Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению: 050700. 62



Скачать 415.88 Kb.
Pdf просмотр
страница1/3
Дата10.10.2017
Размер415.88 Kb.
  1   2   3

1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ
ПЕДАГОГИКИ






ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ
ПРАКТИКА В
ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
КАЗАНЬ – 2013

2
УДК 373.2:376 (072)
Л 69
Логопедическая практика в дошкольных образовательных учреждениях: Программа и методические рекомендации для студентов /Сост. Н.И. Болтакова - Казань: Казанский
(Приволжский) федеральный университет, Институт педагогики и психологии. 2013.-38 с.
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению: 050700.62
Специальное (дефектологическое) образование, профиль подготовки: Логопедия и специальная психология, квалификация (степень) выпускника - бакалавр, а также методистов и учителей-логопедов, руководящих логопедической практикой. Она содержит информацию о требованиях, предъявляемых к студентам в период практики, образцы документации и рекомендации к ее оформлению
Рецензенты:
А.И. Ахметзянова, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Казанского (Приволжского) федерального университета;
С.В Меньшикова, кандидат психологических наук, логопед Республиканской клинической психиатрической больницы им. акад. В.М. Бехтерева.
© Казанский (Приволжский) федеральный университет,
Институт педагогики и психологии, 2013

3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Практика — одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Она позволяет практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях.
Педагогическая практика является важным звеном в подготовке к работе в качестве логопеда с детьми раннего и дошкольного возраста.
Логопедическая практика позволяет закрепить, расширить и конкретизировать полученные в процессе обучения теоретические знания по логопедии и другим дисциплинам, изучить организацию и содержание логопедической работы в детском саду, сформировать умения и навыки профессионально-практической логопедической работы по преодолению нарушений речевой деятельности у детей.
Особую значимость данный вид практики приобретает в русле современного подхода к нарушениям психомоторного и речевого развития, в соответствии с которым ранняя диагностика и коррекция отклонений развития детей является главным условием их эффективного обучения и воспитания, а также социальной адаптации.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Логопедическая практика в дошкольных образовательных учреждениях для детей с речевыми нарушениями.
Направление подготовки 050700.62 – специальное (дефектологическое) образование
Профиль подготовки: Логопедия и специальная психология
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная/заочная
Цели
Основной целью практики является овладение системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществить дифференцированную диагностику речевых нарушений, планировать и проводить коррекционную логопедическую работу в условиях специального детского сада или логопедических групп.
1.Задачи педагогической практики:
1.
Познакомить студентов с составом детей детского сада, с комплектованием специальных групп и с практической реализацией комплексного подхода к преодолению речевых нарушений.

4 2.
Вооружить студентов умениями практического применения знаний полученных при изучении других смежных дисциплин в процессе логопедической работы.
3.
Формировать специальные профессионально-педагогические умения и необходимые для учителя-логопеда личностные качества.
4.
Формировать умение применять творческий подход к осуществлению коррекционной педагогической деятельности.
5.
Научить студентов самостоятельно планировать, проводить и анализировать коррекционную развивающую работу с детьми с нарушениями речи на основе индивидуального дифференцированного и комплексного подходов.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Логопедическая практика в дошкольных образовательных учреждениях для детей с речевыми нарушениями является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700 Специальное
(дефектологическое) образование».
Логопедической практике в дошкольных образовательных учреждениях для детей с речевыми нарушениями предшествует изучение дисциплин профессионального цикла «Специальная психология», «Коррекционная педагогика», «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях», дисциплины вариативного компонента ФГОС ВПО «Теоретические основы логопедии.
Дислалия», «Нарушение голоса», «Дизартрия», «Ринолалия», «Технология обследования и формирования произносительной стороны речи», а также курсов по выбору студентов «Компьютерные технологии в инновационном и логопедическом образовании», предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия.
Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении логопедической практики в дошкольных образовательных учреждениях для детей с речевыми нарушениями:
- знать этиопатогенические механизмы, виды нарушений речи, структуру речевого дефекта;
- знать клиническую и психолого-педагогическую характеристику лиц с нарушениями речи;
- знать признаки основных психических и поведенческих расстройств;
- знать сущность феномена отклоняющегося развития;
- уметь использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности;

5
- уметь анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;
- уметь использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии;
- рационально выбирать и реализовывать коррекционно- образовательные программы на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ;
- организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории;
- анализировать результаты медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико- психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики;
- осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно- развивающего воздействия с целью оценки его эффективности;
- использовать знания в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, способность к лингвистическому анализу;
- использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ;
- осуществлять дифференцированный выбор коррекционных методик и проводить логопедическую работу с лицами, имеющими нарушения речи;
- проектировать индивидуальные коррекционные программы для лиц с нарушениями речи;
- владеть способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии;
- владеть способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ;
- владеть практическими навыками по своевременному выявлению первых признаков психических расстройств;
- владеть практическими навыками по коррекционно-развивающей педагогической работе при выявленных психопатологических синдромах.
Логопедическая практика в дошкольных образовательных учреждениях для детей с речевыми нарушениями проводится на 3 курсе в 5 семестре.
Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий.


6
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины (модуля) Логопедическая практика в дошкольных
образовательных учреждениях для детей с речевыми нарушениями.
Способность к рациональному выбору и реализации коррекционно- образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК – 1)
Способность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК – 2)
Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК – 3)
Способность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК – 4)
Способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК – 5)
Способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследованию лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико- психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК – 6)
Способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности
(ПК – 7)
Способность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК – 8)
Способность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК – 9)
Способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК – 10)
Способность использовать знания в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, способен к лингвистическому анализу (ПК – 11)
Способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК – 12)

7
Способность к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК – 13)
Способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК – 14)
Знание этиопатогенических механизмов, видов нарушений речи, структуры речевого дефекта (СК-1)
Знание клинической и психолого-педагогической характеристики лиц с нарушениями речи (СК – 2)
Способность осуществлять дифференцированный выбор коррекционных методик и проводить логопедическую работу с лицами, имеющими нарушения речи (СК – 3)
Способность проектировать индивидуальные коррекционные программы для лиц с нарушениями речи (СК – 4)
Способность составлять рекомендации по профилактике нарушений речи у детей и подростков (СК – 5)
Знание сути механизмов, лежащих в основе формирования и динамики психических расстройств (СК – 6)
Знание признаков основных психических и поведенческих расстройств
(СК – 7)
Владение практическими навыками по своевременному выявлению первых признаков психических расстройств (СК – 8)
Владение практическими навыками по коррекционно-развивающей педагогической работе при выявленных психопатологических синдромах
(СК – 9)
Знание сущности феномена отклоняющегося развития (СК – 10)
Способность понимать связь общественного и семейного воспитания, особенности детско-родительских отношений в семьях, где воспитываются дети с нарушениями психофизического развития (СК-11)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: историю становления и современное развитие отечественной и зарубежной практики образования детей с речевыми нарушениями; особенности психофизического развития детей с речевыми нарушениями; функциональные обязанности специалистов и сотрудников специальных образовательных учреждений; содержание и приемы коррекционно-развивающей работы в условиях дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями речи; психолого-педагогические методы изучения детей с опорой на детские виды деятельности;

8 педагогические принципы и методы воспитания и обучения детей разных возрастных групп; разнообразные наглядно-дидактические и технические средства для детей, учитывающие их сенсомоторные, компенсаторные и возрастные возможности; формы и средства оказания консультативной помощи родителям имеющим детей с речевой патологией.
Уметь: применять дифференцированно методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями речи; составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка с нарушениями речи; обоснованно выбирать и применять на практике методы, формы и приемы преодоления нарушений речевой деятельности детей; учитывать индивидуальные личностные особенности детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии; подбирать дифференцированные методы для коррекционно- развивающей работы с детьми в зависимости от ведущего дефекта; подбирать к занятиям специальный наглядно-дидактический материал; применять полученные знания в работе с родителями имеющих детей с речевой патологией; анализировать рабочую документацию специалиста; анализировать современную общую и специальную литературу и использовать ее для совершенствования своих знаний, умений и навыков.
Владеть способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии; способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ; способностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ; способностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями.

9
4.Структура и содержание дисциплины (модуля) «Логопедическая
практика в дошкольных образовательных учреждениях для детей с
речевыми нарушениями».
№ п/п
Раздел
Дисциплины
С
ем ес тр
Не де ля с ем ес тра
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

1
Проведение установочной конференции.
5 1 неделя
Ознакомление студентов с задачами, организацией, этапами практики, отчетной документацией. собеседование
2
Знакомство с дошкольным учреждением, изучают порядок приема детей и комплектование групп.
5 1 неделя
Знакомство с медико- педагогической документацией на детей.
Подбор методов изучения детей и наблюдение за ними. Интеграция детей внутри каждой группы собеседование
3
Ознакомление с организацией и направлениями деятельности дошкольного образовательного учреждения.
5 2 неделя
Всестороннее изучение детей.
Заполнение речевых карт. Посещение всех занятий логопеда.
Составление перспективного и индивидуального плана коррекционной работы. собеседование
4
Основные направления психологической работы с детьми с нарушениями речи
5 2 неделя
Обоснование необходимости изучения психологической сферы детей.
Оформление психолого- педагогических характеристик. собеседование
5
Знакомство с содержанием коррекционной и развивающей работы с детьми с нарушениями речи.
5 3 неделя
Теоретические положения для обоснования направлений коррекционной работы в соответствии с уровнем психофизического развития детей.
Планирование коррекционной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи. собеседование

10
Направления коррекционной работы
(развитие зрительного восприятия, речи и общения, движений, ориентировки и др)
Формы занятий
(индивидуальные, подгрупповые, фронтальные).
6
Разработка индивидуальных занятий с ребенком, имеющим нарушение речи.
5 3-5 недели
Разработка содержания индивидуальных занятий с ребенком. Выбор темы занятия, определение его цели и задач. Подбор наглядно-дидактического материала собеседование
7
Разработка и проведение фронтальных занятия в возрастной группе детей с нарушениями речи.
5 3-6 недели
Значение фронтальных занятий в педагогическом процессе с детьми
Индивидуальный подход на фронтальных занятиях.
Подбор оборудования для фронтальных занятий.
Всестороннее развитие детей на фронтальных занятиях.
Анализ образцов занятий.
Подготовка студентов к проведению фронтальных занятий.
Итог фронтального занятия. собеседование
8
Оформление отчетной документации
(дневника наблюдений, характеристики на ребенка, разработок занятий)
5 6 неделя
Подготовка по заданной форме отчетной документации по завершению практики.
Оформление дневников наблюдений, конспектов самостоятельных открытых занятий
(индивидуального, фронтального); характеристики на ребенка.
Проверка и оценка документации педагогом
ОУ, руководителем практики.
Выставление индивидуальной оценки за практику. собеседование

11 9
Подготовка и проведение отчетной итоговой конференции
5 7 неделя
Сбор группы студентов на итоговую конференцию.
Обмен впечатлениями и мнениями по итогам практики.
Анализ прохождения практики
(выступления студентов).
Заключающее выступление по итогам практики руководителя группы. Прием отчетной документации.
Оформление индивидуальных оценок за практику студентов в ведомость. дифференцированный зачет



п/п
Разделы (этапы) практики
Недели
Общая трудоемкость
Формы текущего контроля
Кредиты часы
1 Ориентировочный этап
1 неделя
2 72 собеседование
2 Основной этап
5 недель
8 288 собеседование
3 Заключительный этап
1 неделя
2 72 дифференцированный зачет

5. Образовательные технологии
При реализации программы по дисциплине «Логопедическая практика в дошкольных образовательных учреждениях для детей с речевыми нарушениями» по направлению подготовки реализации компетентностного подхода предусматривается использование в учебном процессе внеаудиторных занятий на базе дошкольных образовательных учреждений, самостоятельная работа, участие в конференциях.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-
методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

п/п
Разделы (этапы) практики
Недели
Формы отчетности
1
Ориентировочный этап
1 собеседование
2
Основной этап
2-6 собеседование
3
Заключительный этап
7 дифференцированный зачет

12
7. Виды деятельности студентов на практике
Этап I. Установочная конференция
На конференции студенты знакомятся с задачами и организацией практики, сроками выполнения учебных заданий на каждом из этапов. Здесь же происходит распределение студентов по специальным группам дошкольных образовательных учреждений и их закрепление за опре- деленными методистами. Непосредственно после конференции методисты беседуют со студентами своих групп: сообщаются конкретные требования к выполнению программы практики, из числа студентов назначаются старшие групп, в обязанности которых входит учет посещаемости студентов- практикнтов, общая организация работы группы, выполнение поручений руководителя практики.
Формы работы со студентами: выступление руководителя и методиста педагогической практики.
Этап II. Ориентировочный
В этот период студенты знакомятся с педагогическим коллективом и медицинским персоналом дошкольного образовательного учреждения.
Изучают организацию работы в логопедической группе: нормативные документы, определяющие задачи, организацию и содержание помощи детям с речевыми нарушениями; расписание работы; оформление и оборудование логопедического кабинета; образцы документации логопеда, контингент детей, принципы комплектования логопедических групп и т. д.
В основном содержании ориентировочного этапа условно можно выделить три ведущих аспекта работы.
Первое
направление
деятельности
студентов
проведение логопедического обследования детей дошкольного возраста, анализ и оформление его результатов в процессе заполнения речевых карт. Степень самостоятельности в приобретении указанных умений и навыков увеличивается постепенно: первоначально, студенты изучают специфику обследования детей с нарушениями речи, затем студенты самостоятельно готовят необходимый материал и проводят всестороннее обследование детей логопедической группы. Педагогическое заключение по речевому нарушению заносится в речевую карту после обсуждения результатов обследования с логопедом или групповым методистом.
Второе направление деятельности студентов – изучение и анализ коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего логопедического воздействия при устранении нарушений речи у детей дошкольного возраста.
Формирование умений анализа и обобщения педагогического опыта осуществляется путем тщательного изучения документации логопеда детского сада (речевых карт детей, занимающихся в группе, перспективных и текущих планов логопедических занятий, индивидуальных тетрадей детей и т.д.), посещения занятий и мероприятий воспитательного характера логопеда с обсуждением содержания, целей, методов, средств и приемов

13 коррекционно-развивающего логопедического воздействия, путей активизации речевой и познавательной деятельности детей с речевой патоло- гией, речевых возможностей детей, посещения мероприятий по пропаганде логопедических знаний.
Третье направление деятельности студентов – овладение навыками планирования логопедической работы в дошкольном образовательном учреждение.
На основании результатов логопедического обследования и активного изучения педагогического опыта логопеда студенты-практиканты осуществляют перспективное планирование коррекционно- компенсирующей, образовательно-развивающей и воспитательной работы в логопедической группе; планирование индивидуальной работы с выбранными детьми, а также работы по логопедической пропаганде.
На указанном этапе студенты совместно с методистом и логопедом детского сада оформляют дневники практики, составляют индивидуальные планы работы на весь период практики, обсуждают и определяют тематику актуальных и значимых для детей логопедической группы мероприятий воспитательного характера, определяют тематику и формы мероприятий по логопедической пропаганде, составляют список необходимых для логопедического кабинета наглядных пособий и дидактического материала.


Скачать 415.88 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница