Аннотированное содержание программы



Дата26.04.2016
Размер194 Kb.
АННОТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

дисциплины «Статистические методы и математическое



моделирование в психологии»

по специальности 030401 «Клиническая психология»



  1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа.

  2. Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о возможностях применения математики в изучении психологических явлений и овладение аппаратом математической статистики в приложении ее для обработки и анализа результатов психологических исследований.

  3. Задачи дисциплины:

  • Сформировать целостное представление о необходимости и возможностях математико-статистического анализа результатов психологического исследования;

  • сформировать и закрепить навыки описания результатов и проверки гипотез, которые не требуют использования электронно-вычислительных машин;

  • сформировать представления о дисперсионном и факторном анализе. знать простейшие алгоритмы построения дисперсионного анализа. понимать результаты факторного анализа;

  • дать общие сведения о возможностях более сложных программ современных видов математико-статистического анализа результатов исследования;

  • ознакомиться с различными направлениями и основными результатами математического моделирования психологических явлений.

4) Основные дидактические единицы (разделы): Математическая статистика и психология. Измерения в психологии и виды шкал. Описательная статистика. Параметры статистических совокупностей. Параметры статистических совокупностей, представленных результатами количественного измерения. Характеристики взаимосвязи признаков. Анализ структуры взаимосвязей. Решение задачи сравнения выборок. Понятие статистических критериев и их виды. Выявление различий в уровне исследуемого признака. Оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака. Выявление различий в распределении признака. Многофункциональные статистические критерии. Дисперсионный анализ. Многомерные методы обработки данных. Компьютерные пакеты прикладных статистических программ и математическое моделирование.

5) В результате изучения дисциплины «Статистические методы и математическое моделирование в психологии» студент должен:

Знать: основные этапы и назначение математико-статистического анализа результатов исследования; основные понятия и математико-статистические процедуры, необходимые и достаточные для проведения математико-статистического анализа психодиагностических результатов; назначение многомерных методов математической обработки результатов психологического исследования; стандарты обработки результатов психологического исследования и нормативах представления результатов анализа данных в научной психологии; возможности более сложных программ современных видов математико-статистического анализа результатов исследования.

Уметь: определять принадлежность результатов, получаемых конкретной психодиагностической методикой, к тому или иному типу шкалы измерений; формулировать задачи математико-статистического анализа результатов исследования в соответствии с гипотезой и правильно отбирать соответствующий математический аппарат, который позволяет сделать обоснованные выводы; провести математико-статистический анализ результатов психологического исследования.

Владеть: в процессе изучения дисциплины с учетом подготовленности студентов предусмотрено использование современных пакетов математико-статистической обработки данных на компьютере: SРSS или STATISTICA. Поэтому студент должен владеть основными навыками пользователя современного ПК; навыками применения основных статистических методов в психологическом исследовании; навыками применения методов математического моделирования в психологическом исследовании.

6) Перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина:

Общекультурные компетенции (ОК):

способность и готовность к применению основных математических и статистических методов, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

способность и готовность к профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и сети Интернет (ОК-13).

Профессиональные компетенции (ПК):

владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4);

умение самостоятельно проводить психодиагностическое исследование в соответствии с исследовательскими задачами и этико- деонтологическими нормами, обработку и анализ полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий.), интерпретировать результаты исследования (ПК-7);

умение описывать и анализировать процесс и результаты вмешательства, формулировать рекомендации по результатам проведенного обследования (ПК- 12);

владение навыками супервизии педагогической, научно- исследовательской и практической работы обучающихся в процессе обучения (ПК-20);

готовность к выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК- 28);

способность к созданию психодиагностических, психотерапевтических, консультационных и коррекционных технологий, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей обработкой данных на основе общегуманитарных и математическо-статистических методов (ПК- 29).

7) Виды учебной работы: лекции и лабораторные занятия.

8) Изучение дисциплины заканчивается: зачетом.

Зав.кафедрой общей

и клинической психологии

профессор





М.Е. Волчанский





Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница