ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
КРАТКАЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
для специальности:
020400(030301.65) – психология
ОБОСНОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физиология ЦНС представляет собой один из важнейших разделов общей физиологии и изучает процессы, протекающие в нервной системе, обеспечивающие жизнедеятельность всех органов и систем организма. Центральная нервная система координирует деятельность всех структур организма человека, обеспечивая функционирование организма как единого целого и его взаимодействие с внешней средой. Закономерности, по которым осуществляется деятельность нервной системы, лежат в основе высшей нервной и психической деятельности человека.
Физиология центральной нервной системы (ЦНС) – одна из наиболее важных и сложных дисциплин в цикле биологических наук, изучаемых студентами-психологами. Она позволяет подготовить студента к глубокому пониманию всего курса изучаемых им в последующем специализированных дисциплин.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
-
Кураев Т.А., Алейникова Т.В. и др. Физиология центральной нервной системы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
-
Жилов Ю.Д., Назарова Е.Н. Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности. Курс лекций и тестовые задания. – М.: Изд-во МГОУ, 2004
-
Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д., Беляева А.В., Физиология человека: Учебное пособие по разделам дисциплины Физиология человека. – М.: САНВИТА, 2009. – 282с.
-
Смиронов В.М. Нейрофизиология и ВНД детей и подростков. – М., 2000
-
Урываев Ю.В. Высшие функции мозга. – М., 1996
-
Физиология человека. Под. ред. В.М. Покровского. – М.: Медицина, 2001
Дополнительная:
-
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М.: Медицина, 1968
-
Гусельников В.И. Электрофизиология головного мозга. – М.: Высшая школа, 1978
-
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: 1985
-
Леонтьева Н.Н. и др. Анатомия и физиология детского организма. – М.: 1986
-
Основы физиологии человека. Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб, 1994
6.Урываев Ю.В. Физиологические основы гомеостаза. – М.,1995
7.Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого. – М., 1995
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
-
Роль отечественных ученых А.А.Ухтомский, И.М.Сеченов, И.П. Павлов, П.К. Анохин) в развитии нейрофизиологии.
-
Общие представления об организации рефлекторной деятельности в функциональной системе, обеспечивающие организму приспособительный эффект.
-
Потенциал покоя и потенциал действия. Механизмы возникновения и поддержания биоэлектрической активности.
-
Возбуждение и торможение в синапсах. Виды синапсов, их свойства и значение в проведении возбуждения.
-
Сущность рефлекса. Природа безусловных рефлексов и отделы мозга, участвующие в их осуществлении.
-
Безусловно-рефлекторная деятельность мозга, ее значение. Отделы мозга, принимающие участие в их осуществлении.
-
Безусловно - и условно-рефлекторная деятельность мозга. Виды и отличительные особенности рефлексов, их многоуровневая организация.
-
Рефлекторная деятельность спинного мозга. Его роль в формировании приспособительного поведения.
-
Рефлекторная деятельность продолговатого мозга. Его роль в формировании приспособительного поведения.
-
Рефлекторная деятельность среднего мозга. Его роль в формировании приспособительного поведения.
-
Рефлекторная деятельность заднего мозга Его роль в формировании приспособительного поведения.
-
Рефлекторная деятельность промежуточного мозга. Гипоталамус как высший центр вегетативных функций организма.
-
Рефлекторная деятельность промежуточного мозга. Таламус как подкорковый центр анализа сенсомоторной информации.
-
Нейрогуморальный принцип регуляции работы организма. Роль гипоталамо-гипофизарной системы в реализации этого принципа.
-
Физиология ретикулярной формации. Корково-подкорковые взаимодействия ретикулярной формации (восходящие и нисходящие, специфические и неспецифические влияния). Регулирующая роль лимбической системы.
-
Условные рефлексы. Виды и отличительные особенности, механизм образования, возрастные и индивидуальные особенности. Значение в приспособительном поведении.
-
Кора больших полушарий как высший отдел ЦНС, ее роль в рефлекторной деятельности мозга. Аналитико-синтетическая деятельность коры и ее значение в приспособительном поведении.
-
Торможение в ЦНС. Виды и механизмы безусловного и условного торможения. Значение торможения в приспособительном поведении.
-
Динамический стереотип как системная деятельность мозга. Условия формирования, биологическое значение и возрастные особенности. Механизм формирования и значение «привычек» в приспособительном поведении.
-
Учение о неврозах. Виды неврозов, причины и механизм возникновения. Изменение динамических стереотипов как одна из причин невроза. Профилактика.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
-
Физиология центральной нервной системы человека и ее связь с педагогикой, психологией и медициной.
-
Физиология возбудимых тканей: строение мембраны клетки; потенциал покоя, механизмы поддержания потенциала покоя; потенциал действия, стадии одиночного цикла возбуждения, изменение возбудимости мембраны в процессе одиночного цикла возбуждения.
-
Физиология возбудимых тканей: возбуждение и торможение: понятие, свойства, классификация, механизм торможения.
-
Раздражение и раздражители: понятия, классификации раздражителей (по характеру воздействия, по адекватности, по силе воздействия). Рецептивное поле, перекрывание рецептивных полей.
-
Физиология нервной ткани: строение нейрона, типы нейронов, функции нейронов; нейроглия; возрастные изменения нервной ткани.
-
Синапс: понятие, функциональная организация, типы синапсов, общие свойства синапсов.
-
Нервы и нервные волокна: понятие «нерв», функции нервов; типы нервных волокон; особенности проведения возбуждения по нервам.
-
Рефлекс и рефлекторная дуга: понятие «рефлекс», «рефлекторная дуга», «рефлекторное кольцо»; звенья рефлекторной дуги и рефлекторного кольца. Принципы формирования условного рефлекса.
-
Физиология нервных центров: понятие «нервный центр», свойства нервных центров.
-
Принципы координации работы нервных центров.
-
Физиология вегетативной нервной системы. Симпатическое и парасимпатическое звено вегетативной нервной системы. Особенности симпатической рефлекторной дуги. Медиаторы вегетативной нервной системы. Основные вегетативные рефлексы организма.
-
Физиология спинного мозга: особенности строения, рефлекторная функция, проводниковая функция (основные восходящие и нисходящие проводящие пути) спинного мозга.
-
Физиология продолговатого мозга: особенности строения, функции.
-
Физиология среднего мозга: особенности строения, функции.
-
Ретикулярная формация (РФ): понятие, функции (восходящие и нисходящие влияния), специфические нисходящие влияния РФ на примере работы дыхательного и сосудодвигательного центров.
-
Физиология мозжечка: особенности строения, особенности нейронной организации коры мозжечка, ядра мозжечка, их функции. Функции мозжечка; последствия удаления или травмы мозжечка.
-
Физиология промежуточного мозга: особенности строения и функции таламуса, гипоталамуса, гипофиза.
-
Физиология конечного мозга: базальные ядра, функции базальных ядер; функциональная организация коры больших полушарий (слои, основные борозды и извилины, доли, области и их функции, строение неокортекса).
-
Потребности и мотивации как основа поведения человека: понятия «потребность», «мотивация», «функциональная система», «поведение», факторы поведения, типы потребностей и мотиваций.
-
Физиология пищевого поведения.
-
Физиология полового поведения. Половая дифференцировка мозга.
-
Физиология терморегуляции.
-
Физиология боли.
-
Физиология лимбической системы.
-
Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.
Поделитесь с Вашими друзьями: |