ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Поливода Екатерина Викторовна Главная медицинская сестра БУЗ ОО «Стоматологическая поликлиника» Внештатный специалист Министерства здравоохранения Омской области по сестринскому делу в стоматологии г.ОмскСтоматологическая помощь является одним из наиболее массовых, а значит и одним из наиболее социально-значимых видов амбулаторно- поликлинической медицинской помощи. Поэтому удовлетворение потребностей населения в квалифицированной стоматологической помощи, проведение мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний, остаются важнейшими задачами и приоритетами деятельности для здравоохранения РФ. К профессиональной деятельности в качестве специалиста в области сестринского дела допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело» или среднее медицинское образование, диплом по специальности «Сестринское дело». Медицинская сестра непосредственно подчиняется врачу, с которым работает, старшей медицинской сестре отделения. В своей работе руководствуется настоящим Положением, законодательными и нормативными документами Российской Федерации по вопросам здоровья населения, а также распоряжениями вышестоящих органов и должностных лиц. Медицинская сестра в современной стоматологии – это основной и непосредственный помощник врача-стоматолога. Сфера деятельности сестринского персонала значительно расширилась и медицинская сестра должна обладать широким диапазоном специальных знаний по всем разделам стоматологии: 1. Стоматология терапевтическая; 2. Стоматология хирургическая; 3. Стоматология детского возраста; 4. Стоматология ортопедическая; 5. Ортодонтия. Знания, умения, навыки по специальности «Сестринское дело» специалиста, работающего в должности медицинской сестры стоматологического учреждения В соответствии с требованиями специальности в области сестринского дела специалист должен знать: 1. Основы законодательства об охране здоровья граждан; 2. Права и обязанности медицинских работников; 3. Права пациентов; 4. Дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность медицинских работников; 5. Организацию работы стоматологического отделения (кабинета) по обеспечению санитарно-противоэпидемического режима; 6. Нормативные документы по санитарно-противоэпидемическому режиму в стоматологии; 7. Дезинфекционный режим в стоматологическом отделении (кабинете); 8. Систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и персонала в стоматологии; 9. Методы и приемы проведения дезинфекционных мероприятий; 10. Этапы обработки медицинского инструментария, оборудования; 11. Контроль качества дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации; 12. Методы обеззараживания рук; 13. Меры предосторожности при работе с дезинфицирующими средствами; 14. Первую медицинскую помощь при случайных отравлениях дезинфицирующими средствами; 15. Пути передачи социально опасных и инфекционных заболеваний, их профилактику; 16. Правила определения числа дыхательных движений, измерения АД, подсчета пульса, измерения температуры тела, способы введения лекарственных средств в организм; 17. Пути выведения лекарственных средств из организма, значение индивидуальных особенностей организма, его состояния для проявления действия лекарственных средств: возраст, пол, состояние и др.; 18. Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно- количественному учету, лекарственные средства, подлежащие хранению в холодильнике, лекарственные средства, несовместимые в одном шприце; 19. Контроль качества лекарств; 20. Правила дозирования лекарств; 21. Правила постановки инъекций; 22. Правила сбора системы для капельного введения; 23. Осложнения парентерального введения лекарственных препаратов, алгоритм действий медицинской сестры при их выявлении; 24. Гигиенические мероприятия при уходе за кожей и слизистыми; 25. Правила постановки согревающего компресса; 26. Применение грелки и пузыря со льдом, технику подачи кислорода. В соответствии с требованиями специальности в области сестринского дела специалист должен уметь: 1. Выполнять функциональные обязанности; 2. Соблюдать права пациентов, медицинскую тайну; 3. Подготовить руки к выполнению манипуляций; 4. Организовать правильное использование и хранение дезинфектантов в стоматологии; 5. Осуществить обработку стоматологического инструментария, оборудования; 6. Осуществлять мероприятия по контролю качества дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации; 7. Проводить утилизацию разовых медицинских инструментов; 8. Осуществлять мероприятия по обработке использованного перевязочного материала; 9. Соблюдать меры предосторожности при работе с дезинфицирующими средствами; 10. Выполнять меры защиты персонала; 11. Оказать первую медицинскую помощь при отравлении дезинфицирующими средствами; 12. Подсчитать частоту дыхания, пульс, измерить АД; 13. Правильно хранить лекарственные средства; 14. Осуществить венепункцию, поставить подкожную, внутрикожную инъекцию, поставить систему для внутривенного вливания; 15. Выявить побочные эффекты от лекарственной терапии, осложнения при парентеральном введении лекарственных препаратов в организм; 16. Осуществить гигиенические мероприятия при уходе за пациентом; 17. Поставить согревающий компресс, грелку, применить пузырь со льдом; 18. Наладить подачу кислорода. 19. Выявлять психологические проблемы пациентов; 20. Планировать сестринские вмешательства при выявлении психологических проблем пациента; 21. Конструктивно общаться; 22. Применить на практике приемы и методы сестринской педагогики. Эффективность оказания медицинской помощи зависит от чѐткой и профессиональной сестринской деятельности, направленной на повышение качества оказания медицинской помощи, путѐм осуществления
стандартизированных технологий сестринского ухода, профилактики, диагностики и лечения. Также немаловажное значение в работе медицинских сестер стоматологического профиля имеет гигиеническое воспитание и обучение пациентов. Работа по гигиеническому воспитанию – это неотъемлемая часть деятельности медицинских работников поликлиники. Цель гигиенического воспитания в условиях лечебно-профилактических учреждений - повысить эффективность лечебных и профилактических мероприятий путем активного информирования и обучения пациентов. Санитарно-просветительская работа медицинской сестры начинается с момента посещения пациента поликлиники и проводится в процессе проводимого лечения. Кроме этого медицинская сестра должна: 1. Проводить разъяснения, дать рекомендации пациентам по подготовке к различным видам обследования; 2. Проводить разъяснительную работу, беседы с родственниками пациентов и их сопровождающими; 3. Проводить анализ собственной работы с пациентами по этому разделу; 4. Участвовать в планировании санитарно-просветительной работы, проведения анкетирования среди пациентов; 5. Вести своевременно и аккуратно учетную документацию после каждого занятия, беседы. По контролю над исполнением плана по гигиеническому воспитанию населения в отделении должен вестись журнал учета, в котором отмечаются мероприятия, проводимые медицинской сестрой, количество и названия бесед, количество слушателей, где проводилась беседа. Каждый квартал составляется отчет о проделанной работе по гигиеническому воспитанию населения. Норма работы медицинской сестры по гигиеническому воспитанию населения 4 часа в месяц - 8 бесед. Одна из основных задач медицинской сестры – убедить пациента осознанно принять здоровый образ жизни и быть для него личным примерам. Сегодняшний день диктует свои требования к статусу и деятельности медицинской сестры, расширение функций среднего медицинского персонала повышает производительность труда врача, улучшает качество его работы. Важнейшим условием эффективности работы медицинской сестры стоматологического профиля является постоянное повышение квалификации, изучение новых нормативных материалов, литературы по развитию сестринского дела. Постоянно совершенствовать свои профессиональные и деловые качества посещением Областных конференций, семинаров, обще-поликлинических планерок, при общении и обмене информацией с другими лечебными учреждениями. Список литературы: 1. Фомин Н.Н. Сборник материалов для организаторов сестринского дела. Методические рекомендации/ Фомин Н.Н. – Санкт – Петербург. РАМС, 2008. – 723 с. 2. Организация работы сестринского персонала консультативной поликлиники. Методические рекомендации. – Омск, 2006. – 260 с. 3. Безруков В.М. Справочник по стоматологии. /М., Медицина/, 1998. – 250 с.
Поделитесь с Вашими друзьями: |