Методические рекомендации по профилактике
девиантного поведения несовершеннолетних
Личность развивается формируясь. Появление незаметных психологических новообразований, гипертрофия некоторых черт, создают в ранний период жизни предпосылки для деформации личности. Возникнув как способ ответа ребенка на неблагоприятные социальные воздействия, эти психологические новообразования постепенно обретают собственную логику развития. Их становление продолжается и при отсутствии некогда вызвавших их условий. Более того, сама личность начинает создавать среду, способствующую доминированию отрицательных качеств в личностной системе, приводящих к дальнейшему искажению «формы личности». В ходе перевоспитания приходится работать не с одним изолированным свойством личности, а со всей ее организацией. Часто над первичными недостатками надстраивается целый комплекс вторичных и третичных образований и необходим тщательный анализ для того, чтобы решить, с чего начинать коррекцию. Вот почему воспитательно-образовательный процесс должен быть направлен на предупреждение и возможно более раннее распознавание опасных психологических новообразований, на устранение условий их формирования.
Период раннего детства в большой мере определяет будущее человека. В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния, отрицательные установки в поведении детей могут носить поверхностный, легко устранимый характер или укорениться и требовать длительного и настойчивого перевоспитания.
Нестандартное, отклоняющееся от общепринятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм поведение часто называют девиантным (от латин. «deviatio» - отклонение, уклонение).
Девиантное поведение включает несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения:
- делинквентное (от латин. «delinquens» — правонарушитель, преступник) поведение, направленное на нарушение социально-нравственных норм, но не являющееся уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения). Это своего рода балансирование ребенка на грани закона;
- аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности (токсикомания, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость);
- скрытые формы неблагополучия, например, школьники, характеризующиеся пассивным поведением, повышенной тревожностью. К сожалению, такие дети часто не попадают в поле внимания педагогов и психологов, хотя нуждаются в особом педагогическом подходе.
Девиантное поведение является устойчивой социально-негативной системой определенных способов мышления и действования человека, отклоняющейся от наиболее важных норм права и морали, нарушающей благоприятное личностное развитие и/или наносящей вред общественному окружению; имеющей признаки социальной дезадаптации, а также сопровождающейся отрицательной внешней оценкой и вызывающей необходимость соответствующего реагирования со стороны социальной группы или общества в целом.
Чаще это поведение проявляется в реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни.
В происхождении девиантного поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного воспитания, безнадзорность, отсутствие контроля родителей за тем, как он проводит свободное время, несовершенство процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения и их ценностных ориентаций, конфликтная обстановка в семье.
Основная задача, стоящая перед школой и обществом в целом в отношении детей с девиантным поведением заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социализации и нравственной реабилитации, реализации творческих возможностей, подготовка к полноценной жизни в обществе, интеграции личности в социокультурное пространство.
Поделитесь с Вашими друзьями: |