Учебное пособие ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ 7 1 7 7 7 Ю. А. МАЛЬЦЕВА О. Ю. ЯЦЕНКО
Министерство образования и науки Российской Федерации Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Ю. А. Мальцева, О. Ю. ЯценкоПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯУчебное пособие Рекомендовано методическим советом УрФУ для студентов, обучающихся по направлениям подготовки Менеджмент, Финансы и кредит» Екатеринбург Издательство Уральского университета УДК 005.95(075.8) ББК я М21 Рецензенты: канд. экон. наук, доц, проф. Минина Т. Б. (УрГЭУ); завкафедрой управления персоналом, канд. пед. наук, доц. Бусыги- на И. С. (Гуманитарный университет) Научный редактор — канд. социол. наук, доц. Костылева Н. В. На обложке использовано изображение с сайта girlsinfo.ru М21 Мальцева, Ю. А. Психология управления : учеб. пособие / Ю. А. Мальце- ва, О. Ю. Яценко. — Екатеринбург : Изд-во Урал. унта, 2016. — 92 с Пособие подготовлено в целях формирования системных знаний магистрантов направлений 38.04.02 Менеджмент и 38.04.08 Финансы и кредит о психологических и коммуникативных техниках и технологиях делового взаимодействия. Материалы учебного пособия способствуют формированию психологической управленческой культуры руководителя, позволяющей эффективно осуществлять организационно-управленческую деятельность в профессиональной сфере. Библиогр.: 69 назв. Табл. 1. УДК 005.95(075.8) ББК я 978-5-7996-1777-6 © Уральский федеральный университет, 2016
3 Введение В ызовы современной экономической ситуации и тренды в развитии магистерских программ направлений Финансы и кредит, Менеджмент актуализируют потребность развития компетенций обучающихся, которые способствуют их карьерному росту, в агрессивной и быстроизменяющейся среде. Неслучайно в федеральных государственных образовательных стандартах й укрупненной группы направлений, утвержденных в 2015 г, выделяются следующие общекультурные и общепрофесси- ональные компетенции: • готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала; • готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные раз- личия. Подобная ситуация актуализировала исследовательские усилия в сфере психолого-управленческой проблематики. Планирование развития личности и управленческого ресурса
4 ВВЕДЕНИЕ руководителя, овладение психологическими техниками и современными коммуникативными технологиями делового общения сфера ответственности психологии управления. Кроме того, практика менеджмента убедительно доказывает, что межличностные отношения и межгрупповые коммуникации для руководителя всегда остаются особыми проблемными зонами, нивелировать негативное воздействие которых способна психология управления.
РАЗДЕЛ А. ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Глава 1. Теоретические подходы к структуре личности | Глава 2. Психические процессы и свйоства личности | Глава 3. Индивидуально-психологические особенности личности темперамент и характер
6 Глава 1. Теоретические подходы к структуре личности П роблема сущности и определения личности человека смысловая доминанта духовных, религиозных и научных изысканий. Сменяющиеся культурные эпохи и научные парадигмы предлагают свои варианты ответов, подтверждая, таким образом, открытость и незавершенность, неокончательность любого из них. Как метко подмечает Бердяев НИ, тайна уникальности личности никому непонятна до конца. Жизнедеятельность человека, в том числе и профессиональная — архисложный и многоплановый, зачастую болезненный процесс взаимодействия с другими людьми, успешность которого во многом зависит от знания структуры и процессов формирования личности. Подчеркнем, что личность — предмет исследования множества наук философии и социологии, педагогики и этики, теории организации и управления персоналом, общей и социальной психологии и других. И каждая наука дает свою дефиницию понятия личность. Но все ученые сходятся на том, что личность — это некая целостность или системообразующее единство, а знание структуры личности — предпосылка для эффективного управления ее деятельностью.
Глава 1. Теоретические подходы к структуре личности В классической и современной психологии подходы к структуре личности разнообразны и антагонистичны: биологические, биосо- циальные и социальные. Кратко охарактеризуем некоторые из них. Представители психоаналитического направления (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и др) в структуре личности постулируют противоборство природного (биологического) и социального, а также принцип бессознательного сопротивления общественному давлению. Так для З. Фрейда именно бессознательное становится сущностной реальностью психического, а структура психического аппарата, по его мнению, состоит из Оно (Id), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго). Оно — базис индивидуальности, средоточие инстинктивных побуждений и сексуальных влечений, настоятельно требующих удовлетворения. Супер-эго руководствуется социальными нормами и запретами. Эго, таким образом, оказывается меж двух огней противостоит, сопротивляется давлению социальных норм, с одной стороны, и глубинным влечениям — с другой, находясь в состоянии тревоги и вырабатывая разнообразные защитные механизмы. Прямо противоположный принцип — ведущая роль социального положен в основу советской психологии, иерархизирую- щей структуру личности от элементарных природных элементов к высшим социально детерминированным (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов и др. Согласно К. К. Платонову, предполагается структурная иерархия четырех уровней темперамента, особенностей психических процессов, опыта (привычки, умения, навыки, знания) и направленности личности. Психологическая структура личности, по С. Л. Рубинштейну, — это сложное целое, в котором выделяются три блока) что человек хочет — к чему человек стремится, что его привлекает, те. направленность личности, система ее отношений с окружающим миром) что человек может — возможности личности, ее способности, психологические предпосылки его успешной деятельности; РАЗДЕЛА. ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 3) что он есть — психологические особенности темперамента и характера, поведения личности. Отметим, что представители общей психологии справедливо утверждают, что психическая структура личности будет неполной, если исключить из нее психические процессы и состояния. По мнению большинства исследователей, психические процессы обеспечивают связь личности с действительностью. В них формируются свойства личности. Психические свойства личности — это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень психической деятельности и поведения, типичный для индивида… Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности (Богословский В. В, Степанов А. А, Виноградова АД. Общая психология. М. : Просвещение, 1981. С. 61). Таким образом, психическое состояние — это и эффект психической деятельности, и фон, на котором эта деятельность или состояние возникает. В бихевиористских концепциях личность фактически сводится к поведенческим реакциям, на определенный стимул. Личность, согласно Скиннеру Б, — это набор форм реакций, составляющих поведение данного человека. Поведение, по мнению Скинне- ра Б, — это система оперантных реакций, сформированных на основе прошлого научения, и для того чтобы понять его (поведение, необходимо понять прошлый опыт. Ряд гуманистических концепций личности ХХ в. противостоит подобному подходу. Так, в психотерапии К. Роджерса личность представляется в модели самосознания, самоощущений и самопереживаний. Фундаментальный компонент структуры личности — Я-концепция, по сути являющаяся интегральным механизмом саморегуляции поведения, который формируется как совокупность соматических и социальных ощущений себя самого и отношений между этими само- ощущениями с восприятием индивида другими. Согласно теории
Глава 1. Теоретические подходы к структуре личности личностных черт Олпорта Г, черты личности как обусловливают определенные поведенческие реакции на внешние стимулы, таки побуждают индивида искать и создавать социальные ситуации, адекватные наличествующей черте, те. являются своеобразным мотиватором. По Г. Олпорту, черты могут быть общими (схожие в той или иной степени у определенной совокупности людей) и индивидуальными уникальными для каждого индивида и отражающими особенности именно его личности. Развитие личности, таким образом, соотносится с динамикой мотивационной системы. Нельзя не отметить в этой связи и гуманистическую концепцию самоактуализирующейся личности Маслоу А, в которой автор выделяет у оптимально функционирующих людей общие психологические свойства. В отличие от представителей психоаналитического подхода, А. Маслоу считал, что социальность — биологически обусловленное свойство человека, а самоактуализирующаяся личность характеризуется высоким социальным потенциалом. Знаковский АН. утверждает, что развитие личности приводит к существенному изменению ее психологической структуры. Она становится социализированной. В качестве основных структурных компонентов личности автор выделяет потребностно-моти- вационный, волевой, познавательный, эмоциональный, характер, способности и самосознание. Представители социальной психологии (ДН. Узнадзе, В. А. Ядов, М. Розенберг, М. Рокич и др) отмечают, что понятие личности, являясь общепсихологическим, характеризуется в тоже время высокой социально-психологической валентностью, те. множеством непосредственных связей и корреляций с различными категориями социальной психологии. Так, В. А. Ядов в качестве системообразующего признака структуры личности выделяет многообразие отношений индивида к условиям его деятельности, его поведенческую готовность, направляющую деятельность. Кузьмин Е. Си Семенов В. Е. говорят о диспозиционной структуре личности, в которой к низшему уровню относятся элементарные, фиксированные РАЗДЕЛА. ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ установки, формирующиеся на основе витальных потребностей ив простейших ситуациях. Следующий уровень — социальные фиксированные установки, содержащие три основных компонента эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Еще один уровень система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей, детерминированные общими социальными условиями жизни индивида. Нельзя не согласиться с мнением авторов, утверждающих, что для психологии управления наиболее близок социально-психо- логический аспект изучения личности, обнаруживающийся в тех формах деятельности и тех способностях и психических свойствах, которые составляют, как справедливо указывает Е. С. Кузь- мин, потенциал ее влияния на других, служат мерой содействия развитию других индивидов. Соглашаясь с представителями социальной психологии (А. А. Урбанович), подчеркнем, что психологию управления интересует, как типологические особенности внутренней структуры личности сказываются на ее участии в сфере управленческих отношений в организации. Задания для самоконтроля 1. Охарактеризуйте в целом биологические, биосоциальные и социальные концепции личности. Соотнесите концепции А. Адлера, В. Бехтерева, М. Вертгеймера, Д. Роттера, Дж. Уотсона, Э. Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона с указанными подходами. Представьте, что один из пассажиров самолета стал кричать на бортпроводника, принесшего ему вместо воды сок. Прокомментируйте данное поведение с позиций психоаналитического и бихевиористского направлений. Приведите примеры позитивного, негативного подкрепления и наказания с позиции оперантного бихевиоризма Б. Скиннера.
Глава 1. Теоретические подходы к структуре личности 4. Перечислите психологические свойства оптимально функционирующей личности А. Маслоу. Согласны ли вы с этим списком. Проанализируйте локализацию причин, которыми вы объясняете как собственное поведение, таки поведение других, и определите ваш тип локуса контроля. Затем определите его с помощью теста Дж. Роттера и сопоставьте полученные результаты. Почему, по вашему мнению, гештальт должен быть завершен. Согласны ли вы с утверждением личность — это синоним психической жизни Поясните свой ответ.
12 Глава 2. Психические процессы и свойства личности К ак отмечалось впервой главе, психические процессы — основа для формирования психических свойств личности. Все психические процессы взаимосвязаны, и, по мнению большинства исследователей, они образуют единый целостный процесс, называемый психикой. Вместе стем все психические процессы традиционно разделяются психологами натри группы: • познавательные (ощущение, восприятие, мышление, сознание, речь, внимание, память, воображение); • эмоциональные (эмоции, чувства, аффекты); • волевые. Дадим краткую характеристику некоторым из них. Ощущения лежат в основе чувственного познания и являются первичной формой, в которой устанавливается психическая связь организма со средой. Это, по мнению классиков психологии, — отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Традиционно в качестве основных видов ощущений выделяют зрительные, слуховые, вибрационные, обонятельные, вкусовые, кожные, статические, кинестезические и органические ощущения. Для возникновения ощущения необ- Глава 2. Психические процессы и свойства личности ходимо, чтобы стимул, вызывающий его, достиг определенного значения — абсолютного нижнего порога ощущения. Отметим, что для каждого вида ощущений свои пороги. Пороги ощущений непостоянны и способны изменяться. Это связано стем, что органы чувств могут адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Способность порогов ощущений изменяться называется адаптацией ощущений. Нельзя не отметить и связанное с адаптацией явление контраста, те. изменение чувствительности под влиянием раздражения как предшествующего, таки сопутст- вующего. В процессе познавательной деятельности человек получает знания об окружающем мире не только через ощущения, но и через восприятия. Но если ощущения отражают отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира, то восприятие дает их целостный образ, оно зависит от определенных отношений между ощущениями. Мы разделяем позицию авторов, утверждающих, что восприятие несмотря на то, что предполагает наличие разнообразных ощущений, не может быть просто сведено к их сумме, так как кроме ощущений включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Вслед за классиками подчеркнем, восприятие это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ученые указывают также на тесную взаимосвязь процесса восприятия и других психических процессов мышления, речи, памяти, внимания, воли. Кроме того, восприятие направляется мотивацией и имеет аффективно-эмоцио- нальную окраску. К основным свойствам восприятия относят предметность, целостность, константность и категориальность. В зависимости от преобладающей роли ведущего анализатора восприятие разделяют на простое и сложное. К простым относятся зрительные, слуховые, осязательные виды. Каждый человек владеет всеми простыми видами восприятия, но одна из этих систем обычно
РАЗДЕЛА. ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ развита лучше других, что, считают исследователи, соответствует трем основным сферам сенсорного опыта визуальной, аудиаль- ной и кинестетической. У представителей визуального типа вся воспринимаемая информация представляется в виде зрительных образов. Люди аудиального типа воспринимают мир через звуки. А принадлежащие к кинестетическому типу реагируют на мир, опираясь на свой чувственный опыт и эмоции, они запоминают движения, ощущения, запахи. Для определения ведущего типа восприятия используется диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева. Сложные виды восприятия выделяются в том случае, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько анализаторов. Специальные виды восприятия различают в зависимости от воспринимаемого объекта. В зависимости от степени целенаправленности деятельности личности выделяется непроизвольное и произвольное восприятие. «Как и восприятие, память является процессом отражения, но отражается не только то, что действует непосредственно, в данный момента и то, что имело место в прошлом. Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. Память участвует в акте восприятия… но ивы- ступает в качестве самостоятельного психического процесса, несвязанного с восприятием (Богословский В. В, Степанов А. А, Виноградова АД. Общая психология. СВ основе памяти лежат ассоциации, которые традиционно подразделяются психологами на два рода простые (по смежности, сходству и контрасту) и сложные (смысловые). Отметим, что память включает в себя несколько взаимосвязанных процессов запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение. Запоминание — сохранение полученных впечатлений путем связывания их с имеющимся опытом. Характер запоминания, его сила, яркость, четкость зависят от особенностей раздражителя, характера деятельности, психического состояния человека. Процесс запоминания может протекать в трех формах запечатления (им- Глава 2. Психические процессы и свойства личности принтинг), непроизвольного и произвольного запоминания. Запечатление это прочное и точное сохранение событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Непроизвольное запоминание возникает при отсутствии сознательной установки на запоминание при многократном повторении одного итого же раздражителя, носит избирательный характер и определяется мотивами, целями, эмоциональным отношением к деятельности. Произвольное запоминание характеризуется наличием цели. К рациональным приемам запоминания (мнемическим приемам) относят выделение опорных пунктов, смысловую группировку материала, выделение главного и др. К мнемотехническим — метод Цицерона, акростихов, цепной методики и др. Сохранение представляет собой процесс удержания в памяти сведений, полученных в опыте. Это процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, имеющий две стороны собственно сохранение и забывание. Забывание, как естественный процесс, носит избирательный характер, и протекает неравномерно, и может быть полным, частичными временным. Воспроизведение процесс, заключающийся в воссоздании в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Различают следующие его формы узнавание, непроизвольное и произвольное воспроизведение, припоминание и воспоминание. Традиционно психологи выделяют следующие виды памяти двигательную, образную, словесно-логическую, эмоциональную. Мышление является, по мнению представителей разных школ и направлений, наиболее сложным среди познавательных психических процессов, так как индивид выполняет когнитивные операции во внутренней картине мира, что дает ему возможность познавать и проектировать изменяющий реальный мир. В классической психологии принято выделять следующие виды мышления практическое (действенное, конкретно-образное, теоретическое понятийное. Подчеркнем, что взрослый человек, как правило, не использует только один вид мышления.
РАЗДЕЛА. ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Процесс мышления проходит несколько этапов. Первый этап мыслительной деятельности — потребность или необходимость понять, узнать, объяснить, приводящая к осознанию, формулировке задачи. Затем решение задачи и обретение нового знания. Одной из отличительных особенностей мышления является его отношение к речи. Представители различных психологических направлений по-разному рассматривают и интерпретируют это отношение мышление независимо от речи, которая, в свою очередь, свободна от мышления мышление и речь тождественны мышление и речь нетождественны, но и не обособлены, а находятся в единстве. Разделяя позицию классиков отечественной психологии, мы считаем, что мышление без языка невозможно, оно выражено в речи. Речь, как психическое явление, индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения конкретным индивидом объективной реальности. К функциям речи относят указание, обобщение и коммуникацию. Если первые две рассматриваются как внутренняя психическая деятельность, то коммуникация — внешнее речевое поведение, направленное на взаимодействие с другими людьми. В данной функции выделяются три стороны — информационная, выразительная и волеиз- лиятельная. По мнению представителей разных отраслей научного знания, формирование речи было революцией в психическом развитии человека. Речь обеспечивает новый уровень познания, … следовательно, развивается и новый вид мышления, отличный от действенного и конкретно-образного мышления высших животных отвлеченное мышление, а отвлеченное мышление — сердцевина сознания (Богословский В. В, Степанов А. А, Виног- радова АД. Общая психология. С. 47). Рубинштейн С. Л. выделяет следующие свойства сознания построение отношений, познание, переживание. Каждый акт сознания, как правило, включает сумму этих компонентов, однако степень их выраженности может быть различной. Вслед за С. Рубинштейном подчеркнем, что сознание
Глава 2. Психические процессы и свойства личности человека может быть не только теоретическим, познавательным, но и моральным. Свое психологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что совершается вокруг него и им самим. А самосознание, таким образом, не данность, присущая человеку, а продукт развития, непосредственно включенный в процесс развития личности. Входе этого развития по мере обретения и накопления человеком жизненного опыта происходит не только познание, но и переосмысливание жизнедеятельности. Этот процесс переосмысления и образует самое сокровенное и основное, экзистенциальное содержание человека, определяет как мотивы его действий и поступков, таки внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни, — справедливо полагает С. Рубенштейн. Очень тесно с понятием сознание связано понятие воля. Оно рассматривается и как психический процесс, и как составляющая других психических явлений и процессов, и как способность личности контролировать свое поведение. Традиционно волю определяют как сознательное регулирование умственных и физических усилий, связанное с достижением цели или удержанием от активности. Таким образом, воля — это регулирующая сторона сознания, выполняющая побудительную и тормозную функции. Волевые действия характеризуются наличием цели, препятствия и напряжения, переживаемого входе их выполнения. Выделяют простые и сложные волевые действия. Простые предполагают постановку цели и исполнение, сложные — осознание цели, планирование и исполнение. Подчеркнем, что волевой акт всегда совершается при напряжении, так называемом волевом усилии. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или на удержание от него. Как показывают исследования, интенсивность и стойкость волевого усилия зависят отряда факторов мировоззренческой установки индивида, установки по отношению к деятельности и ее результату, типа темперамента. Сознательное регулирование и поддержа- РАЗДЕЛА. ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ние волевого усилия осуществляется, как правило, при помощи внутренней и внешней речи. Представители клинической психологии считают, что волевые качества человека — синтез врожденного и приобретенного. Именно в них сочетаются моральные компоненты воли, формирующиеся в процессе воспитания, и генетические, связанные с особенностями нервной системы. По мнению Б. Д. Карвасарского, волевые качества включают три компонента психологический, физиологический и нейродинамический — и делятся на базальные (первичные) и системные (вторичные). Как справедливо отмечает АД. Виноградова, в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются качества и свойства предметов и явлений, их взаимосвязи и взаимозависимости, а в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к окружающей действительности и самому себе. Чувства и эмоции взаимосвязанные, но различающиеся явления психической деятельности. Эмоции — достаточно простое и кратковременное переживание, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Подчеркнем, что эмоции связаны с первоначальными впечатлениями, в то время как чувства — особая личностная форма отношения человека к миру, которая формируется и развивается на основе эмоций. Протекание чувств характеризуется динамикой и фазовостью. Чувства выполняют две функции регулирующую и сигнальную. Регулирующая функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения, трансформируя его в соматические проявления сокращение мимической и дыхательной мускулатуры, секрецию слезной жидкости, что воспринимается человеком как облегчение. Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными мимическими и пантомимическими движениями. Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и чувств и осуществляют сигнальную функцию, те. делают наши пережи-
Глава 2. Психические процессы и свойства личности вания доступными восприятию других людей. Вместе стем отметим, что не всегда по выразительным движениям можно судить о переживаниях. В обыденной и профессиональной деятельности личности большое значение имеют эмоциональные состояния. В них раскрываются как типичные для человека особенности поведения, таки нехарактерные для него психические проявления, вызванные особенностями сложившейся ситуации. Подчеркнем, что эмоциональные состояния не только зависят от характера психической деятельности, но и оказывают влияние на нее. К эмоциональным состояниям относят настроение, аффективное состояние и аффект, стресс и фрустрацию. Настроение — эмоциональное состояние, окрашивающее все иные переживания и деятельность человека, стимулирующее или подавляющее активность личности. Настроения различаются разной степенью продолжительности, поэтому выделяют преходящее и устойчивое настроение. У разных людей настроение по-разному проявляется в поведении. Именно особенности волевой регуляции определяют характер владения и управления своим настроением. Если настроение характеризуется достаточно стабильным уровнем протекания, то аффективному состоянию свойственно нарастание интенсивности. Аффективное состояние — постепенно нарастающее, ярко выраженное эмоциональное напряжение, которое может трансформироваться в энергию для выполнения какой-либо деятельности или завершиться сильной вспышкой — аффектом. Аффект — кратковременная, чрезвычайно интенсивная эмоциональная реакция. В состоянии аффекта, как правило, изменяются привычные установки личности и крайне трудно проявить волевую регуляцию. Стресс — эмоциональное состояние, вызываемое напряженной и (или) неожиданной обстановкой. Ученые отмечают, что в стрессовом состоянии с трудом может осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, при
РАЗДЕЛА. ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия, памяти, неадекватные реакции на раздражители и т. п. Фрустрация — дезорганизация сознания и деятельности, возникающая в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. В этом состоянии человек испытывает очень сильное нервно-психическое напряжение. Задания для самоконтроля1. Определите ведущий тип восприятия своих одногруппни- ков (коллег. Проверьте полученные вами выводы, используя метод диагностики доминирующей перцептивной модальности. Ознакомьтесь с мнемическими и мнемотехническими приемами. Примените для запоминания текста главы наиболее подходящий вам. Узнайте себя при помощи методик Корректурная проба, Мюнстерберга, Равена, Расстановка чисел. Определите уровень индивидуальной тревожности при помощи шкалы самооценки или личностной шкалы проявлений тревоги, адаптированной ТА. Немчиным. Существует ли, по вашему мнению, оптимальный индивидуальный уровень полезной тревоги Поясните свой ответ. Охарактеризуйте приемы эмоционального воздействия, наиболее часто используемые в вашей профессиональной деятельности вами или коллегами. В чем различия (если таковые есть) между стрессом и эмоциональным выгоранием. Охарактеризуйте собственное эмоциональное поведение, используя методику диагностики эмоционального выгорания личности В. В. Бойко. 21 Глава 3. Индивидуально-психологические особенности личности темперамент и характер И ндивидуально-психологические особенности личности, по мнению Б. Г. Ананьева, — это высший уровень интеграции индивидных свойств человека. Среди индивидуальных особенностей человека отдельное место отводится темпераменту, так как он, являясь природной особенностью поведения, окрашивает все психические проявления индивида, сказывается на характере проявления эмоций и мышления, волевого действия и темпоритма речи. Существует множество теоретических подходов к объяснению сущности темперамента гуморальная, химические и психологические, анатомические, физические и неврологические теории. Гуморальная теория (Гиппократ, Гален) связывала состояние здоровья человека с различным соотношением жидкостей в нем. Преобладание крови, слизи, желтой или черной желчи и определяло темперамент человека, который в известной мере зависел также от образа жизни и климатических условий. Конституциональная типология (Э. Кречмер, У. Шелдон) исходила из различий во внешнем строении тела. Кречмер Э. выделил
РАЗДЕЛА. ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ три основных типа телосложения и соответствующие им типы темпераментов: • астеническому типу конституции (длинная и узкая грудная клетка, длинные конечности, удлиненное лицо) соответствует шизоидный темперамент. Шизотимики — замкнутые, аутичные люди, проявляющие склонность к чрезмерной абстракции и плохо приспосабливающиеся к окружению; • пикническому типу конституции (широкая грудь, коренастая фигура, полнота, круглая голова и короткая шея) — циклоидный (циклотимический) темперамент. Циклоти- мики общительны, но склонны к перепадам настроения; • атлетический тип конституции (развитая мускулатура, пропорциональное телосложение, широкий плечевой пояс и узкие бедра) соотносится с эпилептоидным темпераментом. Эпилептоиды обладают сдержанной мимикой и жестами, невысокой гибкостью мышления, как правило, мелочны и трудно приспосабливаются к перемене обста- новки. Шелдон У. также выделил три основных типа соматической конституции эндоморфный (преобладающее развитие внутренних органов, слабое мешковатое телосложение с избытком жировой ткани) — тип темперамента висцеротония, мезоморфный развитость мышечной ткани, сильное крепкое тело) — соматото- ния и эктоморфный (хрупкое телосложение, слабая мускулатура, длинные руки и ноги) — церебротония. В концепции Павлова И. П. отождествлялись типы темперамента с типами нервной деятельности. Мы разделяем позицию исследователей, утверждающих, что на темпераменте сказываются не только свойства и состояние нервной системы, но и соматическая организация индивида. Таким образом, темперамент, по А. Г. Ковалеву, — наиболее общая характеристика импульсив- но-динамической стороны поведения человека, выражающая преимущественно свойства нервной деятельности.
Глава 3. Индивидуально-психологические особенности личности темперамент и характер Рассмотрим характеристики типов темперамента и охарактеризуем некоторые особенности поведения каждого типа. Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью и, как следствие, неуравновешенностью поведения. Как правило, холерики вспыльчивы, прямолинейны, энергичны. Для них характерны быстрая и громкая речь, резкие, порывистые, угловатые движения, общая подвижность, цикличность в работе. Холерик быстро схватывает суть вопроса, со страстью берется задело и работает с подъемом, деятелен и энергичен, но заканчиваются силы, наступает подавленное настроение, ион ничего не делает. Сангвинический темперамент. Представители данного типа легко приспосабливаются к изменяющимся условиям, общительны и жизнерадостны. У сангвиника эмоции легко возникают и сменяются, легко переключается внимание. Таких людей отличают повышенная моторность, подвижность, активность. Они продуктивны при динамической и разнообразной работе, не требующей кропотливости и терпения, а если дело носит будничный характер, они становятся скучными и вялыми и перестают заниматься им. Как правило, сангвиники склонны преувеличивать свои возможности. Флегматический темперамент. Представители этого типа уравновешенны и спокойны, последовательны, в меру общительны, основательны. Для них характерны малоподвижность, невозмутимость, умение сдерживать порывы и следовать выработанному распорядку. Они могут выполнять работу, требующую длительного и методического напряжения, хладнокровия или длительного периода работоспособности. У флегматиков движения скупы, но рациональны. Им нужно время для сосредоточения или переключения внимания. Меланхолический темперамент. Представители данного типа отличаются высокой эмоциональной чувствительностью и повышенной ранимостью, склонны к переживаниями, как правило,
РАЗДЕЛА. ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ нерешительны. Движения медлительны, им свойственны замкнутость и плохая сопротивляемость трудностям. В привычной для них обстановке и дружелюбном коллективе могут быть достаточно контактными и проявлять настойчивость. Материал, изложенный выше, свидетельствует, что темперамент сказывается на характере активности человека, его деятельности, степени легкости приспособления к изменяющимся условиям. Вместе стем отметим, что проявления темперамента зависят от волевого ритма и общей культуры человека. Подчеркнем, что то, насколько человек проявляет энергию и неутомимость, способность страстно увлекаться и уравновешенность в поведении, гибкость и динамичность в отношениях, легкость контакта с окружающими, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, которые определенным образом сказываются на профессиональной деятельности и поведении индивида. Следовательно, как справедливо пишет А. Г. Ко- валев, при анализе поведения человека необходимо учитывать не только временные состояния, но и устойчивые отношения, и характер личности в целом. Характер — это система свойств личности, находящихся в определенных отношениях друг к другу. В психологии представлены разные подходы к описанию структуры характера. Так, Ананьев Б. Г. считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамиче- ские проявления, сформированные на основе темперамента. Левитов Н. Д. говорит об определенности характера, его цельности, сложности, динамичности, оригинальности, силе и твердости. Таким образом, в структуре характера исследователи выделяют две составляющие 1) черты, выражающие направленность личности (потребности и устойчивые интересы, склонности, цели, идеалы, а также система отношений с окружающей реальностью. Они (черты) представляют индивидуальные специфические Глава 3. Индивидуально-психологические особенности личности темперамент и характер способы реализации отношений личности к действительности 2) черты характера (эмоциональные, волевые и интеллектуальные. Как правило, черты характера разделяют на основные (ведущие) и второстепенные. Если одна из черт чрезмерно усиливается выражается, то это — акцентуация характера. Отметим, что акцентуации могут быть временными и постоянными. Согласно А. Е. Личко, по степени выраженности можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций. Явная акцентуация — проблемные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни, независимо от степени проблемности ситуации. Это крайний вариант нормы. Скрытая акцентуация — проблемные черты характера проявляются в основном при стрессовых икон- фликтных ситуациях — обычный вариант нормы. Немецкий психолог К. Леонгард полагал, что почти каждый человек может быть отнесен к акцентуированным личностями предложил следующую классификацию акцентуированных личностей) гипертимический тип — доминирует повышенное настроение, контактен и словоохотлив, однако легко отвлекаем и недостаточно серьезен по отношению к профессиональными семейным обязанностям, легкомыслен и раздражителен. Данному типу присуща жажда деятельности, выразительная мимика и пантомимика. Привлекает к себе оптимизмом, инициативностью, но вместе стем отталкивает прожектерством. Плохо переносит жесткую дисциплину, одиночество и монотонную работу) дистимический тип — преобладает пессимистическое настроение, малоконтактен и немногословен, как правило, домосед. Данный тип отличается серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости, неконфликтностью и вместе стем пассивностью, замедленностью мышления, индивидуализмом) циклотимный (аффективно-лабильный) тип — данному типу свойственны периодические и достаточно частые сме-
РАЗДЕЛА. ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ны настроения. В периоды повышенного настроения общителен и по манере поведения напоминает гипертимный тип, в периоды подавленного — замкнут и по манере поведения напоминает дистимный тип) возбудимый тип — недостаточно управляем, свойственна импульсивность реакций. Занудлив и угрюм, неуживчив в коллективе и властен в семье. В эмоционально спокойном состоянии добросовестен и аккуратен, при эмоциональном возбуждении слабо контролирует поведение, раздражителен и вспыльчив) застревающий тип — данному типу присуща патологическая стойкость аффекта, злопамятность, честолюбие, подозрительность, ревность, настойчивость, склонность к перфекционизму и нравоучениям. Умеренно общителен, в конфликтных ситуациях активен. Особо чувствителен к социальной справедливости, вместе стем обидчив и злопамятен) педантичный тип — характерна ригидность нервных процессов, добросовестность, обязательность, аккуратность. Малоконфликтен, но предъявляет окружающим много формальных требований, надежен в делах, но брюзглив и зануден) тревожный (боязливый) тип — робкий, неуверенный в себе, малоконфликтный и вместе стем дружелюбный, самокритичный и исполнительный) эмотивный тип — данному типу свойственна чрезмерная чувствительность, сострадательность и слезливость, доброта и тонкость эмоций, обостренное чувство долга и исполнительность. Предпочитает общаться с ограниченным кругом избранных лиц, с которыми у него доверительные отношения. Редко является инициатором конфликтов, обидчив, но обиды носит в себе и старается не показывать их окружающим;
Глава 3. Индивидуально-психологические особенности личности темперамент и характер 9) демонстративный тип — общителен, стремится к лидерству и похвале. Самоуверен и артистичен, эгоистичен и способен увлечь других, хвастлив, обладает высокими притязаниями и склонностью к интригами провокации конфликтов) аффективно-экзальтированный тип — этому типу свойственны общительность, многословие, влюбчивость, искренность и внимательность к друзьями близким, подвержен сиюминутным настроениями панике. Легко вступают в спорно не доводят его до конфликтных ситуаций) экстравертированный тип — открыт и общителен, исполнителен, редко конфликтует и не стремится к лидерству. Располагает к себе готовностью слушать собеседника, но подвержен постороннему влиянию) интровертированный тип — замкнут, малоконтактен, зачастую эмоционально дистанцирован и оторван от реальности, погружен в свои размышления, не любит вмешательства в личную жизнь и слабо привязан к людям. Отличается принципиальностью, твердостью убеждений, упрямством. Мы согласны с мнением авторов, утверждающих, что в процессе как повседневной, таки профессиональной деятельности с ак- центуированными личностями приходится иметь дело достаточно часто, поэтому важно знать особенности их поведения и отношения к людям. Для определения акцентуаций характера используется характерологический опросник Х. Шмышека. Как отмечают многие исследователи, попытки, предпринимаемые психологами для классификации типов характеров в целом, до сих пор не увенчались успехом в силу разных причини множества классификационных признаков, и характерологических свойств, и динамичности структуры характера и т. д. Таким образом, вопрос о классификации типов характера, обнаружении закономерной связи в их формировании и проявлении остается открытым. В этой связи представляет интерес понятие социального характера, предложенное Э. Фроммом и трактуемое как совокуп- РАЗДЕЛА. ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ность черт характера, присутствующая у большинства членов социальной группы и возникающая в результате общих для них переживаний и общего образа жизни. Ниже представлены некоторые типологии социальных харак- теров. Фромм Э. выделил три типа социальных характера мазохист садист, разрушитель, конформист-автомат. Мазохист–садист — такому человеку очень сложно наладить отношения с окружающими людьми. Причина в том, что во всех бедах и неудачах, которые с ним происходят, он винит только окружающих или себя, нивелируя роль обстоятельств. Таким образом, найдя причину в окружающих людях и (или) себе, он пытается исправить свое положение, направив агрессию соответственно на окружающих или на себя. Подобные люди очень требовательны, они стремятся к идеальности, и, как следствие, стремятся переделать других, иногда и против их воли. У людей-мазохистов часто проявляются садистские наклонности. Они наслаждаются страданиями окружающих, им нравится, когда остальным плохо, поэтому они намеренно причиняют боль и страдания, ставят в зависимость от себя. Таких людей называют авторитарная личность Разрушитель — такой человек обычно бессилен перед обстоятельствами из-за того, что обладает слишком слабым характером. Он не может принять тот факт, что его возможности ограниченны, и пытается решить это насильственным способом. Разрушитель стремится полностью уничтожить обидчика, отомстить ему. Так ему становится легче, происходит снятие тревоги страха. Конформист-автомат — при сложных обстоятельствах такой человек плывет по течению, собственное мнение для него неважно, он действует и думает так, как остальные в такой же ситуации. Всегда подчиняется окружающим людям и обстоятельствам, никогда не отстаивает собственную позицию, точку зрения. У такого человека нет своих четких убеждений, он легко подстраи-
Глава 3. Индивидуально-психологические особенности личности темперамент и характер вается под все новое, меняя свой образ мышления и поведения За белым кроликом Электронный ресурс психол. портал. URL: дата обращения 20.03.2016)). Шостром Э. характеризует тип социального характера, называемого манипулятором. Человек не рождается манипулятором, а развивает эту способность бессознательно для того, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого. Манипулятор — личность, использующая или контролирующая себя и других людей в качестве вещей. По мнению автора, это — личность, само- уничтожающая себя. Шостром Э. считает, что манипулятор есть в каждом из нас. Выделяют несколько типов манипулятора) Диктатор — преувеличивает свою силу. Доминирует, приказывает, цитирует авторитеты и делает все, чтобы управлять своими жертвами. Его варианты Настоятельница, Настоятель (Игумен, Начальник, Босс, Младшие боссы) Тряпка (слабак. Как правило, жертва Диктатора, его противоположность. Добивается немалого мастерства во взаимодействии с ним. Преувеличивает свою чувствительность, многое забывает, не слышит, молчит. Варианты Мнительный, Глупый, Хамелеон, Конформист, Стеснительный, Уступающий) Вычислитель — данный тип преувеличивает свой контроль. Обманывает, лжет, старается перехитрить и проверить других людей. Это Делец, Аферист, Игрок, Создатель рекламы, Шантажист, Рассчитывающий все наперед) Прилипала. Полная противоположность Вычислителю. Преувеличивает свою зависимость. Это личность, жаждущая быть ведомой, дурачимой, предметом забот. Позволяет другим делать за него работу. Паразит, Нытик, Вечный ребенок, Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный) Хулиган. Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Он Оскорбитель, Ненавистник, Гангстер, Угрожающий, в женском варианте — Сварливая баба; РАЗДЕЛА. ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 6) Славный парень — склонен преувеличить свою заботливость, любовь, убивает своей добротой. В некотором смысле столкновение с ним более вредно, чем с Хулиганом. Славный парень почти всегда выигрывает. Его варианты Угодливый, Доброжелательный, Моралист, Человек организации) Судья. Преувеличивает свою критичность. Никому не верит, преисполнен обвинений, негодования, с трудом прощает. Всезнающий, Обличитель, Собиратель улик, Судебный пристав, Позорящий, Оценщик, Мститель, Заставляющий признать вину) Защитник. Противоположность Судье. Чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибкам. Он вредит другим, безмерно им сочувствуя и не давая своим подзащитным встать на ноги и расти самостоятельно. Вместо того чтобы заняться своим делом, готов заботиться о нуждах других. Варианты Защитника Наседка, Утешитель, Покровитель, Ученик, Помощник, Самоотверженный. Сайт о психологии Электронный ресурс. URL: https://pro- дата обращения 20.03.2016)). Задания для самоконтроля 1. Опишите, как поведут себя типичные представители четырех основных типов темперамента в ситуации, когда каждый из них опаздывает сдать порученную ему руководителем срочную работу. По вашему мнению, определяется ли работа трудового коллектива качествами характера индивидов, его составляющих Поясните свой ответ. С помощью характерологического опросника Х. Шмышека определите акцентуацию характера. Соответствуют ли полученные результаты вашему представлению о собственном стиле общения.
Глава 3. Индивидуально-психологические особенности личности темперамент и характер 4. Сопоставьте концепции акцентуаций по А. Е. Личко и К. Леонгарду. Приведите аргументы в защиту (опровержение) каждой из концепций. Определите, кем являются ваши одногруппники — экстравертами или интровертами. Поясните свой выбор. С помощью личностного опросника Г. Айзенка или опросника Р. Кэттела проверьте правильность своих выводов. Приведите примеры исторических личностей, соответствующих, по вашему мнению, типологиям Э. Фромма и Э. Шострома. 7. Согласны ли вы с позицией Шострома: манипулятор сам уничтожает себя Поясните свой ответ.
Поделитесь с Вашими друзьями: |