Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления. 9 – 11 класс. Цели занятия: Разъяснить понятия «наркотики»



Дата29.12.2017
Размер80.5 Kb.
ТипКлассный час

Классный час.

Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления.

9 – 11 класс.

Цели занятия:

1. Разъяснить понятия «наркотики» и «психоактивные вещества», объяснить их общие свойства и разницу между ними.

2. Разобрать традиции и законы, ограничивающие употребление психоактивных веществ.

3. Выяснить неблагоприятные последствия употребления психоактивных


веществ.

Ход занятия

1. Приветствие ведущего и игра-активатор «Построиться по...»

Здравствуйте! Очень приятно всех вас снова видеть. Тема сегодняшнего классного часа - наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления. Для начала приглашаю всех сейчас сыграть в игру.

Ведущий дает команду, и ученики на свободном от стульев и столов месте стараются как можно быстрее построиться в порядке возрастания по ряду сменяющихся признаков:


  1. по росту;

  2. по дням рождения (с 1 января до 31 декабря);

  3. по длине волос;

  4. в алфавитном порядке по именам.

Хорошо, все вдоволь повеселились. Эта игра наглядно показывает, что один и тот же человек может занимать разное место в зависимости от того, по какому признаку производится расстановка. А вот по каким признакам считать вещество наркотиком?

2. Дискуссия «Что такое наркотики и психоактивные вещества»

Сейчас мы устроим дискуссию по вопросу «Что такое наркотики».
Пояснение для ведущего

Следует сосредоточить внимание класса не на перечислении наркотиков, а на описании их общих свойств: способности изменять настроение, способности вызывать зависимость, способности приносить вред здоровью, противозаконности и т.д. Правильные ответы учеников лучше записывать на доске, чтобы они были хорошо видны всем.

3. Разъяснение понятий «наркотики» и «психоактивные вещества»

Специальные международные и национальные организации составляют официальные перечни наркотиков. На международном уровне перечни наркотиков содержатся в специальных конвенциях ООН, в России все наркотические средства и психотропные вещества включены в перечень, утвержденный постановлением правительства России.

Так вот, наркотик - это вещество, внесенное в перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Гашиш и марихуана, а также другие продукты из конопли внесены в перечень наркотиков. А вот алкоголь и табак не внесены. Чем же тогда они являются?

Их называют «психоактивные вещества». Это такие вещества, после приема которых! меняется настроение человека или его способность чувствовать и понимать окружающий мир или самого себя.

Кроме алкоголя и табака существуют еще и специальные медицинские лекарства: успокаивающие, обезболивающие, повышающие настроение (антидепрессанты) и др. Наконец, некоторые подростки вдыхают пары клея «Момент» или бензина (хотя эти вещества не считаются наркотиками и производятся вовсе не для этих целей). Клей «Момент», бензин и растворители также относятся к психоактивным веществам.

4. Дискуссия «Правила и законы, ограничивающие употребление психоактивных веществ»

Немало психоактивных веществ и наркотических средств являются лекарствами, которые применяются для лечения болезней. Некоторые используются для развлечения, чтобы улучшить настроение. Так что эти вещества и даже отдельные наркотики помогают людям.

Как вы думаете, существуют ли правила и законы, ограничивающие употребление и использование наркотиков и психоактивных веществ?
Пояснение для ведущего

Вероятнее всего, ученики не сумеют назвать какие-либо правила и законы. Поэтому следует задавать им наводящие вопросы, а если это не поможет, то перечислить самому следующие правила и законы (лучше записать эти законы на доске или на большом листе ватмана, чтобы можно было использовать на следующих занятиях).




  • Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» 1998 г., устанавливающий общий порядок оборота наркотиков.

  • Уголовный кодекс Российской Федерации, который запрещает изготавливать, приобретать,хранить, переносить, передавать другим, продавать наркотики и предлагать употреблять их кому бы то ни было.

  • Кодекс об административных правонарушениях, в котором установлена ответственность за употребление наркотиков без назначения врача, а также за их незаконное приобретение и хранение в небольших размерах.

  • Правила и рекомендации для врачей, которые назначают наркотики больным (психоактивные вещества и наркотики не разрешается назначать тем, у кого нет определенных заболеваний, например, никто не выпишет снотворное больному гриппом).

  • Правила для торговли, запрещающие продавать сигареты детям и алкоголь несовершеннолетним.

  • Правила дорожного движения, запрещающие пить и принимать наркотики за рулем.

  • Профессиональные правила, запрещающие на работе пить и принимать наркотики капитанам судов, машинистам, летчикам и всем тем, от кого зависит жизнь других людей: милиционерам, военным, авиадиспетчерам, хирургам и тд.

  • Неписаные правила, касающиеся употребления психоактивных веществ (алкоголь, табак).НАВЫКИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ И СОПРОТПВЛСИИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ НАРКОМАНИИ

Пояснение для ведущего
Ведущему даны материалы для ознакомления с юридическими основами антинаркотической борьбы. Если учащиеся будут задавать вопросы, касающиеся наказания за незаконные действия с наркотиками, ведущий может привести примеры конкретных статей УК РФ. Основные сведения об этих статьях перечислены в приложении 1 «Общие сведения об антинаркотическом законодательстве».

Теперь у нас с вами есть список правил и законов, которые помогают разобраться, как поступать с психоактивными веществами. Когда люди придерживаются этих правил, обычно ничего страшного не происходит. Однако, если употреблять психоактивные вещества для собственного удовольствия и не обращать внимания на законы и традиции, часто случаются различные неприятности. Сейчас мы поговорим о некоторых из них.

5. Вред наркотиков.

Пояснение для ведущего:

Обсуждение вреда, наносимого человеку и обществу наркотиками, ведется на фоне демонстрации слайдов «Вред наркотиков», где перечислены эти неблагоприятные последствия.

Презентация. «Вред наркотиков»

В первую очередь употребление всех этих веществ приводит к тому, что страдает здоровье.

Дискуссия «Вред наркотиков для здоровья»

Как вы думаете, что может произойти с человеком, который употребляет наркотики, выпивает или курит? Как изменяются его личность, функции организма?

Пояснение для ведущего

Следует стимулировать учащихся к тому, чтобы они высказали свое мнение о личности наркомана и о том, чем отличаются компоненты личности наркомана от таковых же у здорового человека. Названные учениками характеристики личности наркомана нужно записывать на доске, мягко корректируя ошибочные или провокационные суждения. Особое внимание нужно сосредоточить на обеднении личности и потере личностных качеств в результате сужения интересов при наркомании.

Обратите внимание группы на то, что неблагоприятные последствия для здоровья могут иметь как немедленный (отравления, травмы), так и отсроченный характер (постепенное развитие хронических заболеваний). Желательно, чтобы с вашей помощью ученики назвали большую часть из них или хотя бы упомянули по одному из каждой группы (т.е. поняли, что существуют немедленные, отсроченные осложнения и зависимость).

Обратите внимание!

Ведущий на этом занятии не должен ввязываться в дискуссию о том, насколько сильный вред наносит употребление тех или иных веществ, и о зависимости — обсуждать то, от каких веществ и в какие сроки она возникает и насколько опасна. Следует лишь отметить, что различные неблагоприятные последствия возможны и многие люди страдают от них. Тем не менее, для сведения ведущего приведена краткая таблица



Краткая таблица осложнений

Агент


Немедленные осложнения

Хронические осложнения

Зависимость

Летучие вещества (клей и т.д.)


Смерть от удушья или остановки дыхания

Хронический бронхит,

хронический гепатит

(токсическое поражение печени), постепенно

нарастающее слабоумие



Ухудшение характера


Зависимость (наркомания, алкоголизм и т.д.) — состояние, при котором человек испытывает постоянную потребность принимать то или иное психоактивное вещество. Зависимость появляется, если человек некоторое время принимает психоактивное вещество. Зависимость может возникнуть от любого наркотика и

психоактивного вещества — марихуаны, алкоголя, табака, кофе, лекарств и т.д.



Наркотики

Смерть от передозировки. Психозы: бред, галлюцинации

Хронический гепатит, СПИД, нарастающее слабоумие

Алкоголь

Травмы из-за нарушения координации движений. Смерть, от удушья при попадании рвотных масс в легкие

Поражения печени и почек, нарастающее слабоумие


Табак




Хронический бронхит, рак легких, стенокардия, инфаркт миокарда

Расходы общества на лечение

Мы поговорили о том, как много осложнений в состоянии здоровья вызывает употребление наркотиков, табака и алкоголя. И большинство из них приходится лечить. На лечение необходимы затраты. Это довольно большие деньги, и их можно было бы использовать для других, более приятных целей. Эти расходы - еще одно неблагоприятное последствие употребления наркотиков.

Быстрый круг

Как вы считаете, кто работает лучше - тот, кто пришел на работу трезвым, или тот, кто прошлым вечером много выпил? Тот, кто в ясном сознании, или тот, кто принял наркотики? Почему? Мешает ли работе курение? Как все это влияет на работу других людей, не принимающих эти вещества?

Пояснение для ведущего

Лучше задавать вопросы один за другим, сначала дождавшись удовлетвори-тельного ответа на предыдущий. Если возникнут затруднения при ответе на вопрос о курении, можно намекнуть детям, что курильщики вынуждены делать частые перерывы в работе.

Теперь вы видите: чем больше наркотиков, табака или алкоголя употребляет человек, тем меньше работы он сможет сделать в единицу времени - производительность его труда падает. По этой причине страдает как он сам, ведь в этом случае его зарплата уменьшается, так и общество, потому что теперь человек производит меньше продукции.


Преступления

Для того чтобы покупать наркотики, нужны деньги. Наркоманы не очень хорошо работают, и им трудно заработать много. Поэтому они вынуждены воровать. Чтобы защитить нас от воров, чтобы ловить их, судить и держать в тюрьме, нужны деньги. Это тоже дополнительные расходы.

Ухудшение в отношениях между людьми

Наконец, из-за всех этих неблагоприятных последствий настроение у людей портится, они чувствуют себя несчастными и раздраженными. И не только те, кто принимает наркотики, алкоголь или курит, но и окружающие их. Между ними часто возникают ссоры, они недовольны друг другом. Это очень неприятно для всех. Итак, мы разобрали неблагоприятные последствия злоупотребления психоактивными веществами.


Пояснение для ведущего

Можно занести все отмеченные неблагоприятные последствия употребления наркотиков на лист ватмана, оставив его на время проведения всех последующих занятий. Тогда запись будет иметь следующий вид:


Вред наркотиков


  1. Для здоровья (собственного и потомства).

  2. Расходы общества на лечение, правоохранительные органы, тюрьмы и т.д.

  3. Снижение производительности труда и ухудшение
    экономики (аварии, прогулы, простои, травматизм).

  4. Преступления и другие правонарушения.

  5. Ухудшение отношений между людьми.

6. Итоговый круг «Интересное-полезное»
Вы молодцы. Большое спасибо всем. Вы очень хорошо и старательно работали.

А теперь давайте все по кругу скажем, что на этом классном часе для вас оказалось интересным или полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может говорить полминуты-минуту или просто сказать несколько слов.


7. Домашнее задание

Сейчас наш классный час заканчивается, и я хочу дать вам домашнее задание. Пусть каждый из вас напишет маленькое сочинение о последствиях употребления алкоголя или наркотиков.





Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница