«Пути формирования экстремальной устойчивости личности»



Скачать 19.33 Kb.
Дата05.06.2018
Размер19.33 Kb.

Эссе


на тему «Пути формирования экстремальной устойчивости личности»

В наше время, обстановка в мире характеризуются заметным увеличением количества и масштабов аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций. В предупреждении и ликвидации природных (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и др.), техногенных (аварии и катастрофы в промышленности и на транспорте), биолого-социальных (особо опасные и широко распространенные инфекционные заболевания, эпидемии и др.), экологических и социально-политических (войны, общественные беспорядки, терроризм, межнациональные и межэтнические конфликты) чрезвычайных ситуаций, я считаю что важную роль играет не только деятельность подразделений МЧС России, но и учет многих социально-психологических факторов каждого человека как личности.

В связи с этим, в рамках психологии, большая значимость отводится проблеме психологических аспектов, так или иначе сопровождающих чрезвычайные ситуации.

Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. Насколько она выражена - зависит от множества факторов. Психологическую устойчивость поддерживают внутренние (личностные) ресурсы и внешние (межличностная, социальная поддержка). На наших лекциях по психологии безопасности, были рассмотрены ресурсы личности, поддерживающие ее психологическую устойчивость и адаптированность и тем самым способствующие возникновению и сохранению гармоничного настроения. Это довольно большой перечень факторов, относящихся к личностным особенностям и социальной среде.

Факторы социальной среды:

- факторы, поддерживающие самооценку;

- условия, способствующие самореализации;

- условия, способствующие адаптации;

- психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах и т. п.).

Личностные факторы:

Отношения личности (в том числе к себе):

- оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом;

- философское (иногда, ироничное) отношение к трудным ситуациям;

- уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие другим, открытое общение;

- терпимость, принятие других такими, какие они есть;

- чувство общности (в адлеровском смысле), чувство социальной принадлежности;

- удовлетворяющий статус в группе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличностные роли;

- достаточно высокая самооценка;

- согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого (Я-реального и Я-идеального).

Сознание личности:

- вера (в разных ее формах - вера в достижимость поставленных целей, религиозная вера, вера в общие цели);

Экзистенциальная определенность - понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения;

- установка на то, что можешь распоряжаться своей жизнью;

- осознание социальной принадлежности к определенной группе.

Эмоции и чувства:

- доминирование стеничных позитивных эмоций;

- переживание успешности самореализации;

- эмоционально насыщение от межличностного взаимодействия, переживание чувство сплоченности, единства.

Познание и опыт:

- понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования;

- рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждений);

- адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов;

- структурированный опыт преодоления трудных ситуаций.

Поведение и деятельность:

- активность в поведении и деятельности;

- использование эффективных способов преодоления трудностей.



В этом списке перечислены положительные полюсы качеств и факторов, влияющих на психологическую устойчивость. При наличии этих факторов сохраняется благоприятное для успешного поведения, деятельности и личностного развития доминирующее психическое состояние и повышенное настроение. При неблагоприятном влиянии доминирующее состояние становится негативным (апатия, уныние, депрессивное состояние, тревога), а настроение сниженным, неустойчивым.

Анализу влияния эмоционального напряжения на организм посвящены исследования авторов - специалистов в области социологии, психологии и физиологии. Прежде всего, в таких ситуациях нужно учитывать возможность нормальной положительной адаптации к фрустрациям. «Фрустрация - эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели». Человек, которому часто приходится находиться в чрезвычайных ситуациях, способен выработать навыки наиболее адекватных реакций, наиболее правильной мобилизации своих функций.

Я считаю, что надо помнить, что уровень психологической подготовки людей - один из важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжёлым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку.
Скачать 19.33 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница