Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «естествознание»



страница1/6
Дата14.09.2017
Размер0.68 Mb.
ТипПримерная программа
  1   2   3   4   5   6

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»


для профессиональных образовательных организаций
Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»)
в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.
Регистрационный номер рецензии 374 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»

УДК 372.8:50(075.32) ББК 74.262я723я722



С173

Научный руководитель — Е.А.Рыкова, главный научный сотрудник


Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО», доктор педагогических наук, профессор,
лауреат премии Президента РФ в области образования
Авторы:
П.И.Самойленко, профессор кафедры «Физика» ФГОУ ВПО «МГУТУ им. К.Г.Разумовского», доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО;
О.С.Габриелян, профессор кафедры естественно-экологического образования Педагогической академии последипломного образования, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ;
П.М.Скворцов, доцент кафедры методики обучения биологии Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук, почетный работник
общего образования РФ
Рецензенты:
В.А.Ильин, доктор физико-математических наук, профессор кафедры общей и экспериментальной физики МГПУ;
С.А.Волкова, профессор кафедры химии КГУ им. К.Э.Циолковского, учитель-методист, доктор педагогических наук;
Л.А.Паршутина, старший научный сотрудник лаборатории дидактики биологии ФГНУ ИСМО РАО, кандидат педагогических наук, академик МАДО;
Г.А.Гаянэ, преподаватель химии и биологии высшей квалификационной категории ГБПОУ «Колледж связи № 54» г. Москвы, кандидат химических наук; Е.А.Орлова, преподаватель физики первой квалификационной категории
ГБПОУ «Колледж связи № 54» г. Москвы

Самойленко П.И.
С173 Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Есте-ствознание» для профессиональных образовательных организаций/ П.И.Са­ мойленко, О.С.Габриелян, П.М.Скворцов. — М. : Издательский центр «Акаде-
мия», 2015. — 34 с.
ISBN 978-5-4468-2605-6
Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образова-ния.
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образо-вания.
УДК 372.8:50(075.32) ББК 74.262я723я722
Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается




  1. Самойленко П.И., Габриелян О.С., Скворцов П.М., 2015




  1. Образовательно-издательский центр «Академия», 2015


ISBN 978-5-4468-2605-6 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2015

Содержание

Пояснительная записка 4


Общая характеристика учебной дисциплины «Естествознание» 5
Место учебной дисциплины в учебном плане 6
Результаты освоения учебной дисциплины 6
Содержание учебной дисциплины 7
Социально-экономический профиль профессионального образования.

Профессии СПО 7


Социально-экономический и гуманитарный профили профессионального

образования. Специальности СПО 15


Тематическое планирование 23
Примерные тематические планы 23
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов 25
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

учебной дисциплины «Естествознание» 30


Рекомендуемая литература 32

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» предна-значена для изучения естествознания в профессиональных образовательных орга-низациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования, при подготовке квалифициро-ванных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисципли-ны «Естествознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом тре-бований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение следующих


целей:


  1. освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;




  1. овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профес-сионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших иссле-дований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;




  1. воспитание убежденности в возможности познания законной природы и ис-пользования достижений естественных наук для развития цивилизации и по-вышения качества жизни;




  1. применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамот-ного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготов-ки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).


Программа учебной дисциплины «Естествознание» является основой для разработ-ки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ с учетом специфики программ подготовки квалифицированных рабочих, слу-жащих, специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образо-вания в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).

4


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
Естествознание — наука о явлениях и законах природы. Современное естествоз-нание включает множество естественно-научных отраслей, из которых наиболее важными являются физика, химия и биология. Оно охватывает широкий спектр во-просов о разнообразных свойствах объектов природы, которые можно рассматривать как единое целое.
Естественно-научные знания, основанные на них технологии формируют новый образ жизни. Высокообразованный человек не может дистанцироваться от фундамен-тальных знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться беспомощным в профес-сиональной деятельности. Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой и новыми технологиями, и знание их естественно-научной сущности — закон успеха.
Естествознание — неотъемлемая составляющая культуры: определяя мировоз-зрение человека, оно проникает и в гуманитарную сферу, и в общественную жизнь. Рациональный естественно-научный метод, сформировавшийся в рамках естествен-ных наук, образует естественно-научную картину мира, некое образно-философское обобщение научных знаний.
Основу естествознания представляет физика — наука о природе, изучающая наи-более важные явления, законы и свойства материального мира. В физике устанавли-ваются универсальные законы, справедливость которых подтверждается не только в земных условиях и в околоземных пространствах, но и во всей Вселенной. В этом заключается один из существенных признаков физики как фундаментальной науки. Физика занимает особое место среди естественных наук, поэтому ее принято считать лидером естествознания.
Естествознание как наука о явлениях и законах природы включает также одну из важнейших отраслей — химию.
Химия — наука о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах пре-вращения, использовании законов химии в практической деятельности людей, в создании новых материалов.
Биология — составная часть естествознания. Это наука о живой природе. Она изучает растительный, животный мир и человека, используя как собственные методы, так и методы других наук, в частности физики, химии и математики: наблюдения, эксперименты, исследования с помощью светового и электронного микроскопа, об-работку статистических данных методами математической статистики и др. Биология выявляет закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях, в том числе об-мен веществ, рост, размножение, наследственность, изменчивость, эволюцию и др.


    1. профессиональных образовательных организациях, реализующих образователь-ную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучается интегрированная учебная дисциплина «Естествознание», включающая три раздела, обладающие относительной самостоя-тельностью и целостностью — «Физика», «Химия», «Биология» — что не нарушает привычную логику естественно-научного образования студентов.

При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-экономического и гуманитарного профилей профессионального образования естествознание изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом специфики осваиваемой профессии или специальности.


Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме


  1. характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.




    1. процессе реализации содержания учебной дисциплины «Естествознание» зна-чимо изучение раздела «Физика», который вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Этот раздел является системообразующим для других разделов учебной дисциплины, поскольку физические законы лежат в основе содер-жания курсов химии и биологии.

При изучении учебного материала по химии и биологии целесообразно акценти-ровать внимание обучающихся на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это гидросфера, атмосфера и биосфера, которые рассматриваются с точки зрения химических составов и свойств, их значения для жизнедеятельности людей,


5


это содержание, освещающее роль важнейших химических элементов в организме человека, вопросы охраны здоровья, профилактики заболеваний и вредных привычек, последствий изменения среды обитания человека для человеческой цивилизации.
Заметное место в содержании учебной дисциплины занимает учебный материал, не только формирующий естественно-научную картину мира у студентов, но и раскры-вающий практическое значение естественно-научных знаний во всех сферах жизни современного общества, в том числе в гуманитарной сфере.
В целом учебная дисциплина «Естествознание», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет сфор-мировать у обучающихся целостную естественно-научную картину мира, пробудить у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.
Интегрированное содержание учебной дисциплины позволяет преподавателям фи-зики, химии и биологии совместно организовать изучение естествознания, используя имеющиеся частные методики преподавания предмета.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» заверша-ется подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежу-точной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Учебная дисциплина «Естествознание» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.


    1. профессиональных образовательных организациях, реализующих образователь-ную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Естествознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

    2. учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Естествознание» —




  1. составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для про-фессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает дости-жение студентами следующих результатов:


  1. личностных:




    1. устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;




    1. готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из-бранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;




    1. объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллек-туального развития в выбранной профессиональной деятельности;




    1. умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;




    1. готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;




    1. умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооцен-ку уровня собственного интеллектуального развития;




    1. умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по реше-нию общих задач в области естествознания;

6


метапредметных:

    1. овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятель-ности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;




    1. применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимен-та) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с ко-торыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;




    1. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;




    1. умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения постав-ленных целей и задач;




  1. предметных:

    1. сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвя-зи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;




    1. владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на раз-витие техники и технологий;




    1. сформированность умения применять естественно-научные знания для объ-яснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопас-ности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;




    1. сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достовер-ности полученных результатов;




    1. владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим позна-вать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, ис-пользовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;




    1. сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Социально-экономический профиль профессионального образования. Профессии СПО
Физика
Введение
Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод позна-ния, его возможности и границы применимости.
Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Естественно-научная картина мира и ее важнейшие состав-ляющие.
Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Открытия в физи-ке — основа прогресса в технике и технологии производства.
Механика
Кинематика. Механическое движение. Система отсчета. Траектория движения. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Относитель-ность механического движения. Закон сложения скоростей. Графики движения.

7


Средняя скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Равноуско-ренное прямолинейное движение. Ускорение. Свободное падение тел. Криволинейное движение. Угловая скорость. Равномерное движение по окружности. Центростреми-тельное ускорение.
Динамика. Масса и сила. Взаимодействие тел. Законы динамики. Силы в природе. Способы измерения сил. Инерциальная система отсчета. Закон всемирного тяготения. Невесомость.
Законы сохранения в механике. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Работа силы тяготения, силы упругости и силы трения. Механическая энергия. Кинетическая энергия. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения полной механической энергии.
Демонстрации

Относительность механического движения. Виды механического движения. Инертность тел.


Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия. Невесомость.
Реактивное движение, модель ракеты. Изменение энергии при совершении работы.

Практическое занятие

Исследование зависимости силы трения от массы тела.


Основы молекулярной физики и термодинамики
Молекулярная физика. Атомистическая теория строения вещества. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Массы и размеры молекул. Тепловое движение частиц вещества. Броуновское движение. Идеальный газ. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Уравнение состоя-ния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных пред-ставлений.
Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Работа газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества. Жидкие кристаллы.
Термодинамика . Внутренняя энергия. Работа и теплоотдача как способы изме-нения внутренней энергии. Первый и второй законы термодинамики. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловых двигателей. Тепловые машины и их при-менение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблемы энергосбережения.

Демонстрации
Движение броуновских частиц. Диффузия.
Явления поверхностного натяжения и смачивания. Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела. Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.
Основы электродинамики
Электростатика. Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электростатическое поле, его основные характеристики и связь между ними. Проводники и изоляторы в электро-статическом поле. Электрическая емкость конденсатора. Энергия электростатического поля.
Каталог: drupal


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




©zodomed.ru 2024


    Главная страница