Сметанкин Игорь Глебович Доцент кафедры глазных болезней Нижгма, к м. н. Полтанова Татьяна Ивановна рабочая программа



страница1/3
Дата25.04.2016
Размер449 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Нижегородская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской федерации


Утверждаю

Проректор по учебной работе

профессор С.Н. Цыбусов

____________________________

« ____» __________ 2013 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина: Офтальмология

Специальность: 060105 Медико-профилактическое дело

Квалификация выпускника: специалист

Факультет: медико-профилактический

Курс: Пятый

Форма обучения: Очная

2013


При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:

1.ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности)

Медико-профилактическое дело __________________________

утвержденный Министерством образования и науки РФ «__12___» _августа ___2010 г.

2. Учебный план по специальности Медико-профилактическое дело__________

утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО Ниж ГМА « 30 »_____мая_______2011г.



Разработчики:

Заведующий кафедрой болезней глазных болезней НижГМА, д.м.н.

Сметанкин Игорь Глебович

Доцент кафедры глазных болезней НижГМА, к.м.н.

Полтанова Татьяна Ивановна
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры глазных болезней
от «_18_» ___марта___2013г. Протокол № ___11 А__

Заведующий кафедрой глазных

болезней НижГМА, д.м.н. ____________________________ /Сметанкин И.Г./

СОГЛАСОВАНО

Председатель цикловой методической комиссии,

профессор, д.м.н.________________________________/ Абелевич А.И./


«___ » ______________20__г.


СОГЛАСОВАНО

Начальник УМУ,

профессор, д.м.н.______________________________/Потемина Т.Е/

«____» ______________20__ г.



Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки «Медико-профилактическое дело» (060105), с учетом рекомендаций основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки «Медико-профилактическое дело» и примерной (типовой) учебной программы дисциплины.



Используемые сокращения.

ВПО – высшее профессиональное образование

ООП – основная образовательная программа

ОК – общекультурные компетенции

ПК – профессиональные компетенции

ПСК – профессионально-специализированные компетенции

ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования



  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Цель и задачи освоения дисциплины.

Целью освоения дисциплины является подготовка врача-специалиста, обладающего системой общекультурных: ОК-1, ОК-4 и профессиональных компетенций: ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-15, ПК-17, ПК-20, ПК-21, ПК-25, ПК-27, способного и готового к самостоятельной профессиональной деятельности.



Задачами освоения дисциплины являются:

Изучение и приобретение студентами знаний:

- основные показатели здоровья населения; критерии комплексной оценки состояния здоровья пациента;

- основы взаимодействия человека и окружающей среды; принципы организации профилактических мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на организм;

- основные принципы построения здорового образа жизни;

- методы установления причинно-следственных связей между состоянием среды обитания и здоровьем населения;

- эпидемиологию инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, осуществление противоэпидемических мероприятий, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях

- принципы организации и содержание профилактических мероприятий по предупреждению или уменьшению степени неблагоприятного влияния на человека факторов среды обитания в условиях населенных мест;

- современные подходы к изучению и оценке состояния здоровья, заболеваемости, физического и психического развития детей и подростков

- принципы гигиенического нормирования вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса; меры профилактики их вредного воздействия.

Формирование у студентов умений:

- производить основные физические измерения, работать на медицинской аппаратуре;

- давать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур;

- анализировать информацию, полученную с помощью методов светооптической и электронной микроскопии;

- оценивать уровни организации иммунной системы человека, отличить по маркерам основные клеточные элементы иммунной системы;

- оценивать параметры деятельности систем организма;

- проводить забор биологического материала от пациента для исследований;

- определить показатели и провести анализ влияния отдельных объектов и факторов окружающей среды и промышленного производства на человека или среду;

- выявлять факторы риска основных заболеваний человека, проводить профилактические мероприятия при них;

- анализировать вопросы общей патологии и оценивать современные теоретические концепции и направления в медицине;

- анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств;

- оценивать возможность использования лекарственных средств для терапии;

Формирование у студента навыков:

- методикой сбора социально-гигиенической информации; информации о состоянии здоровья населения;

- методикой проведения ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа заболеваемости населения и эпидемиологического обследования очагов инфекционных заболеваний;

- алгоритмом эпидемиологического надзора за отдельными группами и нозологическими формами инфекционных болезней;

- методами оценки качества состояния искусственной среды обитания человека;

- методикой контроля состояния здоровья детского и подросткового населения, условий жизни с разработкой практических мероприятий по их улучшению;

- методами предупреждения воздействия вредных факторов производственной среды на организм человека;

- методикой изучения состояния здоровья работающих.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО академии.

2..1. Дисциплина «Офтальмология» относится к профессиональному циклу базовой части дисциплин и является обязательной для изучения на медико-профилактическом факультете.



    1. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения, навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

1). Нормальная анатомия человека – анатомия головы и шеи:

Знания – анатомо-физиологические особенности, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития организма человека

Умения – интерпретировать знания по анатомии.

Навыки – владеть медико-анатомическим понятийным аппаратом
2). Патологическая анатомия

Знания – о строении и развитии клеток и тканей человеческого организма.

Умения – анализировать гистофизиологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур человека

Навыки – макро- и микроскопического определения разницы в строении нормальных и абнормальных клеток и тканей организма человека.

3) Физика.

Знать - основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека, характеристики воздействия физических факторов на организм,

Основные законы физики, физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека.

Уметь – пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием, работать с увеличительной техникой, проводить статистическую обработку экспериментальных данных.

Навыки – работы с увеличительной техникой.
4) Микробиология, вирусология

Знать – классификацию, морфологию, физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека, методы микробиологической диагностики.

Уметь- интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной диагностики.

Владеть – методами стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки.

Навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного обследования пациентов.
5). Нормальная физиология.

Знания – функциональные системы организма человека, их регуляции и саморегуляции при воздействии с внешней средой в норме и патологических процессах.

Уметь – интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов.

Навыки – постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациентов.


6). Патологическая физиология

Знать – понятие этиологии, патогенеза, морфогенеза и патоморфоза болезни, принципы классификации; основные понятия общей нозологии. Функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах;

Умения – обосновать характер патологического процесса и его клинические проявления, принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний.

Навыки – сопоставления морфологических и клинических проявлений болезни


7). Фармакология.

Знать – классификации и основную характеристику лекарственных средств, их фармакодинамику, фармакокинетику, побочные эффекты, показаний и противопоказаний к применению; побочные эффекты;

Общие принципы оформления рецептов, составления рецептурных прописей лекарственных средств;

Уметь – анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность использовать их для терапевтического лечения

- выписывать рецепты лекарственных средств

- применять основные антибактериальные, противовирусные, биологические препараты

- Навыки – назначения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных заболеваний и патологических процессов.


    1. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами:

1). Пропедевтика внутренних болезней

Знания –план обследования больного; основные симптомы наиболее часто встречающихся заболеваний

- этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний;

- современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных, их диагностические возможности

- основы организации первичной медико-социальной помощи, организационные модели принципы диспансеризации населения, реабилитации больных и переболевших;

критерии диагноза различных заболеваний; диагностические возможности методов непосредственного исследования терапевтического больного

- основные принципы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;

- критерии диагноза различных заболеваний; диагностические возможности методов непосредственного исследования терапевтического больного

- основные принципы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;

- особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями различных систем организма

- принципы организации и методы проведения неотложных врачебных мероприятий у пациентов с гнойно-воспалительными заболеваниями и повреждениями челюстно-лицевой области;

Умения –

- провести обследование больного; оценить полученные данные; сформулировать синдромальный диагноз и наметить план дополнительных методов исследования;

заполнить историю болезни; оценить результаты обследований пациента;

- осуществлять уход за больными с заболеваниями различны органов и систем и осуществлять профилактические мероприятия;

- оказать первую помощь в экстренных случаях до приезда бригады скорой медицинской помощи; - реализовывать госпитализацию в экстренном порядке;

- организовывать и проводить медицинские осмотры и профилактические мероприятия;

- проанализировать социальные и экологические факторы, влияющие на здоровье детей;

- создать условия для гармоничного развития детей, организации здорового образа жизни;

- правильно интерпретировать данные специальных офтальмологических методов диагностики; - оказывать первую врачебную помощь при острой офтальмопатологии, проводить профилактику глазной патологии, профессиональный отбор, трудовую экспертизу;

Владеть навыками:

- методами общеклинического обследования (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, определение свойств артериального пульса, измерение артериального давления);

- интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;

- алгоритмом развернутого клинического диагноза; алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением к соответствующему врачу-специалисту;

- алгоритмом выполнения основных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях;

- методикой обследования челюстно-лицевой области

оказанием первой врачебной помощи пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях;
2) . Коммунальная гигиена

- основы взаимодействия человека и окружающей среды; принципы организации профилактических мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на организм;

- современные подходы к изучению и оценке состояния здоровья, заболеваемости, физического и психического развития детей и подростков

- принципы гигиенического нормирования вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса; меры профилактики их вредного воздействия.

Умения –

- оценивать параметры деятельности систем организма;

- проводить забор биологического материала от пациента для исследований;

- определить показатели и провести анализ влияния отдельных объектов и факторов окружающей среды и промышленного производства на человека или среду;

- выявлять факторы риска основных заболеваний человека, проводить профилактические мероприятия при них;

Владеть –

- методами оценки качества состояния искусственной среды обитания человека;

- методикой контроля состояния здоровья детского и подросткового населения, условий жизни с разработкой практических мероприятий по их улучшению;

- методами предупреждении воздействия вредных факторов производственной среды на организм человека;

- методикой изучения состояния здоровья работающих.




  1. Требования к результатам освоения дисциплины.


3.1 Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

п/№


Код


компе

тенции

Содержание компетенции

(или ее части)



В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:


Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства

1.

ОК 1

Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

Знать методы и

приёмы


научного

анализа


социально значимых проблем и процессов

Уметь грамотно

анализировать и

оценить сущность проблем

изучаемой клинической

дисциплины и наметить

пути её


освоения

Владеть

навыками изложения

своей

точки зрения



по поводу

изучаемой

проблемы


Опрос

ТК –тестовый

Контроль

Ситуационные задачи




2

ОК-4


Способность и готовность к деятельности в различных сферах общественной жизни с

учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной этики,

законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией


Знать

морально-этич.

нормы и

принципы профес-сионального



поведения врача и его права

Уметь выстраивать рабочие

отношения с коллегами

и пациентами


Владеть

искусств.

публичной речи,

принципами

врачебной

деонтологии и медицин-

ской этики


Опрос

ТК –тестовый

контроль

Ситуационные задачи





3


ПК-6

Способностью и готовностью к изучению и оценке факторов среды обитания человека и

реакции организма на их воздействия, к интерпретации результатов гигиенических исследований,

пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и

санитарную практику, к оценке реакции организма на воздействие факторов среды обитания

человека.


Знать основные факторы внешней среды и их воздействие на организм

Интерпретировать результаты гигиенических исследований,

пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и

санитарную практику


Владеть Оценкой реакции организма на воздействие факторов среды обитания

человека


Опрос

ТК

Ситуационные задачи





4


ПК- 7



Способностью и готовностью к использованию современных методов оценки и коррекции

естественных природных, социальных и других условий жизни, к осуществлению

санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению

инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, а также к осуществлению

противоэпидемической защиты населения


Знать методы

оценки и коррекции

естественных природных, социальных и других условий жизни


Уметь

осуществлению

санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению

инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний




Владеть

навыками противоэпидемической защиты населения


Опрос


ТК

Ситуационные задачи




5.

ПК-9

Способностью и готовностью к прогнозированию опасности для здоровья, причиной которых

могут стать используемые трудовые и производственные процессы, технологическое

оборудование, и определению рекомендаций по их планированию и проектированию,

распознаванию и интерпретации появления в производственной среде химических, физических и

биологических и иных факторов среды обитания человека, которые могут повлиять на здоровье и

самочувствие работников



Знать основные трудовые и производственные процессы, технологическое

оборудование которые могут быть причиной опасности для здоровья



Уметь распознавать и интерпретировать появления в производственной среде химических, физических и

биологических и иных факторов среды обитания человека, которые могут повлиять на здоровье и

самочувствие работников,


Владеть методами планирования проектирования и распознавания факторов которые могут повлиять на здоровье и

самочувствие работников ;




Опрос

ТК

Ситуационные задачи





6

ПК 10

Способностью и готовностью к разработке, организации и выполнению комплекса

лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья и

снижения заболеваемости различных контингентов населения и отдельных пациентов


Знать способы профилактики возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний различных контингентов населения и отдельных пациентов

Уметь

осуществлять комплекс

лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья и

снижения заболеваемости



Владеть навыками применения общеоздоровительные мероприятия по сниженияю заболеваемости различных контингентов населения и отдельных пациентов

Опрос

ТК

Ситуационные задачи





7.

ПК-15

Способностью и готовностью к выявлению причинно-следственных связей в системе

"факторы среды обитания человека - здоровье населения"




Знать: причинно-следственные связей в системе

"факторы среды обитания человека - здоровье населения"




Уметь выявлять причинно-следственные связи в системе

"факторы среды обитания человека - здоровье населения"




Владеть навыками выявления причинно-следственныхсвяей в системе

"факторы среды обитания человека - здоровье населения"



Опрос

ТК

Ситуационные задачи





8.


ПК-17

способностью и готовностью к определению степени воздействия на организм работника

вредных факторов, расследованию причин профессиональных заболеваний и отравлений



Знать

основные вредные факторы, способные повлиять на организм работника



Уметь определять

степень воздействия на организм работника

вредных факторов


Владеть

навыками расследования причин профессиональных заболеваний и отравлений



Опрос

ТК

Ситуационные задачи





9.

ПК-20

Способностью и готовностью к постановке предварительного клинического диагноза

Знать основные симптомы наиболее часто встречающихся заболеваний



Уметь осуществлять алгоритм постановки предварительного клинического диагноза

Владеть навыками общеклинического обследования алгоритмом выбора алгоритмом постановки предварительного клинического диагноза

Опрос

ТК

Ситуационные задачи





10.

ПК- 21

Способностью и готовностью к оказанию первой врачебной помощи при неотложных

состояниях на догоспитальном этапе, а также в экстремальных условиях эпидемий, в очагах

массового поражения


Знать методы оказания первой врачебной помощи при неотложных

состояниях на догоспитальном этапе



Уметь оказать первую помощь в экстренных случаях до приезда бригады скорой медицинской помощи; - реализовывать госпитализацию в экстренном порядке;



Владеть методикой обследования челюстно-лицевой области

оказанием первой врачебной помощи пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях;



Опрос

ТК

Ситуационные задачи





11.


ПК-25

Способностью и готовностью к реализации этических и деонтологических аспектов врачебной

деятельности в общении с коллегами, другим медицинским персоналом, пациентами и их

родственниками


Знать

этические и деонтологические аспекты врачебной

деятельности


Уметь реализовывать этические и деонтологические аспекты врачебной

деятельности




Владеть искусством

публичной речи,

принципами

врачебной

деонтологии и медицин-

ской этики



Опрос

ТК

Ситуационные задачи





12.

ПК -27

Способностью и готовностью к обучению населения правилам медицинского поведения, к проведению гигиенических процедур, формированию навыков здорового образа жизни

Знать основы взаимодействия человека и окружающей среды; принципы организации профилактических мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на организм

Уметь

выявлять факторы риска основных заболеваний человека, проводить профилактические мероприятия при них



Владеть.

методикой контроля состояния здоровья детского и подросткового населения, условий жизни с разработкой практических мероприятий по их улучшению



Опрос

ТК

Ситуационные задачи








  1. Каталог: resources -> directory -> 377 -> common
    directory -> Рабочая программа по стоматологии детского возраста рассмотрена и одобрена на заседании кафедры стоматологии детского возраста
    directory -> Экзаменационные вопросы для студентов 3 курса стоматологического факультета. Синдром дыхательной недостаточности. Понятие о степени хронической дыхательной недостаточности
    directory -> Экзаменационные вопросы Лечебный факультет
    directory -> Тесты контроля знаний по вопросам
    directory -> Справочник практического врача / Ю. Я. Венгеров, Т. Э. Мигманов, М. В. Нагибина. М. Медпресс-информ, 2010. 448 с 616. 9 В-29 ч/з
    directory -> План лекций по челюстно-лицевой хирургии для студентов 5 курса стоматологического факультета
    directory -> План практических занятий по члх 10 семестр, 5 курс 10 семестр 2015-2016 г г. Поликлиника
    directory -> Герпесвирусная инфекция у детей
    common -> Вопросы к экзамену по глазным болезням для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов, а также слушателей мед


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница