Януш Корчак Как любить ребенка Текст предоставлен правообладателем https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6691818 Как любить ребенка: АСТ; М.:; 2014 ISBN 978-5-17-082253-9 Аннотация Эта книга великого педагога и гуманиста Януша Корчака – подлинная энциклопедия воспитания человека, от грудного возраста до становления личности и самоуправления подростков. В ней – серьезность наблюдений ученого и мягкий лиризм художника слова. Текст Корчака напитан бесценными мыслями, яркими метафорами и четкими рекомендациями. В течение многих десятилетий эта книга служит вдохновляющим ориентиром для миллионов родителей.
Я. Корчак. «Как любить ребенка» 3 СодержаниеПредисловие 6 Книга первая 7 Пренебрежение – недоверие 7 Быть маленьким 7 Милость материальной зависимости 7 Строгий надзор 9 Неприязнь 10 Ребенок: ущерб и разочарование 10 Тяжкая доля воспитателя 11 Лицемерие взрослых 12 Право на уважение 14 Право ребенка быть тем, что он есть 16 Книга вторая 20 Ребенок в семье 20 Мой ребенок? 20 Плата за любовь родителей 21 Красивый или некрасивый 22 Хороший или удобный 23 Когда учиться понимать 24 О чем говорит плач26 Мифы о кормлении 27 Когда, как и чем прикармливать? 29 Когда младенец болеет 30 Младенец и его индивидуальность 31 Факторы влияния 32 Как он воспринимает 33 Как он развивается 34 Цена поцелуя 35 Когда ребенок еще не говорит 36 Нормы и графики 37 Права ребенка 38 Из страха смерти не давать жизни 38 Труд познания 42 Мое! 43 Пассивный – активный 44 Ребенок есть то, что он есть 45 Искры бессмертия 46 Врожденное – приобретенное 47 Среда 48 Как растет ребенок 50 Взрослый – зрелый 53 Неопытность 55 Ребенок подражает взрослым 55 Наблюдательность ребенка 57 Скука 58 Игры против скуки 59 Я. Корчак. «Как любить ребенка» 4 Мундир детства 64 Во что верит ребенок 67 Сказка об авторитете 69 Вопросы и противоречия 70 Эти чудные манеры 71 Что сказка, что правда 73 Когда ребенок «портится» 75 Период созревания 78 Чувства 79 Новое знание 80 Нравственное созревание 81 Интернат 86 Удобные и неудобные дети 92 Помощник 93 Любимцы 95 Низменные тайны 96 Приказы и подчинение 97 Хороший воспитатель – плохой воспитатель 99 Виды наказаний 100 Просьбы и уступки 106 Отвечать на детские вопросы 107 Что мы ждем от ребенка 108 К стыду доносчика 109 Ложь и дитя 111 Можно ли воспитать нравственность? 113 Природа детской популярности 116 Когда нужно терпение 117 Условности против искренности 118 Воспитатель-врач 120 Границы воспитания 122 Летние колонии 126 Дом сирот 147 Каким должно быть здание 147 Новый дом – новый порядок 149 Доска объявлений 150 Почтовый ящик 151 Полка 152 Шкаф находок 153 Ларек 154 Вешалка для половых щеток 155 Опекунская комиссия 156 Общее собрание 158 Газета 159 Товарищеский суд 159 Кодекс товарищеского суда 160 Как подавать в суд? 160 Судьи 160 Судебный совет 160 Секретарь 161
Я. Корчак. «Как любить ребенка» 5 Забота суда о порядке 161 Забота о выполнении обязанностей 161 Забота о людях 161 Забота о собственности 161 Забота о здоровье 162 Неизвестно кто… 162 Все так делают 162 Исключения 162 Книга третья 165 Педагогика для детей и для взрослых[35] 165 Вступление 165 Самые близкие нам люди 166 Что лучше – дом или квартира? 169 Взрослые дома 171 Улица 173 Школа 176 Развлечения 179 «Не надо стыдиться играть. Детских игр нет» 182 Богатый – бедный 182 Мысли – чувства 185 Здоровье 189 Способности 193 Такие разные 193 Что важнее: знания или способности 193 Как поощрять 194 Книги и способности 195 Симпатичный – несимпатичный 196 Достоинства – недостатки 200 Ты хороший? 200 Как разобраться? 201 Как исправляться 202 Мальчики – девочки 203 Прошлое – будущее 207 Сомнения 207 Воспоминания 208 Мечты 209 Три дополнения к этой книжке 211 Дополнение первое 211 Дополнение второе 212 Дополнение третье 213
Я. Корчак. «Как любить ребенка» 6 Януш КорчакКак любить ребенка Предисловие Жизнь Януша Корчака, этого удивительного человека, талантливого врача, воспита- теля, защитника детей-сирот, добровольно принявшего мученическую смерть в газовой камере фашистского концлагеря, давно стала легендой. Его книгу справедливо называют Библией по воспитанию детей. Мысли Корчака о детях, их правах и потребностях, о необходимости чуткого отношения к ним, об уважении их достоинства, о принципиальном отношении к вопросам совести и морали вошли в фун- дамент гуманистической педагогики. Они продолжают переживаться и остаются остроак- туальными в наши дни. Корчак призывает помнить, что ребенок отличается от нас, взрослых, лишь нехваткой жизненного опыта – и так же, как мы, имеет право на уважение, собственное мнение, на то, чтобы его выслушали и поняли. Как часто, забывая об этом, мы изматываем ребенка нота- циями и наставлениями, тщательно скрывая не только от него, но и от себя свои собствен- ные несовершенства. Говоря о бережном отношении к ребенку, Корчак подчеркивает невоз- можность равнять всех детей под одну гребенку, призывает учитывать уникальные свойства каждого. За мыслями и выводами Януша Корчака стоят истории сотен детей, прошедших через его руки и пережитых автором вместе с ними. Вся книга наполнена мудростью и теп- лом большого сердца этого замечательного человека. Несомненно, эта книга должна стать настольной у любого родителя, и того, кто готовится к этой миссии. В настоящем издании текст публикуется с небольшими сокращениями.Для легкости усвоения редактором выделены тематические разделы, а также выне-сены на поля особенно важные мысли автора.Профессор Ю. Б. Гиппенрейтер Я. Корчак. «Как любить ребенка» 7 Книга перваяПраво ребенка на уважение1 Пренебрежение – недоверие Быть маленьким С ранних лет мы растем в сознании, что большое – важнее, чем малое. – Я большой, – радуется ребенок, когда его ставят на стол.– Я выше тебя, – отмечает он с чувством гордости, меряясь с ровесником.Неприятно вставать на цыпочки и не дотянуться, трудно мелкими шажками поспевать за взрослым, из крохотной ручонки выскальзывает стакан. Неловко и с трудом влезает ребе- нок на стул, в коляску, на лестницу; не может достать дверную ручку, посмотреть в окно, что-либо снять или повесить, потому что высоко. В толпе заслоняют его, не заметят и толк- нут. Неудобно, неприятно быть маленьким. Уважение и восхищение вызывает большое, то, что занимает много места. Малень- кий же повседневен, неинтересен. Маленькие люди – маленькие и потребности, радости и печали. Производят впечатление – большой город, высокие горы, большие деревья. Мы гово- рим: – Великий подвиг, великий человек.А ребенок мал, легок, не чувствуешь его в руках. Мы должны наклониться к нему, нагнуться. А что еще хуже, ребенок слаб. Мы можем его поднять, подбросить вверх, усадить против воли, можем насильно оста- новить на бегу, свести на нет его усилия. Всякий раз, когда он не слушается, у меня про запас есть сила. Я говорю: «Не уходи, не тронь, подвинься, отдай». И он знает, что обязан уступить; а ведь сколько раз пытается ослушаться, прежде чем поймет, сдастся, покорится! Кто и когда, в каких исключительных условиях осмелится толкнуть, тряхнуть, ударить взрослого? А какими обычными и невинными кажутся нам наши шлепки, волочения ребенка за руку, грубые «ласковые» объятия! Чувство слабости вызывает почтение к силе; каждый, уже не только взрослый, но и ребенок постарше, посильнее, может выразить в грубой форме неудовольствие, подкрепить требование силой, заставить слушаться: может безнаказанно обидеть. Мы учим на собственном примере пренебрежительно относиться к тому, что слабее. Плохая наука, мрачное предзнаменование. Милость материальной зависимости Ребенок семенит беспомощно с учебником, мячом и куклой, смутно чувствуя, что без его участия где-то над ним совершается что-то важное и большое, что решает, есть ему доля или нет доли, карает и награждает и сокрушает. 1 Книга впервые опубликована в Варшаве в 1929 г. В ней отражены основные педагогические взгляды автора. Я. Корчак. «Как любить ребенка» 8 Цветок – предвестник будущего плода, цыпленок станет курицей-несушкой, телка будет давать молоко. А до тех пор – старания, траты и забота – убережешь ли, не подведет ли? Все растущее вызывает тревогу, долго ведь приходится ждать; может быть, и будет опорой старости, и воздаст сторицею. Но жизнь знает засухи, заморозки и град, которые побивают и губят жатву. Мала рыночная стоимость несозревшего. Лишь перед законом и Богом цвет яблони стоит столько же, что и плод, и зеленые всходы – сколько спелые нивы. Мы пестуем, заслоняем от бед, кормим и обучаем. Ребенок получает все без забот; чем он был бы без нас, которым всем обязан? Исключительно, единственно и все – мы. Зная путь к успеху, мы указываем и советуем. Развиваем достоинства, подавляем недо- статки. Направляем, поправляем, приучаем. Он – ничто, мы – все. Мы распоряжаемся и требуем послушания. Морально и юридически ответственные, знающие и предвидящие, мы единственные судьи поступков, душевных движений, мыслей и намерений ребенка. Нищий распоряжается милостыней как заблагорассудится, а у ребенка нет ничего сво- его, он должен отчитываться за каждый даром полученный в личное пользование предмет. Нельзя порвать, сломать, запачкать, нельзя подарить, нельзя с пренебрежением отверг- нуть. Ребенок должен принять и быть довольным. Все в назначенное время и в назначенном месте, благоразумно и согласно предназначению. Может быть, поэтому он так ценит ничего не стоящие пустячки, которые вызывают у нас удивление и жалость: разный хлам – единственная по-настоящему собственность и богатство – шнурок, коробок, бусинки. Взамен за эти блага ребенок должен уступать, заслуживать хорошим поведением – выпроси или вымани, но только не требуй! Ничто ему не причитается, мы даем добровольно. (Возникает печальная аналогия: подруга богача.) Из-за нищеты ребенка и милости материальной зависимости отношение взрослых к детям аморально. Мы пренебрегаем ребенком, ибо он не знает, не догадывается, не предчувствует. Не знает трудностей и сложности жизни взрослых, не знает, откуда наши подъемы и упадки и усталость, что нас лишает покоя и портит нам настроение; не знает зрелых поражений и банкротств. Легко отвлечь внимание наивного ребенка, обмануть, утаить от него. Он думает, что жизнь проста и легка. Есть папа, есть мама; отец зарабатывает, мама покупает. Ребенок не знает ни измены долгу, ни приемов борьбы взрослых за свое и не свое. Свободный от материальных забот, от соблазнов и от сильных потрясений, он не может о них и судить. Мы его разгадываем моментально, пронзаем насквозь небрежным взглядом, без предварительного следствия раскрываем неуклюжие хитрости. А быть может, мы обманываемся, видя в ребенке лишь то, что хотим видеть? Быть может, он прячется от нас, быть может, втайне страдает? Мы пренебрегаем ребенком, ведь впереди у него много часов жизни. Чувствуем тяжесть наших шагов, неповоротливость корыстных движений, скупость восприятий и переживаний. А ребенок бегает и прыгает, смотрит на что попало, удивляется и расспрашивает; лег- комысленно льет слезы и щедро радуется. Ценен погожий осенний день, когда солнце редкость, а весной и так зелено. Хватит и кое-как, мало ему для счастья надо, стараться ни к чему. Мы поспешно и небрежно отделы- ваемся от ребенка. Презираем многообразие его жизни и радость, которую ему легко дать. Это у нас убегают важные минуты и годы; у него время терпит, успеет еще, подождет. Ребенок не солдат, не обороняет родину, хотя вместе с ней и страдает. Я. Корчак. «Как любить ребенка» 9 С его мнением нет нужды считаться, не избиратель: не заявляет, не требует, не грозит. Слабый, маленький, бедный, зависящий – ему еще только быть гражданином. Снисходительное ли, резкое ли, грубое ли, а все – пренебрежение. Сопляк, еще ребенок – будущий человек, не сегодняшний. По-настоящему он еще только будет. Строгий надзор Присматривать, ни на минуту не сводить глаз. Присматривать, не оставлять одного. Присматривать, не отходить ни на шаг. Упадет, ударится, порежется, испачкается, прольет, порвет, сломает, испортит, засунет куда-нибудь, потеряет, подожжет, впустит в дом вора. Повредит себе, нам, покалечит себя, нас, товарища по игре. Надзирать – никаких самостоятельных начинаний – полное право контроля и критики. Не знает, сколько и чего ему есть, сколько и когда ему пить, не знает границ своих сил. Стало быть, стоять на страже диеты, сна, отдыха. Как долго? С какого времени? Всегда. С возрастом недоверие к ребенку принимает иной характер, но не уменьшается, а даже возрастает. Ребенок не различает, что важно, а что не важно. Чужды ему порядок, систематический труд. Рассеянный, он забудет, пренебрежет, упустит. Не знает, что своим будущим за все ответит. Мы должны наставлять, направлять, приучать, подавлять, сдерживать, исправлять, предостерегать, предотвращать, прививать, преодолевать. Преодолевать капризы, прихоти, упрямство. Прививать осторожность, осмотрительность, опасения и беспокойство, умение предвидеть и даже предчувствовать. Мы, опытные, знаем, сколько вокруг опасностей, засад, ловушек, роковых случайно- стей и катастроф. Знаем, что и величайшая осторожность не дает полной гарантии – и тем более мы подозрительны: чтобы иметь чистую совесть, и случись беда, так хоть не в чем было себя упрекнуть. Мил ему азарт шалостей, удивительно, как он льнет именно к дурному. Охотно слу- шает дурные нашептывания, следует самым плохим примерам. Портится легко, а исправить трудно. Мы ему желаем добра, хотим облегчить; весь свой опыт отдаем без остатка: протяни только руку – готовое! Знаем, что вредно детям, помним, что повредило нам самим, пусть хоть он избежит этого, не узнает, не испытает. «Помни, знай, пойми». «Сам убедишься, сам увидишь». Не слушает! Словно нарочно, словно назло. Приходится следить, чтобы послушался, приходится следить, чтобы выполнил. Сам он явно стремится ко всему дурному, выбирает худший, опасный путь. Как же терпеть бессмысленные проказы, нелепые выходки, необъяснимые вспышки? Подозрительно выглядит первичное существо. Кажется покорным и невинным, а по суще- ству хитро и коварно. Умеет ускользнуть от контроля, усыпить бдительность, обмануть. Всегда у него готова отговорка, увертка, утаит, а то и вовсе солжет. Ненадежный, вызывает разного рода сомне- ния. Презрение и недоверие, подозрения и желание обвинить. Печальная аналогия: дебошир, человек пьяный, взбунтовавшийся, сумасшедший. Как же – вместе, под одной крышей? Я. Корчак. «Как любить ребенка» 10 Неприязнь Ребенок: ущерб и разочарование Это ничего. Мы любим детей. Несмотря ни на что, они наша услада, бодрость, надежда, радость, отдых, светоч жизни. Не спугиваем, не обременяем, не терзаем; дети сво- бодны и счастливы… Но отчего они как бы бремя, помеха, неудобный привесок? Откуда неприязнь к любимому ребенку? Прежде чем он мог приветствовать этот негостеприимный мир, в жизнь семьи уже вкрались растерянность и ограничения. Канули безвозвратно краткие месяцы долгожданной законной радости. Длительный период неповоротливого недомогания завершают болезнь и боли, беспо- койные ночи и дополнительные расходы. Утрачен покой, исчез порядок, нарушено равнове- сие бюджета. Вместе с кислым запахом пеленок и пронзительным криком новорожденного забряцала цепь супружеской неволи. Тяжело, когда нельзя договориться и надо додумывать и догадываться. Но мы ждем, быть может, даже и терпеливо. А когда наконец он начнет ходить и гово- рить, – путается под ногами, все хватает, лезет во все щели, основательно-таки мешает и вносит непорядок – маленький неряха и деспот. Причиняет ущерб, противопоставляет себя нашей разумной воле. Требует и понимает лишь то, что его душеньке угодно. Не следует пренебрегать мелочами: обида на детей складывается и из раннего встава- ния, и смятой газеты, пятен на платьях и обоях, обмоченного ковра, разбитых очков и суве- нирной вазочки, пролитого молока и духов и гонорара врачу. Спит не тогда, когда нам желательно, ест не так, как нам хочется; мы-то думали – засме- ется, а он испугался и плачет. А хрупок как! Любой недосмотр грозит болезнью, суля новые трудности. Если один из родителей прощает, другой – в пику тому – не спускает и придирается; кроме матери, имеют свое мнение о ребенке отец, няня, прислуга и соседка; и наперекор матери или тайком наказывают ребенка. Маленький интриган бывает причиной трений и неладов между взрослыми; всегда кто-нибудь недоволен и обижен. За поблажку одного ребенок отвечает перед другим. Часто за мнимой добротой скрывается простая небрежность, ребенок делается ответ- чиком за чужие вины. (Девочки и мальчики не любят, когда их называют: дети. Общее с самыми маленькими название заставляет отвечать за давнее прошлое, разделять дурную репутацию малышей, выслушивать многочисленные попреки, к ним, старшим, уже не отно- сящиеся.) Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется, как часто рост его сопровождается чувством разочарования! – Кажется, ведь уже должен бы… Взамен того, что мы даем ему добровольно, он обязан стараться и вознаграждать, обя- зан понимать, соглашаться и уметь отказываться; и прежде всего – испытывать благодар- ность. И обязанности и требования с годами растут, а выполняются чаще всего меньше и иначе, чем мы хотели бы. Я. Корчак. «Как любить ребенка» 11 Родители благосклонно простят ребенка: потворство их вытекает из ясного сознания вины, что дали ему жизнь, нанесли вред, искалечив. Порой мать ищет во мнимой болезни ребенка оружие против чужих обвинений и собственных сомнений. Вообще голос матери не вызывает доверия. Он пристрастен, некомпетентен. Обра- тимся лучше к мнению опытных воспитателей-специалистов: заслуживает ли ребенок нашего расположения? Тяжкая доля воспитателя Воспитатель в частном доме редко находит благоприятные условия для работы с детьми. Скованный недоверчивым контролем, он вынужден лавировать между чужими указ- ками и своими убеждениями, извне идущим требованием и своим покоем и удобством. Отве- чая за вверенного ему ребенка, он терпит последствия сомнительных решений законных опекунов и работодателей. Вынужденный утаивать и обходить трудности, воспитатель легко может деморализоваться, привыкнуть к двуличию – озлобится и обленится. С годами расстояние между тем, что хочет взрослый и к чему стремится ребенок, уве- личивается: растет знание нечистых способов порабощения. Появляются жалобы на неблагодарную работу: если Бог хочет кого покарать, то делает его воспитателем. Дети, живые, шумные, интересующиеся жизнью и ее загадками, нас утомляют; их вопросы и удивление, открытия и попытки – часто с неудачным результатом – терзают. * * * Годы работы все очевиднее подтверждали, что дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, что нам приятно быть с ними в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых бодрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей, что работа эта живая, плодотворная и красивая. Одно лишь вызывало сомнение и беспокойство. Отчего подчас самый надежный – и подведет? Отчего – правда, редко, но бывают – внезапные взрывы массовой недисциплинированности всей группы? Может, и взрослые не лучше, только более солидные, надежные, спокойней можно на них положиться? Я упорно искал и постепенно находил ответ. 1. Если воспитатель ищет в детях черты характера и достоинства, которыекажутся ему особо ценными, если хочет сделать всех на один лад, увлечь всех в одномнаправлении, его введут в заблуждение: одни подделаются под его требования, другие искренне поддадутся внушению – до поры до времени. А когда выявится действительный облик ребенка, не только воспитатель, но и ребенок болезненно ощутит свое поражение. Чем больше старание замаскироваться или повлиять – тем более бурная реакция; ребенку, рас- крытому в самых своих доподлинных тенденциях, уже нечего терять. Какая важная отсюда вытекает мораль! 2. Одна мера оценки у воспитателя, другая у ребят: и он и они видят душевное богат- ство; он ждет, чтобы это душевное богатство развилось, а они ждут, какой им будет прок от этих богатств уже теперь: поделится ли ребенок, чем владеет, или сочтет себя вправе не дать – гордый, завистливый эгоист, скряга! Не расскажет сказки, не сыграет, не нарисует, не поможет и не услужит – «будто одолжение делает», «упрашивать надо». Попав в изоляцию, Я. Корчак. «Как любить ребенка» 12 ребенок широким жестом хочет купить благосклонность у своего ребячьего общества, кото- рое радостно встречает перемену. Не вдруг испортился, а, наоборот, понял и исправился. 3. Все подвели, всем скопом обидели. Я нашел объяснение в книжке о дрессировке зверей – и не скрываю источника. Лев не тогда опасен, когда сердится, а когда разыграется,хочет пошалить; а толпа сильна, как лев…Решение надо искать не столько в психологии, сколько – и это чаще – в медицине, социологии, этнологии, истории, поэзии, криминалистике, в молитвеннике и в учебнике по дрессировке. Ars longa. 2 4. Настал черед самого солнечного (о, хоть бы не последнего!) объяснения. Ребенкаможет опьянить кислород воздуха, как взрослого водка. Возбуждение, торможение центров контроля, азарт, затмение; как реакция – смущение, неприятный осадок – изжога, сознание вины. Наблюдение мое клинически точно. И у самых почтенных граждан может быть слабая голова. Не порицать: это ясное опьянение детей вызывает чувство растроганности и уважения, не отдаляет и разделяет, а сближает и делает союзниками. Лицемерие взрослых Мы строим из себя совершенства. Мы скрываем свои недостатки и заслуживающие наказания поступки. Критиковать и замечать наши забавные особенности, дурные привычки, смешные стороны детям не разре- шается. Мы строим из себя совершенства. Под угрозой высочайшей обиды оберегаем тайны господствующего класса, касты избранных – приобщенных к высшим таинствам. Обнажать бесстыдно, и ставить к позорному столбу можно лишь ребенка. Мы играем с детьми краплеными картами; слабости детского возраста бьем тузами достоинств взрослых. Шулеры, мы так подтасовываем карты, чтобы самому плохому в детях противопоста- вить то, что в нас хорошо и ценно. Где наши лежебоки и легкомысленные лакомки-гурманы, дураки, лентяи, лодыри, авантюристы, люди недобросовестные, плуты, пьяницы и воры? Где наши насилия и явные и тайные преступления? Сколько дрязг, хитростей, зависти, наговоров, шантажей, слов, что калечат, дел, что позорят! Сколько тихих семейных трагедий, от которых страдают дети, первые мученики – жертвы! И смеем мы обвинять и считать их виновными?! А ведь взрослое общество тщательно просеяно и процежено. Сколько человеческих подонков и отбросов унесено водосточными канавами, вобрано могилами, тюрьмами и сумасшедшими домами! Мы велим уважать старших, опытных, не рассуждая; а у ребят есть и более близкое им начальство – подростки, с их навязчивым подговариванием и давлением. Преступные и неуравновешенные ребята бродят без призора и пихаются, расталки- вают и обижают, заражают. И все дети несут за них солидарную ответственность (ведь и нам, взрослым, подчас от них чуть-чуть достается). Эти немногочисленные возмущают обще- ственное мнение, выделяясь яркими пятнами на поверхности детской жизни; это они дик- 2 Ars longa – первая часть латинской пословицы Ars longa, vita brevis – искусство вечно, жизнь коротка. Я. Корчак. «Как любить ребенка» 13 туют рутине ее методы: держать детей в повиновении, хотя это и угнетает, в ежовых рука- вицах, хотя это и ранит, обращаться сурово, что значит грубо. 3 Мы не позволяем детям организоваться; пренебрегая, не доверяя, недолюбливая, не заботимся о них; без участия знатоков нам не справиться; а знатоки – это сами дети. Неужели мы столь некритичны, что ласки, которыми мы преследуем детей, выражают у нас расположение? Неужели мы не понимаем, что, лаская ребенка, это мы принимаем его ласку, беспомощно прячемся в его объятия, ищем защиты и прибежища в часы бездомной боли, бесхозной покинутости – слагаем на него тяжесть страданий и печалей? Лаская ребенка, это мы принимаем его ласку, беспомощно прячемся в его объятия, ищем защиты и прибежища в часы бездомной боли, бесхозной покинутости – слагаем на него тяжесть страданий и печалей? Всякая иная ласка – не бегства к ребенку и не мольбы о надежде – это преступные поиски и пробуждение в нем чувственных ощущений. «Обнимаю, потому что мне грустно. Поцелуй, тогда дам». Эгоизм, а не расположение. 3 Я. Корчак имеет в виду Декларацию прав ребенка, провозглашенную 26.09.1924 г. Международным комитетом по защите детей в Женеве. Я. Корчак. «Как любить ребенка» 14
Поделитесь с Вашими друзьями: |