1. Основания для разработки прогноза слайд 2 «Нормативная правовая база»



Дата27.04.2016
Размер0.58 Mb.
ТипДоклад
Доклад

по вопросу: «Об итогах работы по разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Карелия на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов»

на заседании Коллегии Минтруда РК 24.12.2014г.

1. Основания для разработки прогноза
СЛАЙД 2 «Нормативная правовая база»

Прогноз баланса трудовых ресурсов РК на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов (далее – прогноз баланса трудовых ресурсов) разработан в соответствии с требованиями Закона о занятости населения в Российской Федерации, на основании Методики разработки прогноза баланса трудовых ресурсов, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России 29 февраля 2012г. № 178н, и в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 23 сентября 2013г. № 295-П.



СЛАЙД 3 «Нормативная правовая база»

Разработка прогноза баланса трудовых ресурсов является обязательным элементом внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.


2. Цели и задачи разработки прогноза

СЛАЙД 4 «Цели прогноза баланса трудовых ресурсов»

Разработка прогноза баланса трудовых ресурсов решает задачу определения прогноза потребности трудовых ресурсов для обеспечения достижения показателей макроэкономического прогноза социально-экономического развития республики.

Показатели прогноза баланса трудовых ресурсов используются для принятия управленческих решений по обеспечению нужными человеческими ресурсами инвестиционных проектов, планируемых к реализации (будь то подготовка необходимых специалистов в системе профессионального образования, внутрифирменное обучение, привлечение квалифицированных мигрантов).
3. Структура прогноза баланса трудовых ресурсов, источники получения информации

СЛАЙД 5 «Взаимосвязь показателей ПБТР»

Прогноз баланса трудовых ресурсов представляет собой таблицу (представлена в раздаточном материале), которая содержит два взаимосвязанных раздела:



- ресурсную часть (трудоспособное население в трудоспособном возрасте, иностранные трудовые мигранты, лица, работающие за пределами трудоспособного возраста);

- распределительную часть (занятые в экономике, в том числе в разрезе 16-ти видов экономической деятельности; не занятые в экономике).

СЛАЙД 6 «Источники получения данных»

Исходной информацией для составления ресурсной части баланса являлись статистические данные (демографический прогноз) Карелиястата, сведения Пенсионного фонда, данные миграционной службы.

Источниками информации для составления распределительной части баланса трудовых ресурсов послужили сведения Карелиястата, исполнительных органов государственной власти республики, территориальных представительств федеральных органов власти, государственных внебюджетных фондов.

Всего в разработке прогноза баланса трудовых ресурсов были задействованы более 20 ведомств и организаций. Кроме того, к участию в разработке прогноза привлекались органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Карелия.



4. Проблемы при разработке прогноза

Следует отметить низкую осведомленность некоторых исполнительных органов государственной власти региона в вопросах численности занятых в курируемой сфере. Кроме того, не все ведомства смогли предоставить информацию как по республике в целом, так и в разрезе муниципальных образований, ввиду отсутствия внутриведомственной статистики и официальных статистических данных, определяемых Карелиястатом. В этой связи значения некоторых показателей прогноза баланса трудовых ресурсов основывались на ретроспективных статистических данных и рассчитывались с применением статистических методов, методов экспертных оценок и экстраполяции с использованием программного продукта Excel.



СЛАЙД 7 «Прогноз занятых по отдельным ВЭД»

Прогноз баланса трудовых ресурсов разработан в целом по Республике Карелия. Разработка прогноза баланса трудовых ресурсов предполагалась также и в разрезе муниципальных районов и городских округов республики, так как они крайне дифференцированы по количественному и качественному составу трудовых ресурсов, однако выполнить данную работу не представилось возможным из-за отсутствия статистических и ведомственных данных.

При разработке прогноза баланса трудовых ресурсов был проведен сопоставительный анализ данных о численности занятых по видам экономической деятельности в прогнозном периоде и агрегированных количественных параметров, отражающих прогноз развития видов экономической деятельности, в качестве которых использовались индексы физического объема выпуска товаров и услуг и индексы производительности труда по видам экономической деятельности. Ввиду отсутствия соответствующих статистических данных по Республике Карелия применялись значения индексов в целом по Российской Федерации, предоставленные Минтрудом России.

СЛАЙД 8 «Оценка перспективной численности занятых в экономике»

Прогноз баланса трудовых ресурсов был разработан в восьми вариантах. В качестве окончательного выбран вариант, сопоставимый в части среднегодовой численности занятых в экономике с прогнозом социально-экономического развития Республики Карелия на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов в умеренно-оптимистическом варианте.


5. Прогноз баланса трудовых ресурсов Республики Карелия на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов

Итак, некоторые комментарии к разработанному прогнозу баланса трудовых ресурсов (таблица представлена в раздаточном материале)



СЛАЙД 9 «Структура ресурсной и распределительной частей прогноза»

В течение 2015-2017 годов согласно демографическому прогнозу сохранится устойчивая тенденция сокращения численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте – ежегодно в среднем примерно на 78 тыс. человек. По оценочным данным эта численность составит в 2017 году 320,5 тыс. человек, уменьшившись от отчетного 2013 года на 8,6%.

Снижение численности населения приведет к дальнейшему сокращению трудовых ресурсов.

По данным расчета численность трудовых ресурсов республики в 2017 году составит 349,2 тыс. человек, сократившись по сравнению с отчетным 2013 годом на 8,3%. В структуре трудовых ресурсов по сравнению с 2013 годом произойдут изменения, хотя по-прежнему будет преобладать трудоспособное население в трудоспособном возрасте – 91,8% (92,1% - в 2013г.), доля работающих лиц за пределами трудоспособного возраста возрастет до 7,6% (6,7% - в 2013г.). Доля иностранных трудовых мигрантов уменьшится до 0,6% в общей численности трудовых ресурсов (1,2% - в 2013г.) ввиду изменений в миграционном законодательстве, которые ожидаются в 2015 году.

В составе работающих граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста, основную часть представляют работающие пенсионеры - порядка 99,8 % от общей совокупности, их численность в прогнозном периоде возрастет. Численность работающих подростков за весь прогнозный период существенно не изменится.

СЛАЙД 11 «Распределение занятых по ВЭД»

В 2017 году в экономике региона будет занято 294,6 тыс. человек, что на 2,0% меньше, чем в 2013 году.

Распределение численности занятых по видам экономической деятельности не претерпит значительных изменений. Предположительно 180,0 тыс. человек (61,1%) будут заняты в реальном секторе экономики1, 72,8 тыс. человек (24,7%) - в бюджетной сфере, 41,7 тыс. человек (14,2%) - в сфере услуг, финансовом секторе.

По многим видам экономической деятельности к 2017 году ожидается снижение количества рабочих мест относительно отчетного 2013 года, особенно в таких видах, как «государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование» - на 9,5%; «предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» - на 8,7%; «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» - на 7,7%; «здравоохранение и предоставление социальных услуг» - на 7,6%; «обрабатывающие производства» - на 4,9%, «образование» - на 4,0%.

Увеличение занятости предполагается по видам экономической деятельности «финансовая деятельность» - на 7,1%; «гостиницы и рестораны» - на 3,2%; «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - на 2,1%; «транспорт и связь» - на 2,1%; «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» - на 2,0%; «строительство» - на 1,3%.

Численность населения, не занятого в экономике, по прогнозу будет уменьшаться. Причем, из этой категории большую долю (65,1%) будут составлять категории населения в трудоспособном возрасте, включающие военнослужащих, российских граждан, работающих за границей, лиц, находящихся в местах лишений свободы, домохозяек, безработных и граждан, не занимающихся трудовой деятельности по причинам личного характера. На долю учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от работы, приходится 34,9% в численности незанятого трудоспособного населения. Доля официально зарегистрированных безработных – 9,2%.


Заключение

СЛАЙД 12 «Оценка дисбаланса»

Заключительным этапом разработки прогноза баланса трудовых ресурсов является оценка сбалансированности трудовых ресурсов в прогнозном периоде.

Оценка осуществляется путем сопоставления численности трудовых ресурсов с суммой численности занятых в экономике и численности населения, не занятого в экономике.

В случае равенства трудовые ресурсы считаются сбалансированными.

При получении неравенства делается вывод о наличии дисбаланса трудовых ресурсов, который требует устранения.

СЛАЙД 13 «Дисбаланс в Республике Карелия»

При оценке сбалансированности трудовых ресурсов Республики Карелия в прогнозном периоде получены следующие выводы.

В результате модернизации (реструктуризации) производства, применения современных трудосберегающих технологий, а также оптимизации количества неэффективных рабочих мест в бюджетной сфере численность населения, занятого в экономике, в прогнозном периоде снизится на 2,0% к отчетному 2013 году, при этом сокращение численности трудовых ресурсов в республике будет происходить опережающими темпами (на 8,3%).

Таким образом, численность трудовых ресурсов будет недостаточной для удовлетворения в прогнозируемом периоде кадровой потребности экономики региона. Дисбаланс (недостаток) трудовых ресурсов в республике к 2017 году оценивается в 17,9 тыс. человек.

Нехватка трудовых ресурсов будет усугубляться дефицитом квалифицированных кадров. Уже сейчас экономика республики нуждается в специалистах инженерно-технического профиля, рабочих строительных профессий, горнодобывающего кластера, металлообработки и машиностроения. В бюджетной сфере ощущается нехватка специалистов в области здравоохранения со средним и высшим образованием. Выбытие учительских и преподавательских кадров на пенсию ставит вопрос об омоложении педагогических кадров и нехватке специалистов в сфере образования.

СЛАЙД 14 «Пути снижения дисбаланса»

В прогнозном периоде кадровая проблема будет обостряться, что может стать препятствием в реализации крупных инвестиционных проектов и потребует возмещения недостающих кадров за счет их привлечения из других регионов, активизации внутренней трудовой миграции, а также приведения в соответствие структуры подготовки кадров в учреждениях профессионального образования и потребностей экономики в рабочих и специалистах.

Еще одним направлением по наращиванию ресурсов труда республики может стать стимулирование притока квалифицированных иностранных трудовых мигрантов трудоспособного возраста, содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Задачи на 2015 год

В будущем году работа будет продолжена. К декабрю 2015 года будет разработан прогноз на 2016 – 2018 годы. В наших планах доработать порядок разработки прогноза баланса трудовых ресурсов, однако принципиально методику менять не будем.

В этом году органы исполнительной власти провели так называемую «инвентаризацию» сведений о ситуации с занятостью в курируемых ими отраслях. Хотелось бы, чтобы в будущем году они повысили свою осведомленность в этой области. Считаем, что отсутствие официальной статистической информации – это не повод не проводить анализ занятости в курируемых видах экономической деятельности. Необходимо наладить сбор внутриведомственной статистики, тем более что в некоторых органах исполнительной такая система уже существует.

Наша задача в дальнейшем сократить расхождения отчетных данных статистики и представлений органов исполнительной власти о занятости в курируемых отраслях.

Хотелось бы все-таки осуществить разработку прогноза баланса трудовых ресурсов по муниципальным районам и городским округам. Здесь нам без помощи органов исполнительной власти и органов местного самоуправления не обойтись, так как Карелиястатом не определяются данные отчетного баланса трудовых ресурсов в муниципальном разрезе.

Надеемся, что со временем процесс разработки прогноза баланса трудовых ресурсов во взаимодействии со всеми участниками будет четко отработан, что повысит качество прогноза и позволит использовать его в полной мере как инструмент для повышения благоприятного инвестиционного климата в регионе.

24.12.2014г.

Начальник отдела анализа

рынка труда и социальной поддержки

Е.Е.Фролова



1 сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство, рыбоводство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределения электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт и связь; розничная и оптовая торговля




Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница