Программа по дисциплине Соматопсихология и психология здоровья



Дата25.04.2016
Размер151 Kb.
ТипПрограмма


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОЛДОВЫ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ


Аналитическая программа по дисциплине

Соматопсихология и психология здоровья

(Специальность Психология)
Автор: доктор Анжела Каланча

Курс: I

Семестр: II

Общее количество часов: 150

Количество контактных часов: 50

Из них лекции: 30 семинарские занятия: 20

Кредиты ECTS: 5

Программа обсуждена и подтверждена на заседании Кафедры психологии, протокол №1 от 31.08.2011

Заведующая кафедрой

Доцент, доктор Светлана Руснак __________________


Директор департамента

Доцент, доктор Николай Сали _____________________

Председатель методической комиссии факультета

Доцент, доктор Виктория Гонца _____________________

КУРРИКУЛЯРНЫЙ СТАНДАРТ ПРЕДМЕТА


Соматопсихология и психология здоровья
Общее количество часов:150

Количество контактных часов: 50

Кредиты ECTS: 5

Семестр: II

Экзамен: 2-й семестр

Курс: I
Познавательные и практические предварительные навыки: общая психология, история психологии, возрастная психология, клиническая психология и патопсихология.
Связь с другими дисциплинами: психология личности, психология семьи, анатомия и физиология нервной системы, психотерапия.
Место предмета в учебном плане: основные предметы.
Цель курса:

Формирование представлений о фундаментальных и прикладных исследованиях в области соматопсихологии и психологии здоровья, о возможностях этой науки, ее методологии, теоретических основах и эмпирических задачах.


Формирующе-развивающие цели

По окончании курса студенты должны владеть следующими знаниями и навыками


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ:


  • иметь представление о теоретических основах социально-психологической науки, об истории соматопсихологии;

  • знать содержание наиболее важных психологических концепций соматопсихологии и экспериментальные данные, к которым апеллируют эти концепции;

  • использовать понятийный аппарат предмета, владеть теоретическими моделями объяснения психосоматического контекста;

  • познакомить с объектом, предметом и сферой приложения соматопсихологии, ее теоретическими основами и категориальным аппаратом;

  • раскрыть социальную значимость, масштабность задач, межотраслевой и междисциплинарный характер соматопсихологии;

  • познакомить с эволюцией психосоматики и интеграцией ее основных разделов (областей);

  • дать содержательную характеристику основных методологических проблем и методических трудностей соматопсихологии;

  • знать принципы работы и функции специалистов в области психосоматики;

  • иметь представление о приоритетных направлениях в современной соматопсихологии;


ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ:

  • составить программу исследования конкретного психосоматического случая;

  • выбрать соответствующие методы практического исследования;

  • провести психологическое экспериментальное исследование;

  • оформить и представить результаты;



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И РАССПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ
А. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ


No

ТЕМА

Форма преподава-ния

Количество часов


контакт.


индивид.

1

Современный взгляд на психосоматикую

Телесная психология: механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств

Телесно-психологические проблемы как нарушения психологической адаптации.

Соматический подход к психологическим проблемам.

Когнитивные механизмы формирования психологических проблем.

С использова-нием информаци-онных технологий

5

10

2

Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств

Психоаналитическая трактовка психосоматических симптомов: символизм и конверсия.

Детские причины взрослых проблем: психологические защиты и ревизия некоторых представлений психоанализа.

Когнитивный подход к специфичности психосоматических расстройств - схема тела» по П. Шильдеру.

Теория личностных профилей Ф. Данбар

Теория психосоматической специфичности Ф.М. Александера.

Современные психодинамические представления о психосоматике.

Алекситимия (П. Сифнеос).

Ресоматизация |М. Шур) и двухфазное вытеснение (А. Митшерлих).

Соматизация.

«Неполноценность органа» и ее психическая компенсация (А. Адлер).

Базовая тревожность (К. Хорни).

Модель внутрипсихического конфликта.

Модель психосоматических нарушений по У. Глассеру.

Реакция борьбы или бегства (У. Кэннон), гиперсимпатикотония и мышечная броня (В. Райх).

Теория стресса |Г. Селье) и реакция релаксации (Г. Бенсон).

Модель «болезней готовности» (В. Икскюль).

Условно-рефлекторные (кондиционирование) и когнитивные модели.

Синдром дефицита удовлетворенности

Модель фрустрации.

Психоэкологическая модель.

Интеграция психосоматических концепций.

Симптоматика психосоматических расстройств.

.

5

10

3

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции

Основные представления физиологического подхода в психокоррекции

Физиологическая возрастная регрессия как основной рабочий инструмент психокоррекции

Символический язык тела

Методы релаксации. Метод джейкобсона. Метод шульца. Психофизиология релаксации

Анализ характера и вегетотерапия по В. Райху

Мышечный панцирь и телесный контакт

Инструментарий телесной психотерапии по Райху

Вегетативные потоки и вегетативная терапия

Вегетативный резонанс

Энергетическая разрядка и оргастический рефлекс

Психофизиологическием механизмы терапии Райха

Биоэнергетический анализ А. Лоуэна

Утрата грации

Заземление

Душевная и энергетическая гармония

Смена стереотипа дыхания

Изометрическое напряжение и мышечные вибрации

Телесное энергетическое расщепление

Психофизиологические механизмы терапии Лоуэна



Метод М. Фельденкрайза (ATM)

Состояние сознавания

Полный образ себя

Невербальное осознавание

Четыре компонента «образа себя»

Психофизиология метода ATM



Метод Ф.М. Александера

Первичный контроль

Самоконтроль по Александеру

Психофизиологические аспекты метода



Первичная терапия А. Янова

Первичные механизмы невроза

Метафора «настоящего» человека

«Первичный крик» как эмоциональная разрядка

Организация терапевтического процесса

Чувственное осознавание (Ш. Селвер, Ч. Брукс, Э. Якоби)

Взаимосвязь чувственного осознавания и других методов психотерапии

Психофизиологические аспекты метода чувственного осознавания

Соматическая терапия биосинтеза (Д. Боаделла)

Бодинамический анализ (Л. Марчер)

Биодинамическая терапия (Г. Бойсен)

Метод Радикс (Ч. Келли)

Метод Хакоми (Р. Курц)

Формативная психология (С. Келеман)

Метод фокусировки по Ю. Джендлину

Метод фокусировки на эмоциях, или «биологическая обратная связь без приборов» (И. Шалиф)

Психодинамическая телесная психотерапия (X. Кренц)

Рольфинг, или структурная интеграция


С использова-нием информаци-онных технологий

5

10

4

Болезни органов дыхания

Бронхиальная астма

Синдром гипервентиляции

Сердечно-сосудистые заболевания

Эссенциальная ипертония

Ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда

Кардиофобический невроз

Нарушения сердечного ритма

Психосоматика пищевого поведения.

Ожирение


Нервная анорексия

Булимия


Желудочно-кишечные заболевания.

Язвы желудка и двенадцатиперстной кишки

Запоры

Эмоциональная диарея



«Синдром раздраженной кишки»

Язвенный колит и болезнь Крона

Нарушения глотания

Болезни эндокринной системы

Гипотиреоз

Гипертиреоз

Сахарный диабет



Психосоматика кожных заболеваний

Роль кожи в жизнедеятельности организма

Влияние стресса на развитие кожных заболеваний

Причины развития психогенных кожных заболеваний

Течение психогенных кожных заболеваний

Симптоматические невротические нарушения

Кожные заболевания

Крапивница

Кожный зуд

Атопический нейродермит

Аногенитальный зуд

Псориаз


Околоротовой дерматит

Картина личности при кожных заболеваниях

Психотерапия при кожных заболеваниях

Гинекологические заболевания

Рак молочной железы

Экстирпация матки.

Первичная аменорея

Вторичная аменорея

Дисменорея и пред-менструальный синдром

Функциональные нарушения в области гипогастрия

Менархе и климакс

Функциональная (психосоматическая) стерильность

Психосоматические аспекты при гетерологичном и экстракорпоральном оплодотворении

Психосоматика спонтанного аборта и преждевременных родов

Ложная беременность



С использова-нием информаци-онных технологий

5

10

5

Болезни опорно-двигательного аппарата

Ревматические поражения мягких тканей (фибромиалгия)

Симптомы остеохондроза

Ревматоидный артрит

Психотерапия при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Психовегетативные синдромы

Функциональные сексуальные расстройства

Онкологические заболевания

Картина личности

Психотерапия

Психосоматические аспекты депрессии


С использова-нием информаци-онных технологий

5

5

6

Инфекционные болезни

Простуды


Простой герпес

Ангина


Туберкулез

Психотерапия при инфекционных заболеваниях



Головная боль

Головная боль напряжения

Мигрень


С использова-нием информаци-онных технологий

5

5




Всего




30 часов

50 часов


Б. ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ


No

ТЕМА

Форма преподавания

Количество часов

контакт.

