Научно-практическая конференция
«Петербург без наркотиков: поиск новых решений»
Подполковник полиции
Подгорный А.А.
Аспекты современной антинаркотической политики
на примере Санкт-Петербурга
На сегодняшний день ситуация с наркопотреблением продолжает оставаться крайне острой. По статистике 18 миллионов жителей нашей страны хотя бы раз в жизни пробовали наркотики. Регулярно или эпизодически употребляют 8 миллионов человек. В Петербурге и Ленобласти особенно остро выражена данная проблема: регион является одним из лидеров по распространению наркотиков в России.
Проблема наркомании в больше степени затронула молодёжь. Помолодела и детская наркомания. Принимать зелье школьники уже начинают в 10-12 лет.
На данном этапе на территории Санкт-Петербурга органами ФСКН активно ведется работа по противодействию незаконному обороту наркотиков, согласно Указу Президента РФ от 09.06.2010 N 690 "Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года», включающему действия правоохранительных органов, в том числе органов ФСКН (статистические данные по СПб).
Одновременно ведется работа по профилактике наркозависимости, в чём активно содействуют наркологические службы, различные организации и учреждения, занимающиеся первичной, вторичной и третичной профилактикой.
Вопросам реабилитации наркозависимых уделяется большое внимание. На данный момент Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) разрабатывает программу "Комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ".
"Через организацию программы комплексной реабилитации мы, потратив в 100 раз меньше средств, сохраним государству не менее 3 трлн руб., а с
учетом ежегодного возвращения к активной экономической деятельности порядка 100 тыс. человек - 3,5 трлн. руб.", - отметил В.Иванов.
На законодательном уровне ведется активная поддержка в борьбе с наркоманией. Принят Федеральный закон Российской Федерации от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ". Вводится дополнение, в котором говорится о государственной поддержке деятельности организаций, которые осуществляют мероприятия по профилактике незаконного оборота наркотиков, наркомании, мероприятия по медико-социальной реабилитации.
Также законодательно определенно участие органов местного самоуправления, общественных организаций и простых граждан в мероприятиях по профилактике наркомании, которые проводятся в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ. Кроме того, все они теперь имеют право самостоятельно разрабатывать и реализовывать комплексы таких мероприятий в соответствии с российским законодательством.
Работа по предотвращению наркотизации населения должна вестись на разных уровнях и носить комплексный характер. Это в очередной раз подчёркивает председатель Государственного антинаркотического комитета, директор ФСКН России В.П. Иванов в своём докладе по теме: «О реализации Стратегии государственной антинаркотической политики РФ на региональном и муниципальном уровнях в форме антинаркотических планов органов местного самоуправления»:
«Проблема наркотизации общества может быть решена только комплексными мерами на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Наступило время, когда мы должны провести системную
интеграцию национальных действий по реализации антинаркотической политики.
Решающим звеном здесь является муниципальный уровень. Именно здесь - в сёлах, городах и муниципальных районах - происходят важнейшие события нашей российской жизни».
В связи с этим следующий год объявлен годом муниципальной антинаркотической политики и выработке эффективных механизмов по концентрации всех наличных ресурсов, как финансовых, так и административных, идеологических и других.
Соответственно уже сегодня встаёт вопрос: чем наполнять работу, какой сутью?
Ситуация сегодняшнего дня нам говорит о необходимости включения в решение данного вопроса представителей всего общества: путем эффективной интеграции муниципальных и государственных структур, правоохранительных органов, общественных организаций, представителей науки и бизнеса. Комплексная работа и системное взаимодействие данных структур позволит более эффективно решать вопросы противодействия и предотвращения наркотизации общества как на местном, так и на региональном уровнях.
Успешный опыт такого взаимодействия и интеграции различных структур имеется в Санкт-Петербурге в рамках осуществления федерального локального проекта «Колпинский район - территория без наркотиков». Проект был инициирован Прокуратурой Санкт-Петербурга совместно с органами государственной и муниципальной власти в 2010 году, цель которого - объединить усилия субъектов по борьбе с наркозависимостью, реализовать целый пласт конкретных профилактических мероприятий. Впервые для победы в этой борьбе объединились органы государственной власти, силовые структуры, учебные заведения и общественные организации. Совместные усилия участников проекта помогают организовать
эффективную профилактику наркомании всех уровней. Речь идёт как о вторичной, так и первичной профилактике наркозависимости.
Результат не заставил себя ждать – само население поддержало подобную инициативу, стало принимать активное участие в выявлении точек наркоторговли, активно принимает участие в мероприятиях, направленных на предотвращение наркомании. Звонки по горячей линии ФСКН увеличились в 3 раза, что помогло в раскрытии наркоточек. Так, Колпинский район вышел в лидеры по количеству раскрытий наркоточек.
Удалось наладить информационный обмен между субъектами профилактики наркомании.
В данную работу активно включилось Муниципальное Образование города Колпино. Став новатором, оно приняло нишу первичной неспецифической профилактики наркомании и показало уникальные методы и наработки. Действительно, в решении проблемы наркомании не стоит забывать причину её возникновения. В московских ВУЗах недавно был проведен опрос о причине употребления наркотиков среди студентов, который показал - более 60 процентов опрошенных полагают, что они употребляют «дурь», чтобы развлечься, уйти от скуки, безделья.
В школах Колпинского района муниципальное образование совместно с общественными организациями («Центр студенческих инициатив») создают условия для развития личности, которые бы исключали появление интереса к наркотикам. При этом работа носила и продолжает носить системный и комплексный характер, основанный на эффективном создании информационно безопасного пространства среди молодёжи, проведение просветительских семинаров и выездов, что позволяет включить подростка в общественную жизнь учебных заведений, города и страны в целом, обучая информационной грамотности, навыкам самоуправления и управления.
Данный вклад был оценен органами ФСКН и в апреле 2013 года Центру студенческих инициатив «Северо-Запад» и активу молодежи Пушкинского и
Колпинского районов Санкт-Петербурга вручены благодарственные грамоты от начальника управления ФСКН по СПб и ЛО «За существенный вклад в организацию работы, направленной на противодействие незаконному обороту наркотических средств, пропаганду здорового образа жизни и в связи с 10-летием со дня образования ФСКН России».
Этот пример позитивен, нужно его распространять среди других муниципальных образований, использовать данный опыт в профилактике наркозависимости, организовывать обмен методиками.
В дальнейшем, на мой взгляд, возникает потребность в создании совместными усилиями муниципальных, государственных органов, общественных организаций при содействии органов ФСКН и Прокуратуры - Информационного Экспертного Центра, на базе которого будут проводится курсы повышения квалификации и обмена методиками, в том числе по профилактике наркомании, а также обмена успешным опытом между субъектами профилактики, уже имеющимся на базе Колпино.
Поделитесь с Вашими друзьями: |