Методика проведения занятий по тактической подготовке



Скачать 141.5 Kb.
Дата30.12.2017
Размер141.5 Kb.

Методика проведения занятий по тактической подготовке


     Тактическая подготовка является важнейшим разделом начального военного обучения молодежи. Знания, умения и навыки, полученные обучаемыми при изучении. Уставов Вооруженных Сил, на занятиях по огневой и строевой подготовке, военной топографии, гражданской обороне и физической культуре, совершенствуются в ходе тактической подготовки.
      Теоретические занятия проводятся в классе, военном кабинете с использованием макета местности, плакатов, схем. Практические и тактико-строевые занятия проводятся на оборудованных учебных городках и тактических полях. Основными методами обучения на занятиях являются практический образцовый показ руководителя занятий с кратким объяснением, повторение обучаемыми показанного приема, действия, проверка правильности их выполнения и последующая тренировка до полного усвоения.
      На тактико-строевых занятиях, кроме того, для отработки учебного вопроса создается тактическая обстановка и приемы, действия выполняются, как правило, в составе отделения сначала по элементам, а затем в целом. Ошибки, допускаемые обучаемыми, могут исправляться без остановки занятия, путем подачи дополнительных команд (сигналов) или с остановкой и повторением приемов, действий после разбора ошибок. Лучший метод исправления ошибок — это показ с последующей тренировкой обучаемых.
      Тактическая обстановка создается в таком объеме, который необходим для сознательного усвоения изучаемого приема, действия. Обозначение действий противника может осуществляться заранее подготовленными обучаемыми. При этом используются мишени и макеты огневых средств и техники.
      При проведении занятий с учащимися средних учебных заведений учебные вопросы отрабатываются одновременно со всеми обучаемыми или поочередно с каждым отделением.
      В часы самоподготовки рекомендуется провести инструктивное занятие с командирами отделений (помощниками) на той же местности и в той же последовательности, которая будет применяться на занятиях с обучаемыми. При этом особое внимание обращается на то, чтобы сами командиры отделений (помощники) образцово и точно выполняли тактические приемы, действия. Важно, чтобы они твердо усвоили суть приема (действия); только тогда смогут правильно исправлять ошибки в действиях обучаемых.
      Накануне занятия командиры отделений (помощники) уясняют его тему и содержание, изучают соответствующие разделы уставов, методических пособий и составляют план его проведения с отделениями, который утверждается руководителем занятий.
      При подготовке обучаемых к занятиям на учебном городке или тактическом поле необходимо ознакомить их с положениями Боевого устава, напомнить им обязанности солдата и меры безопасности. Для этого используют плакаты, макет местности, учебные диафильмы и кинофильмы. Рекомендуется дать задание обучаемым прочитать литературу, которая способствовала бы углублению их теоретических знаний и повысила бы интерес к изучаемому вопросу.
      Важным моментом является подготовка учебного городка, тактического поля или местности, их оборудование для обеспечения качественной отработки учебных вопросов.
      Очень важно, чтобы использовались существующие естественные препятствия, местные предметы. Если на учебном городке и вблизи его недостаточно естественных предметов, можно изготовить макеты ориентиров, препятствий и т. д.
      Передвижения к месту практических и тактико-строевых занятий и обратно целесообразно использовать для отработки действий по сигналам оповещения, преодолению зараженных участков местности, нормативов.
      На эти занятия обучаемые выходят с оружием, противогазами, малыми пехотными лопатами и учебными гранатами. Перед выходом на занятие руководитель принимает доклад от командира взвода о готовности командиров отделений и обучаемых к занятиям и проверяет их готовность, затем ставит задачу командирам отделений (помощникам) на действия в ходе передвижения к месту занятий и контролирует качество их выполнения.
      В начале занятия руководитель объявляет тему, цель занятия, ставит общую задачу обучаемым и указывает каждому отделению место занятий. Прибыв к месту занятий, командир отделения (помощник) объявляет учебные вопросы, проверяет знание обучаемыми уставных требований, доводит до них соответствующую тактическую обстановку и приступает к отработке первого учебного вопроса. Вначале он показывает выполнение действия в целом, затем по элементам. Обучив действиям при выполнении одного приема, командир отделения в такой же последовательности отрабатывает остальные. Закончив отработку действий по элементам, он приступает к тренировке обучаемых по всему вопросу в целом.
      Командир отделения поочередно наблюдает за каждым обучаемым, таким образом учит одного, а тренирует всех, находясь на таком месте, откуда удобнее наблюдать за действиями обучаемых.
      По окончании занятия командир отделения (помощник) делает разбор, на котором оцениваются действия каждого обучаемого, указывает, что необходимо сделать для устранения недостатков, и дает задание на дом; после этого докладывает руководителю об окончании занятия.
      Руководитель во время проведения занятия контролирует ход его в отделениях, согласовывает их действия по времени. При этом следит за правильным использованием местности, местных предметов, выполнением мер безопасности. Указания командирам отделений (помощникам), на какие моменты следует обратить больше внимания при изучении очередного вопроса, как лучше отработать тот или иной прием, действие, руководитель дает в ходе занятия. Руководитель занятия может и сам провести отработку нескольких приемов в отделениях.
      На практических и тактико-строевых занятиях очень важно не только тренировать обучаемых правильным и быстрым действиям, но и формировать у них морально-боевые качества, необходимые будущему защитнику Родины (смелость, мужество, стойкость, решительность, готовность к выполнению приказа и др.).
      Изучение темы «Вооружение и боевая техника воинской части (подразделения)» проводится на показном занятии, где обучаемые знакомятся с назначениями, тактико-техническими характеристиками боевой техники и вооружения, их боевыми возможностями.
      После сообщения обучаемым необходимых сведений о назначении, боевых и тактико-технических характеристиках вооружения и военной техники рекомендуется показать в действии выполнение нормативов экипажами и расчетами. При этом обучаемые должны увидеть слаженность и быстроту действий воинов с оружием и боевой техникой. Очень важно дать возможность обучаемым побыть на рабочих местах экипажей и расчетов.
      В заключение занятия желательно сообщить, что вооружение и военная техника при правильном уходе и умелом обращении с ними безотказны в действии и в руках воинов, освоивших их, являются мощным средством поражения противника.
      Тему «Организация и боевые возможности мотострелкового отделения» обучаемые изучают на нескольких занятиях. На первом из них они знакомятся с организацией, штатным вооружением, боевой техникой и боевыми возможностями мотострелкового отделения. У них формируются уверенность в надежности вооружения отделения и эффективности его применения в бою, личная ответственность за подготовку отделения к бою.
      Занятие рекомендуется начать с рассказа о том, что организационная структура подразделения зависит от его боевого предназначения. Мотострелковое отделение — это первичное (низшее) тактическое подразделение. В мотострелковых войсках оно организационно входит в состав мотострелкового взвода.
      Для рассмотрения организации и вооружения отделения используется подготовленная к занятию схема. Вначале рассказывается о составе, штатном вооружении мотострелкового отделения на боевой машине пехоты (БМП), указывается отличие его от отделения на бронетранспортере (БТР). При ознакомлении обучаемых с назначением и оснащением (БМП) очень важно подчеркнуть, что БМП по своим боевым качествам превосходит аналогичные машины иностранных армий. Обучаемые должны узнать, что БМП (БТР) является коллективным средством борьбы, требующим от личного состава высокой технической грамотности и боевой слаженности, дисциплины и сплоченности. Для убедительности можно привести пример из боевого опыта или учения.
      При изучении боевых возможностей отделения вначале дается их определение и сообщаются условия, от которых они зависят. Особо следует рассмотреть их зависимость от степени обученности и состояния духа личного состава. Рассказывая об огневых и маневренных возможностях отделения, нужно привести примеры из опыта Великой Отечественной войны. Затем делается вывод о том, что мотострелковое отделение способно в составе взвода наступать и обороняться, самостоятельно вести разведку, действовать в охранении и выполнять другие задачи. Для успешного выполнения боевых задач в современном бою от личного состава отделения требуется высокое профессиональное мастерство, согласованность в действиях и взаимная выручка. Поэтому воины Российских Вооруженных Сил должны обязательно овладевать смежными специальностями и оказывать помощь друг другу в боевой учебе и службе. Каждый специалист отделения должен уметь вести огонь из автомата, гранатомета, ручного пулемета. Командир отделения должен уметь водить БМП (БТР).
      На втором занятии обучаемые знакомятся с организацией и вооружением пехотного (мотопехотного) отделения иностранных армий. Во вступительном рассказе рекомендуется сообщить им, что знание противника является важным элементом принятия решений на бой и непременным условием осознанных и инициативных действий солдата в бою. Для убедительности можно привести советы великого русского полководца А. В. Суворова, который говорил: «Знай, в чем сила и в чем слабость противника»— и далее пояснял: «Знание силы и незнание слабости противника приводит к панике, знание же слабости и незнание силы противника к беспечности». Обе эти крайности по отношению к противнику со стороны командиров и рядовых воинов, как свидетельствует история войн, таили в себе возможности поражения. А поэтому, обращаясь к своим офицерам и солдатам, полководец настойчиво внушал им: «...не презирай никогда противника своего, каков бы он ни был, старайся узнать его оружие и способ, как оным действует, и сражайся, исследуй силы и слабости его»'. Эти выводы подтверждаются также опытом боевых действий в годы Великой Отечественной войны.
      При рассмотрении вопроса об организации пехотного и мотопехотного отделений отмечается, что отличие их состоит в том, что мотопехотное отделение имеет на вооружении БМП (БТР), а пехотное передвигается на автомобиле. С использованием заранее подготовленной схемы или диафильма обучаемым рассказывается о штатном составе отделения и называются основные тактико-технические характеристики вооружения (калибр, масса, прицельная дальность стрельбы, скорострельность, емкость магазина). Очень важно данные характеристики сравнить с характеристиками аналогичного оружия мотострелкового отделения Советской Армии, подчеркивая преимущество последних.
      Рассказ о тактике действия отделения в наступлении сочетается с показом на схеме действий маневренной и огневой групп, БМП (БТР) при атаке объекта. При этом внимание обучаемых обращается на возможность назначения рубежа перехода в атаку в 100— 150 м от объекта атаки. Кроме того, обучаемым разъясняется порядок наступления отделения на БМП (БТР) совместно с танками.
      При, ознакомлении обучаемых с действиями отделения в обороне используется диафильм, изготовленная схема расположения личного состава и БТР на позиции отделения. Обучаемые должны усвоить, что огневым группам отделения назначаются равные участки на основной и запасной позициях, а расстояние между одиночными окопами не превышает 10 м, между парными — 20 м, для БТР отрывается укрытие.
      Руководитель занятия также рассказывает о действиях отделения в период огневой подготовки и после ее окончания, при уничтожении противника, наступающего на позицию отделения. В заключение обучаемые подводятся к выводу о важности выполнения первейшей обязанности солдата — знать противника, вести постоянное наблюдение за ним. Солдат, экипаж, расчет, постоянно ведущие разведку противника, оценивающие его действия, имеют больше шансов на победу, чем те, кто действуют по воле складывающейся обстановки.
      В ходе первого занятия при изучении темы «основы боевых действий» обучаемые получают представление о современном общевойсковом бое, его характерных чертах и содержании. Во вступительном рассказе им дается понятие о бое как единственном средстве достижения победы над противником.
      Давая характеристику боя, руководитель объясняет, почему современный бой является общевойсковым, раскрывает такие его черты, как высокая маневренность, напряженность, скоротечность, быстрые резкие изменения обстановки и разнообразие применяемых способов его ведения, Весьма поучительным может быть рассказ, сопровождаемый показом фрагментов диафильма или кинофильма. Обучаемым объясняется, что характер боя зависит от средств борьбы, применяемых в ходе его, и качественного состава участвующих в нем войск.
      Современный общевойсковой бой требует чрезвычайно высокого напряжения моральных и физических сил и инициативы. Чтобы победить в таком бою, необходимо владеть приемами и способами ведения боя, знать и умело применять свое оружие и боевую технику. Все это дает возможность обучаемым понять, почему каждый воин Вооруженных Сил должен мастерски владеть оружием и техникой, и осознать свои задачи по подготовке к военной службе.
      Для ознакомления обучаемых со средствами поражения противника, их условными тактическими обозначениями используются плакаты, диафильмы, схемы. При этом подчеркивается, что в бою с применением только обычных средств поражения главным является огонь артиллерии, танков и БМП в сочетании с ударами авиации. Если же в бою используется ядерное оружие, то оно является главным средством поражения противника. Обучаемые должны усвоить, что при применении только обычных средств поражения характер современного общевойскового боя остается таким же напряженным и решительным.
      Для характеристики видов боя рекомендуется показать фрагменты диафильма или заранее подготовить соответствующую тактическую обстановку на макете местности для демонстрации наступления и обороны. При разъяснении сущности наступления важно подчеркнуть, что только решительным наступлением можно добиться полного разгрома противника. Оборона — вынужденный вид боя; она применялась в прошлом и, несомненно, найдет применение и в будущей войне, если ее развяжут империалисты.
      На втором занятии обучаемые рассматривают условия, при которых обеспечивается успешное выполнение боевых задач. Опираясь на знание обучаемыми характера современного общевойскового боя, необходимо выяснить, какие требования предъявляются к подготовке воинов, какие качества надо воспитывать в себе, готовясь к защите социалистической Родины. Опыт показывает, что обучаемые правильно отвечают на эти вопросы, называя преданность Родине, верность воинскому долгу, решительность, смелость, презрение к смерти, физическую, психологическую подготовку, умение использовать оружие и боевую технику главными качествами воина.
      Глубокому осознанию необходимости усиленной подготовки к выполнению боевых задач способствует ознакомление учащихся с такими условиями, обеспечивающими победу в бою, как высокая боевая готовность, своевременное обнаружение противника, внезапность и инициатива, активность, поддержание тесного взаимодействия в ходе боя, умелое сочетание огня с движением и применением маневра, умелые действия ночью.
      Последовательно раскрывая каждое из перечисленных условий, необходимо объяснить обучаемым его содержание, чем или как это условие достигается, и для убедительности подтвердить примером из боевого опыта. На основании этого обучаемым становится ясно, какие качества, необходимые для защиты Родины, они должны воспитывать в себе. Рассказывая о боевой готовности воинов и подразделений, следует пояснить, что это состояние воинов, подразделений, определяющее степень их подготовленности к выполнению боевых задач. Она достигается соответствующим политико-моральным состоянием и высокой воинской дисциплиной личного состава, содержанием вооружения и боевой техники в готовности к немедленному их применению. При этом подчеркивается, что боевая готовность воинов — это слагаемые боевой готовности подразделения (части).
      На третьем занятии обучаемые получают представления о походном и боевом порядках мотострелкового отделения. При раскрытии сущности походного порядка используется схема или классная доска. Внимание обучаемых обращается на порядок размещения воинов отделения при действиях в пешем порядке и на БМП (БТР). Для этой цели желательно использовать фрагмент диафильма или кинофильма и пояснить требования, предъявляемые к походному порядку. Очень важно убедить обучаемых в том, что высокая дисциплина личного состава и профессиональная подготовка— необходимое условие успешного действия подразделения при передвижении в колоннах.
      В такой же методической последовательности ведется рассказ о боевом порядке. Для наглядности последовательных действий воинов отделения рекомендуется иметь на макете местности единую тактическую обстановку, демонстрирующую походный и боевой порядок отделения. Изучение видов боевого обеспечения подразделений обычно начинается с его определения. Обучаемые усваивают, что это важнейшая часть подготовки и ведения боя, включающая разведку, защиту от оружия массового поражения, маскировку, инженерное и химическое обеспечение, охранение. Затем последовательно раскрывается цель каждого вида боевого обеспечения, его организация в отделении и роль воинов в его осуществлении. В ходе рассказа необходимо на примерах убедить обучаемых, что без знания и умения выполнить обязанности по боевому обеспечению солдат не может полноценно подготовиться к выполнению боевых задач.
      Руководитель подчеркивает, что вести разведку противника надо так, чтобы упреждать его действия. В годы Великой Отечественной войны разведку образно называли глазами и ушами командира. Хорошо организованная разведка позволяла выполнять боевую задачу с меньшими потерями, воевать не числом, а умением. И наоборот, отсутствие разведки или плохая ее организация нередко служили причиной неудач в бою.
      Для убедительности желательно напомнить обучаемым о конкретном содержании разведки, показанном в повести Э. Казакевича «Звезда» и в одноименном фильме, созданном на ее основе. Очень важно подчеркнуть, что роль разведки в современном бою возросла, при этом особо высокой степени точности должны быть данные о намерениях противника применить оружие массового поражения. Вот почему от каждого солдата, и прежде всего от разведчика, требуются такие качества, как смелость, честность, правдивость, инициатива, смекалка, наблюдательность, сознание высокой ответственности.
      В ходе четвертого занятия обучаемые знакомятся с сущностью управления, содержанием работы командира отделения и уясняют обязанности солдата в бою. При рассмотрении управления отделением Б бою сообщается сущность его, содержание и разъясняется порядок работы командира отделения, изложенный в статье 17 Боевого Устава Сухопутных войск (ч. III). Особый интерес вызывает у обучаемых демонстрация боевого порядка отделения, места командира отделения в бою в конкретной тактической обстановке.
      Изучение обязанностей солдата в бою обычно проводится в следующем порядке. Сначала зачитывается формулировка одной обязанности или группы обязанностей из Боевого Устава Сухопутных войск, затем обучаемым разъясняется сущность прочитанного и подкрепляется примерами из опыта Великой Отечественной войны. При этом обучаемым должны быть понятны необходимость выполнения обязанностей и характер воинских качеств, позволяющих солдату безупречно справляться с ними.
      Так, при изучении обязанности знать боевую задачу взвода, отделения и свою задачу можно задать обучаемым вопрос: почему солдат должен знать не только свою задачу, но и задачу взвода и отделения? Постановка этого вопроса активизирует мышление обучаемых, побуждает их искать ответ. При обобщении ответов отмечается, что знание солдатом задачи отделения и взвода помогает ему лучше понимать свою задачу, целеустремленнее ее выполнить. У него обостряется чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки, а в случае выхода из строя командира он может взять на себя командование подразделением до полного выполнения боевой задачи. Для того чтобы быть готовым к выполнению этой задачи, необходимо воспитывать в себе такие, качества, как решительность, инициативность, смелость брать на себя ответственность и добиваться выполнения поставленной задачи.
      Очень важно привести характерный пример. Так, осенью 1942 г. части Красной Армии вели ожесточенные бои с гитлеровцами под городом Орджоникидзе. Отбив несколько яростных атак врага, одно из наших подразделений пошло на штурм села Гизель. И вот, когда воины продвинулись к самому селу, пал смертью храбрых командир подразделения. «Лейтенант убит»,— тревожно пронеслось по цепи. «Спокойно»,— ответил на это пожилой солдат Яков Федорович Шапошников. И, немедля, он передал по цепи, что принимает командование на себя... Подразделение во главе с Шапошниковым ворвалось в село, захватило три крайних дома и, несмотря на бешеный натиск врага, удержало их до подхода нашей части. Убедившись, что обучаемые поняли и усвоили содержание рассматриваемой обязанности, переходят к изучению других обязанностей солдата в бою.
      На первом занятии при изучении темы «Борьба с танками и бронированными машинами иностранных армий»
      обучаемые знакомятся с основными тактико-техническими характеристиками танков иностранных армий, изучают их уязвимые места, а также боевые возможности вооружения мотострелкового отделения по уничтожению танков и бронированных машин противника. У них формируется уверенность в возможности ведения успешной борьбы с танками средствами мотострелкового отделения.
      Вначале учащихся подводят к выводу, что современный бой немыслим без участия в нем танков и бронированных машин, а поэтому борьба с ними так же, как и со средствами ядерного нападения, является важнейшей задачей воинов и подразделений, одной из главных предпосылок достижения успеха в бою. При этом подчеркивается, что для достижения успеха в этой борьбе нужно хорошо знать сильные и слабые стороны танков противника, а также противотанковые средства, которыми располагает отделение, их боевые возможности и приемы их умелого применения в конкретной боевой обстановке.
      При рассмотрении боевой характеристики танков и бронированных машин иностранных армий и их уязвимых мест используют плакаты, диафильмы, таблицы.
      В рассказе отмечается, что по сравнению с периодом второй мировой войны современные танки противника обладают большой огневой мощью, броневой защитой, более высокой скоростью и маневренностью, оснащены современными приборами управления огнем и наблюдения. При этом подчеркивается, что танки противника имеют свои слабые стороны и уязвимые места.
      Прочное усвоение этого обучаемыми, а также условий, при которых танки противника становятся уязвимыми (наличие «мертвого» пространства, возможность закрыть подручными средствами приборы наблюдения, нахождение в лесу, населенном пункте при ограниченной видимости), создает необходимую базу для формирования предпосылок к преодолению танкобоязни. В подтверждение того, что знание слабых сторон и уязвимых мест танков позволило успешно вести с ними борьбу, нужно привести примеры из опыта боев под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге и в других сражениях Великой Отечественной войны.
      Для лучшего усвоения боевых возможностей вооружения мотострелкового отделения по уничтожению танков и бронированных машин противника необходимо привести данные о бронепробиваемости противотанковых средств отделения, толщине брони танков и бронированных машин противника, сведенные в специальную таблицу. Очень важно особо остановиться на боевых возможностях противотанковой гранаты, которой вооружается каждый солдат.
      Для достижения воспитательных целей занятия желательно задать обучаемым следующие вопросы: какие морально-волевые качества необходимы воину для успешной борьбы с танками противника? Что он должен уметь? Раскрытие этих вопросов позволяет ориентировать обучаемых на необходимость воспитания хладнокровия, выдержки, храбрости, мужества и стремления прочно усвоить на занятиях приемы быстрого и точного определения расстояния до целей, правильной оценки влияния рельефа местности на движение танка, выбора огневой позиции для борьбы с танками и др.
      Б ходе второго занятия обучаемые знакомятся с приемами борьбы с танками противника, учатся метать противотанковую гранату по цели из окопа. У них формируются такие качества, как настойчивость, упорство в достижении цели, физическая выносливость и ловкость. Можно провести занятие более эффективно, если метание ручных противотанковых гранат осуществлять по движущейся на окоп мишени танка. В начале занятия руководитель напоминает, что успех единоборства воинов с танками противника решается не только противотанковыми средствами. Прежде всего, необходимы высокая тактическая и морально-психологическая подготовка воинов.
      На занятии обычно организуется несколько учебных мест. На первом учебном месте вначале рассказывается о требованиях, предъявляемых к выбору позиции для метания противотанковой гранаты, и о правилах ее метания. Затем с пояснениями показываются приемы метания гранаты по цели из различных положений. При этом подчеркивается, что в борьбе с танками, как свидетельствует опыт, особенно нетерпимы суетливость и спешка. Всякий неудачный бросок гранаты может решить судьбу поединка в пользу противника.
      Тренировка может проводиться в такой последовательности. Вначале командир отделения объявляет тактическую обстановку и ставит задачу на отражение танков противника. Затем обучаемые поочередно или по 2—3 человека в зависимости от размеров окопа, имея оружие и гранаты (болванки), занимают места в окопе. После этого объявляется, что танки, а вслед за ними пехота противника перешли в атаку, что расстояние до них 400—500 м. Тем самым обучаемые побуждаются вести огонь по пехоте и приборам наблюдения танков. Затем по командам «Подготовить гранаты!» и «По танку гранатой — огонь!» учащиеся метают гранаты по движущейся мишени. Можно продолжить обучение, объявляя вводные: «Танк продолжает движение на окоп!» или «Танк прошел окоп!», побуждая обучаемых выполнять необходимые действия. Упражнение повторяется.
      На втором учебном месте изучается устройство противотанковой гранаты. На третьем учебном месте обучаемые тренируются в ее метании. Замена учебных мест производится по общей команде.
      Чтобы побудить обучаемых сознательно и серьезно подходить к освоению первичных знаний и приобретению навыков в борьбе с танками противника, необходимо подчеркнуть важность заблаговременных тренировок и выработки психологической стойкости. Необходимо сообщить обучаемым, что для устранения так называемой танкобоязни в войсках проводится обкатка молодых воинов танками.
      При изучении темы «Средства воздушного нападения иностранных армий» на первом занятии обучаемые знакомятся с основными боевыми самолетами и вертолетами авиации противника и тактическими приемами их действий. У них формируются уверенность в возможности поражения их из стрелкового оружия, а также психологический иммунитет против появления самолетобоязни.
      Методика изучения боевой характеристики и тактики действий боевых самолетов и вертолетов противника может быть такая же, как и при изучении боевой характеристики танков и бронированных машин противника. При этом рекомендуется ознакомить обучаемых со способами ведения огня по самолетам, что позволит более интенсивно отрабатывать учебные вопросы на следующем занятии по этой теме. Раскрывая боевые характеристики самолетов и вертолетов противника, очень важно отметить наличие у них уязвимых мест, а также остановиться на психологическом состоянии летчиков противника, которое они испытывают при ведении по ним огня из различных средств поражения. Обучаемые должны усвоить необходимость в любой боевой обстановке быть готовыми к ведению огня по самолетам и вертолетам противника.
      Используя плакаты, диапозитивы, обучаемым необходимо рассказать, что самолеты и вертолеты в зависимости от их назначения и конструктивных особенностей имеют ярко выраженные внешние силуэты и опознавательные знаки, указывающие на их государственную принадлежность. Знаки обычно выполняются в виде геометрических фигур различной окраски, которые наносят на крылья, боковую поверхность фюзеляжей, вертикальное оперение.
      Следует настойчиво внушать обучаемым, что твердое знание силуэтов самолетов и вертолетов вероятного противника позволяет определить их боевые свойства, характер вооружения, особенности тактики, а также уязвимые места, что дает возможность избрать наиболее рациональные приемы ведения огня по ним и вселяет уверенность в их поражении.
      На втором занятии обучаемые знакомятся с приемами и правилами ведения огня по низколетящим целям. У них продолжается формирование уверенности в уязвимости самолетов и вертолетов противника от огня из стрелкового оружия.
      Занятие проводится на специально оборудованном учебном месте (полигоне) для обучения ведению огня по воздушным целям. Опираясь на знания, полученные обучаемыми на предыдущем занятии, им напоминаются способы ведения огня по самолетам и показываются приемы изготовки к стрельбе по ним на открытой местности и из окопа (траншеи).
      С учащимися средних учебных заведений упражнения в применении стрелкового оружия для борьбы с воздушными целями проводятся в составе взвода, что объясняется отсутствием подготовленных командиров отделений и ограниченными возможностями учебно-материальной базы по этой теме. На занятии со студентами организуется не менее трех учебных мест. При этом на первом учебном месте отрабатывается упражнение из положения стоя из окопа, на втором — стоя с колена, на третьем — лежа.
      При отработке действий объявляется тактическая обстановка и указываются ориентиры. Затем подаются команды на ведение огня. Например: «Взводу по самолету, над деревом, три фигуры вперед, сопроводительным — огонь!» С подачей исполнительной команды «Огонь!» начинается движение цели.
      В ходе занятия необходимо внушать обучаемым, что овладение приемами ведения огня является надежной предпосылкой поражения самолетов противника, и на этой основе развивать у них необходимые морально-психологические качества и психологическую устойчивость. Большое воспитательное значение при этом будут иметь примеры боевого опыта.
      При изучении темы «Инженерные заграждения» обучаемые знакомятся с общим устройством, принципом действия и способами установки мин. У них формируется потребность в овладении инженерными знаниями.
      В начале занятия, привлекая знания обучаемых по боевому обеспечению, руководитель проводит краткую беседу по вопросам: какова цель инженерного обеспечения боя? Как организуется оно в отделении? Кроме того, предлагаются краткие выступления подготовленных обучаемых по вопросам о роли и значении инженерного обеспечения в конкретной боевой обстановке. Желательно использовать опыт Великой Отечественной войны. В ходе беседы в целях воспитания у обучаемых гордости за советскую инженерную науку, глубокого уважения к людям, внесшим большой вклад в ее развитие, необходимо кратко рассказать о выдающемся советском военном инженере Д. М. Карбышеве.
      Обучаемые подводятся к выводу, что солдаты подразделений всех родов войск должны уметь не только быстро оборудовать в инженерном отношении окопы и укрытия для боевой техники, они должны уметь устанавливать и обезвреживать мины.
      Изучение противотанковых и противопехотных мин обычно проводится последовательно в таком порядке. Вначале демонстрируются мины, рассказывается об их назначении и называются их основные характеристики. Затем с использованием плаката рассматриваются устройство и принцип действия мин. Ознакомление с порядком установки мин рекомендуется проводить на учебном городке для занятий по тактической подготовке.
      Обучаемым сообщаются места установки мин и минных полей, а затем показываются установленные противотанковая и противопехотная мины и говорится о требовании к их установке, демаскирующих признаках. При этом подчеркивается, что при обращении с минами недопустимы поспешность, небрежность и суетливость. Обучаемые должны усвоить, что только твердые знания особенностей устройства, принципа действия мин, точность и аккуратность при их установке и обезвреживании, хладнокровие и самообладание могут исключить возможные ошибки.
      Знакомство обучаемых с образцово оборудованной в инженерном отношении позицией мотострелкового отделения позволяет закрепить их знания и сформировать понимание необходимости инженерного оборудования позиций как важного условия, обеспечивающего успех в борьбе с противником.
      Занятие проводится в составе взвода. Во вступительном рассказе, используя опыт Великой Отечественной войны, руководитель подчеркивает значение инженерного оборудования местности и позиций в ходе оборонительных боев. Обращается внимание обучаемых на то, что на отрытие окопов, траншей, ходов сообщений и других сооружений советские воины не жалели ни сил, ни времени. Это обеспечивало им укрытие от огневых ударов противника, давало возможность успешно отражать его атаки, осуществлять маневр и контратаки, наносить ему поражение.
      Для понимания обучаемыми необходимости овладения начальными знаниями ведения инженерных работ отмечается возрастание роли и значения инженерного обеспечения в современном бою.
      Ознакомление с оборудованной позицией отделения обычно начинают с показа одиночных окопов для стрельбы стрелка, пулеметчика и гранатометчика стоя. При этом называются элементы окопов и их размеры, затем показываются щель, огневая позиция БМП (БТР) и поясняется порядок их оборудования. Очень важно отвести время для того, чтобы обучаемые могли побывать в окопах, траншеях и практически убедиться, насколько удобно вести из них огонь, метать гранаты, укрываться в них от артиллерийского огня противника и осуществлять маневр.
      Показ минновзрывных заграждений рекомендуется начать с сообщения обучаемым, что их основу составляют минные поля, которые по целевому назначению делятся на противотанковые, противопехотные и смешанные, а по способам приведения их в действие— на управляемые и неуправляемые. Создание минных полей осуществляется вручную или с применением минных заградителей, а также бронетранспортеров, автомобилей, вертолетов, оборудованных специальными устройствами для установки мин.
      Необходимо подчеркнуть, что боевая целесообразность минно - взрывных заграждений состоит в том, что они постоянно находятся в готовности к действию и требуют от противника больших затрат времени и сил на их преодоление. Чтобы затруднить их разведку и разминирование, часть мин устанавливается с элементами неизвлекаемости. Прикрытие огнем, сочетание с невзрывными заграждениями создают противнику дополнительные трудности для их преодоления. В целях пробуждения у обучаемых интереса к минно-взрывным заграждениям следует сообщить им о применении минно-взрывных заграждений Советской Армией в годы Великой Отечественной войны, особенно в оборонительных сражениях под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге.
      При осмотре участка учебного минного поля, продвигаясь по проходу, обозначенному указками, рекомендуется давать обучаемым задания определять демаскирующие признаки мин, устанавливать и обезвреживать мины.
      В заключение занятия очень важно подчеркнуть, что все элементы инженерного оборудования местности и позиций, минно-взрывные заграждения, применявшиеся в годы минувшей войны, не утратили своего значения в современных условиях, их роль еще более возросла. Поэтому будущим воинам необходимо воспитывать в себе потребность к овладению навыками ведения инженерных работ.
      Тема «Действия солдата в бою» изучается на практических и тактико- строевых занятиях, проводимых на учебном городке для занятий по тактической подготовке и гражданской обороне или на местности, На этих занятиях в условиях создаваемой тактической обстановки у обучаемых развивается интерес к овладению приемами и способами действий в бою, закладывается основа для воспитания морально-волевых, физических и боевых качеств.
      Целесообразно, используя технические средства обучения (радио, магнитофон, трещотки и др.), создавать обстановку, приближенную к боевой. Приводя примеры отваги и героизма советских воинов в годы Великой Отечественной войны, необходимо подчеркивать, что самоотверженное выполнение воинами своего долга выражало их высокую коммунистическую убежденность, ответственность за судьбу Родины.
      Основной метод обучения действиям солдата в бою — личный показ руководителя занятия, сопровождаемый разъяснением действий, и тренировка обучаемых.
      На первом занятии при отработке способов передвижения солдата в бою и действий по вспышке ядерного взрыва у обучаемых формируются навыки быстроты действия на поле боя, вырабатывается тактическое мышление в оценке местности с целью выполнения боевой задачи, развивается инициативность.
      Обучение способам передвижения солдата на поле боя обычно проводится в такой последовательности: вначале коротко рассказывается о способах передвижения в зависимости от условий обстановки (огня противника, рельефа местности), затем показывается, как производится передвижение ускоренным шагом и бегом, перебежками и переползанием. После этого начинается последовательное обучение указанным способам. При этом объявляются вводные об огне противника и подаются команды за командира отделения; «Обучаемые такие-то на рубеж такой-то ускоренным шагом (бегом, перебежками, переползанием) — ВПЕРЕД!»
      Обучение действиям по вспышке ядерного взрыва проводится после напоминания обучаемым порядка использования защитных свойств местности, изученного на занятиях по гражданской обороне. Тренировку целесообразно проводить в составе взвода (на месте и в движении) с интервалами между обучаемыми в 4 — 6 шагов, подавая команды: «Вспышка справа (слева, сзади, спереди).'»
      На втором занятии при изучении действий солдата в наступлении обучаемые побуждаются к активному и решительному продвижению вперед в сочетаний с ведением прицельного огня по противнику. При этом они подводятся к мысли, что успешные действия в наступлении во многом обусловливаются смелостью, самообладанием, умением преодолевать чувство страха под огнем противника.
      Перед отработкой действий солдата при подготовке к атаке и движении в атаку из окопа рекомендуется вначале рассказать обучаемым о том, что делает солдат при подготовке к наступлению, затем пояснить -его действия при подготовке к атаке, выходе из окопа и показать порядок движения в атаку, обращая при этом внимание на то, что движение надо сочетать с ведением огня. Для показа действия солдата, готовящегося к атаке и атакующего, необходимо взять автомат и снаряжение, опуститься в окоп и приготовиться к ведению огня по противнику. Затем подать команду: «Отделение, приготовиться к атаке!»— и продемонстрировать ее четкое выполнение: присоединить к автомату штык-нож (макет), снаряженный магазин, дозарядить отсоединенный магазин и уложить его в сумку, установить прицел «П» или 3, подготовить учебные гранаты (болванки), закрепить снаряжение, чтобы оно не мешало движению, поставить одну ногу на ступеньку, опереться руками о бруствер окопа. После этого по команде «Отделение, в атаку — ВПЕРЕД!» надо быстро выскочить из окопа и двигаться вперед, ведя огонь на ходу навскидку, без остановки. Закончив показ, приступают к отработке действий с обучаемыми сначала по разделениям, а затем в целом.
      Изучение приемов уничтожения противника в ходе атак и (ручными гранатами, огнем в упор и в рукопашном бою) можно проводить в обратном направлении. На бруствере окопа целесообразно установить мишени и чучело, имитирующие обороняющегося противника. Для показа действий солдата необходимо по команде «К бою — ВПЕРЕД!» начать движение, а затем, выполнив действия по командам «Подготовить гранаты!», «Гранатами — ОГОНЬ!» и кличу «Ура!», вести огонь в упор из автомата, прижатого прикладом к боку; приблизившись к окопу, нанести укол в чучело. Очень важно вначале в целом показать приемы уничтожения противника, затем по элементам.
      Отработку учебных вопросов можно проводить попарно или по отделениям и одновременно со всеми обучаемыми.
      На третьем и четвертом занятиях обучаемые получают первоначальные навыки оценки местности в целях обеспечения наблюдения за противником и высокой эффективности ведения огня по нему. Основная воспитательная задача на этом занятии состоит в формировании у обучаемых побудительных мотивов к овладению приемами быстрого самоокапывания и маскировки под огнем противника.
      Очень важно на этих занятиях научить обучаемых правильно отрывать окоп для стрельбы лежа малой лопатой, одновременно наблюдая за противником. При отработке учебных вопросов рекомендуется ввести элементы состязательности.
      На пятом занятии при освоении обучаемыми приемов действий в обороне у них формируются побудительные мотивы к прочному удержанию занимаемой позиции и нанесению противнику максимальных потерь, вырабатывается психологическая устойчивость к таким угнетающим факторам современного боя, как угроза применения ядерного оружия, постоянное воздействие огня артиллерии и других средств поражения противника.
      Для тренировки обучаемых действиям при нанесении противником ядерного удара и с началом его огневой подготовки вначале объявляется тактическая обстановка и боевая задача, затем вводные о действиях противника: «Вспышка сзади!» и подаются соответствующие команды: «В укрытие!», «К бою», Следует добиваться от обучаемых быстрых и правильных действий при уходе в укрытие, занятии мест в окопе для ведения огня по наступающему противнику.
      Обучение приемам уничтожения противника рекомендуется проводить по элементам: ведение огня из автомата по наступающей пехоте; уничтожение атакующей пехоты противника ручными гранатами; уничтожение танков ручными противотанковыми гранатами при подходе к окопу и после прохода через окоп; уничтожение пехоты, ворвавшейся в окоп.
      Для отработки правильных действий по каждому элементу подаются соответствующие команды: «По атакующей пехоте, три, в пояс — ОГОНЬ! », «По пехоте гранатами— ОГОНЬ», «По танку гранатами — ОГОНЬ!» Необходимо добиваться, чтобы обучаемые правильно устанавливали указанный прицел, после броска гранаты быстро укрывались, а затем принимали изготовку для стрельбы, смело наносили уколы штыком-ножом и удары прикладом по чучелу.
      На шестом и седьмом занятиях (тактико-строевых) при обучении действиям солдата в наступлении и обороне в составе отделения обучаемые совершенствуют знания и умения в действиях на поле боя в конкретной тактической обстановке. У них формируется потребность к взаимодействию и оказанию взаимной помощи. В интересах достижения указанных целей занятия рекомендуется проводить при повышенном физическом напряжении, создавая для этого необходимую тактическую обстановку.
      В исходном положении после объявления тактической обстановки очень важно поставить боевую задачу отделению и каждому обучаемому, указав его место в цепи отделения, направление, порядок движения и преодоления заграждений, сигналы оповещения, управления и взаимодействия.
      Отработку учебных вопросов можно проводить вначале по элементам, а затем в целом. В случае неправильных действий обучаемые возвращаются в исходное положение, а после разбора ошибок отрабатывают приемы до тех пор, пока не научатся уверенно действовать. При этом подаются команды и объявляются вводные, рассчитанные на приобретение практических навыков и формирование у обучаемых необходимых для ведения боя качеств.
      На шестом занятии формирование группы навыков при выдвижении солдата на рубеж развертывания в колонне отделения и занятии им места в боевом порядке отделения при наступлении с ходу можно осуществлять по двум элементам: выдвижение солдата на рубеж развертывания в колонне отделения; занятие им места в боевом порядке. По первому элементу от обучаемых добиваются быстрого движения, соблюдения установленных дистанций и ведения наблюдения за противником и местностью. При этом подаются вводные о пролете авиации, о разрывах снарядов, о движении своих танков, БМП (БТР) и т. п.
      Для отработки второго элемента подается команда: «Отделение, в направлении такого-то предмета, направляющий такой-то, к бою — ВПЕРЕД!» При этом обучаемые отрабатывают четкое выполнение команды, тренируются в быстром занятии своего места в цепи, соблюдая интервалы в боевом порядке и сочетая движения с ведением огня по противнику. После выполнения действий по элементам все они повторяются в комплексе с исходного положения до рубежа, намеченного для начала отработки следующего вопроса.
      Отработку второго учебного вопроса рекомендуется осуществлять по элементам: преодоление заграждений по проходу и занятие своего места в цепи; движение в цепи и уничтожение противника ручными гранатами, огнем в упор и в рукопашном бою.
      Объявляя вводные о действиях противника, следует добиваться от обучаемых соблюдения установленных интервалов при движении, стремительного преодоления заграждений по проходу, меткого броска гранат, дружного крика «Ура!» и решительности в атаке.
      Для организации преодоления обучаемыми участка местности, зараженного радиоактивными (отравляющими) веществами, необходимо объявить соответствующую тактическую обстановку и подать команду на приведение противогазов в положение «наготове». При преодолении зараженного участка в указанном направлении следует подавать обучаемым вводные об огне противника и контролировать их действия. С выходом из зараженного участка необходимо побуждать обучаемых выполнять действия по проведению частичной специальной обработки.
      Для отработки учебных вопросов на седьмом занятии после постановки задачи на оборону (статья 84 Боевого Устава Сухопутных войск, ч. III) следует организовать наблюдение и дооборудование позиции. Затем, объявляя вводные, тренировать обучаемых вначале действиям по сигналам: «Радиационная опасность», «Химическая тревога», «Воздух», а затем при выдвижении и переходе к атаке противника. В процессе всего занятия следует добиваться непрерывного наблюдения за полем боя, доклада об обнаруженных целях, умения определять исходные данные для стрельбы. Основное внимание руководителя занятия должно быть обращено на формирование у обучаемых стремления к взаимодействию.
      При изучении темы «Разведка» руководитель дает обучаемым первоначальные знания по организации и ведению основного вида обеспечения разведки. На практических занятиях у них развивается бдительность, наблюдательность, сообразительность и тактическое мышление.
      Изучение вопросов первого занятия обычно проводится, в форме беседы с широким использованием стендов, плакатов, диафильмов. Применяя знания, полученные на практических занятиях при изучении способов выбора и занятия огневой позиции, обучаемые уясняют требования, предъявляемые к выбору и оборудованию места для наблюдения, способы осмотра местности с целью разведки противника и порядок доклада о результатах наблюдения. Очень важно формировать у обучаемых сознание особой ответственности за выполнение задач в разведке, убедить их в необходимости строгого соблюдения установленных требований по изучаемым вопросам, подчеркивая при этом, что в разведке нетерпима даже малейшая недисциплинированность.
      На втором и третьем занятиях обучаемые выполняют действия в разведке в роли наблюдателя и дозорного. Методика отработки учебных вопросов такая же, как и на тактико-строевых занятиях по обучению действиям солдата в бою.
      При изучении действий в роли наблюдателя внимание обучаемых сосредоточивается на выработке умений быстро оценивать местность с целью выбора места для наблюдения и ведения огня, точно докладывать о результатах разведки. Отрабатывая действия дозорного, необходимо прививать обучаемым умения предвидеть и упреждать действия противника, побуждать их к решительности при встрече с ним.

Скачать 141.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница