Уполномоченный по правам ребенка в Калининградской области Доклад



страница1/2
Дата29.04.2016
Размер1.18 Mb.
ТипДоклад
  1   2


Уполномоченный по правам ребенка в Калининградской области

Доклад

о соблюдении прав и законных интересов детей

в Калининградской области

и деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Калининградской области в 2013 году

Калининград

2014
Оглавление






Введение

2


1.

Деятельность Уполномоченного при Губернаторе

Калининградской области по правам ребенка:

5





- анализ обращений в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Калининградской области за 2013год

5





- правовое просвещение

13





- сотрудничество со всероссийскими и региональными организациями, учреждениями, структурами, занимающимися детством и его защитой

17










2.


О мерах по защите детей от жестокого обращения и его профилактике

19

3.


Реализация Концепции действий в интересах детей в Калининградской области на 2012-2017 годы

28

4.



Заключение

30











Введение
Конституция Российской Федерации провозгласила Россию демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанность государства. Статьей 38 Конституции Российской Федерации установлено, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства.

Именно дети, в силу своего возраста, физической и умственной незрелости, нуждаются в надежной правовой защите со стороны государства, в лице его уполномоченных органов.

Обязанность государства по обеспечению ребенка защитой и заботой, которые необходимы для его благополучия, закреплена как в национальном законодательстве, так и в международных правовых актах, наиболее значимым из которых является Конвенция о правах ребенка.

Состояние защиты прав и законных интересов несовершеннолетних является одним из индикаторов нравственного и социального состояния общества и государства. А институт Уполномоченного по правам ребенка является структурой, призванной обеспечить контроль за системой органов, уполномоченных государством на защиту прав ребенка и эффективным механизмом, позволяющим ребенку защитить свои права.

Одним из основных направлений деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Калининградской области (далее - Уполномоченный) является восстановление нарушенных прав детей. Политика органов государственной власти региона направлена на достижение устойчивой динамики экономического роста, повышения уровня жизни населения, достижение целевых показателей, обозначенных в плане социально-экономического развития области, создание условий и выработку механизмов, способствующих закреплению и усилению позитивных

тенденций развития области.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного, защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Актуальным является разработка и принятие в 2012 году нового документа – Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, главной целью которой является определение основных направлений и задач государственной политики в интересах детей и ключевых механизмов её реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

В регионе проводится значительная работа по улучшению положения детей и семей с детьми, в основе которой лежит принцип надлежащего обеспечения интересов ребенка. Разработана и утверждена Стратегия действий в интересах детей Калининградской области на 2012-2017 г.г.

Региональный институт уполномоченного по правам ребенка занял определенное место в системе государственных органов, эффективное взаимодействие с которыми позволяет наилучшим образом обеспечить защиту прав, свобод и законных интересов калининградских детей. Аппарат Уполномоченного функционирует в регионе с 2010 года согласно Указу Губернатора Калининградской области от 24 сентября 2010 г. № 190 «Об уполномоченном при Губернаторе Калининградской области по правам ребенка» и «Положению об Уполномоченном при Губернаторе Калининградской области по правам ребенка». Указом от 22 января 2013 г. №12 в вышеназванный акт внесен ряд изменений в целях реализации норм Федерального закона № 378–ФЗ от 03.12.2011 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на защиту прав и законных интересов детей. Определено наименование Уполномоченный по правам ребенка в Калининградской области. Подпункты 8,10 п. 13 в новой редакции расширили возможности Уполномоченного: «оказание гражданам и организациям, защищающим права ребенка помощи, в том числе и правовой, по вопросам, входящим в компетенцию Уполномоченного»; «беспрепятственное посещение государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований и учреждений для детей, различной ведомственной подчиненности, учреждение исполняющее наказание в отношении несовершеннолетних осужденных и осужденных беременных женщин, следственный изолятор и места содержания под стражей, в которых содержатся несовершеннолетние и беременные женщины Калининградской области в рамках исполнения своих функций».

В настоящем докладе отражен анализ положения детей в области, подготовленном на основании:

– анализа письменных и устных обращений граждан;

– информации, полученной Уполномоченным при посещении детских учреждений (ДОУ, школ, социальных приютов для детей и подростков, детских домов, домов ребёнка и других государственных и муниципальных учреждений для детей и подростков);

– сведений, полученных в ходе участия Уполномоченного в конференциях, заседаниях коллегий и семинарах, на которых обсуждались проблемы защиты прав семьи и детей;

– официальных статистических данных структурных подразделений Правительства области и иных органов исполнительной власти Калининградской области.

В докладе отражены вопросы обеспечения гарантий детей и подростков, проблемы защиты их прав в основных сферах жизнедеятельности: право на медицинское обслуживание, образование, достойные условия жизни, право на проживание и воспитание в семье, безопасность и защиту от жестокости и насилия.

Уполномоченный благодарен за сотрудничество в интересах детей со всеми структурами и заинтересованными лицами, дорожит и надеется на дальнейшую плодотворную работу.




  1. Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Калининградской области

Анализ обращений в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Калининградской области за 2013 год

Важным инструментом в деятельности Уполномоченного является анализ обращений граждан, проблем, возникающих в реализации государственной политики по защите материнства, отцовства и детства, позволяющий информировать широкий круг должностных лиц о реальном положении дел в данной сфере деятельности.

Как и прежде личный приём граждан Уполномоченным осуществлялся еженедельно по четвергам. За отчётный период уполномоченным проведено 50 приёмов, в том числе, с выездами в Советский городской округ, Славский, Неманский, Черняховский, Краснознаменский, Озерский, Гурьевский, Полесский, Гусевский районы Калининградской области.

Всего в 2013 году в адрес Уполномоченного поступило 489 зарегистрированных обращений от граждан (55,4 % в сравнении с 2012 годом), из них 166 обращений в ходе личных приемов и мероприятий, 106 поступивших по электронной почте, 39 направленных по почте и 178 по телефону.

Подавляющее большинство обращений в защиту прав детей, детей, оставшихся без попечения родителей, поступило от родителей, приёмных родителей, родственников и опекунов несовершеннолетних, единичными были коллективные обращения. Вместе с тем, из поступивших, имелись обращения самих несовершеннолетних, в частности в защиту своих прав от произвола своих родителей. Поступали и были рассмотрены обращения от депутатов муниципального и регионального уровней, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.

В таблице представлены обращения граждан по муниципальным образованиям.




Поступило от населения муниципальных образований, находящихся в пределах Калининградской области (всего):

(количество обращений)

Багратионовский муниципальный район

12

Балтийский муниципальный район

10

Гвардейский район

18

Гурьевский муниципальный район

38

Гусевский муниципальный район

13

Зеленоградский район

24

Городской округ «Город Калининград»

178

Краснознаменский муниципальный район

4

Ладушкинский городской округ

4

Мамоновский городской округ

5

Неманский муниципальный район

20

Нестеровский район

5

Озёрский район

16

Пионерский городской округ

13

Полесский муниципальный район

15

Правдинский район

17

Светловский городской округ

13

Светлогорский район

13

Славский муниципальный район

17

Советский городской округ

28

Черняховский муниципальный район

16

Янтарный городской округ

4

из других стран и регионов РФ

6

Всего:

489


География обращений и соотношение по районам носит фактически неизменный характер, значительное количество обращений от общего числа поступает из Калининградского 178 (36,4%) и Советского 28 (5,7%) городских округов, Гурьевского 38 (7,8%) и Зеленоградского 24 (4,9) районов, в совокупности они составляют свыше 50 % от общего количества сообщений о нарушении прав несовершеннолетних.

В приведенной ниже информации отражены тематические категории обращений, поступивших к Уполномоченному в 2013 году.



% от общего количества обращений

Тематика обращений



38,2%

жалобы по вопросам обеспечения прав детей и подростков на жилье



12,5%

обращения по вопросам выплат алиментов, пособий, предоставления льгот детям



11,2%

обращения по вопросам усыновления и опекунства детей, лишения (восстановления) родительских прав



6,8%

жалобы на нарушение прав детей в образовательных учреждениях



6,1%

жалобы на нарушение исполнения законодательства в отношении детей-инвалидов



5,6%

жалобы на нарушение прав детей в семье



4,4%

обращения по вопросам гражданства и регистрации детей



3,2%

жалобы на жестокое обращение с детьми, сообщение о случаях, представляющих угрозу жизни и здоровью детей



2,0%

обращения и жалобы, касающиеся имущественных прав ребёнка



1,9%

обращения по вопросам медицинского обслуживания детей и подростков



1,1%

чрезвычайные происшествия



7,0%

иные

Анализируя представленные в таблице данные, можно сделать вывод о том, что в 2013 существенных изменений в тематиках, по которым обращаются заявители, не наблюдается – процентные соотношения остались примерно такими же.


По-прежнему, лидером в общей массе обращений остается жилищный вопрос – в том числе реализация права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с предоставлением неблагоустроенного жилья, а порой и просто непредставлением положенного по закону жилья для данной категории лиц. Постоянными являются обращения по вопросам соблюдения жилищных прав детей при сносе ветхого жилья, приватизации квартир, предоставления жилого помещения в муниципальном маневренном фонде взамен жилья, признанного аварийным в установленном законом порядке.
Значительная часть обращений содержала вопросы по выплате алиментов, пособий, льгот детям.

Часто встречаются случаи злостного уклонения родителей (одного из родителей) от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетнего ребёнка. Эту ситуацию подтверждает информация Управления ФССП по Калининградской области - в 2013 году им было направлено 268 подобных жалоб. Необходимо отметить, что для минимизации этой проблемы Уполномоченным была организована комплексная работа с отделами судебных приставов г. Калининграда и Калининградской области по вопросу выплат алиментов с должников либо привлечения их к административной либо уголовной ответственности. В рамках совместных акций, организованных со службой судебных приставов, проведены мероприятия: работа телефона горячей линии, совместные приемы населения, круглые столы, семинары с привлечением сотрудников прокуратуры, полиции, некоммерческих организаций, служб медиации, а также совместная акция «Вспомни о ребенке».



Что касается обращений по вопросам выплат детских пособий, предоставления льгот, то данная категория обращений связана зачастую с недостаточной информированностью населения о том, какие виды пособий существуют, а также о порядке их назначения, перечне необходимых документов, предоставляемых в орган, осуществляющий выплату таких пособий либо предоставляющий какие-либо льготы. В рамках данной категории поступило большое количество обращений, связанных с реализацией средств материнского капитала. Большинство из них затрагивало проблемы использования средств материнского капитала до достижения возраста 3-х лет второго и (или) последующего ребёнка. В целях минимизации нарушений и организации просветительской работы совместно с Пенсионным фондом подготовлены информационно-методические материалы, используемые в ходе мероприятий и консультаций.
Часть обращений к Уполномоченному по правам ребёнка в Калининградской области связано с вопросами усыновления и опекунства детей, лишения родительских прав и восстановления в родительских правах. Положительной тенденцией в данной категории обращений является наличие активного желания и реальные действия по восстановлению в родительских правах родителей, лишенных родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей. Однако все ещё остаются родители, которые в силу своего асоциального поведения подвергают опасности жизнь и здоровье своих детей. Среди граждан, обращающихся за помощью или консультацией к Уполномоченному по вопросам усыновления детей, установления опеки над детьми, преобладают бабушки и дедушки, близкие родственники оставшихся без родительского попечения детей.
Среди прочих обращений к Уполномоченному, выделяется категория жалоб на нарушение прав детей в семье. Необходимо отметить, кроме инициирования проверок по каждой ситуации соответствующими правомочными органами, Уполномоченным проводились профилактические беседы, оказывалась необходимая правовая помощь, организовывалось сопровождение со стороны психологических служб центров социально-психологической реабилитации для комплексной работы с семьей и ребёнком. Имеют место случаи нарушения прав ребенка одним из родителей - главным образом это проблемы при определении места жительства ребенка и порядка общения с ним после развода.
На четвертом месте жалобы, связанные с правом на образование, в частности, более трети на дошкольное образование. По состоянию на 31.12.2013г. в очереди на прием в учреждения ДО находились 24946 детей в возрасте до 3 лет и от 3 до 7 лет - 2091 ребенок. По-прежнему поступали обращения о конфликтных ситуациях, возникающих между родителями детей, посещающих детские дошкольные учреждения и должностными лицами этих учреждений. Поступали обращения граждан, касающиеся и предвзятого отношения к несовершеннолетним детям, посещающим детский сад, о движении очереди «назад». Так, гражданка Л. указывает на двухлетнюю статичность ее очереди в г.Светлом. Данная ситуация изучалась Уполномоченным совместно с городским отделом образования. В результате обращения к Уполномоченному ситуация была разрешена.
К сожалению, имеет место увеличение количества обращений граждан по вопросам нарушений прав ребенка на охрану здоровья и медицинскую помощь, включающим в себя проблемы своевременного получения качественной медицинской помощи и обеспечения детей необходимыми медицинскими препаратами, средствами реабилитации. Уполномоченный решал проблему по обращению гражданки К из Гвардейского района по вопросу льготного лекарственного обеспечения. Её ребенку с орфанным заболеванием выделено лекарство "Элапраза", однако в связи с увеличением массы тела ребёнка, требовалось увеличение дозы. Потребовалось комплексное решение вопроса. После обращения Уполномоченного благотворительной организацией было выделено 10 флаконов в качестве гуманитарной помощи, Министерством здравоохранения Калининградской области была учтена требуемая норма лекарств для ребенка на 2014 год. Важно отметить, что в большинстве случаев, требования уполномоченного по восстановлению прав детей были удовлетворены.
Обращения по вопросам гражданства и регистрации детей зачастую связаны с нарушением прав несовершеннолетних при попустительстве самих родителей (законных представителей). Эта категория обращений как правило связана с тем, что законные представители детей по каким-либо причинам в течение длительного времени не обращались за приобретением гражданства детям, либо не представляли того перечня документов, который закреплен законом. Несколько обращений связаны с приобретением гражданства несовершеннолетних детей, рожденных от смешанных браков либо за пределами Российской Федерации. При взаимодействии Уполномоченного с Управлением ФМС по Калининградской области, Представительством МИД в Калининграде многие ситуации успешно разрешены и несовершеннолетние дети, рожденные от таких браков, получили гражданство Российской Федерации.
К сожалению, имеют место быть жалобы на жестокое обращение с детьми, сообщения о случаях, представляющих угрозу жизни и здоровью детей. Процент их невелик - 3,2% от общего количества всех обращений, однако наличие самих по себе таких обращений вызывает тревогу. В основном жестокое обращение с детьми позволяют себе сами родители (здесь имеются в виду случаи как психологического, так и физического насилия). Встречаются случаи жестокого (некорректного) обращения по отношению к детям и со стороны педагогов образовательных учреждений. По каждому такому случаю организовывался выезд на место, оповещение муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по делам несовершеннолетних при районных отделениях полиции, информация направлялась в Прокуратуру Калининградской области. Факты нарушений прав детей в различных сферах жизнедеятельности выявляются Уполномоченным из публикаций в средствах массовой информации, а также по сообщениям журналистов. По ряду ситуаций осуществлялся совместный контроль.

Кроме того, были ситуации, требующие незамедлительного вмешательства Уполномоченного (так называемые «чрезвычайные происшествия»). Информация о таких случаях ежедневно получалась Уполномоченным от оперативного дежурного Правительства Калининградской области и из СМИ. Чаще всего – это самовольные уходы детей.

По данным УМВД России по Калининградской области число детей, ушедших из дома и государственных учреждений, в регионе остаётся достаточно высоким:

Период

Объявленные в федеральный розыск (в розыске более 10 дней)

Объявленные в региональный розыск (в розыске менее 10 дней)

2010 год

143

291

2011 год

126

259

2012 год

93

336

2013 год

101

433

Основная возрастная категория несовершеннолетних, находящихся в розыске, от 14 до 18 лет. Тенденция роста численности беглецов обозначилась в конце 2013 года за счет увеличения побегов воспитанников государственных учреждений.

Среди причин появления детей-беглецов наиболее характерными являются следующие:

• кризис семей: ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей, насилие в семье, разрушение детско-родительских отношений;

• закрытость интернатных учреждений, слабость общественного контроля за соблюдением в них прав детей, случающиеся нарушения прав ребенка в этих учреждениях;

• эффект социального наследования криминального типа поведения (от старших детей к младшим);

• непопулярность массовых детских движений с позитивной социальной ориентацией и социально значимой программой деятельности;

• социальное расслоение в детских сообществах на фоне социальных изменений.

Для оперативного реагирования на негативные процессы в подростковой среде, принятия мер в отношении детей, нуждающихся в государственной помощи, обеспечения межведомственных подходов в решении проблем конкретного ребенка, областной комиссией по делам несовершеннолетних в муниципальные комиссии ежемесячно направляются данные по несовершеннолетним, доставленным с улиц г. Калининграда за бродяжничество. В целях предупреждения и исключения фактов самовольных уходов несовершеннолетних рекомендовано по каждому случаю проводить проверку, устанавливать причины и условия, способствующие безнадзорности несовершеннолетних и принимать меры по их устранению.
Возвращаясь к анализу обращений, следует отметить, зачастую причиной обращения к Уполномоченному являются недостаточная правовая осведомлённость граждан либо не умение воспользоваться гарантированным правом. Данное обстоятельство свидетельствует о существенных пробелах в работе отделов (секторов) опеки и попечительства  администраций муниципальных образований, а так же органов и служб, работающих с семьёй и детьми на уровне муниципальных образований.

Не смотря на широкие возможности обращения к Уполномоченному (телефонное, письменное, по электронной почте) жители отделенных муниципалитетов значительно реже обращаются за защитой или разъяснением прав. В этой связи для обеспечения максимальной доступности для граждан, живущих в отдалённых районах области, Уполномоченный ежемесячно проводит выездные приемы, в которых принимают участие заместители глав администраций муниципальных образований по социальным вопросам. Выездные приёмы, как правило, сочетаются с посещениями расположенных в муниципалитете центров социальной помощи семье и детям, социальных приютов для детей, детских домов, образовательных учреждений. Обязательной частью таких визитов являются и встречи с детьми.

Проведение выездных приёмов Уполномоченным по правам ребенка граждан позволяет сделать вывод о том, что значительная часть обращений в муниципалитетах рассматривается непосредственно на местах, и зачастую проблемы, изложенные в обращении, разрешаются сразу при подключении к ситуации представителей администрации муниципалитета. В основном, это вопросы, связанные с жильём, посещением ребенком дошкольного образовательного учреждения, получения социальных пособий и материальной помощи. Эта ситуация указывает на необходимость развивать институт уполномоченных по правам ребенка на общественных началах в муниципалитетах, активизировать деятельность по правовому просвещению населения, оказанию правовой консультативной помощи. Сотрудниками аппарата Уполномоченного заявителям оказывается правовая помощь, даются рекомендации относительно последовательности действий в каждой конкретной ситуации. Однако следует целенаправленно развивать систему оказания правовой помощи населению.

Правовое просвещение

Обучение правам человека является составляющей образования. Правовая грамотность всех участников образовательного процесса способствует организации системной воспитательной работы, включающей изучение особенностей детей и подростков, семейных и жилищно-бытовых условий, причин и условий формирования отклоняющегося поведения, раннего вмешательства и обеспечения своевременного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Одной из основных задач Уполномоченного по правам ребенка является содействие правовому просвещению детей и молодёжи. Уполномоченный систематически проводит правовые уроки и беседы с учащимися, встречи с участниками образовательного процесса, нередки выступления на общешкольных родительских собраниях. Кроме того, правовые занятия и беседы по профилактике жестокого обращения проведены во всех учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальных приютах, а также коррекционных интернатах. В каждом учреждении распространена информация о работе телефонов экстренных служб по оказанию анонимной психологической помощи, проведена работа с педагогическим составом о необходимости системной работы по правовому образованию, корректной и обдуманной подачи информации по профилактике асоциальных явлений. По инициативе Уполномоченного, поддержанной региональным Министерством образования, в каждом образовательном учреждении созданы уголки правовых знаний.
Право ребенка жить и воспитываться в семье

В Российской Федерации должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости – принимать меры по устройству детей, оставшихся без попечительства на воспитание в семьи граждан.

Для достижения главной цели – реализации основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье – в 2013 году Министерством социальной политики разработана Стратегия развития органов социальной защиты населения и служб помощи семье и детям Калининградской области, в рамках которой осуществляется модернизация их деятельности.

Первым этапом стратегии стала реализация одного из наиболее значимых решений – объединение усилий органов опеки и попечительства над несовершеннолетними и социальной защиты населения в деятельности по профилактике социального сиротства, семейного и детского неблагополучия.

В соответствии с законом Калининградской области, принятым 1 июля 2013 года, Министерство социальной политики с 1 октября 2013 года осуществляет полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними. С января 2014 года в ведение министерства перешли учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, в регионе сформирована единая структура, призванная в комплексе решать проблемы социального сиротства, раннего выявления семейного неблагополучия и оказания своевременной помощи семье по выводу из трудной жизненной ситуации, детского неблагополучия, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.

Следующим этапом стратегии развития органов и служб социальной защиты населения является обеспечение оценки качества и доступности предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг. С этой целью министерством совместно с ООО «Центр социально-информационных технологий» (г. Тула) организована работа по внедрению автоматизированной системы «Адресная социальная помощь».

Предупреждая ситуации отказа от новорожденных и жестокого обращения в отношении детей, специалистами учреждений помощи семье и детям и учреждений здравоохранения организуется профилактическая работа с беременными женщинами, в том числе несовершеннолетними.

Совместным приказом региональных министерств социальной политики и здравоохранения разработан и утвержден регламент взаимодействия по профилактике отказов от новорожденных детей, определен единый региональный оператор, который принимает все сведения о женщинах, выразивших намерение отказаться от новорожденного. Необходимо отметить, что с принятием данного регламента на новую ступень поднялось взаимодействие социальных служб с родильными домами и перинатальным центром. В результате данной работы число отказов матерей от новорожденных детей по сравнению с 2012 годом уменьшилось в 2 раза (с 54 отказов до 28).

О результативности работы с семьями и детьми, нуждающимися в поддержке государства, проводимой во взаимодействии с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, свидетельствует позитивная динамика основных показателей деятельности социальных служб:

- количество семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, снизилось с 783 в 2012 году до 475 на конец 2013 года (или на 39%);

- количество семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, уменьшилось с 35448 в 2012 году до 31334 семей в 2013 году;

- число безнадзорных детей уменьшилось с 34 в 2012 году до 33 в 2013 году.

Сотрудничество с всероссийскими и региональными организациями, учреждениями, структурами, занимающимися детством и его защитой
Уполномоченный по правам ребенка в Калининградской области взаимодействует с всероссийскими и региональными общественными организациями. Членство в ассоциации уполномоченных по правам ребенка в регионах Российской Федерации позволяет активно сотрудничать в разрешении ситуаций, связанных с нарушением прав детей.

Уполномоченный по правам ребенка в Калининградской области, являясь членом ассоциации уполномоченных по правам ребенка в регионах Российской Федерации, с первых дней деятельности активно сотрудничает с Фондом поддержки детей, находящимися в трудной жизненной ситуацией и Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения, действующими при Президенте РФ.

С марта 2011 года в Калининградской области в рамках соглашения с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, функционирует детский телефон доверия (служба экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером 8-800-2000-122. Правительством Калининградской области из областного бюджета выделяются средства на финансирование соответствующих расходов.

Региональным координатором деятельности службы экстренной психологической помощи с единым общероссийским телефонным номером является Уполномоченный по правам ребенка в Калининградской области.

Профессиональную психологическую помощь обратившимся по детскому телефону доверия оказывают специалисты государственного автономного учреждения Калининградской области «Областной кризисный центр помощи женщинам» и государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Калининградский областной центр диагностики и консультирования детей и подростков».

Анализ звонков показывает, что на детский телефон доверия за консультативной помощью обращаются дети, подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, их родители или лица их заменяющие, иные граждане. За 2012 год принято 6321звонков. По итогам, за 2013 год принято порядка 4088 звонок (в среднем по 10-13 обращений в день). Самыми востребованными темами консультаций являются вопросы выстраивания взаимоотношений со сверстниками, родителями, но есть и обращения по вопросам жестокого обращения и суицидальных намерений. Приблизительно 37% звонков являются пробными, потребители хотят убедиться, что служба действительно работает и специалисты в нужный момент смогут оказать действенную помощь.

Организовано обучение специалистов, оказывающих экстренную психологическую помощь. В 2012 и 2013 годах прошли обучение специалисты, непосредственно осуществляющие работу в соответствии с соглашением об обеспечении деятельности на территории Калининградской области детского телефона доверия с единым общероссийским телефонным номером, а также работающие в ведомственных учреждениях.

С учетом анализа актуальности, а также удовлетворения потребности услуги экстренного анонимного консультирования детей и подростков, принято решение о продолжении обеспечения работы детского телефона доверия с единым общероссийским номером в Калининградской области. Запланированное финансирование из средств областного бюджета учреждений, обеспечивающих работу служб детского телефона доверия, позволит в следующем году в полной мере исполнять обязательства, принятые в рамках соглашения с Фондом поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Значимую роль в работе Уполномоченного занимает сотрудничество и взаимодействие с Общественной палатой Калининградской области, с Уполномоченным по правам человека в Калининградской области. В рамках заключенных соглашений ведется постоянная работа с Прокуратурой Калининградской области, Управлением Роскомнадзора по Калининградской области, Управлением Федеральной службы Роспотребнадзора по Калининградской области, Управлением Федеральной службы судебных приставов. В 2014 году соглашения с вышеназванными структурами будут пролонгированы и подписаны новые с Представительством МИД в Калининграде, УМВД России по Калининградской области, ГИБДД УМВД России по Калининградской области, ГУ МЧС России по Калининградской области, региональным Следственным комитетом РФ.

Активным и плодотворным является сотрудничество с организациями, действующими при поддержке Агентства по делам молодежи. Стало традиционным участие Уполномоченного в оценке деятельности молодёжных организаций, а в последующем, в заседании межведомственной конкурсной комиссии по присуждению стипендий одаренным детям и талантливой молодёжи в сфере образования, науки, культуры, спорта, социально значимой и общественной деятельности.

Продолжено сотрудничество с Балтийским федеральным государственным университетом имени И. Канта, другими ведущими образовательными учреждениями.

Успешно продолжается сотрудничество Уполномоченного с Калининградской ассоциацией молодых инвалидов «Аппарель», в рамках розыска детей тесное сотрудничество осуществляется с организацией «Поиск людей». Эффективным представляется сотрудничество с благотворительным центром детского больничного волонтерства «Верю в чудо». Центр вносит значительный вклад в дело профилактики случаев издевательств над детьми и жестокого обращения, отказов от тяжелобольных детей с передачей их в социальные учреждения, а так же пропаганды семейных ценностей, поддержке ответственного родительства и возрождению значимости родственных связей.

В 2013 году Уполномоченный по правам ребёнка в Калининградской области и сотрудники его аппарата активно участвовали в мероприятиях, направленных на модернизацию семейной и детской политики в регионе.

Уполномоченный входит в состав постоянно действующих коллегиальных органов общественного управления:

- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Калининградской области;

- Комиссия по изучению дополнительного лекарственного обеспечения категорий граждан, льготы которым предоставляются в соответствии с федеральным, областным законодательством, инсулинозависимых граждан, а также лекарственного обеспечения медицинских учреждений в Калининградской области;

- Комиссия по определению целесообразности помещения детей до трех лет в дом ребенка в связи с трудной жизненной ситуацией по заявлению родителей (законных представителей) и ходатайству администрации муниципального образования Калининградской области в целях оказания помощи семье и профилактики отобрания детей;

- Управляющий совет ГУЗ «Детская областная больница».

Кроме того, осуществляется тесное взаимодействие с рядом учреждений:

- государственное автономное образовательное учреждение Калининградской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Калининградский областной центр диагностики и консультирования детей и подростков» в вопросах внедрения методов раннего выявления несовершеннолетних, нуждающихся в психолого-социальной помощи, оказания помощи детям с отклонением в поведении, совместного кураторства над несовершеннолетними преступниками и правонарушителями, находящимися в Колосовской воспитательной колонии, Неманском СПУ закрытого типа;

- государственное автономное учреждение Калининградской области «Областной кризисный центр помощи женщинам» в вопросах оказания помощи при домашнем насилии и жестоком обращении с несовершеннолетними, а также временном приюте для жертв насилия и жестокого обращения.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




©zodomed.ru 2024


    Главная страница