число пальцев. Расчет остроты зрения следует проводить по формуле Снеллена: Vis = d/D, где d – то расстояние, с которого пациент правильно считает пальцы (или может назвать знаки первой строки таблицы), а D – расстояние, с Кафедра глазных болезней ЮУГМУ7 которого знаки данного ряда видны под углом зрения в 1 минуту (т.е. пациенту с остротой зрения 1,0) (расстояние указано в каждом ряду слева от оптотипов). Если пациент не различает оптотипы 1 ряда (или пальцы) с расстояния 50 см, то остроту зрения определяют меньшему расстоянию, с которого он может сосчитать предъявленные врачом пальцы руки (например, Vis OD = счет пальцев с расстояния 15 см у лица). Если пациент не может сосчитать пальцы, но видит движение руки у лица, то данные записываются следующим образом: Vis OD = движение руки у лица Самая низкая острота зрения – способность отличить свет от темноты. Светоощущение проверяется в затемненной комнате при освещении глаза ярким пучком света. Если исследуемый видит свет, то острота зрения равна светоощущению. Наводя пучок света с помощью зеркального офтальмоскопа с разных сторон (сверху, снизу, слева, справа), определяют способность различных сегментов сетчатки воспринимать свет. Если пациент правильно указывает на все направления, то его острота зрения соответствует светоощущению с правильной проекцией света (Vis OD = 1/ ∞ proectio lucis certa), если неправильно, то светоощущению с неправильной проекцией света (Vis OD = 1/ ∞ proectio lucis incerta). Если пациент не видит свет, то его острота зрения = 0. Исследование поля контрольным способом. Обследуемого усаживают напротив врача таким образом, чтобы их глаза находились на одном уровне. Определяют отдельно поле зрения каждого глаза. Для этого обследуемый закрывает, например, левый глаз, а исследователь – правый глаз, затем наоборот. Объектом служат слегка шевелящиеся пальцы врача или какой-либо предмет (карандаш), перемещаемый с периферии по средней линии между врачом и больным до центра сверху, снизу, с виска, с носа, а также и в промежуточных меридианах. Обследуемый отмечает момент появления в поле зрения движущегося предмета. О поле зрения исследователь судит, ориентируясь на состояние собственного поля зрения (заведомо известного, без патологии): если исследователь и пациент одновременно замечают появление объекта и видят его во всех участках поля зрения, поле зрения пациента считается нормальным; если пациент заметил появление объекта в каком-то меридиане позже врача, то поле зрения оценивают, как суженное с соответствующей стороны. Если в поле зрения пациента предмет исчезает на каком-то участке, то имеется скотома. Определение поля зрения на периметре Ферстера (периметрия). Один глаз обследуемого закрывают специальным окклюдором (или повязкой из бинта). Голову обследуемого помещают на подставке периметра, таким образом, чтобы центральная метка на периметре находилась напротив обследуемого глаза. Просят пациента фиксировать метку в центральной части дуги взглядом. Специальную метку-объект (черная палочка с белым или цветным объектом на конце) медленно (2 см / сек) перемещают от периферии к центру. Обследуемый отмечает появление в поле зрения движущийся объект и моменты исчезновения его из поля зрения. Границы поля зрения обычно исследуют в 8 меридианах на белый объект диаметром 5 мм. Все полученные данные записывают в существующие схемы полей зрения (в офтальмопаспорте). Форму и величину скотом, располагающихся в пределах 30-40 0 от центра исследуют на кампиметре ( кампиметрия). Обследуемого усаживают (или стоя) на расстоянии 1 метр напротив черного матового экрана, на котором имеется белая фиксационная метка (кампиметра), которую он должен фиксировать взглядом одного глаза, второй глаз закрывают окклюдором (повязкой из бинта). По доске медленно в различных меридианах передвигают белый объект диаметром 3-5 мм. Обследуемый отмечает исчезновение метки и ее появление. Моменты исчезновения метки и ее появления отмечают на кампиметре. В ходе практического занятия исследуйте «слепое пятно» на кампиметре, оцените его локализацию и размер. Кафедра глазных болезней ЮУГМУ 8 Исследование цветового зрения по полихроматическим таблицам Е.Б. Рабкина. Обследуемого усаживают спиной к источнику освещения (окну или лампам дневного света). Таблицы предъявляют с расстояния 1 метра на уровне глаз исследуемого, располагая их вертикально. Длительность экспозиции каждого теста таблицы 3-5 секунд, но не более 10 секунд. Если исследуемый пользуется очками, то он должен рассматривать таблицы в очках. Для выявления врожденной патологии исследование проводят бинокулярно, для выявления приобретенной патологии исследуют поочередно правый и левый глаз. Результаты исследования заносят в специальный протокол (в офтальмопаспорте). Если все таблицы (27 шт) основной серии названы правильно – у исследуемого нормальная трихромазия. Если неправильно названы от 1 до 12 таблиц, у исследуемого аномальная трихромазия. Если неправильно названы более 12 таблиц – дихромазия. Для точного определения вида и степени цветоаномалии результаты, занесенные в протокол, необходимо рассматривать, согласно указаний, имеющихся в приложении к таблицам Е.В.Рабкина. Исследование зрачковых реакций. Прямая реакция зрачка на свет проверяется путем наведения на него пучка света с помощью офтальмоскопа. При этом противоположный глаз плотно закрывают ладонью. Зрачковая реакция считается «живой», если под влиянием света зрачок быстро и отчетливо суживается, и «вялой», если реакция зрачка замедлена и недостаточна. Исследуя содружественную реакцию зрачка, освещают офтальмоскопом один глаз, следя за реакцией зрачка другого глаза. Оценивают живость реакции и ее симметричность. Реакция зрачков на аккомодацию и конвергенцию проверяется при переводе взгляда с отдаленного предмета на ручку (карандаш), который держат на расстоянии 20-30 см от лица пациента, при этом зрачки суживаются. Полученные данные обследований необходимо внести в офтальмопаспорт. Вопросы для подготовки к занятию 1. Угол зрения. Изобразить графически. 2. Зависимость между минимально возможным углом зрения и остротой зрения. 3. Чем можно объяснить остроту зрения больше 1. 4. Как определяют остроту зрения, если пациент не видит первую строку таблицы. 5. Таблица Сивцева-Головина с 5 метров. Формула Снеллена, ее использование при определении остроты зрения с помощью таблицы Сивцева-Головина с различного расстояния. 6. Исследование остроты зрения при отсутствии форменного зрения. 7. Нормальные границы поля зрения. 8. Классификация скотом. 9. Зрительный путь. Нейроны зрительного пути. 10. Изменения полей зрения в зависимости от уровня поражения зрительного пути. 11. Теории цветоощущения. 12. Методы исследования цветового восприятия. 13. Зрачковые реакции в норме. 14. Дуга фотозрачкового рефлекса. 15. Типы патологической неподвижности зрачка: амавротический, рефлекторный (синдром Аргайла-Робертсона), паралитический. 16. Место поражения дуги фотозрачкового рефлекса при каждом из этих типов неподвижности зрачка и клиническая картина.
Кафедра глазных болезней ЮУГМУ 9 Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия: 1. Исследование остроты зрения 2. Определение проекции света 3. Исследование поля зрения контрольным способом 4. Исследование поля зрения с помощью периметра 5. Кампиметрия 6. Исследование зрачковых реакций 7. Исследование цветового зрения по таблицам Рабкина Темы для реферативных сообщений 1. Зрительный путь, нейроны зрительного пути. 2. Изменения периферического зрения в зависимости от уровней поражения зрительного пути, клиническая значимость. 3. Дуга фото-зрачкового рефлекса. 4. Типы патологической неподвижности зрачков. Клиническое значение. 5. Нейрофизиологические основы зрительного восприятия. 6. Темновая адаптация. Гемералопия. 7. Цветоощущение. Методы исследования. Диагностика расстройств. 8. Электрофизиологические методы исследования зрительного анализатора. 9. Теория двойственности зрения. 10. Значение органа зрения в жизни человека. Список основной и дополнительной литературы по теме Основная литература 1. Глазные болезни: учебник / А.А. Бочкарева, Т.И. Ерошевский, А.П. Нестеров и др.; под ред. А.А. Бочкаревой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1989. – 413 с. 2. Глазные болезни: учеб. / под ред. В. Г. Копаевой. - изд., доп. - М. : Медицина , 2008. - 560 с 3. Офтальмология: учебник для вузов / Под ред. проф. Е.И.Сидоренко. - М. ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 408 с. 4. Павлова-Каминская, З.А. Руководство к практическим занятиям по глазным болезням/ З.А.Павлова-Каминская, Л.А.Кацнельсон. - М .:Медицина, 1966. - 219 с. Дополнительная литература 1. Аветисов, Э. С. Оптическая коррекция зрения: монография / Э. С. Аветисов, Ю. З. Розенблюм. - М. : Медицина, 1981. - 199 с. : ил. 2. Морозов, В. И. Заболевания зрительного пути. Клиника, диагностика, лечение: научное издание / В. И. Морозов, А. А. Яковлев. - М. : БИНОМ, 2010. - 680 с. 3. Никифоров, А.С. Нейроофтальмология: рук. / А. С. Никифоров, М. Р. Гусева. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2008. - 624 с. 4. Рабкин, Е. Б. Полихроматические таблицы для исследования цветоощущения: учеб. пособие / Е. Б. Рабкин. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1971. - 73 с. : ил. 5. Шамшинова, А. М. Функциональные методы исследования в офтальмология: монография / А.М. Шамшинова, В.В. Волков. - М.: Медицина, 1999. - 415 с. : ил. 6. Шульпина, Н. Б. Биомикроскопия глаза: монография / Н. Б. Шульпина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Медицина, 1974. - 263 с. : ил.
Кафедра глазных болезней ЮУГМУ 10 Практическое занятия №3 (клиническое практическое занятие)
Поделитесь с Вашими друзьями: |