ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Программа дополнительного профессионального образования
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ»
Составитель программы:
Миллер Л.В.
Тип программы: повышение квалификации
Количество часов: 72
Форма обучения: очно-заочная
Москва 2015
Примерный состав преподавателей:
Миллер Л.В., доцент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета экстремальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук.
Банников Г.С., заведующий научно-исследовательской лабораторией «Научно-методическое обеспечение экстренной психологической помощи» Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета, кандидат медицинских наук.
Пояснительная записка
-
Актуальность
Проблема оказания психологической помощи в кризисных ситуациях в настоящее время становится все более актуальной. На протяжении жизненного пути человек проходит через ряд кризисов нормативного и ненормативного характера, таких, например, как возрастные кризисы, кризисы, вызванные жизненными событиями. Человек сталкивается также с трудностями, вызванными множеством объективно обусловленных кризисов, возникающих не только в нашем обществе, но и на мировом уровне в результате социально-экономических потрясений, политических изменений, территориальных конфликтов. В связи с эти программа повышения квалификации специалистов, оказывающих психологическую помощь людям, пережившим психотравмирующие события, с целью предотвращения возникновения острых кризисных состояний, актуализации ресурсов для преодоления сложных ситуаций, является своевременной и актуальной.
-
Цель реализации программы
Целью программы «Психологическая помощь в кризисных ситуациях» является развитие профессиональных компетенций в области психологии кризисов и методов оказания психологической помощи людям, находящимся в кризисных ситуациях.
Задачи программы:
-
Знакомство с теоретическими и научно-практическими основами деятельности психолога в области кризисной психологии.
-
Дифференциация основных терминов: критическая ситуация, кризисная ситуация, кризис, кризисное состояние, травма. Рассмотрение основных видов кризисных ситуаций.
-
Формирование представления о специфике переживания взрослыми и детьми кризисных ситуаций.
-
Освоение основных методов, приемов и техник практической работы по оказанию психологической помощи в кризисных ситуациях.
-
Получение навыков сохранения профессионального здоровья при работе с людьми, пережившими психотравмирующее событие и кризисные ситуации.
-
Краткое содержание программы
Программа включает в себя 4 раздела, каждый из которых имеет свою специфику: I. Основные теоретико-методологические аспекты психологии кризисных ситуаций и кризисной психологической помощи. II. Психологическая помощь: работа с кризисными состояниями. III. Психотерапевтические методы, используемые при оказании кризисной психологической помощи. IV. Психологическая помощь несовершеннолетним, в образовательных учреждениях в кризисной ситуации.
Программа составлена таким образом, чтобы слушатели имели возможность сопоставить различные точки зрения на природу психологических кризисов, на способы кризисной интервенции, использовали научно-обоснованные психотерапевтические методы и стремились к дальнейшему профессиональному росту.
Программа предусматривает теоретические и практические формы проведения занятий, позволяет не только получить представление об основных видах оказания психологической помощи в критических, кризисных ситуациях, но и приобрести практические навыки владения отдельными техниками.
-
Планируемые результаты программы, включая перечень получаемых и/или совершенствуемых профессиональных компетенций
Повышение квалификации по курсу «Психологическая помощь в кризисных ситуациях» дает возможность овладения:
Знаниями:
-
Знать теоретико-методологические основы психологии кризисных ситуаций и кризисной психологической помощи.
-
Знать специфику реакций взрослых и детей в кризисных ситуациях и методов оказания кризисной психологической помощи.
-
Знать границы компетенции в ситуациях психологического сопровождения детей, находящихся в кризисных ситуациях.
-
Знать меры, направленные на сохранение профессионального здоровья при работе с людьми, пережившими психотравмирующие события и кризисные ситуации.
Умениями:
-
Уметь использовать основные психотерапевтические направления, их принципы и техники при оказании кризисной психологической помощи.
-
Уметь оказывать психолого-педагогическое сопровождение детей, находящихся в кризисных состояниях.
-
Уметь осуществлять внутриведомственное и межведомственное взаимодействие в сложной ситуации
Навыками:
-
Использовать методы и формы оказания кризисной психологической помощи в соответствии с актуальным состоянием личности, пережившей кризисную ситуацию, целями и задачами психологического вмешательства.
Совершенствуемые/ получаемые новые компетенции
№
|
Совершенствуемые или получаемые новые профессиональные компетенции
|
уровень
трудовой функции
(отметить ячейку)
|
соответствие компетенции направлению и уровню подготовки*
|
код ФГОС ВПО
|
знание
|
умение
|
владение
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Способность использовать здоровьесберегающие технологии профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства
|
|
⃰
|
⃰
|
Бакалавриат
Психолого-педагогическое образование
|
ОПК-12
|
2.
|
Способен проводить диагностику психического развития детей и подростков
|
|
⃰
|
⃰
|
Бакалавриат
Психолого-педагогическое образование
Магистратура
Психолого-педагогическое образование
|
ПКСП-6
ПКПП-1
|
3.
|
Способность к выявлению интересов, трудностей, проблем конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся
|
|
⃰
|
⃰
|
Бакалавриат
Психолого-педагогическое образование
|
ПКСП-2
|
4.
|
Способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
|
⃰
|
⃰
|
⃰
|
Бакалавриат
Психология
|
ПК-3
|
5.
|
Способность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок
|
⃰
|
⃰
|
⃰
|
Магистратура
Психология
|
ПК-17
|
.
-
Категория слушателей, включая требования к квалификации
Программа повышения квалификации «Психологическая помощь в кризисных ситуациях» предназначена для психологов, педагогов-психологов и других специалистов, работающих с кризисными ситуациями.
-
Формы и методы обучения: очно-заочная форма обучения.
-
Организация обучения:
Срок обучения 2 месяца. Итоговый контроль – зачет.
-
Учебный (тематический) план программы
№
|
Наименование разделов (модулей) и тем
|
Всего
часов
|
В том числе
|
Форма
контроля
|
лекции
|
семи-нары
|
практи-ческие занятия
|
консуль-тации
|
стажи-ровки
|
самосто-ятельная работа обучаю-щихся
|
I
|
Основные теоретико-методологические
аспекты психологии кризисных ситуаций и кризисной психологической помощи
|
16
|
10
|
|
1
|
2
|
|
3
|
ДЗ
|
II
|
Психологическая помощь: работа с кризисными состояниями
|
22
|
8
|
|
8
|
3
|
|
3
|
ДЗ
|
III
|
Психотерапевтические методы, используемые при оказании кризисной психологической помощи
|
24
|
7
|
|
15
|
|
|
2
|
ДЗ
|
IV
|
Психологическая помощь несовершеннолетним, в образовательных учреждениях в кризисной ситуации
|
10
|
6
|
|
|
|
|
4
|
ДЗ
|
|
Итого
|
72
|
31
|
|
24
|
5
|
|
12
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |