Психология гендерных отношений 19. 00. 05 социальная психология



страница1/3
Дата05.05.2016
Размер0.72 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3

УДК 316.37

На правах рукописи



Клецина Ирина Сергеевна




ПСИХОЛОГИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
19.00.05 – социальная психология

(психологические науки)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук




Санкт-Петербург


2004

Диссертация выполнена на кафедре психологии человека

Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

ГОРЬКОВАЯ ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА


доктор психологических наук, профессор

ЗАВЬЯЛОВА ЕЛЕНА КИРИЛЛОВНА


доктор психологических наук, профессор

СИТНИКОВ ВАЛЕРИЙ ЛЕОНИДОВИЧ


Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный

университет

Защита состоится 10 февраля 2005 г. в 15 часов 30 мин. на заседании диссертационного совета Д. 212.199.25 по присуждению ученой степени доктора психологических наук в Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена, по адресу: г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, корп. 11, психолого-педагогический факультет РГПУ.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.

Автореферат разослан «10 » ноября 2004 года.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат психологических наук, доцент Семенова З.Ф.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность

Происходящие в российском обществе изменения затрагивают все сферы общественной жизни: общественно-политическую, социально-экономическую, научно-образовательную. Интенсификация научных контактов с зарубежными учеными способствует распространению и развитию в нашей стране нового научного направления – гендерные исследования1, в рамках которого изучаются вопросы не только взаимодействия мужчин и женщин на уровне общества, но и в семье, и в личной жизни. До недавнего времени гендерные исследования развивались в отечественной науке как междисциплинарная сфера знания. В последние годы гендерная проблематика начинает концентрироваться и развиваться в отдельных научных дисциплинах: социологии, истории, культурологи, лингвистике и психологии.

Современные общественные трансформации затрагивают не только разные сферы социальных отношений, но и существенно влияют на психологию субъектов этих отношений. Трансформация традиционных ролей мужчин и женщин влечет за собой перестройку нормативных эталонов «настоящий мужчина» и «настоящая женщина», что побуждает к корректировке индивидуально-психологических характеристик современных мужчин и женщин. Новые или «обновленные» мужчины и женщины демонстрируют новые типы и модели отношений не только друг с другом, но и с обществом, и с собой. Указанные изменения требуют научного анализа и углубленного исследования. А психологическая составляющая приобретает в гендерных исследованиях особую значимость и актуальность, как в сфере теоретических изысканий, так и в сфере практик повседневной жизни.
Степень научной разработанности

В различных областях научного знания созданы научные предпосылки для психологического исследования гендерных отношений. Наибольший вклад в развитие направления «психология гендерных отношений» внесли работы, выполненные в рамках психологии пола, социологии пола, в области гендерных исследований, как междисциплинарной сферы научного знания.

В рамках психологии пола изучались психологические различия между людьми разного пола, социальная полоролевая дифференциация и стратификация, культурные стереотипы маскулинности и фемининности, особенности социализации мальчиков и девочек, мужчин и женщин, психологическая идентификация личности как представителя определенного пола.

В социологии пола исследовательские работы были направлены на изучение проблем женщин и, в меньшей степени, проблем мужчин в зависимости от социально-экономических условий развития страны в определенный исторический период, от типа политического устройства общества, от уровня развития демократии, от господствующих у политической элиты представлений о роли и статусе мужчин и женщин в обществе.

Предметом гендерных исследований являются гендерные отношения, различия и сходство полов. Первые работы в области гендерных исследований проводились в русле полоролевого подхода. Основной теорией, на которой базируются современные гендерные исследования, является теория социального конструирования гендера.


В системе социально-психологического знания были созданы наиболее весомые (по сравнению с другими психологическими дисциплинами) научные предпосылки изучения психологической составляющей гендерных отношений. Это объясняется следующим:

Во-первых, в социальной психологии в предметное поле науки давно включена и активно разрабатывается категория «отношения», которая является базовой в системе гендерного знания.

Во-вторых, в таких традиционных разделах социальной психологии, как «психология больших групп», «психология межгрупповых отношений, «психология общения и межличностных отношений» накоплен определенный объем эмпирических и концептуальных знаний и концептуализаций, который продуктивно может быть использован для анализа проблем гендерных отношений.

В-третьих, в социальной психологии реализуется целостный интегрированный подход к изучению трех основных элементов социально-психологической реальности - внутреннего мира индивида, межличностного взаимодействия в конкретной ситуации и социальной структуры общества, которые являются ключевыми для гендерных исследований и гендерных отношений.
Таким образом, предметное поле социальной психологии оказывается той базой, на основе которой гендерная проблематика может развиваться более интенсивно по сравнению с другими психологическими отраслями знаний. Социальная психология – это та удобная «дверь», через которую гендерная тематика достаточно легко может войти в систему психологической науки.
Цель работы состояла в обосновании возможности и целесообразности выделения нового научного направления «психология гендерных отношений», имеющего свой предмет изучения, собственные границы и области исследования, специфические понятия, методологические основы и методические приемы. Указанное направление должно не только опираться на систему социально-психологического знания, но и быть «встроено», в предметную область современной отечественной социальной психологии.
Задачи исследования:

  1. Проанализировать и обобщить разрозненную литературу по психологическим аспектам гендерных отношений и определить границы распространения гендерной проблематики в психологии.

  2. Конкретизировать и систематизировать научные предпосылки возникновения области знания «психология гендерных отношений».

  3. Разработать теоретические основания выделения психологии гендерных отношений, как нового направления в системе социально-психологического знания.

  4. Предложить концептуальную модель исследования гендерных отношений.

  5. Выделить основные параметры анализа гендерных отношений.

  6. Обосновать и апробировать технологию конкретных социально-психологических исследований гендерных отношений

  7. Выявить специфику гендерных отношений (типов гендерных характеристик и моделей взаимодействия), проявляющихся на разных уровнях социальной реальности и на уровне отдельной личности.

  8. Конкретизировать и описать основные феномены проявления гендерных отношений на разных уровнях социальной реальности и на уровне отдельной личности.


Объект исследования: мужчины и женщины как субъекты гендерных отношений.
Предмет исследования: соотношение гендерных характеристик личности и групп (гендерных представлений, гендерных стереотипов, гендерных установок, гендерной идентичности) и моделей гендерных отношений, реализуемых на различных уровнях социальной реальности субъектами гендерных отношений.
Теоретико-методологическая основа работы:

  • теоретические разработки о межполовых взаимоотношениях, представленные в трудах классиков психологической науки: А.Адлера, К.Хорни, З.Фрейда, К.Юнга;

  • психология отношений В.Н.Мясищева, работы по теории социально-психологических отношений В.Н.Панферова, В.Н.Куницыной;

  • принципы и идеи социального конструкционизма, представленные в работах К.Гергена и адаптированные к отечественной социальной психологии в работах Г.М.Андреевой;

  • социально-психологические концепции: теория социальных представлений С.Московиси, теория социальной идентичности А.Тэджфела, теория самокатегоризации Дж.Тернера;

  • подходы к исследованию идентичности личности и социальных отношений, разрабатываемые в рамках гендерного подхода (К.Уэст, Д.Зиммерман; R.Unger);

  • теоретические модели маскулинности и фемининности, как психологического и социокультурного феномена (S.Bem, И.С.Кон, Р.Коннел, J.H.Pleck).

Психология гендерных отношений опирается на:



  • теоретические разработки социальных психологов по проблемам психологии больших групп, межгруппового взаимодействия и межличностного общения: В.С. Агеева, Г.М.Андреевой, Г.Г.Дилигенского;

  • исследования в области психологии половых различий: C.Gilligan, J.Hyde, M. Horner, E.Maccoby, C.Jacklin, В.В.Абраменковой, И.С.Кона, В.Е.Кагана, Т.А.Репиной, И.И.Лунина, Г.В.Турецкой, Т.И.Юферевой;

  • работы в области гендерной психологии: S.Bem, K.Deaux, B.Lott, R.Unger, Ш.Берн;

  • работы психологов феминистской ориентации (N.Chodorow , R.J.Hare-Mustin, Marecek, R.Unger).


Методы и методики исследования

В исследовании были использованы как количественные, так и качественные методы исследования. Методиками исследования были выбраны: полуструктурированное интервью «Гендерные отношения в России»; авторские анкеты «Гендерные характеристики» и «Качества мужчин и женщин»; авторский вариант методики неоконченных предложений «Гендерное поведение в конфликте» и «Мужчины и женщины»; анкета «Распределение семейных обязанностей», опросник Т.Лири, опросник Томаса, опросник «Кто Я?», Калифорнийский личностный опросник.

Из приведенного перечня использованных методик группу качественных методов составили методики неоконченных предложений и полуструктурированное интервью, а группу количественных методов - стандартизированные психологические опросники и анкеты.
Всего в исследовании приняли участие 1560 человек (647 мужчин и 913 женщин). В основном социально-психологическом исследовании в 2001-2003 году участвовали 807 человек (283 мужчины и 524 женщины).

Основная гипотеза

Выделенные основные параметры анализа гендерных отношений (дифференцированность ролей и иерархичность статусов субъектов гендерных отношений) позволяют предположить, что базовой моделью гендерных отношений, типичной для разных уровней социальной реальности, будет доминантно-зависимая модель отношений. Данную модель гендерных отношений будут реализовывать субъекты с традиционными гендерными представлениями, стереотипами и установками. Субъекты с нетрадиционными гендерными представлениями, стереотипами и установками склонны демонстрировать партнерскую модель гендерных отношений.


Научная новизна

  1. Сформулирована концептуальная модель исследования гендерных отношений, включающая:

  • уровни проявления гендерных отношений и параметры их изучения;

  • схему анализа гендерных отношений на каждом из уровней (характеристики субъектов отношений и феномены гендерного содержания);

  • типичные модели гендерных отношений в привязке к уровням их проявления и гендерным характеристикам субъектов отношений.

  1. Раскрыто содержание таких новых для системы социально-психологического знания понятий, как: гендерные группы, гендерные представления, гендерные стереотипы, гендерные установки, гендерная идентичность.

  2. Показана специфика проявления гендерных отношений на разных уровнях анализа благодаря описанию феноменов гендерного содержания, а именно: «гендерный контракт», «профессиональная гендерная сегрегация», «полоролевая дифференциация», «кризис гендерной идентичности», «гендерный конфликт».

  3. Разработан комплекс методических средств для изучения гендерных отношений.

  4. Получены новые эмпирические факты, раскрывающие специфику гендерных отношений на разных уровнях социальной реальности и на уровне отдельной личности.

  5. Представлены новые эмпирические факты, раскрывающие типологию гендерных представлений, гендерных стереотипов, гендерных установок.


Теоретическая значимость

  1. Представлено теоретическое и эмпирическое обоснование нового научного направления в социальной психологии – психология гендерных отношений, имеющего свой предмет изучения, структуру и систему понятий, собственные границы и области исследования, методологические основы и методические средства исследования.

  2. Проблема межполовых отношений рассмотрена и проанализирована с позиций социально-конструктивистской ориентации, идей гендерного подхода и с привлечением релевантного междисциплинарного знания.

  3. Обоснованно расширен спектр исследования межполовых отношений от традиционного микроуровня до макро-, мезо- и внутриличностного уровня.


Практическая значимость

1. Теоретический и эмпирический материал работы может составить основу содержания учебных курсов по гендерной тематике для студентов психологических, социологических и других факультетов разных вузов.

2. Анализ гендерных отношений, как социально-психологического феномена, позволяет выявить в психологической практике новые аспекты функционирования личности как субъекта межполовых отношений.

3. Разработанные и апробированные методики исследования гендерных отношений могут быть включены в арсенал методов практической психологии.

4. Теоретический и эмпирический материал работы может быть использован в практике психологического консультирования по проблемам межполовых отношений, а также личностных проблем гендерного содержания (например, «кризис маскулинности», «ролевой конфликт работающей женщины», «кризис двойной идентичности» и др.).
Надежность и обоснованность результатов исследования обеспечена исходными теоретическими и методологическими позициями, эмпирической проверкой теоретических положений, разработкой и использованием валидного и надежного социально-психологического инструментария, применением современных методов математической статистики
Положения, выносимые на защиту

На защиту выносится теоретическое и эмпирическое обоснование нового научного направления в социальной психологии – психология гендерных отношений.





  1. Психология гендерных отношений – новое направление в социальной психологии, имеющее свой предмет изучения, структуру и систему понятий, собственные границы и области исследования, методологические основы и методические средства исследования.




  1. Концептуальная модель исследования гендерных отношений раскрывается в следующих основных положениях:

  • Гендерные отношения – это различные формы взаимосвязи людей, как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности. Гендерные отношения встроены в широкий класс общественных, межгрупповых, межличностных отношений; они также включены и в самоотношение личности.

  • В каждом из выделенных видов отношений присутствуют два слоя отношений или два аспекта: объективный и субъективный.

  • На макросоциальном уровне, где гендерные отношения анализируются в системе: "группа мужчин или женщин – общество (государство)", социально-психологическими дериватами и детерминантами гендерных отношений являются гендерные представления как разновидность социальных представлений.

  • На уровне межгрупповового взаимодействия, где анализ гендерных отношений осуществляется в системе "группа мужчин – группа женщин", детерминирующими социально-психологическими факторами межполовых отношений выступают гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов.

