МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
“Утверждаю”
Проректор по учебной работе
проф. Тешаев О.Р. ________
«_____»_________2012 г.
Обучательная технология по травматологии-ортопедии
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4- КУРСА МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
На тему № 7
«Политравма».
кейс - cтадии
ташкент - 2012
I. Кейс
Педагогическая аннотация
Учебный предмет: Травматология и ортопедии.
Тема: «Политравма».
Уровень обучения: ученический
Курс: 4 медико-профилактического факультета.
Цель данного кейса: Познакомить студентов с основными принципами оказания первой помощи при политравмах и шоке. Принципы иммобилизации, основными показаниями к их применению, их комбинирования, научить студентов навыкам местной анестезии места перелома и освоение навыков анализа практической ситуации и принятия обоснованных решений с целью определения оказания тактики первой медицинской помаши при политравмах.
Планируемые учебные результаты: по результатам работы с кейсом студенты приобретают навыки:
- анализа практической ситуации;
-принятия обоснованных решений при терапии множественных и сочетанных повреждений
опорно-двгатательного аппарата.
- развития логического мышления.
- оказание первой помощи больному с открытым переломом костей левой голени, закрытым переломом правого бедра, сотрясением головного мозга и подозрением на перелом шейных позвонков.
Для успешного решения данного кейса:
Студент должен знать:
- студенты должны обладать знаниями о политравмах,
- об оказании первой медицинской помаши пострадавшим;
- углубить понятия об иммобилизации, понятие о «травматический шок» и «синдром длительного раздавливания»;
- местной анестезии места перелома, приготовление гипсовых повязок,
-наложение лангетных и циркулярных гипсовых повязок.
Студент должен выполнить:
самостоятельное изучение темы, уточнение проблемы, предложение идей, обучается принимать самостоятельное решение, со своей точки зрения выводить итог, самостоятельно работает с учебными информациями, подбирает информацию, сортирует и обобщает.
Данный кейс отражает реальную ситуацию в травматология –ортопедии.
Источники информации кейса:
1.Тровмотология и ортопидия Г.С Юмашева 1990г.
2. Синагевский А.Б., Малих И.Ю. Летальность при различных видах тяжелой сочетанной травмы. Актуальные проблемы современной тяжелой травмы. Санкт-Петербург. 2001. – С.106-107.
www.ejbjs.org
www.traumatic.ru
www/bone-surgery.ru
Характеристика кейса согласно типологическим признакам
Данный кейс относится к категории кабинетный, сюжетный, структурированный. Основной объект кейса направлен на больных. Это кейс-вопрос. Направлен на тренинг обучаемой программы и практических навыков. По дидактическим целям кейс стимулирующий мышление в реальной ситуации во время получения травмы.
Кейс может быть использован по дисциплинам: Травматология-ортопедия, неотложные состояния.
КЕЙС: «Политравма».
Введение: под общим термином политравма следует понимать совокупность двух и более повреждений, требующих специализированного лечения; характер последнего зависит от особенностей каждого из повреждений и от взаимного влияния их на организм пострадавшего.
Различают три основные формы политравмы: множественные переломы; сочетанные повреждения; комбинированные поражения. Для всех видов политравм характерно развитие синдрома взаимного отягощения, значительно ухудшающего прогноз для восстановления одной или нескольких функций организма (например, опорно-двигательной при полифрактурах) или для самой жизни пострадавшего.
Целью данного кейса является углубление и расширение знаний студентов о политравме, оказания первой помаши, освоение навыков анализа практической ситуации и принятия обоснованных решений при терапии множественных и сочетанных повреждений опорно-двгатательного аппарата.
Решение предлагаемого кейса позволит студентам достичь следующих учебных результатов:
- развить навыки анализа практической ситуации;
- отработать умение принятия обоснованных решений при первой медицинской помаши политравмы;
- развить логическое мышление.
Определение оказания тактики первой медицинской помаши при политравмах.
1-Ситуация.
Вы работник скорой помощи. Поступил вызов и Вы направляетесь к пострадавшему. При выявлении обстоятельств происшествия выявлено что пострадавший ехал на мотоцикле и не справившись с управлением столкнулся с бетонным ограждением на обочине дороги.
Больной жалуется на боли в области правого бедра, правого предплечья, рану и боли в области правой голени. При осмотре отмечается деформация в области правого бедра и предплечья, также деформация и рана в области средней трети правой голени, дно раны костные отломки.
Правильный выбор обследование больного и степени тяжести, этапы оказания первой мед.помощи и методы профилактики осложнений.
2-Ситуация.
В приемный покой доставлен больной в тяжелом состоянии. Из анамнеза: больной найден работниками скорой помощи на обочине автомагистрали, обстоятельства происшествия неясны. Объективно: общее состояние больного тяжелое, систолическое давление ниже 70 мм.рт.ст., пульс 150/мин, нитевидный с трудом сосчитывается. Локально: отмечается деформация области обеих бедер и обеих голеней с наличием ран и кровотечением из ран.
-
Какой степени шок отмечается у больного?
-
Какой предварительный диагноз?
-
Какая должна быть оказана первая медицинской помощь?
-
Какова дальнейшая тактика ведения постадавшего?
II. Методические указания студенту
Проблема: Определение тактики первой медицинской помаши.
Под проблема: Оценить состояния больного и тяжести травм, иммобилизация больных с множественными травмами и остановка кровотечений
Инструкция к самостоятельной работе по анализу и решению практических ситуаций.
№
|
Этапы работы
|
Рекомендации и советы
|
1.
|
Ознакомление с кейсом
|
Сначала ознакомьтесь с кейсом.
-
Читая, не пытайтесь сразу анализировать ситуацию.
|
2.
|
Ознакомление с заданной ситуацией.
|
Ещё раз внимательно прочитайте информацию. Выделите те абзацы, которые показались вам важными. Перечислите факторы, изложенные в описании случая. Постарайтесь охарактеризовать ситуацию. Определите, что в ней главное, а что второстепенное.
-
Пытаясь разобраться в обилии информации, предложенной Вам, «не утоните» в ней, постарайтесь выделить главное.
|
3.
|
Выявление, формирование и обоснование ключевой проблемы и подпроблем.
|
Проблема: Определение тактики первой медицинской помаши.
|
4.
|
Диагностика и анализ ситуации.
|
При анализе ситуации ответьте на следующие вопросы:
1. Множественная травма
2. Реаниматолог, травматолог, нейрохирург, хирург.
3.Наркотические анальгетики, асептическая повязка на рану, иммобилизация конечностей.
4. Борьба с травматическим шоком, лечение переломов конечностей.
5. Противошоковые мероприятия в условиях реанимационного отделения, ПХО ран, профилактика тромбоэмболии и жировой эмболии.
|
5.
|
Выбор и обоснование способов и средств решения проблемы.
|
Перечислите все возможные способы и средства решения проблемы в данной ситуации.
|
6.
|
Разработка мероприятий по реализации предлагаемого разрешения проблемной ситуации.
|
Разработайте мероприятия по устранению вышеуказанных вопросав. При необходимости используйте графические органайзеры.
|
Инструкция к групповой работе по анализу и решению практической ситуации.
Этапы работы
|
Рекомендации и советы
|
Согласование представления о ситуации и проблеме.
|
Обсудите и согласуйте различные представления членов группы о ситуации, проблеме о подпроблемах.
|
Анализ и оценка предложенных способов и средств решения проблемы, выбор приоритетной идеи решения проблемы.
|
Обсудите и оцените предложенные варианты способов и средств решения проблемы. Выберите приоритетную, на Ваш взгляд, идею решения проблемы.
|
Разработка взаимоприемлемого варианта решения проблемы и детальная разработка его реализации.
|
Разработайте взаимоприемлемый вариант решения проблемы и детальную разработку его реализации.
-
Оказания первой медицинской помаши во время шока.
-
Остановка кровотечения.
|
Подготовка презентации
|
Оформите результаты работы в форме устной презентации от лица группы. Обсудите и решите вопрос, кто будет представлять результаты групповой работы: лидер или вся группа с разделением функций между участниками (содоклады) в зависимости от задач, решаемых ими в ходе анализа и решения проблемы.
Подготовьте иллюстрационные материалы в виде плакатов, слайдов или мультимедиа.
-
При подготовке сообщения, прежде всего, наметьте примерную схему того, что Вы будете говорить, не углубляйтесь в детали!
|
Лист анализа и решения проблемной ситуации
Название этапа работы с кейсом
|
Содержание этапа работ
|
Ознакомление с заданной ситуацией в кейсе
|
Обзор заданной конкретной ситуации и определение существенной для решения задачи информации.
|
Анализ ситуации
|
При анализе ситуации ответьте на следующие вопросы:
1 .Какая тактику первой медицинской помаши при политравмах?
2.Как проводится иммобилизация больных с политравмами?
3.Какие профилактические профилактики проводятся и для чего нужно вводить при политравмах?
|
Обоснование проблемы
|
Обоснование ключевой проблемы и её составляющих. Кровотечения, боль, шок.
|
Выбор альтернатив решения проблемы
|
Формулировка возможных альтернатив решения ситуационной задачи.
|
Разработка и обоснование решения проблемы
|
Детальная разработка и обоснование конкретного решения.
|
Таблица оценки индивидуальной работы с кейсом
Участники
|
Критерии и показатели оценки
|
|
Анализ текущей ситуации max 1,0
|
Обоснование проблемы max 0,5
|
Выбор способов и средств решения проблемы
max 0,5
|
Детальная разработка мер по реализации решения
max 0,5
|
Общий балл
(max 2,5)*
|
1.
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
№
|
|
|
|
|
|
* 2,0 – 2,5 балла – «отлично», 1,5 – 2,0 балла – «хорошо»,
1,0 – 1,5 балла – «удовлетворительно»,
менее 1,0 балла – «неудовлетворительно»
Система оценки вариантов группового решения проблемы.
-
Каждая группа получает два оценочных балла. Она может отдать их сразу все одному варианту решения или разделить на две (1:1; 0,5:1,5; и т.д.), не включая оценку собственного варианта решения.
-
Все полученные баллы по каждому варианту решения складываются. Побеждает решение, набравшее наибольшее количество баллов. В спорных случаях можно провести голосование.
Таблица оценки вариантов группового решения проблемы, балл
Группа
|
Альтернативные варианты решения проблемы
|
|
1
|
2
|
3
|
№
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№
|
|
|
|
|
Сумма
|
|
|
|
|
Оценка презентации предлагаемого решения
Группа
|
Полнота и ясность презентации (1 – 20)
|
Нагляд-ность представ-ленной презентации (1 – 20)
|
Массо-вость и активность членов группы (1 – 20)
|
Оригинальность предла-гаемых решений (1 – 20)
|
Прием-лемость к законодательным
нормам
(1 – 20)
|
Общая сумма набранных баллов (max 100)
|
1.
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
|
№
|
|
|
|
|
|
|
III Вариант решения кейса преподавателем-кейсологом
-
Определение тактику первой медицинской помаши.
-
Тактика врача общей практики:
-
Устранения шокового состояния с помаши наркотических и не наркотических препаратов.
-
Остановка кровотечения жгутом или давящей асептической повязкой.
-
Иммобилизация и транспортировка больного м скорую медицинскую помаши.
IV. Кейс-технология обучения на практическом занятии.
Модель технологии обучения
Тема:
|
Политравма
|
Количество часов – 35 минут
|
Количество обучающихся – от8-до 12чел.
|
Форма учебного занятия:
|
Практическое занятие по расширению и углублению знаний Политравма. Множественные и сочетанные повреждения опорно-двигательного аппарата.
|
План практического занятия:
|
-
Введение в учебное занятие
-
Актуализация знаний
-
Работа с кейсами в мини-группах
-
Презентация результатов
-
Обсуждение, оценка и выбор лучшего варианта стратегии
-
Выполнение практических навыков
-
Заключение. Оценка деятельности групп и студентов, степени достижения цели учебного занятия.
|
Цель учебного занятия:
|
Познакомить студентов с основными принципами оказания первой помощи при политравмах и шоке. Принципы иммобилизации, основными показаниями к их применению, их комбинирования, научить студентов навыкам местной анестезии места перелома и освоение навыков анализа практической ситуации и принятия обоснованных решений с целью определения оказания тактики первой медицинской помаши при политравмах.
|
Задачи преподавателя:
-закрепить общее представление о полетравмах;
-закрепить знание об оказании первой медицинской помаши пострадавшим;
-углубить понятия об иммобилизации ;
-росширить знание о понятие «травматический шок» и «синдром длительного раздавливания»;
-научить и закрепить студентов навыкам местной анестезии места перелома,
-развить навык приготовление гипсовых повязок, наложение лангетных и циркулярных гипсовых повязок.
-закрепить знание об проведение противошоковых мероприятий и первой помощи при СДР-синдроме.
-научить и закрепить оказания первой помаши при шоке.
-научить накладывать жгут.
|
Результаты учебной деятельности:
-Знать основные принципы оказания первой помши политравм.
-Знать комбинированное использование имабиллизационных и функциональных методов лечения политравм.
-Знать основы противошоковых мероприятийи методи окозания первой помощи при СДР-синдроме
-Знать оказания первой помаши при шоке.
-Знать как накладывать жгут и гипсовые повязки.
|
Методы обучения:
|
Кейс-стади, дискуссия, практические навыки
|
Средства обучения:
|
Кейс, методические указания студенту, флип-карта
|
Форма обучения:
|
Индивидуальная, фронтальная, работа в группах
|
Условия обучения:
|
Аудитория, приспособленная для работы с группой
|
Мониторинг и оценка
|
Наблюдение, блиц-опрос, презентация, взаимооценка, оценка
|
Технологическая карта учебного занятия
Этап работы
| Содержание деятельности |
Преподавателя
|
студентов
|
I этап – Введение в учебное занятие
(10 мин)
5 минут
|
1.1. Называет тему занятия, его цель, задачи и планируемые результаты учебной деятельности.
1.2. Знакомит с режимом работы на занятии и критериями оценки результатов (см. методические указания для студентов).
1.3. Разъясняет назначение кейс-стади и его влияние на развитие профессиональных знаний.
1.4. Раздаёт материалы кейса и знакомит с алгоритмом анализа ситуации (см. методические указания для студентов).
1.5. Даёт задание самостоятельно провести анализ и занести результаты в «Лист анализа ситуации».
|
Слушают
Записывают
Самостоятельно изучают содержимое кейса и индивидуально заполняют лист анализа ситуаций.
|
II этап
Основной 10 мин.
|
2.1. Проводит блиц-опрос с целью активизировать знания обучающихся по теме:
1 .Какая тактику первой медицинской помаши при политравмах?
2.Как проводится иммобилизация больных с политравмами?
3.Какие препараты и для чего нужно вводить при политравмах?
2.2. Делит студентов на группы.
Напоминает правила работы в группе и правила дискуссии.
2.3. Даёт задание:
-
Провести и обсудить результаты индивидуальной работы с кейсом (листы анализа ситуации) в мини-группах;
-
Оценить и выбрать оптимальные варианты мероприятий по наложения гипсовой повазки;
-
Подготовиться к презентации.
2.4. Координирует, консультирует, направляет учебную деятельность.
Проверяет и оценивает результаты индивидуальной работы: листы анализа ситуации.
2.5. Организует презентацию по итогам проделанной работы по решению кейса, обсуждение и взаимооценку.
2.6. Комментирует, обращает внимание на выбранные в процессе анализа мероприятия по оказанию первой помаши.
2.7. Сообщает свой вариант решения.
|
Отвечают на вопросы.
Делятся на группы.
Выполняют учебное задание.
Группы проводят презентацию результатов работы. Участвуют в дискуссии, задают вопросы, оценивают.
|
|
2.8. Организует выполнение студентами практических навыков
|
Оказание первой помощи больному с открытым переломом костей левой голени, закрытым переломом правого бедра, сотрясением головного мозга и подозрением на перелом шейных позвонков.
|
III этап заключительно-оценочный
10 мин.
|
3.1. Подводит итоги занятию, обобщает результаты учебной деятельности, объявляет оценки индивидуальной и совместной работы.
3.2. Подчеркивает значение кейс-стади и его влияние на развитие будущего специалиста.
3.3 Даёт домашнее задание.
|
Слушают
Высказывают своё мнение
Записывают
|
Блиц-вопрос и ответы
№
|
Вопрос
|
Ответ
|
1.
|
Какая тактику первой медицинской помаши при политравмах?
|
Иммобилизация и транспортировка больных, устранения шокового состояния, введения наркотических и ненаркотических препаратов, остановка кровотечений
|
2.
|
Как проводится иммобилизация больных с политравмами?
|
Наложения шин, гипсовых повязок, для тронспортировак больных.
|
3.
|
Какие профилактические мероприятие должны проводить и для чего нужно вводить при политравмах?
|
Для устранения болевого шока: наркотические и не наркотически препараты для обезболивания.
Для остановки кровотечения: Викосол, Дицинон, Этомзилат, Аминокопроновая кислота. Профилактика ЖЭ и ТЭ: иммобилизация, жировые эмульгаторы (Эссенциал и клексан или фраксипарин, гепарин).
|
1 - Задание
“Проблемная ситуация” заполните таблицу
-
Виды проблемных ситуаций
|
Причины возникновения проблемных ситуаций
|
Решения проблемных ситуаций
|
-Боль.
-Кровотечения.
-Шок.
-Тяжесть травмы.
-Состояния больного.
|
-Механизм травми.
-Место происшествия.
-Наличие повреждений.
|
-Остановка кровотечения.
-Иммобилизация.
-Транспортировка.
-Провидения противо шоковых мероприятий.
|
2 - Задание
“Т-схема”- заполните таблицу
-
Перечислите особенности политравм
|
Перечислите особенности монотравм
|
Различают три основные формы политравмы: множественные переломы; сочетанные повреждения; комбинированные поражения
|
Монотравм называют травму одного органа или применительно к опорно двигатьельннаму аппарату
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |