Глава 8. Анализ и интерпретация качественных данных
Качественное исследование не заканчивается на сборе данных. Кульминацией всей работы является скорее не полевая стадия, а анализ, интерпретация и представление результатов заказчику или читательской аудитории.
Проблема заключается в том, чтобы в массе собранных материалов найти скрытый смысл, эффективно "свернуть" огромный объем информации, создать или открыть важные модели или структуры и решить, в какой форме лучше передать то, что открывают нам данные. К сожалению, бесспорных правил качественного анализа данных, которые имели бы универсальное значение для получения выводов и проверки их устойчивости и надежности не существует. В отличие от количественного анализа у нас нет неоспоримых формул или эффективных критериев для определения значимости результатов. Нет, по существу, никаких прямых тестов для проверки надежности и обоснованности выводов. Кроме того, мы не можем точно воспроизвести процесс аналитического мышления исследователя и поэтому его выводы могут оказаться невоспроизводимыми. Короче говоря, нет никаких абсолютных правил за исключением одного — сделать все возможное для того, чтобы ясно и полно представить читателям данные и то, что в них удалось обнаружить.
Это не означает, впрочем, что у нас нет никаких путеводных нитей, которые могли бы помочь в анализе данных. Но эти путеводные нити и процедурные предложения не являются правилами. Поскольку каждое качественное исследование является уникальным, таким же будет и используемый аналитический аппарат. Точно так же, как полевое качественное ис-
237
Посче поля
следование зависит на каждой своей стадии от умения, подготовки и способностей исследователя-полевика, качественный анализ зависит от аналитических способностей и стиля аналитика. Важно помнить, что пресловутый "человеческий фактор" является одновременно и большой силой, и фундаментальной слабостью качественного обследования и анализа.
В этой главе мы продемонстрируем стратегии, путеводные нити и идеи анализа, интерпретации и представления качественных данных. Эти стратегии и идеи скорее заставляют думать и облегчают работу, а не ограничивают в чем-то исследователя или усложняют его труд. Обычно, для того чтобы лучше приспособиться к специфической ситуации исследования, аналитику приходится адаптировать для своих нужд ряд стратегий и методик. Тем не менее как только анализ закончен, те, кто его проводил, обязаны сообщить о своих аналитических процедурах настолько полно и достоверно, насколько это возможно. Это означает, что качественный анализ является фактически еще одной стадией полевой работы, на которой аналитики должны точно так же заниматься самонаблюдением и самоконтролем. В любом случае аналитик обязан сообщить о примененных аналитических процедурах в специальном разделе своего отчета о полученных результатах.
Фокусировка анализа
Первая задача в качественном анализе — описание. Оно отвечает на вопросы типа: "Что происходило, как и при каких условиях?"; "Каковы были цели участников?"; "Что с ними стало в дальнейшем?"
Описание обязательно следует отделять от интерпретации. Интерпретация включает объяснение результатов, получение ответов на вопросы "почему" и развитие моделей и теоретических объяснений. Большое искушение — приступить к творческой работе по интерпретации данных прежде, чем довести до конца тяжелую работу по сведению вместе согласованных ответов на главные описательные вопросы. Но описание всегда должно предшествовать анализу. Дисциплина и строгость качественного анализа зависят
233
Г?
Анализ и интерпретация качественных данных
от представления основательных описательных данных таким образом, чтобы читатели смогли их понять и извлечь из них свои выводы и смогли их интерпретировать.
Стратегии анализа интервью
Первое, что следует решить при анализе интервью, так это то, начать ли с анализа одного случая или сравнивать случаи один с другим. Если решено начинать с анализа случая, то необходимо провести исследование для каждого интервьюируемого или каждой исследуемой единицы (т.е. каждого критического события, каждой группы и т.п.). Если же решено начать с перекрестного анализа, то необходимо провести группировку ответов, полученных от разных людей на одни и те же вопросы, или анализ различных точек зрения на одни и те же проблемы.
Перекрестный анализ ряда случаев или фрагментов интервью, посвященных одним и тем же вопросам, можно сделать сравнительно легко только в том случае, если используется стандартизированное открытое интервью. Если же принято решение остановиться на неструктурированном глубинном интервью, то ответы разных людей хотя и могут быть, при известном желании, сгруппированы по темам, но вряд ли можно ожидать, что соответствующие данные будут находиться в одном и том же месте в каждом транскрипте.
