1
ВВЕДЕНИЕ
В том, что музыка способна влиять на человека, сегодня уже не сомневается никто. Недавно проведённые группой американских специалистов социологические исследования показали, что наибольшее физиологическое влияние на человека оказывает именно музыка.
Известно немало попыток поставить музыкальное искусство на службу тем или иным силам. Примером тому может служить весьма примечательный указ гитлеровского командования во время Второй мировой войны, принятый с целью усмирения завоеванных стран и подавления национально-патриотических чувств населения этих государств. В нём, в том числе, говорилось: «И пусть никому не приходит в голову передавать покоренным народам по радио сведения из их прежней истории. Передавать следует музыку и только музыку». Музыка, по замыслу немецких генералов, выступала в роли топора, подрубающего дерево национальной культуры и самосознания. Разумеется, музыка не обыкновенная или, тем более, патриотическая, а специально подобранная захватчиками для уничтожения национального сознания покоренного народа.
Темой данной статьи стала музыка СССР, начиная с момента Октябрьской революции, вплоть до «перестройки» (1917-1980-е годы), закономерности и особенности её истории, среди которых в первую очередь выделим тесную связь музыки с политической идеологией страны.
Невозможно абсолютно точно понять современную музыку России, не принимая во внимание те или иные социальные изменения, происходящие в стране за восемь последних десятилетий.
В работе отодвинуты на второй план исторические персоналии, оказавшие влияние на современную российскую музыку; приоритет отдавался не личностям, а событиям, формировавшим культуру, в том числе и музыкальную, СССР и России. Одной из задач, поставленных в этой статье, будет анализ социальной жизни страны вплоть до 1980-х годов и влияние этих событий на музыкальную культуру общества.
Поделитесь с Вашими друзьями: |