Эссе
на тему «Пути формирования экстремальной устойчивости личности»
В наше время, обстановка в мире характеризуются заметным увеличением количества и масштабов аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций. В предупреждении и ликвидации природных (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и др.), техногенных (аварии и катастрофы в промышленности и на транспорте), биолого-социальных (особо опасные и широко распространенные инфекционные заболевания, эпидемии и др.), экологических и социально-политических (войны, общественные беспорядки, терроризм, межнациональные и межэтнические конфликты) чрезвычайных ситуаций, я считаю что важную роль играет не только деятельность подразделений МЧС России, но и учет многих социально-психологических факторов каждого человека как личности.
В связи с этим, в рамках психологии, большая значимость отводится проблеме психологических аспектов, так или иначе сопровождающих чрезвычайные ситуации.
Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. Насколько она выражена - зависит от множества факторов. Психологическую устойчивость поддерживают внутренние (личностные) ресурсы и внешние (межличностная, социальная поддержка). На наших лекциях по психологии безопасности, были рассмотрены ресурсы личности, поддерживающие ее психологическую устойчивость и адаптированность и тем самым способствующие возникновению и сохранению гармоничного настроения. Это довольно большой перечень факторов, относящихся к личностным особенностям и социальной среде.
Факторы социальной среды:
- факторы, поддерживающие самооценку;
- условия, способствующие самореализации;
- условия, способствующие адаптации;
- психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах и т. п.).
Личностные факторы:
Отношения личности (в том числе к себе):
- оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом;
- философское (иногда, ироничное) отношение к трудным ситуациям;
- уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие другим, открытое общение;
- терпимость, принятие других такими, какие они есть;
- чувство общности (в адлеровском смысле), чувство социальной принадлежности;
- удовлетворяющий статус в группе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличностные роли;
- достаточно высокая самооценка;
- согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого (Я-реального и Я-идеального).
Сознание личности:
- вера (в разных ее формах - вера в достижимость поставленных целей, религиозная вера, вера в общие цели);
Экзистенциальная определенность - понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения;
- установка на то, что можешь распоряжаться своей жизнью;
- осознание социальной принадлежности к определенной группе.
Эмоции и чувства:
- доминирование стеничных позитивных эмоций;
- переживание успешности самореализации;
- эмоционально насыщение от межличностного взаимодействия, переживание чувство сплоченности, единства.
Познание и опыт:
- понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования;
- рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждений);
- адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов;
- структурированный опыт преодоления трудных ситуаций.
Поведение и деятельность:
- активность в поведении и деятельности;
- использование эффективных способов преодоления трудностей.
В этом списке перечислены положительные полюсы качеств и факторов, влияющих на психологическую устойчивость. При наличии этих факторов сохраняется благоприятное для успешного поведения, деятельности и личностного развития доминирующее психическое состояние и повышенное настроение. При неблагоприятном влиянии доминирующее состояние становится негативным (апатия, уныние, депрессивное состояние, тревога), а настроение сниженным, неустойчивым.
Анализу влияния эмоционального напряжения на организм посвящены исследования авторов - специалистов в области социологии, психологии и физиологии. Прежде всего, в таких ситуациях нужно учитывать возможность нормальной положительной адаптации к фрустрациям. «Фрустрация - эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели». Человек, которому часто приходится находиться в чрезвычайных ситуациях, способен выработать навыки наиболее адекватных реакций, наиболее правильной мобилизации своих функций.
Я считаю, что надо помнить, что уровень психологической подготовки людей - один из важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжёлым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку.
Поделитесь с Вашими друзьями: |