Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 академических часа.
Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о возможностях применения математики в изучении психологических явлений и овладение алгоритмами математической обработки данных в приложении ее для обработки и анализа результатов психологических исследований.
Задачи дисциплины:
сформировать целостное представление о необходимости и возможностях математико-статистического анализа результатов психологического исследования;
сформировать и закрепить навыки описания результатов и проверки гипотез, которые не требуют использования электронно-вычислительных машин;
сформировать представления об анализе данных с использованием статистических критериев. Знать простейшие алгоритмы применения непараметрических критериев. Понимать результаты факторного и дисперсионного анализа;
дать общие сведения о возможностях более сложных программ современных видов математико-статистического анализа результатов исследования;
4) Основные дидактические единицы (разделы): Математическая статистика и психология. Параметры статистических совокупностей. Решение задачи сравнения выборок. Понятие статистических критериев и их виды. Выявление различий в уровне исследуемого признака. Оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака. Выявление различий в распределении признака. Многофункциональные статистические критерии. Дисперсионный анализ, факторный анализ. Многомерные методы обработки данных.
5) В результате изучения дисциплины «Математические методы в психологии» студент должен:
Знать: основные этапы и назначение математико-статистического анализа результатов исследования; основные понятия и математико-статистические процедуры, необходимые и достаточные для проведения математико-статистического анализа психодиагностических результатов; назначение многомерных методов математической обработки результатов психологического исследования; стандарты обработки результатов психологического исследования и нормативах представления результатов анализа данных в научной психологии; возможности более сложных программ современных видов математико-статистического анализа результатов исследования.
Уметь: определять принадлежность результатов, получаемых конкретной психодиагностической методикой, к тому или иному типу шкалы измерений; формулировать задачи математико-статистического анализа результатов исследования в соответствии с гипотезой и правильно отбирать соответствующий математический аппарат, который позволяет сделать обоснованные выводы; провести математико-статистический анализ результатов психологического исследования.
Владеть: в процессе изучения дисциплины с учетом подготовленности студентов предусмотрено использование современных пакетов математико-статистической обработки данных на компьютере: SРSS или STATISTICA. Поэтому студент должен владеть основными навыками пользователя современного ПК.
6) Перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина:
Общекультурные компетенции (ОК):
способность и готовность к применению основных математических и статистических методов, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);
способность и готовность к профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и сети Интернет (ОК-13);
Профессиональные компетенции (ПК):
владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4);
умение самостоятельно проводить психодиагностическое исследование в соответствии с исследовательскими задачами и этико- деонтологическими нормами, обработку и анализ полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий.), интерпретировать результаты исследования (ПК-7);
умение описывать и анализировать процесс и результаты вмешательства, формулировать рекомендации по результатам проведенного обследования (ПК- 12);
владение навыками супервизии педагогической, научно- исследовательской и практической работы обучающихся в процессе обучения (ПК-20);
готовность к выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК- 28);
способность к созданию психодиагностических, психотерапевтических, консультационных и коррекционных технологий, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей обработкой данных на основе общегуманитарных и математическо- статистических методов (ПК- 29).
7) Виды учебной работы:лекции и семинарские занятия.