  • На уровне отношений между мужчинами и женщинами (межличностные отношения) объектом анализа являются системы "личность – личность", где взаимодействующие личности имеют противоположный пол. Гендерные отношения этого уровня обусловлены гендерными установками как одним из видов социальных установок.

  • На внутриличностном уровне объектом анализа становится самоотношение личности как субъекта определенного пола, а гендерная идентичность, которая является составляющей социальной идентичности, выступает как детерминанта этого самоотношения личности.

  • Гендерные отношения анализируются как реальные практики и модели межполового взаимодействия, соотносимые с гендерными представлениями, стереотипами, установками и отраженными в сознании субъектов. Через эти корреляты изучаемые отношения описываются и анализируются, что и позволяет раскрыть их специфику. Основными параметрами исследования гендерных отношений являются дифференциация и иерархичность ролей и статусов мужчин и женщин, как субъектов гендерных отношений.

3. Специфика гендерных отношений проявляется в социально-психологических феноменах гендерного содержания, которые возникают в процессе взаимодействия субъектов гендерных отношений. На макросоциальном уровне анализа гендерных отношений – это феномен «гендерного контракта», на мезоуровне – феномен гендерного неравенства в профессиональной сфере («профессиональная сегрегация»), на микроуровне – феномен «полоролевой дифференциации», на внутриличностном – феномены «кризис гендерной идентичности» и «гендерный конфликт».


4. Доминантно-зависимая модель отношений является базовой моделью гендерных отношений на разных уровнях социальной реальности, однако практики межличностных гендерных отношений отличаются более разнообразными моделями, чем практики межгрупповых гендерных отношений и отношений макроуровня. Гендерные представления и стереотипы в большей мере изменяются в направлении маскулинизации женщин, чем в направлении феминизации мужчин.

Апробация работы. Автором были разработаны и внедрены в программу подготовки психологов в РГПУ им. А.И.Герцена курс «Психология гендерных отношений», в программу подготовки магистрантов в РГПУ им. А.И.Герцена курс «Социально-психологическое исследование гендерных отношений».

Материалы диссертации были представлены и апробированы в виде докладов на научных и научно-практических конференциях, в том числе на Международном научно-практическом симпозиуме «Права человека и проблемы идентичности в современном мире» (Санкт-Петербург, 2004); на Международной конференции «Женщина третьего тысячелетия: гражданская и политическая ответственность российских женщин» (Москва, 2004); на Международной конференции «Лидерство. Гендерные перспективы» (Санкт-Петербург, 2003); на Научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2003» (Санкт-Петербург, 2003); на Международной научно-практической конференции «Гендерное образование в системе высшей школы: состояние и перспективы» (Иваново, 2003); на Научно-практической конференции «Пол и гендер в науках о человеке и обществе» (Тверь, 2003); на Международной конференции «Исследование и преподавание гендера в Центральной Азии: проблемы высшего образования» (Ташкент, 2002); на Международной научной конференции «Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе» (Иваново, 2002); на Международной научной конференции «Российские женщины и европейская культура» (Санкт-Петербург, 2001); на Межрегиональной научно-практической конференции «Управление образованием: опыт, проблемы, тенденции» (Мурманск, 2001); на Научно-практической конференции «Образование и психология». Ананьевские чтения-2001, (Санкт-Петербург, 2001); на Международной конференции «Социально-психологические проекты для женщин в гендерной перспективе» (Санкт-Петербург, 2001); на Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Женщина. Образование. Демократия» (Минск, 2000); на Российской научно-практической конференции «Интеграция гендерного подхода в преподавание социальных и гуманитарных наук» (Тверь, 2000); на Международной конференции «Роль фундаментальных социологических исследований в преподавании гуманитарных дисциплин и становлении в России гражданского общества» (Санкт-Петербург, 1999); на Международном научно-практическом семинаре «Гуманистическая психология и женские проблемы» (Самара, 1998) и др.

Материалы диссертации отражены в 61 публикации по теме исследования общим объемом 62,7 п.л./61,25 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Основной текст диссертации, включающий 49 таблиц и 15 рисунков, составляет 399 страниц. Общий объем – 460 страниц. Список литературы состоит из 386 наименований, в том числе 34 источника на иностранных языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность, определяется объект и предмет диссертационного исследования, формулируются цель, задачи и гипотеза, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также определяются положения, выносимые на защиту.
Глава 1. «Теоретические предпосылки возникновения психологии гендерных отношений» содержит обобщение и анализ основных научных предпосылок возникновения в социальной психологии нового направления – психологии гендерных отношений.

В параграфе 1.1. «Социология пола и ее значение для формирования гендерно-ориентированного направления в социальной психологии» анализируются основные работы, в которых отражены наработки в таких предметных областях социологии пола, как дифференциация мужских и женских ролей в обществе и семье, соотношение профессиональных и семейных ролей мужчин и женщин, сексуальные отношения, социальные стереотипы «мужественности» и «женственности» и их влияние на различные аспекты социального поведения мужчин и женщин. Объединяющей проблематикой всех данных тем, значимой для анализа гендерных отношений, является тема: «Женский вопрос и пути его решения». В дискуссии по поводу женского вопроса выступали ученые различных специальностей (историки, этнографы, демографы, правоведы, публицисты) и общественные деятели. Мнения были разнообразными, однако, они, как правило, были инициированы осознанием ситуации социального неравенства, в которой находились женщины. В каждом историческом периоде развития российского общества женский вопрос «звучал» по-особому, это было связано с политическими, экономическими и социальными трансформациями, происходящими в стране.

В период с конца XIX до середины XX столетия (первый этап развития социологии пола) к проблемам женского вопроса обращались такие ученые, как философ В.М.Хвостов, правоведы В.И.Сергеевич, В.А.Рязановский, этнографы А.А.Савельев, Н.Лазовский, П.С.Ефименко, А.Я.Ефименко; лидер коммунистического женского движения А.М.Коллонтай; нарком просвещения А.В.Луначарский. В начале XX века стали появляться первые социологические работы, посвященные социальным аспектам пола и непосредственно женскому вопросу, но они в основном носили научно-публицистический характер. Проводились массовые социологические опросы, раскрывающие отношения между полами (И.Гельман; С.Я.Голосовкер; М.А.Бараш; З.А.Гуревич и др.). Анализируя результаты, полученные в этих опросах, социолог С.И.Голод [1989] приходит к заключению о появлении в 20-х годах XX века тенденции преодоления традиционных принципов половой морали – одной для мужчин и другой для женщин. В период с 30-х до 60-х годов никаких исследований, посвященных межполовым отношениям и положению женщин в обществе и семье, не проводилось, поскольку официально было объявлено, что «женский вопрос» в советской России юридически решен.

Во второй половине XX столетия (второй этап развития социологии пола) в рамках решения женского вопроса было продолжено обсуждение и исследование проблемы дифференциации ролей и статусов мужчин и женщин в общественной, профессиональной и семейной сферах, анализировались господствующие в обществе представления об эталонах маскулинности и фемининности, влияние этих представлений на реальные практики социального поведения мужчин и женщин. В процессе социологических исследований, проведенных в рамках социологии труда (Е.Б.Груздева, Э.С.Чертихина, Н.М.Шишкан, З.М.Юк, В.А.Ядов и др.) при сравнении ситуации профессиональной деятельности женщин и мужчин было установлено: для женщин характерен более низкий социально-профессиональный статус; существует значительное расхождение между уровнем образования женщин и их квалификацией; выражена диспропорция в занятости женщин-работниц ручными видами труда по сравнению с мужчинами; для женщин характерно отставание от мужчин в уровне квалификации; женщины практически отстранены от сферы управления на производстве.

Исследования, проводимые специалистами, работающими в рамках социологии семьи (М.Ю.Арутюнян, С.И.Голод, Л.А.Гордон, Т.А.Гурко, Э.В.Клопов, А.Г.Харчев, Л.В.Ясная) показали, что суть женского вопроса концентрируется в контексте проблемы совмещения семейных и профессиональных ролей женщин, а именно: жены несут двойную нагрузку в условиях неразвитой сферы бытового обслуживания и самоустранения большинства мужей от обязанностей по ведению домашнего хозяйства и воспитания детей.

В конце 80-х в 90-е годы определились две тенденции, характерные для развития социологических исследований в области проблем пола и гендерных отношений: первая тенденция связана с продолжением научных дискуссий в области анализа и решения проблем «женского вопроса» в контексте новых социально-экономических и политических условий; вторая тенденция задана разработкой методологических оснований нового научного направления «гендерные исследования в социологии», которое развивается с опорой на теоретический и эмпирический багаж знаний, накопленный социологией пола.

Новая экономическая политика страны существенно повлияла на изменение повседневной жизни всех слоев населения. Спектр женских проблем, концентрированных в идее «женского вопроса», существенно расширился, и исследования специалистов-социологов были посвящены не только вопросу выбора женщинами семейных или профессиональных ролей, но и изучению широкого спектра проблем в сфере женской занятости (Е.Б.Груздева, О.Г.Исупова, И.Ф.Рековская, Л.С.Ржаницына, З.А.Хоткина), анализу условий и факторов женской миграции (М.М.Малышева, Е.В.Тюрюканова, Н.В.Ходырева, М.Г.Цветкова), сложных процессов в сфере семейных отношений (М.Ю.Арутюнян, Т.А.Гурко, О.М.Здравомыслова).



В 90-е годы в работах по социологии пола переосмысливается советский опыт «решения женского вопроса», акцентируется внимание на новых вариантах интерпретации социополового неравенства, предлагаются научно-обоснованные рекомендации в области социальной политики. Н.К.Захарова, А.И.Посадская и Н.М.Римашевская формулируют принцип эгалитарности (или равенства возможностей) в противовес патриархатной концепции, распространившейся, по мнению авторов, в эпоху гласности среди представителей социальных наук. Интенсивно стало развиваться новое направление в социологии – гендерные исследования (Е.А.Здравомыслова, А.А.Темкина, Л.Н.Попкова, И.Н.Тартаковская, Е.Р.Ярская-Смирнова и др.).

В параграфе 1.2. «Психология пола и ее роль в развитии гендерных исследований в психологии», рассматриваются работы, заложившие основы психологии гендерных отношений, рассматривается путь, который прошла отечественная психология от изучения проблем пола к гендерным исследованиям в психологии.

В первой половине XX столетия психологическая наука в России проходила этап институционализации, который сопровождался логико-научными и научно-организационными преобразованиями. В этот период отечественных публикаций по психологии пола было крайне мало, и внимание ученых привлекали работы зарубежных исследователей О.Вейнингера, З.Фрейда, К.Юнга. Проблемы психологии пола обсуждались в работах таких отечественных философов, как В.Соловьев, С.Булгаков, Н.Бердяев, В.Розанов. Общим для всех работ этих ученых является противопоставление психологических качеств мужчин и женщин. В позициях психологов нашли отражение идеи таких теоретических направлений, как педология и психоанализ. В качестве примера, рассматриваются представления А.Б.Залкинда по вопросам о половом воспитании, а также анализируется труд П.П.Блонского о детской сексуальности. В 20-е годы на волне дискуссий о воспитании человека нового типа, реализующего новые модели поведения вообще и межполового поведения в частности, попытки решения «женского и полового вопроса» не привели к желаемому результату. В последующие годы этого периода в силу сложившей политической ситуации в нашей стране не могла развиваться не только психология пола, но и другие психологические и непсихологические личностно-ориентированные научные области знания.

Во второй половине XX столетия (60-е – 80-е годы) благодаря основополагающим и обобщающим работам Б.Г.Ананьева и И.С.Кона были определены приоритетные направления исследований в области психологии пола: 1) исследования дифференциально-психологических характеристик между представителями полов в возрастной динамике; 2) изучение функциональных закономерностей дифференциации половых ролей в отдельно взятой сфере деятельности на социальном, межличностном и интраиндивидуальном уровне; 3) исследования полоролевых стереотипов в исторической перспективе и в связи с изменениями форм социализации; 4) анализ взаимозависимости интернализованных половых ролей и соответствующего поведения личности и ее дифференциально-психологических и социальных характеристик. Намеченные направления исследований психологии пола реализовывались в работах В.В.Абраменковой, В.С.Агеева, Ю.Е.Алешиной и А.С.Волович, М.Ю.Арутюнян, В.Е.Кагана, Я.Л.Коломинского и М.Х.Мелтсас, И.И.Лунина, Т.А.Репиной, Т.И.Юферевой.

Развитие психологии пола в 90-е годы XX столетия характеризуется, прежде всего, расширением спектра исследований психологических различий между полами; изучались: особенности личности и характеристики поведения мужчин и женщин (В.В.Знаков, С.И.Кудинов, Б.И.Хасан и Ю.А.Тюменева), содержание и динамика стереотипов маскулинности-феминности (Т.А.Араканцева и Е.М.Дубовская), психологические различия присущие представителям двух полов в разные возрастные периоды (Н.А.Смирнова).

Все исследовательские работы по психологии пола, проведенные в последнее десятилетие прошлого столетия можно объединить в два теоретических направления: психология половых различий и женская психология, фиксирущие панораму смены научных парадигм, в рамках которой эссенциалистский и сексистский подходы сменились социально-конструктивистским, гендерным подходом. В рамках первого направления те немногочисленные психологические различия между людьми разного пола, наличие которых научно доказано, с позиций гендерного подхода рассматриваются как детерминированные социокультурными, а не естественно-биологическими факторами (K.Deaux, А.Eagly, М.Ю.Арутюнян, Т.В.Бендас, И.С.Клецина). Второе направление развития гендерных исследований в психологии – исследования женской психологии сформировалось под влиянием западной феминистской идеологии и отечественной феминологии. Представители этого направления, как правило, разделяют взгляды психологов-феминисток о том, что женский психологический склад, женская психология, отличаясь от мужской психологии, является более совершенной, чем у мужчин. Эти идеи сформировались как реакция на распространенную и существовавшую длительное время среди психологов точку зрения об отличительных психологических особенностях женщин, как об отклонении от психологических норм и стандартов, полученных на мужской выборке. Эта мысль была четко сформулирована в работах психолога C.Gilligan. В отечественной психологии к этому направлению можно отнести работы М.В.Бураковой, Л.В.Поповой, Г.В.Турецкой, а также обобщающие работы Н.В.Ходыревой и Е.Ф.Ивановой.

Основная задача параграфа 1.3. «Феминистская теория как предпосылка возникновения гендерных исследований в психологии» заключалась в том, чтобы, не концентрируясь на вопросах женского движения, проследить влияние теоретического феминизма на развитие женских и гендерных исследований, которые в свою очередь стимулировали развитие гендерного направления в психологической науке. Были рассмотрены либеральная и радикальная концепции теоретического феминизма. В рамках либеральной концепции феминизма было дано обоснование возможности выполнения мужчинами и женщинами одинаковых, а не различных социальных ролей. Исследования психологов E.E.Maccoby, C.N.Jacklin, H. L.Bee, S.K.Mitchel и др. также способствовали утверждению данного положения. Тем самым половая дифференциация как универсальный принцип организации гендерных отношений был подвергнут пересмотру. Ключевые идеи радикальной феминистской теории способствовали возникновению в психологии в 70-е годы XX столетия нового направления, связанного с изучением женских проблем и женской психологии. Речь идет о сфере знания, названной «психология женщин». Женские психологические проблемы стали объектом исследования психологов Х.Дойч, К.Хорни, М.Кляйн, К.Гилиган, Н.Ходоров, Д.Миллер. Достижением психологов данного направления является представление более позитивного образа фемининности, как отражения женской психологии; образа, который не просто является противоположностью мужского, а несет черты нового качества – "другого".

Развитие феминистской теории способствовало возникновению научного и образовательного направления - гендерные исследования. Гендерные исследования (Gender Studies) – междисциплинарная исследовательская и образовательная практика. В гендерных исследованиях изучаются практически все вопросы взаимодействия мужчин и женщин, как на уровне макро-общества, так и в семье, в личной жизни. Новые акценты в гендерных исследованиях были связаны не столько с констатацией мужского доминирования и постулированием необходимости изучения женского опыта, сколько с анализом того, как гендер присутствует, конструируется и воспроизводится во всех социальных структурах, и как это отражается на личностном развитии мужчин и женщин. Одним из ключевых вопросов в гендерных исследованиях является разграничение понятий «пол» и «гендер». Этому вопросу были посвящены работы феминистских теоретиков Г.Рубин (G.Rubin), Р.Ангер (R. Unger), А.Рич (A.Rich) и др. Гендер — это не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности. Основной смысл понятия «гендер» заключен в идее социального моделирования (или конструирования) пола посредством социальной практики. В обществе возникает система норм поведения, предписывающая выполнение определенных половых ролей и соответственно возникает довольно жесткий ряд представлений о том, что есть «мужское» и «женское» в этом обществе. Таким образом, гендер – это совокупность социальных конструкций и репрезентаций, а не данность, обусловленная и закрепленная природой.



Параграф 1.4. «Современные тенденции развития гендерных исследований в психологии» посвящен отличиям современных тенденций развития гендерных исследований в психологии от традиционных вариантов изучения психологических проблем пола и межполовых отношений. Гендерная проблематика в психологии и психология пола различаются теоретическо-методологическими основаниями. Во-первых, – это иные научные парадигмы изучения проблем пола и межполовых отношений, во-вторых, – различные модели психологического пола. Теоретико-методологическим основанием психологии пола является биодетерминистская парадигма, а гендерные исследования в психологии базируются на социально-конструктивистской парадигме. Ярким примером биодетерминисткой концепции является эволюционная теория В.А.Геодакяна (следует отметить, что сам В.А.Геодакян оставался всегда в рамках эволюционной биологии, а распространение его идей в социальных науках – дело рук толкователей).

Современные исследователи гендерных проблем в своих научных изысканиях опираются на теорию социального конструирования гендера. Теория социального конструкционизма К.Гергена (K.Gergen) – одна из современных социально-психологических концепций, получивших достойное признание в системе психологического знания. В своих последних публикациях к этой теории обращаются такие известные отечественные психологи, как Г.М.Андреева [2001, 2002] и В.Ф.Петренко [2002]. Центральная идея этой теории заключается в том, что социальная психология не только в ее бихевиористической парадигме, но также и в традиционном когнитивизме недооценивает значение социальной ситуации, в рамках которой осуществляется процесс познания человеком окружающего мира, т.е. утрачивается такой важный компонент познавательного процесса, как конструирование социального мира [Андреева Г.М. и др., 2001].

Социально-конструктивистская парадигма в гендерно-ориентированной тематике представлена теорией социального конструирования гендера. В рамках этой теории гендер понимается как организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, конструируемая не только основными институтами общества, но и самими индивидами. Основное положение теории социального конструирования гендера о том, что отношения между полами социально сконструированы, основано на отрицании биологического детерминизма. Сторонники этой теории критикуют аисторизм и эссенциализм сложившихся отношений между полами и гендерными группами (Дж.Лорбер, С.Фаррелл, К.Уэст, Д.Зиммерман).

Принципиальное отличие гендерной проблематики в психологии от традиционного подхода к изучению психологии пола определяется также использованием иной модели психологического пола, применяемой для описания характеристик социального поведения мужчин и женщин: в традиционных исследованиях психологический пол индивидаэто биполярный конструкт; в гендерно-ориентированных исследованиях психологический пол это мультиполярный конструкт.

Содержание термина «психологический пол» в общих чертах раскрывается в работах И.С.Кона; М.В.Бороденко, М.В.Колясниковой, В.А.Петровского; О.Г.Лопуховой. Психологический пол понимается как совокупность наиболее значимых психологических и социально-психологических характеристик личности, используемых в качестве отличительных черт при различении личностью своего пола, как мужского или женского. Биполярность психологического пола заключается в том, что все полоспецифичные характеристики, присущие индивиду определенного пола и проявляющиеся в его поведении, расположены на одной шкале с двумя полюсами. При этом большая выраженность маскулинности автоматически означает меньшую фемининность и наоборот. В зарубежной научной литературе смысловое содержание понятия «психологический пол» находит отражение в категории «гендерная идентичность».

Гендерный подход к исследованию психологических проблем пола опирается на понимание гендерной идентичности как мультиполярного конструкта. Данный теоретический подход, используемый для исследования проблем гендерной идентичности, можно встретить в работах Дж.Спенс [Spence J.T., 1993], Р.Костнера и Дж.Аубе [Koestner R., Aube J., 1995]. В отечественной литературе об этом пишет И.С.Кон [2002] в своей работе, посвященной мужским исследованиям и изучению маскулинности. Анализ современных работ, посвященных изучению проблем психологического пола и гендерной идентичности (М.В.Буракова; Г.Е.Введенский; С.Н.Ениколопов, Н.В.Дворянчиков; И.С.Кон), позволил выделить перечень параметров для сравнения биполярной и мультиполярной моделей психологического пола, а именно: количество типов психологического пола, содержательные составляющие психологического пола личности, основные детерминирующие факторы, устойчивость во времени, степень нормативности конструктов маскулинности-фемининности, отношение к нетрадиционным формам сексуальной ориентации и др.



Каталог: data -> 2010
2010 -> Темпераменте. Значительные различия в поведении людей, обусловленные свойствами их темпераментов
2010 -> Социальные и гуманитарные науки за рубежом. 2004. Сер. 11. Социология. № С. 115-154; № С. 140-178
2010 -> Социокультурные этапы психологии творчества и его рефлексивное развитие в инновационном образовании
2010 -> Функции социального конфликта. М. «Идея-Пресс»
2010 -> Программа дисциплины «Основы рекламы и маркетинг в рекламной деятельности»
2010 -> Россия в мировой политике после кризиса
2010 -> «Тропы из утопии. Работы по теории и истории социологии». / Пер с нем. Б. М. Скуратова, В. Я. Близнякова. М.: «Праксис», 2002. С. 357-374; 426-479
2010 -> С. В. Шишкин Введение С. В. Шишкин
2010 -> Социоэкономика: от парадигмы к новой науке


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница