1 Об этике и долге врача, врачебной деонтологии и врачевании Федотов В. П



Pdf просмотр
страница1/4
Дата10.09.2017
Размер0.94 Mb.
  1   2   3   4

22 1 ОБ ЭТИКЕ И ДОЛГЕ ВРАЧА, ВРАЧЕБНОЙ ДЕОНТОЛОГИИ И ВРАЧЕВАНИИ
1 Об этике и долге врача,
врачебной деонтологии и врачевании
Федотов В. П.
Ведь врач-философ равен богу. Да и немного, в самом деле, различия между мудростью и медициной, и всё, что ищется для мудрости, всё это есть и в медицине. А именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, про- стота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что необходимо для жизни. Итак, когда всё это имеется, врачу следует иметь своим спутником некоторую вежливость.
Гиппократ
Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть собственно при- менение наших поступков к этому закону.
Мыслить – значит говорить с самим собой и слышать самого себя.
Разум должен постоянно критиковать себя. Наше время есть время критики.
Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству – и в своём лице, и в лице всякого другого также – как к цели. И никогда не относился бы к нему только как к средству.
Иммануил Кант
1.1 Понятие о врачебной этике, морали
Врачебная этика интегрально входит в медицинскую деонтологию. Медицинская эти- ка, с точки зрения Г. И. Царегородцева, как одна из разновидностей профессиональной этики представляет собой совокупность принципов регулирования и норм поведения ме- диков, обусловленных спецификой их деятельности и той ролью и положением, которые они занимают в обществе.
Следует отметить, что есть такие понятия (например, этика, эстетика и др.), которые особенно трудно поддаются определению. Они охватывают необозримый объем явлений как в статическом, так и в историческом (эволюционном) плане.
Во всех современных словарях этике (лат. еthica, греч. ē���� – нрав, обычай, привыч-
���� – нрав, обычай, привыч-
– нрав, обычай, привыч- ка) даются следующие определения:
1) учение о морали, о нравственности как одной из форм общественного сознания, ее сущности, классовом содержании, законах ее исторического развития и роли в обще- ственной жизни;
2) система норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязан-

23
ности к своему народу, классу, семье и друг другу.
Врачевание должно полностью осуществлять в первозданном виде общечеловече- ские принципы подлинного гуманизма: любовь к больному, выполнение до конца своего врачебного долга у постели больного, заботу о нём, чуткость, – принципы, не омрачае- мые «корыстными» целями.
Только настоящее врачевание обеспечивает единство убеждения и действия, т.е. при- ложение к практике великих общечеловеческих принципов гуманизма.
По-видимому, трудно расшифровать во всех подробностях, во всём многообразии определить, что же такое врачебная этика; но основные вехи ее, основные принципы практически можно наметить. Различные же детали, вариации, штрихи определяются жизнью, как определяются жизнью бесчисленные индивидуальные вариации в течении болезней и реакциях на них.
Врачебная мораль – это исторически сложившиеся моральные предписания, нормы, заповеди, врачебные кодексы, принципы и правила, регулирующие отношения врача и больного, врачей между собой. Врачебная мораль является частью и конкретным прояв- лением морали данного общества применительно к своеобразию, особенностям, значе- нию и условиям практической деятельности врача.
Врачебные нравственные правила и нормы требуют от врача поведения, направлен- ного на сохранение здоровья и жизни больного. Здесь начинается оценка деятельности врача как нравственной или безнравственной с позиций соответствия его действий пра- вилам и нормам, обобщения их в особой врачебной этической системе понятий.
Наряду с взаимозависимостью труда, морали и этики, следует учитывать и относи- тельную самостоятельность врачебной морали, прежде всего соответствующей харак- теру труда в непосредственно чувственной форме, и врачебной этики, отражающей в понятиях эти нравственные чувства. Врачебная этика рассматривает не индивидуальные поступки врача, а общие черты, закономерности поведения, свойственные всем предста- вителям данной профессии.
Под врачебной этикой следует понимать раздел науки об этике, связанный с пре- ломлением общих принципов морали на конкретном историческом этапе ее развития в специальной области врачебной деятельности с обобщением особых норм и категорий нравственных и этических отношений врача и больного, врачей между собой, врача и близких больного, врача и общества и т. д.
Врачебная этика – это учение об общественных обязанностях врача, о социальной сущности с закономерностями развития и формирования врачебной морали, о месте и роли ее среди других общественных явлений, об отношении к общим нормам и принци- пам морали общества.
Врачебная этика изучает особенности развития, зависимость врачебной морали от условий практической деятельности врача, специфику проявления общих требований морали во врачебной деятельности. Врачебная этика не растворяется в общей этике, а является ее относительно самостоятельной частью и дополнением.
Точно так же и врачебную мораль следует рассматривать, как часть и специфическую
1.1 ПОНЯТИЕ О ВРАЧЕБНОЙ ЭТИКЕ, МОРАЛИ

24 1 ОБ ЭТИКЕ И ДОЛГЕ ВРАЧА, ВРАЧЕБНОЙ ДЕОНТОЛОГИИ И ВРАЧЕВАНИИ
область проявления морали данного общества, а не как нечто абсолютно самостоятель- ное, независимое, часто сводящееся к чисто деонтологическим требованиям. Замкнутая корпоративность врачебной морали – мнимая, и объяснять её якобы существующей за- висимостью врача от общества, внеклассовым, вневременным, внепартийным характе- ром морали врача не следует.
В деятельности всех специалистов, имеющих дело с человеком, почти нет элементов нейтральных по отношению к нравственности, в то время как у человека, предметом тру- да для которого служит природа, таких элементов несравненно больше. Специфика тако- го рода человеческих профессий состоит в наличии совокупности особых требований и дополнительных норм, которые регулируют поведение и взаимоотношения членов этих профессиональных групп в их отношении к объекту труда и через него – к обществу.
Профессиональная мораль представляет собой единство личного, профессионально- го и общественного начал, связанных между собой. Люди высокого профессионального долга, как правило, оказываются обладателями самых лучших личных и человеческих качеств, таких как нравственная чистота, безграничная преданность делу, самоотвер- женность. Это отчетливо проявляется во врачебной морали, которая заключается в том, что профессия врача влечет за собой известный отказ от своих личных интересов, извес- тное самоотречение.
Воспитание у личности должной профессиональной морали позволяет привить ей способность к длительному, упорному, самому трудному героизму – повседневной и буд- ничной работы.
1.2 О врачебном долге
Профессия врача – это подвиг. Она требует самоутверждения, чистоты души и чистоты помыслов.
Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.
А. П. Чехов
Долг, как сознательное поведение, определяемое закономерностями общественных отношений, отражает в форме обязанностей подчинение интересов личности интересам трудового коллектива, профессиональной группы и общества. Поэтому необходимо раз- личать социальный долг и профессиональный долг, хотя они неразрывно связаны.
В отличие от этого, честь обусловлена тем, что в ряде случаев человеку приходится рассматривать себя, как непосредственного выразителя интересов общества, профес- сиональной группы и трудового коллектива. Поэтому честь человека как бы соединяет внутреннее сознание его долга и достойное внешнее его осуществление в общественной и профессиональной деятельности.
Врачебный долг, сострадание и внимание к больному человеку, бескорыстная помощь ему – эти самые важные принципы врачебной этики могут быть полностью осуществле- ны в нашем обществе в их чистом, первозданном виде. Здесь они полностью освобож- даются от всяких посторонних наслоений и становятся стимулом служения обществен- ному благу.

25
Чувство врачебного долга – неотъемлемая часть морального облика врача. Безоши- бочно можно утверждать, что, по сути, понятие врачебного долга включает в себя все основные элементы врачебной этики, т.к. всё, что относится к выполнению врачом его врачебного долга, будет идти на пользу трудящегося, коллектива трудящихся, общества и, следовательно, будет этично.
Понятие врачебного долга можно понимать очень широко – от честного, скромного выполнения повседневной врачебной работы до проявления высокого мужества в чрез- вычайных обстоятельствах и – еще выше – до готовности принести себя в жертву для спасения людей, для осуществления научного эксперимента, призванного решить про- блему победы над опасной болезнью, способной унести миллионы жертв.
Яркими примерами выполнения того и другого подвига и долга в одном лице слу- жат наши отечественные врачи, которые бросались в «пекло» чумных вспышек легоч- ной чумы, нередко жертвуя собственной жизнью – Н. К. Завьялова, Д. Самойлович,
Г. П. Руднев, Н. Н. Жуков-Вережников, А. А. Берлик, В. И. Турчинович-Выжникевич,
И. В. Мамантов, И. А. Деминский. Да, ученые, шедшие на жертвы, отдавшие свою жизнь за великое дело уничтожение болезней на Земле, могли сказать: „Ave, scientia, moriturite
salutant” (Уходящие на смерть, приветствуют тебя, наука!).
Необходимо вспомнить Г. П. Минха, И. И. Мечникова, которые производили опы- ты на себе, инфицируясь возвратным тифом, Н. И. Латышева – азиатским клещевым спирохетозом, Л. А. Зильберга и В. Н. Павловского – таежным энцефалитом. Разрабо-
А. Зильберга и В. Н. Павловского – таежным энцефалитом. Разрабо-
А. Зильберга и В. Н. Павловского – таежным энцефалитом. Разрабо-
Зильберга и В. Н. Павловского – таежным энцефалитом. Разрабо-
Зильберга и В. Н. Павловского – таежным энцефалитом. Разрабо-
Н. Павловского – таежным энцефалитом. Разрабо-
Н. Павловского – таежным энцефалитом. Разрабо- тали вакцину против таежного энцефалита, проверив ее на себе, А. А. Смородинцев,
В. Н. Левкович и П. В. Коган; Т. Уткина и Б. А. Померанцев погибли, заразившись при проведении опытов с этой инфекцией.
Погибли, изучая желтую лихорадку в Африке, японский ученый Noguchi, врачи- добровольцы Lazear, Carrol. Врач Werner Forsman в 1929 г. впервые в мире ввел себе в вену катетер и продвинул его в сердце, за что получил Нобелевскую премию – но только в 1956 г., через 27 лет после его замечательного открытия.
Особо следует выделить героическую медицинскую эпопею в период Великой Оте- чественной войны. Наши медики – от врачей до сестер и санитаров – показали высшие образцы выполнения врачебного долга. Они оперировали под бомбами, стоя по несколь- ку суток у операционного стола; они шли с медсанбатами и за десантными частями под ураганным огнем; они выносили раненых. Эти не меркнувшие подвиги врачей тысяча- ми ярких страниц вошли в летопись величайшей из войн всей истории человечества.
Высших боевых наград, в том числе Золотой Звезды Героя, удостоены многие военные врачи нашей страны.
Но повседневные, земные подвиги скромных тружеников от медицины также ук- рашают высокое знамя долга и гуманизма, которое они несут всю жизнь в своих ру- ках – руках, спасших и спасающих тысячи и миллионы простых людей. О таких медиках написано также немало страниц – страстных и горячих…
Жизни противостоят, угрожают болезни и смерть, а врачи должны бороться с ними столько, сколько живет каждый из них. У врача нередко нет ограничения служебного
1.2 О ВРАЧЕБНОМ ДОЛГЕ

26 1 ОБ ЭТИКЕ И ДОЛГЕ ВРАЧА, ВРАЧЕБНОЙ ДЕОНТОЛОГИИ И ВРАЧЕВАНИИ
времени. И в своей практической, и в научной деятельности он не должен работать по принципу «от и до». Ведь, кроме того, что обстановка требует иногда отхода от уз- ких норм времени (хирург, прооперировав утром больного, приезжает проведать его и ночью – врачебный долг обязывает думать о больном и помимо служебного времени), врач всю жизнь обязан учиться – в противном случае он не сможет успешно работать, будет отставать от жизни.
Примером может послужить случай, когда к маститому ученому пришел врач – аспирант и спросил: «Когда я обязан приходить и когда я могу уходить?». «Я остолбенел, – пишет ученый, и рефлекторно ответил ему: – Вы можете уходить прямо сейчас и больше не приходить».
Древнее изречение гласило: «Избрав врачевание, отдай всё». «Уйти на покой? – сказал старый врач-хирург, которому исполнилось 75 лет. – Никогда. Покой – это непостижимо для меня». Для врача, для его профессии покой – в работе с вошедшим в кровь, в сердце, в сознание Павловским рефлексом – в необходимости лечить, помогать, оперировать.
Для врача, для каждого медицинского работника – это вторая жизнь. Для нашего врача в его деятельности жизненная и профессиональная, идейно-научная, этическая линии сли- ваются в единую «программу», единую цель всего его человеческого духа и существа.
И в заключение раздела нельзя не вспомнить А. П. Чехова, обладавшего особым, уди- вительным, острым клиническим зрением всевидящего художника и врача. Написанная им художественная панорама бесконечна – нисколько не меньше диккенсовской и баль- заковской, а по силе художественной изобразительности, по броской краткости мазков, по удивительно тонким краскам чеховской палитры – нередко более впечатляет, чем типажи «человеческой и нечеловеческой» комедии Бальзака и вычерченные несколь- ко в грубоватом, натуралистическом стиле герои Диккенса. Чехов получил всеобщее признание потому, что он умел глубоко познать правду жизни и показать ее читателям.
Он ничего не пропустил в изображении дореволюционной русской жизни, он проник в душевный мир всех ее пластов.
Чехов, по общему признанию, – огромное явление в мировой культуре. Он совершил величайшее в ней открытие, которое не только обошло весь мир, но принято огромной армией писателей мира на вооружение их национальной литературы.
Вот Чехов решил показать широко жизнь тружеников старой России, готовых всегда к самопожертвованию, живущих идеалами правды, науки, добра и долга, умеющих высоко держать знамя своего человеческого достоинства, но терпящих, как правило, неудачи от столкновения со страшными окружающими условиями равнодушного, несправедливого к людям социального строя царской России. Чехов не только показывал этих людей, он боролся за них, боролся за уважение к ним художественными средствами (доктор Дымов в рассказе «Попрыгунья», доктор Кириллов в рассказе «Врачи»).
1.3 Врачебная деонтология
Термин «деонтология» (от греческих слов dé�n – должное и lóg��– учение) введен в начале прошлого столетия английским философом Бентамом как наименование науки о профессиональном поведении человека. Частью общей деонтологии является медицин-

27
ская деонтология, изучающая принципы поведения медицинского персонала, направ- ленные на максимальное повышение полезности лечения и исключение неблагоприятно влияющих упущений в медицинской деятельности. В понятие медицинской деонтологии входит и система взаимоотношений, которая устанавливается в процессе лечения меж- ду врачом и больным. Деонтологию называют учением о должном поведении медицин- ского персонала. В БМЭ в круг задач деонтологии включается и устранение «вредных последствий неполноценной медицинской работы».
Б. Д. Петров отмечает, что деонтология понималась отечественными медиками
«не как свод правил, определяющих профессиональное поведение врача, а как учение о долге врача, о его гражданских обязанностях – не только перед больными, но и перед всем народом… Для отечественных врачей характерна деонтология, проявляющаяся не в высказываниях и декларациях, а в поступках, поведении». Автор справедливо вклю- чает в понятие деонтологии проблемы отношений врача и больного, врача и общества, профессиональный и гражданский долг врача, т.е. основные нравственные проблемы ме- дицины. Таким образом, предметом врачебной деонтологии являются принципы долж- ного не только в отношении отдельной личности, но и в отношении общества.
В пределах каждой специальности содержание деонтологии имеет свои особенности в конкретной деятельности врача.
Принимая во внимание, что врачебная этика и медицинская деонтология сосредота- чивают внимание на роли нравственных начал и моральных норм, основанных на них принципах и правилах поведения, правильнее рассматривать врачебную этику и деонто- логию в их единстве. Болгарские авторы В. Чолаков, Ал. Вълчев относят сюда вопросы:
1) врач и пациент;
2) врач и работа;
3) врач и медицинская наука;
4) врач и другие врачи.
Они также пишут о долге врача и его этических принципах, о нравах и обязанностях врача, о врачебной тайне и т.д.
Профессия врача предъявляет к нему своеобразные этические требования, крайне сложные и полные тончайших психологических нюансов в отношениях врача и боль- ного. Постоянная ответственность перед больным и его родственниками, сознание того, что от его опыта и умения зависит жизнь человека, необходимость учитывать особен- ности больного, быть сдержанным и безупречно владеть собой в самых драматических ситуациях, умение идти на разумный риск, – всё характеризует повседневную работу.
Кроме того, как писал известный русский юрист А. Ф. Кони, между ответственностью врача перед самим собой и окружающими и властью его к устранению страданий, к не- счастью, не существует равенства. Врачу нередко приходится быть свидетелем тяжелых мучений и не иметь при этом никаких возможностей устранить их; знать о неминуемой смерти больного и находить в себе силы вселять в него уверенность в скорейшем выздо- ровлении, избегая при этом риска прослыть «торговцем надеждой». А чудодейственная сила врачебного слова! С одной стороны, много ятрогенных заболеваний вызывается
1.3 ВРАЧЕБНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

28 1 ОБ ЭТИКЕ И ДОЛГЕ ВРАЧА, ВРАЧЕБНОЙ ДЕОНТОЛОГИИ И ВРАЧЕВАНИИ
словом, неосторожно и неуместно сказанным; с другой – психотерапия в ряде случаев может быть важнейшим и мощным, патогенетически обоснованным методом лечения.
Именно это имел в виду М. Я. Мудров, говоря, что «нельзя здоровье полагать в одних только аптекарских склянках». Наконец, со словом связаны полные сложнейших аспек- тов проблемы сохранения врачебной тайны и проявления полной откровенности и дове- рия со стороны больного в интимных вопросах.
Деонтология, как учение о должном, в должностном плане представляет собой осо- бую, прежде всего административно-регламентированную форму норм поведения. Но некоторые авторы считают ее разделом медицинской этики, а другие отождествляют их или, наоборот, рассматривают медицинскую (а иногда и врачебную) этику как раздел деонтологии; третьи связывают ее только с одним из принципов этики и моральным долгом. Но с этим нельзя согласиться.
Медицинская деонтология определяет должное в поведении не в плане морально- го или правового общественного долга, а в свете должностных обязанностей того или иного медицинского работника, в том числе и врача. Медицинская деонтология каса- ется даже рабочих и служащих медицинского учреждения, поскольку обязывает вести себя соответственно требованиям этого специфического учреждения, отличающегося от любого другого предприятия. Деонтология изучает и формирует правила должност- ного поведения, фиксируя их в соответствующих инстанциях. Она определяет также ос- новные средства исполнения этих правил и формы контроля над их осуществлением.
Но в отличие от неписанных моральных правил, порождающихся и контролирующихся общественным мнением и этическими категориями, деонтологические нормативы це- ликом определяются инструкциями и административными приказами, которые следует отличать от юридических законов, декретирующих правовые нормы, правила должного поведения. Нарушение деонтологических нормативов может повлечь за собой не только обычные административные, но и моральные и даже правовые санкции. Деонтология дает рекомендации только для типичных основных служебных ситуаций, но она бес- сильна в определении конкретных задач и приемов самостоятельной ориентировки у постели больного в случаях нетипичных, неповторимых. Для выработки такого умения необходимо не только знать возможные последствия различных ситуаций и вариантов поведения и поступков врача, медицинского работника и больного, но и обладать высо- ким нравственным сознанием и профессиональным личным опытом.
1.4 Особенности врачебной профессии
Московский врач Ф. П. Гааз более ста лет назад провозгласил, что медицина – царица наук, ибо здоровье необходимо для всего великого и прекрасного на свете. Этот «святой доктор», как называли его больные, ярко выразил величие профессии врача: «Самый верный путь к счастью – не в желании быть счастливым, а в том, чтобы делать других счастливыми. Для этого нужно внимать нуждам людей, заботиться о них. Не бояться труда, помогая им советом и делом; словом, любить их, причем, чем чаще проявлять эту любовь, тем сильнее она будет становиться». И недаром на могиле Ф. П. Гааза высечена

29
надпись: «Спешите делать добро».
Известный голландский медик Вап Тюльп предложил горящую свечу сделать гербом и символом врача: «Светя другим, сгораю».
Врачебная профессия – профессия древняя. Так, индийский хирург Сушрута писал:
«Врач, владеющий только умением оперировать, но пренебрегающий медицинскими знаниями, не заслуживает уважения – он может подвергнуть опасности жизнь». И да- лее: «…Будь скромен в жизни и поведении, не выставляй напоказ своих знаний и не подчеркивай, что другие знают меньше тебя – пусть твои руки будут чисты, правдивы и сдержаны». Там же говорится и о том, что врач должен стать: для больного – отцом, для выздоравливающего – охранителем, для здорового – другом.
Авиценна дал поэтическую характеристику личности врача: он должен иметь глаза сокола, руки девушки, обладать мудростью змия и сердцем льва.
На протяжении многих столетий преобразовывались понимание болезни, лечебная тактика врача и методы лечения. Современный врач, чтобы по-настоящему служить лю- дям, должен быть эрудирован в различных вопросах медицинской науки и в ряде смеж- ных дисциплин – психологии, педагогике, социологии, экономике и многих других. Од- нако самой важной из них остается наука, не имеющая рамок, вечно новая и многогран- ная – человековедение.
Возвращение больного в общество, в трудовой коллектив, в семью – серьезнейшая задача врача.
Р. Скотт отмечает, что объем и качество работы врача обусловливаются тремя факто- рами:
1) существующим уровнем медицинских знаний;
2) индивидуальными качествами и особенностями врача, его квалификацией, его спо- собностями применять знания и использовать накопленный опыт и той степенью, в кото- рой продолжает совершенствоваться в течение всей своей трудовой деятельности;
3) условиями, в которых он практикует, –
они все взаимосвязаны между собой.
Врач, любящий свою профессию, должен развивать в себе и совершенствовать на- блюдательность, мужество, оптимизм, решительность и, вместе с тем, осторожность при решении жизненно важных для больного вопросов. Авторитет врача зависит не толь- ко от его профессионального опыта и знаний, но и от общей эрудиции, отношения к больным, поведения на работе и быту, умения ладить с людьми, от такта и в то же вре- мя – от принципиальности и доброжелательности к коллегам, даже если они недостаточ- но опытны. Всё это формируется в процессе сложной, трудной, каждодневной деятель- ности врача. Сколько врачей различной специальности во имя своего высокого долга отдают все силы и эмоциональный запал служению больному человеку!
С. С. Юдин, обобщая свой огромный опыт, писал о том, что для достижения успеха в любом деле человеку необходимы многие качества, но все вместе они редко достаются.
Одни умеют тонко наблюдать, другие – трезво рассуждать, третьи – успешно действо- вать, прогнозировать. Врач же должен многое знать и многое уметь, и, конечно, это в
1.4 ОСОБЕННОСТИ ВРАЧЕБНОЙ ПРОФЕССИИ

30 1 ОБ ЭТИКЕ И ДОЛГЕ ВРАЧА, ВРАЧЕБНОЙ ДЕОНТОЛОГИИ И ВРАЧЕВАНИИ
равной мере относится к врачу любой специальности.
Врач проходит три периода своего профессионального становления:
1) вначале – неуверенность в своих знаниях, неумение поддерживать свой авторитет среди больных, персонала;
2) период адаптации, который длится несколько лет и сменяется периодом самоуве- ренности в непогрешимости своих решений и поступков;
3) с накоплением опыта молодой врач становится зрелым специалистом, когда вра- чебные ошибки становятся все реже.
И. А. Келановский писал о трудных, наполненных борьбой за жизнь человека ночах врачей: «Бесконечный поток дней и суток – и есть жизнь врача, сердце которого без ос- татка отдано человеку».
Современная медицина требует, чтобы врач был широко образованным, с высоким культурным уровнем и с диапазоном знаний, выходящим за пределы его специальнос- ти. Врач – терапевт, хирург, гинеколог, эндокринолог, педиатр и др. должен владеть оп- ределенными знаниями в области неврологии, психиатрии и пограничных состояний.
В такой же мере невропатолог, психиатр должны изучать различные разделы клиники внутренних болезней, эндокринологии и др. В повседневной практической деятельности врачи почти всех специальностей нередко встречаются с висцеральными расстройства- ми невротического генеза. Не столь уж редко у больных, попадающих в терапевтические стационары для ургентной помощи с такими диагнозами, как «Стенокардия», «Ишеми- ческая болезнь» или «Инфаркт миокарда», в дальнейшем обнаруживаются лишь внешне сходные с сердечными болезнями невротические состояния (неврастения; истерический, ипохондрический невроз; невроз навязчивых состояний с «кардиофобией» и др.)
Древние китайские мудрецы говорили о том, что знания, которые не усовершенству- ются, не используются, убывают с каждым днем. Польский ученый – врач Т. Келанов- ский пишет, что врача, который не заглядывает в книгу, следует остерегаться больше болезни.
Одной из важнейших задач в подготовке и усовершенствовании врача любого профи- ля, помимо приобретения и накопления опыта и знаний по своей специальности, явля- ется воспитание его клинического мышления. Е. И. Лихтенштейн справедливо подчер- кивает, что мыслить клинически – это рассматривать больного, учитывая всю его жизнь; необходимо установить причины и обстоятельства, которые способствовали возникно- вению болезни. Затем следует проанализировать, синтезировать все эти данные на осно- вании своих знаний и опыта и сделать обобщающее заключение. Одновременно с этим автор предостерегает против излишней самоуверенности в суждении, небрежности при обследовании, что обычно приводит к необоснованным выводам. Врач должен владеть диалектическим мышлением. Особенно опасны трафаретность и предвзятость; иногда патогенетически не связанные между собой симптомы искусственно подгоняются под наиболее импонирующий диагноз.
Особенно важно в профессии врача умение наблюдать. Большинство врачей смот- рит, но не наблюдает. Внимательный врач может почти безошибочно предсказать, на

31
что через минуту будет жаловаться словоохотливая пациентка. Например, известный профессор дерматовенеролог А. М. Кричевский отличался наблюдательностью и был прекрасным клиницистом. Так, он говорил, что настоящий врач должен ставить диа- гноз «Пузырчатка», только когда пациент вошел в комнату осмотра и подходит к кон- сультанту. Это видно по походке, что идет тяжелобольной, крайне угнетенный человек: он сгорблен, походка медленная, шаркающая; взгляд его «потухший»; говорит он тихо, медленно и т.д.
У врача оцениваются интеллектуальные качества, глубина знаний, широта интересов, творческое воображение, деловые способности, умение привлечь людей и др.; это:
- эмоциональность;
- волевые и моральные качества (скромность, верность дружбе, доброта);
- качества, определяющие мотивы поведения (альтруизм, стремление к истине);
- качества, отличающие отношение к жизни (оптимизм, юмор);
- качества, характеризующие физическое состояние и т.д.
Профессия врача требует от человека большой и многогранной отдачи и порой от- речения от многих увлечений и личных жизненных планов. Например, С. П. Боткин увлекался математикой, Т. Бильрот виртуозно играл на скрипке, В. П. Филатов был вы- школенным художником, военный врач Л. Ауэндруггер – увлекался музыкой, профессор дерматовенеролог И. С. Мильман был одновременно профессором математики, филосо- фии, читал лекции по истории медицины.
Врач должен всю жизнь обогащаться новой информацией, новыми знаниями для ис- кусства врачевания. Борясь со смертью и болезнями, он провозглашает силу, непобеди- мость и вечную радость жизни. Этого никогда не должен забывать врач и в самые тяже- лые минуты болезни помогать больному преодолеть страх и безысходность.
На картине Гольбейна изображен врач, у которого лежит закованная в цепи смерть.
Врачебная профессия вечна, пока существует человечество. Социальная значимость тру- да врача неоценима и неизмерима. Это – борьба за здорового человека. Это – всё то, что накоплено теорией и практикой медицины. Это – всё, что создавалось в результате инди- видуального опыта каждого врача, в результате его самоотверженной борьбы за настоя- щее и будущее человека, за здоровье и его совершенствование, в результате неустанной работы врача над собой.

Каталог: bitstream -> 123456789 -> 4967
123456789 -> Учебное пособие Харьков 2012 министерство здравоохранения украины
123456789 -> Учебное пособие для иностранных студентов высшых фармацевтических учебных заведений и фармацевтических факультетов
123456789 -> Медицинская психология рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов медицинского факультета
123456789 -> Случай абсцедирующего менингоэнцефалита
123456789 -> В., Золотухина Г. А. Облитерирующий бронхиолит у детей
123456789 -> Роль полиморфизма гена Met235Thr ангиотензиногена в патогенезе хронической сердечной недостаточности и ожирения у больных ишемической болезнью сердца
123456789 -> Современные методы и апаратно-программные комплексы для оценки адаптационных возможностей и уровня здоровья организма человека
123456789 -> Учебное пособие для студентов V курса медицинских вузов IV уровня аккредитации Харьков хнму 2009
123456789 -> Практикум по русскому языку для студентов II курса стоматологического факультета
4967 -> Диссертация на тему: Совершенствование маркетинговой стратегии организации и внедрение современных инструментов и методик Студент


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




©zodomed.ru 2024


    Главная страница