О психолого-медико-педагогическом консилиуме (пмпк) образовательного учреждения



Скачать 131.5 Kb.
Дата09.09.2017
Размер131.5 Kb.

О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения

Письмо Министерства образования Российской Федерации



От 27.03. 2000 года № 27/901-6
Примерное положение

о психолого-медико-педагогическом консилиуме

образовательного учреждения.

1. Общие положения.



    1. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

    2. ПМПк создается приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы.

    3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.

    4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и психолого-медико-педагогической комиссией.

    5. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов /групп, педагог-психолог, учитель – дефектолог (если есть) и /или учитель – логопед (если есть), врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.




  1. Цель и задачи ПМПк.




    1. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

    2. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:

      1. Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации.

      2. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных срывов.

      3. Выявление резервных возможностей развития.

      4. Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей.

      5. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

      6. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, оставляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст.ст.32 и 54 Закона РФ «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно.



  1. Организация деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума.




    1. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлиннику.

    2. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.

    3. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

    4. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.

    5. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).

    6. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).




  1. Порядок подготовки и проведения ПМПк.




    1. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.

    2. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в четверть (квартал).

    3. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.

    4. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.

    5. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры псхофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

    6. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

    7. При направлении ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) копии коллегиального заключения школьного ПМПк, заключения специалистов прилагаются. В другие учреждения и организации заключения специалистов, коллегиальное заключение школьного ПМПк могут направляться только по официальному запросу.


О формах учета деятельности специалистов ПМПк.


  • Журнал записи детей на ПМПк.

  • График плановых заседаний ПМПк.

  • Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк –




№ п/п

Дата, время

Ф.И.О.

ребенка


Дата рождения

(число, месяц, год)



пол

Инициатор обращения

Повод обращения

График консультирования

специалистами





























  • Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника:




п/п


Дата, время

Ф.И.О. ребенка

Возраст

(год, месяц рождения)



пол

проблема

Заключение специалиста

или коллегиальное заключение ПМПк



рекомендации

Специалист или состав ПМПк






























  • Основные блоки, карты:

1. «Вкладыши»:

      • педагогическая характеристика;

      • выписка из истории развития (анамнез ребенка).

2. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным формам):




      • заключения специалистов ПМПк;

      • коллегиальное заключение ПМПк;

      • дневник динамического наблюдения с фиксацией:

    • времени и условий возникновения проблемы;

    • мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности;

    • сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.

Приложение1


Договор

о взаимодействии психолого-медико-педагогического консилиума с родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении.



Руководитель ОУ (ДОУ)
№ ______
Ф.И.О. директора (заведующей)

Подпись _____________




Родители (законные представители) обучающегося, воспитанника
________________________

(указать ф.и.о. ребенка)


________________________

(указать ф.и.о. родителей (законных представителей),


_________________________

(характер родственных отношений в соответствии с паспортными данными, паспортные данные)


Подпись _______________

Информирует родителей (законных представителей) обучающегося, воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк.


Выражают согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося, воспитанника в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк.

Приложение 2



Протокол

психолого-медико-педагогического консилиума.


  1. Общие сведения:

Ф.И.О. ребенка ______________________________________

Дата рождения _______________________________________

Адрес проживания ____________________________________

Телефон ____________

Сведения о родителях:

Мать _______________________________________________

Профессия____________________________

Отец ________________________________________________

Профессия ___________________________

Кем и когда направлен на ПМПк ________________________




  1. Краткие анамнестические сведения:

Течение родов _________________________________________

Особенности родов______________________________________

Психомоторное развитие_________________________________

Перенесенные заболевания________________________________

_______________________________________________________

Особенности семейного воспитания________________________

Раннее развитие _________________________________________

Соматический статус_____________________________________

Заключение педиатра_____________________________________

Заключение невропатолога ________________________________

Заключение психиатра поликлинники _______________________



  1. Результаты медико-психологического обследования в ОУ (ДОУ) ____ :

    1. Особенности контакта ____________________________________

Поведение в процессе обследования_________________________

Наличие общих представлений о себе и окружающем___________

_________________________________________________________

Работоспособность ________________________________________

Особенности эмоционально-волевой сферы ____________________

Особенности познавательных процессов:

Восприятие ________________________________________________

Пространственная ориентация ________________________________

Внимание _________________________________________________

Память ____________________________________________________

Мышление ________________________________________________

Развитие моторики _________________________________________

Особенности личностной сферы ______________________________


    1. Характеристика речевого развития ____________________________

___________________________________________________________
Результаты педагогического обследования:

Краткая характеристика личности ребенка, взаимоотношения в коллективе, интересы, обучаемость и др. (наблюдения учителя, воспитателя группы) _____________________________________________





    1. Результаты обследования психиатра ________________________________

  1. Особенности дефекта и его структура:

________________________________________________________________

5. Заключение: ____________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

6. Рекомендации: __________________________________________________

_______________________________________________________________



    1. Лечение _______________________________________________________

    2. Родителям ______________________________________________________

    3. Логопеду _______________________________________________________

    4. Психологу ______________________________________________________

    5. Педагогам ______________________________________________________

Подписи членов ПМПк ОУ (ДОУ) ______


Директор ОУ (заведующий ДОУ)

Логопед


Психиатр

Приложение 3



О создании психолого-медико-педагогического консилиума.
В целях обеспечения эффективной работы с детьми с трудностями в обучении и школьной дезадаптацией, в соответствии с Концепцией развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях организуется работа ПМПконсилиума ОУ.

Деятельность ПМПк ведется в соответствии с письмом Министерства образования

Российской Федерации от 27.03.2000 г. №27/90-6 «О психолого-медико педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, учитывая возможности ОУ, на основании указанных рекомендаций письма РФ свое положение о ПМПк, его состав.


( пример приказа о создании ПМПк)
ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Создать психолого-медико-педагогический консилиум в составе: _________

____________________________________________________________________

(перечень сотрудников консилиума с указанием специальности)




  1. Назначить председателем консилиума: _______________________________

____________________________________________________________________

(фамилия председателя с указанием специальности)




  1. Председателю психолого-медико-педагогического консилиума вменить в обязанность организацию работы консилиума в соответствии с Положением о деятельности психолого-медико-педагогического консилиума.

  2. График работы консилиума определить в зависимости от режима работы школы (ДОУ

  3. Производить оплату учителям(воспитателям)за работу в составе консилиума на основании приказа руководителя ОУ за счет стимулирования работников ОУ.

  4. Место проведения заседаний консилиума ______________________________

  5. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.

Директор школы(Заведующий ДОУ): _____________


Приложение 4


Заключение психолого-медико-педагогического консилиума.
Фамилия, имя, отчество ребенка _______________Дата рождения_________

Дата обследования ______________________________

Школа (д/сад) ________________ Класс (группа) _______________________

Домашний адрес ___________________________________________________

Причины направления на ПМПк:

Жалобы родителей _________________________________________________

Мнение учителя (воспитателя)________________________________________
Приложение (отметить наличие)


  1. Педагогическое представление.

  2. Психологическое представление.

  3. Логопедическое заключение.

  4. Медицинское представление (выписка из истории болезни).

  5. Другие документы, представленные на консилиум _____________________

Заключение консилиума

____________________________________________________________________
Рекомендации по коррекционно-развивающему обучению

____________________________________________________________________

Председатель психолого-медико-педагогического консилиума:

____________________________________________________________________


Члены психолого-медико-педагогического консилиума:

(специальность, подпись)

____________________________________________________________________


Приложение 5

Заключение психолога ПМПк.
Ф.И.О. ребенка_________________ Возраст____________________________

Школа № (д/сад/ ________________________класс (группа)______________

Запрос направляющей стороны ______________________________________

Жалобы родителей _________________________________________________

Внешний вид и поведение в ситуации обследования _____________________

Темп работы и работоспособность ____________________________________

Общая осведомленность ребенка (социально-бытовая ориентировка) _______

___________________________________________________________________

Особенности латерализации ___________________________________________

Характеристика моторики, в том числе графической деятельности (рисунок, письмо) _____________________________________________________________

Характеристика внимания ______________________________________________

Характеристика сформированности функций программирования и контроля

_____________________________________________________________________

Особенности запоминания, мнестической деятельности _____________________

Особенности речевого развития __________________________________________

Формирование пространственных и квазипространственных представлений (в том числе пространственный анализ и синтез)

______________________________________________________________________

(понимание сложных речевых конструкций, употребление предлогов)

______________________________________________________________________
Характеристика мотивационно-волевой сферы ______________________________

Эмоционально-личностные особенности ___________________________________

Характер межличностных отношений ______________________________________
Заключение психолога ___________________________________________________
Рекомендации

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата обследования ___________ Подпись психолога ________

Приложение 6



Заключение педагога ПМПк.
Фамилия, имя, отчество ребенка __________________Возраст _____________

Школа № _________________Класс (группа)____________________________

Общие впечатления о ребенке

___________________________________________________________________

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка_______________

___сведения о себе и своей семье

___________________________________________________________________

знания и представления об окружающем _____________________________

Сформированность учебных навыков ___________________________________

(общая оценка учебных навыков (соответствие знаний, умений и навыков требованиям программы)

Математика _____________________________________________________________

Характер ошибок ________________________________________________________

Чтение _________________________________________________________________

Характерные ошибки чтения ______________________________________________

Письмо ________________________________________________________________

Ошибки письменной речи _________________________________________________

Особенности устной речи _________________________________________________

Эмоционально-поведенческие особенности

_______________________________________________________________________
Заключение и рекомендации по обучению:

_______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата обследования ____________ Подпись педагога ПМПк__________

Приложение 7

Логопедическое заключение на ребенка младшего школьного возраста.
Фамилия, имя, отчество ребенка _________________________________________

Дата рождения __________________Возраст _______________________________



Речевое окружение (недостатки речи у близких, двуязычие, наследственность и т.д.)__________________________________________________________________

Краткий анамнез (беременность, ее течение, раннее физическое развитие, заболевания раннего возраста) ____________________________________________

Раннее речевое развитие:

Лепет (3-4 мес.) _______ гуление (5-6 мес.) ________ слово (1 год) ______ фраза (к 3 годам) ________________________________________________________________

Когда заметили нарушения речи? __________________________________________

Занятия с логопедом _____________________________________________________

(где? С каким результатом?)

Слух, зрение ____________________________________________________________



Связная речь

Общая характеристика речи: владение речью в соответствии с возрастным уровнем________________________________________________________________

Уровень самостоятельности повествования__________________________________

Типы используемых предложений _________________________________________

Подбор слов и правильность их использования _______________________________

Затруднения в построении фразы __________________________________________

Аграмматизмы __________________________________________________________

Общее звучание речи (высотность, темп, плавность, дыхание, интонированность) _______________________________________________________________________



Звуковая сторона речи

Артикуляционный аппарат:



    • строение___________________________________________________

    • двигательная функция _______________________________________

Отсутствие звука ________________________________________________________

Смешение звуков ________________________________________________________

Замена звука ____________________________________________________________

Искажение произношения ________________________________________________

Слоговая структура слова ________________________________________________

Звуковой анализ и синтез (по какой группе или нескольким группам фонем есть нарушения) _____________________________________________________________



Словарный запас

Общая характеристика словарного запаса (соотношение активного и пассивного словаря) ________________________________________________________________



Называние частей целого

Обобщающие понятия ____________________________________________________

Называние действий _____________________________________________________

Подбор определения к слову ______________________________________________

Подбор синонимов ______________________________________________________

Подбор антонимов ______________________________________________________

Подбор родственных однокоренных слов ___________________________________

Использование различных частей реяи (наречий, относительных прилагательных и т.д. – отметить) __________________________________________________________



Грамматический строй речи:

Словоизменения (какие) __________________________________________________

Словообразования (какие) ________________________________________________

Синтаксис (типы построения предложений и особенности нарушения их строения) _______________________________________________________________________

Соответствие возрастному уровню _________________________________________

Словосочетания (использование различных типов словосочетаний: согласования, управления, примыкания) _________________________________________________

Понимание грамматических форм и конструкций _____________________________

Понимание текста _______________________________________________________

Иные особенности _______________________________________________________
Письмо:

Особенности графики ____________________________________________________

Специфические ошибки (списывание, диктант, самостоятельная работа)

_______________________________________________________________________

Наличие неспецифических ошибок _________________________________________
Чтение:

Техника чтения _________________________________________________________

Темп чтения ____________________________________________________________

Понимание прочитанного _________________________________________________

Характеристика ошибок __________________________________________________

Особенности речи, связанные с заиканием ________________________________
Заключение ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата обследования ____________ Подпись специалиста ___________________


Приложение 8



Заключение врача психолого-медико-педагогического консилиума.
Ф.И.О. ребенка ______________________________________________________

Возраст _____________________________________________________________

Школа № (д/сад) ___________ класс (группа) ______________________________
Поведение и особенности реагирования на процедуру обследования (в т.ч. преобладающий фон настроения, критичность, реакция на успех, неуспех, похвалу, контактность, темп работы, переключаемость и т.д.)

_____________________________________________________________________



Синдромальный анализ выявленных нервно-психических расстройств:

(с описанием симптомов, их интенсивности и стойкости проявлений)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Невротические и неврозоподобные _________________________________________

Психопатические и психопатоподобные _____________________________________

Астено-невротические ___________________________________________________

Цереброастенические ____________________________________________________

Гипердинамические ______________________________________________________

Судорожные пароксизмы и их эквиваленты __________________________________

Аффективные расстройства _______________________________________________

Расстройства психотического уровня (шизофреноподобные) ___________________

Искаженное психическое развитие ( в том числе аутизм) ______________________


Особенности личностного реагирования на имеющиеся трудности (в условиях обучения, домашнего воспитания, общения со сверстниками и взрослыми)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________



Заключение ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предполагаемые лечебные мероприятия _________________________________
Рекомендации по организации коррекционно-развивающего обучения _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата обследования __________ Подпись специалиста _________________________


Приложение 9



Логопедическое заключение на ребенка дошкольного возраста.
Ф.И.О. ребенка ____________________________________________________

Дата рождения _________________ Возраст ___________________________

Речевое окружение (недостатки речи у близких, двуязычие, наследственность и т.п.) __________________________________________________________________

Краткий анамнез (беременность, ее течение, роды, раннее физическое развитие, заболевания раннего возраста) _____________________________________________

Раннее речевое развитие: лепет (3-4 мес.)______ гуление (5-6 мес.) ________слово (к 1 году) _______ фраза (к 3 годам)

Когда заметили нарушения речи? __________________________________________

Занятия с логопедом в дошкольном возрасте (где? С каким результатом?)

_______________________________________________________________________

Слух, зрение ____________________________________________________________
Связная речь

Общая характеристика речи (в соответствии с возрастным уровнем) _____________

Качество рассказа (пересказа) _____________________________________________

Уровень наглядности ____________________________________________________

Уровень связности _______________________________________________________

Типы используемых предложений _________________________________________

Уровень необходимой помощи ____________________________________________
Общее звучание речи (высотность, темп, плавность, голос, дыхание, интонация) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Звуковая сторона речи

Артикуляционный аппарат:

Строение ______________________________________________________________

Двигательная функция___________________________________________________

Звукопроизношение:

Отсутствие звука ________________________________________________________

Смешение звуков ________________________________________________________

Замена звука (отраженно, в самостоятельной речи) ___________________________

Искажение произношения ________________________________________________

Слоговая структура слова _________________________________________________

Звуковой анализ и синтез (по какой группе или нескольким группам фонем есть нарушения) _____________________________________________________________

Начальные навыки чтения и письма (только для читающих и пишущих)

_______________________________________________________________________



Словарный запас

Общая характеристика словарного запаса ___________________________________

Количественный объем ___________________________________________________

Качественное употребление ______________________________________________

Использование слов в расширенном или суженном значении __________________

Соотношение активного и пассивного словаря _______________________________

Преимущественное употребление слов различных частей речи _________________

Иные особенности _______________________________________________________


Грамматический строй речи

Словоизменения _______________________________________________________

Словообразования ______________________________________________________

Синтаксис (типы построения предложений и особенности нарушения их строения) _______________________________________________________________________

Соответствие возрастному уровню _________________________________________

Словосочетания (использование различных типов словосочетаний, согласование, управление, примыкание) _________________________________________________

Понимание грамматических форм и конструкций ____________________________

понимание текста _______________________________________________________

иные особенности _______________________________________________________

Особенности речи, связанные с заиканием __________________________________

_______________________________________________________________________
Заключение _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дата обследования ___________________ Подпись специалиста _______________

Скачать 131.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница