Физическая культура и спорт расширяют адаптационные возможности человека



Скачать 414.65 Kb.
страница1/4
Дата28.04.2016
Размер414.65 Kb.
  1   2   3   4


ПРЕДИСЛОВИЕ
Физическая культура и спорт расширяют адаптационные возможности человека. Двигательная активность, рациональное питание, закаливание способствуют укреплению здоровья, повышают его функциональные возможности, способствуют увеличению способности противостоять негативным факторам среды. Это особенно важно знать людям, чья жизнь напрямую связана со спортом.

В данном методическом пособии представлен курс лекций, тесты, контрольные вопросы и задания по всем основным темам, согласно рабочей программе по предпрофильной подготовке «Основы медицинских знаний» для учащихся спортивных школ 9 классов. Пособие также дополнено занимательными тестами, непосредственно связанными с тематикой курса и повышающие познавательный интерес учащихся.

Данный курс лекций предназначен для постепенной подготовки учащихся к дальнейшему обучению по специальности 05141 «Физическая культура». Последовательность тем обусловлена логикой развития основных анатомических, физиологических и гигиенических понятий о человеке и способствует формированию научного мировоззрения и развитию глубокого понимания сущности организма спортсмена.

Знание и соблюдение основных гигиенических принципов, требований и рекомендаций по организации занятий физической культурой и спортом значительно повышают их оздоровительную эффективность и обеспечивают возможность достижения спортсменами высоких спортивных результатов без ущерба для здоровья.

В пособии приведены основные теоретические положения, отражающие современные научные взгляды и представления о различных факторах внешней среды и их воздействии на здоровье людей, а также о влиянии занятий физической культурой и спортом на здоровье человека. Рассмотрены актуальные вопросы спортивной медицины и здорового образа жизни. Большое внимание уделено социально-биологическим основам, анатомо-физиологическому обоснованию применения средств физической культуры и спорта в профилактике различных травм и заболеваний, методам их диагностики, а также основам оказания первой медицинской помощи, экогигиене физической культуры и спорта.

Все вопросы курса представлены во взаимосвязи с оздоровительным принципом и основными задачами физического воспитания.




ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ
Цели и задачи: выяснить, что такое профильное обучение: его проблемы и перспективы; рассмотреть вопросы курса.
Лекционный материал:

Общество предъявляет к системе образования разнообразные требования: полноценное развитие личности и качественное обучение, обеспечение безопасности учащихся и профессиональная подготовка. Основная функция профильных курсов – профориентационная. Цель профильных курсов – ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору профессии.



Гос стандарт общего образования, 2004 г, учитывает указанные требования:

  1. введение профильного обучения на старшей ступени школы

  2. усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся

  3. формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать полученные знания, умения и способы деятельности для решения практических задач.

Так как данное учебное заведение УОР ориентируется на подготовке спортсменов и будущих тренеров, то, несомненно, профильное обучение должно осуществляться в спортивном направлении. Поэтому в 9 классе введен профильный предмет «Основы медицинских знаний и спортивной физиологии».

Физическая культура и спорт расширяют адаптационные возможности человека. Двигательная активность, рациональное питание, закаливание способствуют укреплению здоровья человека, повышает его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам среды. Это особенно важно знать людям, чья жизнь напрямую связана со спортом.

В программе приведены основные теоретические положения, отражающие современные научные взгляды и представления о различных факторах внешней среды и их воздействии на здоровье людей, а также о влиянии занятий физической культурой и спортом на здоровье человека. Также широко освещены актуальные вопросы спортивной медицины и здорового образа жизни, различные виды массажа и контроля за состоянием здоровья спортсменов, современная система реабилитации спортсменов. Большое внимание уделено анатомо-физиологическому обоснованию применения средств физической культуры и спорта в профилактике различных травм и заболеваний, методам их диагностики, а также основам оказания первой медицинской помощи. Все вопросы курса рассмотрены с физиологической точки зрения, во взаимосвязи с оздоровительным принципом и основными задачами физического воспитания.


Основы медицинских знаний - учебно-научная дисциплина по изучению причин и проявлений расстройств здоровья при воздействии неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды организма человека, умении оказывать доврачебную помощь и осуществлять профилактические мероприятия, включая пропаганду медицинских знаний и гигиеническое воспитание.

Каждый культурный человек должен знать основы медицины, пропагандировать их среди населения, уметь поставить предварительный диагноз серьезных расстройств здоровья, особенно угрожающих жизни, осуществлять само- и взаимопомощь, по мере возможностей оказывать доврачебную помощь и уход за больными и пораженными.

Профилактическая медицина базируется на гигиене - науке, изучающей влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, разрабатывающей гигиенические нормативы и мероприятия по оздоровлению человека и окружающей среды. Практическим претворением этой науки является санитария. Основной задачей санитарного надзора является осуществление контроля за мероприятиями по предупреждению загрязнения окружающей среды, оздоровлению условий труда, быта и отдыха населения, предупреждению и снижению заболеваемости, соблюдению санитарно-противоэпидемических норм и правил.
Спортивная физиология

Физиология - это наука о процессах жизнедеятельности органов, систем органов и организма в целом, и, так же, это наука о механизмах этих процессов. То есть здесь речь пойдет о кратком описании основ процессов жизнедеятельности органов, систем органов и организма в целом, а так же о механизмах протекания этих процессов в ходе спортивной тренировки.

Современная спортивная тренировка, направленная на достижение высоких результатов, требует от спортсмена большого, а иногда предельного напряжения всех физиологических возможностей. Об этом и пойдет речь курса ОМЗ.



Тема 1 . ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА.

Ученик должен

знать:

  • факторы, влияющие на формирование здоровья человека;

  • определения: здоровье, физическое развитие,

  • основные методы исследования физического развития человека

уметь:

  • оценивать свое физическое развитие, тип конституции;

  • составлять режим дня, исходя из собственных биоритмов.

Основные понятия и определения:

Здоровый образ жизни. Здоровье, факторы влияющие на его формирование. Субъективное и объективное здоровье. Эндогенные и экзогенные факторы.

Типы конституции: астеник, гиперстеник, нормостеник. Физическое развитие. Его оценка.

Работоспособность человека. Изменение работоспособности в течение дня, недели, года. Требования к составлению расписания занятий.

Режим дня. Требования к составлению режима дня. Соблюдение режима.


    1. Здоровье.

Факторы, влияющие на его формирование.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) следует рассматривать как активную и целенаправленную форму поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание физического и психического здоровья. Здоровье является важнейшей ценностью человека.

Здоровье в трактовке Всемирной организации Здравоохранения –

1. это состояние полного духовного, телесного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и недостатков.

2. состояние организма, когда функции всех систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения.

Здоровый человек - это тот человек, который чувствует себя хорошо и на день обследования, у него не удается выявить никаких изменений в организме (это абсолютное здоровье).

Спортом могут заниматься только люди, обладающие абсолютным Здоровьем. Все остальные должны заниматься физической культурой. Физическая культура противопоказана больным онкологическими и психическими заболеваниями.

Здоровье делится на субъективное и объективное. Субъективное здоровье — это то, как человек оценивает свое здоровье.

Объективное здоровье— это, то здоровье, которое есть у субъекта на самом деле.

Субъективное и объективное здоровье не всегда совпадают. Кроме того, есть понятия статистического и динамического здоровья. Статистическое здоровье - это тот уровень здоровья, который определяется на данный момент времени. Динамическое здоровье - это здоровье, оцениваемое за определенный промежуток времени. В медицине часто употребляют термин «практически здоров». Это такое состояние человека, когда имеющиеся дефекты не мешают, ему в практической работе.



Норма — относительно стабильные качественные показатели функций. Например, у человека 16—18 дыхательных движений в минуту, у женщин на 2 больше, частота сердечных сокращений 60—70 ударов в минуту. Чем больше тренирован человек, тем меньше частота сердечных сокращений и частота дыхания, ниже артериальное давление.

У детей в следствии преобладания тонуса симпатической. нервной системы эти показатели выше.



От чего зависит здоровье?

На всем протяжении жизни человека на организм влияют разрушающие (болезни, курение) и укрепляющие факторы (физкультура, закаливание, жизнь во режиму).

Здоровье формируется и поддерживается на определенном уровне под воздействием эндогенных и экзогенных факторов. Эндогенные факторы— факторы внутренней среды, генетические факторы. Известно, что некоторые болезни передаются по наследству (гемофилия). Но большинство заболеваний не связано с наследственностью. Экзогенные факторы — факторы внешней среды. Сюда относятся болезни, вредные привычки, травмы, дефекты питания. Аллергию, радиацию и т. Д
Факторы, влияющие на здоровье человека.

Факторы

Удельный вес, %

Генетические

15-20

Состояние окружающей среды

20-25

Медицинское обеспечение

10-15

Условия и образ жизни

50-55



1.2.Типы конституции. Физическое развитие, его оценка
Конституция — это совокупность функциональных и морфологических особенностей организма, сложившихся и основе наследственных и приобретенных свойств, определяющих характер ответных реакций человека на раздражители.

М. В. Черноруцкий выделяет следующее типы конституции:

а) астеник, б) нормостеник, в) гиперстеник.

Астеники—это высокие, худые, люди. У них преобладают продольные размеры тела, голова небольшая, шея длинная, кости, тонкие, кожа бледная, тонкая, теплая, бархатистая, сердце по размерам небольшое, желудок и кишечник маленькие, в процессах обмена преобладает распад- (диссимиляция), Людям с таким видом конституции лучше заниматься легкой атлетикой, лыжами, спортивными играми.

Гиперстеники— это люди, имеющие небольшой рост, мощный костяк, большую круглую голову, короткую шею, у них преобладают поперечные размеры тела, грудная клетка бочкообразная, кожа толстая, жирная - сердце большое, их размеров: желудок и кишечник объемные, в обмене веществ преобладают процессы созидания (ассимиляция). Люди с этим типом конституции лучше занимаются борьбой, боксом, тяжелой атлетикой, греблей.

Нормостеники - это промежуточный тип с пропорциональным телосложением, уравновешенными процессами обмена веществ, хорошо развитой мускулатурой. Такие люди могут заниматься любыми видами спорта.

Тип конституции можно изменить под влиянием физических упражнений и занятий тем или иным видом спорта. Так бегуны на средние и длинные дистанции худощавы, стройны, с нерезко выраженной мускулатурой, с хорошо развитой грудной клеткой. Прыгуны обычно обладают высоким ростом, относительно небольшим весом, тонким строением скелета. Пловцы характеризуются высоким или средним ростом, хорошей подвижностью грудной клетки и высокой ЖЕЛ. Они имеют правильно и равномерно развитое тело с мягкими, нерезко выраженными линиями мускулов. В жизни не существует чистых астеников и гиперстеников, а существует множество переходных типов.

Физическое развитие человека является одной из составных частей характеризующей здоровье. Под физическим развитием понимается комплекс морфофункциональных показателей, определяющих физическую работоспособность и уровень биологического развития. Физическое развитие оценивается следующими антропометрическими показателями: рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила.
1.3.Работоспособность человека. Утомление.
Под работоспособностью понимается тот наибольший объем работы, которую человек может совершить не утомляясь.

Работоспособность людей неодинакова, и она колеблется в течение дня, недели, суток. На работоспособность влияют состояние здоровья, характер питания, двигательная активность, умственная работа, гигиенические условия, время года, время суток.

Все люди делятся по работоспособности на 3 группы: жаворонки — 40 % (у них большая работоспособность в первой половине дня), совы — 40%. (большая работоспособность во второй половине дня), 20% — промежуточный тип.

Так как эволюционно человек трудился в светлую часть дня, то жаворонки могут быть 40 процентов людей.

Колебания работоспособности в течение дня: сразу после пробуждения работоспособность человека снижена, т. к. сон — это глубокое торможение корковых клеток. Работоспособность постепенно повышается к 9 часам и достигает своего максимума к 10—11 часам. В 12 часов у школьников появляются первые признаки утомления, а в 14 часов работоспособность на нуле. С 16—18 часов наблюдается второй подъем работоспособности, а в 20 часов работоспособность вновь на нуле.

Колебания работоспособности в течение недели: в течение недели самая низкая работоспособность – в понедельник и субботу, а наиболее продуктивная работоспособность наблюдается во вторник, среду и четверг.

При утомлении у человека снижается внимание, он делает больше ошибок, у него появляется головная боль, слабость.

Утомление - это физиологический процесс, при котором происходит временное снижение работоспособности, уменьшение координации движений. Субъективно оценивается как усталость. Утомление проходит после отдыха, после смены вида деятельности.

Признаки утомления:


  • снижение продуктивности труда

  • ослабление внимания

  • снижение интенсивности и скорости движений

  • нарушение согласованности и ритмичности работы разных групп мышц

Если утомление не снимается хронически (т. е. изо дня в день) то развивается переутомление. Переутомление – это крайняя степень утомления, может носить продолжительный характер и даже перейти в заболевание.

Признаки переутомления

  • выполнение упражнения с каждым разом становится все труднее и труднее

  • пропадает желание выполнять какие-либо действия

  • учащенное сердцебиение

  • одышка

  • повышенное потоотделение

  • значительное покраснение кожных покровов

  • нарушение координации движений

  • поверхностное дыхание через рот

  • головная боль, тошнота, рвота

Люди с переутомлением должны освобождаться на некоторое время от основного вида деятельности, им надо увеличить продолжительность сна улучшить питание, сменить социальную обстановку в школе или дома.

Для того чтобы не уставать, необходимы: правильная дозировка нагрузок, чередование упражнений, связанных с напряжением и расслаблением, благоприятный эмоциональный фон. Понятие «утомление» тесно связано с выносливостью. Главным условием развития выносливости является работа до утомления. Поэтому небольшое утомление допустимо и необходимо для развития выносливости.


1.4.Режим дня
Человек меньше утомляется, если он живет по режиму.

Режим – это правильное чередование видов деятельности: сна, питания, умственного и физического труда.

Соблюдение рационального режима дня способствует повышению физической и умственной работоспособности. А происходит это потому, что при соблюдении распорядка дня вырабатывается определенный ритм функционирования организма, благодаря чему у человека возрастает способность выполнять различные виды деятельности с наибольшей эффективностью. При составлении суточного режима необходимо учитывать условия жизни человека, возраст и его индивидуальные особенности. Однако основные составляющие распорядка дня должны быть едиными:

Сон у взрослого человека должен быть не менее 8 часов, у детей продолжительность сна больше. У каждого человека имеется свой оптимум сна. Лучше, если у каждого школьника будет возможность поспать днем. Очень важно, подъем и отход ко сну всегда были в одно и то же время. Во время сна на организм не должны воздействовать дополнительные раздражители, поэтому на теле может быть минимум одежды; а свет, теле- и радиоприборы выключить. Восстановительные процессы пойдут быстрее, если сон будет на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении.

Последний прием пищи должен быть как минимум за 2 часа до сна. Питание должно быть четырехразовое: завтрак, обед, полдник и ужин, или завтрак второй завтрак, обед и ужин.

Пребывание на свежем воздухе - необходимая часть режима школьника. Ежедневно пребывать на свежем воздухе должны: дети младших классов — 3,5 часа, средних классов – 3 часа; старших классов - 2,5 часа. Двигательная активность — необходимая часть режима дня. В настоящее время достаточную физическую нагрузку имеют лишь те дети, которые регулярно посещают занятия спортивных секций, а остальные - испытывают состояние гиподинамии. Существуют, нормы двигательной активности детей в сутки:

возраст

Тысячи шагов

километров

8-10 лет

15-20

7,5-10

11-14 лет

20-25

12-17

15-17(девушки)

20-25

15-20

15-17(юноши)

25-30

18-23

Занятия в спортивных секциях должны быть 3-4, максимум 5 раз неделю. Учебная нагрузка в 9—11 классах не более 34-35 часов в неделю.



Контрольные вопросы и задания по теме 1.

  1. Укажите функционально-морфологические свойства организма, которые определяют физическую работоспособность человека.

  2. Что такое здоровье и физическое развитие человека?

  3. Укажите факторы, влияющие на физическое развитие человека?

  4. Охарактеризуйте типы телосложения человека. Какими видами спорта должны заниматься астеники, гиперстеники и нормостеники?

  5. Что такое утомление, как преодолеть утомление?

  6. Перечислите правила составления режима дня.


Тема 2 . ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

Ученик должен:



знать:

  • функционально-морфологические свойства организма, которые определяют его физическую работоспособность;

  • определения: здоровье, физическое развития, масса тела, уровень аэробной и анаэробной мощности, сила, мышечная выносливость, координация движений;

  • основные методы исследования физического развития человека

уметь:


Лабораторная работа – 1 час

Исследование организма с измерением различных соматоскопических и соматометрических показателей.

Контрольная работа – 1 час
2.1. Показатели индивидуального

физического развития.
Под физическим развитием человека понимают комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет его физическую дееспособность. В это комплексное понятие входят такие факторы, как здоровье, физическое развитие, масса тела, уровень аэробной и анаэробной мощности, сила, мышечная выносливость, координация движений, мотивация и др.

На физическое развитие человека влияют наследственность, окружающая среда, социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность, занятия спортом.

Известно, что здоровье определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным развитием, нормальным уровнем основных физиологических показателей. Поэтому одним из основных направлений в работе по укреплению здоровья средствами физкультуры является врачебное наблюдение за влиянием физкультуры и спорта на физическое состояние человека.

Согласно программе, разработанной Международным комитетом по стандартизации тестов физической готовности, определение работоспособности должно проходить по четырем направлениям:

1)медицинский осмотр;

2)определение физиологических реакций разных систем организма на физическую нагрузку;

3)определение телосложения и состава тела в корреляции с физической работоспособностью;

4)определение способности к выполнению физических нагрузок и движений в комплексе упражнений, совершение которых зависит от разных систем организма.

Основными методами исследования физического развития человека являются внешний осмотр (соматоскопия) и измерения — антропометрия (соматометрия).

Исследования физического развития лиц, занимающихся физкультурой и спортом, имеют следующие задачи:

оценка воздействия на организм систематических занятий физкультурой и спортом; отбор детей, подростков для занятий тем или иным видом спорта;

контроль за формированием определенных особенностей физического развития у спортсменов на их пути от новичка до мастера спорта.
Мои Физические возможности

I. Свои физические возможности вы можете оценить с помощью гарвардского степ-теста. В течение 5 минут (300 с) непрерывно делайте «восхождение» на приготовленный стул или ступеньку (высота 40-50 см), а, потом спускайтесь. Последовательность здесь такая:

1) одна нога поставлена на стул;

2) обе ноги на стуле;

3) одна нога на полу;

4) обе ноги на полу.

Темп достаточно быстрый. Если вас не хватило на 5 минут — засеките, сколько времени вы выдержали.

Окончив упражнение, сразу сядьте на стул, посчитайте

пульс по такому графику:

1) через минуту после окончания упражнения в течение 30 с (с 60 до 90 с)

- Р1;

2)через 2 минуты после окончания упражнения в течение 30 сек. (120 – 150 с) – Р2;

3) через 3 минуты в течение 30 с (180 – 210 с) - Р3.

Теперь рассчитайте индекс гарвардского степ-теста по следующей формуле



ИГСТ = Т ×100/ (Р1 + Р2 + Р3) ×2

Где Т - фактическое время выполнения теста.


Оценка результатов.

ИГСТ

ОЦЕНКА


меньше 55

плохо

55—64

ниже средней

65—70

средняя

80—89

хорошая

90 и более

отличная


II. Для определения силы плечевого пояса проведем отжимание от пола в упоре лежа: 40 раз и более — отлично, 25—30 раз — хорошо, 15—20 — удовлетворительно, меньше 10 — плохо.

III. Тренированность мышц живота и спины определяется так: садитесь на пол, руки в упоре сзади. Поднимите ноги на 15—20 см от пола. Опишите ступнями круг 80 см сначала по часовой стрелке, затем — против. Если вы сможете без перерыва выполнять это упражнение более 4 мин — отлично, 8—2,5 мин — хорошо, 2—1,5 мин — удовлетворительно, меньше минуты — плохо.

IV. Для определения силы ног предлагаем приседания. Нужно медленно, в течение 5-6 секунд делать приседания и в течение такого же времени подниматься: 8 приседаний — отлично, 6 — хорошо, 4 — удовлетворительно, меньше 2 - плохо.
2.2. Наружный осмотр (соматоскопия)
При исследовании физического развития человека наряду с данными, полученными инструментальными методами, учитывают и описательные показатели.

Начинают осмотр с оценки кожного покрова, затем формы грудной клетки, живота, ног, степени развития мускулатуры, жироотложений, состояния опорно-двигательного аппарата и других параметров (показателей):



I. Кожа описывается как гладкая, чистая, влажная, сухая, упругая, вялая, угристая, бледная, гиперемированная и др.

II. Состояние опорно-двигательного аппарата (ОДА) оценивается по общему впечатлению: массивности, ширине плеч, осанке и пр.

Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости, анфас представляет собой прямую линию. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как в переднезаднем направлении (кифоз, лордоз), так и боковые (сколиоз). Плоская спина характеризуется сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника. Круглая спина (сутуловатость) представляет собой форму грудного кифоза.

Осанка — привычная поза непринужденно стоящего человека. Зависит она, от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и выпрямленную (рис. 2). для определения осанки проводят визуальные наблюдения над положением лопаток, уровнем плеч, положением головы. Кроме того, включают инструментальные исследования (определение глубины шейного и поясничного изгибов и длины позвоночника).

Нормальная осанка характеризуется признаками (см. рис. 1):

1 - расположением надплечий на одном уровне;

2 - расположением обеих лопаток на одном уровне;

3 - равными треугольниками (справа и слева), образуемыми туловищем и свободно опущенными руками;

4 - правильными изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости (глубиной до 5 см в поясничном отделе и до 2 см — в шейном).

Рис. 1. Признаки нормальной осанки (а);

определение искривления позвоночника (б);

Виды сколиоза:

1)правосторонний

2)левосторонний

3)S - образный





Рис. 2. Виды осанки:

а – нормальная;

б – сутуловатость;

в – кифотическая;

г – лордическая

д – выпрямленная (плоская)

При ряде заболеваний (сколиоз, кифоз и др.) происходит изменение осанки. Нередко занятия несоответствующим видом спорта, ранняя специализация (гимнастика, штанга и др.) ведут к расстройству функции позвоночника и мышечному дисбалансу, что отрицательно сказывается на функции внутренних органов и работоспособности человека в целом.

При определении формы ног, обследуемый соединяет пятки вместе и стоит, выпрямившись. В норме ноги соприкасаются в области коленных суставов, при 0-образной форме коленные суставы не соприкасаются, при Х-образной — один коленный сустав заходит за другой.



Стопа — орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. При осмотре опорной поверхности обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. Кроме того, обращают внимание на вертикальные оси ахиллесова сухожилия и пятки при нагрузке.

Помимо осмотра, можно получить отпечатки стопы (плантография). Степень уплощения стопы рассчитывают по методу Шритера.



Развитие мускулатуры характеризуется количеством мышечной ткани, ее упругостью, рельефностью и др. О развитии мускулатуры дополнительно судят по положению лопаток, форме живота и т.д. Развитость мускулатуры в значительной мере определяет силу, выносливость человека и вид спорта, которым он занимается.

III. Степень полового созревания — важная часть характеристики физического развития школьников; она определяется по совокупности вторичных половых признаков: волосистости на лобке и в подмышечной области. Кроме того, у девочек, — по развитию молочной железы и времени появления менструаций, у юношей — по развитию волосяного покрова на лице, кадыке и мутации голоса.

IV. Телосложение определяется размерами, формами, пропорцией (соотношением одних размеров тела с другими) и особенностями взаимного расположения частей тела. На телосложение влияет вид спорта, питание, окружающая среда (климатические условия) и другие факторы.

Конституция — это особенности телосложения человека. М.В. Черноруцкий выделяет три типа конституции (рис. 7): гиперстенический, астенический и нормостенический. Автор учитывает как морфологические, так и функциональные особенности индивидуума.

Замечена зависимость между конституциональньим типом человека и подверженностью его тем или иным заболеваниям. Так, у астеников чаще встречаются туберкулез, заболевания желудочно-кишечного тракта, а у гиперстеников — болезни обмена веществ, печени, гипертоническая болезнь и др.

Следует заметить, что четко выраженные типы телосложения у спортсменов встречаются редко. Чаще бывают различные комбинированные формы с преобладанием признаков того или иного типа телосложения Однако существуют характерные типы телосложения для отдельных видов спорта. Так, баскетболисты — высокорослые, тяжелоатлеты, метатели — массивные, в спортивной гимнастике преобладают низкорослые и т.д.


2.3. Антропометрия (соматометрия)
Антропометрические измерения – это система измерений морфологических (человеческого тела и его частей) и функциональных признаков. Они используются для исследования физического развития человека, его соответствия медицинским стандартам для разных возрастных групп населения. Различают основные и дополнительные антропометрические показатели. К первым относят рост, массу тела, окружность трудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном выдохе), силу кистей и становую силу (силу мышц спины). Кроме того, к основным показателям физического развития относят определение соотношения активных и пассивных тканей тела (тощая масса, общее количество жира) и другие показатели состава тела. К дополнительным антропометрическим показателям относят рост сидя, окружность шеи, живота, талии, бедра и голени, размер плеча, сагиттальный и фронтальный диаметры трудной клетки, длину рук и др. Таким образом, антропометрия включает в себя определение длины, диаметров, окружностей и др.

Рост стоя и сидя измеряется ростомером. При измерении роста стоя пациент становится спиной к вертикальной стойке, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Планшетку опускают до соприкосновения с головой.

При измерении роста, сидя пациент, садится на скамейку, касаясь вертикальной стойки ягодицами и межлопаточной областью.

Измерение роста в положении сидя при сопоставлении с другими продольными размерами дает представление о пропорциях тела. С помощью антропометра определяют длину отдельных частей тела: верхней и нижней конечностей, длину туловища. Проводить эти измерения помогают принятые в антропологии анатомические точки на теле человека

Для определения любого продольного размера нужно знать расположение верхней и нижней антропометрических точек, ограничивающих данный размер. Разность между их высотой и составляет искомую величину.

Длина тела может существенно изменяться под влиянием физических нагрузок. Так, в баскетболе, волейболе, прыжках в высоту рост тела в длину ускоряется, в то время как при занятиях тяжелой атлетикой, спортивной гимнастикой, акробатикой — замедляется. Поэтому рост является ориентиром при отборе для занятий тем или иным видом спорта.

К настоящему времени разработано большое количество схем, шкал, типов, классификаций (В.В. Кунак, М.В. Черноруцкий, В.П. Чтецов и др.) для определения и характеристики общих размеров, пропорций тела, конституции и других соматических особенностей человека.



I. коэффициент пропорциональности (КП) тела:

КП = рост стоя – рост сидя / рост сидя × 100%

В норме КП = 87-92%, если меньше 87% - это указывает на относительно малую длину ног; величина больше 92% - на большую длину ног.



II. Весо-ростовой показатель определяется делением веса в граммах

на рост в сантиметрах:





III. Для людей, интенсивно занимающихся спортом, подходит коэффициент крепости телосложения, вычисляемый по формуле:

Рост (см) – вес (кг) – окружность грудной клетки на выдохе (см)




Оценка результатов:

меньше 10 – крепкое телосложение;

10-20 – хорошее телосложение;

21 – 25 – среднее;

26 – 35 – слабое;

36 и более – очень слабое.


Масса тела определяется взвешиванием на медицинских весах. Масса тела суммарно выражает уровень развития костно-мышечного аппарата, подкожно-жирового слоя и внутренних органов.

Окружности головы, груди, плеча, бедра, голени измеряют сантиметровой лентой.

Мышечная сила рук характеризует степень развития мускулатуры; измеряется она ручным динамометром (в кг). Производят 2—3 измерения, записывают наибольший показатель. Показатель зависит от возраста, пола и вида спорта, которым занимается обследуемый.

Оценка результатов:

Сила рук

Средние результаты измерений, для мужчин, ДкН

Средние результаты измерений для женщин, Дкн

Правой

35-50

25-33

Левой

32-46

23-30

Существуют также множество других методик расчета индекса силы, выносливости, гибкости, подвижности в суставах, определение содержания воды в массе тела.

Т.о., исследования с измерением различных антропометрических показателей у лиц, занимающихся физкультурой и спортом, позволяют контролировать рост и развитие физической работоспособности. С точки зрения здоровья особое значение имеет оценка состояния мускулатуры и осанки.


Лабораторная работа №1. «Исследование организма с измерением различных соматоскопических и антропометрических показателей».
Цель: определение гармоничности физического развития по оценке соматоскопических и антропометрических показателей.

Оборудование: ростомер, сантиметровая лента, весы, динамометр.

Ход работы

I. Соматоскопия – наружный осмотр




Соматоскопические показатели

Состояние

Объяснение результатов

1. Кожные покровы







2. Опорно-двигательный аппарат







А) Осанка







Б) Форма ног







В) Стопа







Д) Мускулатура







3. Степень полового созревания







4. Тип телосложения








II. Соматометрия – система измерений


Соматометрические показатели

Формула для

расчета

Оценка результатов

1.Коэффициент пропорциональности

КП = рост стоя – рост сидя : рост сидя × 100%




2.Весо-ростовой показатель

ВСП = вес в граммах : рост в сантиметрах





3.Коэффициент крепости телосложения

Рост (см) – вес (кг) – окружность грудной клетки на выдохе (см)





4. Мышечная сила рук

динамометром





Вывод по лабораторной работе:


Контрольные вопросы и задания по теме 2.

  1. Укажите функционально-морфологические свойства организма, которые определяют физическую работоспособность человека.

  2. Что такое здоровье и физическое развитие человека?

  3. Укажите факторы, влияющие на физическое развитие человека?

  4. Перечислите основные соматоскопические показатели и дайте их краткую характеристику.

  5. Охарактеризуйте типы телосложения человека. Какими видами спорта должны заниматься астеники, гиперстеники и нормостеники?

  6. Опишите основные нарушения в строении опорно-двигательного аппарата. Как их можно предотвратить?

  7. Перечислите основные соматометрические показатели и дайте их краткую характеристику.



Каталог: UserFiles -> orgs -> GrvId 614
GrvId 614 -> Исследование и оценка функционального состояния Физиологические основы перестройки фсо спортсменов
GrvId 614 -> Лекция №18. Спортивные травмы. Профилактика. Содержание учебного материала
GrvId 614 -> Лекция №13. Врачебно-педагогическое наблюдение как форма контроля
GrvId 614 -> Чайный вечер
GrvId 614 -> Учебная программа для учащихся классов класс Уроки изучения нового материала 28 часа Контрольные работы часа
GrvId 614 -> Лекция №18. Спортивные травмы. Профилактика. Содержание учебного материала
GrvId 614 -> Лекция №13. Врачебно-педагогическое наблюдение как форма контроля
GrvId 614 -> Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской республики

Скачать 414.65 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




©zodomed.ru 2024


    Главная страница