индивид.

1

Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств

Опрос

Рефераты


5

12

2

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции

Опрос

Рефераты


5

12

3

Техники:

Упражнение №1. «Как оценить значение событий»

Упражнение №1. «Как оценить значение событий

Упражнение №2 «Определение «преимуществ» болезни»

Упражнение №3 «Направленное дыхание»

Упражнение № 5 «Преодоление затаенных обид»

Упражнение № 6 «Постановка целей»

Упражнение №7: «Зрительное представление целительных сил организма»

Упражнение №8: «Налаживание связи с болью»

Упражнение №9 «Зрительное представление боли»

Упражнение № 10 «Противоболевое дыхание»

Упражнение № 11 «Работа со смертью»

Упражнение №12 «Увидеть свою жизнь и смерть»

Упражнение № 13 «Исцеляющее дыхание»

Поддержка семьи


Интерактивная с элементами тренинга


5

12

4

Метод психокоррекции и психологической саморегуляции Ретри

Физиологические основы метода

Первый этап - неспецифический

Условно-рефлекторные механизмы и интеграция на неспецифическом этапе психокоррекции

Телесный локус контроля

Словесное самопрограммирование с «опорой на тело»

Объединение телесно-психологических ресурсов

Второй этап - специфический

Общий алгоритм телесной психокоррекции

Общий алгоритм телесно-ориентированной эмоционально-волевой саморегуляции

Работа с проблемными телесными состояниями

Специфический этап психокоррекции и измененные состояния сознания

Техники психокоррекционной работы с образами

Образность как механизм психологических проблем

Упрощение проблем и типовые аффирмации

Полярность и выявление внутреннего конфликта: техника ВВК

Кристаллизация полярности и центральные темы внутренних конфликтов

Принципы телесно-ориентированной «внутренней дипломатии»

Личностно-типологическая основа телесной психокоррекции

Особенности применения метода при работе с детьми



Интерактивная

5

12



Всего




20 часов

50 часов


В. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Вероятность возникновения психосоматических расстройств зависит от факторов риска и от личностных качеств человека. Опишите случай из практики.


Г. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  1. Приоритетные направления исследований в современной соматопсихологии.

  2. Проблема нормы и патологии в соматопсихологии.

  3. Место соматопсихологии и психологии здоровья в системе психологического знания.

  4. Вклад соматопсихологии и психологии здоровья в решение фундаментальных общепсихологических проблем.

  5. Теоретические основы и методологические принципы соматопсихологии и психологии здоровья.

  6. Медицинская модель психосоматических расстройств. Основные принципы и ограничения.

  7. Проблема соотношения «нормы и патологии» в соматопсихологии.

  8. Проблема оценки эффективности терапевтического воздействия в соматопсихологии.

  9. Телесно-психологические проблемы как нарушения психологической адаптации.

  10. Современные психодинамические представления о психосоматике.

  11. Интеграция психосоматических концепций.

  12. Симптоматика психосоматических расстройств.

  13. Физиологическая возрастная регрессия как основной рабочий инструмент психокоррекции

  14. Техники психокоррекционной работы с образамию


Вопросы для экзамена

1. Современный взгляд на психосоматику.

2. Опишите две основные группы психокоррекционных методов: неспецифические, не связанные с содержанием какого - либо определенного переживания; специфические, определяемые содержанием прорабатываемой конкретной психологической проблемы.

3. Личностный рост, или самоактуализация (по К. Гольдштейну), результат движения по пути самосовершенствования («пробуждение», по Г.И. Гурджиеву).

4. Составляющие личностной зрелости: 1) Автономия; 2) Центрированность на проблеме; 3) Принятие собственного «Я».

5. Возврат человека к своему природному естеству: 1) Свежесть восприятия и оценок; 2) Непосредственность (спонтанность); 3) Креативность; 4) Повышенная частота пиковых переживаний.

6. Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств: телесно-психологические проблемы как нарушения психологической адаптации.

7. Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств: соматический подход к психологическим проблемам.

8. Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств: когнитивные механизмы формирования психологических проблем

9. Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств: психоаналитическая трактовка психосоматических симптомов: символизм и конверсия

10. Детские причины взрослых проблем: психологические защиты и ревизия некоторых представлений психоанализа.

11. Когнитивный подход к специфичности психосоматических расстройств - схема тела» по П. Шильдеру.

12. Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств: теория личностных профилей Ф. Данбар.

13. Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств: теория психосоматической специфичности Ф.М. Александера.

14. Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств: современные психодинамические представления о психосоматике.

15. Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств: Алекситимия (П. Сифнеос).

16. Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств: Ресоматизация (М. Шур) и двухфазное вытеснение (А. Митшерлих).

17. Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств: соматизация.

18. Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств: «Неполноценность органа» и ее психическая компенсация (А. Адлер).

19. Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств: базовая тревожность (К. Хорни).

20. Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств: модель внутрипсихического конфликта.

21. Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств: модель психосоматических нарушений по У. Глассеру.

22. Психологические защиты, связанные с внутриличностным уровнем представления психологической проблемы: 1. Подавление или вытеснение; 2. Отрицание; 3. Рационализация; 4. Реактивное образование (или формирование реакции).

23. Психологические защиты, связанные с межличностными отношнниями: 1. Проекция; 2.Отождествление (идентификация); 3. Замещение.

24. Психологические защиты, связанные с возрастным личностным развитием: 1. Фантазирование; 2. Регрессия;3. Фиксация.

25. Психологические защиты, связанные с адаптивной деятельностью: 1. Отреагирование; 2. Сублимация; 3. Интроекция; 4. Слияние (конфлуэнция); 5. Дефлексия (уклонение); 6. Ретрофлексия.

26. Психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств: реакция борьбы или бегства (У. Кэннон), гиперсимпатикотония и мышечная броня (В. Райх).

27. Психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств: теория стресса (Г. Селье) и реакция релаксации (Г. Бенсон)

28. Психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств: модель «болезней готовности» (В. Икскюль).

29. Психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств: условно-рефлекторные (кондиционирование) и когнитивные модели. Модель выученной беспомощности (Seligman M., 1975).

30. Психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств: синдром дефицита удовлетворенности по К. Блюму (reward deficiency).

31. Психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств: модель фрустрации.

32. Психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств: психоэкологическая модель. Экология сознания, введенное Грегори Бейтсоном (1972). Психоэкология (И.В. Смирнов).

33. Психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств: интеграция психосоматических концепций.

34. Психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств: симптоматика психосоматических расстройств.

35. Физиологические показатели реакции напряжения и реакции релаксации. (Таблица)

36. Экзистенциальный и психобиологический смысл наиболее распространенных психологических проблем. (Таблица).

37. Телесные проявления стресса: Мышечные проявления; Проявления со стороны сердечно-сосудистой системы; Проявления со стороны пищеварительной системы.

38. Телесные проявления стресса: Проявления со стороны дыхательной системы; Проявления со стороны органов чувств; Прочие проявления:приливы жара («кровь бросилась в голову») или озноба («от страха все внутри заледенело»), обильное мочеиспускание, разнообразные сексуальные проблемы, нарушения.

39. Психологические проявления стресса: на эмоциональном уровне; на уровне мышления; на уровне поведения; на межличностном (социально-психологическом) уровне.

40. Состояния страха. Универсальные формы страхов: страх смерти; страх потери контроля; страх сойти с ума.

41. Основные представления физиологического подхода в психокоррекции.

42. Физиологическая возрастная регрессия как основной рабочий инструмент психокоррекции.

43. Сомато-центрированные методы психокоррекции. Методы релаксации: Метод Джейкобсона.

44. Сомато-центрированные методы психокоррекции. Методы релаксации: Метод Шульца. Психофизиология релаксации.

45. Сомато-центрированные методы психокоррекции. Анализ характера и вегетотерапия по В. Райху.

46. Сомато-центрированные методы психокоррекции. Биоэнергетический анализ А. Лоуэна.

47. Сомато-центрированные методы психокоррекции. Метод М. Фельденкрайза. Метод самосовершенствования или личностного роста, названный им «осознавание через движение» (Awareness through movement, ATM).

48. Сомато-центрированные методы психокоррекции. Метод Ф.М. Александера.

49. Сомато-центрированные методы психокоррекции. Первичная терапия А. Янова.

50. Сомато-центрированные методы психокоррекции. Чувственное осознавание (Ш. Селвер, Ч. Брукс, Э. Якоби).

51. Сомато-центрированные методы психокоррекции. Соматическая терапия биосинтеза (Д. Боаделла).

52. Сомато-центрированные методы психокоррекции. Бодинамический анализ (Л. Марчер).

53. Сомато-центрированные методы психокоррекции. Биодинамическая терапия (Г. Бойсен).

54. Сомато-центрированные методы психокоррекции. Метод Радикс (Ч. Келли).

55. Сомато-центрированные методы психокоррекции. Метод Хакоми (Р. Курц).

56. Сомато-центрированные методы психокоррекции. Формативная психология (С. Келеман).

57. Сомато-центрированные методы психокоррекции. Метод фокусировки по Ю. Джендлину.

58. Сомато-центрированные методы психокоррекции. Метод фокусировки на эмоциях, или «биологическая обратная связь без приборов» (И. Шалиф).

59. Сомато-центрированные методы психокоррекции. Психодинамическая телесная психотерапия (X. Кренц).

60. Сомато-центрированные методы психокоррекции.Рольфинг, или структурная интеграция.

61. Сомато-центрированные методы психокоррекции. Метод психокоррекции и психологической саморегуляции Ретри. (М. Е. Сандомирский).

62. Символический язык тела:

1) Голова. а) в лобной области; б) в височной области; в) боли в теменной области; г) затылок, задняя поверхность шеи; д) боль, охватывающая голову со всех сторон, сдавливающая;

2) Шея;

3) Плечевой пояс;



4) Грудная клетка: а) передняя поверхность груди, б) задняя поверхность груди;

5) Область живота;

6) Область поясницы;

7) Таз, промежность;

8) Ноги: а) область бедер; б) коленные суставы; в) голени; г) стопы.

63. Болезни органов дыхания: бронхиальная астма.

64. Болезни органов дыхания: синдром гипервентиляции.

65. Сердечно - сосудистые заболевания: эссенциальная ипертония.

66. Сердечно - сосудистые заболевания: ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда.

67. Сердечно - сосудистые заболевания: кардиофобический невроз.

68. Сердечно - сосудистые заболевания: нарушения сердечного ритма.

69. Психосоматика пищевого поведения: ожирение.

70. Психосоматика пищевого поведения: нервная анорексия.

71. Психосоматика пищевого поведения: булимия.

72. Желудочно-кишечные заболевания: язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.

73. Желудочно-кишечные заболевания: запоры.

74. Желудочно-кишечные заболевания: эмоциональная диарея.

75. Желудочно-кишечные заболевания: «Синдром раздраженной кишки».

76. Желудочно-кишечные заболевания: язвенный колит и болезнь Крона.

77. Желудочно-кишечные заболевания: нарушения глотания.

78. Болезни эндокринной системы: гипотиреоз.

79. Болезни эндокринной системы: гипертиреоз.

80. Болезни эндокринной системы: сахарный диабет.

81. Психосоматика кожных заболеваний.

82. Кожные заболевания: крапивница.

83. Кожные заболевания: кожный зуд.

84. Кожные заболевания: атопический нейродермит (Эндогенная экзема).

85. Кожные заболевания: аногенитальный зуд.

86. Кожные заболевания: псориаз.

87. Кожные заболевания: околоротовой дерматит.

88. Картина личности при кожных заболеваниях.

89. Гинекологические заболевания: Дисменорея и предменструальный синдром.

90. Гинекологические заболевания: Функциональные нарушения в области гипогастрия.

91. Гинекологические заболевания: Менархе и климакс.

92. Гинекологические заболевания: Функциональная (психосоматическая) стерильность.

93. Гинекологические заболевания: Психосоматические аспекты при гетерологичном и экстракорпоральном оплодотворении.

94. Гинекологические заболевания: Психосоматика спонтанного аборта и преждевременных родов.

95. Гинекологические заболевания: Ложная беременность.

96. Болезни опорно-двигательного аппарата: ревматические поражения мягких тканей (фибромиалгия).

97. Болезни опорно-двигательного аппарата: симптомы остеохондроза.

98. Болезни опорно-двигательного аппарата: ревматоидный артрит.

99. Психовегетативные синдромы.

100. Функциональные сексуальные расстройства.

101. Онкологические заболевания.

102. Психосоматические аспекты депрессии.

103. Инфекционные болезни: простуды, простой герпес.

104. Инфекционные болезни: ангина. туберкулез.

105. Головная боль. Мигрень.


Д. ПРЕДЛОЖЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Список основной рекомендуемой литературы

  1. САНДОМИРСКИЙ М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: практическое руководство - М: Независимая фирма «Класс», 2005.

  2. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. — Изд-во Эксмо, 2005. — 992 с.

  3. Линде Н.Д. «Психологическое консультирование. Теория и практика». Москва 2010.


Дополнительная литература:

1. Абрамова Г. С, Юдиц Ю. А. Психология в медицине. — М.: Кафедра- М., 1998.

2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. — М.: Эксмо, 2002.

3. Алекситимия и методы ее определения при пограничных психосоматических расстройствах / Д.Б. Ересько, Г.С. Исурина

4. Аммон Г. Психосоматическая терапия. — СПб.: Речь, 2000.

5. Антропов Ю.Ф. Психосоматические расстройства у детей и подростков. — М. 1997.

6. Бассин Ф. В., Прангишвили А. С., Шерозия А. Е. Роль неосознаваемой психической деятельности в развитии и течении соматических клинических симптомов // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. — Тбилиси, 1978, т. 2, с. 195— 215.

7. Белогородский Л.С, Сандомирский М.Е. Телесно-ориентированная психотерапия: общий обзор и история метода. Http://marks.on/ufanet/ru/PSY/TOPl. HTM, 2000.

8. Бернье Ж. Судьбоанализ и психосоматическая медицина // Психология судьбы. 1995. № 2, с. 89 —126.

9. Бондаренко У.С., Ширеторова Д.С, Фрейдков В.И. Головная боль у детей и подростков. — М.: Общество детских неврологов. 1997.

10. Браун Дж. Психосоматический подход. // Психосоматика: Взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия. / Сост. Сельченок К.В. - Минск, 1999. С. 42-69.

11. Бреннан Р. Пособие по применению методики Александера. — София: Ltd, 1997.

12. Бреслав И.С. Особенности регуляции дыхания человека. Физиология дыхания / Под ред. И.С. Бреслав, Г.Г. Исаева. — СПб.: Наука, 1994, с. 473-524.

13. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. / Пер. с нем. Г.А. Обухова, А.В. Брунека; Предисл. В.Г. Остроглазова. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. -376 с.

14. Булатов П.К., Филиппов В.Л. Опыт психосоматического подхода в изучении бронхиальной астмы. В кн.: Вопросы гематологии, нефрологии и пульмонологии. — М., 1975, с. 330—332.

15. Вассерман Л.И., Вуке А.Я., Иовлев Б.И. и др. О психологической диагностике типов отношения к болезни. В кн.: Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. — Л., 1990, с. 8—16.

16. Волков В.Т. Личность пациента и болезнь. — Томск, 1995, 328 с.

17. Гарбузов В.И. Концепция инстинктов и психосоматическая патология. (Наднозологическая диагностика и терапия психосоматических заболеваний и неврозов.) — СПб.: «СОТИС», 1999. — 320 с.

18. Губачев Ю.М., Жузжанов О.Т., Симаненков В.И. Психосоматические аспекты язвенной болезни. — Алма-Ата, 1990, 216 с.

19. Губачев Ю.М., Стабровский Е.М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений. — Л.: Медицина, 1981,216 с.

20. Захаржевский В. Б. Специфичность психовегетативного эффекта в аспекте психосоматической и кортико-висцеральной концепции//Телесность человека/Под ред. В. В. Николаева. — М., 1993. С. 122-131.

21. Инландер Ч. Б., Шимер П. 47 способов как избавиться от головной боли. КРОН-ПРЕСС. 1995.

22. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. - СПб., 1996.

23. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. — СПб.: Питер, 2000.

24. Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья — термин или концепция?//Вопр. психол., 1993, № 1.

25. Кискер К.П., Фрайбергер Г., Розе Г.К., Вульф Э. (ред.) Психиатрия, психосоматика, психотерапия. —Москва: Алетейа, 1999.

26. Коростелева И.С, Ротенберг B.C. Психологические предпосылки и последствия отказа от поиска в норме и при психосоматическом заболевании // Психологический журнал, 1990, т. 11, №4.

27. Краснушкин Е.К. О «сознании» и чувстве болезни при соматических болезнях. Труды III Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров. — М., 1950, с. 248 —254.

28. Крылов В.И. Пограничные психические заболевания с нарушениями пищевого поведения. — СПб.: Шанс, 1995. С. 95.

29. Курицин И.Т. Теоретические основы психосоматической медицины. — Л.: Наука, 1973. — 336 с.

30. Любан - Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. и др. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. СПб., НИ психоневрологический ин-т им. В.М.Бехтерева, 2000.

31. Любан - Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. — СПб., 1996.

32. Михайлов Б.В., Сердюк А.И., Федосеев В.А. Психотерапия в общесоматической медицине (клиническое руководство) / Под. общ. ред. Б.В. Михайлова. — Харьков: Прапор, 2002.

33. Парцерняк С.А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. — СПб.: А.В.К., 2002.

34. Пезешкиан X. Психосоматическая медицина и позитивная психотерапия. — М., 1996.

35. Прангишвили А.С., ШерозияА.Е., Бассин Ф.В. Роль неосознаваемой психической деятельности в развитии и течении соматических и клинических синдромов // Бессознательное. 1987. Т. 2. С. 195 -215.

36. Психосоматика. Взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок, — Мн., Харвест, 1999.

37. Психосоматические соотношения. Под ред. Жарикова Н.М., Ильина В.И.-М., 1990.

38. Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства (клиника, терапия, организация медицинской помощи) // Психиатрия и психофармакотерапия. 2000. Т.2.

39. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. — М., 1995.

40. ТеппервайнК. О чем хочет сказать твоя болезнь. Язык симптомов. — М., 1996.

41. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. — М.: Медицина, 1986. — 384 с.

42. Тхостов А.Ш., Арина Г.А. Теоретические проблемы исследования внутренней картины болезни. Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической им соматической патологии. — Л., 1990, с. 32—38.

43. http://pptus.ru/serverpsytechserver.html

44. https://psi. lib.ru/statyi/nazar/katatim.htm

45. https://psybook.newmail.ru/



46. https://www.insite-med.spb.ru/theory.htm
Текущие проверки:

  • устная и письменная контрольная проверка усвоения терминологии (на всех практических и лабораторных занятиях)

  • тест (1)

  • рефераты (2)

  • анализ «жизненных случаев» (1)


Условие допуска к экзамену:

  • представление 1 реферата

  • представление прочитанной литературы по курсу

  • проект исследования

  • письменный тест

Алгоритм оценки знаний: при предъявлении материалов и тестировании по итогам курса студент оценивается в 10-ти бальной системе, данная оценка дает 40% итоговой оценки: по 10% за реферат, библиографический обзор, проект исследования, письменный итоговый тест. До 10% составляют оценки, полученные в течение семестра, 10% - оценка посещаемости. Остальные 40% накапливаются на итоговом экзамене. Каждый вопрос из билета приносит по 10% к итоговой оценке.
Итоговая проверка знаний: экзамен в 1-м семестре.
УСЛОВИЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ НА ЭКЗАМЕНЕ

Содержание экзаменационного билета:

      • условия и задачи, предъявленные на экзамене: владение терминологией, знание теоретических моделей, синтез рекомендованной литературы, использование материала курса для решения практических задач, междисциплинарное объяснение проблем, использование методов социально-психологического исследования, способность объяснения результатов исследования и разработки выводов и практических советов;

      • требования к оценке знаний: каждый из 4-х вопросов оценивается одинаково – по 2,5 баллов, которые присваиваются за абсолютное знание терминологии, теоретических моделей, литературы и практическое применение знаний; 2 балла – незначительные ошибки, 1,5 – недостаточное владение библиографией, некоторые ошибки в объяснение моделей, терминологии; 1 – серьезные пропуски в теоретическом и практическом плане.





Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница