Уроки 26-27 11 класс
Экстренная реанимационная помощь
Учебные вопросы
1. Понятие о клинической смерти и реанимации.
2. Определение признаков жизни и смерти.
3. Правила и техника проведения прекардиального удара, непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.
4. Первая медицинская помощь при остановке сердца
Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны овладеть навыками в приемах проведения непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции легких и оказания первой медицинской помощи при остановке сердца.
Ход урока26
I. Организационный момент.
II. Практические тренинги.
1. Практикум «Как проверить пульс».
Учитель. Вспомните, что такое пульс. (Пульс – это периодическое толчкообразное расширение стенок артерий.)
В каких местах лучше всего прощупывается пульс? (Лучше всего он прощупывается в двух местах - на запястье и в углублении шеи правее или левее подбородка.)
Под моим руководством выполните практический тренинг в парах по заданиям:
-
Пульс на запястье располагается пониже основания большого пальца, в ложбинке между двумя костями. Нащупайте его тремя пальцами и слегка надавите.
-
Не прижимайте пульс большим пальцем, так как в нем ощущается ваше собственное биение сердца, и вы можете принять собственный пульс за пульс другого человека.
• Пульс на шее (горле) находится в ложбине пониже челюст-
ной кости, сбоку от кадыка. Проверьте его также тремя пальцами.
2. Практикум «Непрямой массаж сердца».
-
Положить ладонь на грудину на 2-3 см выше мечевидного отростка так, чтобы большой палец спасателя был направлен ли на подбородок, либо на живот пострадавшего.
-
Глубина продавливания грудной клетки должна быть не менее 2-3 см.
-
Выполнить 10-15 надавливаний на грудину с частотой 80 раз в минуту.
-
Начинать следующее надавливание можно только после того, как грудина полностью вернется в исходное положение.
(Частота надавливаний зависит от упругости грудной клетки.)!
НЕДОПУСТИМО!
-
Проводить непрямой массаж сердца при наличии пульса на сонной артерии.
-
Накладывать ладонь при надавливании на грудину так, чтобы большой палец был направлен на спасателя.
III. Итог урока.
Опрос по сигнальным карточкам.
Учитель читает задание с вариантами ответов, среди которых учащиеся должны выбрать правильный вариант и показать соответствующую ему цифру на сигнальной карточке.
Учитель. Выберите правильный ответ.
• Боль в области сердца характеризуется:
1 - приступом кашля;
2 - локализацией боли за грудиной, слева от нее, в левой руке и лопатке;
3 - парализацией.
Ответ: 2.
• Сердечная недостаточность сопровождается:
1 - эмоционально-психическим беспокойством;
2 - застоем в органах брюшной полости;
3 - сужением зрачков и порозовением кожи.
Ответ: 1,2.
• Неотложная помощь при боли в области сердца включает в
себя:
1 — прием препаратов валерианового корня в виде настоя или настойки;
2 - горчичники на область сердца;
3 - прием препаратов нитроглицерина, валидола, анальгетиков.
Ответ: 2, 3.
Домашнее задание: повторить строение сердечно-сосудистой системы человека и системы кровообращения.
Ход урока27
I.Организационный момент.
II. Практические тренинги.
Если у пострадавшего нет признаков жизни
-
Убедиться в отсутствии реакции зрачка на свет.
-
Убедиться в отсутствии пульса.
-
Нанести удар по грудине.
-
Начать НМС.
-
Сделать вдох ИВЛ.
-
Продолжить реанимацию.
-
Приподнять ноги.
-
К голове холод.
-
Вызвать «СП»
Алгоритм проведения прекардиального удара и непрямого массажа сердца
-
Убедиться в отсутствии реакции зрачка на свет.
-
Убедиться в отсутствии пульса.
-
Прикрыть мечевидный отросток грудины.
-
Нанести удар по грудине.
-
Приступить к НМС.
ЧТО НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ ПРИ
ВЫПОЛНЕНИИ НЕПРЯМОГО МАССАЖА
СЕРДЦА
-
Нельзя прекращать непрямой массаж сердца даже при переломе ребер.
-
Нельзя прерывать непрямой массаж сердца более чем на 15-20 секунд.
-
Нельзя прекращать реанимацию при таких признаках ее эффективности, как сужение зрачков и порозовение кожи, но при отсутствии пульса на сонной артерии.
ЧТО НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНЯТЬ
ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАНИМАЦИИ
И УМЕНЬШЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ РАЗВИТИЯ
ОТЕКА ГОЛОВНОГО МОЗГА
-
Приложить к голове холод.
-
Давить кулаками на брюшной отдел аорты на протяжении реанимации.
ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ СПАСЕННОГО
-
Обязательно вызвать бригаду «Скорой помощи».
-
Ни на секунду не прекращать наблюдения за состоянием пострадавшего.
-
Быть готовым в любой момент вновь приступить к реанимации.
-
В случае, если появились самостоятельное дыхание и пульс на сонной артерии, но пострадавший так и не пришел в сознание - обязательно повернуть его на живот и приложить к голове холод.
Практический тренинг.
Учащиеся отрабатывают в парах навыки выполнения искусственного дыхания под руководством учителя и следуя его рекомендациям и указаниям.
IV. Итог урока.
Учитель. Сделайте выводы по теме сегодняшнего урока. Что следует понимать под «терминальным состоянием»? Каковы возможности оживления организма? Из каких компонентов складывается текинка сердечно-легочной реанимации?
Домашнее задание: найти определение видов инсультов, выявить их отличия и формы заболевания, а также правила оказания первой медицинской помощи при инсульте.
Поделитесь с Вашими друзьями: |