Учебное пособие по разделам дисциплины Физиология человека. М.: Санвита, 2009. 282с. Смиронов В. М. Нейрофизиология и внд детей и подростков. М., 2000



Дата28.04.2016
Размер42 Kb.
ТипУчебное пособие
ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
КРАТКАЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

для специальности:

020400(030301.65) – психология
ОБОСНОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физиология ЦНС представляет собой один из важнейших разделов общей физиологии и изучает процессы, протекающие в нервной системе, обеспечивающие жизнедеятельность всех органов и систем организма. Центральная нервная система координирует деятельность всех структур организма человека, обеспечивая функционирование организма как единого целого и его взаимодействие с внешней средой. Закономерности, по которым осуществляется деятельность нервной системы, лежат в основе высшей нервной и психической деятельности человека.

Физиология центральной нервной системы (ЦНС) – одна из наиболее важных и сложных дисциплин в цикле биологических наук, изучаемых студентами-психологами. Она позволяет подготовить студента к глубокому пониманию всего курса изучаемых им в последующем специализированных дисциплин.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:



  1. Кураев Т.А., Алейникова Т.В. и др. Физиология центральной нервной системы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000

  2. Жилов Ю.Д., Назарова Е.Н. Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности. Курс лекций и тестовые задания. – М.: Изд-во МГОУ, 2004

  3. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д., Беляева А.В., Физиология человека: Учебное пособие по разделам дисциплины Физиология человека. – М.: САНВИТА, 2009. – 282с.

  4. Смиронов В.М. Нейрофизиология и ВНД детей и подростков. – М., 2000

  5. Урываев Ю.В. Высшие функции мозга. – М., 1996

  6. Физиология человека. Под. ред. В.М. Покровского. – М.: Медицина, 2001

Дополнительная:

  1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М.: Медицина, 1968

  2. Гусельников В.И. Электрофизиология головного мозга. – М.: Высшая школа, 1978

  3. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: 1985

  4. Леонтьева Н.Н. и др. Анатомия и физиология детского организма. – М.: 1986

  5. Основы физиологии человека. Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб, 1994

6.Урываев Ю.В. Физиологические основы гомеостаза. – М.,1995

7.Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого. – М., 1995


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


    1. Роль отечественных ученых А.А.Ухтомский, И.М.Сеченов, И.П. Павлов, П.К. Анохин) в развитии нейрофизиологии.

    2. Общие представления об организации рефлекторной деятельности в функциональной системе, обеспечивающие организму приспособительный эффект.

    3. Потенциал покоя и потенциал действия. Механизмы возникновения и поддержания биоэлектрической активности.

    4. Возбуждение и торможение в синапсах. Виды синапсов, их свойства и значение в проведении возбуждения.

    5. Сущность рефлекса. Природа безусловных рефлексов и отделы мозга, участвующие в их осуществлении.

    6. Безусловно-рефлекторная деятельность мозга, ее значение. Отделы мозга, принимающие участие в их осуществлении.

    7. Безусловно - и условно-рефлекторная деятельность мозга. Виды и отличительные особенности рефлексов, их многоуровневая организация.

    8. Рефлекторная деятельность спинного мозга. Его роль в формировании приспособительного поведения.

    9. Рефлекторная деятельность продолговатого мозга. Его роль в формировании приспособительного поведения.

    10. Рефлекторная деятельность среднего мозга. Его роль в формировании приспособительного поведения.

    11. Рефлекторная деятельность заднего мозга Его роль в формировании приспособительного поведения.

    12. Рефлекторная деятельность промежуточного мозга. Гипоталамус как высший центр вегетативных функций организма.

    13. Рефлекторная деятельность промежуточного мозга. Таламус как подкорковый центр анализа сенсомоторной информации.

    14. Нейрогуморальный принцип регуляции работы организма. Роль гипоталамо-гипофизарной системы в реализации этого принципа.

    15. Физиология ретикулярной формации. Корково-подкорковые взаимодействия ретикулярной формации (восходящие и нисходящие, специфические и неспецифические влияния). Регулирующая роль лимбической системы.

    16. Условные рефлексы. Виды и отличительные особенности, механизм образования, возрастные и индивидуальные особенности. Значение в приспособительном поведении.

    17. Кора больших полушарий как высший отдел ЦНС, ее роль в рефлекторной деятельности мозга. Аналитико-синтетическая деятельность коры и ее значение в приспособительном поведении.

    18. Торможение в ЦНС. Виды и механизмы безусловного и условного торможения. Значение торможения в приспособительном поведении.

    19. Динамический стереотип как системная деятельность мозга. Условия формирования, биологическое значение и возрастные особенности. Механизм формирования и значение «привычек» в приспособительном поведении.

    20. Учение о неврозах. Виды неврозов, причины и механизм возникновения. Изменение динамических стереотипов как одна из причин невроза. Профилактика.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ




  1. Физиология центральной нервной системы человека и ее связь с педагогикой, психологией и медициной.

  2. Физиология возбудимых тканей: строение мембраны клетки; потенциал покоя, механизмы поддержания потенциала покоя; потенциал действия, стадии одиночного цикла возбуждения, изменение возбудимости мембраны в процессе одиночного цикла возбуждения.

  3. Физиология возбудимых тканей: возбуждение и торможение: понятие, свойства, классификация, механизм торможения.

  4. Раздражение и раздражители: понятия, классификации раздражителей (по характеру воздействия, по адекватности, по силе воздействия). Рецептивное поле, перекрывание рецептивных полей.

  5. Физиология нервной ткани: строение нейрона, типы нейронов, функции нейронов; нейроглия; возрастные изменения нервной ткани.

  6. Синапс: понятие, функциональная организация, типы синапсов, общие свойства синапсов.

  7. Нервы и нервные волокна: понятие «нерв», функции нервов; типы нервных волокон; особенности проведения возбуждения по нервам.

  8. Рефлекс и рефлекторная дуга: понятие «рефлекс», «рефлекторная дуга», «рефлекторное кольцо»; звенья рефлекторной дуги и рефлекторного кольца. Принципы формирования условного рефлекса.

  9. Физиология нервных центров: понятие «нервный центр», свойства нервных центров.

  10. Принципы координации работы нервных центров.

  11. Физиология вегетативной нервной системы. Симпатическое и парасимпатическое звено вегетативной нервной системы. Особенности симпатической рефлекторной дуги. Медиаторы вегетативной нервной системы. Основные вегетативные рефлексы организма.

  12. Физиология спинного мозга: особенности строения, рефлекторная функция, проводниковая функция (основные восходящие и нисходящие проводящие пути) спинного мозга.

  13. Физиология продолговатого мозга: особенности строения, функции.

  14. Физиология среднего мозга: особенности строения, функции.

  15. Ретикулярная формация (РФ): понятие, функции (восходящие и нисходящие влияния), специфические нисходящие влияния РФ на примере работы дыхательного и сосудодвигательного центров.

  16. Физиология мозжечка: особенности строения, особенности нейронной организации коры мозжечка, ядра мозжечка, их функции. Функции мозжечка; последствия удаления или травмы мозжечка.

  17. Физиология промежуточного мозга: особенности строения и функции таламуса, гипоталамуса, гипофиза.

  18. Физиология конечного мозга: базальные ядра, функции базальных ядер; функциональная организация коры больших полушарий (слои, основные борозды и извилины, доли, области и их функции, строение неокортекса).

  19. Потребности и мотивации как основа поведения человека: понятия «потребность», «мотивация», «функциональная система», «поведение», факторы поведения, типы потребностей и мотиваций.

  20. Физиология пищевого поведения.

  21. Физиология полового поведения. Половая дифференцировка мозга.

  22. Физиология терморегуляции.

  23. Физиология боли.

  24. Физиология лимбической системы.

  25. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница