1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГАОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАЗАНЬ – 2013
2 УДК 373.2:376 (072) Л 69 Логопедическая практика в дошкольных образовательных учреждениях: Программа и методические рекомендации для студентов /Сост. Н.И. Болтакова - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт педагогики и психологии. 2013.-38 с. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению: 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование, профиль подготовки: Логопедия и специальная психология, квалификация (степень) выпускника - бакалавр, а также методистов и учителей-логопедов, руководящих логопедической практикой. Она содержит информацию о требованиях, предъявляемых к студентам в период практики, образцы документации и рекомендации к ее оформлению Рецензенты: А.И. Ахметзянова, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Казанского (Приволжского) федерального университета; С.В Меньшикова, кандидат психологических наук, логопед Республиканской клинической психиатрической больницы им. акад. В.М. Бехтерева. © Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт педагогики и психологии, 2013 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Практика — одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Она позволяет практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях. Педагогическая практика является важным звеном в подготовке к работе в качестве логопеда с детьми раннего и дошкольного возраста. Логопедическая практика позволяет закрепить, расширить и конкретизировать полученные в процессе обучения теоретические знания по логопедии и другим дисциплинам, изучить организацию и содержание логопедической работы в детском саду, сформировать умения и навыки профессионально-практической логопедической работы по преодолению нарушений речевой деятельности у детей. Особую значимость данный вид практики приобретает в русле современного подхода к нарушениям психомоторного и речевого развития, в соответствии с которым ранняя диагностика и коррекция отклонений развития детей является главным условием их эффективного обучения и воспитания, а также социальной адаптации. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Логопедическая практика в дошкольных образовательных учреждениях для детей с речевыми нарушениями. Направление подготовки 050700.62 – специальное (дефектологическое) образование Профиль подготовки: Логопедия и специальная психология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная/заочная Цели Основной целью практики является овладение системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществить дифференцированную диагностику речевых нарушений, планировать и проводить коррекционную логопедическую работу в условиях специального детского сада или логопедических групп. 1.Задачи педагогической практики: 1. Познакомить студентов с составом детей детского сада, с комплектованием специальных групп и с практической реализацией комплексного подхода к преодолению речевых нарушений. 4 2. Вооружить студентов умениями практического применения знаний полученных при изучении других смежных дисциплин в процессе логопедической работы. 3. Формировать специальные профессионально-педагогические умения и необходимые для учителя-логопеда личностные качества. 4. Формировать умение применять творческий подход к осуществлению коррекционной педагогической деятельности. 5. Научить студентов самостоятельно планировать, проводить и анализировать коррекционную развивающую работу с детьми с нарушениями речи на основе индивидуального дифференцированного и комплексного подходов. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Логопедическая практика в дошкольных образовательных учреждениях для детей с речевыми нарушениями является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование». Логопедической практике в дошкольных образовательных учреждениях для детей с речевыми нарушениями предшествует изучение дисциплин профессионального цикла «Специальная психология», «Коррекционная педагогика», «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях», дисциплины вариативного компонента ФГОС ВПО «Теоретические основы логопедии. Дислалия», «Нарушение голоса», «Дизартрия», «Ринолалия», «Технология обследования и формирования произносительной стороны речи», а также курсов по выбору студентов «Компьютерные технологии в инновационном и логопедическом образовании», предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении логопедической практики в дошкольных образовательных учреждениях для детей с речевыми нарушениями: - знать этиопатогенические механизмы, виды нарушений речи, структуру речевого дефекта; - знать клиническую и психолого-педагогическую характеристику лиц с нарушениями речи; - знать признаки основных психических и поведенческих расстройств; - знать сущность феномена отклоняющегося развития; - уметь использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности; 5 - уметь анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности; - уметь использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии; - рационально выбирать и реализовывать коррекционно- образовательные программы на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ; - организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории; - анализировать результаты медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико- психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики; - осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно- развивающего воздействия с целью оценки его эффективности; - использовать знания в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, способность к лингвистическому анализу; - использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ; - осуществлять дифференцированный выбор коррекционных методик и проводить логопедическую работу с лицами, имеющими нарушения речи; - проектировать индивидуальные коррекционные программы для лиц с нарушениями речи; - владеть способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии; - владеть способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ; - владеть практическими навыками по своевременному выявлению первых признаков психических расстройств; - владеть практическими навыками по коррекционно-развивающей педагогической работе при выявленных психопатологических синдромах. Логопедическая практика в дошкольных образовательных учреждениях для детей с речевыми нарушениями проводится на 3 курсе в 5 семестре. Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий. 6 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Логопедическая практика в дошкольных образовательных учреждениях для детей с речевыми нарушениями. Способность к рациональному выбору и реализации коррекционно- образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК – 1) Способность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК – 2) Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК – 3) Способность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК – 4) Способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК – 5) Способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследованию лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико- психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК – 6) Способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК – 7) Способность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК – 8) Способность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК – 9) Способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК – 10) Способность использовать знания в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, способен к лингвистическому анализу (ПК – 11) Способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК – 12) 7 Способность к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК – 13) Способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК – 14) Знание этиопатогенических механизмов, видов нарушений речи, структуры речевого дефекта (СК-1) Знание клинической и психолого-педагогической характеристики лиц с нарушениями речи (СК – 2) Способность осуществлять дифференцированный выбор коррекционных методик и проводить логопедическую работу с лицами, имеющими нарушения речи (СК – 3) Способность проектировать индивидуальные коррекционные программы для лиц с нарушениями речи (СК – 4) Способность составлять рекомендации по профилактике нарушений речи у детей и подростков (СК – 5) Знание сути механизмов, лежащих в основе формирования и динамики психических расстройств (СК – 6) Знание признаков основных психических и поведенческих расстройств (СК – 7) Владение практическими навыками по своевременному выявлению первых признаков психических расстройств (СК – 8) Владение практическими навыками по коррекционно-развивающей педагогической работе при выявленных психопатологических синдромах (СК – 9) Знание сущности феномена отклоняющегося развития (СК – 10) Способность понимать связь общественного и семейного воспитания, особенности детско-родительских отношений в семьях, где воспитываются дети с нарушениями психофизического развития (СК-11) В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: историю становления и современное развитие отечественной и зарубежной практики образования детей с речевыми нарушениями; особенности психофизического развития детей с речевыми нарушениями; функциональные обязанности специалистов и сотрудников специальных образовательных учреждений; содержание и приемы коррекционно-развивающей работы в условиях дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями речи; психолого-педагогические методы изучения детей с опорой на детские виды деятельности;
8 педагогические принципы и методы воспитания и обучения детей разных возрастных групп; разнообразные наглядно-дидактические и технические средства для детей, учитывающие их сенсомоторные, компенсаторные и возрастные возможности; формы и средства оказания консультативной помощи родителям имеющим детей с речевой патологией. Уметь: применять дифференцированно методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями речи; составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка с нарушениями речи; обоснованно выбирать и применять на практике методы, формы и приемы преодоления нарушений речевой деятельности детей; учитывать индивидуальные личностные особенности детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии; подбирать дифференцированные методы для коррекционно- развивающей работы с детьми в зависимости от ведущего дефекта; подбирать к занятиям специальный наглядно-дидактический материал; применять полученные знания в работе с родителями имеющих детей с речевой патологией; анализировать рабочую документацию специалиста; анализировать современную общую и специальную литературу и использовать ее для совершенствования своих знаний, умений и навыков. Владеть способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии; способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ; способностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ; способностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями.
9 4.Структура и содержание дисциплины (модуля) «Логопедическая практика в дошкольных образовательных учреждениях для детей с речевыми нарушениями». № п/п Раздел Дисциплины С ем ес тр Не де ля с ем ес траВиды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) 1 Проведение установочной конференции. 5 1 неделя Ознакомление студентов с задачами, организацией, этапами практики, отчетной документацией. собеседование 2 Знакомство с дошкольным учреждением, изучают порядок приема детей и комплектование групп. 5 1 неделя Знакомство с медико- педагогической документацией на детей. Подбор методов изучения детей и наблюдение за ними. Интеграция детей внутри каждой группы собеседование 3 Ознакомление с организацией и направлениями деятельности дошкольного образовательного учреждения. 5 2 неделя Всестороннее изучение детей. Заполнение речевых карт. Посещение всех занятий логопеда. Составление перспективного и индивидуального плана коррекционной работы. собеседование 4 Основные направления психологической работы с детьми с нарушениями речи 5 2 неделя Обоснование необходимости изучения психологической сферы детей. Оформление психолого- педагогических характеристик. собеседование 5 Знакомство с содержанием коррекционной и развивающей работы с детьми с нарушениями речи. 5 3 неделя Теоретические положения для обоснования направлений коррекционной работы в соответствии с уровнем психофизического развития детей. Планирование коррекционной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи. собеседование 10 Направления коррекционной работы (развитие зрительного восприятия, речи и общения, движений, ориентировки и др) Формы занятий (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные). 