Саратовской области «балашовское медицинское училище»



Скачать 453.5 Kb.
Дата28.04.2016
Размер453.5 Kb.
ТипРабочая программа

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

АРКАДАКСКИЙ ФИЛИАЛ

государственное автономное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАЛАШОВСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

рабочая ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

По специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

Аркадак,


2015год


Одобрена

цикловой методической комиссией

общепрофессиональных

и специальных дисциплин

Протокол ____________

«____»_____________2015г.

Председатель ЦМК Н.Е. Вьюнова


Утверждена

Зав. производственной практикой Исаева В. В.____________

«_____»______________2015г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело


Организация-разработчик: Аркадакский филиал ГАПОУ СО «БМУ»
Разработчик:

Алексеева Н.В., преподаватель «Анатомии и физиологии», первой квалификационной категории.

Рецензенты: Шебалков В.В., главный врач ГУЗ «Тубсанаторий «Летяжевский», врач высшей квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ






стр.
  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4


  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



5
  1. условия реализации программы учебной дисциплины



28

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины



30





1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА


1.1.Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям 34.02.01 Сестринское дело



1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Анатомия и физиология человека» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:


  • применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


- строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 156 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 104 часов;

самостоятельной работы обучающегося 52 часа.



2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

156

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

104

в том числе:




практические занятия

36

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

52

в том числе:




написание рефератов

подготовка докладов

выполнение домашней работы

Аттестация студентов в форме экзамена

12

12

28


2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Максимальная учебная нагрузка

Количество теоретических аудиторных часов

Количество практических часов

Самостоятельная работа студентов

РАЗДЕЛ 1.

Анатомия и физиология как науки.

Человек – предмет изучения анатомии и физиологии


4


2





2

Тема 1.1.

Анатомия и физиология как науки.

Человек – предмет изучения анатомии и физиологии




2




2


РАЗДЕЛ 2.

Отдельные вопросы цитологии и гистологии



14


6


2


6


Тема 2.1.

Основы цитологии. Клетка





2




2



Тема 2.2.

Основы гистологии.

Классификация тканей. Эпителиальная ткань. Соединительная ткань.




2




2



Тема 2.3.

Мышечная ткань. Нервная ткань






2




2


РАЗДЕЛ 3.

Общие вопросы анатомии и физиологии опорно-двигательного аппарата


28

12

8

8

Тема 3.1.

Морфофункциональная характеристика аппарата движения







2








Тема 3.2.

Кости, их соединения и мышцы головы







2

2

2


Тема 3.3.

Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения туловища







2

2

2


Тема 3.4.

Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения верхних конечностей







2




2


Тема 3.5.

Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения нижних конечностей







2

2

2

Тема 3.6

Исследование двигательных функций методом активных и пассивных движений







2

2




РАЗДЕЛ 4.

Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы



28


12


8


8

Тема 4.1.

Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы






2







Тема 4.2.

Анатомия и физиология сердца






2

2

3


Тема 4.3.

Процесс кровообращения. Сосуды малого и коронарного кругов кровообращения. Артерии и вены большого круга кровообращения





4

2

3



Тема 4.4.

Функциональная анатомия лимфатической системы






2

2

2


Тема 4.5

Кровь.


Гомеостаз.




2

2




РАЗДЕЛ 5.

Анатомия и физиология дыхательной системы



10


4


2


4

Тема 5.1.

Анатомия и физиология органов дыхания






4

2

4


РАЗДЕЛ 6.

Общие вопросы анатомии и физиологии пищеварительной системы



24


12


6



6

Тема 6.1.

Анатомия органов пищеварения







4

2

4


Тема 6.2.

Анатомия и физиология больших пищеварительных желез






2









Тема 6.3.

Физиология пищеварения







2

2

2

Тема 6.4

Обмен веществ и энергии в организме







4

2




РАЗДЕЛ 7.

Общие вопросы анатомии и физиологии мочевыделительной системы человека



10


4


2


4

Тема 7.1.

Анатомия и физиология мочевыделительной системы






4

2

4


РАЗДЕЛ 8.

Общие вопросы анатомии и физиологии репродуктивной системы человека



8


2


2


4

Тема 8.1.

Анатомия и физиология репродуктивной системы человека







2

2

4

РАЗДЕЛ 9.

Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма




30



14



6



10

Тема 9.1.

Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система человека







4

2

4

Тема 9.2.

Нервная регуляция процессов жизнедеятельности






6

2

4


Тема 9.3.

Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем





4

2

2



Всего



156


68


36


52





Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1.

Анатомия и физиология как науки.

Человек – предмет изучения анатомии и физиологии





4



Тема 1.1.

Анатомия и физиология как науки.

Человек – предмет изучения анатомии и физиологии


Содержание учебного материала

2

2

1

Положение человека в природе.

Анатомия и физиология как медицинские науки.

Методы изучения организма человека. Части тела человека. Оси и плоскости. Анатомическая номенклатура.

Конституция. Морфологические типы конституции.









Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов

Составление конспекта «Краткая история развития анатомии и физиологии»

Зарисовка частей тела человека, плоскостей и осей движения, условных линий для определения положения органов.



2




РАЗДЕЛ 2.

Отдельные вопросы цитологии и гистологии




14




Тема 2.1.

Основы цитологии. Клетка




Содержание учебного материала

2

2


1

Клетка: строение и функции клеток. Плазматическая мембрана, органоиды (митохондрии, эндоплазматическая сеть, лизосомы, аппарат Гольджи, клеточный центр), специализированные органоиды (миофибриллы, нейрофибриллы, жгутики, реснички, ворсинки), включения (трофические, пигментные, экскреторные), ядро.

Химический состав клетки- неорганические (вода, кислоты, основания, соли) и органические и вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ), их функции. Строение и свойства ДНК, виды РНК.

Обмен веществ и энергии в клетке. Жизненный цикл клетки.








Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов

Зарисовка основных структур клетки


2






Тема 2.2.

Основы гистологии.

Классификация тканей. Эпителиальная ткань. Соединительная ткань.



Содержание учебного материала

2

2

1

Ткань – определение, классификация, функциональные различия.

Эпителиальная ткань – расположение в организме, виды, функции строение. Классификация покровного эпителия – однослойный, многослойный, переходный.

Соединительная ткань – расположение в организме, функции, классификация.

Строение соединительной ткани. Функции клеток соединительной ткани (фибробластов, макрофагов, тканевых базофилов, тучных клеток,

плазматических клеток, липоцитов, ретикулярных клеток, адвентициальных клеток, пигментных клеток).

Хрящевая ткань – строение, виды, расположение в организме.

Костная ткань, расположение, строение, функции.








Самостоятельная работа обучающихся

Зарисовка схем разновидностей тканей

Составление сравнительной таблицы тканей.


2





Тема 2.3.

Мышечная ткань. Нервная ткань





Содержание учебного материала

2

2

1

Мышечная ткань –сократимость, функции, виды – гладкая, исчерченная скелетная и сердечная. Гладкая мышечная ткань – расположение, функции, структурно-функциональная единица. Исчерченная скелетная мышечная ткань, функциональные особенности. Сердечная мышечная ткань, кардиомиоцит, функциональные особенности.

Нервная ткань – расположение, строение. Строение нейрона. Виды нейронов – униполярные, биполярные, мультиполярные, псевдоуниполярные, центральные, периферические, чувствительные, эффекторные – двигательные соматические и вегетативные, секреторные, промежуточные. Нервное волокно, строение, виды. Нервные окончания: рецепторы, эффекторы

Определение органа. Системы органов








Практические занятия

Определение разновидностей тканей на макро- и микропрепаратах.



2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов

Зарисовка основных структур клетки

Составление таблицы «системы органов»



2




РАЗДЕЛ 3.

Общие вопросы анатомии и физиологии опорно-двигательного аппарата





28




Тема 3.1.

Морфофункциональная характеристика аппарата движения



Содержание учебного материала

2


2

1

Понятие «опорно-двигательный аппарат».

Скелет – понятие, функции. Кость как орган, химический состав. Виды костей, строение. Надкостница. Соединения костей.

Строение сустава. Вспомогательный аппарат суставов. Классификация суставов. Виды движений в суставах.

Саркомер, механизм скольжения миофибрилл, сокращение саркомера, мышечного волокна, мышцы.

Расположение, значение скелетных мышц. Мышечные группы. Мышца как орган. Строение и работа мионеврального синапса.

Виды мышц.

Вспомогательный аппарат мышц: фасции, фиброзные и костно-фиброзные каналы. Синовиальные сумки, костные и фиброзные блоки, сесамовидные кости. Основные физиологические свойства мышц – возбудимость, возбуждение, рефрактерность, лабильность, сократимость. Изотонический и изометрический режимы сокращения. Виды мышечного сокращения: одиночное, зубчатый тетанус, гладкий тетанус. Контрактура. Работа мышц. Образование АТФ и тепла в мышцах. Утомление и отдых мышц. Значение физической тренировки мышц.










Тема 3.2.

Кости, их соединения и мышцы головы





Содержание учебного материала

2


2

1

Череп в целом – свод, основание, черепные ямки, глазница, полость носа, полость рта. Возрастные особенности черепа. Строение родничков черепа новорожденного, сроки закрытия родничков.

Мозговой и лицевой отделы черепа. Соединение костей. Височно-нижнечелюстной сустав, движения в нем.

Мышцы головы, расположение и функции. Фасции головы. Топографические образования головы.








Практические занятия
Изучение препаратов костей черепа

2



3

Самостоятельная работа обучающихся

Зарисовка родничков черепа новорожденного

Составление таблицы соединения костей черепа

Работа с макропрепаратами.




2





Тема 3.3.

Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения туловища




Содержание учебного материала

2


2

1

Скелет туловища, структуры его составляющие. Позвоночный столб, отделы. Строение позвонков, крестца, копчика. Соединения позвоночного столба.

Грудная клетка, грудная полость, апертуры, реберные дуги, подгрудинный угол. Формы грудной клетки Строение грудины. Ребра: истинные, ложные, колеблющиеся. Соединение ребер с позвоночником.

Группы мышц шеи. Фасции шеи. Топографические образования шеи.

Мышцы спины. Мышцы груди. Мышцы живота – расположение, функции. Влагалище прямой мышцы живота. Топографические образования туловища.










Практические занятия

Изучение препаратов костей туловища




2




3


Самостоятельная работа обучающихся

Составление таблицы соединений костей туловища

Зарисовка топографических образований шеи

Работа с макропрепаратами

Составление сравнительной таблицы мышц


2





Тема 3.4.

Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения верхних конечностей






Содержание учебного материала

2

2

1

Скелет верхней конечности, отделы. Скелет плечевого пояса – кости его образующие. Строение лопатки и ключицы. Строение и соединения костей свободной верхней конечности. Движения в суставах верхней конечности (плечевой, локтевой, лучезапястный, суставы кисти).

Типичные места переломов конечностей.

Мышцы верхней конечности: мышцы плечевого пояса, передняя и задняя группы мышц плеча, мышцы предплечья: передняя группа – поверхностные и глубокие, задняя группа – поверхностные и глубокие.

Мышцы кисти, расположение, функции.

Топографические образования верхней конечности: подмышечная впадина, локтевая ямка, области.








Самостоятельная работа обучающихся

Составление таблицы описания суставов верхних конечностей

Схематическое изображение мест переломов конечностей

Описание связочного аппарата соединений костей конечностей

Составление перечня мышц конечностей синергистов и антагонистов

Работа с макропрепаратами



2





Тема 3.5.

Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения нижних конечностей

Тема 3.6

Исследование двигательных функций методом активных и пассивных движений




Содержание учебного материала


2


2

1

Скелет нижней конечности – отделы. Скелет тазового пояса. Большой и малый таз – кости их образующие. Половые различия таза, размеры женского таза. Скелет свободной нижней конечности – кости его образующие, их строение, соединения. Стопа как целое – своды стопы (продольные – опорный и рессорный, поперечный).

Движения в суставах свободной нижней конечности (тазобедренный, коленный, голеностопный, большеберцово-малоберцовые, голеностопный, плюсне-предплюсневые, плюсне-фаланговые, межфаланговые). Типичные места переломов конечностей.

Мышцы нижней конечности.

Мышцы таза: передняя группа, задняя группа, функции.

Мышцы бедра: передняя (сгибатели), задняя группа (разгибатели), расположение, функции. Мышцы голени: передняя, задняя, латеральная группы, функции.

Мышцы стопы (мышцы большого пальца, мышцы мизинца, средняя группа мышц), расположение, функции.

Топографические образования нижней конечности – области, сосудистая и мышечная лакуны, подколенная ямка, строение пахового канала, формирование бедренного канала.








Практические занятия

Изучение препаратов костей нижних и верхних конечностей




2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Составление таблицы описания суставов нижних конечностей

Схематическое изображение мест переломов конечностей

Описание связочного аппарата соединений костей конечностей

Составление перечня мышц конечностей синергистов и антагонистов

Работа с макропрепаратами



2




Содержание учебного материала

2

2

1

Основные физиологические свойства мышц – возбудимость, возбуждение, рефрактерность, лабильность, сократимость. Изотонический и изометрический режимы сокращения. Виды мышечного сокращения: одиночное, зубчатый тетанус, гладкий тетанус. Контрактура. Работа мышц. Образование АТФ и тепла в мышцах. Утомление и отдых мышц. Значение физической тренировки мышц.







Практические занятия

Исследование двигательных функций методом активных и пассивных движений



2

3

РАЗДЕЛ 4.

Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы




28




Тема 4.1.

Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы




Содержание учебного материала

1 Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы

Структуры, осуществляющие процесс кровообращения. Виды и строение стенки артерий, вен, капилляров. Функциональные группы сосудов. Основные показатели кровообращения.


2

2

Тема 4.2.

Анатомия и физиология сердца





Содержание учебного материала

2


2

1

Сердце – расположение, внешнее строение, анатомическая ось, проекция на поверхность грудной клетки, камеры сердца, отверстия и клапаны сердца. Строение стенки сердца – эндокард, миокард, эпикард, расположение, физиологические свойства. Строение перикарда. Сосуды и нервы сердца.

Проводящая система сердца, ее структура и функциональная характеристика. Электрические явления в сердце, их регистрация. Электрокардиограмма – зубцы, интервалы. Сердечный цикл, его фазы, продолжительность. Сердечный толчок, тоны сердца, факторы, обусловливающие звуковые явления в сердце. Перкуссия и аускультация сердца.

Регуляция деятельности сердца: местные механизмы (закон Старлинга, Бейнбриджа), центральные механизмы – сердечно-сосудистый центр продолговатого мозга.









Практические занятия

Изучение строения сердца


2



3

Самостоятельная работа обучающихся

Зарисовка с использованием препаратов, муляжей, планшетов строения сердца.

Подготовка доклада по теме "Проводящая система сердца".

Написание реферата на тему «Анатомия и физиология сердца»




3






Тема 4.3.

Процесс кровообращения Сосуды малого и коронарного кругов кровообращения Артерии и вены большого круга кровообращения




Содержание учебного материала

4



2



1

Структуры малого круга кровообращения: легочный ствол, легочные артерии, долевые, сегментарные, дольковые артерии, капилляры, венулы, дольковые, сегментарные, долевые вены, легочные вены. Кровоснабжение легких – бронхиальные артерии.

Венечный круг кровообращения: коронарные артерии (левая и правая), вены сердца, венечный синус. Значение коронарного круга кровообращения. Кровообращение плода, особенности, связанные с периодом развития.

Аорта, ее отделы, артерии от них отходящие. Плечеголовной ствол. Артерии шеи и головы, области кровоснабжения. Артерии верхних конечностей: подмышечная, плечевая, локтевая, лучевая, ладонные дуги – расположение, области кровообращения. Ветви грудной и брюшной части аорты, артерии таза. Артерии нижних конечностей – бедренная, подколенная глубокая артерия бедра, передняя и задняя большеберцовые артерии, малоберцовая артерия, тыльная артерия стопы, медиальная и латеральная подошвенные артерии. Артериальный пульс, его характеристики, определение. Критерии оценки процесса кровообращения – самочувствие, положение человека, цвет и тургор кожи, видимое состояние сосудов, пульс, артериальное давление, сердечный толчок, границы сердца, сердечные тоны, функциональные сердечно-сосудистые пробы, ЭКГ. Временная остановка кровотечения.

Система верхней полой вены. Вены головы и шеи, вены верхней конечности. Вены грудной клетки. Система нижней полой вены.

Вены таза и нижних конечностей, вены живота. Система воротной вены печени. Кровоснабжение печени. Регуляция сосудистого тонуса.






Практические занятия

Изучение строения сосудов малого, большого и венечного кругов кровообращения.




2


3

Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов

Составление схем кровоснабжения головы, мозга, конечностей

Составление схем систем верхней и нижней полых вен, воротной вены печени

Схематическое изображение микроциркуляторного русла кровообращения, транскапиллярного обмена



3





Тема 4.4.

Функциональная анатомия лимфатической системы





Содержание учебного материала

2

2

1

Строение системы лимфообращения. Лимфоидная ткань. Состав лимфы, ее образование, строение стенки лимфатических сосудов. Отличие строения лимфатического капилляра от кровеносного. Основные лимфатические сосуды, стволы и протоки. Причины движения лимфы по лимфососудам. Функции лимфатической системы. Строение и функции лимфоузла. Группы лимфоузлов. Строение и функции селезенки. Связь лимфатической системы с иммунной системой.

Значение лимфатической системы для организма.











Практические занятия

2

3

Изучение строения системы лимфообращения


Самостоятельная работа обучающихся

Составление сравнительной характеристики венозной и лимфатической систем

Зарисовка схемы расположения регионарных лимфоузлов

Составление словаря терминов

Написание реферата на тему «Функциональная анатомия лимфатической системы»

2





Тема 4.5

Кровь.


Гомеостаз.

Содержание учебного материала

Состав, свойства и функции крови. Плазма и форменные элементы крови. Группы крови. Резус-фактор.




2


2




Практические занятия

Состав. свойства и функции крови



2

3

РАЗДЕЛ 5.

Анатомия и физиология дыхательной системы



10





Тема 5.1.

Анатомия и физиология органов дыхания




Содержание учебного материала

4

2

1

Органы дыхательной системы: верхние дыхательные пути, нижние дыхательные пути, собственно дыхательная часть, их функции.

Значение кислорода и углекислого газа для человека. Процесс дыхания – определение, этапы. Внешнее дыхание, характеристика, структуры его осуществляющие. Транспорт газов кровью. Тканевое дыхание. Принцип газообмена между дыхательными средами.

Обзор дыхательной системы: воздухоносные пути и легкие, их функции и строение.

Нос, наружный нос, носовая полость, носоглотка, придаточные пазухи носа.

Гортань, топография, строение стенки, хрящи гортани, мышцы гортани, отделы гортани, голосовая щель. Функции гортани. Трахея, топография, бифуркация трахеи, строение стенки, функции.

Плевра – строение, листки, плевральная полость, синусы.

Бронхи – виды бронхов, строение стенки, бронхиальное дерево.

Легкие – внешнее строение, границы, внутреннее строение: доли, сегменты, дольки, ацинус. Функции. Факторы, препятствующие старению легких. Мертвое пространство, определение, виды.

Строение, границы, отделы средостения






Практические занятия

Изучение строения органов дыхательной системы. Определение ЖЕЛ, минутного объёма легких.



2



3



Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов

Зарисовка демонстрационных объектов

Зарисовка микроскопического строения легких

Составление сравнительной таблицы «Содержание кислорода и углекислого газа в дыхательных средах организма»

4



РАЗДЕЛ 6.

Общие вопросы анатомии и физиологии пищеварительной системы




24






Тема 6.1.

Анатомия органов пищеварения






Содержание учебного материала

4




2

1

Пищеварительная система. Структуры пищеварительной системы – пищеварительный канал, большие пищеварительные железы. Отделы пищеварительного канала.

Полость рта, строение: преддверие и собственно полость рта. Зев-границы, небные дужки, мягкое небо. Миндалины лимфоэпителиального кольца Пирогова-Вальдейера. Органы полости рта: язык и зубы. Строение языка, его функции. Зубы, строение; молочные и постоянные, формула зубов, функции полости рта. Глотка – расположение, строение, стенки, отделы, функции.

Желудок – расположение, проекция на переднюю брюшную стенку, формы, отделы, поверхности, кривизны. Строение стенки желудка: серозная оболочка, мышечная оболочка (выраженность косого, продольного и циркулярного слоев; пилорический сфинктер), слизистая оболочка (складки, эпителий, ее покрывающий, лимфоидные фолликулы, железы). Железы желудка: виды (собственные, кардиальные, пилорические) – их строение; клетки (главные, добавочные, обкладочные, С-клетки) и вещества, ими вырабатываемые: протеолитические ферменты (пепсиноген, гастриксин, химозин), липолитические ферменты (липаза желудка), амилолитические ферменты (амилаза, мальтаза), слизеподобные вещества (муцин, внутренний фактор Кастла), лизоцим, соляная кислота, тканевые гормоны (гастрин, гастрон). Функции желудка. Желудочный сок – свойства, состав. Тонкая кишка – расположение, строение, отделы: 12-перстная, тощая и подвздошная кишка, функции. Строение стенки, образования слизистой оболочки (складки, ворсинки, микроворсинки, пейеровы бляшки, железы). Кишечный сок – свойства, состав, функции.

Толстая кишка – расположение, отделы. Проекция отделов на переднюю брюшную стенку, особенности строения, функции. Прямокишечное венозное сплетение слизистой, внутренний сфинктер мышечного слоя стенки кишки, наружный сфинктер заднего прохода. Состав кишечного сока, его значение.

Брюшина – строение, ход брюшины. Образования брюшины: связки, брыжейки, сальники. Отношение органов к брюшине.






Практические занятия

Изучение строения органов пищеварения



2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Зарисовка органов полости рта, глотки, пищевода, желудка, тонкой кишки и ее отделов, толстой кишки и ее отделов

Составление словаря терминов

Написание доклада «Значение нормальной микрофлоры кишечника»




4






Тема 6.2.

Анатомия и физиология больших пищеварительных желез






Содержание учебного материала


2


2

1

Большие слюнные железы: околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные – строение, места открытия выводных протоков, секрет слюнных желез. Слюна – состав (вода, микроэлементы, лизоцим, муцин, мальтаза, амилаза), свойства.

Поджелудочная железа – расположение, функции: экзокринная – выделение пищеварительного сока (состав сока, ферменты – трипсиноген, химотрипсин, фосфолипаза, липаза, амилаза, мальтаза), эндокринная: инсулин, глюкагон. Протоки поджелудочной железы

Печень – расположение, границы, функции (пищеварительная, пластическая, антитоксическая, депо гликогена, депо крови, кроветворная). Макро-

и микроскопическое строение печени. Кровоснабжение печени, ее сосуды.

Желчный пузырь – расположение, строение, функции. Состав и свойства желчи. Функции желчи: пищеварительная, выделительная, стимуляция секреции и моторики кишечника, секреции поджелудочной железы, активация ферментов, бактериостатическая. Механизм образования желчи, виды желчи (пузырная, печеночная), отделение желчи. Общий желчный проток.







Тема 6.3.

Физиология пищеварения





Содержание учебного материала


2


2

1

Пищеварение в полости рта

Пищеварение в желудке под воздействием ферментов желудочного сока. Моторная функция желудка, как фактор механического переваривания пищи. Эвакуация содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку..

Пищеварение в тонком кишечнике, виды. Полостное пищеварение. Пристеночное пищеварение. Моторная функция тонкой кишки. Всасывание в тонкой кишке. Эвакуация пищи в толстую кишку (работа илеоцекального клапана).

Пищеварение в толстой кишке под действием ферментов кишечного сока и бактерий. Синтез витаминов группы В, витамина К.

Формирование каловых масс. Акт дефекации.

Мотивация голода и насыщения. Центры голода. Аппетит.

Регуляция пищеварения. Роль пищи в регуляции пищеварения.













Самостоятельная работа обучающихся

Составление схем регуляции выделения пищеварительных соков, сравнительной таблицы пищеварения в различных отделах пищеварительного канала.

Подготовка доклада на тему: "Регуляция пищеварения"



2










Практические занятия

Изучение физиологии органов пищеварения



2

3

Тема 6.4.

Обмен веществ и энергии в организме








Содержание учебного материала


4


2




1.

Обмен веществ и энергии – определение; пластический и энергетический обмен – характеристика. Превращение веществ и энергии в организме человека. Расходование энергии пищи на согревание организма и синтез АТФ. Использование энергии АТФ. Три этапа освобождения энергии в организме человека.

Энергетический баланс. Основной обмен, факторы на него влияющие. Пищевой рацион – определение, распределение суточного рациона. Режим питания. Диета – определение, основы действия.

Белки,жиры,углевожы: биологическая ценность (пластическая, регуляторная, ферментативная, транспортная, наследственная, энергетическая роль), энергетическая ценность, суточная потребность человека в белках,жирах,углеводах.

Водно-солевой обмен. Биологическая ценность воды. Количество воды в организме. Суточная потребность человека в воде. Минеральные вещества и микроэлементы, продукты их содержащие.


Витамины – понятие, биологическая ценность, факторы, влияющие на потребность организма в витаминах. Источники витаминов (пища, синтез в организме). Понятие о гиповитаминозах, авитаминозах, гипервитаминозах.













Практические занятия

Обмен веществ и энергии в организме



2

3

РАЗДЕЛ 7.

Общие вопросы анатомии и физиологии мочевыделительной системы человека









10




Тема 7.1.

Анатомия и физиология мочевыделительной системы






Содержание учебного материала




4


2




1.

Процесс выделения. Структуры организма, участвующие в выделении.

Вещества, подлежащие выделению (экскреты). Этапы процесса выделения: образование экскретов и поступление их из тканей в кровь, транспорт экскретов кровью к органам, обезвреживающим их, к органам выделения, в депо питательных веществ, выведение экскретов из организма.

Мочевая система, органы ее образующие.

Почки, мочеточники, мочевой пузырь: макроскопическое строение, топография, функции. Строение нефронов, их виды. Выделительная функция почек. Определение и характеристика мочевыделения. Механизмы образования мочи















Практические занятия

Изучение строения органов мочевыделительной системы

Оценка общего клинического анализа мочи



2


3







Самостоятельная работа обучающихся

Изображение схемы нефрона

Зарисовка строения почек, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала

Составление словаря терминов

Подготовка доклада «Искусственная почка»

Работа с бланками анализа мочи, оценка показателей

Подсчет суточного диуреза и водного баланса



4




РАЗДЕЛ 8.

Общие вопросы анатомии и физиологии репродуктивной системы человека








8




Тема 8.1.

Анатомия и физиология репродуктивной системы человека







Содержание учебного материала


2


2




1.

Процесс репродукции, его значение для сохранения вида, структуры организма человека его осуществляющие. Этапы процесса репродукции. Критерии оценки процесса репродукции.

Процесс ово- и сперматогенеза.

Женские половые органы, строение, топография, функции.

Мужские половые органы ,строение, топография,функции.















Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов

Изображение схем ово- и сперматогенеза

Составление сравнительной таблицы ово- и сперматогенеза

Написание доклада на тему «Критерии оценки процесса репродукции»


2










Практическое занятие

Репродуктивная система человека



2

3

РАЗДЕЛ 9.

Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма









30




Тема 9.1.

Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система человека






Содержание учебного материала



4


2







Виды секретов. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Виды гормонов, их характеристика. Что такое органы – мишени. Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции.

Гипоталамо-гипофизарная система – структуры ее образующие

Щитовидная железа: расположение, строение, гормоны.

Паращитовидные железы: паратгормон, его физиологические эффекты.

Надпочечники – расположение, строение,гормоны.

Гормоны поджелудочной железы (инсулин и глюкагон), структуры их вырабатывающие, физиологические эффекты.

Гормоны половых желез, вилочковой железы, их действие.

Проявление гипо- и гиперфункции гипофиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, поджелудочная железы, половых желез, надпочечников, вилочковой железы. Заболевания щитовидной железы – как регионарная патология.
















Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов

Составление сравнительной таблицы желез внутренней секреции

Схематическое отображение функций желез внутренней секреции

Написание докладов на темы: «Сахарный диабет», «Эндемический зоб», «Несахарный диабет», «Базедова болезнь», «Гигантизм и карликовость», «Аддисонова болезнь»




4










Практическая работа

Эндокринная система человека





2

3


Тема 9.2.

Нервная регуляция процессов жизнедеятельности








Содержание учебного материала





6



2







Классификация нервной системы. Общие принципы строения центральной нервной системы.

Спинной мозг – расположение, внешнее строение (внешний вид, утолщения, мозговой конус, терминальная нить, щель и борозды), полость, отделы, микроструктура. Оболочки спинного мозга.

Рефлекс – понятие, виды (безусловные, условные). Нервная деятельность: виды (высшая и низшая) и структуры, их осуществляющие. Универсальные процессы нервной деятельности Проводящие пути спинного мозга Функции спинного мозга: рефлекторная и проводниковая.



Спинномозговые нервы: образование, виды, количество, нервные волокна, их образующие (чувствительные двигательные, вегетативные.

Головной мозг, расположение, отделы, функции. Проводящие пути головного мозга. Конечный мозг – внешнее и внутреннее строение. Базальные ядра – виды, расположение, функции. Проекционные зоны коры. Ассоциативные поля, их функции. Послойное строение коры. Экранный принцип функционирования коры. Условные рефлексы. Условно-рефлекторная деятельность коры.

Оболочки головного мозга и межоболочечные пространства, расположение, их содержимое. Полости головного мозга (желудочки) их сообщение друг с другом, со спинномозговым каналом, субарахноидальным пространством головного и спинного мозга.

Ликвор – состав, образование, движение, функции

Черепные нервы. Функциональные виды черепных нервов. Принцип образования чувствительных, двигательных и парасимпатических волокон черепных нервов.

Классификация вегетативной нервной системы. Области иннервации и функции вегетативной нервной системы. Центральные и периферические отделы вегетативной нервной системы

Понятие о высшей нервной деятельности. Инстинкты, условные рефлексы. Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова.

Психическая деятельность (ВНД) – физиологическая основа психосоциальных потребностей, структура ее осуществляющая, свойства коры, лежащие в основе условно-рефлекторной деятельности. Электрические явления в коре, биоритмы мозга.
















Самостоятельная работа обучающихся

Составление схем рефлекторных дуг

Зарисовка грудных спинномозговых нервов.

Описание основных нервов сплетений передних ветвей спинномозговых нервов

Зарисовка зон иннервации сплетений передних ветвей спинномозговых нервов (шейное, плечевое, поясничное, крестцово-копчиковое)

Составление схем иннервации туловища, верхних и нижних конечностей

Зарисовка схем полостей головного мозга

Зарисовка схем синусов головного мозга

Составление сравнительной таблицы функциональных зон коры правого и левого полушарий конечного мозга

Составление сравнительной таблицы 12 пар черепных нервов по тексту учебника

Зарисовка зон иннервации черепных нервов

Зарисовка схем вегетативных рефлексов

Составление сравнительной таблицы вегетативной и соматической

Составление сравнительной таблицы симпатической и парасимпатической нервной системы

Составление словаря терминов



4










Практическое занятие

Нервная система человека




2

3

Тема 9.3.

Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем






















Содержание учебного материала

Учение И.П. Павлова об анализаторах. Отделы сенсорной системы: периферический, проводниковый, центральный.

Соматическая сенсорная система

Обонятельная сенсорная система

Вкусовая сенсорная система

Зрительная сенсорная система

Слуховая сенсорная система.

Вестибулярная сенсорная система

Ноцицептивная (болевая) сенсорная система. Висцеральная сенсорные системы.



4


2







Практические занятия

Исследование проприоцептивных рефлексов человека (коленного, ахиллово, подошвенного, локтевых)

Исследование корнеального и зрачковых рефлексов



2


3







Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка доклада на тему: "Ноцицептивная сенсорная система"

Зарисовка строения вкусовой луковицы

Схема прохождения света через оптические системы глаза

Схема прохождения звука

Составление сравнительной таблицы анализаторов





2





Всего








156









3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Анатомии и физиологии» и рабочих мест кабинета.


Оборудование учебного кабинета:
Шкафы для хранения учебных пособий, приборов, раздаточного материала

Классная доска

Стол и стул для преподавателя

Столы и стулья для студентов

Тумбочки для ТСО

Стеллажи для муляжей и моделей

Фонендоскоп

Тонометр


Термометр

Микроскопы с набором объективов

Спирометры

Динамометры

Дуоденальный и желудочный зонды.

Плакаты


Схемы

Рисунки


Фотографии

Рентгеновские снимки

Таблицы

Скелеты


Наборы костей

Модели


Фантомы

Муляжи


Влажные препараты

Микропрепараты

Электрокардиограф

Технические средства обучения:

- компьютер

- мультимедийный проектор или интерактивная доска

- интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или

маркеры


- экран (при отсутствии интерактивной доски)

3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:



  1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений: В 2 кн. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007, 480 с.

  2. Сапин М.Р., Швецов Э.В. Анатомия человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. – М.: Феникс, 2008, - 368 с.

  3. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека. Учебник. 3-е издание. Среднее профессиональное образование. – М.: Академия, 2007, - 496 с.

  4. Горелова Л.В., Таюрская И.М. Анатомия в схемах и таблицах. – Ростов н/Д: Феникс, 2006, - 573 с.

  5. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. – М.: Феникс, 2006, - 450 с.

Дополнительные источники:



  1. Жилов Ю.Д., Назарова Е.Н. физиология человека: учебно-методическое пособие к практическим занятиям по физиологии человека с кратким теоретическим курсом. – М.: САНВИТТА, 2007, 252 с.

  2. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Анатомия человека (с элементами физиологии): Учебник. – М.: Медицина, 2003. – 432 с.: илл.

  3. Яковлев В.Н., Есауленко И.Э., Сергиенко А.В. Нормальная физиология в з томах для студентов высш. уч. заведений, М.: Издательский центр «Академия», 2006, - 450 с.


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.





Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

- строения человеческого тела

- функциональных систем человека,

- их регуляции и саморегуляции функциональных систем человека при взаимодействии с внешней средой


Умения:

- применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи




Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Наблюдение и оценка демонстрации обучающимися практических умений.

Решение заданий в тестовой форме.

Экзамен в форме решения заданий в тестовой форме и демонстрации практических умений.



Разработчик:

Аркадакский филиал ГАПОУ СО «БМУ»

(место работы)
Преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека»

(занимаемая должность)


Н.В. Алексеева

(инициалы, фамилия)




Скачать 453.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница