Формирование стратегии в зависимости от стадии жизненного цикла организации



Дата18.05.2018
Размер86.5 Kb.

УДК 338.2

Николаева Марина Владимировна

направление Экономика (магистратура), гр. ЭКО-мз21


Научный руководитель:

Красильникова Галина Владимировна, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и организации производства

ФГБОУ ВО "Поволжский государственный технологический университет", г. Йошкар-Ола


ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Цель работы – разработать стратегические направления развития ЗАО ПЗ "Семеновский" на основе стадии жизненного цикла организации.

Каждое предприятие, как и любой живой организм, имеет этапы развития жизненного цикла. Модели жизненного цикла рассматривались многими экономистами, такими как Адизес, Кимберли, Скотт и многие другие. Существует порядка двадцати различных моделей. Рогова М.В. и Касперович С.А. в своей работе [1] предлагают следующие направления развития в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия (табл. 1).


Этапы жизненного цикла организации, их краткая характеристика и выбор стратегии развития для каждого этапа

Этап

Стратегия развития

I. Зарождение

  • подтверждение жизнеспособности бизнес-идеи;

  • определение основных направлений деятельности организации и формирование эффективной бизнес-модели.

II. Рост

  • цель: завоевание доли рынка сбыта;

  • формирование системы экологического менеджмента

III. Зрелость

  • повышение эффективности использования и распределения имеющихся экономических ресурсов;

  • сохранение завоеванных позиций посредством активного маркетинга;

  • диверсификация продукции;

  • эффективная система стимулирования и развития персонала.

IV. Спад

  • уход с невыгодных сегментов рынка;

  • сокращение части ассортимента продукции;

  • сворачивание бизнеса.

Прежде чем организации разрабатывать направления своего стратегического развития, важно проанализировать на какой именно стадии жизненного цикла она находится. На каждом этапе у предприятия разные возможности, нельзя ставить одни и те же цели на разных этапах его развития.

Объектом исследования является ЗАО ПЗ "Семеновский", специализирующееся на производстве продукции растениеводства и животноводства высокого качества с наименьшими затратами.

Для определения стадии жизненного цикла ЗАО ПЗ "Семеновский" построим график изменения выручки и прибыли до налогообложения за период 2013-2016 гг. (см. рисунок).

Динамика показателей развития ЗАО ПЗ "Семеновский" с 2013 по 2016гг.

ЗАО ПЗ "Семеновский" находится на стадии роста, предприятие направлено на расширение видов деятельности, продукция занимает определенную позицию на рынке, наработана клиентская база, проводятся мероприятия по обеспечению прибыльности. Основные денежные средства племзавод получает от продажи пастеризованного молока и продажи племенных бычков.

Следует также отметить, что на предприятии существует проблема в кадровой политике (не хватает квалифицированных специалистов, т.к. одни уходят на пенсию, другие - в более выгодное место).



В среднесрочной перспективе племзавод "Семеновский" может перейти в стадию зрелости и также эффективно функционировать на рынке на основе уже использованной технологии, методов управления и активного развития маркетинговой деятельности. Однако, если предприятие не сможет в дальнейшем быстро реагировать на изменения и адаптироваться к изменяющимся потребностям рынка, оно может снизить показатели своей производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому в качестве стратегических альтернатив на период 2018-2020 гг. ЗАО ПЗ "Семеновский" предлагаются следующие направления развития:

  • внедрение новой продукции, например йогуртов и глазированных сырков. Для начала можно внедрить только небольшой ассортимент новой продукции, а потом расширить его разными вкусами для обхвата более обширной аудитории;

  • завоевание новых рынков - открытые новых фирменных магазинов "Семол" и внедрение продукции предприятия в сетевых магазинах, где продукция еще не представлена;

  • перестройка кадровой политики - повышение заработной платы для сотрудников с высоким стажем работы именно на данном предприятии, т.е. повышение ставки в зависимости от числа лет, отработанных на данном конкретном предприятии вне зависимости от должности для всех работников.

При этом, факторами, благоприятными для дальнейшего развития ЗАО ПЗ "Семеновский", считаем следующие: высокий спрос на продукцию предприятия, разработка новой кадровой политики, гибкая ценовая политика. В качестве возможных рисков следует выделить усиление конкуренции на рынке, а также лучшие условия оплаты труда работников фирм-конкурентов.
Список литературы

  1. Рогова М.В., Касперович С.А. Методические аспекты анализа устойчивого развития организации по стадиям жизненного цикла. Труды БГТУ №7 Экономика и управление, 2014

  2. Мищерина М.В. Методика и доминанты формирования финансовой стратегии предприятия, 2012.

  3. Агарков А.П. Экономика и управление на предприятии: Учебник для бакалавров / А.П. Агарков, Р.С. Голов, В.Ю. Теплышев и др.; под ред. д.э.н., проф. А.П. Агаркова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дакшов и К", 2014. - 400 с.

  4. Петрова Ю. Молочные берега // Коммерсантъ Секрет фирмы. - 2013. - №9. - С.30.


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница