Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
« Нижегородская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской федерации
Утверждаю
Проректор по учебной работе
профессор С.Н. Цыбусов
____________________________
« ____» __________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина: Офтальмология
Специальность: 060105 Медико-профилактическое дело
Квалификация выпускника: специалист
Факультет: медико-профилактический
Курс: Пятый
Форма обучения: Очная
2013
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:
1.ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности)
Медико-профилактическое дело __________________________
утвержденный Министерством образования и науки РФ «__12___» _августа ___2010 г.
2. Учебный план по специальности Медико-профилактическое дело__________
утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО Ниж ГМА « 30 »_____мая_______2011г.
Разработчики:
Заведующий кафедрой болезней глазных болезней НижГМА, д.м.н.
Сметанкин Игорь Глебович
Доцент кафедры глазных болезней НижГМА, к.м.н.
Полтанова Татьяна Ивановна
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры глазных болезней
от «_18_» ___марта___2013г. Протокол № ___11 А__
Заведующий кафедрой глазных
болезней НижГМА, д.м.н. ____________________________ /Сметанкин И.Г./
СОГЛАСОВАНО
Председатель цикловой методической комиссии,
профессор, д.м.н.________________________________/ Абелевич А.И./
«___ » ______________20__г.
СОГЛАСОВАНО
Начальник УМУ,
профессор, д.м.н.______________________________/Потемина Т.Е/
«____» ______________20__ г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки «Медико-профилактическое дело» (060105), с учетом рекомендаций основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки «Медико-профилактическое дело» и примерной (типовой) учебной программы дисциплины.
Используемые сокращения.
ВПО – высшее профессиональное образование
ООП – основная образовательная программа
ОК – общекультурные компетенции
ПК – профессиональные компетенции
ПСК – профессионально-специализированные компетенции
ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
-
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Цель и задачи освоения дисциплины.
Целью освоения дисциплины является подготовка врача-специалиста, обладающего системой общекультурных: ОК-1, ОК-4 и профессиональных компетенций: ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-15, ПК-17, ПК-20, ПК-21, ПК-25, ПК-27, способного и готового к самостоятельной профессиональной деятельности.
Задачами освоения дисциплины являются:
Изучение и приобретение студентами знаний:
- основные показатели здоровья населения; критерии комплексной оценки состояния здоровья пациента;
- основы взаимодействия человека и окружающей среды; принципы организации профилактических мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на организм;
- основные принципы построения здорового образа жизни;
- методы установления причинно-следственных связей между состоянием среды обитания и здоровьем населения;
- эпидемиологию инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, осуществление противоэпидемических мероприятий, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях
- принципы организации и содержание профилактических мероприятий по предупреждению или уменьшению степени неблагоприятного влияния на человека факторов среды обитания в условиях населенных мест;
- современные подходы к изучению и оценке состояния здоровья, заболеваемости, физического и психического развития детей и подростков
- принципы гигиенического нормирования вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса; меры профилактики их вредного воздействия.
Формирование у студентов умений:
- производить основные физические измерения, работать на медицинской аппаратуре;
- давать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур;
- анализировать информацию, полученную с помощью методов светооптической и электронной микроскопии;
- оценивать уровни организации иммунной системы человека, отличить по маркерам основные клеточные элементы иммунной системы;
- оценивать параметры деятельности систем организма;
- проводить забор биологического материала от пациента для исследований;
- определить показатели и провести анализ влияния отдельных объектов и факторов окружающей среды и промышленного производства на человека или среду;
- выявлять факторы риска основных заболеваний человека, проводить профилактические мероприятия при них;
- анализировать вопросы общей патологии и оценивать современные теоретические концепции и направления в медицине;
- анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств;
- оценивать возможность использования лекарственных средств для терапии;
Формирование у студента навыков:
- методикой сбора социально-гигиенической информации; информации о состоянии здоровья населения;
- методикой проведения ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа заболеваемости населения и эпидемиологического обследования очагов инфекционных заболеваний;
- алгоритмом эпидемиологического надзора за отдельными группами и нозологическими формами инфекционных болезней;
- методами оценки качества состояния искусственной среды обитания человека;
- методикой контроля состояния здоровья детского и подросткового населения, условий жизни с разработкой практических мероприятий по их улучшению;
- методами предупреждения воздействия вредных факторов производственной среды на организм человека;
- методикой изучения состояния здоровья работающих.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО академии.
2..1. Дисциплина «Офтальмология» относится к профессиональному циклу базовой части дисциплин и является обязательной для изучения на медико-профилактическом факультете.
-
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения, навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
1). Нормальная анатомия человека – анатомия головы и шеи:
Знания – анатомо-физиологические особенности, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития организма человека
Умения – интерпретировать знания по анатомии.
Навыки – владеть медико-анатомическим понятийным аппаратом
2). Патологическая анатомия
Знания – о строении и развитии клеток и тканей человеческого организма.
Умения – анализировать гистофизиологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур человека
Навыки – макро- и микроскопического определения разницы в строении нормальных и абнормальных клеток и тканей организма человека.
3) Физика.
Знать - основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека, характеристики воздействия физических факторов на организм,
Основные законы физики, физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека.
Уметь – пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием, работать с увеличительной техникой, проводить статистическую обработку экспериментальных данных.
Навыки – работы с увеличительной техникой.
4) Микробиология, вирусология
Знать – классификацию, морфологию, физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека, методы микробиологической диагностики.
Уметь- интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной диагностики.
Владеть – методами стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки.
Навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного обследования пациентов.
5). Нормальная физиология.
Знания – функциональные системы организма человека, их регуляции и саморегуляции при воздействии с внешней средой в норме и патологических процессах.
Уметь – интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов.
Навыки – постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациентов.
6). Патологическая физиология
Знать – понятие этиологии, патогенеза, морфогенеза и патоморфоза болезни, принципы классификации; основные понятия общей нозологии. Функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах;
Умения – обосновать характер патологического процесса и его клинические проявления, принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний.
Навыки – сопоставления морфологических и клинических проявлений болезни
7). Фармакология.
Знать – классификации и основную характеристику лекарственных средств, их фармакодинамику, фармакокинетику, побочные эффекты, показаний и противопоказаний к применению; побочные эффекты;
Общие принципы оформления рецептов, составления рецептурных прописей лекарственных средств;
Уметь – анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность использовать их для терапевтического лечения
- выписывать рецепты лекарственных средств
- применять основные антибактериальные, противовирусные, биологические препараты
- Навыки – назначения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных заболеваний и патологических процессов.
-
Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами:
1). Пропедевтика внутренних болезней
Знания –план обследования больного; основные симптомы наиболее часто встречающихся заболеваний
- этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний;
- современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных, их диагностические возможности
- основы организации первичной медико-социальной помощи, организационные модели принципы диспансеризации населения, реабилитации больных и переболевших;
критерии диагноза различных заболеваний; диагностические возможности методов непосредственного исследования терапевтического больного
- основные принципы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;
- критерии диагноза различных заболеваний; диагностические возможности методов непосредственного исследования терапевтического больного
- основные принципы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;
- особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями различных систем организма
- принципы организации и методы проведения неотложных врачебных мероприятий у пациентов с гнойно-воспалительными заболеваниями и повреждениями челюстно-лицевой области;
Умения –
- провести обследование больного; оценить полученные данные; сформулировать синдромальный диагноз и наметить план дополнительных методов исследования;
заполнить историю болезни; оценить результаты обследований пациента;
- осуществлять уход за больными с заболеваниями различны органов и систем и осуществлять профилактические мероприятия;
- оказать первую помощь в экстренных случаях до приезда бригады скорой медицинской помощи; - реализовывать госпитализацию в экстренном порядке;
- организовывать и проводить медицинские осмотры и профилактические мероприятия;
- проанализировать социальные и экологические факторы, влияющие на здоровье детей;
- создать условия для гармоничного развития детей, организации здорового образа жизни;
- правильно интерпретировать данные специальных офтальмологических методов диагностики; - оказывать первую врачебную помощь при острой офтальмопатологии, проводить профилактику глазной патологии, профессиональный отбор, трудовую экспертизу;
Владеть навыками:
- методами общеклинического обследования (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, определение свойств артериального пульса, измерение артериального давления);
- интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;
- алгоритмом развернутого клинического диагноза; алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением к соответствующему врачу-специалисту;
- алгоритмом выполнения основных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях;
- методикой обследования челюстно-лицевой области
оказанием первой врачебной помощи пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях;
2) . Коммунальная гигиена
- основы взаимодействия человека и окружающей среды; принципы организации профилактических мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на организм;
- современные подходы к изучению и оценке состояния здоровья, заболеваемости, физического и психического развития детей и подростков
- принципы гигиенического нормирования вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса; меры профилактики их вредного воздействия.
Умения –
- оценивать параметры деятельности систем организма;
- проводить забор биологического материала от пациента для исследований;
- определить показатели и провести анализ влияния отдельных объектов и факторов окружающей среды и промышленного производства на человека или среду;
- выявлять факторы риска основных заболеваний человека, проводить профилактические мероприятия при них;
Владеть –
- методами оценки качества состояния искусственной среды обитания человека;
- методикой контроля состояния здоровья детского и подросткового населения, условий жизни с разработкой практических мероприятий по их улучшению;
- методами предупреждении воздействия вредных факторов производственной среды на организм человека;
- методикой изучения состояния здоровья работающих.
-
Требования к результатам освоения дисциплины.
3.1 Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
п/№
|
Код
компе
тенции
|
Содержание компетенции
(или ее части)
|
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
|
Знать
|
Уметь
|
Владеть
|
Оценочные средства
|
1.
|
ОК 1
|
Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
|
Знать методы и
приёмы
научного
анализа
социально значимых проблем и процессов
|
Уметь грамотно
анализировать и
оценить сущность проблем
изучаемой клинической
дисциплины и наметить
пути её
освоения
|
Владеть
навыками изложения
своей
точки зрения
по поводу
изучаемой
проблемы
|
Опрос
ТК –тестовый
Контроль
Ситуационные задачи
|
2
|
ОК-4
|
Способность и готовность к деятельности в различных сферах общественной жизни с
учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной этики,
законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией
|
Знать
морально-этич.
нормы и
принципы профес-сионального
поведения врача и его права
|
Уметь выстраивать рабочие
отношения с коллегами
и пациентами
|
Владеть
искусств.
публичной речи,
принципами
врачебной
деонтологии и медицин-
ской этики
|
Опрос
ТК –тестовый
контроль
Ситуационные задачи
|
3
|
ПК-6
|
Способностью и готовностью к изучению и оценке факторов среды обитания человека и
реакции организма на их воздействия, к интерпретации результатов гигиенических исследований,
пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и
санитарную практику, к оценке реакции организма на воздействие факторов среды обитания
человека.
|
Знать основные факторы внешней среды и их воздействие на организм
|
Интерпретировать результаты гигиенических исследований,
пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и
санитарную практику
|
Владеть Оценкой реакции организма на воздействие факторов среды обитания
человека
|
Опрос
ТК
Ситуационные задачи
|
4
|
ПК- 7
|
Способностью и готовностью к использованию современных методов оценки и коррекции
естественных природных, социальных и других условий жизни, к осуществлению
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению
инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, а также к осуществлению
противоэпидемической защиты населения
|
Знать методы
оценки и коррекции
естественных природных, социальных и других условий жизни
|
Уметь
осуществлению
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению
инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний
|
Владеть
навыками противоэпидемической защиты населения
|
Опрос
ТК
Ситуационные задачи
|
5.
|
ПК-9
|
Способностью и готовностью к прогнозированию опасности для здоровья, причиной которых
могут стать используемые трудовые и производственные процессы, технологическое
оборудование, и определению рекомендаций по их планированию и проектированию,
распознаванию и интерпретации появления в производственной среде химических, физических и
биологических и иных факторов среды обитания человека, которые могут повлиять на здоровье и
самочувствие работников
|
Знать основные трудовые и производственные процессы, технологическое
оборудование которые могут быть причиной опасности для здоровья
|
Уметь распознавать и интерпретировать появления в производственной среде химических, физических и
биологических и иных факторов среды обитания человека, которые могут повлиять на здоровье и
самочувствие работников,
|
Владеть методами планирования проектирования и распознавания факторов которые могут повлиять на здоровье и
самочувствие работников ;
|
Опрос
ТК
Ситуационные задачи
|
6
|
ПК 10
|
Способностью и готовностью к разработке, организации и выполнению комплекса
лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья и
снижения заболеваемости различных контингентов населения и отдельных пациентов
|
Знать способы профилактики возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний различных контингентов населения и отдельных пациентов
|
Уметь
осуществлять комплекс
лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья и
снижения заболеваемости
|
Владеть навыками применения общеоздоровительные мероприятия по сниженияю заболеваемости различных контингентов населения и отдельных пациентов
|
Опрос
ТК
Ситуационные задачи
|
7.
|
ПК-15
|
Способностью и готовностью к выявлению причинно-следственных связей в системе
"факторы среды обитания человека - здоровье населения"
|
Знать: причинно-следственные связей в системе
"факторы среды обитания человека - здоровье населения"
|
Уметь выявлять причинно-следственные связи в системе
"факторы среды обитания человека - здоровье населения"
|
Владеть навыками выявления причинно-следственныхсвяей в системе
"факторы среды обитания человека - здоровье населения"
|
Опрос
ТК
Ситуационные задачи
|
8.
|
ПК-17
|
способностью и готовностью к определению степени воздействия на организм работника
вредных факторов, расследованию причин профессиональных заболеваний и отравлений
|
Знать
основные вредные факторы, способные повлиять на организм работника
|
Уметь определять
степень воздействия на организм работника
вредных факторов
|
Владеть
навыками расследования причин профессиональных заболеваний и отравлений
|
Опрос
ТК
Ситуационные задачи
|
9.
|
ПК-20
|
Способностью и готовностью к постановке предварительного клинического диагноза
|
Знать основные симптомы наиболее часто встречающихся заболеваний
|
Уметь осуществлять алгоритм постановки предварительного клинического диагноза
|
Владеть навыками общеклинического обследования алгоритмом выбора алгоритмом постановки предварительного клинического диагноза
|
Опрос
ТК
Ситуационные задачи
|
10.
|
ПК- 21
|
Способностью и готовностью к оказанию первой врачебной помощи при неотложных
состояниях на догоспитальном этапе, а также в экстремальных условиях эпидемий, в очагах
массового поражения
|
Знать методы оказания первой врачебной помощи при неотложных
состояниях на догоспитальном этапе
|
Уметь оказать первую помощь в экстренных случаях до приезда бригады скорой медицинской помощи; - реализовывать госпитализацию в экстренном порядке;
|
Владеть методикой обследования челюстно-лицевой области
оказанием первой врачебной помощи пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях;
|
Опрос
ТК
Ситуационные задачи
|
11.
|
ПК-25
|
Способностью и готовностью к реализации этических и деонтологических аспектов врачебной
деятельности в общении с коллегами, другим медицинским персоналом, пациентами и их
родственниками
|
Знать
этические и деонтологические аспекты врачебной
деятельности
|
Уметь реализовывать этические и деонтологические аспекты врачебной
деятельности
|
Владеть искусством
публичной речи,
принципами
врачебной
деонтологии и медицин-
ской этики
|
Опрос
ТК
Ситуационные задачи
|
12.
|
ПК -27
|
Способностью и готовностью к обучению населения правилам медицинского поведения, к проведению гигиенических процедур, формированию навыков здорового образа жизни
|
Знать основы взаимодействия человека и окружающей среды; принципы организации профилактических мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на организм
|
Уметь
выявлять факторы риска основных заболеваний человека, проводить профилактические мероприятия при них
|
Владеть.
методикой контроля состояния здоровья детского и подросткового населения, условий жизни с разработкой практических мероприятий по их улучшению
|
Опрос
ТК
Ситуационные задачи
|
-
Поделитесь с Вашими друзьями: |