Автор статьи: Виноградова Анна Сергеевна, музыкальный руководитель ГБДОУ Детский сад №47,Санкт-Петербург.
Статья «Особая роль музыкального воспитания в развитии ребенка».
Я, Виноградова Анна Сергеевна, профессиональный музыкант и педагог, работаю с детьми уже более 15 лет и хочу поделиться опытом своей работы. Каждый день, работая с детьми, я проживаю вместе с ними эту маленькую, но очень важную часть их жизни – их индивидуальное становление и развитие на музыкальных занятиях. С рождения, каждый ребенок уникален и, безусловно, очень важная функция музыкального педагога - вовремя начать развивать в нем творческие способности, элементарные музыкальные умения и навыки. Музыка – это уникальный проводник в душу и психику любого человека. Я стараюсь помочь каждому из детей в их осознании себя и в творческой самореализации. Благодаря коллективному и индивидуальному музицированию дети ощущают радость, становятся инициативными, творчески гибкими, личностно-заинтересованными, вовлекаются в процесс музыкального творчества и делают свои первые шаги и успехи в музыке. Музыкальные занятия дают возможность каждому ребенку почувствовать в себе уверенность, силы и желание творить.
Работа педагога-музыканта в контексте современного музыкального образования насыщена множеством форм творчества, разнообразием и доступностью нового материала и возможностью любые инновационные разработки эффективно использовать в своей педагогической практике. Главная задача музыкального воспитания – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, активности, инициативности. Музыка – непосредственный источник гармоничного развития личности ребенка. Применение на занятиях различных методов и форм закрепления первичных навыков решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – развития эмоциональной отзывчивости на музыку и желание активной самостоятельной деятельности. А, в свою очередь, развитие инициативности, активности, эмоциональности, отзывчивости очень важны для их становления в будущем. Через музыку ребенок лучше понимает, осознает и чувствует сам себя и окружающий его социум.
Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно благодаря музыке, общению с ней развитие детей идет по качественно иному пути. Передо мной всегда стоят задачи: как сделать, чтобы занятия были интересней, насыщенней, давали детям возможность активного и полноценного в них участия. Безусловно, основные виды деятельности на музыкальном занятии дают прочную основу и всегда результативны и эффективны. И пение, и движение под музыку, и пальчиковые игры, и речевая гимнастика и коммуникативные игры и театрализация всегда ложатся в основу занятия. Но в процессе занятий всегда возникают новые формы сотворчества с детьми, определенное соучастие- сотрудничество ребенка и взрослого. Эта форма взаимодействия с детьми очень близка мне своей «неавторитарностью» подачи материала. Дети имеют возможность быть полноценными участниками процесса, а не пассивными наблюдателями. В этих целях я часто использую в своей работе материалы и разработки « Орф» - педагогики, а также активно изучаю новые методические материалы, стараюсь быть в курсе музыкально-педагогических новинок.
У каждого ребенка есть выбор - активно участвовать в занятии или быть слушателем. Это важно, потому что психика одного ребенка может не быть готовой к лидерству и активному участию, а другого, наоборот, абсолютно подвижна и приемлет любые предлагаемые формы деятельности на занятии. Поэтому очень важным я считаю индивидуальный и дифференцированный подход к развитию каждого ребенка. Внимательное наблюдение и психологически грамотная работа с детьми важнейшая составляющая в работе педагога-музыканта. Наиболее эффективно реализовать этот индивидуально-личностный подход можно именно на развивающих досуговых занятиях. И одним из главных приоритетов в музыкальной деятельности становятся инновационные технологии проведения занятия. Это могут быть и презентации мультимедиа, и классифицированная картотека музыкального материала на электронных носителях. Подбор материала сопровождается иллюстрированными примерами, а также любыми формами тактильного и зрительного взаимодействия с детьми (например, простой клубочек шерсти может проиллюстрировать детям протяжную линию мелодии, мягко тянущуюся линию голоса, обычные мыльные пузыри демонстрируют рождение и угасание звука во временном восприятии, а простая веточка вербы – проиллюстрировать нотки на нотном стане). Дети с удовольствием и любопытством воспринимают наглядный материал, включается их ассоциативное мышление и усиливается неподдельный интерес к познанию нового, а значит и к саморазвитию, а в дальнейшем воспитанию и обучению. Ведь главная задача музыкального воспитания - создать среду для гармоничного развития и сформировать стимул к познанию нового, познанию себя, самовыражению и активной деятельности.
В основе музыкального воспитания детей лежит совместная их с педагогом деятельность, объединяющая: музыкально - ритмические движения, пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, театрализацию. Я подразделяю свои занятия на сезонно - тематические, и в каждом квартале учебного года стараюсь запланировать ряд определенных тем, с которыми знакомятся дети. Важно эффективно раскрыть тему, чтобы каждый ребенок имел возможность полноценно прикоснуться ко всем видам музыкальной деятельности, а значит, и получать эффективное музыкально-личностное развитие. Комплекс «музыка - изобразительное искусство – литература» ложится в основу таких тематических занятий, ведь все виды искусства в мировом культурном наследии всегда взаимосвязаны между собой, а значит, их синтез дает более полное и объемное раскрытие темы, которую дети успешно усваивают. Такие комплексные занятия возможно реализовать на плановых вечерах досуга. Они всегда подготовлено – тематические и строятся на основе заданной конкретной темы. Внутри развития каждой разработанной темы я использую определенные виды музыкальной деятельности, выстроенные в последовательном порядке. Сами темы многообразны, и у каждого педагога всегда есть возможность разработать свои. Так, например, мне близки темы:«Музыка и природа», «Знакомство со сказочными героями в музыке», «Игра на музыкальных инструментах», «Инструменты народов мира и их история», «Как зарождалась музыка в древние времена», «Первые танцы», «Русские народные хороводы и игры», «Песенки для малышей или игрушки поют вместе с нами», «Игры наших пальчиков» и многие другие. Фантазия музыкального педагога должна всегда обогащаться и пополняться новым материалом, чтобы работа всегда была творческой и интересной.
Далее я перечислю сами формы деятельности, которые помогают раскрыть мне способности детей и развивать их умения и навыки в музыкальном направлении.
Поделитесь с Вашими друзьями: |