Промежуточный доклад относительно исполнения Украиной рекомендаций, полученных в ходе рассмотрения Национального доклада в рамках упо 24 октября 2012 года



Скачать 253.55 Kb.
страница1/8
Дата27.04.2016
Размер253.55 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Промежуточный доклад относительно исполнения Украиной рекомендаций, полученных

в ходе рассмотрения Национального доклада в рамках УПО 24 октября 2012 года




Рекомендации

Ответы Украины

97.1.

Ратифицировать Международную конвенцию для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах и Римский статут Международного уголовного суда (Испания); Не принята

Украина подписала Римский статут Международного уголовного суда (далее – Римский статут) 20 января 2000 года.

Однако Конституционный Суд Украины в Заключении от 11 июля 2001 года


№ 3-в/2001 признал Римский статут Международного уголовного суда таким, что не соответствует Конституции Украины в части, касающейся положений абзаца десятого преамбулы и статьи 1 Римского статута, согласно которым «Международный уголовный суд дополняет национальные органы уголовной юстиции».

В соответствии с частью второй статьи 9 Конституции Украины заключение международных договоров, которые противоречат Конституции Украины, возможно только после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины.

По поручению Кабинета Министров Украины 18 августа 2014 Министерство иностранных дел Украины (далее-МИД) внесло на рассмотрение Президента Украины пакет документов, разработанный Министерством юстиции Украины, необходимых для вступления в силу Римского статута

По инициативе МИД, указанный пакет документов также предусматривает ратификацию двух Кампальських поправок 2010 года. Кроме того, проект закона о ратификации Римского статута включает декларацию о признании Украиной юрисдикции Международного уголовного суда (МУС) в отношении какого-либо преступления, указанного в статье 5, которое было совершено до вступления в силу для Украины Римского статута, в соответствии с пунктом 3 статьи 12 этого международного договора.

Принимая во внимание требования статьи 9 Конституции Украины, принятие упомянутого Закона Украины о ратификации планируется по результатам завершения конституционной реформы в Украине, одним из элементов которой является внесение изменений в статью 124 Конституции Украины, призванных урегулировать проблему комплементарности МУС по отношению к национальной системе правосудия.Так, согласно статье 154 Конституции Украины законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины может быть внесен в Верховную Раду Украины Президентом Украины или не менее чем одной третью депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины.

16 января 2015 года в Верховной Раде Украины зарегистрирован проект Закона Украины «О внесении изменений в статью 124 Конституции Украины (о признании положений Римского статута)» (реестр. номер 1788), внесенный народными депутатами Украины, который поддерживается Министерством юстиции.

Министерством юстиции также подготовлен пакет законопроектов по ратификации Римского статута Международного уголовного суда и может быть внесен в установленном порядке сразу после создания конституционных условий для этого.

Следует отметить, что в предусмотренном пунктом 3 статьи 12 Римского статута МУС порядке Украина уже признавала юрисдикцию Суда в отношении ряда преступлений. Так, 25 февраля 2014 года было принято Заявление Верховного Совета Украины «О признании Украиной юрисдикции Международного уголовного суда касательно совершения преступлений против человечности высшими должностными лицами государства, которые привели к особо тяжким последствиям и массовому убийству украинских граждан во время мирных акций протеста в период с 21 ноября 2013 по 22 февраля 2014 года». Этот документ был подписан Председателем Верховного Совета Украины О.В.Турчиновым, который на тот момент также исполнял обязанности Президента Украины.

Кроме того, 4 февраля 2015 Верховная Рада Украины приняла Постановление «О Заявлении Верховной Рады Украины «О признании Украиной юрисдикции Международного уголовного суда о совершении преступлений против человечности и военных преступлений высшими должностными лицами Российской Федерации и руководителями террористических организаций ДНР и ЛНР, которые привели к особо тяжким последствиям и массовому убийству украинских граждан».

8 сентября 2015 года МИД от имени государства направил Секретарю Международного уголовного суда (МУС) письмо с заявлением о признании юрисдикции Суда на основании пункта 3 статьи 12 Римского статута относительно преступлений, совершенных на территории Украины с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года.

https://www.icc-cpi.int/en_menus/icc/press%20and%20media/press%20releases/Pages/pr1146.aspx
2. 17 июня 2015 года Президентом подписан Закон Украины «О присоединении Украины к Международной конвенции о защите всех лиц от насильственных исчезновений».

3. Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах размер добровольного взноса в целевой фонд, создание которого предусмотрено пунктом 3 статьи 14 Факультативного протокола к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, может колебаться в пределах от 5 до 30 тыс. долл. США. Указанное финансирование должно осуществляться за счет Государственного бюджета Украины. В связи с экономией бюджетных средств выплата таких взносов на данный момент является невозможной



97.2.

Рассмотреть возможность ратификации Международной конвенции о защите всех лиц от насильственных исчезновений и Международной конвенции о защите прав всех трудящихся- мигрантов и членов их семей (Аргентина); Не принята

Касательно Международной конвенции о защите всех лиц от насильственных исчезновений см. пункт 97.1


97.3.

Ратифицировать Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (Индонезия); Не принята

см. пункт 97.2

97.4.

Рассмотреть вопрос о ратификации Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, а также Конвенции МОТ № 189 (Филиппины); Не принята

см. пункт 97.2

97.5.

Рассмотреть возможность скорейшей ратификации третьего Факультативного протокола к КПР, касающегося процедуры сообщений (Словакия); Не принята

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка относительно процедуры сообщений был подписан Украиной 20 ноября 2014 года.

На данный момент осуществляется подготовка к ратификации Украиной Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка относительно процедуры сообщений.



97.6.

Рассмотреть возможность скорейшей ратификации Римского статута (Тунис);

Не принята



см. пункт 97.1


97.7.

Ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда (Словакия) (Австрия);

Не принята



см. пункт 97.1

97.8.

Ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда и полностью привести свое национальное законодательство в соответствие со всеми обязательствами по Римскому статуту (Эстония); Не принята

см. пункт 97.1

97.9.

Принять все необходимые меры для ратификации Римского статута (Бельгия); Не принята

см. пункт 97.1

97.10.

Принять все необходимые меры для скорейшей ратификации Римского статута, а также для принятия закона об имплементации этого Статута (Франция); Не принята

см. пункт 97.1

97.11.

Ратифицировать Конвенцию о статусе апатридов 1954 года, Конвенцию о сокращении безгражданства 1961 года и Конвенцию Совета Европы о предотвращении и пресечении насилия в отношении женщин и бытового насилия (Португалия); Не принята


11 января 2013 Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О присоединении Украины к Конвенции о статусе апатридов» и «О присоединении Украины к Конвенции о сокращении безгражданства». Осуществляются мероприятия по имплементации положений указанных конвенций в национальное законодательство.

Украина подписала Стамбульскую конвенцию 7 ноября 2011 года. Подготовка к ратификации нашим государством Стамбульской конвенции является сложной и чрезвычайно важной задачей, учитывая необходимость внесения большого количества изменений в национальное законодательство для обеспечения надлежащей имплементации положений Конвенции.

Присоединение к Конвенции является важной составляющей практической реализации проекта Плана действий Совета Европы для Украины «Предотвращение насилия в отношении женщин и насилия в семье и борьба с этими явлениями».

Учитывая важную роль парламента в контексте приведения законодательства в соответствие со Стамбульской конвенцией, с начала 2015 года к этому процессу активно приобщились и представители Верховной Рады Украины, в частности межфракционного депутатского объединения «Равные возможности».

По состоянию на апрель 2015 года эксперты проекта подготовили аналитический отчет о соответствии отдельных законов Украины требованиям Стамбульской конвенции. Детально проанализированы и определены необходимые изменения в действующее национальное законодательство, необходимые для подготовки к ратификации Украиной Стамбульской конвенции. Соответственно, после этого основной партнер проекта - Минсоцполитики совместно с другими украинскими партнерами сможет на основе рекомендаций экспертов начать подготовку документов по внесению необходимых изменений в законодательство.

Генеральная прокуратура Украины с Офисом Совета Европы в Украине реализирует проект «Предупреждение и борьба с насилием в отношении женщин и домашним насилием в Украине», который финансируется при поддержке правительства Швеции.



97.12.

Принять дополнительные меры для присоединения к Гаагской Конвенциии о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (Ирландия);

Принята, на этапе выполнения;




Верховной Радой Украины, начиная с 2001 года, шесть раз рассматривался вопрос присоединения Украины к Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве по вопросам межгосударственного усыновления, но каждый раз законопроекты не поддерживались, отзывались или возвращались на доработку.

Последний пакет законов, подготовленный Министерством социальной политики, который рассматривался Верховной Радой Украины в 2013-2014 годах, был отправлен на доработку и в связи с прекращением полномочий Президента считается отозванным.

С целью обеспечения защиты прав и благополучия детей, особенно в случае их передачи на воспитание и усыновление на национальном и международном уровнях, осуществления межгосударственного усыновления с учетом наивысших интересов ребенка, создания четкой и прозрачной системы гарантий для предотвращения похищения, продажи детей или торговли ими Министерством юстиции совместно с Министерством социальной политики продолжена работа по подготовке пакета документов, необходимых для присоединения и эффективной имплементации в Украине Конвенции о защите детей и сотрудничестве по вопросам межгосударственного усыновления 1993 года.


97.13.

Внести необходимые изменения в Конституцию в целях ратификации Римского статута Международного уголовного суда (Португалия); Не принята

см. пункт 97.1

97.14.

Рассмотреть возможность внесения необходимых изменений в Конституцию в целях ратификации Римского статута Международного уголовного суда и разработать закон о сотрудничестве между государством и Международным уголовным судом (Уругвай); Не принята

см. пункт 97.1

97.15.

Внести необходимые изменения в Конституцию для ратификации Римского статута (Венгрия); Не принята

см. пункт 97.1

97.16.

Пересмотреть национальное законодательство в целях практического выполнения положений Конвенции о правах инвалидов (Мексика); Принята.

Во исполнение распоряжения Кабинета Министров Украины от 30.03.2011
№ 245-р Об одобрении Концепции Общегосударственной программы «Национальный план действий по реализации Конвенции о правах инвалидов и развития системы реабилитации инвалидов» на период до 2020 года" в 2012 году утверждена Государственная целевая программа «Национальный план действий по реализации Конвенции о правах инвалидов» на период до 2020 года (постановление Кабинета Министров Украины от 01.08.2012 № 706).

Указанная Программа направлена на поощрение, защиту и обеспечение полного и равного осуществления всеми лицами с инвалидностью всех прав человека и основных свобод во всех сферах общественной жизни на основе комплексного подхода с учетом положений Конвенции о правах инвалидов, а также принятие мер по уважительному отношению к их достоинству.



97.17.

Отозвать все законопроекты, ущемляющие основные права человека и нарушающие обязательства Украины в соответствии с нормами международного права прав человека, включая Европейскую конвенцию о правах человека и МПГПП (Нидерланды); Принята.


В соответствии со статьей 22 Конституции Украины при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.

Кроме того, следует отметить, что Минюст при проведении правовой экспертизы проверяет нормативно-правовые акты на соответствие Конституции Украины, актам законодательства и действующим международным договорам Украины, стандартам Совета Европы в области демократии, верховенства права и прав человека, в частности положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод, с учетом практики Европейского суда по правам человека, принципа обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин (гендерно-правовая экспертиза).



97.18.

Отказаться от любых законопроектов, которые могли бы ограничивать свободу выражения мнений в связи с сексуальной ориентацией (Словения) (Норвегия);

Не принята.



Национальным законодательством установлен принцип недискриминации, который предусматривает обеспечение равных прав и свобод всех лиц, групп лиц; обеспечение равенства перед законом; уважение достоинства каждого человека, обеспечение равных возможностей всех лиц и/или групп лиц. В связи с этим выделение отдельной формы дискриминации считаем нецелесообразным. Кроме того, в соответствии со статьей 34 Конституции каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений. Статья 64 Конституции говорит, что конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией.

По состоянию на первое полугодие 2015 года были отозваны, отклонены или сняты с рассмотрения Верховной Радой Украины все законопроекты, касающиеся запрета и установление ответственности за так называемую пропаганду гомосексуализма. В частности к ним относятся проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (относительно защиты прав детей на безопасное информационное пространство)» от 20.06.2011 № 8711 (принят за основу 02.10.2012 и перерегистрирован 12.12.2012 под № 0945) и проект Закона Украины «О запрете направленной на детей пропаганды однополых сексуальных отношений» (от 24.12.2012 № 1155).



97.19.

Отозвать свой законопроект, криминализирующий пропаганду гомосексуализма, и воздержаться от принятия какого-либо другого закона, ограничивающего свободу выражения мнений (Австралии);

Не принята



см. пункт 97.18

Проект Закона Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно установления ответственности за пропаганду гомосексуализма» (реестр. № 10729 от 07 июля 2012 года), который находился на рассмотрении Верховной Рады Украины VI созыва, был отозван 12 декабря 2012 года.



97.20.

Включить в законопроект положения, учитывающие озабоченость выраженные договорными органами в отношении дискриминации (Никарагуа);

Принята;


В соответствии со статьей 3 Конституции Украины человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.

Все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах. Права и свободы человека неотчуждаемы и нерушимы (статья 21 Основного Закона Украины).

Кроме того, частями первой и второй статьи 24 Конституции Украины предусмотрено запрещение установления привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или другим признакам.

В развитие указанных положений, а также с целью определения организационно-правовых основ предотвращения и противодействия дискриминации, обеспечения равных возможностей для реализации прав и свобод человека и гражданина Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» (далее - Закон).

Первая редакция Закона содержала ряд недостатков, на которые было указано в заключительных замечаниях по Украина Комитетом ООН по правам человека в 2013 году (UN Doc. CCPR/C/UKR/CO/7, 22 августа 2013 года, пункт 8) и Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам в 2014 году (UN Doc. E /C.12/UKR/CO/6, 13 июня 2014 года, пункт 7).

Для исправления недостатков Закона Министерством юстиции Украины в тесном сотрудничестве с Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека был разработан и Кабинетом Министров Украины 27.03.2014 внесен на рассмотрение Верховной Рады Украины проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно предотвращения и противодействия дискриминации)». Этот законопроект был принят Верховной Радой Украины в целом 13.05.2014. как Закон Украины вступил в силу 30.05.2014 и существенно улучшил национальное антидискриминационное законодательство.

Поскольку дискриминация чаще всего проявляется через свои определенные формы, то Законом к запрещенным формам дискриминации отнесено (статья 5):

1. Прямую дискриминацию.

2. Косвенную дискриминацию.

3. Подстрекательство к дискриминации.

4. Пособничество в дискриминации.

5. Ущемление.

Перечень форм дискриминации, запрещенных Законом, а также определения этих форм (ст. 1 Закона) соответствуют как лучшей международной практике (толкование Комитета ООН по правам человека, Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, практика ЕСПЧ), так и положениям Директивы ЕС 2000/78 / ЕС и 2000/43 / ЕС.

Кроме этого, статьей 14 Закона также запрещено «виктимизацию» - наступление негативных последствий для лица, которое воспользовалось своим правом обжаловать дискриминацию в любому из субъектов, наделенных в соответствии с Законом полномочиями в сфере предотвращения и противодействия дискриминации.

Сфера действия Закона достаточно широка и в целом соответствует требованиям, установленным в частности ст. 2, 26 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 1 Протокола № 12 к Конвенции. Перечень сфер общественных отношений, на которые распространяется действие Закона, является неисчерпаемым. При этом Закон применяется к отношениям между юридическими лицами как публичного, так и частного права, а также между физическими лицами (статья 4 Закона).

Согласно ст. 14-16 Закона лицо, пострадавшее от дискриминации, может обратиться за защитой своих прав в суд, к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, а также в органы государственной власти или местного самоуправления, требовать возмещения материального или морального ущерба. За нарушение требований Закона установлена гражданская, административная и уголовная ответственность.

Также Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно предотвращения и противодействия дискриминации)» были внесены изменения в ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Украины, которыми введен и признан в европейской практике (практика ЕСПЧ - решение по делам «Начова и другие против Болгарии», «Стоик против Румынии», Директивы ЕС 2000/78 и 2000/43) принцип распределения бремени доказывания по делам о дискриминации. Указанной статьей ГПК установлено - «По делам о дискриминации истец обязан привести фактические данные, подтверждающие, что дискриминация имела место. В случае приведения таких данных доказывание их отсутствия возлагается на ответчика».

Вместе с тем в сфере нормативно-правового обеспечения предотвращения и противодействия дискриминации до сих пор остается много нерешенных вопросов. Во-первых, антидискриминационным законом не урегулирован вопрос запрета множественной дискриминации и дискриминации по ассоциации, необходимость чего следует, например, из п. 2 ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (в толковании Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, изложенном в Замечаниях общего порядка № 20 от 02.07.2009 UN Doc. E/C.12/G /20).

Во-вторых, антидискриминационные нормы значительного количества законов, и в первую очередь законов Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин», «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» (в части более четкого запрета и установления ответственности за дискриминацию по признаку инвалидности и отказ от разумного приспособления), требуют приведения в соответствие с нормами Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации». Такая внутренняя гармонизация нормативно-правовой базы обеспечит единообразие стандартов и равную степень защиты от дискриминации по всем признакам и во всех сферах общественной жизни.

В-третьих, проблемным остается вопрос «криминализации» дискриминации, то есть сохранение в составе диспозиции статьи 161 Уголовного кодекса Украины таких положений, как «прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных привилегий граждан по [соответствующим] признакам». Установление уголовной ответственности за дискриминацию не является ни эффективным, ни пропорциональным способом предотвращения и противодействия дискриминации, что подтверждается как практикой Европейского суда по правам человека, так и практикой применения вышеупомянутой статьи 161 Уголовного кодекса Украины.

В-четвертых, надлежащего нормативно-правового регулирования требует применение положительных действий и других специальных мероприятий, направленных на устранение фактического неравенства в возможностях групп лиц, которые в силу своих определенных признаков находятся в менее благоприятном положении (ст 1, 7, 12 Закона). Как показывают результаты мониторинга Уполномоченного по правам человека, на сегодняшний день органами государственной власти они фактически не применяются, в частности из-за не понимания их содержания, порядка их внедрения и отсутствие соответствующих императивных норм в законодательстве.

С целью совершенствования правовых и организационных основ, создания действенного механизма всестороннего обеспечения в Украине прав и свобод человека и гражданина был принят Указ Президента Украины от 15 октября 2014 года № 811 «О разработке Национальной стратегии в области прав человека».


 Министерством юстиции в тесном сотрудничестве с представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, Секретариата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека и представителей международных организаций разработан текст Национальной стратегии.

25 августа 2015 года Президент подписал Национальную стратегию в области прав человека. Национальная стратегия является всеобъемлющим документом, который касается гражданских, политических, социальных, экономических прав и охватывает также те вызовы в сфере нарушения прав человека, которые возникли перед государством в связи с агрессией Российской Федерации, оккупацией АРК и проведениям АТО.

На исполнение Национальной стратегии будет разработан и утвержден План действий, детальный и комплексный документ, содержащий конкретные меры, направленные на выполнение задач Национальной стратегии, сроков их выполнения, объемы и источники финансирования, ответственных исполнителей и партнеров по реализации мероприятий, ожидаемые результаты, индикаторы выполнения мероприятий.

Следует отметить, что один из разделов Национальной стратегии посвящен предупреждению и противодействию дискриминации и направлен на: обеспечение комплексности и согласованности законодательства в сфере предотвращения и противодействия дискриминации; реализацию программ в сфере повышения осведомленности по теме равенства и недискриминации; обеспечение доступности каждому эффективных средств правовой защиты от дискриминации; соблюдается принцип недискриминации и внедряюся принцип недискриминации и культура уважения к разнообразию; принимаются меры по преодолению стереотипов, которые приводят к дискриминации; внедряются соответствующие, своевременные, положительные действия на национальном и местном уровнях; обеспечено эффективное реагирование государства на новые вызовы; повышена ответственность за неучет потребностей людей с инвалидностью по доступности к объектам общественного и гражданского назначения, благоустройства, транспортной инфраструктуры, дорожного сервиса; обеспечивается эффективное расследование преступлений на почве ненависти и привлечения виновных к ответственности.




Скачать 253.55 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8




©zodomed.ru 2024


    Главная страница