6 Разработка индивидуальных занятий с ребенком, имеющим нарушение речи. 5 3-5 недели Разработка содержания индивидуальных занятий с ребенком. Выбор темы занятия, определение его цели и задач. Подбор наглядно-дидактического материала собеседование 7 Разработка и проведение фронтальных занятия в возрастной группе детей с нарушениями речи. 5 3-6 недели Значение фронтальных занятий в педагогическом процессе с детьми Индивидуальный подход на фронтальных занятиях. Подбор оборудования для фронтальных занятий. Всестороннее развитие детей на фронтальных занятиях. Анализ образцов занятий. Подготовка студентов к проведению фронтальных занятий. Итог фронтального занятия. собеседование 8 Оформление отчетной документации (дневника наблюдений, характеристики на ребенка, разработок занятий) 5 6 неделя Подготовка по заданной форме отчетной документации по завершению практики. Оформление дневников наблюдений, конспектов самостоятельных открытых занятий (индивидуального, фронтального); характеристики на ребенка. Проверка и оценка документации педагогом ОУ, руководителем практики. Выставление индивидуальной оценки за практику. собеседование
11 9 Подготовка и проведение отчетной итоговой конференции 5 7 неделя Сбор группы студентов на итоговую конференцию. Обмен впечатлениями и мнениями по итогам практики. Анализ прохождения практики (выступления студентов). Заключающее выступление по итогам практики руководителя группы. Прием отчетной документации. Оформление индивидуальных оценок за практику студентов в ведомость. дифференцированный зачет № п/п Разделы (этапы) практики Недели Общая трудоемкость Формы текущего контроля Кредиты часы 1 Ориентировочный этап 1 неделя 2 72 собеседование 2 Основной этап 5 недель 8 288 собеседование 3 Заключительный этап 1 неделя 2 72 дифференцированный зачет 5. Образовательные технологии При реализации программы по дисциплине «Логопедическая практика в дошкольных образовательных учреждениях для детей с речевыми нарушениями» по направлению подготовки реализации компетентностного подхода предусматривается использование в учебном процессе внеаудиторных занятий на базе дошкольных образовательных учреждений, самостоятельная работа, участие в конференциях. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов № п/п Разделы (этапы) практики Недели Формы отчетности 1 Ориентировочный этап 1 собеседование 2 Основной этап 2-6 собеседование 3 Заключительный этап 7 дифференцированный зачет 12 7. Виды деятельности студентов на практике Этап I. Установочная конференция На конференции студенты знакомятся с задачами и организацией практики, сроками выполнения учебных заданий на каждом из этапов. Здесь же происходит распределение студентов по специальным группам дошкольных образовательных учреждений и их закрепление за опре- деленными методистами. Непосредственно после конференции методисты беседуют со студентами своих групп: сообщаются конкретные требования к выполнению программы практики, из числа студентов назначаются старшие групп, в обязанности которых входит учет посещаемости студентов- практикнтов, общая организация работы группы, выполнение поручений руководителя практики. Формы работы со студентами: выступление руководителя и методиста педагогической практики. Этап II. Ориентировочный В этот период студенты знакомятся с педагогическим коллективом и медицинским персоналом дошкольного образовательного учреждения. Изучают организацию работы в логопедической группе: нормативные документы, определяющие задачи, организацию и содержание помощи детям с речевыми нарушениями; расписание работы; оформление и оборудование логопедического кабинета; образцы документации логопеда, контингент детей, принципы комплектования логопедических групп и т. д. В основном содержании ориентировочного этапа условно можно выделить три ведущих аспекта работы. Первое направление деятельности студентов – проведение логопедического обследования детей дошкольного возраста, анализ и оформление его результатов в процессе заполнения речевых карт. Степень самостоятельности в приобретении указанных умений и навыков увеличивается постепенно: первоначально, студенты изучают специфику обследования детей с нарушениями речи, затем студенты самостоятельно готовят необходимый материал и проводят всестороннее обследование детей логопедической группы. Педагогическое заключение по речевому нарушению заносится в речевую карту после обсуждения результатов обследования с логопедом или групповым методистом. Второе направление деятельности студентов – изучение и анализ коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего логопедического воздействия при устранении нарушений речи у детей дошкольного возраста. Формирование умений анализа и обобщения педагогического опыта осуществляется путем тщательного изучения документации логопеда детского сада (речевых карт детей, занимающихся в группе, перспективных и текущих планов логопедических занятий, индивидуальных тетрадей детей и т.д.), посещения занятий и мероприятий воспитательного характера логопеда с обсуждением содержания, целей, методов, средств и приемов 13 коррекционно-развивающего логопедического воздействия, путей активизации речевой и познавательной деятельности детей с речевой патоло- гией, речевых возможностей детей, посещения мероприятий по пропаганде логопедических знаний. Третье направление деятельности студентов – овладение навыками планирования логопедической работы в дошкольном образовательном учреждение. На основании результатов логопедического обследования и активного изучения педагогического опыта логопеда студенты-практиканты осуществляют перспективное планирование коррекционно- компенсирующей, образовательно-развивающей и воспитательной работы в логопедической группе; планирование индивидуальной работы с выбранными детьми, а также работы по логопедической пропаганде. На указанном этапе студенты совместно с методистом и логопедом детского сада оформляют дневники практики, составляют индивидуальные планы работы на весь период практики, обсуждают и определяют тематику актуальных и значимых для детей логопедической группы мероприятий воспитательного характера, определяют тематику и формы мероприятий по логопедической пропаганде, составляют список необходимых для логопедического кабинета наглядных пособий и дидактического материала.
Поделитесь с Вашими друзьями: |