Задача
Пациент М., 53 лет обратился к врачу общей практики после выписки из кардиохирургического диспансера, где находился по поводу нестабильной стенокардии. Было проведено АКШ. Послеоперационный период протекал удовлетворительно. Выписан через 2 недели. Пациент находится на больничном листе, но просит закрыть его, так как чувствует себя хорошо и ему необходимо срочно выйти на работу.
При опросе выяснилось, что у пациента большая семья – 5 детей в возрасте от 7 до 18 лет, младший ребенок с ДЦП, жена не работает, занимается воспитанием детей. Пациент работает старшим менеджером в крупной компании, работа сопряжена со стрессами, один из которых и явился причиной последнего приступа стенокардии.
Рекомендованные после выписки препараты пациент не приобрел, так как чувствует себя хорошо и считает, что их необязательно применять.
1. Укажите факторы, препятствующие приверженности к лечению у данного пациента.
Необходимость работать, так как является единственным кормильцем в многодетной семье. Пренебрежение своим здоровьем ради обеспечения своей семьи.
Работа пациента сопряжена со стрессами.
Психоэмоциональное переживание за младшего ребенка с ДЦП.
2. Как Вы, используя навык убеждения, создадите приверженность к лечению для данного трудного пациента. Подробно опишите свою часть диалога.
Формирование терапевтического сотрудничества неразрывно связано с личностными
особенностями больного. Доминирующие черты личности первоначально определяют тип
внутренней картины болезни и установку на лечение, а в дальнейшем влияют на соблюдение медицинских рекомендаций.
Поскольку в период качественных ремиссий больные не испытывают тягостных симптомов болезни, мотивация к лечению существенно снижается, больные перестают придерживаться рекомендаций врача вплоть до обрыва терапии. В данном случае наблюдается анозогностический тип личности.
При всех формах сердечно-сосудистой патологии терапевтическое сотрудничество
ограничивается длительностью, пожизненностью терапии, необходимостью ежедневного
приема лекарств.
Больной стремится к сотрудничеству и соблюдает медицинские рекомендации только при осознании факта заболевания и его последствий для здоровья, понимании пользы терапии, превышающей неудобства, связанные с ней.
«Уважаемый М., Вам необходимо приобрести препараты и принимать их надлежащим образом. Вы являетесь старшим менеджером в большой компании и под вашим контролем находятся ряд сотрудников, которые выполняют свои функции для достижения общей цели. Представьте, что один из сотрудников заболел и не пришел на работу, тем самым увеличивается нагрузка у остальных коллег. И для полного функционирования всей системы, необходимо ввести в строй этого сотрудника. Так происходит и с вашим организмом: из-за недостаточности одной сердечно-сосудистой системы, происходит сбой всего организма. Поэтому нам необходимо с Вами вернуть этого «сотрудника» в строй. Так как вы заботитесь о своей большой семье вам просто необходимо поддерживать свое здоровье с помощью данных предписаний. Ваша работа очень ответственна и сопряжена со стрессами, принимая данное лечение, вы будете более стрессоустойчивы и без ущерба себе выдерживать каждодневные нагрузки.
Так же Вы недавно перенесли операцию АКШ, чтобы предотвратить появление осложнений, и сократить реабилитационный период необходимо долечиваться амбулаторно. В противном случае высок риск появления повторного приступа, последствия которого будут еще хуже сказываться на вашем здоровье. Но мы, совместно с вашей помощью, будем делать все, чтобы это предотвратить. Ваше самочувствие может резко ухудшиться, на фоне психоэмоциональных всплесков. Чтобы этого избежать, ваша терапия направлена на укрепление сердечно-сосудистой системы. Вы должны быть заинтересованы и быть приверженным в отношении своего лечения. А мы сделаем все, чтобы ваше состояние оставалось стабильным».
3. Предложите Ваши варианты решения психосоциальной проблемы пациента
Во-первых, продолжить лечение на дому, до конца больничного листа.
Уметь снимать психоэмоциональное напряжение (сеансы с психологом для нахождения нужной техники для снятия стресса, общение с друзьями, занятия хобби, общение с детьми очень помогает бороться со стрессом, вечерние сеансы за просмотром семейного фильма, делать перерывы на работе, если работа сидячая, делать разминки через 30-минутные интервалы, дыхательная гимнастика).
Нанять помощника старшего менеджера, для разгрузки обязанностей. Либо в связи с заболеванием уйти в оплачиваемый отпуск.
Привлечь родственников, родителей для помощи в уходе, воспитании детей, сгрузить некоторые обязанности с матери и отца (готовка, забрать после школы, кружка, посещение с детьми врача, походы в реабилитационный центр для детей с ДЦП).
Побеседовать с супругой пациента, о необходимости приобретения ЛС (сходить вместе в аптеку или купить самой). Подготовить для удобства специальный еженедельный контейнер с расфасованными ЛС, поставить напоминания на мобильном телефоне либо в нужное время звонить и напоминать о необходимости приема. Также обеспечивать контроль за гемодинамическими показателями (АД). Следить за регулярным посещением семейного врача, узких специалистов.
Со стороны врача дать схему приема ЛС в письменном виде, объяснить самому, как и в какое время нужно принять лекарство, попросить пересказать, как понял пациент данную инструкцию. Дать несложную схему лечения (уменьшить кратность приема, принятие нескольких препаратов в одно время, если нет принципа антагонизма между ЛС).
Поделитесь с Вашими друзьями: |