Плавание как метод профилактики нарушений осанки
Махляр Е.Е., инструктор по плаванию
МБДОУ д\с № 161
г. Иркутск, Иркутская область
Важная задача физического воспитания детей - формирование правильной осанки.
Правильная, красивая осанка - один из показателей здоровья. Это, прежде всего нормальное развитие скелета, гармонично развитая мышечная система и умение правильно держаться в покое и в движении.
Установлено, что в большинстве случаев недостатки осанки дошкольников - это результат слабости мышц туловища, неумение удерживать туловище в правильном положении («небрежная осанка»).
Общее укрепление мышц, и в первую очередь мышц туловища, костно-связочного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем, влияет на формирование осанки.
Это имеет особое значение для детей подготовительной к школе группы. Если в дошкольном возрасте недостаточно укреплены мышцы туловища, удерживающие позвоночник в правильном положении, то они быстро утомляются, и ребенок будет принимать наиболее удобную для него облегченную, но неправильную позу.
Для укрепления осанки особенно полезны упражнения для мышц туловища - упражнения, укрепляющие боковые мышцы туловища, мышцы спины и мышцы брюшного пояса.
Согласно исследованием специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются среди отстающих не из-за лени, а в последствии плохого состояния здоровья.
В процессе работы я обратила внимание, что в последнее время в детском саду увеличилось количество детей имеющих нарушения осанки.
Поэтому основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка. Наш детский сад имеет определенные условия и хорошую материальную базу, что
позволяет нам в полной мере заниматься оздоровлением дошкольников.
Педагогический коллектив детского сада понимает важность и нужность всех оздоровительных мероприятий, которые проводят у нас с детьми. Это закаливающие процедуры, дыхательная гимнастика, точечный массаж, физиопроцедуры, утренняя гимнастика, физкультурные занятия и, конечно же, бассейн.
Плавание - это эффективное средство профилактики и исправления опорно-двигательного аппарата, который находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник ребенка мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут затем закрепиться, образовать деформацию. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник.
В связи с этим, плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корректирующее ("исправляющее дефекты)
средство.
Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым создаются очень благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления твердой опоры нижних конечностей - тазового пояса.
Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и не закончившегося процесса окостенения, стопа ребенка легко подвергается деформации, в результате часто развивается плоскостопие. Оно может быть вызвано чрезмерной нагрузкой на стопы. Большая динамическая работа ног в безопорном
положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить заболевание плоскостопием.
В лечебной гимнастике плавание находит все более широкое применение в качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений в осанке детей, например, сколиозов, изменения нормальной формы позвоночника, тугоподвижности суставов и различных последствий детского паралича – полиомиелита.
У нас в детском саду плавание неразрывно связанно с физкультурой. Занятие плаванием обеспечивают естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц. При проведении занятий используются упражнения, выполняемые при различной глубине погружения в воду (до пояса, до плеч, до подбородка). Проводятся активные и пассивные упражнения с элементами облегчения и отягощения; упражнения с усилием у бортика; упражнения в упоре о стенку бассейна, о поручень, с предметами и приспособлениями; упражнения, способствующие мышечной релаксации и растяжению позвоночника; разновидности ходьбы в воде, а также свободное плавание, с имитацией спортивных стилей; игры в воде (подвижные и малоподвижные), игры с продвижением по дну бассейна и др.
Для успешного решения задач по формированию правильной осанки и коррекции ее нарушений я использую разнообразную методическую литературу, и, в первую очередь программу «Детство». Так же используется программа «Старт» в основе которой лежат элементы, направленные на коррекцию осанки, развитее координации, гибкости, силы, музыкальности и выразительности движений.
Список литературы:
А. А. Чеменева, Т. В. Столмакова. «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» Санкт-Петербург. Пресс 2011.
В. А. Муравьев. Н.Н. Назарова. «Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста» Айрис пресс Москва 2004г.
Г. А. Халенский «Коррекция нарушений осанки у дошкольников» Санкт-Петербург Детство-пресс 2001г.
С. В. Яблонская. С. А. Циклис «Физкультура и плавание в детском саду» Творческий центр сфера. Москва 2008г.
Поделитесь с Вашими друзьями: |