ВОПРОСЫ К АУДИТИРНОМУ КОНТРОЛЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФАРМАКОГНОЗИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ» (Львов, 2 года обучения)
Определение понятия «фармакогнозия». Задачи фармакогнозии на современном этапе. Роль фармакогнозии в практической деятельности специалиста фармации.
Определение понятий «лекарственные растения (ЛР)», «лекарственное растительное сырье (ЛРС)», «лекарственное сырье животного происхождения», «биологически активные вещества (БАВ)», «действующие или фармакологически активные вещества», «сопутствующие вещества», «лекарственные средства (ЛС)», «лекарственный препарат (ЛП)», «фитопрепарат», «галеновый препарат», «настойка», «экстракт», «сбор», «настои и отвары», «стандартизация ЛРС», «нормативный документ», «стандарт», «Государственный стандарт Украины (ГСТУ)», «Технические условия Украины (ТУУ)», «отраслевые стандарты Украины (ОСТУ)», «аналитическая нормативная документация (АНД)», «Фармакопейная статья (ФС)», «Государственная фармакопея Украины (ГФУ)».
Организация заготовки лекарственного растительного сырья (ЛРС); правила сушки и хранения сырья разных морфологических групп и химического состава. Сроки годности. Техника безопасности при работе с ядовитым и сильнодействующим ЛРС.
Дайте определение морфологической группы ЛРС «листья» (цветки, трава, кора, плоды, семена, подземные органы) как лекарственного растительного сырья.
Сырьевая база лекарственных растений Украины.
Фармакогностический анализ ЛРС: правила приема ЛРС, техника отбора проб для анализа.
По каким критериям устанавливают качество сырья?
Дайте характеристику товароведческому, макроскопическому, микроскопическому, фитохимическому и хроматографическому анализу.
Как определяют степень измельченности ЛРС, потерю в массе при высушивании (влажность) ЛРС, содержание примесей, зараженности ЛРС амбарными вредителями, золы общей, золы нерастворимой в 10% растворе кислоты хлористоводородной, экстрактивных веществ.
Дайте определение понятия «углеводы». Приведите их классификацию.
Дайте определение понятия «моносахариды». Напишите формулы: глюкозы, галактозы, фруктозы, кислоты галактуроновой, кислоты глюкуроновой, кислоты альгиновой. Применение глюкозы и фруктозы в медицине.
Дайте определение понятия «олигосахариды». Перечислите основных представителей и их применение в медицине.
Дайте определение понятия «полисахариды» как группы БАВ. Приведите их классификацию. Приведите примеры гомо- и гетерополисахаридов. Охарактеризуйте физические и химические свойства полисахаридов. Охарактеризуйте методы выделения и очистки водорастворимых полисахаридов из ЛРС. Перечислите физико-химические методы установления строения полисахаридов. Перечислите методы количественного определения полисахаридов в ЛРС и препаратах.
Крахмал. Строение крахмального зерна. Охарактеризуйте метод получения картофельного крахмала. Опишите физические и химические свойства крахмала. Напишите формулы амилозы и амилопектина. Приведите качественные реакции на крахмал. Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений – источников получения крахмала. Применение крахмала в медицине и фармации.
Инулин. Строение. Напишите формулу инулина. Приведите качественную реакцию на инулин. Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений – источников получения инулина. Физико-химические свойства фруктанов. Применение инулина в медицине.
Дайте определение понятия «слизи». Приведите типы классификаций слизей. Охарактеризуйте их химический состав, физические свойства. Приведите качественные реакции на слизь. Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений – источников получения слизей. Применение слизей в медицине.
Дайте определение понятия «камеди». Приведите их классификацию по растворимости, химическому составу. Охарактеризуйте строение, физические и химические свойства камедей. Как проводят заготовку камедей? Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений – источников получения камедей. Применение камедей в медицине и фармации.
Дайте определение понятия «пектиновые вещества». Охарактеризуйте их строение. Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений – источников получения пектиновых веществ. Физико-химические свойства пектинов. Применение пектиновых веществ в медицине.
Дайте определение понятия «гликозиды» как группы биологически активных веществ. Перечислите возможные варианты классификаций гликозидов (по типу связи, по структуре гликона, по структуре генина). Охарактеризуйте их физико-химические свойства. Перечислите качественные реакции на гликозиды. Методы количественного определения гликозидов. Распространение и биологические функции гликозидов. Применение в медицине.
Дайте определение понятия «тиогликозиды». Охарактеризуйте их физико-химические свойства. Напишите формулу синигрина и реакцию его гидролиза. Объясните механизм действия горчичников, укажите особенности их хранения. Распространение и биологическая активность тиогликозидов. Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений – источников получения тиогликозидов.
Охарактеризуйте соединения серы негликозидной природы. Напишите формулу аллиина и реакцию его гидролиза. Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений – источников получения соединений серы негликозидной природы.
Дайте определение понятия «цианогликозиды». Охарактеризуйте их физико-химические свойства. Напишите формулу амигдалина и реакцию его гидролиза. Биологическая активность цианогликозидов. Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений – источников получения цианогликозидов.
Дайте определение понятия «липиды». Приведите типы их классификаций.
Дайте определение понятия «жирные кислоты». Приведите их классификацию. Распространение и биологические функции. Охарактеризуйте витамин F (фактор F), его биологическую активность и применение.
Дайте определение понятия «жиры (триацилглицериды)» и «жирные масла». Напишите общую формулу жира. Приведите классификацию жиров и жирных масел. Особенности строения невысыхающих, полувысыхающих и высыхающих жирных масел. Охарактеризуйте их физико-химические свойства. Распространение и биологические функции в растениях. Охарактеризуйте способы получения жиров и жирных масел. Исследование жиров: охарактеризуйте органолептические и физические показатели. Охарактеризуйте химические константы жиров, их аналитическое значение. Дайте определение понятиям «кислотное число», «число омыления», «эфирное число», «йодное число». Биологическое действие и применение жиров и жирных масел в медицине и фармации. Приведите пример твердого жира растительного происхождения, особенности его химической структуры и пути использования в медицинской практике. Приведите примеры жиров животного происхождения, которые используются в медицинской практике. Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений – источников получения невысыхающих, полувысыхающих и высыхающих жирных масел.
Дайте определение понятия «липоиды». Охарактеризуйте представителей липоидов.
Дайте определение понятия «фосфолипиды». Напишите их общую формулу. Охарактеризуйте строение лецитина и его применение в медицине Распространение, получение, свойства и применение фосфолипидов.
Дайте определение понятия «воски природные». Приведите их классификацию. Физико-химические свойства восков. Охарактеризуйте химическое строение пчелиного воска, спермацета, ланолина. Применение в медицине.
Дайте определение понятий «витамины», «провитамины», «витаминоподобные вещества», «антивитамины». Приведите типы классификаций витаминов. Перечислите витамины алифатического, алициклического, ароматического и гетероциклического ряда, укажите источники каждого из витаминов. Напишите формулы: кислоты аскорбиновой, ретинола, β-каротина, филлохинона и токоферола. Перечислите методы обнаружения витаминов на примере кислоты аскорбиновой и каротиноидов. Обоснуйте метод количественного определения кислоты аскорбиновой в плодах шиповника. Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений – источников получения аскорбиновой кислоты, каротиноидов и филлохинона. Применение витаминов в медицине.
Дайте определение понятия «ферменты» или «энзимы». Охарактеризуйте особенности их строения. Приведите классификацию ферментов. Биологическое действие и применение ферментов. Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений – источников получения ферментов, укажите фитопрепараты на их основе и применение.
Дайте определение понятия «фенольные соединения». Приведите их классификацию.
Приведите классификацию простых фенолов и их производных по количеству гидроксильных групп. Напишите формулы фенола, пирокатехина, резорцина, гидрохинона, пирогаллола, флороглюцина, гидроксигидрохинона, спирта салицилового, кислоты салициловой, арбутина, салицина, родиолозида. Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений – источников получения арбутина, препараты и их применение. Укажите качественные реакции на арбутин. Перечислите методы количественного определения арбутина в ЛРС.
Дайте определение понятия «кумарины». Приведите их классификацию. Напишите формулы кумарина, умбеллиферона, эскулетина, псоралена, ангелицина, бергаптена, ксантотоксина, изопимпинеллина. Распространение, локализация и биологические функции в растениях кумаринов. Охарактеризуйте физические и химические свойства, выделение, методы качественного и количественного анализа кумаринов. Приведите химизм лактонной пробы, реакцию взаимодействия с солями диазония. Укажите биологическое действие и применение кумаринов. Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений – источников получения фурокумаринов. Укажите правила техники безопасности при работе с данной группой ЛРС.
Дайте определение понятия «хромоны». Приведите их классификацию. Напишите формулы хромона, фуранохромона, келлина, виснагина. Охарактеризуйте физико-химические свойства, выделение, качественного анализа хромонов. Укажите биологическое действие и применение ЛРС, содержащего хромоны. Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений – источников получения фурохромонов.
Дайте определение понятия «лигнаны». Приведите их классификацию. Напишите общую формулу лигнана, силибина. Охарактеризуйте физико-химические свойства, биологическое действие и применение лигнанов. Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений – источников получения лигнанов. Укажите их препараты и применение.
Дайте определение понятия «ксантоны». Приведите их классификацию. Напишите формулы ксантона, мангиферина. Охарактеризуйте распространение, локализацию, биологические функции в растениях, методы выделения, идентификации, биологическое действие и применение ксантонов. Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений – источников получения ксантонов. Укажите их препараты и применение.
Дайте определение понятия «флавоноиды». Приведите классификацию флавоноидов по расположению кольца В. Приведите классификацию эуфлавоноидов, изофлавоноидов, неофлавоноидов. Напишите формулу флавана, флаванона, флаванонола, лейкоантоцианидина (флаван-3,4-диола), антоцианидина, катехина (флаван-3-ола), флавона, флавонола, халкона, аурона, изофлавана, изофлаванона, изофлавона, изохалкона, куместана, неофлавана, неофлавона, неохалкона, нарингенина, апигенина, лютеолина, кемпферола, кверцетина, мирицетина, рутина. Охарактеризуйте особенности флавоноидных гликозидов. Каковы физико-химические свойства флавоноидов? Охарактеризуйте выделение флавоноидов. Распространение, локализация флавоноидов в растениях. Методы качественного обнаружения флавоноидов. Охарактеризуйте сущность цианидиновой реакции и ее модификации по Брианту, напишите химизм цианидиновой пробы. Какие методы используются для количественного определения флавоноидов в ЛРС? Перечислите виды биологической активности, присущей флавоноидам. Каков механизм Р-витаминного действия? Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений – источников получения катехина, антоцианов, рутина, изофлавоноидов. Укажите их препараты и применение.
Дайте определение понятия «хиноны». Приведите их классификацию. Напишите формулы 1,2-бензохинона, 1,4-бензохинона, юглона. Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений – источников получения нафтохинонов. Укажите их биологическое действие и применение.
Дайте определение понятия «антраценпроизводные». Приведите типы их классификаций (по степени окисления, по количеству ядер антрацена, по расположению гидроксильных групп). Напишите формулы антрацена, антранола, антрона, оксиантрона, антрахинона, ализарина, хризофанола, хризацина, эмодина, гиперицина, сеннозида, глюкофрангулина А, алоэ-эмодина, реина. Охарактеризуйте связь химического строения с биологической активностью антраценпроизводных. Укажите распространение, локализацию, физические и химические свойства антраценпроизводных. Методы выделения и качественного обнаружения антраценпроизводных в ЛРС. Охарактеризуйте суть реакции Борнтрегера. Чем обусловлено различие химических свойств гидроксиантрахинонов, содержащих α- и β-гидроксигруппы в молекуле? Методы количественного определения антраценпроизводных в ЛРС. Охарактеризуйте связь химического строения с биологическим действием антраценпроизводных. Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений, содержащих производные эмодина, ализарина, димерные и конденсированные формы антраценпроизводных. Укажите их препараты и применение. Особенности заготовки, сушки, хранения коры крушины.
Дайте определение понятия «дубильные вещества (таниды)». Приведите типы их классификаций (по Проктеру, по Фрейденбергу). Напишите формулы: пирокатехина, пирогаллола, галловой, эллаговой, гексагидроксидифеновой, м-дигалловой кислот, катехина, лейкоантоцианидина, стильбена, общую формулу галлотанина. Распространение, локализация, физические и химические свойства дубильных веществ. Приведите методы выделения из ЛРС и очистки дубильных веществ. Перечислите общеосадочные и цветные качественные реакции на дубильные вещества. С помощью каких качественных реакций можно обнаружить гидролизуемые и конденсированные дубильные вещества при их совместном присутствии? Перечислите методы количественного определения дубильных веществ в ЛРС и препаратах. Укажите биологическое действие и применение ЛРС, содержащее дубильные вещества. Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений – источников галлотанинов, эллаготанинов, конденсированных дубильных веществ, промышленные источники получения танина. Укажите их препараты и применение.
Дайте определение понятия «терпеноиды (изопреноиды)». Приведите их классификацию. Распространение БАВ изопреноидной структуры в растительном мире.
Дайте определение понятия «горечи». Приведите их классификацию. Биологическая активность горечей.
Дайте определение понятия «иридоиды». Приведите их классификацию. Напишите формулы циклопентанопирана, иридодиаля, аукубина, каталпола, гарпагида, логанина, секологанина, генциопикрозида, валтрата, дигидровалтрата. Распространение иридоидов в растительном мире. Охарактеризуйте физико-химические свойства иридоидов. Охарактеризуйте методы выделения и качественного обнаружения иридоидов в ЛРС. Дайте определение понятия «показатель горечи», охарактеризуйте его определение. Укажите биологическое действие иридоидов. Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений – источников циклопентановых, секоиридоидов, валепотриатов. Укажите их препараты и применение.
Дайте определение понятия «эфирные масла». Приведите классификацию эфирных масел. Приведите классификацию монотерпеноидов, сесквитерпеноидов и ароматических соединений, входящих в состав эфирных масел. Напишите формулы 2,6-диметилоктана, мирцена, о-цимена, гераниола, линалоола, цитраля, ментана, терпинена, лимонена, ментола, ментона, карвона, 1,4-цинеола, 1,8-цинеола (эвкалиптола), туйана, карана, пинана, камфана, борнеола, камфоры, фарнезена, бисаболана, кадинана, эвдесмана, гвайана, азулена, хамазулена, гвайазулена, алантолактона, матрицина, артабсина, п-цимена, тимола, карвакрола, анетола, эвгенола, бензальдегида, ванилина. Распространение и локализация эфирных масел в растениях. Охарактеризуйте физические и химические свойства эфирных масел. Опишите способы получения эфирных масел. Опишите правила заготовки, сушки и хранения ЛРС, содержащего эфирные масла. Какие физические показатели определяют для эфирных масел? Какие химические числовые показатели характеризуют доброкачественность эфирных масел? Дайте определение понятий «кислотное число», «эфирное число», «гидроксильное число (эфирное число после ацетилирования)». Перечислите качественные реакции на компоненты эфирного масла. Охарактеризуйте метод количественного определения эфирного масла в ЛРС. Какие фармакологические свойства проявляют эфирные масла? Приведите примеры. Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений, содержащих: ациклические, моноциклические и бициклические монотерпеноиды; сесквитепеноиды и сесквитерпеновые лактоны, соединения ароматического ряда (тимол, анетол). Укажите их препараты и применение.
Дайте определение понятия «сапонины». Приведите классификацию сапонинов. Приведите классификацию тритерпеновых сапонинов, стероидных сапонинов. Напишите структурные формулы ланостана, циклоартана, дамарана, лупана, гопана, фриделана, α-амирина (урсана), β-амирина (олеанана), панаксдиола, панакстриола, глицирретиновой и глицирризиновой кислот, спиростанола (монодесмозид), фуростанола (бисдесмозид), диосгенина. Охарактеризуйте свзь химического строения с биологической активностью сапонинов. Распространение сапонинов в растениях. Охарактеризуйте физические, химические и биологические свойства сапонинов. Назовите методы выделения сапонинов из ЛРС. На каких свойствах сапонинов основаны реакции их идентификации? Перечислите качественные реакции обнаружения сапонинов. Методы количественного определения сапонинов в ЛРС. Дайте определение понятия «гемолитический индекс», «пенное число». Укажите биологическое действие и применение сапонинов. Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений, содержащих тритерпеновые тетрациклические сапонины, тритерпеновые пентациклические сапонины, стероидные сапонины. Укажите их препараты и применение.
Дайте определение понятия «кардиостероиды (сердечные гликозиды)». Приведите их классификацию. Напишите формулы карденолида, буфадиенолида, пурпуреагликозида А, ланатозида С, дигитоксигенина, К-строфантозида, строфантидина, адонитоксина, конваллотоксин, конваллотоксола, дигитоксозы, цимарозы, олеандрозы. Охарактеризуйте сердечные гликозиды группы наперстянки, напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений, относящееся к этой группе, укажите препараты и применение. Охарактеризуйте сердечные гликозиды группы строфанта, напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений, относящееся к этой группе, укажите препараты и применение. Охарактеризуйте зависимость между химической структурой кардиогликозидов и их биологическим действием. Распространение и локализация сердечных гликозидов в растениях. Охарактеризуйте физико-химические свойства кардиотонических гликозидов. Охарактеризуйте методы выделения кардиогликозидов из ЛРС. Перечислите реакции идентификации на стероидное ядро, бутенолидное кольцо, дезоксисахара. Методы количественного определения сердечных гликозидов в ЛРС. Дайте определения понятий «единица действия», «валор». Особенности заготовки, сушки и хранения ЛРС, содержащего сердечные гликозиды. Укажите меры безопасности при сборе сырья. Биологическое действие и применение ЛРС, содержащих сердечные гликозиды. Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений, содержащих буфадиенолиды. Укажите их препараты и применение.
Дайте определение понятия «алкалоиды». Приведите типы классификаций алкалоидов. Приведите классификацию истинных алкалоидов с указанием формул основных гетероциклов, псевдоалкалоидов. Дайте определение понятий «истинные алкалоиды», «протоалкалоиды», «псевдоалкалоиды». Напишите формулы: эфедрина, капсаицина, колхицина, гиосциамина (атропина), скополамина, платифиллина, никотина, лобелина, цитизина, пахикарпина, термопсина, папаверина, глауцина, берберина, морфина, кодеина, резерпина, аймалина, лизергиновой кислоты, кофеина, теобромина, теофиллина, аконитина, соласодина, йервина. Распространение и биологические функции алкалоидов в растениях. Охарактеризуйте свзь химического строения с биологической активностью алкалоидов на примере тропановых, изохинолиновых. Охарактеризуйте физико-химические свойства алкалоидов. Обоснуйте методы выделения алкалоидов из ЛРС (в форме солей, в форме оснований). Перечислите общеосадочные, цветные и специфические качественные реакции на алкалоиды. Методы количественного определения алкалоидов. Меры безопасности при заготовке и работе с алкалоидоносным сырьем. Условия хранения ЛРС и препаратов, содержащих алкалоиды. Укажите биологическое действие и применение ЛРС, содержащего алкалоиды. Напишите латинские названия ЛРС, ЛР и семейств растений, содержащих протоалкалоиды, псевдоалкалоиды, истинные алкалоиды (группы тропана, пирролизидина, пиридина и пиперидина, хинолизидина, хинолина, изохинолина, индола, пурина). Укажите их препараты и применение.
Для нижеприведенных растений укажите: латинское название ЛРС, ЛР, семейства, основные морфологические признаки ЛР и ЛРС, ареал произрастания, условия заготовки, сушки, хранения ЛРС, химический состав, фармакологическое действие, препараты и применение.