«Вегетативное размножение растений»



Скачать 263.93 Kb.
Дата21.09.2017
Размер263.93 Kb.
ТипУрок

Тема урока: «Вегетативное размножение растений».

  Цели урока:



  • изучить способы вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике;

  • показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии.

Образовательные задачи:

  • раскрыть значение понятий: выводковые почки, дочерние розетки, черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, прививка почкой (окулировка), привой, подвой;

  • охарактеризовать значение прививки в садоводстве;

  • рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений.

Развивающие задачи:

  • развитие общеучебных и коммуникативных умений и навыков (сравнение, анализ, обобщение), навыков работы с современным компьютерным оборудованием, с электронными источниками информации;

  • формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.

Воспитательная направленность урока:

  • осуществление экологического, трудового воспитания;

  • воспитание уважения к мнению окружающих людей.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент – 2 мин.

Приветствие отметка отсутствующих, выяснение причины отсутствия.



II. Опрос.

1.По карточкам.

2.Фронтальный.8 мин.

1.Что лишнее в предложенных предложениях и почему вы так считаете?

А) Функции листа: фотосинтез, минеральное питание, дыхание.

Б)Основная ткань листа состоит из: столбчатой паренхимы, губчатой паренхимы, воздушной паренхимы.

В) Пучки сосудов состоят: из ксилемы, флоэмы, зоны всасывания.

Г) Испарение воды листом необходимо для: образования в листе органических веществ, транспорта из корня воды и минеральных веществ, защиты листа от перегрева.

Д) Для класса однодольных характерно жилкование: параллельное, дуговое, сетчатое( пальчатое, перистое)

Е)Лист состоит: из листовой пластинки, междоузлия, черешка.

Ж) В листе находятся ткани: проводящая (ксилема и флоэма), фотосинтезирующая, покровная, камбий.

III. Изучение нового материала – 23 мин.

1. Подведение к теме (зачитывание фрагмента литературного произведения)- 2 мин Вопросы:

1. Почему растения, для которых характерен в основном неподвижный образ жизни, широко распространены по земному шару?


2. Какие органы цветковых растений вы знаете?
3. На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений?

4. Какие органы относят к вегетативным?

5. Какие побеги растений вы знаете?

6. Что такое размножение?

Для чего же мы с вами с вами на протяжении нескольких уроков изучали строение вегетативных органов растений? Для того ли только, чтобы знать это? Конечно же, нет. Эти знания имеют большое практическое значение в садоводстве и цветоводстве. Об этом мы поговорим сегодня на уроке.

Послушайте выдержку из дневника садовода-любителя и подумайте, как ему помочь?



Из дневника садовода-любителя

23 июля 2005 года

На часах только девять утра, а солнце уже вовсю припекает. Денёк обещает быть жарким. На небе ни облачка, а дождичка бы не мешало: вторую неделю ждут его яблони и сливы, крыжовник и смородина. Эх, люблю я свой сад, любуюсь каждый день и переживаю за него. Яблочки-то у меня крупные, наливные урождаются, а вот смородина каждый год мелкая и кислая. То ли дело у соседа: ягоды размером с вишню, сладкие, да много-то как! Такую и собирать приятно. Только вот нет у меня такой, а хочется…

Что же нужно сделать? Ответ на этот вопрос вы найдёте сегодня на уроке, тема которого «Вегетативное размножение цветковых растений».

Формулировка цели урока (озвучивание слайда).



2. Актуализация прежних знаний (вопросы классу) - 2 мин

Давайте посмотрим на тему, которую записали, и разберём, что она означает. Начнём с конца.



  1. Какие растения являются Цветковыми? Как ещё их называют и почему?

  2. На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? Что относят к вегетативным, а что к генеративным органам?

  3. Какие способы размножения растений вам известны?

  4. В чём принципиальное отличие вегетативного и полового размножения?

3. Способы вегетативного размножения цветковых растений – 14 мин

Вот видите, вы уже почти всё знаете, осталось познакомиться с тем, какими способами осуществляют вегетативное размножение цветковых растений.

Способы вегетативного размножения цветковых растений:

а) “усами”


б) корневыми черенками;
в) корневыми отпрысками;
г) стеблевыми черенками;
д) * отводками;
е) * прививка почкой (окулировка).

* Перед фрагментом “Размножение отводками” сообщение учителя:

К сожалению, при размножении стеблевыми черенками не всегда удаётся легко получить новое растение: черенки являются очень уязвимыми, они могут загнивать, повреждаться болезнями и вредителями. Поэтому в садоводстве чаще применяют другой, более надёжный способ – размножение отводками.

* Перед фрагментом “Прививка почкой (окулировка)” сообщение учителя:

Следующий способ размножения является достаточно сложным и может быть выполнен при наличии необходимых навыков. Без него не обходится ни один садовод, поэтому следите за тем, в каком порядке проводятся действия и запоминайте названия.

Итоговый вопрос по данному этапу урока: “Подскажите, как помочь садоводу, у которого никак не уродится хорошая смородина?

Вегетативное размножение комнатных растений

Знание способов вегетативного размножения растений имеет большое значение в комнатном цветоводстве.



Каланхое (бриофиллум) размножается выводковыми почками. Они опадают с листьев, быстро укореняются, и вскоре вырастают дочерние растения.

Специальные приспособления для вегетативного размножения имеются у некоторых видов кактусов – это боковые побеги – “детки”. Иногда уже в раннем возрасте они бывают снабжены зачаточными корешками.

Комнатное растение циперус размножают делением взрослого растения на части. Взрослое растение острым ножом делят на несколько частей и каждую из них сразу сажают в отдельный горшочек. Но для этого растения существует ещё один интересный способ размножения: верхушку побега можно наклонить и опустить в стакан с водой. Через две недели растение готово к посадке в почву!

Комнатное растение хлорофитум размножается посадкой дочерних розеток, которые образуются на горизонтальных побегах, легко приживаются и быстро начинают расти как самостоятельные растения.

Многие растения укореняются при контакте стебля с почвой, т.е. размножаются отводками. Один из побегов пришпиливают и присыпают в средней части почвой. Лучшее время для отводков – начало периода активного роста. Таким способом размножают традесканции, плющ.

Один из самых распространённых способов размножения комнатных растений–черенкование. Чаще всего используют стеблевые или листовые черенки в зависимости от вида растения. Корневыми черенками комнатные растения практически не размножают. При размножении стеблевыми черенками можно использовать верхушечный черенок, тогда будет расти верхушечная почка. Но если черенок без верхушки, то он должен содержать хотя бы один узел (из междоузлия не вырастет новый побег). Черенок должен быть здоровым, без посторонних пятен, повреждений.

Черенки одних растений можно просто поставить в воду и подождать, когда появятся корни, а потом пересадить в землю. К таким растениям относятся фикусы, традесканции. Черенки других растений укореняются сложнее. Это, например, комнатные розы. Для их укоренения лучше использовать смесь песка и торфа.

Стеблевыми черенками размножаются также алоэ (столетник), монстера, толстянка (денежное дерево). Так размножается и комнатная лиана хойя. При этом на каждом заготовленном черенке должно быть не менее двух пар листьев. Срезать необходимо ниже узла, так как корни появляются на междоузлиях. Укореняется в воде и в смеси песка и торфа.

Другой разновидностью черенков являются листовые. Для листового черенка важно правильно определить его возраст. Если лист ещё совсем молодой, то все его силы уйдут на то, чтобы закончить рост. Если слишком старый, то может легко увянуть.

Листовыми черенками легко размножается популярное комнатное растение сентполия (узумбарская фиалка). Весной или летом срезают лист с черешком длиной 2-3 см и помещают в воду или сразу в почву (при этом заглубляют на одну треть листовой пластинки). Через некоторое время вырастают миниатюрные розетки с листочками.

Листовыми черенками можно размножать бегонии, глоксинии, а также сансевиерию (щучий хвост). Лист сансевиерии разрезают поперёк на несколько частей (длиной 5-7 см) и сажают с наклоном в слегка влажный речной песок или специальную смесь, поддерживая температуру воздуха 20-22С.

Таким образом, знание особенностей вегетативного размножения растений позволит нам украсить свой дом, класс, школу разнообразными комнатными растениями, создать уют и улучшить экологическую обстановку.



IV. Закрепление (выполнение практических заданий) – 8 мин.

Сообщение учителя.

V. Домашнее задание – 2 мин.

Сообщение учителя. Открываем дневники и записываем домашнее задание §49

Составить четверостишие со словами: ветки, соседки,попрошу, посажу

VI. Итог урока – 2 мин.

Сообщение учителя. Сегодня на уроке мы изучили способы вегетативного размножения цветковых растений и научились применять полученные знания на практике.

Оценки за урок, их комментирование.

 

1. Из перечисленного перечня выберите особенности строения и функций, характерные для листьев растений (не менее трёх).



А) образуют на свету органические вещества из неорганических

Б) поглощают воду и минеральные вещества из почвы

В) защищают растения от перегрева, испаряя воду

Г) представляют собой боковой орган побега

Д) представляют собой осевой орган побега

Е) имеют клеточное строение

Задание. Для каждого из слоев клеток листа выберите соответствующие характеристики(цифры) и занесите их в таблицу.


Характеристика    слоев клеток

                Название слоев клеток

  кожица

   мякоть

  жилки

 устьица

Строение слоев клеток

 

 

 

 

Функции клеток тканей листа

 

 

 

 

 Строение слоев клеток листа:
1. Отверстия, окруженные замыкающими клетками, содержащими хлоропласты.
2. Состоит из бесцветных клеток, выделяющих воскообразное вещество.
3. Состоит из рыхлых и плотных слоев клеток, содержащих хлоропласты.
4. Представлены сосудами, ситовидными трубками и механическими волокнами.
Функции клеток тканей листа:
1. Клетки тканей предохраняют лист от повреждений и внешних воздействий.
2. В клетках ткани осуществляется процесс фотосинтеза.
3.В  клетках обеспечивают связь листа со стеблем, передвижение органических веществ от листьев к стеблю, минеральных веществ и воды – от стебля к листу.
4. Клетки обеспечивают газообмен и испарение воды.

Задание. «Внешнее строение и прикрепление листьев»


Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


листья



  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 5?

  2. Как называются листья, обозначенные на рисунке буквами А, Б, В?

Задание. «Внутреннее строение листа»



Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


внутреннее строение-4


  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 12?

  2. Что характерно для клеток кожицы листа?

  3. Каковы функции столбчатой ткани в мякоти листа?

  4. Каковы функции губчатой ткани в мякоти листа?

 

 



 

 

 



 

 

 
Скачать 263.93 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница