97.20.
|
Включить в законопроект положения, учитывающие озабоченость выраженные договорными органами в отношении дискриминации (Никарагуа);
Принята;
|
В соответствии со статьей 3 Конституции Украины человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.
Все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах. Права и свободы человека неотчуждаемы и нерушимы (статья 21 Основного Закона Украины).
Кроме того, частями первой и второй статьи 24 Конституции Украины предусмотрено запрещение установления привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или другим признакам.
В развитие указанных положений, а также с целью определения организационно-правовых основ предотвращения и противодействия дискриминации, обеспечения равных возможностей для реализации прав и свобод человека и гражданина Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» (далее - Закон).
Первая редакция Закона содержала ряд недостатков, на которые было указано в заключительных замечаниях по Украина Комитетом ООН по правам человека в 2013 году (UN Doc. CCPR/C/UKR/CO/7, 22 августа 2013 года, пункт 8) и Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам в 2014 году (UN Doc. E /C.12/UKR/CO/6, 13 июня 2014 года, пункт 7).
Для исправления недостатков Закона Министерством юстиции Украины в тесном сотрудничестве с Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека был разработан и Кабинетом Министров Украины 27.03.2014 внесен на рассмотрение Верховной Рады Украины проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно предотвращения и противодействия дискриминации)». Этот законопроект был принят Верховной Радой Украины в целом 13.05.2014. как Закон Украины вступил в силу 30.05.2014 и существенно улучшил национальное антидискриминационное законодательство.
Поскольку дискриминация чаще всего проявляется через свои определенные формы, то Законом к запрещенным формам дискриминации отнесено (статья 5):
1. Прямую дискриминацию.
2. Косвенную дискриминацию.
3. Подстрекательство к дискриминации.
4. Пособничество в дискриминации.
5. Ущемление.
Перечень форм дискриминации, запрещенных Законом, а также определения этих форм (ст. 1 Закона) соответствуют как лучшей международной практике (толкование Комитета ООН по правам человека, Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, практика ЕСПЧ), так и положениям Директивы ЕС 2000/78 / ЕС и 2000/43 / ЕС.
Кроме этого, статьей 14 Закона также запрещено «виктимизацию» - наступление негативных последствий для лица, которое воспользовалось своим правом обжаловать дискриминацию в любому из субъектов, наделенных в соответствии с Законом полномочиями в сфере предотвращения и противодействия дискриминации.
Сфера действия Закона достаточно широка и в целом соответствует требованиям, установленным в частности ст. 2, 26 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 1 Протокола № 12 к Конвенции. Перечень сфер общественных отношений, на которые распространяется действие Закона, является неисчерпаемым. При этом Закон применяется к отношениям между юридическими лицами как публичного, так и частного права, а также между физическими лицами (статья 4 Закона).
Согласно ст. 14-16 Закона лицо, пострадавшее от дискриминации, может обратиться за защитой своих прав в суд, к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, а также в органы государственной власти или местного самоуправления, требовать возмещения материального или морального ущерба. За нарушение требований Закона установлена гражданская, административная и уголовная ответственность.
Также Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно предотвращения и противодействия дискриминации)» были внесены изменения в ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Украины, которыми введен и признан в европейской практике (практика ЕСПЧ - решение по делам «Начова и другие против Болгарии», «Стоик против Румынии», Директивы ЕС 2000/78 и 2000/43) принцип распределения бремени доказывания по делам о дискриминации. Указанной статьей ГПК установлено - «По делам о дискриминации истец обязан привести фактические данные, подтверждающие, что дискриминация имела место. В случае приведения таких данных доказывание их отсутствия возлагается на ответчика».
Вместе с тем в сфере нормативно-правового обеспечения предотвращения и противодействия дискриминации до сих пор остается много нерешенных вопросов. Во-первых, антидискриминационным законом не урегулирован вопрос запрета множественной дискриминации и дискриминации по ассоциации, необходимость чего следует, например, из п. 2 ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (в толковании Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, изложенном в Замечаниях общего порядка № 20 от 02.07.2009 UN Doc. E/C.12/G /20).
Во-вторых, антидискриминационные нормы значительного количества законов, и в первую очередь законов Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин», «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» (в части более четкого запрета и установления ответственности за дискриминацию по признаку инвалидности и отказ от разумного приспособления), требуют приведения в соответствие с нормами Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации». Такая внутренняя гармонизация нормативно-правовой базы обеспечит единообразие стандартов и равную степень защиты от дискриминации по всем признакам и во всех сферах общественной жизни.
В-третьих, проблемным остается вопрос «криминализации» дискриминации, то есть сохранение в составе диспозиции статьи 161 Уголовного кодекса Украины таких положений, как «прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных привилегий граждан по [соответствующим] признакам». Установление уголовной ответственности за дискриминацию не является ни эффективным, ни пропорциональным способом предотвращения и противодействия дискриминации, что подтверждается как практикой Европейского суда по правам человека, так и практикой применения вышеупомянутой статьи 161 Уголовного кодекса Украины.
В-четвертых, надлежащего нормативно-правового регулирования требует применение положительных действий и других специальных мероприятий, направленных на устранение фактического неравенства в возможностях групп лиц, которые в силу своих определенных признаков находятся в менее благоприятном положении (ст 1, 7, 12 Закона). Как показывают результаты мониторинга Уполномоченного по правам человека, на сегодняшний день органами государственной власти они фактически не применяются, в частности из-за не понимания их содержания, порядка их внедрения и отсутствие соответствующих императивных норм в законодательстве.
С целью совершенствования правовых и организационных основ, создания действенного механизма всестороннего обеспечения в Украине прав и свобод человека и гражданина был принят Указ Президента Украины от 15 октября 2014 года № 811 «О разработке Национальной стратегии в области прав человека».
Министерством юстиции в тесном сотрудничестве с представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, Секретариата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека и представителей международных организаций разработан текст Национальной стратегии.
25 августа 2015 года Президент подписал Национальную стратегию в области прав человека. Национальная стратегия является всеобъемлющим документом, который касается гражданских, политических, социальных, экономических прав и охватывает также те вызовы в сфере нарушения прав человека, которые возникли перед государством в связи с агрессией Российской Федерации, оккупацией АРК и проведениям АТО.
На исполнение Национальной стратегии будет разработан и утвержден План действий, детальный и комплексный документ, содержащий конкретные меры, направленные на выполнение задач Национальной стратегии, сроков их выполнения, объемы и источники финансирования, ответственных исполнителей и партнеров по реализации мероприятий, ожидаемые результаты, индикаторы выполнения мероприятий.
Следует отметить, что один из разделов Национальной стратегии посвящен предупреждению и противодействию дискриминации и направлен на: обеспечение комплексности и согласованности законодательства в сфере предотвращения и противодействия дискриминации; реализацию программ в сфере повышения осведомленности по теме равенства и недискриминации; обеспечение доступности каждому эффективных средств правовой защиты от дискриминации; соблюдается принцип недискриминации и внедряюся принцип недискриминации и культура уважения к разнообразию; принимаются меры по преодолению стереотипов, которые приводят к дискриминации; внедряются соответствующие, своевременные, положительные действия на национальном и местном уровнях; обеспечено эффективное реагирование государства на новые вызовы; повышена ответственность за неучет потребностей людей с инвалидностью по доступности к объектам общественного и гражданского назначения, благоустройства, транспортной инфраструктуры, дорожного сервиса; обеспечивается эффективное расследование преступлений на почве ненависти и привлечения виновных к ответственности.
|