Экзаменационные требования по специальности
50.06.01 – Искусствоведение
Раздел 1
История музыки
-
Основные тенденции развития европейской музыки в эпоху средневековья
-
Музыкальная культура эпохи Возрождения
-
Становление и развитие оперного жанра в XVII веке
-
Творческое наследие И.C. Баха, его роль в музыкальном искусстве ХIХ и ХХ веков
-
Венская классическая школа. Значение творчества Й. Гайдна, В.А.Моцарта, Л. Бетховена, К.В. Глюка для дальнейшего развития музыкального искусства.
-
Эстетика музыкального романтизма
-
Оперное творчество Р. Вагнера и его историческое значение
-
Формирование национальных музыкальных школ в ХIХ веке
-
Музыкальный импрессионизм
-
Музыкальный экспрессионизм и творчество композиторов Нововенской школы
-
Неоклассицизм и творчество П. Хиндемита
-
Принципы претворения венгерского фольклора в творчестве Ф. Листа и Б. Бартока
-
Русский музыкальный фольклор и его значение для профессионального искусства
-
Пути развития русского программного симфонизма
-
Пути формирования русской национальной музыкальной школы и творчество М.И. Глинки
-
Основные жанры русской классической оперы и их исторические судьбы
-
Русская музыкальная культура конца ХIХ – начала ХХ вв.
-
Русская “Пятерка” (“Могучая кучка”). Эстетика и основные художественные принципы
-
Оперное творчество П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова
-
Особенности стиля С.В. Рахманинова
-
Этапы развития отечественной музыки ХХ века
-
Жанр симфонии в творчестве Д.Д. Шостаковича
-
Эволюция творчества С.С. Прокофьева
-
Роль шестидесятников (А. Шнитке, С. Губайдулина, Э. Денисов, Н. Каретников) в истории музыки ХХ века
24.Путь развития русской народной музыки: стилевые периоды, основные жанры
Раздел 2
Теория музыки
-
Методологические проблемы анализа музыкальных произведений
-
Содержание и форма в музыке
-
Принципы формообразования в эпоху барокко
-
Основные музыкальные жанры и формы классической эпохи
-
Общие принципы стиля и жанра эпохи романтизма
-
Специфика жанро- и формообразования в музыке ХХ века
-
Основы оперной драматургии и оперных форм
-
Теория симфонизма в трудах Б. Асафьева
-
Принципы классификации основных музыкальных жанров и форм
-
Проблема формы в свете учения Б. Асафьева
-
Основы функциональной теории
-
Классическая гармония
-
Развитие гармонических средств в ХIХ веке
-
Гармония русской музыки
-
Основные проблемы гармонии ХХ века
-
Эволюция тональной системы
-
Проблема диатоники и хроматики
-
Полигармония и политональность
-
Ритмические новации ХХ века
-
Тональная и додекафонная музыка
-
Художественные особенности строгого полифонического стиля
-
Художественные возможности свободного полифонического стиля
-
Роль полифонии в процессе формообразования музыки венских классиков
-
Роль полифонии в музыке ХIХ века
Раздел 3
Музыкальная педагогика и методика преподавания
-
Педагогика как наука. Основные понятия педагогики
-
Место музыкальной педагогики в системе гуманитарных наук
-
Структура музыкальной педагогики
-
Содержание музыкального образования, его научные основы
-
Основополагающие принципы музыкальной педагогики
-
Формы организации музыкальных занятий
-
Методы обучения и контроля знаний
-
Специфика педагогической профессии. Педагогическое мастерство
-
Основные этапы становления и развития музыкального образования в России
-
Способы развития творческого мышления музыканта
-
Методология музыкально-педагогического образования
-
Проблемы педагогического воздействия
-
Цели музыкального образования
-
Развитие творческих способностей
-
Знания, умения и навыки в творческом процессе
-
Приоритетные профессиональные качества музыканта-педагога
-
Проблемы музыкального восприятия
-
Проблемы индивидуального обучения
-
Проблемы развития музыкального слуха
-
Пути развития музыкального восприятия
-
Музыкально-эстетическое воспитание как педагогический процесс
-
Сравнение как метод познания
-
Проблема единства обучения и воспитания в подготовке музыкантов разных специальностей
24.Формы и методы исследовательской работы педагога-музыканта
Экзаменационные требования по философии
-
Основной вопрос философии. Понятие субстанции. Диалектика и метафизика. Детерминизм, индетерминизм, телеология.
-
Познание как единство отражения и творчества. Проблема истины и её критерия. Абсолютная и относительная истина. Проблема познаваемости мира.
-
Античная философия: периодизация и основные черты. Проблема первоначала (архэ) в философии досократиков.
-
Атомизм Демокрита.
-
Проблема общего и единичного в философии Платона. Утопия Платона.
-
Проблема общего и единичного в философии Аристотеля. Этика и эстетика Аристотеля.
-
Философия эпохи эллинизма: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.
-
Проблема универсалий в средневековой философии. Реализм и номинализм.
-
Рационализм XVII века. Р. Декарт. Эстетика классицизма
-
Рационализм XVII века. Б. Спиноза.
-
Рационализм XVII века. Г.В. Лейбниц.
-
Эмпиризм XVII века. Ф. Бэкон и Т. Гоббс.
-
Эмпиризм XVII - XVIII веков. Дж. Локк. Французские материалисты.
-
Эмпиризм XVIII века. Дж. Беркли и Д. Юм.
-
Критическая философия И. Канта.
-
Основные черты диалектического метода Г.В.Ф. Гегеля.
-
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
-
Исторический материализм К. Маркса; его отличие от предшествующих вариантов материализма.
-
Неклассическая философия XIX - XX веков. «Философия жизни».
-
Неклассическая философия XIX - XX веков. Экзистенциализм.
-
Феноменология Э. Гуссерля и её применение в эстетике.
-
Русская философия XIX века. А.И. Герцен и В.С. Соловьёв.
Экзаменационные требования по иностранному языку
-
Письменный перевод со словарем с иностранного языка на русский язык оригинального текста по специальности - 1500 печатных знаков. Время подготовки – 30 минут
2. Чтение и перевод текста без словаря – 900 печатных знаков. Время подготовки – 15 минут.
3. Беседа на одну из тем, предусмотренных программой по иностранному языку для высшей школы.
Словарями при сдаче экзамена абитуриенты не обеспечиваются
Поделитесь с Вашими друзьями: |