Модель аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений в условиях введения новой системы оплаты труда:
Характеристика модели аттестации:
1. Модели компетенций педагогических и руководящих работников образовательных учреждений
Для описания модели аттестации дополнительно введем ряд определений /18/.
Поведенческие индикаторы - стандарты поведения, которые наблюдаются в действиях человека, обладающего конкретной компетенцией.
Модель компетенций - полный набор компетенций и индикаторов поведения.
Кластер компетенций - набор тесно связанных между собой компетенций.
Рис. 1. Кластеры компетенций учителя
Кластер компетенций – работа с информацией
Таблица 1
Уровни
|
Стандарты поведения (показатели развития)
|
Способы
получения
информации и
инструментарий
|
Компетенции
|
1 уровень
нормативный
|
2 уровень
преобразующий
|
3 уровень
творческий
|
Сбор и анализ
информации
|
Собирает необходимую информацию;
сохраняет информацию и ее источники;
использует для оперативного влияния
|
Проверяет источник и уровень достоверности информации;
систематизирует потоки информации;
обобщает и выделяет главное в общем объеме
|
Выявляет логические связи;
находит новые источники;
использует информацию для поиска и оценки новых проблем.
|
Самоанализ, наблюдение, инспектирование
|
Принятие
решений
|
Следует заранее установленным процедурам;
определяет границы полномочий;
знает пределы принятия решения
|
Обеспечивает выполнение решения;
находит различные варианты решения;
прогнозирует последствия принятия решений;
делегирует свои полномочия
|
Определяет допустимый уровень рисков и барьеров;
принимает ответственность на себя;
определяет степень развития педагогических конфликтов
|
Анкетирование коллег и руководителей, беседа
|
Преобразование
информации
|
Определяет рамки и объем необходимой информации;
оценивает ее направленность;
находит вариативные источники информации.
|
Устанавливает рациональный формат информации;
определяет структуру содержания и минимизирует объем информации;
находит связи между различными блоками и потоками информации
|
Трансформирует информацию в соответствии с запросами заказчиков образовательных услуг;
актуализирует содержание информации;
оценивает тенденции развития информации
|
Рабочие материалы учителя, анкетирование
|
Кластер компетенций – достижение результатов
Таблица 2
Уровни
|
Стандарты поведения (показатели развития)
|
Способы
получения
информации и инструментарий
|
Компетенции
|
1 уровень
нормативный
|
2 уровень
преобразующий
|
3 уровень
творческий
|
Планирование
|
Разрабатывает план работы;
определяет и устанавливает цели;
определяет ключевые приоритеты
|
Выстраивает варианты альтернативных действий в нетипичных ситуациях;
строит деятельность и определяет ресурсы, соответствующие новым целям;
устанавливает критерии успеха
|
Определяет стратегию деятельности по достижению новых целей;
пересматривает цели и адаптирует к изменяющимся условиям
|
Курсы повышения квалификации, самообразование
|
Организация деятельности
|
Исследует достоинства и недостатки образовательной деятельности;
выявляет проблемы деятельности;
организует проведение мероприятий
|
Рационализирует свой труд, эффективно распределяя своё время и силы на различные виды деятельности;
оценивает эффективность организованной деятельности;
стремится внести необходимые изменения
|
Инициирует творческие процессы;
моделирует педагогические ситуации;
владеет методами диагностики и прогнозирования
|
Обмен опытом, самообразование, диагностическое и психологическое тестирование.
|
Анализ результатов
|
Способен формировать целевые установки и определять приоритеты в собственной деятельности;
владеет нормативными требованиями к результатам собственной деятельности
|
Умеет соотносить результаты собственной деятельности с нормативами;
владеет проблемно-ориентированным анализом собственной деятельности
|
Владеет технологиями, преобразующими деятельность с целью получения качественного результата;
способен к дессиминации образовательного продукта и педагогического опыта
|
Тренинги, семинары, курсы повышения квалификации
|
Кластер компетенций – работа с людьми
Таблица 3
Уровни
|
Стандарты поведения (показатели развития)
|
Способы
получения
информации и инструментарий
|
Компетенции
|
1 уровень
нормативный
|
2 уровень
преобразующий
|
3 уровень
творческий
|
Управление отношениями
|
Соотносит личный стиль поведения к развитию отношений с учениками и коллегами;
учитывает возрастные особенности учащихся при определении уровня информации;
находит форму контактов для поддержания отношений внутри классного коллектива
|
Определяет содержательную нагрузку с учетом индивидуальных запросов социальных заказчиков образовательных услуг;
учитывает направление развития отношений внутри коллектива
|
Управляет поиском и построением отношений с новыми партнерами образовательных систем;
владеет внешними контактами для развития отношений с коллегами и учениками, всеми участниками образовательного процесса;
строит систему общественного участия в управлении системами образования
|
Самоанализ, анкетирование коллег и руководителя, беседы с аттестуемым
|
Работа в команде
|
Вносит вклад в итоговый результат;
делится опытом и информацией с членами команды;
соответствует командной роли
|
Вдохновляет членов команды;
оценивает результативность своей работы;
оказывает поддержку по стратегическим вопросам проектов
|
Использует потенциал членов команды;
способен к решению стратегических и творческих задач;
добивается личной ответственности за конкретный функционал членов команды
|
Групповые консультации, тестирование в тренингах, кейс-анализ
|
Влияние
|
Создает личный имидж педагога;
принимает деятельное участие в жизни учащихся, классного и педагогического коллектива;
учитывает требования социального заказа на образовательные услуги
|
Организует убедительную и обоснованную аргументацию педагогических действий;
определяет мотивацию педагогических требований;
владеет технологиями оценки своего влияния на классный коллектив
|
Развивает организационную культуру классного коллектива;
формирует систему ценностей учащихся;
проводит системную рефлексию профессиональной деятельности;
учитывает социальные запросы заказчиков
|
Самоанализ, анкетирование коллег и руководителя, беседы с аттестуемым
|
Кластер компетенций – личностное самосовершенствование
Таблица 4
Уровни
|
Стандарты поведения (показатели развития)
|
Способы
получения
информации и инструментарий
|
Компетенции
|
1 уровень
нормативный
|
2 уровень
преобразующий
|
3 уровень
творческий
|
Самодиагностика
|
Выявляет проблемы своего самообразования;
соотносит достоинства и недостатки собственной деятельности;
находит и извлекает из опыта рациональное
|
Оценивает эффективность полученного образования;
критически рассматривает свою деятельность;
стремится внести необходимые изменения
|
Исследует факторы продуктивного образования;
критически оценивает свою деятельность;
стремится к изменениям;
развивает профессиональную жизнеспособность
|
Тестирование, анализ диагностических карт
|
Профессиональный рост
|
Ставит цели, планирует, организует свой индивидуальный процесс образования;
развивает навыки самообразования
|
Разрабатывает личностную самообразовательную программу;
ведет методическую работу
|
Развивает личностную рефлексию;
способен к деятельности тьютора
|
Тестирование, самообразование, построение акмеограмм
|
Инновационная мобильность
|
Поощряет независимые суждения;
видит риски и барьеры в процессе изменений;
применяет проектные методики
|
Варьирует содержание и объем информации;
использует потенциал консультантов и экспертов,
развивает инновационные технологии
|
Строит систему непрерывных изменений;
находит возможность интеграции с другими образовательными и необразовательными системами;
транслирует собственные технологии
|
Экспертиза, анализ ситуации, беседа, анализ образовательных проектов
|
Рис. 2. Модель компетенций руководителя ОУ
Кластер компетенций – управление человеческими ресурсами
Таблица 5
Уровни
|
Стандарты поведения (показатели развития)
|
Способы
получения
информации и инструментарий
|
Компетенции
|
1 уровень
нормативный
|
2 уровень
преобразующий
|
3 уровень
творческий
|
Кадровый потенциал
|
Признает необходимость повышения профессионализма;
мотивирует обучение персонала;
разрабатывает систему социальных поощрений
|
Обеспечивает условия профессионального роста;
формирует систему ценностей организации;
выстраивает оптимальную структуру организации
|
Прогнозирует развитие ситуации;
инициирует творческие процессы,
развивает формы самоорганизации;
регулирует профессиональные траектории персонала
|
Анкетирование, экспертиза, самоанализ
|
Командообразование
|
Вносит вклад в итоговый результат;
делится опытом и информацией с членами команды;
соответствует ролевой позиции в команде
|
Вдохновляет членов команды;
оценивает результативность работы членов команды;
оказывает поддержку по стратегическим вопросам проектов
|
Использует потенциал членов команды;
определяет персонализацию задач в общекомандной работе;
добивается личной ответственности за конкретный функционал членов команды
|
Групповые консультации, тестирование в тренингах, кейс-анализ
|
Организационная культура учреждения
|
Адекватно оценивает кадровый потенциал;
Видит источники противодействия персонала;
владеет формами преодоления сопротивления
|
Способствует оптимизации ресурсов развития учреждения;
мотивирует развитие организации;
владеет способами анализа культуры учреждения
|
Развивает и трансформирует базовые представления;
моделирует внутреннюю организационную культуру учреждения;
управляет инновациями
|
Анализ ситуации, анкетирование, наблюдение, беседа
|
Кластер компетенций – достижение результатов
Таблица 6
Уровни
|
Стандарты поведения (показатели развития)
|
Способы
получения
информации и инструментарий
|
Компетенции
|
1 уровень
нормативный
|
2 уровень
преобразующий
|
3 уровень
творческий
|
Позиционирование образовательного учреждения
|
Определяет внутренний уровень имиджа образовательного учреждения;
проектирует структуру бренда;
контролирует эффективность использования ресурсов (цена успеха);
развивает имидж учреждения
|
Определяет внешний уровень образовательного бренда учреждения;
создает структуры общественного участия в управлении учреждением;
развивает систему сетевого взаимодействия и социального партнерства;
находит возможности для внешнего стимулирования учащихся и персонала
|
Создает условия для развития индивидуальности образовательного учреждения:
моделирует уникальность и опознаваемость достижений;
владеет технологиями социального прогнозирования
|
Анализ рисков, тестовый контроль, моделирование, проблемно-ориентированный анализ, статистический учет, опрос.
|
Экономическая мобильность
|
Определяет конкретные направления представления дополнительных услуг на образовательном рынке;
оценивает степень привлекательности оказываемых услуг;
обосновывает методы материального и социального стимулирования
|
Определяет возможные экономические риски.
оценивает результаты деятельности с помощью бизнес-плана;
определяет конкурентноспособность учреждения во внешней системе
|
Разрабатывает концепции представления образовательных услуг;
расширяет внешние связи;
определяет состав маркетинговых мероприятий для развития учреждения
|
Экономический мониторинг; экспертиза бизнес-плана, прибыльность учреждения
|
Кластер компетенций – самоорганизация
Таблица 7
Уровни
|
Стандарты поведения (показатели развития)
|
Способы
получения
информации и инструментарий
|
Компетенции
|
1 уровень
нормативный
|
2 уровень
преобразующий
|
3 уровень
творческий
|
Профессиональное
саморазвитие
|
Владеет навыками к самообразованию;
планирует собственную деятельность;
развивает индивидные способности
|
Способен к критической оценке ситуации;
признает собственные ошибки;
ведет методическую работу
|
Способен к опережающему образованию;
стремится к универсализму деятельности;
теоретически анализирует результаты деятельности
|
Акмеограммы, профессиограммы, тестирование, анализ публичной деятельности
|
Управление
информационными потоками
|
Систематизирует потоки информации;
обобщает и выделяет главное в общем объеме;
определяет рамки и объем необходимой информации
|
Находит вариативные источники информации;
находит связи между различными блоками и потоками информации;
использует информацию для поиска и оценки новых проблем
|
Оценивает тенденции развития профессиональной информации;
прогнозирует информационное влияние
|
Самоанализ, наблюдение, экспертиза, инспектирование
|
Принятие решений
|
Следует заранее установленным процедурам;
знает пределы принятия решения;
прогнозирует последствия принятия решений
|
Обеспечивает выполнение решения;
делегирует свои полномочия;
определяет допустимый уровень рисков и барьеров
|
Определяет степень развития педагогических конфликтов;
строит четкий прогноз перспектив
|
Контроль равным, анкетирование коллег и руководителей, инспектирование
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |