2 Введение. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Это касается в первую очередь опорно- двигательного аппарата. Объясняется это тем, что медики, родители и педагоги обращают внимание на те или иные нарушения в деятельности организма детей только тогда, когда отклонения от нормы становятся значительными и заметными, не уделяя достаточного внимания их профилактике. Так, в деятельность педагогов редко включаются развивающие методы работы с детьми. Практически не разработаны подходы обучения с позицией развивающей предметно- двигательной среды ребёнка. Поэтому задача, стоящая сегодня перед руководителями детских творческих коллективов заключается в поиске и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития детей (физического, психологического, интеллектуального) более продуктивно, применяя новые технологии. Анализ специальной литературы по психологии, педагогике, физиологии, физической культуре, обобщённый опыт психологов, педагогов-практиков позволил определить, что формирование двигательных качеств у ребёнка, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение посредствам новых, удовлетворяющих данным требованиям методик одна из важнейших задач современного образования. Большую роль в развитии двигательной моторики дошкольников принадлежит ритмике, благодаря ее общедоступности, силе эмоционального воздействия, возможности развития музыкальных способностей через привлекательную и активную деятельность. Недостаточность разработанности проблемы развития двигательной моторики дошкольников на занятиях по ритмике позволяет считать выбор темы актуальным. 3 Цель исследования: рассмотреть особенности развития двигательной моторики детей шести-семи лет на занятиях по ритмике. Достижение цели автором осуществлялось последовательно и выразилось в решении ряда соответствующих задач: 1. Рассмотреть психолого-физиологические особенности развития координации движений у дошкольников. 2. Представить особенности формирования моторно-двигательных функций и их влияние на общее развитие детей шести-семи лет. 3. Дать анализ ритмике и ее роли в формировании двигательной моторики у детей дошкольного возраста. 4. Разработать методические рекомендации по развитию двигательной моторики у дошкольников на занятиях по ритмике. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассмотрены теоретические основы развития двигательной моторики у дошкольников. Первый параграф посвящен психолого- физиологических особенностей развития координации движений у дошкольников. Во втором параграфе представлены особенности формирования моторно-двигательных функций и их влияние на общее развитие детей шести- семи лет. Вторая глава так же состоит из двух параграфов. В первом параграфе дан анализ ритмике и ее роли в формировании двигательной моторики у детей дошкольного возраста. Во втором параграфе подробно освещаются методические рекомендации по развитию двигательной моторики у дошкольников на занятиях по ритмике. Работу завершает список использованной литературы и приложения Основное содержание работы. В первой главе «Теоретические основы развития двигательной моторики у дошкольников» два параграфа. В первом параграфе «Психолого-физиологические особенности развития координации движений у дошкольников» отмечено, что в дошкольном возрасте (3-7 лет) 4 происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее. Увеличение роста детей в этот период происходит неравномерно – вначале он замедляется до 4–6 см в год, а затем на 6–7-м году жизни ускоряется до 7–10 см в год (период так называемого первого физиологического вытяжения). В этот период особенно важно правильное и обдуманное воздействие на ребенка, на формирование его мышечной и костной ткани, методами физической культуры. К 5–6 годам позвоночник ребенка соответствует форме его у взрослого человека. Однако окостенение скелета в этом возрасте не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, что обусловливает значительную нагрузку на скелет ребенка. Поэтому необходим постоянный контроль за позой ребенка, его движениями и играми. Одновременно важно и воздействие методами физической культуры на указанный процесс развития. Постель ребенка не должна быть слишком мягкой или неровной, он должен пользоваться только детской мебелью. Важно, что физические нагрузки в этом возрасте необходимы, но они должны быть посильными, и приучать к ним, в ходе физического воспитания необходимо постепенно и осторожно. Координация движений – это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. И чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности. Нам известно, что координационная способность человека достигает высокого уровня развития к 6-7 годам жизни. Отмечено также, что дети, занимающиеся спортом, добиваются виртуозности движений, которым их обучают. Это дает 5 основание считать возможным тренировать и совершенствовать координацию движений. Ученые-физиологи указывают на большое значение педагогического воздействия как фактора, формирующего взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Важнейшим показателем тренированности центральной нервной системы, считают они, являются рост подвижности, уравновешенности, а также концентрации (как во времени, так и в пространстве) возбудительных и тормозных процессов. Все это создает благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы, а также всего нервно-мышечного аппарата. В ходе тренировки постоянно формируются и уточняются различные формы отношений между нервными центрами мышечных групп, и чем выше тренированность человека, тем более совершенными становятся эти отношения. Рассматривая этот вопрос с точки зрения освоения спортивной техники, ученые считают, что в учебно-тренировочные занятия следует включать максимально разнообразные движения. С тем чтобы обеспечить наилучшее развитие координационных возможностей. Таким образом, используя активную двигательную деятельность как форму тренировки, мы можем ускорить и усовершенствовать процесс развития координации движений. Однако следует помнить, что это должен быть не хаотический набор движений, а правильно и строго организованный педагогический процесс, в котором физические упражнения выполнялись бы с определенными нагрузкой и дозировкой соответственно возрасту занимающихся. При формировании того или иного двигательного навыка всегда важно выяснить его прочность, устойчивость и длительность сохранения. Это позволит правильно строить педагогический процесс. В научной литературе имеются данные, которые говорят о том, что дети, как правило, затрачивают много времени на овладение тем или иным сложным движением, но, овладев им, сохраняют двигательный навык надолго. 6 Во втором параграфе «Формирование моторно-двигательных функций и их влияние на общее развитие детей 6-7-летнего возраста» отмечается, что развитие ребенка младшего школьного возраста (дети 6-7 лет), становление его личности зависит в большей степени от его способности к действию, его адекватности все осложняющемуся процессу приспособления. Новые условия жизни, в которые попадает ребенок в данном возрасте, приводят к усложнению возникающих перед организмом двигательных задач и откликающееся на него обогащение координационных ресурсов школьника. Двигательные задачи делаются более сложными в прямом смысле: возрастает разнообразие реакций, требующихся от организма. К самим этим реакциям предъявляются более высокие требования в отношении дифференцированности и точности; усложняется смысловая сторона движений, действий и поступков ребенка. Усложнение двигательных задач, неминуемо требующих разрешения со стороны индивида, совершается не само по себе и отнюдь не плавно и постепенно; наоборот, перемены в образе жизни приводят к накоплению все больших масс качественно новых координационных проблем с не встречающимися ранее и не имевшими возможности войти в обиход особыми чертами смысловой культуры, двигательного состава, потребного сенсорного контроля и т.д. Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, и т.д., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Структурные и двигательные особенности двигательного анализатора, заключающиеся в том, что он имеет чрезвычайно богатые связи решительно со всеми структурами центральной нервной системы (проекционными, ассоциативными и т.д.) и принимает участие в их деятельности, дают повод предполагать особое значение двигательного анализатора в развитии деятельности мозга. Вторая глава «Развитие двигательной моторики у дошкольников на занятиях по ритмике» также два параграфа. В первом параграфе «Ритмика и ее
7 роль в формировании двигательной моторики у детей дошкольного возраста» рассматривается ритмика как предмет, который представляет собой единство непосредственной (интуитивной) и осознанной реакции движением на музыку. Сознательное отношение к ритму приводит ученика к более живому и полному восприятию не только музыки, но и искусства вообще. Ритмика - единственный предмет из цикла музыкально-теоретических дисциплин, позволяющий не только понять, но и «пропустить через себя» самые различные элементы музыкальной речи. Таким образом, можно сказать, что ритмика в определенной степени является музыкальной теорией, претворяемой в практике движением. Однако целью данного предмета отнюдь не является движение как таковое, цель — передача музыки через движение. Обладая огромной силой эмоционального воздействия, музыка помогает найти поразительно точные и яркие движения, выражающие всю гамму чувств, вложенных композитором в свое произведение. Регламентируя движения во времени и пространстве, музыка учит управлять своим телом. Только свободное владение телом может дать возможность добиться подлинно музыкального исполнения. Ритмика помогает зазвучать уникальному музыкальному инструменту — человеческому телу. В неразрывной связи с созданием музыкального образа состоит работа над технической стороной исполнения. Первое условие верного ощущения движения — органичность, естественность, непринужденность. Полная двигательная свобода, раскрепощенность - вот залог успеха. «Раскрепостить» ребенка двигательно - это значит снять «зажимы» и с психики. Чувство свободы, рожденное как гармония между слуховым восприятием и телесным воплощением, приносит огромную радость, возбуждает волю и укрепляет веру в собственные возможности. Как показала практика, самый верный путь к решению поставленной задачи — это работа над ритмическими рисунками различных мелодий, включающими
8 в себя определенные, наперед заданные ритмические структуры. Как известно, ритмический рисунок — это соотношение длительностей последовательного ряда звуков. Понятие «ритмический рисунок» равнозначно понятию «ритм» в узком значении этого слова. (Музыкальный ритм в широком смысле слова есть «временная и акцентная сторона мелодии, гармонии, фактуры, тематизма и всех других элементов музыкального языка» .) Ритм не может рассматриваться изолированно от всей музыкальной ткани, тем более что в нашем конкретном случае речь идет о передаче ритма мелодии. Во втором параграфе «Методические рекомендации по развитию двигательной моторики у дошкольников на занятиях по ритмике» показано, что анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных способностей на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения еще не точны и порой не согласованы с музыкой. На четвертом году жизни дети начинают чувствовать смену контрастных частей музыки, могут выполнять и усваивать небольшие музыкальные задания. Они еще плохо ориентируются в пространстве, по этому педагог учит их двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать не сложные имитационные движения игровых образов (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки. Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движение парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку) и могут двигаться в соответствии с контрастным характером музыки. В возрасте 6-7 лет дети уже сравнительно хорошо управляют своими 9 движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Ребята в этом возрасте произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музуки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями ( от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседа и т.д.). Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Реакция детей на прослушанное представляет собой творческое отображение музыки в действии. В этом возрасте эмоции, вызванные музыкой создают определенную двигательную активность, задача педагога заключается в том, чтобы направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально- танцевальный материал. Двигаться, как подсказывает музыка – строгий закон, который следует неуклонно соблюдать на всем протяжении занятия. Движения должны вытекать из музыки, согласовываться с ней, отражая не только ее общий характер, но и конкретные средства выразительности. В процессе обучения, помогая найти ребенку нужное движение, педагог своим советом, словом, собственным примером и т.д. Совпадение образного слова, музыки и движения, развивается детское воображение, ребенок точнее передает характер музыкального произведения, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность. Чтобы заинтересовать учащихся танцевальным творчеством, в рамках разработанной методики, совместно с практическими занятиями проводились и теоретические. На таких занятиях давалась общая характеристика танца, отмечались его особенности. Проводились беседы об особенностях 10 фольклорного творчества данного народа, рассматривались иллюстрации и слайды, знакомящие детей с костюмами, использовались видеоматериалы по данной тематике. Все это необходимо для того, чтобы ввести учащихся в мир тех образов, той музыки, под которую они будут танцевать. Плавность вальса, жизнерадостность и веселость польки и галопа, зажигательность и удаль многих плясовых народных мелодий, отражающихся в движениях этих танцев, словесно описывались учителем на таких занятиях. Большое значение придавалось слушанию и разбору музыки танца (ее характера, настроения, структурного построения, ритмическим особенностям). Музыка сообщает движениям определенный характер, придает им эмоциональную окраску. Музыкальное сопровождение должно быть ярким, эмоциональным, выразительным. В методике развития двигательной моторики детей 6-7 лет танцевальным творчеством наиболее распространенными музыкальными композициями были круг и линейное построение. Круг – композиция наиболее часто повторяемая в различных танцах. И это понятно, он несет смысловое объяснение для детей, круг – это солнце, это расположение вокруг костра, очага. В танце этот однородный мотив имеет ряд разновидностей: замкнутый круг, раскрытый круг, круг в круге, по общему кругу несколько кружочков. При использовании линейной композиции особенно четко возникает требование к законам перспективы. С ними педагог должен быть хорошо знаком, чтобы избежать ошибок в построении сценической композиции. К примеру, располагая танцующих детей в линии можно достичь разного зрительного эффекта: можно сохранить равновеличественный рост, если в глубину линии поставить более высоких исполнителей; можно же уменьшая рост, при усилении этого перспективного создать впечатление уходящей в даль линии. Безусловно, линейные мотивы, как и круговые, имеют возможность развития и за счет темпа, и перестроения, и места нахождения линии в 11 пространстве. Заключение.Развитие ребенка дошкольного возраста (дети 6-7 лет), становление его личности зависит в большей степени от его способности к действию, его адекватности все осложняющемуся процессу приспособления. Новые условия жизни, в которые попадает ребенок в данном возрасте, приводят к усложнению возникающих перед организмом двигательных задач и откликающееся на него обогащение координационных ресурсов школьника. Двигательные задачи делаются более сложными в прямом смысле: возрастает разнообразие реакций, требующихся от организма. К самим этим реакциям предъявляются более высокие требования в отношении дифференцированности и точности; усложняется смысловая сторона движений, действий и поступков ребенка. Усложнение двигательных задач, неминуемо требующих разрешения со стороны индивида, совершается не само по себе и отнюдь не плавно и постепенно; наоборот, перемены в образе жизни приводят к накоплению все больших масс качественно новых координационных проблем с не встречающимися ранее и не имевшими возможности войти в обиход особыми чертами смысловой культуры, двигательного состава, потребного сенсорного контроля и т.д. Координация движений тренируема и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на ее развитие. Выяснено, что высока степень развития координации движений оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными формами и что координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует, и по этому есть основание заниматься упражнениями, направленными, на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения. Двигательная система оказывает огромное воздействие на весь организм ребенка в целом, но особенно существенно его влияние на деятельность мозга. 12 Формы и пути этого влияния очень разнообразны. Развитие двигательной моторики детей в возрасте 6-7 лет представляется в рамках вышесказанного, несомненно, актуальным. Развитие двигательной активности проходит особенно интенсивно на занятиях ритмикой благодаря ее общедоступности, силе эмоционального воздействия, сочетании музыкальной и двигательной деятельности. Двигаться как подсказывает музыка, идти от музыки к движению, творчески отображая музыкальные впечатления, - вот основной девиз любого ритмического занятия. К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста. Дети подвижны, они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение, она пробуждает у них светлые и радостные чувства. Ребенок получает огромное удовлетворение от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой тела, у него повышается жизненный тонус. Выполнение танцевальных упражнений обеспечивает чередование различных типов сокращения мышц голени, что способствует нормализации их тонуса, в сочетании с активизацией рефлексов походки. В движениях на пятках тонизируются мышцы передней поверхности голени, растягиваются мышцы задней поверхности; при движении на носках на оборот. В упражнениях с использованием полуприседа таз держится вертикально, действие направлено на тонизацию четырехглавой мышцы бедра, средней ягодичной мышцы, что способствует нормализации их тонуса. Положение рук на поясе с отведенными на зад плечами тонизирует фиксаторы лопаток. Упражнения также на тонизацию косых мышц живота, широчайших мышц спины, передних и задних зубчатых мышц, большой и малой круглых мышц, квадратных мышц поясницы за счет чередования их растяжения и сокращения.
Поделитесь с Вашими друзьями: |