Эти две стратегии не являются взаимоисключающими. Исследование обычно включает оба вида анализа, но начинать приходится с чего-то одного. Попытка одновременно исследовать и отдельные случаи, и провести перекрестный анализ по какой-то теме может привести лишь к путанице.
Стратегии анализа наблюдений
Первоначальный анализ данных наблюдения заметно облегчается, если есть ясность, в каком виде он будет наиболее полезен для представления результатов. Выбор может быть сделан в пользу принципов хронологии, ключевых событий, условий, людей, процессов и ключевых вопросов. Принцип хронологического описания состоит в описании того, что наблюдалось в хронологическом порядке, расска-
239
После поля
Анализ и интерпретация качественных данных
зать "историю" от начала до конца. Принцип описания в соответствии с ключевыми событиями основан на представлении данных, начиная с критически важных случаев, упорядоченных по их значению, а не в том порядке, как они происходили во времени. Принцип описания условий ставит в центр описание различных мест, пунктов, особенностей размещения, территории для последующего перекрестного анализа. Если первичной единицей анализа являются люди или группы, то они также могут становиться фокусом исследования. Данные могут быть организованы таким образом, чтобы описать важные процессы, происходящие в таких группах (контроль, принятие решений, социализацию, коммуникацию). Наблюдения могут быть также сведены вместе для того, чтобы осветить в первую очередь те ключевые проблемы, которые совпадают с первичными исследовательскими вопросами.
Следует еще раз повторить, что взаимоисключающих способов организации данных наблюдений не существует. Суть проблемы заключается в том, что исследователь должен иметь некоторую первоначальную конструкцию для контроля за чрезвычайно обширными и, как правило, плохо структурированными данными, собранными на полевой стадии работы.
Начало анализа
Часто невозможно указать ту точку, в которой сбор данных прекращается и начинается анализ, поскольку идеи относительно возможного анализа появляются уже на полевой стадии. Настоящий анализ начинается именно с этих "черновых" идей, сохранившихся в полевых дневниках. Вот почему так важно записывать аналитические соображения, которые приходят в голову при сборе данных. Это "перекрытие" во времени этапов сбора и анализа улучшает как качество собираемых данных, так и качество анализа, по крайней мере, до тех пор, пока исследователи не позволят своим первоначальным интерпретациям исказить сбор новых данных. В самом деле, вместо того, чтобы направить сбор дополнительных данных на подтверждение первоначальных полевых гипотез (зачем вообще нужно выходить в
поле, если ответ на все вопросы известен заранее?), исследователь может переориентировать полевую работу на поиск альтернативных объяснений, которые показали бы ошибочность первоначальных догадок. Когда сбор данных формально завершается и проходит время окончательного анализа, исследователь имеет два первичных источника, из которых он может исходить при организации анализа. Первый включает те вопросы, которые возникли во время концептуальной фазы исследования и прояснялись вплоть до окончательного анализа, второй — аналитические идеи и интерпретации, которые возникли во время сбора данных.
Организация данных
Данные, собранные с помощью качественных методов, как правило, объемны. Обычно это сотни диктофонных кассет, тысячи страниц транскриптов интервью, толстые тетради, испещренные полевыми заметками. Может показаться, что разобраться в этом — непосильная задача.
В первую очередь следует убедиться: собрано все, что следовало собрать. Полны ли полевые заметки? Может быть, какие-то полевые записи не были сделаны вовремя, отложены на потом и забыты? Нет ли каких-нибудь пробелов в данных, которые все еще можно заполнить при сборе дополнительной информации прежде, чем начнется анализ? Полны ли транскрипты интервью? Итак, прежде всего проверяется полнота и качество собранной информации.
Когда интервьюер уверен, что все данные собраны, проверено их качество и заполнены все пробелы и пропуски, можно приступать к анализу. Но прежде рекомендуется сделать по крайней мере четыре полные копии всех данных, одну — резервную и три копии — для разных видов анализа, описываемых ниже. Но если данные собираются длительное время, разумно придерживаться правила: делать копии по мере их сбора и хранить одну копию в безопасном месте, где ее нельзя будет повредить, уничтожить или потерять. Без всякого преувеличения можно сказать, что все полевые данные бесценны. Они уникальны, поскольку ни те наблюдения, которые были сделаны, ни точные слова, которые были сказаны в ходе интервью, ни-
240
241
После поля
когда не удастся получить в том же самом виде, даже если будут предприняты новые наблюдения и проведены новые интервью. Еще раз подчеркнем, что первичные материалы полевых исследований бесценны и требуют бережного обращения.
Итак, одна копия, назовем ее "мастер-копией", хранится в резерве, одна копия остается для анализа, одна — для пометок и одна — для вырезок и вклеек. Значительная часть работы над качественным анализом включает вырезание и вклеивание данных независимо от того делается ли это с помощью компьютера или вручную, методом "рекле", т.е. используя ножницы и клей. Лучше всего иметь для этого хотя бы одну копию, чтобы ни при каких обстоятельствах не поддаваться искушению "приводить в порядок" мастер-копию. Мастер-копия становится ключевым ресурсом для размещения материалов и сохранения контекста сырых данных. Той же самой цели должен служить и компьютерный "мастер-файл".
Когда копии данных были сделаны, можно начинать формальный анализ. Анализ качественных данных — творческий процесс. Он требует интеллектуальной дисциплины, аналитической строгости и большого труда. Поскольку разные люди привыкли делать интеллектуальную работу разными способами, нет единого способа организации, анализа и интерпретации качественных данных. Поэтому описание аналитических процедур, следующее ниже, скорее дает почву для новых размышлений, чем претендует на нормативность. Каждый исследователь может выбрать для себя ту процедуру анализа, которая лучше всего отвечает его склонностям. Ниже, в следующих разделах описываются некоторые альтернативные способы организации и представления качественных данных.
Контент-анализ
Под контент-анализом обычно понимается процесс идентификации, кодирования и категоризации первичных структур, содержащихся в интервью и наблюдениях.
Начало контент-анализа: кодировка. Один из способов начать контент-анализ — просмотреть все полевые замет-
242
Анализ и интерпретация качественных данных
ки или транскрипты интервью и сделать комментарии на полях или даже прикрепить к ним листки бумаги, которые содержат замечания о том, что следует сделать с теми или иными кусками данных. Эта процедура является первым шагом на пути организации данных по темам и файлам. Работа с темами похожа на индексирование — подготовку предметного указателя для книги или закладок в компьютерных текстовых редакторах. Нужно просто рассмотреть то, о чем говорится в том или ином куске и присвоить ему какое-либо имя или метку. Та копия, в которой содержатся эти пометы, становится индексированной копией полевых заметок или интервью.
Сокращения пишутся непосредственно на абзацах, содержащих данные, на полях, или на дополнительных листках, прикрепляемых к страницам. Полная "легенда" для этих пометок разрабатывается отдельно для каждого файла и служит в качестве первого шага на пути организации данных методом вырезания и вклеивания. Одни и те же куски текста могут служить самым разным целям или иллюстрировать разные темы. Именно поэтому перед полным индексированием необходимо изготавливать несколько копий данных.
Этот процесс организации меток для различных типов данных является первым шагом контент-анализа, с помощью которого классифицируется содержание данных. Критически важной является предварительная разработка классификационной системы, без которой в данных царит полный хаос. Итак, первый шаг анализа — сведение сложной реальности в некоторое количество управляемых классификаций. Ж.Санд в "Письмах путешественника" писала, что классификация — это нить Ариадны в лабиринте природы.
В том случае, когда для этого есть возможность, лучше, если над кодировкой будут работать не один, а несколько человек. Каждый из них может кодировать данные по классификационным схемам независимо от остальных и затем результаты кодирования можно сравнить и обсудить. Если обнаружатся различия в том, как двое людей смотрят на одни и те же данные могут появиться новые важные
243
По,
кгле поля
для понимания данных идеи. В таком контексте этот подход можно назвать формой аналитической триангуляции.
Компьютерная обработка данных
Иногда возможен и желателен более тщательный классификационный анализ, чем составление простой системы файлов. Это наиболее справедливо для больших проектов, когда одному человеку бывает очень трудно закодировать весь огромный массив данных. В этом случае следует разработать более формальную классификационную схему, которую могут использовать тренированные кодировщики, помогающие в организации данных. В идеале классификационная схема должна обеспечить легкий доступ к данным для всех, кто захочет их использовать. Если бы данные предназначались для одного исследователя, в такой классификации не было бы необходимости. Для того чтобы обеспечить доступ для нескольких исследователей, каждому параграфу в каждом интервью должен быть присвоен номер, состоящий из номера страницы этого интервью и номера параграфа на данной странице. В ходе первичного исследования интервью развивается сложная классификационная схема, состоящая из нескольких основных категорий и множества подкатегорий. Все эти категории и подкатегории имеют свои кодовые номера. Каждый параграф каждого интервью можно затем закодировать любым количеством цифровых или буквенно-цифровых комбинаций, достаточным для того, чтобы описать содержание параграфа. Отдельный компьютерный вход имеется для каждой идеи, присутствующей в каждом параграфе. Вход содержит идентификационный номер интервью, общий классификационный номер кода содержания, классификационный номер подгруппы, номер страницы и параграфа, где можно найти соответствующий материал и/или краткое описание тех данных, которые содержит параграф.
Далее каждый из полученных кодов может быть введен в компьютерную систему, позволяющую распечатывать все темы, включенные в классификационную схему, с кратким описанием содержания соответствующих отрывков. Аналитик может затем использовать это меню для непосредст-
244
1
Анализ и интерпретация качественных данных
венного перехода к полным текстам. Кроме того, компьютерные системы обработки данных позволяют проводить простые перекрестные классификации и сравнения фрагментов текста для более углубленного анализа.
Только такая система кодировок подходит для строгого анализа большого количества данных. Система с множественным категориальным кодированием каждого параграфа в каждом интервью представляет собой, конечно, экстраординарную форму кодирования, которую вряд ли стоит использовать для небольших проектов. Создание такой совершенной системы, несмотря на всю ее желательность и универсальность может оказаться чересчур дорогостоящим и долгим. Тем не менее если предполагается, что данные будут использованы несколькими аналитиками или в течение длительного периода, учитывая также и те дополнительные данные, которые, возможно, придется получить спустя некоторое время, то такая система может оказаться чрезвычайно полезной и в конечном счете поможет сэкономить большое количество времени.
Исследование случая
Цель классификации качественных данных для контент-анализа — облегчить поиск моделей в определенных условиях или для набора случаев. Существует ряд проблем, которые лучше всего исследовать с помощью анализа случаев. Случаями могут быть отдельные люди, программы, институции или группы. Исследование случая в качественном анализе — специфический способ сбора, организации и анализа данных. Его цель — собрать исчерпывающую, всестороннюю, систематическую информацию о каждом случае, представляющем интерес. Следовательно, начало анализа случая — убедиться в том, что информация о каждом случае полна, насколько это возможно.
Исследованием случая может быть изучение, например, отдельной институции. Такой анализ может начинаться с индивидуальных случаев, затем следует их перекрестный анализ и, наконец, — их комбинация, которая и становится основой для анализа всей институции в целом. Возможно, таких уровней или слоев может быть и больше, особенно
245
После поля
если какое-либо явление исследуется на региональном или национальному уровне.
Каждое исследование случая опирается на все материалы, которые удалось применительно к нему собрать: все материалы интервью, данные наблюдений, документы, впечатления и утверждения других лиц и сведения об изменении каких-либо характеристик объекта изучения во времени. Все это становится сырым материалом, служащим для анализа случая. На персональном уровне данные о случае могут включать статистическую информацию о человеке, анализ условий жизни, автобиографию и дневники. На уровне институций анализ случая может включать программные документы, отчеты, интервью с участниками каких-либо событий, персоналом, наблюдения над ее работой и сведения об истории институции.
Содержание анализа случая
Когда исходные данные собраны, исследователь может начинать работу над описанием случая. Такое описание соединяет вместе и организует огромные по объему данные в единое обозримое целое. Эти записи включают всю информацию, которая будет использована в проведении окончательного анализа случая. Информация редактируется, многословия выбрасываются, отдельные части лучше подгоняются друг к другу и записи организуются для легкого доступа или в соответствии с хронологическим или тематическим принципом. Итоговые записи должны быть полными, но контролируемыми. Хотя в них сохраняется вся исходная информация, они организованы и классифицированы на порядок лучше, чем сырые материалы, и уже не нуждаются в дополнительной преданалитической обработке или интерпретации. Этот этап может и не является обязательным, но его следует предусмотреть, если имеется слишком большое число сырых данных, полученных в ходе интервью, наблюдений и сбора документов. Во многих случаях исследователь, работая с сырыми данными, может начать подготовку окончательного отчета.
Записи случая используются для конструирования исследования случая. Последнее включает информацию, ко-
246
Анализ и интерпретация качественных данных
торая будет помещена в заключительный отчет. Она состоит из представления описательных данных. Отчет может включать не одно, а несколько исследований случаев, но, так или иначе, именно случай является базовым описательным компонентом отчета.
Исследование случая должно погружать читателя в данную ситуацию, в чью-то личную жизнь, жизнь группы, жизнь институции. Каждый случай, даже когда их несколько, стоит особняком, что позволяет читателю понять его как уникальное, холистическое единство. Позднее может оказаться возможным и полезным сравнение и противопоставление случаев, но в первую очередь именно случаи должны быть представлены и поняты как выражение того явления, которое интересно для исследователя. Описание случаев будет холистическим, всесторонним и станет включать множество размерностей, факторов и категорий, сплетенных в единое целое в идеографической конструкции.
Таким образом, описание случая должно дать читаемую, описательную картину человека, институции или процесса, доступную для читателя всей информации и необходимую для их понимания. Исследование случая может быть организовано хронологически или тематически и представлять холистический портрет человека или институции.
После того, как исследование случая закончено, необходимы новые аналитические стратегии, которые будут описаны ниже, для будущего анализа и интерпретации данных.
Индуктивный анализ
Индуктивный анализ означает, что модели, темы, и категории анализа вытекают из данных, а не накладываются на них еще до сбора и анализа. Аналитик смотрит на естественные вариации в данных.
Два способа представления проистекают из анализа данных. Во-первых, аналитик может использовать категории, развитые самими респондентами для организации представления определенных тем. Во-вторых, аналитик может также быть знаком с категориями и моделями, о которых изучаемые люди не подозревали и для описания которых
247
После поля
не имели соответствующих терминов. В этом случае аналитики развивают свою систему терминов для описания индуктивно генерированных категорий.
В первом случае, прежде чем применять эти "естественные" термины, полезно предварительно выяснить насколько часто они употребляются и, главное — нет ли заметных различий в их понимании. Во втором случае те концепции, которые привносит исследователь, имеют свои корни в социальной теории, в имеющейся научной литературе или в исследовательских вопросах, сформулированных еще до начала исследования. Такие концепции дают общее чувство вовлеченности в общий исследовательский процесс и играют для аналитика роль "дорожных указателей".
Посмотрим, как это разделение на естественные привнесенные термины используется при составлении типологий.
"Естественные" типологии
Типологии — это классификационные системы, построенные из категорий, которые разделяют некоторые аспекты мира на части. Естественные типологии впервые появились в антропологии. Согласно взглядам некоторых антропологов, например, Пелто, культурное поведение следует всегда изучать и категоризировать с точки зрения самих участников событий. Иначе говоря, единицы концептуализации в антропологических теориях должны быть "открыты" с помощью анализа когнитивных процессов у изучаемых людей, а не привнесены извне из инокультурных (и поэтому этноцентрических) классификаций поведения.
Существует мощная тенденция, берущая свое начало с работ по сравнительной антропологии, направленная на сохранение и включение в отчеты тех "естественных" типологий, которыми пользуются люди. Как выразился Ф.Боас, главная цель — понять мысли людей, и весь анализ их опыта должен быть основан на их, а не на наших концепциях.
Этот подход требует анализа вербальных категорий, используемых респондентами, для того чтобы разбить сложные реальности на части. Фундаментальная цель языка — сказать нам, что представляется важным, дав этому имя и
248
н&шз и интерпретация качественных данных
тем самым отделить его от других вещей с другими именами. Когда такие метки идентифицированы на основе анализа того, что говорят люди, следующий шаг заключается в том, чтобы идентифицировать атрибуты или характеристики, которые отличают одну вещь от другой. Итак, главное — понять, как люди конструируют мир своего опыта исходя из того, что они говорят об этом (Фрейк).
Поделитесь с Вашими друзьями: |