О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения
Письмо Министерства образования Российской Федерации
От 27.03. 2000 года № 27/901-6
Примерное положение
о психолого-медико-педагогическом консилиуме
образовательного учреждения.
1. Общие положения.
-
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
-
ПМПк создается приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы.
-
Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
-
ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и психолого-медико-педагогической комиссией.
-
Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов /групп, педагог-психолог, учитель – дефектолог (если есть) и /или учитель – логопед (если есть), врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.
-
Цель и задачи ПМПк.
-
Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
-
Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:
-
Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации.
-
Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных срывов.
-
Выявление резервных возможностей развития.
-
Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей.
-
Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
-
Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, оставляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст.ст.32 и 54 Закона РФ «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно.
-
Организация деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
-
Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлиннику.
-
Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
-
По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
-
На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.
-
Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).
-
При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
-
Порядок подготовки и проведения ПМПк.
-
Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.
-
Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в четверть (квартал).
-
Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
-
На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.
-
На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры псхофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
-
Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
-
При направлении ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) копии коллегиального заключения школьного ПМПк, заключения специалистов прилагаются. В другие учреждения и организации заключения специалистов, коллегиальное заключение школьного ПМПк могут направляться только по официальному запросу.
О формах учета деятельности специалистов ПМПк.
-
Журнал записи детей на ПМПк.
-
График плановых заседаний ПМПк.
-
Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк –
№ п/п
|
Дата, время
|
Ф.И.О.
ребенка
|
Дата рождения
(число, месяц, год)
|
пол
|
Инициатор обращения
|
Повод обращения
|
График консультирования
специалистами
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника:
№
п/п
|
Дата, время
|
Ф.И.О. ребенка
|
Возраст
(год, месяц рождения)
|
пол
|
проблема
|
Заключение специалиста
или коллегиальное заключение ПМПк
|
рекомендации
|
Специалист или состав ПМПк
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. «Вкладыши»:
-
педагогическая характеристика;
-
выписка из истории развития (анамнез ребенка).
2. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным формам):
-
заключения специалистов ПМПк;
-
коллегиальное заключение ПМПк;
-
дневник динамического наблюдения с фиксацией:
-
времени и условий возникновения проблемы;
-
мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности;
-
сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.
Приложение1
Договор
о взаимодействии психолого-медико-педагогического консилиума с родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении.
-
Руководитель ОУ (ДОУ)
№ ______
Ф.И.О. директора (заведующей)
Подпись _____________
|
Родители (законные представители) обучающегося, воспитанника
________________________
(указать ф.и.о. ребенка)
________________________
(указать ф.и.о. родителей (законных представителей),
_________________________
(характер родственных отношений в соответствии с паспортными данными, паспортные данные)
Подпись _______________
|
Информирует родителей (законных представителей) обучающегося, воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк.
|
Выражают согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося, воспитанника в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк.
|
Приложение 2
Протокол
психолого-медико-педагогического консилиума.
-
Общие сведения:
Ф.И.О. ребенка ______________________________________
Дата рождения _______________________________________
Адрес проживания ____________________________________
Телефон ____________
Сведения о родителях:
Мать _______________________________________________
Профессия____________________________
Отец ________________________________________________
Профессия ___________________________
Кем и когда направлен на ПМПк ________________________
-
Краткие анамнестические сведения:
Течение родов _________________________________________
Особенности родов______________________________________
Психомоторное развитие_________________________________
Перенесенные заболевания________________________________
_______________________________________________________
Особенности семейного воспитания________________________
Раннее развитие _________________________________________
Соматический статус_____________________________________
Заключение педиатра_____________________________________
Заключение невропатолога ________________________________
Заключение психиатра поликлинники _______________________
-
Результаты медико-психологического обследования в ОУ (ДОУ) ____ :
-
Особенности контакта ____________________________________
Поведение в процессе обследования_________________________
Наличие общих представлений о себе и окружающем___________
_________________________________________________________
Работоспособность ________________________________________
Особенности эмоционально-волевой сферы ____________________
Особенности познавательных процессов:
Восприятие ________________________________________________
Пространственная ориентация ________________________________
Внимание _________________________________________________
Память ____________________________________________________
Мышление ________________________________________________
Развитие моторики _________________________________________
Особенности личностной сферы ______________________________
-
Характеристика речевого развития ____________________________
___________________________________________________________
Результаты педагогического обследования:
Краткая характеристика личности ребенка, взаимоотношения в коллективе, интересы, обучаемость и др. (наблюдения учителя, воспитателя группы) _____________________________________________
-
Результаты обследования психиатра ________________________________
-
Особенности дефекта и его структура:
________________________________________________________________
5. Заключение: ____________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
6. Рекомендации: __________________________________________________
_______________________________________________________________
-
Лечение _______________________________________________________
-
Родителям ______________________________________________________
-
Логопеду _______________________________________________________
-
Психологу ______________________________________________________
-
Педагогам ______________________________________________________
Подписи членов ПМПк ОУ (ДОУ) ______
Директор ОУ (заведующий ДОУ)
Логопед
Психиатр
Приложение 3
О создании психолого-медико-педагогического консилиума.
В целях обеспечения эффективной работы с детьми с трудностями в обучении и школьной дезадаптацией, в соответствии с Концепцией развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях организуется работа ПМПконсилиума ОУ.
Деятельность ПМПк ведется в соответствии с письмом Министерства образования
Российской Федерации от 27.03.2000 г. №27/90-6 «О психолого-медико педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, учитывая возможности ОУ, на основании указанных рекомендаций письма РФ свое положение о ПМПк, его состав.
( пример приказа о создании ПМПк)
ПРИКАЗЫВАЮ:
-
Создать психолого-медико-педагогический консилиум в составе: _________
____________________________________________________________________
(перечень сотрудников консилиума с указанием специальности)
-
Назначить председателем консилиума: _______________________________
____________________________________________________________________
(фамилия председателя с указанием специальности)
-
Председателю психолого-медико-педагогического консилиума вменить в обязанность организацию работы консилиума в соответствии с Положением о деятельности психолого-медико-педагогического консилиума.
-
График работы консилиума определить в зависимости от режима работы школы (ДОУ
-
Производить оплату учителям(воспитателям)за работу в составе консилиума на основании приказа руководителя ОУ за счет стимулирования работников ОУ.
-
Место проведения заседаний консилиума ______________________________
-
Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.
Директор школы(Заведующий ДОУ): _____________
Приложение 4
Заключение психолого-медико-педагогического консилиума.
Фамилия, имя, отчество ребенка _______________Дата рождения_________
Дата обследования ______________________________
Школа (д/сад) ________________ Класс (группа) _______________________
Домашний адрес ___________________________________________________
Причины направления на ПМПк:
Жалобы родителей _________________________________________________
Мнение учителя (воспитателя)________________________________________
Приложение (отметить наличие)
-
Педагогическое представление.
-
Психологическое представление.
-
Логопедическое заключение.
-
Медицинское представление (выписка из истории болезни).
-
Другие документы, представленные на консилиум _____________________
Заключение консилиума
____________________________________________________________________
Рекомендации по коррекционно-развивающему обучению
____________________________________________________________________
Председатель психолого-медико-педагогического консилиума:
____________________________________________________________________
Члены психолого-медико-педагогического консилиума:
(специальность, подпись)
____________________________________________________________________
Приложение 5
Заключение психолога ПМПк.
Ф.И.О. ребенка_________________ Возраст____________________________
Школа № (д/сад/ ________________________класс (группа)______________
Запрос направляющей стороны ______________________________________
Жалобы родителей _________________________________________________
Внешний вид и поведение в ситуации обследования _____________________
Темп работы и работоспособность ____________________________________
Общая осведомленность ребенка (социально-бытовая ориентировка) _______
___________________________________________________________________
Особенности латерализации ___________________________________________
Характеристика моторики, в том числе графической деятельности (рисунок, письмо) _____________________________________________________________
Характеристика внимания ______________________________________________
Характеристика сформированности функций программирования и контроля
_____________________________________________________________________
Особенности запоминания, мнестической деятельности _____________________
Особенности речевого развития __________________________________________
Формирование пространственных и квазипространственных представлений (в том числе пространственный анализ и синтез)
______________________________________________________________________
(понимание сложных речевых конструкций, употребление предлогов)
______________________________________________________________________
Характеристика мотивационно-волевой сферы ______________________________
Эмоционально-личностные особенности ___________________________________
Характер межличностных отношений ______________________________________
Заключение психолога ___________________________________________________
Рекомендации
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования ___________ Подпись психолога ________
Приложение 6
Заключение педагога ПМПк.
Фамилия, имя, отчество ребенка __________________Возраст _____________
Школа № _________________Класс (группа)____________________________
Общие впечатления о ребенке
___________________________________________________________________
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка_______________
___сведения о себе и своей семье
___________________________________________________________________
знания и представления об окружающем _____________________________
Сформированность учебных навыков ___________________________________
(общая оценка учебных навыков (соответствие знаний, умений и навыков требованиям программы)
Математика _____________________________________________________________
Характер ошибок ________________________________________________________
Чтение _________________________________________________________________
Характерные ошибки чтения ______________________________________________
Письмо ________________________________________________________________
Ошибки письменной речи _________________________________________________
Особенности устной речи _________________________________________________
Эмоционально-поведенческие особенности
_______________________________________________________________________
Заключение и рекомендации по обучению:
_______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования ____________ Подпись педагога ПМПк__________
Приложение 7
Логопедическое заключение на ребенка младшего школьного возраста.
Фамилия, имя, отчество ребенка _________________________________________
Дата рождения __________________Возраст _______________________________
Речевое окружение (недостатки речи у близких, двуязычие, наследственность и т.д.)__________________________________________________________________
Краткий анамнез (беременность, ее течение, раннее физическое развитие, заболевания раннего возраста) ____________________________________________
Раннее речевое развитие:
Лепет (3-4 мес.) _______ гуление (5-6 мес.) ________ слово (1 год) ______ фраза (к 3 годам) ________________________________________________________________
Когда заметили нарушения речи? __________________________________________
Занятия с логопедом _____________________________________________________
(где? С каким результатом?)
Слух, зрение ____________________________________________________________
Связная речь
Общая характеристика речи: владение речью в соответствии с возрастным уровнем________________________________________________________________
Уровень самостоятельности повествования__________________________________
Типы используемых предложений _________________________________________
Подбор слов и правильность их использования _______________________________
Затруднения в построении фразы __________________________________________
Аграмматизмы __________________________________________________________
Общее звучание речи (высотность, темп, плавность, дыхание, интонированность) _______________________________________________________________________
Звуковая сторона речи
Артикуляционный аппарат:
-
строение___________________________________________________
-
двигательная функция _______________________________________
Отсутствие звука ________________________________________________________
Смешение звуков ________________________________________________________
Замена звука ____________________________________________________________
Искажение произношения ________________________________________________
Слоговая структура слова ________________________________________________
Звуковой анализ и синтез (по какой группе или нескольким группам фонем есть нарушения) _____________________________________________________________
Словарный запас
Общая характеристика словарного запаса (соотношение активного и пассивного словаря) ________________________________________________________________
Называние частей целого
Обобщающие понятия ____________________________________________________
Называние действий _____________________________________________________
Подбор определения к слову ______________________________________________
Подбор синонимов ______________________________________________________
Подбор антонимов ______________________________________________________
Подбор родственных однокоренных слов ___________________________________
Использование различных частей реяи (наречий, относительных прилагательных и т.д. – отметить) __________________________________________________________
Грамматический строй речи:
Словоизменения (какие) __________________________________________________
Словообразования (какие) ________________________________________________
Синтаксис (типы построения предложений и особенности нарушения их строения) _______________________________________________________________________
Соответствие возрастному уровню _________________________________________
Словосочетания (использование различных типов словосочетаний: согласования, управления, примыкания) _________________________________________________
Понимание грамматических форм и конструкций _____________________________
Понимание текста _______________________________________________________
Иные особенности _______________________________________________________
Письмо:
Особенности графики ____________________________________________________
Специфические ошибки (списывание, диктант, самостоятельная работа)
_______________________________________________________________________
Наличие неспецифических ошибок _________________________________________
Чтение:
Техника чтения _________________________________________________________
Темп чтения ____________________________________________________________
Понимание прочитанного _________________________________________________
Характеристика ошибок __________________________________________________
Особенности речи, связанные с заиканием ________________________________
Заключение ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования ____________ Подпись специалиста ___________________
Приложение 8
Заключение врача психолого-медико-педагогического консилиума.
Ф.И.О. ребенка ______________________________________________________
Возраст _____________________________________________________________
Школа № (д/сад) ___________ класс (группа) ______________________________
Поведение и особенности реагирования на процедуру обследования (в т.ч. преобладающий фон настроения, критичность, реакция на успех, неуспех, похвалу, контактность, темп работы, переключаемость и т.д.)
_____________________________________________________________________
Синдромальный анализ выявленных нервно-психических расстройств:
(с описанием симптомов, их интенсивности и стойкости проявлений)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Невротические и неврозоподобные _________________________________________
Психопатические и психопатоподобные _____________________________________
Астено-невротические ___________________________________________________
Цереброастенические ____________________________________________________
Гипердинамические ______________________________________________________
Судорожные пароксизмы и их эквиваленты __________________________________
Аффективные расстройства _______________________________________________
Расстройства психотического уровня (шизофреноподобные) ___________________
Искаженное психическое развитие ( в том числе аутизм) ______________________
Особенности личностного реагирования на имеющиеся трудности (в условиях обучения, домашнего воспитания, общения со сверстниками и взрослыми)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предполагаемые лечебные мероприятия _________________________________
Рекомендации по организации коррекционно-развивающего обучения _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования __________ Подпись специалиста _________________________
Приложение 9
Логопедическое заключение на ребенка дошкольного возраста.
Ф.И.О. ребенка ____________________________________________________
Дата рождения _________________ Возраст ___________________________
Речевое окружение (недостатки речи у близких, двуязычие, наследственность и т.п.) __________________________________________________________________
Краткий анамнез (беременность, ее течение, роды, раннее физическое развитие, заболевания раннего возраста) _____________________________________________
Раннее речевое развитие: лепет (3-4 мес.)______ гуление (5-6 мес.) ________слово (к 1 году) _______ фраза (к 3 годам)
Когда заметили нарушения речи? __________________________________________
Занятия с логопедом в дошкольном возрасте (где? С каким результатом?)
_______________________________________________________________________
Слух, зрение ____________________________________________________________
Связная речь
Общая характеристика речи (в соответствии с возрастным уровнем) _____________
Качество рассказа (пересказа) _____________________________________________
Уровень наглядности ____________________________________________________
Уровень связности _______________________________________________________
Типы используемых предложений _________________________________________
Уровень необходимой помощи ____________________________________________
Общее звучание речи (высотность, темп, плавность, голос, дыхание, интонация) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Звуковая сторона речи
Артикуляционный аппарат:
Строение ______________________________________________________________
Двигательная функция___________________________________________________
Звукопроизношение:
Отсутствие звука ________________________________________________________
Смешение звуков ________________________________________________________
Замена звука (отраженно, в самостоятельной речи) ___________________________
Искажение произношения ________________________________________________
Слоговая структура слова _________________________________________________
Звуковой анализ и синтез (по какой группе или нескольким группам фонем есть нарушения) _____________________________________________________________
Начальные навыки чтения и письма (только для читающих и пишущих)
_______________________________________________________________________
Словарный запас
Общая характеристика словарного запаса ___________________________________
Количественный объем ___________________________________________________
Качественное употребление ______________________________________________
Использование слов в расширенном или суженном значении __________________
Соотношение активного и пассивного словаря _______________________________
Преимущественное употребление слов различных частей речи _________________
Иные особенности _______________________________________________________
Грамматический строй речи
Словоизменения _______________________________________________________
Словообразования ______________________________________________________
Синтаксис (типы построения предложений и особенности нарушения их строения) _______________________________________________________________________
Соответствие возрастному уровню _________________________________________
Словосочетания (использование различных типов словосочетаний, согласование, управление, примыкание) _________________________________________________
Понимание грамматических форм и конструкций ____________________________
понимание текста _______________________________________________________
иные особенности _______________________________________________________
Особенности речи, связанные с заиканием __________________________________
_______________________________________________________________________
Заключение _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования ___________________ Подпись специалиста _______________
Поделитесь с Вашими друзьями: |