ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
для профессиональных образовательных организаций
Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»)
в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.
Регистрационный номер рецензии 374 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»
УДК 372.8:50(075.32) ББК 74.262я723я722
С173
Научный руководитель — Е.А.Рыкова, главный научный сотрудник
Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО», доктор педагогических наук, профессор,
лауреат премии Президента РФ в области образования
Авторы:
П.И.Самойленко, профессор кафедры «Физика» ФГОУ ВПО «МГУТУ им. К.Г.Разумовского», доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО;
О.С.Габриелян, профессор кафедры естественно-экологического образования Педагогической академии последипломного образования, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ;
П.М.Скворцов, доцент кафедры методики обучения биологии Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук, почетный работник
общего образования РФ
Рецензенты:
В.А.Ильин, доктор физико-математических наук, профессор кафедры общей и экспериментальной физики МГПУ;
С.А.Волкова, профессор кафедры химии КГУ им. К.Э.Циолковского, учитель-методист, доктор педагогических наук;
Л.А.Паршутина, старший научный сотрудник лаборатории дидактики биологии ФГНУ ИСМО РАО, кандидат педагогических наук, академик МАДО;
Г.А.Гаянэ, преподаватель химии и биологии высшей квалификационной категории ГБПОУ «Колледж связи № 54» г. Москвы, кандидат химических наук; Е.А.Орлова, преподаватель физики первой квалификационной категории
ГБПОУ «Колледж связи № 54» г. Москвы
Самойленко П.И.
С173 Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Есте-ствознание» для профессиональных образовательных организаций/ П.И.Са мойленко, О.С.Габриелян, П.М.Скворцов. — М. : Издательский центр «Акаде-
мия», 2015. — 34 с.
ISBN 978-5-4468-2605-6
Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образова-ния.
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образо-вания.
УДК 372.8:50(075.32) ББК 74.262я723я722
Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается
-
Самойленко П.И., Габриелян О.С., Скворцов П.М., 2015
-
Образовательно-издательский центр «Академия», 2015
ISBN 978-5-4468-2605-6 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2015
Содержание
Пояснительная записка 4
Общая характеристика учебной дисциплины «Естествознание» 5
Место учебной дисциплины в учебном плане 6
Результаты освоения учебной дисциплины 6
Содержание учебной дисциплины 7
Социально-экономический профиль профессионального образования.
Профессии СПО 7
Социально-экономический и гуманитарный профили профессионального
образования. Специальности СПО 15
Тематическое планирование 23
Примерные тематические планы 23
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов 25
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебной дисциплины «Естествознание» 30
Рекомендуемая литература 32
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» предна-значена для изучения естествознания в профессиональных образовательных орга-низациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования, при подготовке квалифициро-ванных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисципли-ны «Естествознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом тре-бований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение следующих
целей:
-
освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
-
овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профес-сионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших иссле-дований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
-
воспитание убежденности в возможности познания законной природы и ис-пользования достижений естественных наук для развития цивилизации и по-вышения качества жизни;
-
применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамот-ного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготов-ки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Программа учебной дисциплины «Естествознание» является основой для разработ-ки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ с учетом специфики программ подготовки квалифицированных рабочих, слу-жащих, специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образо-вания в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).
4
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
Естествознание — наука о явлениях и законах природы. Современное естествоз-нание включает множество естественно-научных отраслей, из которых наиболее важными являются физика, химия и биология. Оно охватывает широкий спектр во-просов о разнообразных свойствах объектов природы, которые можно рассматривать как единое целое.
Естественно-научные знания, основанные на них технологии формируют новый образ жизни. Высокообразованный человек не может дистанцироваться от фундамен-тальных знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться беспомощным в профес-сиональной деятельности. Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой и новыми технологиями, и знание их естественно-научной сущности — закон успеха.
Естествознание — неотъемлемая составляющая культуры: определяя мировоз-зрение человека, оно проникает и в гуманитарную сферу, и в общественную жизнь. Рациональный естественно-научный метод, сформировавшийся в рамках естествен-ных наук, образует естественно-научную картину мира, некое образно-философское обобщение научных знаний.
Основу естествознания представляет физика — наука о природе, изучающая наи-более важные явления, законы и свойства материального мира. В физике устанавли-ваются универсальные законы, справедливость которых подтверждается не только в земных условиях и в околоземных пространствах, но и во всей Вселенной. В этом заключается один из существенных признаков физики как фундаментальной науки. Физика занимает особое место среди естественных наук, поэтому ее принято считать лидером естествознания.
Естествознание как наука о явлениях и законах природы включает также одну из важнейших отраслей — химию.
Химия — наука о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах пре-вращения, использовании законов химии в практической деятельности людей, в создании новых материалов.
Биология — составная часть естествознания. Это наука о живой природе. Она изучает растительный, животный мир и человека, используя как собственные методы, так и методы других наук, в частности физики, химии и математики: наблюдения, эксперименты, исследования с помощью светового и электронного микроскопа, об-работку статистических данных методами математической статистики и др. Биология выявляет закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях, в том числе об-мен веществ, рост, размножение, наследственность, изменчивость, эволюцию и др.
-
профессиональных образовательных организациях, реализующих образователь-ную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучается интегрированная учебная дисциплина «Естествознание», включающая три раздела, обладающие относительной самостоя-тельностью и целостностью — «Физика», «Химия», «Биология» — что не нарушает привычную логику естественно-научного образования студентов.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-экономического и гуманитарного профилей профессионального образования естествознание изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом специфики осваиваемой профессии или специальности.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме
-
характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
-
процессе реализации содержания учебной дисциплины «Естествознание» зна-чимо изучение раздела «Физика», который вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Этот раздел является системообразующим для других разделов учебной дисциплины, поскольку физические законы лежат в основе содер-жания курсов химии и биологии.
При изучении учебного материала по химии и биологии целесообразно акценти-ровать внимание обучающихся на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это гидросфера, атмосфера и биосфера, которые рассматриваются с точки зрения химических составов и свойств, их значения для жизнедеятельности людей,
5
это содержание, освещающее роль важнейших химических элементов в организме человека, вопросы охраны здоровья, профилактики заболеваний и вредных привычек, последствий изменения среды обитания человека для человеческой цивилизации.
Заметное место в содержании учебной дисциплины занимает учебный материал, не только формирующий естественно-научную картину мира у студентов, но и раскры-вающий практическое значение естественно-научных знаний во всех сферах жизни современного общества, в том числе в гуманитарной сфере.
В целом учебная дисциплина «Естествознание», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет сфор-мировать у обучающихся целостную естественно-научную картину мира, пробудить у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.
Интегрированное содержание учебной дисциплины позволяет преподавателям фи-зики, химии и биологии совместно организовать изучение естествознания, используя имеющиеся частные методики преподавания предмета.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» заверша-ется подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежу-точной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Естествознание» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
-
профессиональных образовательных организациях, реализующих образователь-ную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Естествознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
-
учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Естествознание» —
-
составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для про-фессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает дости-жение студентами следующих результатов:
-
личностных:
-
устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;
-
готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из-бранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;
-
объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллек-туального развития в выбранной профессиональной деятельности;
-
умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
-
готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;
-
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооцен-ку уровня собственного интеллектуального развития;
-
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по реше-нию общих задач в области естествознания;
6
метапредметных:
-
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятель-ности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;
-
применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимен-та) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с ко-торыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
-
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;
-
умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения постав-ленных целей и задач;
-
предметных:
-
сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвя-зи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;
-
владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на раз-витие техники и технологий;
-
сформированность умения применять естественно-научные знания для объ-яснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопас-ности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
-
сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достовер-ности полученных результатов;
-
владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим позна-вать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, ис-пользовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
-
сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Социально-экономический профиль профессионального образования. Профессии СПО
Физика
Введение
Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод позна-ния, его возможности и границы применимости.
Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Естественно-научная картина мира и ее важнейшие состав-ляющие.
Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Открытия в физи-ке — основа прогресса в технике и технологии производства.
Механика
Кинематика. Механическое движение. Система отсчета. Траектория движения. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Относитель-ность механического движения. Закон сложения скоростей. Графики движения.
7
Средняя скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Равноуско-ренное прямолинейное движение. Ускорение. Свободное падение тел. Криволинейное движение. Угловая скорость. Равномерное движение по окружности. Центростреми-тельное ускорение.
Динамика. Масса и сила. Взаимодействие тел. Законы динамики. Силы в природе. Способы измерения сил. Инерциальная система отсчета. Закон всемирного тяготения. Невесомость.
Законы сохранения в механике. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Работа силы тяготения, силы упругости и силы трения. Механическая энергия. Кинетическая энергия. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения полной механической энергии.
Демонстрации
Относительность механического движения. Виды механического движения. Инертность тел.
Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия. Невесомость.
Реактивное движение, модель ракеты. Изменение энергии при совершении работы.
Практическое занятие
Исследование зависимости силы трения от массы тела.
Основы молекулярной физики и термодинамики
Молекулярная физика. Атомистическая теория строения вещества. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Массы и размеры молекул. Тепловое движение частиц вещества. Броуновское движение. Идеальный газ. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Уравнение состоя-ния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных пред-ставлений.
Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Работа газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества. Жидкие кристаллы.
Термодинамика . Внутренняя энергия. Работа и теплоотдача как способы изме-нения внутренней энергии. Первый и второй законы термодинамики. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловых двигателей. Тепловые машины и их при-менение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблемы энергосбережения.
Демонстрации
Движение броуновских частиц. Диффузия.
Явления поверхностного натяжения и смачивания. Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела. Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.
Основы электродинамики
Электростатика. Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электростатическое поле, его основные характеристики и связь между ними. Проводники и изоляторы в электро-статическом поле. Электрическая емкость конденсатора. Энергия электростатического поля.
Поделитесь с Вашими друзьями: |