МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Государственное учреждение
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ВЫСШЕМУ И СРЕДНЕМУ МЕДИЦИНСКОМУ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ»
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Министр здравоохранения
Республики Беларусь
__________Л.А.Постоялко
«____»___________2005г.
Регистрационный № 02-09/54
ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ
Учебная программа
Специальность: 1-79 01 02 «Педиатрия»
Общее количество учебных часов: 120 час.
Минск 2005
Типовая учебная программа по дисциплине «Общая хирургия» для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» высшего медицинского образования Республики Беларусь составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом «Высшее образование. Специальность М.01.01.00 «Лечебно-профилактическое дело»», 30.12.1998 г., регистрационный № РД РБ 02100.5.214-98.
Авторы: зав. каф. общей хирургии, д-р мед. наук, проф. Г.П. Рычагов; канд. мед. наук, доц. В.Е. Кремень
Рецензенты: канд. мед. наук, доц. каф. общей хирургии Белорусского государственного медицинского университета Н.Е. Николаев; зав. каф. детской хирургии Белорусского государственного медицинского университета, канд. мед. наук, доц. В.И. Аверин; д-р мед. наук, проф. каф. общей хирургии Гродненского государственного медицинского университета О.И. Дубровщик
Типовая учебная программа по дисциплине «Общая хирургия» для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» высшего медицинского образования согласована и рекомендована к утверждению государственным учреждением «Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию».
Типовая учебную программу по дисциплине «Общая хирургия» для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» высшего медицинского образования разрешается тиражировать в необходимом количестве экземпляров без внесения изменений по тексту.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе медицинского образования общая хирургия занимает значительное место в подготовке врача-педиатра. Курс предмета является базовым при изучении хирургических болезней в медицинских университетах Республики Беларусь. В нем гармонично сочетаются теоретические и клинические основы хирургии.
Обучение общей хирургии предполагает исходные базовые знания студентами нормальной анатомии человека, гистологии, отдельных разделов нормальной физиологии человека (состав и функция крови, свертывающая и анти-свертывающая система крови, группы крови и др.) и микробиологии.
Разработанная учебная программа рассчитана на 92 часа аудиторного времени, отведенного учебным планом на изучение предмета общей хирургии.
В сравнении с предыдущей Программой по общей хирургии для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений (1999 г.) новый вариант ее существенных изменений по содержанию не претерпел.
1.1. Цель и задачи предмета общей хирургии
Целью предмета общей хирургии является обучить студентов диагностике общих клинических проявлений хирургической патологии, методам оказания первой помощи и основным принципам лечения при ней.
Задачи кафедры общей хирургии заключаются в том, чтобы студенты, изучив предмет, могли знать основные этапы развития истории хирургии, владеть вопросами медицинской этики и деонтологии, асептики и антисептики, основами анестезиологии и реанимации, методами диагностики повреждений и отдельных хирургических заболеваний, методами остановки кровотечений, определения группы и резус-принадлежности крови, постановки проб на индивидуальную совместимость крови реципиента и донора, заполнить систему для внутривенных вливаний, выполнить туалет раны, наложить повязку, выполнить транспортную иммобилизацию, обследовать хирургического больного, оформить историю болезни и т.д.
1.2. Организация учебного процесса
Учитывая то, что курс общей хирургии включает большое число тем по различным разделам хирургии, предполагается по ним и разный уровень знаний студентов 3 курса. Поэтому все изучаемые темы целесообразно сгруппировать в три блока:
А. Разделы курса, которые являются базовыми при подготовке врача-лечебника и не дублируются в систематизированном виде в процессе дальнейшего обучения:
-
история хирургии и ее место среди других медицинских дисциплин;
-
десмургия;
-
антисептика и асептика;
-
кровотечение;
-
основы клинической трансфузиологии (переливание компонентов и препаратов крови, плазмозамещающих растворов);
-
раны (течение раневого процесса, биохимические и морфологические изменения в ране, виды заживления ран);
-
термические поражения;
-
хирургическая инфекция;
-
обследование хирургического больного;
-
хирургическая операция, пред- и послеоперационный периоды;
Б. Разделы, которые носят ознакомительный характер и будут более глубоко изучаться в процессе дальнейшего обучения:
-
обезболивание;
-
основы реанимации;
-
общие вопросы травматологии;
-
основы пластической хирургии и трансплантологии;
-
пороки развития, требующие хирургической помощи.
В. Обучение практическим навыкам — в объеме подготовки среднего медицинского персонала: оказание первой доврачебной помощи при травмах и острых хирургических заболеваниях.
В процессе обучения блоку А следует уделить особое внимание, потому на его изучение отведено и большее количество учебных часов.
Обучение студентов практическим навыкам предполагается проводить в процессе практических занятий по соответствующим темам: преподаватель демонстрирует ту или иную манипуляцию, а студенты затем на фантомах или друг на друге «отрабатывают» ее.
При чтении лекций и проведении практических занятий следует соблюдать определенную последовательность: необходимо составлять учебный план так, чтобы лекции предшествовали практическим занятиям.
Недопустимо превращать практические занятия в «микролекции». Практические занятия необходимо строить так, чтобы на выяснение исходных знаний уходило не более 15-20 % учебного времени (устный или письменный опрос, тестовый контроль и т. д.), остальные часы — это демонстрация больных, работа в палатах, процедурном кабинете, перевязочных, операционных и т. д.
Рационально на последнем практическом занятии провести итоговый тестовый контроль по теоретическому курсу и принять зачет по практическим навыкам. Завершается теоретический курс экзаменом. Экзаменационный билет должен включать 3-4 вопроса по различным темам, исключая демонстрацию практического навыка, так как последнее создает организационные трудности в проведении экзамена и отнимает достаточно много времени. Экзаменационная оценка выставляется дифференцированная: с учетом оценок полученных по итогам тестового контроля, по результатам овладения практическими навыками и по собеседованию на экзамене.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Периоды обучения, распределение бюджета учебного времени и формы контроля обучения по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» представлены в таблице 1.
Таблица I
Учебный план изучения дисциплины «Общая хирургия»
Специальность
|
Семестр
|
Всего часов
|
Всего аудиторных
|
Из них
|
Форма контроля
|
лекций
|
лаборат.
|
Педиатрия
|
V
|
120
|
92
|
20
|
38
|
Зачет
|
VI
|
16
|
18
|
Экзамен
|
Всего часов
|
|
36
|
56
|
-
|
Всего занятий
|
-
|
18
|
28
|
-
|
Таблица 2
Примерный тематический план лекций по дисциплине «Общая хирургия» для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия»
Таблица 3
Примерный тематический план лабораторных занятий по дисциплине «Общая хирургия» для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия»
Код раздела (темы)
|
Наименование раздела (темы)
|
Кол-во часов
|
1
|
Введение
|
|
1.5
|
Знакомство с клиникой. Организация стационарной хирургической помощи
|
2
|
2
|
Десмургия
|
2
|
3
|
Антисептика и асептика
|
|
3.1
|
Антисептика
|
2
|
3.2
|
Асептика
|
2
|
3.3
|
Подготовка рук персонала к операции. Облачение в стерильную одежду. Подготовка операционного поля
|
2
|
4
|
Общие вопросы анестезиологии и реаниматологии
|
|
4.1,4.2, 4.3
|
Обезболивание
|
2
|
4.4
|
Реанимация
|
2
|
5
|
Кровотечение
|
2
|
6
|
Переливание крови, ее компонентов и плазмозаменяющих растворов
|
|
6.1
|
Основы гемотрансфузиологии
|
2
|
6.2
|
Плазмозамещающие препараты.
|
2
|
6.3
|
Методы и техника трансфузий.
|
2
|
7
|
Особенности обследования хирургического больного. Курация больного
|
2
|
8
|
Хирургическая операция, пред- и послеоперационные периоды
|
2
|
9
|
Механические повреждения
|
|
9.1
|
Общие вопросы повреждений
|
2
|
9.2
|
Повреждения суставов и костей. Вывихи. Переломы
|
2
|
9.2.2.5-9.2.2.9
|
Первая помощь при закрытых и открытых переломах. Осложнения при переломах
|
2
|
10
|
Термические повреждения и электротравма
|
|
10.1
|
Ожоги термические, химические, лучевые
|
2
|
10.2 10.3
|
Электротравма Отморожения
|
2
|
11
|
Хирургическая инфекция
|
|
11.1
|
Общие вопросы гнойной хирургической инфекции
|
2
|
11.2
|
Гнойные заболевания кожи, подкожной клетчатки и железистых тканей
|
2
|
11.3
|
Гнойные заболевания лимфатической системы, кровеносных сосудов, пальцев и кисти
|
2
|
11.4
|
Гнойные заболевания синовиальных и серозных оболочек
|
2
|
11.5 11.6
|
Остеомиелит Сепсис
|
2
|
11.7
|
Острая специфическая хирургическая инфекция
|
2
|
11.8
|
Хроническая специфическая хирургическая инфекция
|
2
|
12
|
Пороки развития, требующие хирургической помощи
|
2
|
13
|
Основы пластической хирургии и трансплантологии
|
2
|
14
|
Итоговое занятие по всем темам
|
2
|
Всего часов
|
56
|
Всего занятий
|
28
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение.
-
Понятие о хирургии и хирургических заболеваниях. Последовательность изучения хирургии в медицинском университете. Связь хирургии с другими медицинскими дисциплинами. Профилактическое направление и физиологические основы современной хирургии.
-
История развития хирургии. Основные ее этапы:
а) от древних времен до второй половины XIX в.;
б) вторая половина XIX в.;
в) первая половина XX в.;
г) вторая половина XX в. и по настоящее время.
-
История хирургии в России, крупнейшие хирургические школы в XX веке.
-
Развитие хирургии в Беларуси.
-
Организация хирургической помощи в Республике Беларусь (общая врачебная, квалифицированная и специализированная). Хирургическая помощь в поликлиниках и стационарах.
2. Десмургия.
-
Понятие о повязках и перевязочном материале.
-
Виды повязок (по характеру используемого материала, назначению, способу закрепления перевязочного материала, типу бинтования, характеру и цели иммобилизации).
-
Правила бинтования.
-
Мягкие укрепляющие (косыночные, клеевые, липкопластыр-ные, пращевидные, Т-образные, бинтовые, трубчатым бинтом) повязки на голову, грудь, таз, конечности.
2.5. Мягкие иммобилизирующие повязки.
2.6.Тейпинг.
3. Антисептика и асептика.
3.1. Антисептика.
-
Определение. Идейные предшественники: Л. Пастер, И. Земмель-вейс, Н.И. Пирогов. Антисептика Листера. Развитие антисептики в России и Беларуси (П.И. Пелехин, Н.В. Склифосовский).
-
Виды современной антисептики (механическая, физическая, химическая, биологическая, смешанная).
-
Механическая антисептика: туалет раны и первичная хирургическая обработка. Современные методы физической антисептики: дренирование ран и полостей, использование тампонов на основе угольных и других сорбентов, применение УФО, ультразвуковой кавитации, медицинских лазеров, ва-куумирования ран, ГБО, аэротерапевтических установок, гемо-, плазмо- и лим-фосорбции, плазмофереза.
-
Химическая антисептика: требования к химическим веществам, используемым с целью антибактериального воздействия, группы препаратов, пути и методы их введения.
3.1.2.3. Биологическая антисептика: антибиотики (основные группы, правила рациональной антибиотикотерапии, осложнения антибиотикотерапии и их профилактика). Энзимотерапия. Понятие об иммунотерапии.
3 .2. Асептика.
3.2.1. Определение. Значение асептики в современных условиях.
3.2.2. Источники инфекции и пути распространения инфекции. Понятие о
госпитальной инфекции.
3.2.3. Профилактика воздушной и капельной инфекции.
3.2.4. Структура и организация работы хирургического отделения, его
планировка, основные помещения и их устройство.
3.2.4.1. Палаты, перевязочная, их оборудование.
3.2.4.2. Операционный блок, его устройство и оборудование: предопера-
ционная, операционная, стерилизационная, материальная, помещение для ане-
стезиологической службы, эндоскопическая и др.
-
Организация работы в операционном блоке.
-
Уборка операционной и перевязочной.
3.2.5. Профилактика контактной инфекции.
-
Хирургические инструменты: особенности их устройства, пред-стерилизационная обработка, стерилизация.
-
Перевязочный материал, его основные свойства.
-
Основные требования, предъявляемые к перевязочному материалу, подготовка перевязочного материала и белья к стерилизации и его стерилизация.
3.2.6. Профилактика имплантационной инфекции.
3.2.6.1. Стерилизация материалов для швов (кетгута, шелка, капрона
и др.).
3.2.6.2. Стерилизация аллопластических, ксенопластических трансплан-
татов, небиологических материалов в пластической хирургии и травматологии.
3.2.6.3. Стерилизация перчаток.
3.3. Подготовка рук персонала к операции. Облачение в стерильную одежду. Подготовка операционного поля.
4. Общие вопросы анестезиологии и реаниматологии.
-
История обезболивания. Основные этапы развития общего обезболивания и местной анестезии.
-
Общее обезболивание (наркоз).
-
Механизм действия общих анестетиков на организм (теории наркоза). Способы общего обезболивания: ингаляционный, неингаляционный наркоз.
-
Мышечные релаксанты. Механизм действия мышечных релаксантов. Осложнения при применении релаксантов.
-
Клиническое течение наркоза. Масочный наркоз. Эндотрахеальный наркоз. Внутривенный наркоз. Показания, противопоказания. Осложнения и борьба с ними.
-
Аппаратура для наркоза. Способы искусственной вентиляции легких. Аппаратура для искусственной вентиляции легких.
-
Местное обезболивание.
I
4.3.1. Фармакодинамика анестезирующих средств.
4.3.2. Способы местного обезболивания: поверхностная анестезия, ин-
фильтрационная, инфильтрационная анестезия по А.В. Вишневскому, регио-
нарная анестезия (спинномозговая, проводниковая, венная, артериальная, кост-
ная). Блокады. Показания, противопоказания, опасности, осложнения.
4.4. Реанимация.
4.4.1. Задачи реаниматологии.
4.4.2. Понятия о терминальных состояниях (преагональное, атональное,
клиническая смерть).
-
Оказание первой помощи.
-
Методы сердечно-легочной реанимации.
5. Кровотечение.
-
Понятие. Классификация. Симптоматология кровотечений.
-
Методы определения объема кровопотери. Острая и хроническая анемия. Реакция организма на кровопотерю. Геморрагический шок. Факторы, способствующие самостоятельной остановке кровотечения. Исходы при кровопотере.
-
Методы временной и окончательной остановки кровотечения (механические, химические, физические, биологические).
6. Переливание крови, ее компонентов и плазмозамещающих
растворов.
6.1. Основы гемотрансфузиологии. История переливания кро-
ви. Изогемагглютинация. Группы крови. Понятие об Кл-Нг-факторах. Методы
определения группы крови и ее резус принадлежности, постановка проб на ин-
дивидуальную совместимость крови реципиента и донора.
-
Компоненты крови (эритроцитарная, лейкоцитарная, тромбоцитар-ная масса, плазма), препараты крови (альбумин, протеин) их характеристики.
-
Источники получения крови и ее компонентов (донорство, группы доноров). Методы консервирования и хранения крови, ее компонентов и препаратов.
-
Механизм действия перелитой консервированной донорской крови и ее компонентов. Показания и противопоказания к переливанию крови и ее компонентов.
Понятие о реинфузии крови, переливание консервированной аутокрови, обменное переливание.
6.2. Плазмозамещающие препараты. Классификация.
6.2.1. Понятие о препаратах гемодинамического (противошокового),
дезинтоксикационного действия, о регуляторах водно-электролитного состава и КЩС, переносчиках кислорода, о препаратах для парентерального питания и плазмозамещающих растворах комплексного действия. Показания к их применению.
6.3. Методы и техника трансфузий.
6.3.1. Ошибки, опасности и осложнения при переливании крови, ее компонентов, препаратов и плазмозамещающих растворов.
6.3.2. Методы профилактики и лечения.
7. Особенности обследования хирургического больного.
7.1. Особенности общеклинического обследования
больных с травмами, острыми и хроническими хирургиче-
скими заболеваниями (опрос, осмотр, пальпация, измерение органов или
частей тела, перкуссия, аускультация).
-
Общее представление о современных специальных методах обследования (эндоскопические, ультразвуковые и др.).
-
История болезни как медицинский и юридический документ. Требования, предъявляемые к ее оформлению.
Курация больного и написание истории болезни.
8. Хирургическая операция. Предоперационный и послеоперацион-
ный периоды.
8.1. Предоперационный период.
-
Обследование больного.
-
Подготовка органов и систем больного к операции.
-
Профилактика эндогенной инфекции.
-
Особенности подготовки к экстренным операциям.
-
Наблюдение за больным во время операции и физиологические методы контроля за его состоянием.
-
Виды хирургических вмешательств, в том числе с использованием лазерной, эндоскопической и другой техники, малоинвазивные пункционно-дренажные манипуляции под контролем ультразвука.
8.1.6.1. Анатомические и физиологические обоснования хирургических операций.
8.2. Послеоперационный период.
-
Уход и наблюдение за больным.
-
Характеристика неосложненного послеоперационного периода.
8.2.3. Возможные послеоперационные осложнения со стороны сердечно-
сосудистой системы, легких, желудочно-кишечного тракта, почек, печени,
нервной системы и раны.
8.2.4. Профилактика послеоперационных осложнений.
9. Механические повреждения.
9.1. Общие вопросы повреждений.
9.1.1. Классификация.
9.1.2. Понятие о промышленном, сельскохозяйственном, бытовом, улич-
ном, детском, спортивном, военном травматизме.
9.1.3. Организация первой помощи.
9.1.4. Осложнения травмы: кровотечение, обморок, коллапс, шок, син-
дром длительного сдавления, инфекция.
-
Клиника.
-
Первая помощь.
-
Принципы лечения.
9.1.5. Закрытые повреждения.
9.1.5.1. Повреждения мягких тканей: ушибы, растяжения, разрывы.
-
Общие вопросы повреждений (сотрясение, ушиб, сдавление) головного мозга, груди, живота, органов забрюшинного пространства.
-
Оказание первой помощи.
9.2. Повреждения суставов и костей.
9.2.1.Вывихи. Классификация.
9.2.1.1 Понятие о механизмах вывихов.
-
Клиника.
-
Диагностика.
-
Первая помощь.
-
Методы лечения.
9.2.2. Переломы костей.
-
Классификация.
-
Образование костной мозоли.
-
Морфологические изменения в различные сроки после перелома.
-
Клиника, диагностика.
-
Первая помощь при закрытых и открытых переломах.
-
Транспортная иммобилизация: задачи, средства и методы осуществления.
-
Общие принципы лечения при закрытых и открытых переломах: обезболивание, репозиция и иммобилизация отломков костей.
-
Показания и противопоказания к оперативным методам лечения при переломах.
-
Осложнения при переломах.
9.3. Раны.
-
Классификация ран.
-
Течение раневого процесса.
-
Виды заживления ран (первичным натяжением, вторичным натяжением, под струпом).
-
Морфологические и биохимические изменения в ране.
-
Общие принципы лечения при ранах.
9.3.5.1. Первичная хирургическая обработка ран, ее обоснование, техника.
-
Швы (первичный, провизорный, первичный отсроченный, вторичный).
-
Принципы лечения при инфицированных ранах.
9.3.7.1. Методы общего и местного лечения: физические, химические, биологические.
10. Термические повреждения и электротравма.
10.1. Ожоги термические, химические, лучевые. Классификация.
-
Степени ожогов.
-
Площадь поражения.
-
Ожоговая болезнь: шок, токсемия, септикотоксемия, реконвалес-ценция. Особенности ожогового шока.
-
Оказание первой помощи при ожогах.
Общее и местное лечение обожженных
10.1.6. Организация специализированной помощи.
10.2. Электротравма.
-
Механизм действия электрического тока на организм. 10.2.1.1. Местные и общие проявления.
-
Первая помощь.
10.2.2.1. Метод дефибрилляции сердца.
10.2.3. Лечение.
10.3. Отморожения.
-
Классификация.
-
Современные взгляды на патогенез отморожения.
-
Степени отморожений.
-
Симптомы в дореактивном и реактивном периодах.
-
Первая помощь.
-
Лечение.
11. Хирургическая инфекция.
11.1. Общие вопросы гнойной хирургической инфекции.
-
Возбудители.
-
Этиология и патогенез.
-
Местная реакция тканей.
-
Общая реакция организма.
-
Основные принципы общего и местного лечения. 11.1.5.1. Значение применения антибиотиков.
11.2. Острые гнойные заболевания кожи и подкожной
клетчатки (фурункул, карбункул, абсцесс, флегмона), железистых органов
(гидраденит, паротит, мастит).
-
Этиология.
-
Клиника.
-
Диагностика.
-
Лечение.
11.3. Острые гнойные заболевания лимфатической сис-
темы (лимфангит, лимфаденит, рожа, эризипелоид), кровесносных сосудов
(флебит, тромбофлебит, артериит), пальцев и кисти (панариций, тендовагинит,
абсцесс и флегмона кисти).
-
Этиология.
-
Клиника.
-
Диагностика.
-
Лечение.
11.4. Острые гнойные заболевания синовиальных (бурсит), се-
розных (плеврит, перитонит) оболочек и суставов (артрит).
-
Этиология.
-
Клиника.
-
Диагностика.
-
Лечение.
11.5. Остеомиелит (гематогенный и негематогенный).
11.5.1. Этиопатогенез.
-
Клинические проявления.
-
Диагностика.
-
Принципы лечения.
11.6. Общая гнойная инфекция (сепсис).
-
Классификация.
-
Этиопатогенез.
-
Клиника.
-
Диагностика.
-
Лечение (местное, общее).
-
Бактериально-септический (эндотоксический) шок.
11.7. Острая специфическая хирургическая инфекция.
11.7.1. Анаэробная клостридиальная инфекция (газовая гангрена).
-
Возбудители.
-
Патологоанатомическая картина.
-
Клиника.
-
Лечение.
-
Профилактика.
11.7.2. Анаэробная неклостридиальная инфекция мягких тканей.
-
Возбудители.
-
Клиника.
-
Диагностика.
-
Лечение.
-
Профилактика.
11.7.3. Столбняк.
-
Этиология и патогенез.
-
Симптоматология.
-
Течение.
-
Лечение.
-
Профилактика.
11.7.4. Сибирская язва.
-
Симптоматология.
-
Лечение.
-
Профилактика.
11.7.5. Дифтерия ран.
-
Особенности течения.
-
Лечение.
-
Профилактика.
11.8. Хроническая специфическая хирургическая инфекция.
11.8.1. Хирургический туберкулез.
-
Туберкулез периферических лимфоузлов.
-
Клиника.
-
Лечение.
11.8.2. Костносуставной туберкулез.
11.8.2.1. Патогенез.
-
Схема эволюции костносуставного туберкулеза (этапы и фазы).
-
Клиническое течение болезни (местные и общие симптомы).
11.8.2.4. Особенности течения в преартритической, артритической и по-
стартритической стадиях.
-
Осложнения.
-
Лечение.
-
Организация санаторно-ортопедической помощи.
11.8.3. Сифилис костей и суставов.
11.8.3.1. Клиника.
11.8.3.2. Дифференциальная диагностика сифилиса костей с хроническим
гематогенным остеомиелитом и туберкулезом костей.
11.8.4. Актиномикоз.
-
Патогенез.
-
Основные локализации.
-
Клинические проявления.
-
Диагностика.
-
Лечение.
12. Пороки развития, требующие хирургической помощи.
-
Общее понятие о наиболее часто наблюдаемых врожденных заболеваниях черепа, головного и спинного мозга (черепно-мозговые и спинномозговые грыжи, водянка головного мозга), шеи (кривошея, добавочные ребра, срединные и боковые кисты и свищи), сердечно-сосудистой системы и легких (врожденные пороки сердца, коарктация аорты, врожденные кисты легких и бронхоэктазы), пищеварительного тракта (заячья губа, волчья пасть, атрезия пищевода, пилоростеноз, свищи и кисты желточного протока, атрезия заднего прохода), мочеполовой системы (кисты и свищи мочевого протока, подковообразная почка, эктопия мочевого пузыря, гипоспадия, эписпадия, крипторхизм, фимоз), позвоночника (несращение дужек позвонков, сокрализация, люмбализация), конечностей (врожденное недоразвитие конечностей, врожденные вывихи, косолапость, синдактилия, полидактилия).
-
Принципы хирургического лечения при пороках развития.
13. Основы пластической хирургии и трансплантологии
13.1. История развития.
-
Понятие о восстановительных и реконструктивных операциях.
-
Понятие о пластике и трансплантации тканей и органов.
-
Ауто-, изо-, алло-, ксено- и сингенная пластика или трансплантация.
-
Эксплантация.
13.4. Методы кожной пластики (свободной, «на ножке», с использованием микрохирургической техники).
-
Возможность трансплантации тканей (хряща, кости, клапанов сердца и вен), эндокринных желез и их клеточных структур, органов (почки, сердце, печень, поджелудочная железа).
-
Биологические условия трансплантации органов и тканей.
14. Итоговое занятие. Тестовый контроль по курсу предмета.
Требования к уровню подготовленности (знания, умения, навыки) студентов, прошедших курс общей хирургии
Студент 3 курса, прошедший курс общей хирургии, должен знать все вопросы в объеме настоящей программы:
- организацию хирургической помощи, антисептику и асептику, методы обезболивания и реанимации, временного и окончательного гемостаза, переливания крови, ее компонентов и плазмозамещающих растворов, особенности обследования хирургического больного, ведение больных в до- и послеоперационном периоде, механические и термические повреждения, хирургическую инфекцию, пороки развития, основы пластической хирургии и трансплантологии.
Студент 3 курса, прошедший курс общей хирургии, должен уметь:
-
приготовить перевязочный материал, выполнить укладку бикса;
-
стерилизовать инструментарий, перчатки, дренажные изделия, перевязочный материал;
-
остановить наружное кровотечение (пальцевое прижатие сосуда, наложение кровоостанавливающего жгута и т. д.);
-
определить годность крови и подготовить ее к переливанию. Оформить документацию при переливании крови;
-
выполнить закрытый массаж сердца (на фантоме);
- выполнить искусственную вентиляцию легких (на фантоме);
-перевязать рану, снять швы.
Студент 3 курса, прошедший курс общей хирургии, должен владеть навыками:
-
обработать руки перед операцией и облачиться в стерильную одежду;
-
наложить мягкую бинтовую повязку на любую часть тела;
смонтировать и заполнить систему для переливания крови и плазмозаменителей
ЛИТЕРАТУРА
Основная
-
Общая хирургия / П. В. Гарелик [и др.]. Гродно, 2004. 407 с.
-
Общая хирургия : учеб. пособие / под ред. Г. П. Рычагова, П. В. Гарелика, Ю. Б. Мартова. Ми.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2002. 928 с.
3 Рычагов, Г. П. Ситуационные задачи и тестовые вопросы по общей хирургии : учеб. пособие/Г. П. Рычагов, В. Е. Кремень. Мн.: Выш. шк., 1998. 461 с
4. Рычагов, Г. П. Методы наложения повязок при травмах и некоторых заболеваниях
/ Г. П. Рычагов, А. Н. Нехаев. Мн.: Выш. шк., 1996. 124 с.
Дополнительная
-
Косинец, А. Н. Инфекция в хирургии : рук. / А. Н. Косинец, Ю. В. Стручков. М., 2004. 510 с.
-
Курбангаяиев, С. М. Гнойная инфекция в хирургии / С. М. Курбангалиев. М.: Медицина, 1985. 272 с.
-
Румянцев, А. Г. Клиническая трансфузиология / А. Г. Румянцев, В. А. Аграненко. М.: ГЭОТАР Медицина, 1998. 576 с.
-
Хирургическая операция. Расстройство гомеостаза, предоперационная подготовка, послеоперационный период : учеб. пособие / П. В. Гарелик [и др.]. Мн.: Кн. Дом, 2002. 416 с.
Поделитесь с Вашими друзьями: |