МОСКВА ● 2011
2-е издание,
ИСПРАВЛЕННОЕ, дополненное,
с приложениями
МОСКВА ● 2011
ББК 87.817
Б 20
Рецензент:
И. В. Вишев, доктор философских наук, профессор
Балашов Л.Е.
Жизнь, смерть, бессмертие. — 2-е изд., исправ., дополн., с приложениями — М., 2011. — 315 с.
Эта книга не для любителей эзотерики, мистики, паранауки и т. п. Она для тех, кто любит философию и философствование без посторонних прибавлений. В книге излагается реалистическая концепция жизни, смерти, бессмертия. Автор критикует односторонние точки зрения на жизнь только как на смертную или бессмертную. Он выдвигает и обосновывает идею “делания” бессмертия, показывает сложный характер этого “делания”. Анализируя феномен реального бессмертия, автор приходит к выводу, что наряду с потенциальным существует актуальное бессмертие.
В концентрированном виде основная идея книги выглядит так: абсолютное индивидуальное бессмертие невозможно, но возможно и реализуемо бесконечное приближение к идеалу абсолютного бессмертия.
Отзывы и предложения направлять по адресу: 115583, Москва, Воронежская ул., 9, 110. Телефон.: (094) 397-77-91
ISBN © Балашов Л.Е., 2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. Общая характеристика работы 6
Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС. НЕКОТОРЫЕ ВЕХИ 11
Глава 2. ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ, БЕССМЕРТИЕ 23
2.1. Что такое жизнь? 23
2.2. Смысл жизни 24
2.3. Цель жизни 26
2.4. С возрастом время жизни увеличивается или уменьшается? 30
2.5. Конечное и бесконечное 32
2.6. Смерть-бессмертие в их отношении к конечности-бесконечности существования 44
Глава 3. ЖИЗНЬ ПРОТИВ СМЕРТИ 53
3.1. Смерть как Абсолют 53
3.1.1. Человекоубийственная логика
(мыслительные абсолютизации смерти) 53
3.1.2. Страх смерти и отчаяние (эмоциональные абсолютизации смерти) 61
3.1.3. Абсолютизация смерти как феномен культуры (некрофилия антикультуры) 66
О так называемом «праве на смерть» 77
3.1.4. Философия убийства 80
3.1.5. Человек не является чисто смертным существом 88
3.1.6. Жить значит умирать? 89
3.2. Смерти нет оправдания 93
3.2.1. Так ли уж естественна и необходима смерть? 94
3.2.2. Смерть — фактор прогресса? 96
3.2.3. Нужна ли смерть жизни (для жизни)? 102
3.2.4. Бессмертие плохо, значит смерть хороша? 111
3.3. Эвтаназия — “хорошая смерть” 113
Глава 4. БЕССМЕРТИЕ КАК АБСОЛЮТ 117
4.1. О притягательности идеи личного бессмертия 117
4.2. Платон и Сенека: доводы в пользу бессмертия 121
4.3. Почему абсолютное личное бессмертие невозможно? 127
Глава 5. СТРЕЛА ЖИЗНИ: ОТ СМЕРТНОСТИ К БЕССМЕРТИЮ 131
5.1. Живая связь смертности и бессмертия 131
5.2. Как мы “делаем” бессмертие? 140
5.2.1. Продолжение человеческого рода, любовь 140
5.2.2. Творческое бессмертие 158
5.3. Потенциальное бессмертие 164
5.4. Актуальное бессмертие
(жить настоящим, в настоящем) 175
5.5. Активное долголетие 189
5.5.1. Антитеза коротколетия и долголетия. Качество и количество жизни 189
5.5.2. Почему люди стремятся жить как можно дольше и почему надо жить как можно дольше? 194
5.5.3. Что надо делать для того, чтобы жить долго и счастливо? 197
5.6. Виртуальное бессмертие 199
Глава 6. КОНЕЧНОСТЬ И БЕСКОНЕЧНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ В ПЕРСПЕКТИВЕ ЖИЗНИ 200
Глава 7. ЗДОРОВЬЕ И ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 204
7.1. Норма и здоровье 204
7.1.1. Норма 204
7.1.2. Здоровье 206
7.1.3. Как поправить-укрепить свое здоровье? 224
7.2. Программа гармонического развития и активного долголетия 225
7.2.1. Постоянная ориентация на полноценную жизнь, активное долголетие, бодрость духа, оптимизм, жизнерадостность и жизнелюбие 227
7.2.2. Любимая работа, творческий труд 236
7.2.3. Любовь, семья, дети, род 237
7.2.4. Духовное совершенствование, постоянный контакт с духовной культурой человечества 243
7.2.5. Физическое совершенствование, регулярная физическая нагрузка, всесторонняя тренировка тела, подвижный образ жизни 264
7.2.6. Рациональное, полноценное, сбалансированное, экологически чистое питание 269
7.2.7. Физическое и духовное, морально-психологическое закаливание, повышение сопротивляемости к различным возмущающим факторам 272
7.2.8. Контакт с людьми, соблюдение баланса между общением и уединением 277
7.2.9. Соблюдение баланса между трудом и отдыхом, между активным и пассивным отдыхом, напряжением и расслаблением 278
7.2.10. Общение с природой; пребывание по возможности в благоприятной окружающей среде 280
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Большое открытие маленького человека (от общего к частному или от частного к общему?) 282
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Открытое письмо всем убийцам и заказчикам убийств 285
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. К дискуссиям об отмене смертной казни 289
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. О конце Света (в форме письма) 292
Библиография 296
Указатель имен 303
Предметный указатель 305
Жизнь, смерть, бессмертие — магические слова, которые значат бесконечно много для каждого из нас. Люди задумывались над их смыслом с тех пор, как стали людьми. Особенно пытаются разобраться в них философы. И это естественно. Философы — специалисты по общим проблемам бытия. Для них жизнь, смерть, бессмертие имеют не личное только, а универсально-всеобщее значение.
ВВЕДЕНИЕ. Общая характеристика работы
Значимость темы. Тема «жизнь, смерть, бессмертие человека» относится к числу вечных, всегда нуждается в разработке. Каждое время открывает в ней новые грани.
В теоретическом плане анализ этой темы позволяет глубже осмыслить сущность человека. Актуальность ее диктуется необходимостью осмысления таких новых реалий нашей жизни, как
— достижения биологической науки, в частности, расшифровка генома человека;
— информационно-компьютерная революция и связанная с ней виртуализация жизни;
— возникшая в ХХ веке угроза самоуничтожения человечества в результате термоядерной войны.
В практическом плане разработка этой темы диктуется необходимостью
— противодействия тому феномену в современной жизни общества, который автор назвал некрофилией антикультуры; эта некрофилия или, как называет ее И.В.Вишев, смертническая парадигма жизни реально угрожает самым основам жизни человека;
— постановки научно-практической задачи значительного увеличения видовой продолжительности жизни человека;
— культурного влияния на людей (в частности, их просвещения) в духе жизнеутверждения, реалистической концепции бессмертия (продолжения рода, творческого/социального бессмертия, активного долголетия, увеличения видовой продолжительности человеческой жизни).
Степень разработанности темы. Тема «жизнь, смерть, бессмертие» необъятная. В той или иной мере по ее поводу высказывались почти все философы. В комплексном виде (в триединстве «жизнь–смерть–бессмертие») она разрабатывалась Платоном, Гегелем, некоторыми русскими философами. В отечественной философии последних десятилетий — И.Т.Фроловым, И.В.Вишевым. Отдельные части этой темы («жизнь и смерть», «смерть и бессмертие», «смерть», «бессмертие») рассматривались многими философами. Из отечественных следует указать на И.Д.Панцхаву, И.А.Крывелева, Н.Н.Трубникова, А.В.Демичева, О.С.Пугачева, В.И.Красикова, Н.М.Солодухо.
Постановка проблемы. В работе сделана попытка осмыслить понятия «жизнь», «смерть», «бессмертие» в определенном категориально-логическом поле, прежде всего в их отношении к таким фундаментальным философским категориям как конечное и бесконечное1.
Проблема «жизнь, смерть, бессмертие человека» рассматривается не только в человеческом, но и в биотическом смысле.
Цель работы — разработка реалистической (нерелигиозной) концепции жизни, смерти, бессмертия человека.
Задачи исследования:
— обоснование необходимости разработки реалистической концепции жизни, смерти, бессмертия человека;
— выявление логики развития представлений о жизни, смерти, бессмертии в истории философии и вообще духовной культуры человечества;
— осмысление логики соотношения категорий конечного и бесконечного и использование их в анализе жизни и смерти, смертности и бессмертия;
— осмысление внутренней природы связи жизни не только со смертью, но и с бессмертием;
— раскрытие соотношения понятий актуального и потенциального бессмертия;
— характеристика особенностей человеческой жизни, человеческой смерти и бессмертия в рамках социальной философии.
Основная идея работы в концентрированном виде выглядит так: абсолютное индивидуальное бессмертие невозможно, но возможно и реализуемо бесконечное приближение к идеалу абсолютного бессмертия.
Объектом исследования является сущность и существование человека, человек в своей индивидуальной ипостаси и общей (родовой-социальной) сущности, как живое существо и член общества.
Предметом исследования является жизнь человека, взятая в аспекте конечности и бесконечности существования, в частном случае, в аспекте смертности и бессмертия человека.
Философско-методологические основания работы (принципы, методы):
1. Социально-философский подход: осмысление-анализ жизни человека-индивида в рамках жизни всего человечества.
2. Гуманистическая устремленность, приверженность гуманистическим и вообще витальным ценностям, ориентация на духовное, нравственное здоровье людей, человеческого общества в целом.
3. Опора на здравый смысл и вера в творческую силу человека, в созидательные возможности человечества.
4. Категориально-логический анализ, осмысление жизни-смерти-бессмертия в категориально-логическом поле деятельности, конечности и бесконечности существования, а также таких философско-методологических принципов как принципы объективности, развития, детерминизма, преемственности, единства бытия и небытия, исторического и логического, абстрактного и конкретного, эмпирического и теоретического.
Основные тезисы:
1. Жизнь не является в отдельности ни смертной, ни бессмертной. Она борется со смертью за бессмертие. Жизнь соединяет и разделяет их, т. е. создает и разрешает противоречие между смертностью и бессмертием. Стрела жизни направлена от смертности к бессмертию.
2. Смерть возникла на определенном этапе становления живой природы и как эволюционное приобретение жизни не равна ей, т. е. является лишь одной из форм оконечивания жизни. Поэтому ценность жизни как таковой нельзя мерить ее отношением к смерти. Смерть отнюдь не придает жизни смысл. Разговоры о положительной ценности смерти для жизни являются не только неуместными, но и опасными, самоубийственными для человечества.
3. Абсолютное индивидуальное бессмертие невозможно, но возможно и реализуемо бесконечное приближение к идеалу абсолютного бессмертия. Это бесконечное приближение я называю «деланием» бессмертия и показываю сложный характер этого “делания”.
4. Анализируя феномен реального бессмертия, я приходижу к выводу, что наряду с потенциальным существует актуальное бессмертие. В этой связи обосновывается введение в философскую литературу понятия «актуальное бессмертие».
Новизна исследования заключается в том, что проблема жизни, смерти, бессмертия рассматривается комплексно, в едином категориально-логическом поле, в их отношении к фундаментальным философским категориям: конечному и бесконечному.
В частности:
1. Определяются такие категории социальной философии как жизнь и смерть человека.
2. Осмысляется соотношение жизни и смерти в аспекте диалектического единства конечного и бесконечного.
3. Выдвигается и обосновывается идея «делания» бессмертия и дается характеристика форм его выражения.
4. Раскрывается различие смысла и цели жизни.
5. Обосновывается положение о том, что жизнь противоположна смерти, а смерть — бессмертию; следовательно жизнь и бессмертие суть одно.
6. Вводится понятие актуального бессмертия.
7. Любовь (между мужчиной и женщиной) осмысляется не только и не столько как чувство, сколько как особый род совместной деятельности мужчины и женщины, связанный с «деланием» бессмертия.
Теоретическая значимость исследования. Разработана и обоснована реалистическая (нерелигиозная) концепция жизни, смерти, бессмертия в аспекте осмысления новых реалий нашей жизни, таких как (1) достижения биологической науки, в частности, расшифровка генома человека; (2) информационно-компьютерная революция и связанная с ней виртуализация жизни; (3) возникшая в ХХ веке угроза самоуничтожения человечества в результате термоядерной войны.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут служить методологической основой:
— для постановки и решения фундаментальных научно-практических задач, связанных с увеличением видовой продолжительности жизни человека.
— консультирования в медицинской практике, в психотерапии, в психоанализе, в работе практических философов, в социальной работе.
Они могут быть также использованы:
— в преподавании философии, гуманитарных дисциплин и междисциплинарных предметов.
— в просветительской работе с населением (по линии общества «Знание» и других подобных организаций).
Поделитесь с Вашими друзьями: |