О ЗАВИСИМОСТЯХ.
Содержание.
Вступление
1.
Пищевая зависимость (анорексия, бумилия, сахарная зависимость)
2.
Шопоголизм
3.
Трудоголизм
4.
Ипохондрия
5.
Компьютерная зависимость
6.
Алкогольная зависимость
7.
Никотиновая зависимость
8.
Наркотическая зависимость
9.
Зависимость от мобильного телефона
10.
Компьютерная зависимость
11.
Зависимость от азартных игр
12.
Интернет зависимость
13.
Любовная зависимость
14.
Сексуальная зависимость
15.
Зависимость от телевизора и информации
16.
Зависимость от физических упражнений
17.
Зависимость от загара
18.
Зависимость от пластических операций
19.
Зависимость от лекарств
20.
Нарциссизм (зависимость от внешности)
21.
Лживость и ее зависимость
22.
Перфекционизм
23.
Клептомания
24.
Алчность (эффект Плюшкина)
Почему возникают зависимости и для чего они "нужны"?
На сегодня известно около 20 групп психологических зависимостей
(алкогольная, табачная, наркотическая, игровая, пищевая, информационная (интернет), эмоциональная (любовная), трудовая (трудоголизм), межполовая, шоппинг-зависимость и т.д.), которые условно можно поделить на две большие группы:
- химические зависимости (наркотики, алкоголь, табакокурение, токсикомания и т.д.)
- эмоциональные зависимости (зависимость от человека, зависимость от работы, интеренет-зависимость и т.д.)
И в
том и в другом случае человек с помощью зависимости пытается удовлетворить игнорируемые потребности, а также потребности, которые не были удовлетворены в детстве.
У взрослого человека возникает внутренний конфликт между существующими объективными потребностями и неумением или неспособностью их реализовать.
Проблема зависимости пускает свои корни в раннем детстве, когда ребенок не может самостоятельно удовлетворять свои потребности.
Психоаналитики объясняют причины возникновения зависимостей нарушением детского развития.
Первые предпосылки для возникновения будущей зависимости могут появиться на первом году жизни ребенка.
Если мать ребенка не в состоянии удовлетворить самые важные из его потребностей
(в безусловной любви, полном принятии, самовыражении, эмоциональном общении, понимании и реализации его потребностей) то такой ребенок будет чувствовать себя обделенным и лишенным чего-то жизненно важного.
Со временем такой ребенок может начать употреблять химические препараты, чтобы защитить свое Я, вернуть себе ощущение психологического комфорта, безопасности, спокойствия, но при этом доступ к своим чувствам у
него закрыт, а это вызывает в свою очередь очень высокое внутренне напряжение и невозможность удовлетворить свои потребности здоровыми способами.
Именно в
этом и заключается роль употребления химических агентов, с помощью него люди изменяют свое состояние, достигая чувства “облегчения”.
Эмоциональные зависимости “приходят на помощь” для удовлетворения чувства безопасности, в
первую очередь.
Лишенные своего “спасительного” агента, зависимые испытывают синдром лишения:
- чувство, что чего-то не хватает
- ощущение пустоты
- ощущение себя “не в своей тарелке “
- дискомфорт, неприятное состояние, неудовлетворенность чем-либо
- апатию, безразличие, отстраненность
- сожаление, грусть, печаль, тоску, подавленность
- раздражительность, злость, вспышки гнева, ярости
- неуверенность, беспокойство, тревогу, страхи
- чувство вины, уничижения, обиды на кого-либо
- усталость, нехватку сил, вялость, снижение работоспособности
- страдание, боль, невыносимые муки