Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Борулахская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Руководитель МЛ:
________________/_________/
Протокол № _____
от « »__________2013 г.
|
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР:
________________/_______
« »___________2013 г.
|
«Утверждено»
Директор:
______________/_________/
Приказ № ______
от « » _________2013 г.
|
ПРОГРАММА
«Экология и здоровье человека»
для учащихся 8 кл.
Составила: Слепцова В.П.
учитель биологии
МОУ «Борулахская средняя
общеобразовательная школа»
2013 – 2014
Пояснительная записка
Вредные выбросы в атмосферу, неудовлетворительное качество питьевой воды, загрязнение почвы и водоемов, социальные проблемы общества вносят существенный вклад в ухудшение состояния здоровья населения, которое, в свою очередь, является интегральным ответом человеческого организма на изменения окружающей среды.
Созданные в результате преобразовательной деятельности человека новые условия среды и биологическая стабильность организма нередко затрудняют его приспособительные возможности. В связи с этим приходится лечить не только больных людей, но и среду, в которой они живут. Человек настолько изменил окружающую среду, что для обеспечения своего здоровья он должен преобразить самого себя.
Каждый человек сегодня обязан обладать определенными экологическими знаниями и владеть экологической культурой, которые будут способствовать формированию и развитию физически и нравственно здорового общества.
Здоровье - не личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. Здоровый образ жизни - это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе, поэтому во многом наше здоровье зависит от нас самих.
Элективный курс: « Экология и здоровье человека» предназначен для учащихся 8 класса, рассчитан на 34 часа (25 часов – теоретических, 9 часов – практических занятий) (табл. 1, 2).
Структура курса:
Таблица 1
№
|
Раздел
|
Практическая часть (кол. час.)
|
Теор. час
|
1
|
Введение
|
|
1
|
2
|
Окружающая среда и организм человека
|
|
2
|
3
|
Здоровье человека
|
1
|
2
|
4
|
Экология и функциональная деятельность организма
|
2
|
2
|
5
|
Физические факторы здоровья
|
|
3
|
6
|
Человек и химические факторы
|
2
|
5
|
7
|
Человек и социальные факторы
|
2
|
1
|
8
|
Человек и биологические факторы
|
1
|
4
|
9
|
Экология и человек
|
1
|
5
|
Всего:
|
9
|
25
|
Итого:
|
34 часов
|
Курс учитывает возрастные особенности детей и продолжает программный материал Н.И.Сонина «Биология. Человек», расширяя и углубляя знания учащихся о приемах сохранения здоровья, преодоления инерции вредных привычек. Важно, чтобы сам процесс обучения способствовал этому, поэтому при проведении занятий необходимо учитывать следующие требования валеологии:
-
в ходе занятий исключать все действия, вызывающие отрицательные эмоции;
-
не дать возможности проявления обратного эффекта при изучении наркотиков и не спровоцировать подростков на эксперимент;
-
требовать от учащихся выполнения всех санитарно-гигиенических норм на занятиях.
Цель элективного курса «Экология и здоровье человека» - расширить знания учащихся о здоровье и факторах, влияющих на него. Курс способствует удовлетворению познавательных интересов в области экологии, валеологии, биологии и анатомии.
Какое влияние вызывают факторы окружающей среды на организм человека? Как защитить организм от их влияния? Как сохранить и укрепить здоровье в сложных экологических условиях? Чтобы ответить на эти вопросы взаимодействия организма с окружающей средой, необходимо познакомится со строением и функционированием его систем.
Задачи программы:
1. Формирование здорового стиля жизни безопасного поведения в обществе.
2. Информирование учащихся о вреде и последствиях употребления никотина, алкоголя, психоактивных и других форм, ведущих к саморазрушению, о правовых последствиях социально опасного поведения подростков.
3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни, возможности приобретения умений и навыков жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Рабочая гипотеза: ученик должен уяснить для себя, почему здоровье человека - физическое и духовное, является главным богатством человека, каким образом здоровье зависит от окружающей среды. Тогда он сможет построить свою жизнь в современном обществе, в измененной окружающей среде таким образом, чтобы сохранить собственное здоровье и уменьшать в меру своих сил экологическую напряженность вокруг себя.
Для выявления качества усвоения материала, результатов педагогической деятельности предлагается использование тестов и разработка учащимися творческой работы.
После изучения курса «Экология и здоровье человека» учащиеся должны знать:
- о факторах формирующих здоровья;
- о факторах разрушающих здоровья;
- знать способы укрепления здоровья;
- о болезнях «поведения» и их последствиях;
- о наследственности и здоровье;
- элементарные санитарно-гигиенические нормы, способствующие сохранению здоровья.
После изучения курса « Экология и здоровье человека» учащиеся должны уметь:
- воспроизводить нужную информацию и противостоять вредным привычкам и пристрастиям;
- избегать стрессовых ситуаций, плохого настроения, неумеренности и невоздержания во всех проявлениях;
- учиться рефлексии и навыкам укрепления и улучшения своего здоровья.
В процессе изучения курса вырабатываются определенные навыки:
- позитивного и конструктивного отношения к собственной личности – способность познавать себя, свой характер, свои возможности.
- самооценки, которые позволяют правильно вести себя и уметь оказывать само- и взаимопомощь.
- правильного поведения в стрессовых ситуациях.
- способность творчески решать различные задачи в любом виде деятельности.
Учебно-тематический план
Элективного курса «Экология и здоровья человека»
Таблица 2
№
|
Тема
|
Практическая или исследовательская работа
|
Элементы содержания
|
Дата
|
Дата факт.
|
I: Введение (1 ч)
|
|
1
|
Введение. Валеология – наука о сохранении и укреплении здоровья.
|
|
Критерии здоровья человека. Понимание сущности здоровья.
|
|
|
II: Окружающая среда и организм человека (2 ч)
|
2
|
Окружающая среда и организм человека.
|
|
Человек и окружающая природная среда. Факторы среды.
|
|
|
3
|
Адаптация организмов.
|
|
Адаптация организмов. Благоприятные зоны и зоны повышенной трудности. Особенности организмов и адаптация к условиям Крайнего Севера. Влияние климата на здоровье человека. Акклиматизация
|
|
|
III: Здоровье человека (3 ч)
|
4
|
Здоровье человека. Критерии здоровья.
|
|
Здоровье человека. Критерии здоровья человека (духовное, физическое, психическое, социальное).
|
|
|
5
|
Факторы сохранения здоровья
|
|
Факторы сохранения здоровья (физические, химические, социальные, биологические). Защитные механизмы организма. Иммунитет. «Детка» П. Иванова.
|
|
|
6
|
|
Самооценка здоровья.
|
Заполнение листов здоровья.
|
|
|
IV: Экология и функциональная деятельность организма (4 ч)
|
7
|
Влияние окружающей среды на организм человека.
|
|
Влияние окружающей среды на функциональную деятельность систем организма человека - кровеносную, опорно-двигательную, пищеварительную, дыхательную, выделительную, репродуктивную.
|
|
|
8
|
Центральная нервная система.
|
|
Зависимость нервной системы от биологических ритмов. Головной мозг-инструмент познания окружающей среды.
|
|
|
9
|
|
Состояние окружающей среды и заболевания органов дыхания.
|
Влияние окружающей среды на дыхательную систему.
|
|
|
10
|
|
Туберкулез - опасное заболевание.
|
|
|
|
V: Физические факторы здоровья (3 ч)
|
11
|
Физические факторы здоровья.
|
.
|
Тепловой режим. Холод-друг или враг.
|
|
|
12
|
Электромагнитные поля и воздействия шума на организм.
|
|
Электромагнитные поля: лечебный эффект и вред здоровью. Воздействие шума на организм.
|
|
|
13
|
Радиация.
|
|
Радиация: естественные и искусственные источники.
|
|
|
VI: Человек и химические факторы (7 ч)
|
|
14
|
Питание человека.
|
|
Пища: проблема нитратов. Пищевые добавки.
|
|
|
15
|
Какую воду мы пьём?
|
|
Какую воду мы пьём? Очистка воды.
|
|
|
16
|
|
Составление карты рационального питания.
|
Карта питания. Здоровая пища.
|
|
|
17
|
|
Группы крови. Составление карты питания по группе крови.
|
Группа крови.
|
|
|
18
|
Химические загрязнения атмосферного воздуха.
|
|
Состав воздуха. Химические загрязнения атмосферного воздуха.
|
|
|
19
|
Лекарства - химические вещества.
|
|
Лекарства - химические вещества. Лекарственная аллергия. Народная медицина. Бытовая химия. Помощь при отравлениях.
|
|
|
20
|
Вредные привычки.
|
|
Влияние ядовитых веществ на организм человека.
|
|
|
VII: Человек и социальные факторы (3 ч)
|
|
21
|
Человек и социальные факторы.
|
|
Стресс - бич современности. Методы психологической регуляции. Экологичность жилища. Вредные привычки и борьба с ними (курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания). Оптимизация трудового процесса для сохранения здоровья.
|
|
|
22
|
|
Психологический тренинг.
|
|
|
|
23
|
|
Экологичность жилища.
|
|
|
|
VIII: Человек и биологические факторы (5 ч)
|
|
24
|
Влияние биотических факторов на здоровье человека.
|
|
Влияние живых организмов на здоровье человека. Вирусы и микробы. Переносчики болезней
|
|
|
25
|
Чем опасна домашняя пыль?
|
|
Влияние пыля.
|
|
|
26-27
|
Лекарственные растения.
Грибы.
|
|
Лекарственные растения. Их использование в различных заболеваниях.
Грибы. Анималотерапия
|
|
|
28
|
|
Лекарственные растения.
|
Лекарственные растения родного края.
|
|
|
IX: Экология и человек (6 ч.)
|
|
29-
|
Человек и среда его обитания.
|
|
Человек и среда его обитания. Космос и здоровье. Зависимость постоянства внутренней среды организма от экологических условий среды его обитания.
|
|
|
30
|
Биоэнергетическое поле человека
|
|
Биоэнергетическое поле человека - гипотезы, открытия, факты.
|
|
|
31
|
Здоровый образ жизни.
|
|
Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека. Значение культуры в формировании личности человека.
|
|
|
32
|
|
Хронические болезни у школьников.
|
Хронические болезни у школьников. Причины их появления.
|
|
|
33 -
34
|
Что мы узнали об экологии и здоровья человека
|
|
Подведение итога; защита творческих работ. Обобщение.
|
|
|
Содержание курса (34 часов)
Раздел I: Введение (1 ч)
Валеология – наука о сохранении и укреплении здоровья. Критерии здоровья человека. Понимание сущности здоровья.
Раздел II: Окружающая среда и организм человека (2 ч)
Человек и окружающая природная среда. Факторы среды. Адаптация организмов. Благоприятные зоны и зоны повышенной трудности. Особенности организмов и адаптация к условиям Крайнего Севера. Влияние климата на здоровье человека. Акклиматизация.
Раздел III: Здоровье человека (3 ч)
Критерии здоровья человека (духовное, физическое, психическое, социальное). Факторы сохранения здоровья (физические, химические, социальные, биологические). Защитные механизмы организма. Иммунитет. «Детка» П. Иванова.
Практическая работа: самооценка здоровья
Раздел IV: Экология и функциональная деятельность организма (4 ч)
Влияние окружающей среды на функциональную деятельность систем организма человека - кровеносную, опорно-двигательную, пищеварительную, дыхательную, выделительную, репродуктивную. Зависимость нервной системы от биологических ритмов. Головной мозг-инструмент познания окружающей среды.
Практическая работа: Состояние окружающей среды и заболевания органов дыхания.
Практическая работа: Туберкулез - опасное заболевание.
Раздел V: Физические факторы здоровья (3 ч)
Тепловой режим. Холод-друг или враг. Электромагнитные поля: лечебный эффект и вред здоровью. Воздействие шума на организм. Радиация: естественные и искусственные источники.
Раздел VI: Человек и химические факторы (7 ч.)
Пища: проблема нитратов. Пищевые добавки. Какую воду мы пьём? Очистка воды. Химические загрязнения атмосферного воздуха. Лекарства - химические вещества. Лекарственная аллергия. Народная медицина. Бытовая химия. Помощь при отравлениях. Вредные привычки.
Практическая работа: составление карты питания.
Практическая работа: группы крови. Составление карты питания по группы крови.
Раздел VII: Человек и социальные факторы (3 ч)
Стресс - бич современности. Методы психологической регуляции. Экологичность жилища. Вредные привычки и борьба с ними (курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания). Оптимизация трудового процесса для сохранения здоровья. Психологический тренинг.
Практическая работа: психологический тренинг.
Практическая работа: экологичность жилища.
Раздел VIII: Человек и биологические факторы (5 ч)
Влияние живых организмов на здоровье человека. Вирусы и микробы. Переносчики болезней. Чем опасна домашняя пыль? Лекарственные растения. Грибы. Анималотерапия.
Практическая работа: лекарственные растения.
Раздел IX: Экология и человек (6 ч)
Человек и среда его обитания. Космос и здоровье. Биоэнергетическое поле человека - гипотезы, открытия, факты. Зависимость постоянства внутренней среды организма от экологических условий среды его обитания. Здоровый' образ жизни и его влияние на природу человека. Значение культуры в формировании личности человека.
Практическая работа: хронические болезни у школьников.
Методические рекомендации по проведению занятий.
Курс «Экология и здоровье человека» требует несколько отличий от общепринятой в школе формы проведения занятий.
Это могут быть:
- тренинги,
- практикумы,
- защита исследовательских проектов,
- упражнения, игра,
- анкетирование,
- дискуссии.
Примерные темы рефератов.
-
СПИД: сущность и проблемы.
-
Мифы о наркомании.
-
Человек и окружающая среда.
-
Алкоголь, мы и наше потомство.
-
Духовные традиции народов мира
-
Учение об иммунитете: состояние и проблемы.
-
Биосфера и научно-технический прогресс.
8. Закаливание и его влияние на здоровье.
9. Влияние окружающей среды на здоровье человека.
10. Вредные привычки и их влияние на здоровье.
11. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка.
12. Факторы, влияющие на здоровье и благополучие
13. Курение - фактор риска.
14. Загрязнение воздуха и его влияние на организм.
Рекомендуемые темы творческих заданий:
-
Состояние возрастного соотношения веса и роста подростков.
-
Самооценка психосоциальных условий жизни и режима дня.
-
Влияние эмоций на состояние здоровья.
-
Составление режима дня в соответствии с биоритмами
-
Составление карты питания по группе крови.
-
Составление генеалогического древа (по наследственным заболеваниям).
-
Составление карты рационального питания, режима питания.
-
Психокорректирующие упражнения, способы их проведения.
Литература
-
Агаджанян Н. А. Экология человека (словарь - справочник). - М. 1997.
-
Алексеев В. 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль, 1998.
-
Балабанова В. В., Максимцева Т.А, Биология, экология, здоровый образ жизни. - Волгоград, 2001.
-
Величковский Б. Т.Здоровье человека и окружающая среда. - Москва, 1994.
-
Доклад о состоянии окружающей природной среды и использование природных ресурсов Тамбовской области в 2003 году. - Тамбов, 2003.
-
Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. - Ярославль,2003
-
Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - Минск, 1986
Поделитесь с Вашими друзьями: |